прав профсоюзов. К ним относятся следующие права: на содействие
занятости; ведение коллективных переговоров; заключение соглаше-
ний, коллективных договоров и контроль за их выполнением; участие
в урегулировании коллективных трудовых споров; информацию; уча-
стие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кад-
ров; осуществление профсоюзного контроля за соблюдением зако-
нодательства о труде; социальную защиту работников; права в облас-
ти охраны труда и окружающей природной среды; защиту интересов
работников в органах по рассмотрению трудовых споров. Не вдава-
ясь в детальный анализ конкретных полномочий профсоюзов, кото-
рыми они наделены по закону, ограничимся лишь их классификаци-
ей по юридической силе1.
Традиционно выделим совещательные (с учетом мнения), согласова-
тельные, совместные и решающие. В первых двух случаях решение при-
нимает работодатель, а затем либо заслушивает мнение профсоюзов
(с учетом мнения), либо обязан получить на свое решение согласие
профсоюзного органа. К примеру, по Закону о профсоюзах привлече-
ние и использование в Российской Федерации иностранной рабочей
силы осуществляется с учетом мнения профсоюзов (ст. 12), а растор-
жение трудового договора с работником, входящим в состав профсо-
юзного органа, – только с предварительного согласия соответствую-
щего профсоюзного органа (ст. 25).
По ТК РФ ≪львиная доля≫ полномочий профсоюзов носит совеща-
тельный характер.
Несколько слов следует сказать о праве профсоюзов участвовать
в нормотворчестве, нормативно-правовом регулировании трудовых
отношений. На локальном уровне эти правомочия являются совеща-
тельными (принятие локальных нормативных актов с учетом мнения
профсоюзного органа). ТК РФ представляет профсоюзным органам
практически исключительное право на представительство интересов
работников при принятии локальных нормативных актов (за редкими
изъятиями). Так, при принятии локальных нормативных актов о раз-
делении рабочего дня на части (ст. 105), о ежегодных дополнительных
отпусках (ст. 116), графиках отпусков (ст. 123) требуется учет мнения
выборного органа первичной профсоюзной организации. При его от-
сутствии в организации названные локальные нормативные акты при-
нимаются единолично работодателем. Между тем в организации могут
действовать иные представительные органы работников, но названным
правом они не наделены, если иное не устанавливается коллективным
договором. Исключение из этого правила ТК РФ устанавливает толь-
ко в отношении локальных нормативных актов по охране труда, ко-
торые принимаются с учетом мнения профсоюзного органа или ино-
го представительного органа работников (ст. 212, 221).
На иных уровнях социального партнерства при принятии законов,
подзаконных нормативных актов о труде требуется мнение профсо-
юзных органов. Оно отражается либо в решении соответствующих ко-
миссий по регулированию социально-трудовых отношений, либо в за-
ключении соответствующих профсоюзов (их объединений) и подлежит
обязательному рассмотрению органами государственной власти, органами местного самоуправления (ст. 35.1 ТК РФ). На указанном уровне
принятия нормативных правовых актов профсоюзы являются единст-
венными представителями работников. Речь идет о монопольном праве
профсоюзов с совещательными полномочиями участвовать в форми-
ровании и реализации государственной политики в сфере труда.
≪Согласовательные≫ полномочия профсоюзов также подразделяют-
ся на две группы: установленные ТК РФ (ст. 374) и иные, предусмот-
ренные в локальном порядке. В первом случае речь идет о гарантиях
работникам, входящим в состав выборных профсоюзных коллегиаль-
ных органов и не освобожденным от основной работы.
При принятии совместных решений по социально-трудовым во-
просам инициатива может исходить от любой из сторон, но юридиче-
скую силу приобретает лишь общее согласованное решение. Напри-
мер, профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами
права на паритетное участие в управлении государственными фон-
дами социального страхования, занятости (ст. 15 Закона о профсою-
зах), участвовать в урегулировании коллективных конфликтов (ст. 14
Закона о профсоюзах).
Решающие полномочия профсоюзов – это скорее исключение
из общего правила, и их решающий характер все же скорректирован
с учетом характеристики профсоюзов как общественных организа-
ций. Чаще всего решающие полномочия связаны с правами проф-
союзов по контролю за соблюдением трудового законодательства,
условий коллективных договоров и соглашений. Однако эти пол-
номочия носят характер общественного контроля. Так, представле-
ния профсоюзов об устранении нарушений трудовых прав не явля-
ются обязательными к исполнению указаниями, но вместе с тем ра-
ботодатель обязан рассмотреть это представление в недельный срок
(ст. 370 ТК РФ).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 231.