Представители работников как стороны социального партнерства. Профессиональные союзы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Представители работников в сфере социального партнерства. Со-

гласно ТК РФ (ст. 29) представителями работников в социальном парт-

нерстве являются:

1) профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюз-

ные организации;

2) иные представители, избираемые работниками в случаях, пре-

дусмотренных ТК РФ.

При этом приоритет в представительстве отдается профессиональ-

ным союзам. Иные представители работников наделяются соответст-

вующими полномочиями только на локальном уровне и только при от-

сутствии возможности профсоюзного представительства. В соответствии с ТК РФ (ст. 31) в случаях, когда работники данно-

го работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюз-

ные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюз-

ных организаций не объединяет более половины работников данного

работодателя и не уполномочена в установленном порядке представ-

лять интересы всех работников в социальном партнерстве на локаль-

ном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осу-

ществления указанных полномочий тайным голосованием может быть

избран из числа работников иной представитель (представительный

орган). В юридической литературе ряд авторов считают необходимым

закрепить в ТК РФ ≪право на ведение коллективных переговоров и за-

ключение коллективных договоров не просто за аморфной массой ра-

ботников, инициировавших созыв общего собрания (конференции),

а за общественным объединением, созданным на этом общем собра-

нии (конференции) работников≫2 в соответствии с требованиями Фе-дерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ ≪Об общественных объ-

единениях≫1. Иными словами, речь идет об организованных работни-

ках. Согласно Конвенции МОТ № 98 ≪О применении принципов на

организацию и ведение коллективных переговоров≫ (1949 г.) правом на

коллективные переговоры обладают организации трудящихся, кото-

рые создаются ими по своему выбору без предварительного на то раз-

решения и без обязательного приобретения прав юридического лица.

В качестве организованных работников предлагается рассматривать

как профессиональные союзы, так и иные общественные объедине-

ния, созданные работниками2.

Положения ТК РФ о плюрализме представительства работников

соответствуют международно-правовым стандартам. Так, согласно

Конвенции МОТ № 135 ≪О представителях трудящихся на предпри-

ятии и предоставляемых им возможностям≫ (1971 г.) (не ратифици-

рована РФ) в число представителей трудящихся входят: а) предста-

вители, назначенные или избранные профессиональными союзами

или членами таких профсоюзов, или б) выборные представители,

а именно представители, свободно избранные трудящимися пред-

приятия в соответствии с положениями национального законода-

тельства или коллективных договоров и функции которых не вклю-

чают деятельность, которая признана в качестве исключительной

прерогативы профессиональных союзов в данной стране.

ПРОФСОЮЗЫ

Формирующиеся с 70-х годов XIX в. в России рабочие организации

были преимущественно народнического толка и действовали подполь-

но. Они ставили перед собой радикальные цели вплоть до свержения

самодержавия. Первыми полулегальными рабочими организациями

стали созданные в 1901–1903 гг. ≪Общество взаимного вспомощест-

вования рабочих в механическом производстве в Москве≫, ≪Собрание

русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга≫, ≪Независи-

мая Еврейская рабочая партия≫, которые через своих представителей

вели переговоры с работодателями. Их создание и деятельность были

связаны с идеей ≪полицейского социализма≫, у истоков которой сто-

ял С.В. Зубатов4

Временные правила от 4 марта 1906 г. ≪О про-

фессиональных обществах, учреждаемых для лиц, занятых в торговых

и промышленных предприятиях, или для владельцев этих предпри-

ятий≫ (далее – Временные правила о профессиональных обществах)

позволяли создавать рабочие организации путем уведомительной ре-

гистрации, но со значительными ограничениями политического харак-

тера. Временные правила состояли из двух частей: 1. Общие правила

об обществах и союзах (впоследствии ст. 44–67 Устава о промышлен-

ности фабрично-заводской и ремесленной. Изд. 1913 г.); 2. Прави-

ла о профессиональных обществах, учрежденных для лиц, занятых

в торговых и промышленных предприятиях, или для владельцев этих

предприятий.

