Ставные невода устанавливают на жестком каркасе, мягком каркасе и комбинированным способом.
Установка на жестком каркасе. Основу невода на жестком каркасе составляют деревянные сваи (рис. 11) диаметром (6-8) см, забиваемых в грунт на глубину до 1 м. Концы свай возвышаются над уровнем воды. Каждая свая раскреплена оттяжками. Концы оттяжек идут к забитым в грунт деревянным колышком (чипчиком) или якорям. Сваи крыла и ловушки соединяют между собой толстой проволокой или тонким стальным канатом. Сваи ловушки, соединенные проволокой или канатом, образуют жесткую раму, на которую подвешивают сетную часть ловушки. Верхняя подбора ловушки находится над поверхностью воды и не несет плава. Нижнюю часть ловушки подтягивают к сваям веревочными кольцами, которые проходят через петлю у основания сваи. Это позволяет во время переборки отдавать низы ловушки и поднимать их к поверхности воды, а после переборки снова подтягивать к сваям. К центральному тросу, соединяющему сваи крыла, подвешивают сетную часть крыла.
Рисунок 11 - Установка ставного невода на жестком каркасе
1 - рама ловушки; 2 - свая; 3 - центральный трос; 4 - оттяжка крыла; 5 - оттяжка ловушки; 6 - якорь или балласт.
Ставные невода устанавливают на сваях, если глубина в месте установки не превышает (2,5-3) м.
На каменистых грунтах, где сваи забить сложно, концы свай свободно ставят на дно, подвязывая к ним груз. Такую установку применяют лишь в защищенных от ветра бухтах и заливах.
Установка на мягком каркасе. Широко распространена установки ставных неводов на мягком каркасе (рис. 12), основой которого являете прочный трос, называемый центральным (становом) тросом. Его туго растягивают по линии установки невода на поверхности воды между берегом и центральным наплавом. Поддерживается он на плаву с помощью поплавков и наплавов. Мощный центральный наплав укрепляют с помощью оттяжек, идущие к якорям. На центральном тросе, укрепляемом с боков боковыми оттяжками крепят крыло, низы которого оснащены грузом. На морском конце троса растягивают раму, канат, охватывающий ловушку. Рама снабжена плавом и держится на поверхности воды. Углы рамы оттянуты к угловым наплавам с оттяжками, набитыми от угловых якорей. Внутрь пространства, охваченного рамой помещают ловушку, верх которой, снабженный плавом, подтягивают к раме. Низы ловушки свободно свисают и ложатся на дно. Иногда их оснащают количеством грузил до 10 % от величины плава.
Рисунок 12 - Установка ставного невода на мягком каркасе с верхним креплением крыла
1 - центральный трос; 2 - центральный плав; 3 - тонек для крепления ловушки; 4 - угловой наплав ловушки; 5 - наклонные оттяжки; 6 - сетная часть ловушки; 7 - рама; 8 - наплав на крыле; 9 - крыло; 10 - наклонные оттяжки крыла
Установка на мягком каркасе применяется на любых глубинах, штормоустойчива, удобна в эксплуатации. Она широко применяется как за рубежом так и в России. К недостаткам ее нужно отнести выдувание и деформации: формы ловушки. Небольшие ловушки можно ставить без рамы, так как роль её может выполнить верхняя подбора.
Комбинированная установка. В этом случае ловушку устанавливают на сваях, а крыло — на плаву. Благодаря этому ловушка сохраняет правильную форму, а крыло лучше "открывается" на волне. При этом крыло часто устанавливают на донном креплении (рис. 13). При этом центральный трос растягивают между центральными якорями или сваями, а с боков закрепляют длинными оттяжками, идущими к якорям или чипчикам.
Рисунок 13 - Установка ставного невода на мягком каркасе с донным креплением крыла.
1 - центральный трос; 2 - крыло; 3 - тонек; 4 - якорь или балласт; 5 - донная оттяжка
Слабина центрального троса позволяет поднять его к поверхности без отдачи якорей и навязать и даже набить боковые оттяжки, а затем опустить снов на дно. Затем к нему подвязывают низы крыла, для чего трос снова поднимаю и, постепенно перебираясь по нему, вяжут крыловые бензели. Верхняя подбора крыла снабжена плавом. Такая система установки дает возможность притонут крылу от действия штормового течения и снизить опасность разрушения.
Лов ставными неводами состоит из следующих операций: выбор места лова, подготовка к установке и установка невода, обслуживание невода, снятие невода.
Выбор места невода
Ставные невода обычно устанавливают на длительное время, поэтому выбор места лова имеет первостепенное значение. Правильный выбор места установки неводов оказывает большое влияние на эффективность промысла. При этом следует соблюдать следующие условия:
1) путь движения рыбы должен проходить недалеко от берега;
2) дистанция между установками должна обеспечивать нормальный проход рыбы (минимальное расстояние между неводами - 2 км).
