Понятие и структура коллектива работников
В литературе по трудовому праву тема ≪Трудовые коллективы как
субъекты трудового права≫ активно разрабатывалась с начала 80-х го-
дов ХХ в. Она была популярна в свете идей социалистического демо-
кратизма и коллективизма на производстве и концепции общенародно-
го государства, с одной стороны. С другой стороны, интерес к ней был
вызван новым законодательством о трудовых коллективах. В этой свя-
зи можно констатировать, что на уровне теории трудового права совет-
ского периода эта тема была довольно полно исследована1. Не обойден
был вниманием и зарубежный опыт участия работников в управлении
предприятиями2.
Первый ≪крамольный≫ вопрос, кото-
рый возникает в связи с поставленной проблемой: существует ли тру-
довой коллектив как особый коллективный субъект в трудовом праве?
Этот вопрос возник не случайно, так как в законах ≪О коллективных
договорах и соглашениях≫ (1992 г.), ≪О порядке разрешения коллек-
тивных трудовых споров≫ (1995 г.) не упоминается термин ≪трудовой
коллектив≫. Нет такого субъекта трудового права и в ТК РФ. Он заме-
нен на категорию ≪работники≫, а для обозначения представительных
органов трудового коллектива применяется термин ≪представители
работников≫. Полагаем, что такая ≪революционная≫ смена законода-
телем своей позиции неоправданна по меньшей мере по двум причи-
нам. Во-первых, с практической точки зрения необходимо учитывать
российский менталитет в трудовых отношениях, связанный с доволь-
но долго культивируемой на уровне идеологии моделью коллекти-
визма. Более того, в условиях снижения роли профсоюзов, особенно
в секторе среднего и малого бизнеса, отказ от иных представитель-
ных органов коллектива работников чреват впоследствии нарастани-
ем напряженности в отношениях между работниками и работодате-
лем. Во-вторых, с точки зрения теории вопроса трудовой коллектив
как коллективный субъект в трудовом праве сохраняет все признаки
такого рода самостоятельного субъекта. Так, общепризнанным в тео-
рии советского трудового права с незначительными интерпретациями
является следующее определение трудового коллектива:
1) трудовой коллектив – это объединение работников в рамках кон-
кретного предприятия, организации на основе трудовых договоров;
2) имеет организационно оформленное единство с общими орга-
нами управления и установленной дисциплиной труда;
3) преследует обособленные социально-трудовые интересы в уста-
новлении коллективных условий труда и социальной защиты.
Важно подчеркнуть, что в трудовой коллектив объединяются толь-
ко те работники, которые работают на основании трудового догово-
ра. Именно они объединены общим коллективным интересом в уста-
новлении и обеспечении условий труда и социальной защиты, именно
они как коллективный субъект выступают в качестве самостоятель-
ных социальных партнеров в отношениях с работодателем. Трудовой
коллектив преследует цель обеспечения коллективных условий труда
и социальной защиты. Для достижения указанной цели он формирует
свои представительные органы, уполномочивает представителей вес-
ти диалог с работодателем.
Поэтому, когда законодатель в ТК РФ определяет право работников на
участие в управлении организацией непосредственно или через своих
представителей, это право носит коллективный характер. Представ-
ляются интересы не конкретного работника, а ≪работников≫ (законо-
датель использует множественное число), т.е. все-таки коллектива ра-
ботников. Отметим, что законодатель в отдельных статьях Кодекса все
же ведет речь о ≪представительных органах≫ работников, которые вы-
ступают формой реализации коллективных прав обособленного субъ-
екта – трудового коллектива (ст. 144, 147, 154, 162, 190 и др.).
Таким образом, если в указанном контексте определять правовой
статус трудового коллектива, то тогда в логическую цепочку выстроятся
коллективные трудовые права и интересы: право на участие в управле-
нии трудом, право на коллективные переговоры и заключение коллек-
тивного договора, соглашения, право на забастовку и др. Названные
права могут квалифицироваться только как коллективные права, так
как, например, понятия индивидуальной забастовки закон не знает.
Наличие в законе категории коллективных прав – это еще один аргу-
мент в пользу существования трудового коллектива, который являет-
ся носителем коллективных социально-трудовых прав.