Профессиональные общества выделены в рассматриваемом Зако-

не особо, причем к ним применимы общие положения о правах юри-

дических лиц, об условиях закрытия и ликвидации имущества. Их

цель обозначена как ≪выяснение и согласование экономических ин-

тересов, улучшение условий труда своих членов или поднятие произ-

водительности принадлежащих им предприятий≫. Профсоюзы мог-

ли ставить целью:

− изыскание способов к устранению посредством соглашения или

третейского разбора, недоразумений, возникающих на почве договор-

ных условий между нанимателями и нанимаемыми;

− выяснение размеров заработной платы и других условий труда

в различных отраслях промышленности и торговли;

− выдача пособий своим членам;

− устройство касс похоронных, приданых, взаимопомощи и иных;

− устройство библиотек, профессиональных школ, курсов и чтений;

− доставление своим членам возможности выгодного приобрете-

ния предметов первой необходимости;

− оказание содействия по приисканию работы или рабочих рук;

− оказание юридической помощи своим членам.

Профессиональные общества подлежали обязательной регистрации

по уставам. Заявление о регистрации подавалось старшему фабричному

инспектору или окружному горному инспектору, откуда оно поступало

в губернские или городские по делам об обществах присутствия2.

Понятие профсоюзного представительства в российской литерату-

ре рассматривал Л.С. Таль. Полемизируя с приверженцами теории ча-

стноправового (гражданско-правового) представительства, Л.С. Таль

охарактеризовал профсоюзное представительство как понятие пуб-

лично-правового характера. Он писал: ≪В публичном праве сложилось

особое понятие, носящее название представительства, но имеющее

с частноправовым представительством очень мало общего. Публич-

ное представительство состоит в том, что лицу или учреждению вве-

ряется известная власть… возлагается обязанность пользоваться (этой

властью) исключительно в интересах группы, круга, части или всего

населения… Профсоюзы в таком именно смысле действуют как пред-

ставители профессиональных интересов своих членов, а не в смысле

частноправового представительства≫1. Приблизительно аналогичную

позицию занимал И.А. Трахтенберг2.

Профсоюз обычно определялся как союз из лиц

одной и той же профессии или рабочих одной специальности, объеди-

нившихся для защиты своих интересов против капиталистов, а такжев целях взаимопомощи. Средствами его борьбы за права работников

являлись взаимопомощь, участие в разработке коллективного дого-

вора, организация стачек, организованное воздействие на законода-

теля1. Некоторым наиболее радикальным теоретикам профсоюзного

движения рабочий-профессионалист виделся как примиренец, меч-

тавший не о том, как разрушить капиталистический строй, а о том,

как бы приспособиться к рамкам этого строя. По мнению таких авто-

ров, даже улучшение положения рабочих посредством деятельности

профсоюзов представляло опасность для организации будущей ре-

волюции2.

Первый Всероссийский съезд профсоюзов в 1918 г. провозгласил пе-

ренос центра тяжести в их работе в организационно-хозяйственную

область. Функции профсоюзов переплетались с функциями Народ-

ного комиссариата труда (НКТ) и его органов на местах.

В разработке советского учения о профсоюзах активное участие

принял В.И. Ленин1. Его положения о партийном руководстве проф-

союзами, о профсоюзах как ≪школе коммунизма≫, о возрастании их

производственных и управленческих функций были положены в ос-

нову дальнейших исследований правового положения профсоюзов

советскими учеными-трудовиками. Изначально двуединая сущность

профсоюзов – как общественной организации и государственного ор-

гана – приводила зачастую к негативным последствиям.