Песчаный грунт является лучшим для крепления ставных неводов. На нем невода хорошо удерживаются и меньше изнашиваются от трения. Установка на илистых грунтах не менее надежна. Здесь требуется большая удерживающая сила якорей. Не рекомендуется устанавливать невода на каменных грунтах. Схема крепления "мертвых" якорей приведена на рис. 14.
а) б) в)
Рисунок 14 - Схема крепления "мертвых" якорей
а - установка вертикальных оттяжек; б - крепление подъякорного каната к мешкам с балластом; в - крепление подъякорного каната к бетонным блокам.
В месте установки невода производят промер глубин и измерение скорости течения. Промер глубин осуществляется у берега с помощью рейки, на больших изобатах - лотом. Замеры производятся через определенные интервалы. При пологом дне расстояние между замерами составляет от 30 до 50 м. При значительных перепадах глубин интервалы уменьшают до 5-10 м и замеры производят дважды.
Для определения направления и скорости течения применяется несколько способов. Наиболее простым и доступным является поплавковый способ. Он позволяет определить направление и скорость течения не только у поверхности, но и на глубине. Замеры производят с судна, стоящего на якоре. Поплавок опускают в воду и по его сносу и длине линя определяют направление и скорость течения.
Более точно скорость и направление течений определяют с помощью гидрологических вертушек.
Подготовка к установке невода. Подготовка к постановке невода включает в себя подготовку центрального троса, сетной части крыла и ловушки, оттяжек, якорей, плавучести и загрузки.
Заблаговременно в удобном для погрузки месте, производят засыпку мешков песком или галькой. Насыпав полмешка песка, одевают пояс из каната и мешок засыпается до полного, после чего зашивается нитками. Мешки с камнями формируют до необходимой массы (200-1000) кг. Также в качестве "мертвых" якорей используют бетонные блоки, а на каменистых грунтах эффективным является применение металлических якорей типа "адмиралтейский", многоразового пользования.
Раму ловушки и центральный трос оснащают наплавами, а нижнюю подбору крыла и в некоторых случаях низы ловушки - грузилами. В качестве плавучести применяются пенопластовые кошельковые наплава.
Маркируют центральный трос в местах крепления к нему рамы ловушки и якорных оттяжек крыла. Для крепления центрального троса на берегу за приливной полосой закапывается бревно на глубину до 2-3 м, к которому прикрепляется береговой соединительный конец длиной (30-50) м из стального каната диаметром (17-20) мм. Точку крепления центрального троса на берегу выбирают с таким расчетом, чтобы она находилась над уровнем моря и центральный трос при накате волн не мог касаться береговых предметов и интенсивно изнашиваться.
Для правильного расположения крыла невода, непосредственно за точкой его крепления на берегу, устанавливаются створы.
Высота створов должна обеспечивать их хорошую видимость с моря на расстоянии длины центрального троса.
Установка невода. Эта операция наиболее ответственный и трудоемкий процесс. Способы и последовательность установки зависят от условий лова, типа вспомогательных судов, сложившихся традиций. Установка неводов на мягком каркасе начинается с центрального троса.
Перед установкой центральный трос набирают бухтами на плашкоут или промысловую палубу с таким расчетом, чтобы при выметке наплава не цеплялись друг за друга, за борт судна. Коренной конец центрального троса прикрепляется к бую. К бую также привязываются две головные оттяжки. Первая, длиной 40 м и вторая - от 45 до 50 м. К коренной оттяжке на двух подъякорниках крепится 40 мешков. Вдоль каждого борта укладывается по 20 мешков, под пояс которых продеваются концы подъякорников и закрепляются на последнем мешке. Длинная оттяжка закрепляется на гаке судна.
Постановка центрального троса приурочивается ко времени затухания приливо-отливных течений в период малой воды. Постановку лучше производить при штилевой погоде или при ветре не свыше двух баллов.
В начале постановки свободный конец центрального троса с помощью рабочей лодки передается на берег, где соединяется с береговым соединительным канатом. Судно-постановщик, взяв курс по створам, двигается от берега. Центральный трос свободно сходит с кормы.
В местах, где имеются широкие песчаные пляжи, практикуется подготовка центрального троса на берегу. Он раскладывается широкими шлагами. При постановке ходовой конец центрального троса передается на судно и он стягивается в воду.
После выметки центрального троса ставится буй. Трос натягивают ходом за короткую оттяжку до возможных пределов, затем сбрасывают подъякорник с мешками. Второй оттяжкой продолжают удерживать центральный трос в натянутом состоянии, пока якоря не лягут на грунт. Оттяжку вытравливают под натяжением, выпрямляя возможный прогиб центрального троса. Одновременно вооружают мешками подъякорник и сбрасывают их в воду. Если возникла слабина у первой оттяжки, ее отвязывают от головного буя. Устранив слабину, вновь крепят к бую. После этого с обеих сторон от центральных оттяжек головного буя делается дополнительное раскрепление центрального троса с помощью трех, четырех оттяжек.
После постановки головного буя приступают к раскреплению центрального троса по его длине. Предварительно на судне-постановщике оснащают мешками подъякорники, равномерно располагая их по каждому борту.
