Представители работодателей как стороны социального партнер ства. Союзы работодателей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Согласно ТК РФ в социально-парт-

нерских отношениях в зависимости от уровней социального партнер-

ства представителями работодателей являются:

1) на локальном уровне социального партнерства – законные (ру-

ководители организации) или уполномоченные представители рабо-

тодателя;

2) на иных уровнях социального партнерства – соответствующие

объединения работодателей;

3) иные представители работодателей в лице соответствующих фе-

деральных органов исполнительной власти, органов исполнительной

власти субъектов Федерации, иных государственных органов и орга-

нов местного самоуправления.

Отметим, что работодатель – индивидуальный предприниматель

реализует свои права в сфере социального партнерства лично либо че-

рез уполномоченного представителя.

СОЮЗЫ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Союзы работодателей (предпринимателей) как социальные парт-

неры – довольно устоявшееся явление в зарубежной практике. Их воз-

никновение совпадает по времени с образованием профсоюзов, т.е.

относится к XIX в. Приоритет принадлежал Англии, где по мере раз-

вития рабочих организаций стали возникать и крупные организации

предпринимателей. И.С. Войтинский подчеркивал, что в уставах не-

которых из них задачи ассоциаций определялись следующим образом:

защита интересов ее членов против организаций рабочих, пытающих-

ся посредством забастовок или других коллективных действий нала-

гать ограничительные условия на ведение дел предприятий1.

Союзы работодателей

(предпринимателей) были легализованы в соответствии с Времен-

ными правилами о профессиональных обществах.

В годы пер-

вой русской революции (1905–1907 гг.) союзы предпринимателей ста-

ли базой для создания политических организаций.

В настоящее время идет сложный и противоречивый процесс воз-

рождения и становления организаций предпринимателей (работода-

телей). Прежние традиции утрачены, а новые еще не устоялись. Имен-

но ≪разобщенность и несамостоятельность российских работодателей

вынуждает власти централизованно, сверху проводить в жизнь меха-

низм социального партнерства с помощью законов и подзаконных

актов≫1. С целью оказания организационной помощи в деле создания

союзов предпринимателей в России по инициативе МОТ в сентябре

1994 г. был учрежден Координационный совет российских объедине-

ний работодателей, с 2000 г. – Союз российских объединений рабо-

тодателей.

В этой части полезно обратиться к зарубежному опыту. На первых

порах на Западе ассоциации предпринимателей по роду своей деятель-

ности делились на экономические и так называемые социальные сою-

зы (последние объединялись с целью противостояния объединенным

профсоюзам работников). Но затем в большинстве стран произошло

слияние этих функций в рамках одной организации предпринимате-

лей. И в отличие от профессиональных союзов работников, которые

осуществляют исключительно функцию защиты и представительства

интересов своих членов, союзы предпринимателей выполняют, как

правило, одновременно две функции. Во-первых, они обеспечива-

ют защиту корпоративных экономических интересов в отношениях

с государством по вопросам налоговой, инвестиционной, таможен-

ной и т.д. политики. Во-вторых, осуществляют представительство

своих интересов в отношениях с профсоюзами работников, а также

государством по вопросам социально-трудовой политики.

В России процесс становления такого социального партнера, как

союзы предпринимателей (работодателей), проходил в условиях слож-

ной структурной перестройки социально-экономических основ обще-

ства. То, что на Западе складывалось десятилетиями, у нас проводится

в ≪сжатые≫ сроки и направляется ≪сверху≫ государством. Первоначаль-

но такие ассоциации создавались в основном для защиты в законода-

тельных и исполнительных органах интересов нарождающихся форм

предпринимательства, связанных с формированием новых форм собст-

венности и хозяйствования. Это Ассоциация крестьянских (фермер-

ских) хозяйств и кооперативов, Ассоциация совместных предприятий

и международных объединений, Ассоциация частных и приватизиро-

ванных предприятий, Союз малых предприятий России, Федерация

фондовых бирж России и др. Большинство из них в то время не рас-

сматривали вопросы социально-трудовых отношений, тем более что

сектор малого и среднего бизнеса, который охватывали названные сою-

зы, не имел противовеса в виде организованных профессиональных

союзов работников. Процесс приватизации государственных и муни-

ципальных предприятий, уход государства из многих сфер экономики

поставил вопрос о создании объединений предпринимателей, которые

выполняли бы двуединую функцию. Параллельно шел процесс ста-

новления независимых профсоюзов и реорганизации бывших совет-

ских профсоюзов. В условиях нарастания социальной напряженности

в обществе они активизировали свою деятельность. В этой связи ус-

ложнили свои функции вышеупомянутые союзы предпринимателей,

укреплялись новые: Российский союз промышленников и предпри-

нимателей, Аграрный союз России, Конгресс российских деловых

кругов, Ассоциация российских банков, а также отраслевые союзы:

Российская угольная компания ≪Росуголь≫, Союз лесопромышлен-

ников России, Союз строителей России и др.