КЗоТ 1918 г. оставил открытым вопрос о функциях профсоюзов,

а законодательное регулирование заменялось ≪живым творчеством≫

профсоюзных масс. КЗоТ 1918 г. признавал профсоюзы представите-

лями трудящихся. Так, профсоюзам были представлены полномочия

в сфере тарифного регулирования условий труда, в том числе тарифи-

кации работников и работ, расценочными комиссиями, образуемыми

при соответствующих профсоюзных организациях, в формировании

инспекции труда, которая состояла из выборных инспекторов от со-

ветов профсоюзов. Правила внутреннего трудового распорядка так-

же разрабатывались профессиональными союзами и утверждались

НКТ либо его местными отделами. Для проведения сверхурочных

работ требовалось согласие профсоюзов, время и очередность отпус-

ков устанавливались по соглашению с фабзавкомами. В Кодексе со-

держались нормы об участии профсоюзов в решении вопросов найма

и увольнения. Профсоюзы уполномочивались рассматривать жалобытрудящихся в связи с отказом администрации принять их на работу после предварительного испытания. Характеризуя правовое положение

профсоюзов в период военного коммунизма, И.С. Войтинский писал

о том, что профсоюзы осуществляли функцию регулирования труда

общеобязательными профсоюзными постановлениями. С принятием

КЗоТа 1922 г. изменилось распределение функций между профсоюза-

ми и государством.

КЗоТ 1922 г. включал специальную главу, посвященную проф-

союзам, где было сформулировано право работников на объединение

в профсоюзы. В соответствии с КЗоТом 1922 г. профсоюзы наделя-

лись довольно широкими полномочиями по представительству и за-

щите прав и интересов членов профсоюзов, наблюдением за исполне-

нием норм по охране труда, социальному страхованию и др. Особо следует выделить право профсоюзов замещать определенные

должности в органах, регулирующих труд. Сюда относится избрание

инспекторов труда советами профсоюзов с утверждением избранных

лиц Наркоматом труда (ст. 147 КЗоТа), выдвижение профсоюзами за-

ведующих профессиональными секциями бирж труда и посредниче-

скими бюро по найму, участие представителей профсоюзов в составе

трудовых сессий народного суда (ст. 169 КЗоТа).

Между тем по КЗоТу 1922 г. столь широкими правами наделялись

только ≪официальные профсоюзы≫, т.е. те профсоюзы, которые вхо-

дили в единую семью советских профсоюзов и были зарегистрированы

в объединяющих их межсоюзных организациях. Как писал И.С. Вой-

тинский, комментируя КЗоТ 1922 г., столь широкие профсоюзные

права не могут принадлежать ≪каким-либо отщепенским союзникам,

не стоящим последовательно на почве классовой борьбы и на плат-

форме советской власти≫2.

Первые научные работы о правовом регули-

ровании деятельности советских профсоюзов появились только к се-

редине 20-х годов Я.А. Канторович подготовил издание справочного

характера, рассмотрев различные стороны деятельности профсоюзов2.

А.М. Килинский подготовил первый комментарий советского законо-

дательства о профсоюзах3. Вопросы теории профсоюзного движения

затрагивал в своей работе В.Я. Яроцкий (Чекин)4. Но основная заслуга

в разработке советской теории профсоюзного движения принадлежит

В.М. Догадову. Он выделял следующие важнейшие правовые функ-

ции, выполняемые профсоюзами в тот период времени:

– представительство интересов трудящихся по найму;

– участие в организации и регулировании народного хозяйства;

– участие в административной деятельности нехозяйственных го-

сударственных органов.

При этом он отмечал, что профсоюз, выступая в роли представителя

трудящихся, действует не на основании доверенности, выданной ему

отдельными наемными работниками. Он не нуждается для выступле-

ния от имени трудящихся ни в каких особых полномочиях с их сторо-

ны. По действующему законодательству наши профсоюзы являются

представителями не только своих членов, но и всех лиц, занятых по

найму в данной отрасли. Отсюда известная двойственность в положе-

нии профсоюзных органов: с одной стороны, они представители всех

трудящихся по найму, с другой – профсоюзный орган обладает из-

вестными правами и несет известные обязанности в отношении чле-

нов союза, а также в отношении ниже- и вышестоящих профсоюзных

органов.