Раскрепление центрального троса начинают от берега. Первую пару оттяжек крепят к центральному тросу на возможно близком расстоянии от береговой линии, обеспечивающим безопасную работу плавсредств. Оттяжки оснащают загрузкой, состоящей из пяти, семи мешков. По мере удаления от берега постепенно увеличивают количество мешков до 12-15 у ловушки.
Постановку оттяжек производят с помощью рабочей лодки. С судна передают конец оттяжки на лодку и, подтянув его к центральному тросу, крепят у марки. Оттяжки набивают перпендикулярно центральному тросу и сбрасывают подъякорники. Затем переходят на противоположную сторону центрального троса и у той же марки ставят вторую оттяжку. При этом наблюдают за натягиванием оттяжки и прогибом центрального троса. В случае образования изгиба его устраняют изменением натяжения оттяжек.
После раскрепления первой пары наклонных оттяжек переходят к следующей марке центрального троса и ставят вторую пару оттяжек аналогичным способом и т.д.
В первую очередь устанавливают оттяжки со сторон действия течения. В этом случае легче обеспечить прямолинейность центрального троса и устранить образовавшиеся прогибы.
Крыло ставного невода должно быть установлено строго прямолинейно. В этом случае рыба идет вдоль крыла до входа в ловушку. Изгибы крыла заставляют ее уклоняться в сторону и отходить от крыла. Поэтому при установке центрального троса необходимо делать сравнительно небольшие интервалы между оттяжками и как можно туже натягивать центральный трос. Слабое натяжение центрального троса приводит к неравномерной работе якорных оттяжек, что может вызвать обрыв и разрушение всей установки.
При наличии сильных течений, помимо крепления наклонными оттяжками, посередине центрального троса устанавливают крестообразно расположенные наклонные оттяжки.
Установку рамы ловушек производят по маркам на центральном тросе со стороны головного буя. В начале выметывают часть рамы по течению. К углам рамы подвязывают угловые буи и производят "наживление", т.е. ставят по одной наклонной оттяжке на каждый буй. Затем вторую часть рамы натягивают против течения и раскрепляют так же, как и первую. Далее производят раскрепление рамы. На каждый угловой буй устанавливают не менее трех, четырех оттяжек на двойных подъякорниках с загрузкой по 20 мешков. Длина якорных оттяжек для раскрепления рамы ловушки в три, четыре раза превышает глубину в месте установки ловушки. После крепления угловых буев приступают к раскреплению рамы по ее периметру, выравнивая возможные перекосы.
Полностью раскрепив каркас невода, навешивают сетную часть — крыло, ловушку, открылки, садки и т.д. Если невод небольших размеров, то крыло и ловушку навешивают одновременно. При установке больших неводов вначале навешивают ловушку, а затем крыло.
Подвешивание ловушки производится по течению. Ловушка набирается на кунгас таким образом, чтобы вход в ловушку располагался в сторону берега. Кунгас подводят к раме со стороны действующего течения. Углы ловушки крепятся оттяжками к угловым буям. Затем, используя попутное течение, кунгас сплывает, выметывая сетную часть. В случае слабого течения помогают растаскивать ловушку с помощью рабочей лодки. При подходе кунгаса к центральному тросу последний поднимается. Кунгас переводится под ним на другую сторону. Заканчивают выметку ловушки подвязкой углов сливной части оттяжки к угловым буям, предварительно натягивая верхнюю подбору. Затем ловушка подвязывается к центральному тросу посередине верхней подборы. Далее прикрепляют верхнюю подбору ловушки по периметру с помощью рамных оттяжек. После этого устанавливают внутренние подъемные дороги и входные открылки.
Установку невода заканчивают прикреплением к центральному тросу крыла и к раме ловушки.
Звенья крыла набирают последовательно, соблюдая соответствие высоты глубине места установки. Соединяя их шворкой по перечным кромкам. В первую очередь на кунгас набираются береговые звенья, а морские в последнюю.
Подвеску крыла начинают со стороны ловушки. Центральный трос поднимают на борт и укрепляют так, чтобы он в процессе работы не мог соскользнуть в воду. Постановочный кунгас заводят кормой в ворота ловушки и приступают к заделке конца крыла. Огон верхней подборы крыла крепится за центральный трос. Якорь вертикальной оттяжки спускают отвесно от точки крепления и по оттяжке пропускают петли пожилины боковой кромки крыла. Затем вертикальная оттяжка закрепляется на центральном тросе. Заделав конец крыла, кунгас продвигают вперед, подтягиваясь за центральный трос, выметывая крыло. При этом на расстоянии 10-12 м от ловушки крыло садится со слабиной в 1,5-2 м с тем, чтобы конец крыла возможно больше подходил к ловушке. Последующая посадка крыла производится втугую.
Для перетягивания переборочного кунгаса над ловушкой на каркас рамы устанавливают канаты, которые крепятся к угловым буям рамы параллельно берегу. Для стоянки плавсредств на рейде устанавливаются буи вблизи от невода. На оттяжку стояночного буя ставится по 50-60 мешков с песком.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 1656.