Согласно ТК РФ в социально-парт-
нерских отношениях в зависимости от уровней социального партнер-
ства представителями работодателей являются:
1) на локальном уровне социального партнерства – законные (ру-
ководители организации) или уполномоченные представители рабо-
тодателя;
2) на иных уровнях социального партнерства – соответствующие
объединения работодателей;
3) иные представители работодателей в лице соответствующих фе-
деральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Федерации, иных государственных органов и орга-
нов местного самоуправления.
Отметим, что работодатель – индивидуальный предприниматель
реализует свои права в сфере социального партнерства лично либо че-
рез уполномоченного представителя.
СОЮЗЫ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
Союзы работодателей (предпринимателей) как социальные парт-
неры – довольно устоявшееся явление в зарубежной практике. Их воз-
никновение совпадает по времени с образованием профсоюзов, т.е.
относится к XIX в. Приоритет принадлежал Англии, где по мере раз-
вития рабочих организаций стали возникать и крупные организации
предпринимателей. И.С. Войтинский подчеркивал, что в уставах не-
которых из них задачи ассоциаций определялись следующим образом:
защита интересов ее членов против организаций рабочих, пытающих-
ся посредством забастовок или других коллективных действий нала-
гать ограничительные условия на ведение дел предприятий1.
Союзы работодателей
(предпринимателей) были легализованы в соответствии с Времен-
ными правилами о профессиональных обществах.
В годы пер-
вой русской революции (1905–1907 гг.) союзы предпринимателей ста-
ли базой для создания политических организаций.
В настоящее время идет сложный и противоречивый процесс воз-
рождения и становления организаций предпринимателей (работода-
телей). Прежние традиции утрачены, а новые еще не устоялись. Имен-
но ≪разобщенность и несамостоятельность российских работодателей
вынуждает власти централизованно, сверху проводить в жизнь меха-
низм социального партнерства с помощью законов и подзаконных
актов≫1. С целью оказания организационной помощи в деле создания
союзов предпринимателей в России по инициативе МОТ в сентябре
1994 г. был учрежден Координационный совет российских объедине-
ний работодателей, с 2000 г. – Союз российских объединений рабо-
тодателей.
В этой части полезно обратиться к зарубежному опыту. На первых
порах на Западе ассоциации предпринимателей по роду своей деятель-
ности делились на экономические и так называемые социальные сою-
зы (последние объединялись с целью противостояния объединенным
профсоюзам работников). Но затем в большинстве стран произошло
слияние этих функций в рамках одной организации предпринимате-
лей. И в отличие от профессиональных союзов работников, которые
осуществляют исключительно функцию защиты и представительства
интересов своих членов, союзы предпринимателей выполняют, как
правило, одновременно две функции. Во-первых, они обеспечива-
ют защиту корпоративных экономических интересов в отношениях
с государством по вопросам налоговой, инвестиционной, таможен-
ной и т.д. политики. Во-вторых, осуществляют представительство
своих интересов в отношениях с профсоюзами работников, а также
государством по вопросам социально-трудовой политики.
В России процесс становления такого социального партнера, как
союзы предпринимателей (работодателей), проходил в условиях слож-
ной структурной перестройки социально-экономических основ обще-
ства. То, что на Западе складывалось десятилетиями, у нас проводится
в ≪сжатые≫ сроки и направляется ≪сверху≫ государством. Первоначаль-
но такие ассоциации создавались в основном для защиты в законода-
тельных и исполнительных органах интересов нарождающихся форм
предпринимательства, связанных с формированием новых форм собст-
венности и хозяйствования. Это Ассоциация крестьянских (фермер-
ских) хозяйств и кооперативов, Ассоциация совместных предприятий
и международных объединений, Ассоциация частных и приватизиро-
ванных предприятий, Союз малых предприятий России, Федерация
фондовых бирж России и др. Большинство из них в то время не рас-
сматривали вопросы социально-трудовых отношений, тем более что
сектор малого и среднего бизнеса, который охватывали названные сою-
зы, не имел противовеса в виде организованных профессиональных
союзов работников. Процесс приватизации государственных и муни-
ципальных предприятий, уход государства из многих сфер экономики
поставил вопрос о создании объединений предпринимателей, которые
выполняли бы двуединую функцию. Параллельно шел процесс ста-
новления независимых профсоюзов и реорганизации бывших совет-
ских профсоюзов. В условиях нарастания социальной напряженности
в обществе они активизировали свою деятельность. В этой связи ус-
ложнили свои функции вышеупомянутые союзы предпринимателей,
укреплялись новые: Российский союз промышленников и предпри-
нимателей, Аграрный союз России, Конгресс российских деловых
кругов, Ассоциация российских банков, а также отраслевые союзы:
Российская угольная компания ≪Росуголь≫, Союз лесопромышлен-
ников России, Союз строителей России и др.