Впоследствии Н.Г. Александров в аспекте изучения правового по-

ложения профсоюзов в СССР разграничил внутрипрофсоюзные нор-

мы и отношения и правоотношения по представительству профсоюза-

ми интересов рабочих и служащих в области производства, труда, быта

и культуры. Первые – внутрипрофсоюзные – отношения, по его мне-

нию, не подлежат государственной правовой регламентации и регули-

руются всецело общественными нормами внутрипрофсоюзной жиз-

ни. Отношения, складывающиеся между профсоюзами и различными

государственными учреждениями (организациями, предприятиями),

государственными органами (преимущественно хозяйственными), ре-

гулируются юридическими нормами3.

В 30–50-е годы проблемы профсоюзного движения находились на

периферии научного интереса советских ученых. Большинство публи-

каций приходилось на выступления профсоюзных, советских и пар-

тийных функционеров. При этом уже с конца 20-х годов многие иссле-

дователи предлагали приравнять статус профсоюзов к государствен-

ным органам5.

КЗоТ 1971 г. содержал специальную главу о профсоюзах (ст. 225–

235). В ст. 226 определялось, что профсоюзы представляют интересы

рабочих и служащих в области производства, труда, быта и культуры.

Права профкомов предприятий, определенные в ст. 230, были очень

широки: организация социалистического соревнования, содействие

изобретательству, участие в распределении жилплощади и др. Норма-

тивная база деятельности профсоюзов включала в себя, кроме того,

Устав профсоюзов СССР, Положение о правах профсоюзного коми-

тета предприятия, учреждения, организации, утвержденного Прези-

диумом Верховного Совета СССР от 27 сентября 1971 г., а также ряд

подзаконных актов.

КЗоТ 1971 г. констатировал завершение процесса ≪огосударствле-

ния≫ профсоюзов.

Профессиональные

союзы к этому времени были включены в государственный механизм

управления путем делегирования этой общественной организации

государственных функций, таких как: 1) руководство социальными

фондами (пенсионным и социального страхования), санаторно-ку-

рортными, спортивными и другими оздоровительными учреждения-

ми; 2) контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства

со стороны технических и правовых инспекций профсоюзов, которые

вправе налагать административные штрафы на нарушителей – долж-

ностных лиц; 3) юрисдикционные полномочия по рассмотрению тру-

довых споров. В 1990-е годы перечисленные функции постепенно бы-

ли изъяты из сферы действия профсоюзов.

Н.Г. Александров вы-

делял четыре основные группы прав профсоюзов, которыми они об-

ладают во взаимоотношениях с государственными (хозяйственны-

ми) органами:

– права совещательного характера, т.е. соответствующие решения

принимаются с учетом мнения профсоюзов;

– паритетные права, когда соответствующие государственные ор-

ганы обязаны решать вопросы труда, заработной платы или быта ра-

бочих и служащих либо по согласованию, либо совместно с соответ-

ствующим профсоюзом;

– делегированные (государственно-властные) полномочия;

– права профсоюзов, связанные с управлением переданными в их

непосредственное ведение некоторыми важными общественными

фондами материального обеспечения и лечебно-профилактическо-

го обслуживания2.

Действующее законодательство о профсоюзах – это прежде всего

Закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ ≪О профессиональных союзах, их

правах и гарантиях деятельности≫1 и ТК РФ. Закон о профсоюзах на-

деляет профсоюзы конкретным перечнем полномочий, с тем чтобы

профсоюзы имели возможность реализовать основную функцию пред-

ставительства и защиты социально-трудовых прав работников.

Названный Закон о профсоюзах как закрепил позитивное право

на объединение в профсоюзы, так и признал ≪негативное право≫ на

неучастие в профсоюзе. Каждый достигший возраста 14 лет и осуще-

ствляющий трудовую (профессиональную) деятельность имеет право

по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов,

вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить

из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предваритель-

ного разрешения (ст. 2 Закона). Закон также запрещает дискримина-

цию граждан по признаку принадлежности или непринадлежности

к профсоюзам, запрещает обусловливать прием на работу, продви-

жение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или не-

принадлежностью его к профсоюзу (ст. 9). В этой части особый инте-

рес представляет судебная практика по защите работников в случае их

дискриминации в связи с членством в профсоюзах.