Учреждались они, как правило, либо как общественные

организации, либо как объединения юридических лиц на основании

Закона РФ ≪О предприятиях и предпринимательской деятельности≫

(1990 г.), который ныне отменен. С принятием ГК РФ и специальных

законов по отдельным видам юридических лиц (Закон от 19 мая 1995 г.

≪Об общественных объединениях≫1, Закон от 12 января 1996 г. ≪О не-

коммерческих организациях≫2) возможны были три варианта учреж-

дения ассоциаций работодателей: в качестве общественного объеди-

нения, либо некоммерческого партнерства, либо союза (ассоциации)

юридических лиц. В первом случае учредителями общественных объ-

единений являются физические лица, а среди юридических – только

те, которые имеют статус общественных организаций. Следователь-

но, такая форма, как общественное объединение, была малоприем-

лема для организаций работодателей, которые объединяют, как пра-

вило, юридических лиц, а не руководителей предприятий. В других

случаях учреждения союзов работодателей некоммерческие органи-

зации, союзы по закону в обязательном порядке должны иметь госу-

дарственную регистрацию. В этой связи обязательная государственная

регистрация союзов предпринимателей ставит их в неравное положе-

ние по отношению к другому социальному партнеру – профсоюзам,

которые могут создаваться свободно и по своему выбору решать во-

прос о регистрации в качестве юридического лица. Таким образом,

рассмотренные общие организационно-правовые формы, в которые

можно облечь организации работодателей, не учитывали специфики

этих организаций как социальных партнеров, поэтому был необхо-

дим специальный закон.

В законодательстве субъектов Федерации были предприняты по-

пытки восполнить этот правовой пробел. Например, были приняты

в Республике Коми Закон от 3 февраля 1999 г. ≪Об объединениях ра-

ботодателей≫, в Республике Алтай Закон от 3 ноября 1999 г. ≪Об объ-

единениях работодателей в Республике Алтай≫. В указанных зако-

нах объединения работодателей характеризовались как добровольные

некоммерческие организации юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей, зарегистрированные в установленном порядке

и объединяемые по территориальному и отраслевому принципу в це-

лях представительства и защиты прав и интересов своих членов в со-

циально-трудовой сфере.

ТК РФ ограничился лишь общим определением о том, что объеди-

нение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая

на добровольной основе работодателей для представительства интере-

сов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами,

органами государственной власти и органами местного самоуправле-

ния (ст. 33). Эти положения требовали конкретизации в специальном

федеральном законе о союзах предпринимателей (работодателей), ко-

торый и был принят.

Государственная регистрация объединений работодателей. Федераль-

ным законом от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ ≪Об объединениях рабо-

тодателей≫1 (далее – Закон об объединениях работодателей) преду-

сматривается, что правоспособность объединения работодателей как

формы некоммерческой организации в качестве юридического лица

возникает с момента его государственной регистрации в соответствии

с федеральным законом о государственной регистрации юридических

лиц. Между тем, на наш взгляд, задача создания такого закона должна

решаться на основе зарубежного опыта, Конвенций и Рекомендаций

МОТ, особенно Конвенции МОТ № 87 ≪О свободе ассоциации и за-

щите права на организацию≫, а также Конвенции № 98 ≪О праве на ор-

ганизацию и ведение коллективных переговоров≫. Эти конвенции, как

упоминалось выше, в равной мере распространяются как на союзы ра-

ботников, так и на союзы работодателей. По отношению к работодате-

лям принцип свободы создавать организации без какого-либо различия

означает, что законодательство и практика каждой страны, ратифици-

ровавшей Конвенцию, устанавливают равные для всех работодателей

условия и процедуру создания таких организаций, не делая исключе-

ний и не предусматривая привилегий. Иными словами, организации

работодателей, так же как и организации трудящихся, создаются без

предварительного разрешения со стороны органов государственной

власти. Соблюдение некоторых формальностей (например, регист-

рация) допустимо.