Учреждались они, как правило, либо как общественные
организации, либо как объединения юридических лиц на основании
Закона РФ ≪О предприятиях и предпринимательской деятельности≫
(1990 г.), который ныне отменен. С принятием ГК РФ и специальных
законов по отдельным видам юридических лиц (Закон от 19 мая 1995 г.
≪Об общественных объединениях≫1, Закон от 12 января 1996 г. ≪О не-
коммерческих организациях≫2) возможны были три варианта учреж-
дения ассоциаций работодателей: в качестве общественного объеди-
нения, либо некоммерческого партнерства, либо союза (ассоциации)
юридических лиц. В первом случае учредителями общественных объ-
единений являются физические лица, а среди юридических – только
те, которые имеют статус общественных организаций. Следователь-
но, такая форма, как общественное объединение, была малоприем-
лема для организаций работодателей, которые объединяют, как пра-
вило, юридических лиц, а не руководителей предприятий. В других
случаях учреждения союзов работодателей некоммерческие органи-
зации, союзы по закону в обязательном порядке должны иметь госу-
дарственную регистрацию. В этой связи обязательная государственная
регистрация союзов предпринимателей ставит их в неравное положе-
ние по отношению к другому социальному партнеру – профсоюзам,
которые могут создаваться свободно и по своему выбору решать во-
прос о регистрации в качестве юридического лица. Таким образом,
рассмотренные общие организационно-правовые формы, в которые
можно облечь организации работодателей, не учитывали специфики
этих организаций как социальных партнеров, поэтому был необхо-
дим специальный закон.
В законодательстве субъектов Федерации были предприняты по-
пытки восполнить этот правовой пробел. Например, были приняты
в Республике Коми Закон от 3 февраля 1999 г. ≪Об объединениях ра-
ботодателей≫, в Республике Алтай Закон от 3 ноября 1999 г. ≪Об объ-
единениях работодателей в Республике Алтай≫. В указанных зако-
нах объединения работодателей характеризовались как добровольные
некоммерческие организации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, зарегистрированные в установленном порядке
и объединяемые по территориальному и отраслевому принципу в це-
лях представительства и защиты прав и интересов своих членов в со-
циально-трудовой сфере.
ТК РФ ограничился лишь общим определением о том, что объеди-
нение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая
на добровольной основе работодателей для представительства интере-
сов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами,
органами государственной власти и органами местного самоуправле-
ния (ст. 33). Эти положения требовали конкретизации в специальном
федеральном законе о союзах предпринимателей (работодателей), ко-
торый и был принят.
Государственная регистрация объединений работодателей. Федераль-
ным законом от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ ≪Об объединениях рабо-
тодателей≫1 (далее – Закон об объединениях работодателей) преду-
сматривается, что правоспособность объединения работодателей как
формы некоммерческой организации в качестве юридического лица
возникает с момента его государственной регистрации в соответствии
с федеральным законом о государственной регистрации юридических
лиц. Между тем, на наш взгляд, задача создания такого закона должна
решаться на основе зарубежного опыта, Конвенций и Рекомендаций
МОТ, особенно Конвенции МОТ № 87 ≪О свободе ассоциации и за-
щите права на организацию≫, а также Конвенции № 98 ≪О праве на ор-
ганизацию и ведение коллективных переговоров≫. Эти конвенции, как
упоминалось выше, в равной мере распространяются как на союзы ра-
ботников, так и на союзы работодателей. По отношению к работодате-
лям принцип свободы создавать организации без какого-либо различия
означает, что законодательство и практика каждой страны, ратифици-
ровавшей Конвенцию, устанавливают равные для всех работодателей
условия и процедуру создания таких организаций, не делая исключе-
ний и не предусматривая привилегий. Иными словами, организации
работодателей, так же как и организации трудящихся, создаются без
предварительного разрешения со стороны органов государственной
власти. Соблюдение некоторых формальностей (например, регист-
рация) допустимо.