В соответствии с действующим законодательством признается

профсоюзный плюрализм. Все профсоюзы пользуются равными пра-

вами и гарантиями. Закон называет виды профсоюзных организаций,

определяя критерии каждого: первичные профсоюзные организации,

общероссийские, межрегиональные, территориальные организации

профсоюзов и их объединения (ст. 3).

Согласно действующему законодательству профсоюзы могут соз-

даваться без специального на то разрешения государственного орга-

на. Профсоюзные организации вправе сделать выбор из двух вариан-

тов возможного учреждения: 1) уведомительная регистрация и при-

обретение прав юридического лица и 2) без таковой. Определенные

требования предъявляются только к структуре и содержанию устава

профсоюза. Закон не определяет минимального числа учредителей

профсоюза.

По российскому законодательству профсоюзы создаются с одной-

единственной целью – представительство и защита трудовых прав

и интересов работников. Процедура реализации профсоюзными органами полно-

мочий по представительству и защите интересов работника в рамках

названного Закона строится на следующих посылках. Этот Закон вво-

дит двойной стандарт представительства профсоюзами трудовых прав

и интересов работников в зависимости от вида их носителей (члены

профсоюза и работники, не являющиеся членами профсоюза). В об-

ласти коллективных трудовых прав и интересов профсоюзы представ-

ляют и защищают работников независимо от их членства в профсоюзах

в случае наделения их полномочиями на представительство в установ-

ленном порядке. В области индивидуальных трудовых прав и интере-

сов профсоюзы, как правило, представляют и защищают права толь-

ко своих членов (ст. 11). Из последнего правила сделано исключение,

когда профсоюз представляет и защищает права отдельного работни-

ка – не члена профсоюза в органах по рассмотрению трудовых споров

по просьбе работника или по собственной инициативе (ст. 23).

Представительство профсоюзами по защите прав и интересов чле-

нов профсоюза и иных работников, уполномочивших профсоюз пред-

ставлять их интересы, всегда является конкретным и не может распро-

страняться на неопределенный круг лиц. Тому подтверждение – су-

дебная практика.

С принятием ТК РФ Закон о профсоюзах сохранил свою силу в час-

ти, не противоречащей ТК РФ. Это касается и профсоюзного предста-

вительства индивидуальных и коллективных трудовых прав и интере-

сов работников в зависимости от уровня социального партнерства.

1. На локальном уровне социального партнерства первичные проф-

союзные организации и их органы представляют: 1) индивидуаль-

ные и коллективные интересы членов профсоюзов; 2) коллективные

интересы всех работников независимо от членства в профсоюзе при

проведении коллективных переговоров и заключении коллективных

договоров, при принятии локальных нормативных актов в случаях,

предусмотренных ТК РФ и коллективными договорами, а также при

рассмотрении и разрешении коллективных споров в случаях, установ-

ленных ТК РФ; 3) индивидуальные интересы работников, не являю-

щихся членами профсоюза, которые уполномочили орган первичной

профсоюзной организации представлять их интересы по вопросам

индивидуальных трудовых отношений на условиях, установленных

данной первичной профсоюзной организацией. Отметим, что ТК РФ

(ст. 30) отказался от принципа уполномоченного представительства

профсоюзом в коллективных трудовых отношениях всех работников,

заменив его принципом представительства работников независимо от

членства в профсоюзе в силу закона1.

2. На иных уровнях социального партнерства (федеральном, регио-

нальном, отраслевом и др.) профсоюзы признаются единственными

представителями работников.

В ТК РФ в качестве единственной функции проф-

союзов названы представительство и защита трудовых прав работни-

ков. О производственной (хозяйственной) функции профсоюзов от-

сутствует даже упоминание.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 197.