характерным признаком объединений работода-

телей служит их независимость. В соответствии со ст. 6 Закона об

объединениях работодателей они осуществляют свою деятельность

независимо от органов государственной власти, органов местного

самоуправления, профессиональных союзов и их объединений, по-

литических партий и движений, других общественных организаций

(объединений). Создание, реорганизация, ликвидация объединения

работодателей зависят исключительно от воли его учредителей (чле-

нов) и не требуют согласования ни с органами государственной власти, ни с представительными организациями работников. Это в пол-

ной мере согласуется с положениями международного трудового пра-

ва (Конвенция МОТ № 87).

Объединение работодателей является добровольным объединением,

основанным на членстве. Любой работодатель свободно решает вопрос

о своем вступлении в объединение работодателей или выходе из не-

го (ст. 5 Закона об объединениях работодателей). Ни профессиональ-

ные союзы, ни органы государственной власти не вправе принуждать

работодателей к объединению, каким бы целесообразным оно ни ка-

залось. Членство в объединении работодателей предполагает наличие

определенной организационной связи между работодателем и объеди-

нением работодателей. Это означает, что, вступая в объединение (вы-

ступая одним из его учредителей), работодатель приобретает особый

статус члена объединения. В этой связи он имеет право на получение

информации, консультации, участие в управлении объединением; не-

сет обязанности по соблюдению условий коллективного соглашения

и др. Более того, прекращение членства в объединении работодателей

не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключен-

ного в период его членства (ст. 48 ТК РФ).

Объединение работодателей как некоммерческая организация созда-

ется с определенной целью, наделяется специальной правосубъектностью.

Этой целью в соответствии со ст. 2 Закона об объединениях работо-

дателей и ст. 33 ТК РФ является представительство законных интере-

сов и защита прав своих членов в системе социального партнерства

(во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объеди-

нениями, органами государственной власти, органами местного са-

моуправления). Специальная правосубъектность объединений рабо-

тодателей обусловлена их представительской функцией.

Право выражать и отстаивать законные интересы работодателей реа-

лизуется во всех формах социального партнерства, включая проведение

коллективных переговоров, участие в создании и деятельности посто-

янно действующих трехсторонних комиссий, комитетов по занятости,

представительство в органах управления государственных внебюджет-

ных фондов, урегулирование коллективных трудовых споров.

Представительство и защита интересов работодателей. Эти объе-

динения признаются представителями работодателей, действуют от их

имени и в их интересах при проведении коллективных переговоров,

разрешении коллективных трудовых споров, формировании и осуще-

ствлении деятельности комиссий по регулированию социально-тру-

довых отношений.

Обязанности объединения работодателей перед своими членами. Пред-

ставительство интересов работодателей является правом объединения

и одновременно обязанностью перед своими членами, которые всту-

пают в объединение для того, чтобы их мнение учитывалось при при-

нятии решений в системе социального партнерства и на государст-

венном и муниципальном уровнях. В соответствии с Законом об объ-

единениях работодателей порядок наделения представителя и (или)

представителей объединения работодателей полномочиями на веде-

ние коллективных переговоров по подготовке, заключению или из-

менению соглашений, а также на участие в примирительных проце-

дурах при возникновении коллективных трудовых споров должен оп-

ределяться в Уставе объединения работодателей (ст. 11).

Виды объединений работодателей. В соответствии с действующим

законодательством объединения работодателей могут создаваться по

территориальному (региональному, межрегиональному), отраслево-

му, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам (Об-

щероссийское объединение работодателей, общероссийские отрас-

левые (межотраслевые) объединения, региональные, муниципальные

территориальные и отраслевые объединения и др.). Критерии созда-

ния объединений работодателей избраны с учетом построения систе-

мы профессиональных союзов – социального партнера работодателей

и уровней социального партнерства. Виды объединений работодате-

лей действуют каждый на своем определенном уровне социального

партнерства (за исключением локального уровня). Все объединения

работодателей наделены равным правовым статусом. Так, они вправе

выступить с инициативой заключения или изменения коллективного

соглашения, вести коллективные переговоры, участвовать в форми-

ровании и деятельности органов социального партнерства (комис-

сий по регулированию социально-трудовых отношений), имеют пра-

во на представительство в органах управления государственных вне-

бюджетных фондов.



Дата: 2018-12-21, просмотров: 200.