характерным признаком объединений работода-
телей служит их независимость. В соответствии со ст. 6 Закона об
объединениях работодателей они осуществляют свою деятельность
независимо от органов государственной власти, органов местного
самоуправления, профессиональных союзов и их объединений, по-
литических партий и движений, других общественных организаций
(объединений). Создание, реорганизация, ликвидация объединения
работодателей зависят исключительно от воли его учредителей (чле-
нов) и не требуют согласования ни с органами государственной власти, ни с представительными организациями работников. Это в пол-
ной мере согласуется с положениями международного трудового пра-
ва (Конвенция МОТ № 87).
Объединение работодателей является добровольным объединением,
основанным на членстве. Любой работодатель свободно решает вопрос
о своем вступлении в объединение работодателей или выходе из не-
го (ст. 5 Закона об объединениях работодателей). Ни профессиональ-
ные союзы, ни органы государственной власти не вправе принуждать
работодателей к объединению, каким бы целесообразным оно ни ка-
залось. Членство в объединении работодателей предполагает наличие
определенной организационной связи между работодателем и объеди-
нением работодателей. Это означает, что, вступая в объединение (вы-
ступая одним из его учредителей), работодатель приобретает особый
статус члена объединения. В этой связи он имеет право на получение
информации, консультации, участие в управлении объединением; не-
сет обязанности по соблюдению условий коллективного соглашения
и др. Более того, прекращение членства в объединении работодателей
не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключен-
ного в период его членства (ст. 48 ТК РФ).
Объединение работодателей как некоммерческая организация созда-
ется с определенной целью, наделяется специальной правосубъектностью.
Этой целью в соответствии со ст. 2 Закона об объединениях работо-
дателей и ст. 33 ТК РФ является представительство законных интере-
сов и защита прав своих членов в системе социального партнерства
(во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объеди-
нениями, органами государственной власти, органами местного са-
моуправления). Специальная правосубъектность объединений рабо-
тодателей обусловлена их представительской функцией.
Право выражать и отстаивать законные интересы работодателей реа-
лизуется во всех формах социального партнерства, включая проведение
коллективных переговоров, участие в создании и деятельности посто-
янно действующих трехсторонних комиссий, комитетов по занятости,
представительство в органах управления государственных внебюджет-
ных фондов, урегулирование коллективных трудовых споров.
Представительство и защита интересов работодателей. Эти объе-
динения признаются представителями работодателей, действуют от их
имени и в их интересах при проведении коллективных переговоров,
разрешении коллективных трудовых споров, формировании и осуще-
ствлении деятельности комиссий по регулированию социально-тру-
довых отношений.
Обязанности объединения работодателей перед своими членами. Пред-
ставительство интересов работодателей является правом объединения
и одновременно обязанностью перед своими членами, которые всту-
пают в объединение для того, чтобы их мнение учитывалось при при-
нятии решений в системе социального партнерства и на государст-
венном и муниципальном уровнях. В соответствии с Законом об объ-
единениях работодателей порядок наделения представителя и (или)
представителей объединения работодателей полномочиями на веде-
ние коллективных переговоров по подготовке, заключению или из-
менению соглашений, а также на участие в примирительных проце-
дурах при возникновении коллективных трудовых споров должен оп-
ределяться в Уставе объединения работодателей (ст. 11).
Виды объединений работодателей. В соответствии с действующим
законодательством объединения работодателей могут создаваться по
территориальному (региональному, межрегиональному), отраслево-
му, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам (Об-
щероссийское объединение работодателей, общероссийские отрас-
левые (межотраслевые) объединения, региональные, муниципальные
территориальные и отраслевые объединения и др.). Критерии созда-
ния объединений работодателей избраны с учетом построения систе-
мы профессиональных союзов – социального партнера работодателей
и уровней социального партнерства. Виды объединений работодате-
лей действуют каждый на своем определенном уровне социального
партнерства (за исключением локального уровня). Все объединения
работодателей наделены равным правовым статусом. Так, они вправе
выступить с инициативой заключения или изменения коллективного
соглашения, вести коллективные переговоры, участвовать в форми-
ровании и деятельности органов социального партнерства (комис-
сий по регулированию социально-трудовых отношений), имеют пра-
во на представительство в органах управления государственных вне-
бюджетных фондов.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 231.