Закон о профессиональных союзах содержит перечень основных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

прав профсоюзов. К ним относятся следующие права: на содействие

занятости; ведение коллективных переговоров; заключение соглаше-

ний, коллективных договоров и контроль за их выполнением; участие

в урегулировании коллективных трудовых споров; информацию; уча-

стие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кад-

ров; осуществление профсоюзного контроля за соблюдением зако-

нодательства о труде; социальную защиту работников; права в облас-

ти охраны труда и окружающей природной среды; защиту интересов

работников в органах по рассмотрению трудовых споров. Не вдава-

ясь в детальный анализ конкретных полномочий профсоюзов, кото-

рыми они наделены по закону, ограничимся лишь их классификаци-

ей по юридической силе1.

Традиционно выделим совещательные (с учетом мнения), согласова-

тельные, совместные и решающие. В первых двух случаях решение при-

нимает работодатель, а затем либо заслушивает мнение профсоюзов

(с учетом мнения), либо обязан получить на свое решение согласие

профсоюзного органа. К примеру, по Закону о профсоюзах привлече-

ние и использование в Российской Федерации иностранной рабочей

силы осуществляется с учетом мнения профсоюзов (ст. 12), а растор-

жение трудового договора с работником, входящим в состав профсо-

юзного органа, – только с предварительного согласия соответствую-

щего профсоюзного органа (ст. 25).

По ТК РФ ≪львиная доля≫ полномочий профсоюзов носит совеща-

тельный характер.

Несколько слов следует сказать о праве профсоюзов участвовать

в нормотворчестве, нормативно-правовом регулировании трудовых

отношений. На локальном уровне эти правомочия являются совеща-

тельными (принятие локальных нормативных актов с учетом мнения

профсоюзного органа). ТК РФ представляет профсоюзным органам

практически исключительное право на представительство интересов

работников при принятии локальных нормативных актов (за редкими

изъятиями). Так, при принятии локальных нормативных актов о раз-

делении рабочего дня на части (ст. 105), о ежегодных дополнительных

отпусках (ст. 116), графиках отпусков (ст. 123) требуется учет мнения

выборного органа первичной профсоюзной организации. При его от-

сутствии в организации названные локальные нормативные акты при-

нимаются единолично работодателем. Между тем в организации могут

действовать иные представительные органы работников, но названным

правом они не наделены, если иное не устанавливается коллективным

договором. Исключение из этого правила ТК РФ устанавливает толь-

ко в отношении локальных нормативных актов по охране труда, ко-

торые принимаются с учетом мнения профсоюзного органа или ино-

го представительного органа работников (ст. 212, 221).

На иных уровнях социального партнерства при принятии законов,

подзаконных нормативных актов о труде требуется мнение профсо-

юзных органов. Оно отражается либо в решении соответствующих ко-

миссий по регулированию социально-трудовых отношений, либо в за-

ключении соответствующих профсоюзов (их объединений) и подлежит

обязательному рассмотрению органами государственной власти, органами местного самоуправления (ст. 35.1 ТК РФ). На указанном уровне

принятия нормативных правовых актов профсоюзы являются единст-

венными представителями работников. Речь идет о монопольном праве

профсоюзов с совещательными полномочиями участвовать в форми-

ровании и реализации государственной политики в сфере труда.

≪Согласовательные≫ полномочия профсоюзов также подразделяют-

ся на две группы: установленные ТК РФ (ст. 374) и иные, предусмот-

ренные в локальном порядке. В первом случае речь идет о гарантиях

работникам, входящим в состав выборных профсоюзных коллегиаль-

ных органов и не освобожденным от основной работы.

При принятии совместных решений по социально-трудовым во-

просам инициатива может исходить от любой из сторон, но юридиче-

скую силу приобретает лишь общее согласованное решение. Напри-

мер, профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами

права на паритетное участие в управлении государственными фон-

дами социального страхования, занятости (ст. 15 Закона о профсою-

зах), участвовать в урегулировании коллективных конфликтов (ст. 14

Закона о профсоюзах).

Решающие полномочия профсоюзов – это скорее исключение

из общего правила, и их решающий характер все же скорректирован

с учетом характеристики профсоюзов как общественных организа-

ций. Чаще всего решающие полномочия связаны с правами проф-

союзов по контролю за соблюдением трудового законодательства,

условий коллективных договоров и соглашений. Однако эти пол-

номочия носят характер общественного контроля. Так, представле-

ния профсоюзов об устранении нарушений трудовых прав не явля-

ются обязательными к исполнению указаниями, но вместе с тем ра-

ботодатель обязан рассмотреть это представление в недельный срок

(ст. 370 ТК РФ).

Дата: 2018-12-21, просмотров: 203.