Механизм осуществления полномочий трудового коллектива
Новая и весьма спорная позиция законодателя по отношению к тру-
довому коллективу как коллективному субъекту в трудовом праве не
означает, что не существует потребности в постоянном и общем пред-
ставительстве социально-трудовых прав и интересов. Одну из форм та-
кого представительства мы рассмотрели ранее – это профсоюзное пред-
ставительство. Другая форма постоянного и общего представительства
коллективных социально-трудовых прав и интересов связана с вырабо-
танными практикой видами производственной демократии. Имеются
в виду две основные формы реализации полномочий трудового коллек-
тива: общее собрание (конференция) – непосредственная демократия
и представительные органы коллектива работников – представитель-
ная демократия.
Напомним, что в ТК РФ законодатель только в общей форме опре-
делил право работников на участие в управлении организацией, осуще-
ствляемое непосредственно или через свои представительные органы.
В первом случае ТК РФ лишь упоминает об общем собрании (конфе-
ренции) работников (ст. 31) и только в отношении порядка разреше-
ния коллективных трудовых споров конкретизирует требования по
правомочному составу общего собрания (конференции) работникови по обеспечению обязанности работодателя создать необходимые ус-
ловия для их проведения (ст. 399).
Между тем общее собрание (конференция) коллектива работни-
ков как форма реализации его коллективных полномочий должна быть
опосредована закрепленным в общей части ТК РФ коллективным пра-
вом на проведение собраний (конференций). Между тем в ТК РФ со-
держится лишь указание на обязанность работодателя создать усло-
вия, обеспечивающие деятельность представителей работников в со-
ответствии с трудовым законодательством, коллективным договором
(соглашением). Используя зарубежный и наш собственный опыт правового регули-
рования коллективного права на проведение общих собраний и кон-
ференций, считаем, что на уровне ТК РФ, и не только в отношении
порядка разрешения коллективных трудовых споров, следует опреде-
лить механизм реализации этого права, установив:
1) характеристики инициаторов созыва собрания (конференции); 2) обязанности работодателя по обеспечению условий для прове-
дения собрания (места, времени и т.д.);
3) правомочный состав общего собрания (конференции).
Принятие указанных общих норм о непосредственной демократии
сыграют свою роль и при реализации положений о социальном парт-
нерстве в сфере труда.
Другой не менее важной формой осуществления полномочий кол-
лектива работников являются представительные органы работников.
В ТК РФ законодатель не раскрывает порядок их формирования
и взаимодействия с профсоюзами. Исключение составляет порядок соз-
дания единого представительного органа для ведения коллективных пе-
реговоров (ст. 37). Представительные органы, как показывает прошлая
практика, могут формироваться как на постоянной основе, например
совет трудового коллектива, так и на временной – как органы общест-
венной самодеятельности. Действующее российское трудовое законо-
дательство не регламентирует процедуру создания, а также количествен-
ный и качественный состав этих органов.
Такое решение законода-
теля представляется нам недостаточно обоснованным и последователь-
ным. Отказ от централизованного правового регулирования рассмат-
риваемых отношений и ограничение общими рамками нормативных
деклараций права работников на участие в управлении организацией
(глава 8 ТК РФ) являются ≪другой крайностью≫.
В ТК РФ однозначно не определена и юридическая природа предос-
тавленных представителям работников прав. Для работодателя это означает, что
мнение представительного органа работников носит рекомендатель-
ный характер, если иное не будет предусмотрено в коллективном до-
говоре, локальных нормативных актах. В этих актах полномочия пред-
ставительного органа работников могут получить решающий или со-
гласовательный характер. Рекомендательный характер коллективных
полномочий представительных органов работников не означает, что
работодатель вправе их игнорировать. Этим полномочиям корреспон-
дирует обязанность работодателя соблюсти установленную законом
или локальным нормативным актом процедуру учета мнения, прове-
дения консультаций, а также обязанность работодателя предоставить
информацию по вопросам, непосредственно затрагивающим инте-
ресы работников. Обязанности работодателя обеспечены санкция-
ми организационного характера, юридической ответственностью на
случай их неисполнения. Так, локальные нормативные акты, приня-
тые без соблюдения порядка учета мнения представительного органа
работников, являются недействительными (ст. 8 ТК РФ). Представи-
тель работодателя, уклоняющийся от участия в коллективных перего-
ворах, подвергается штрафу (ст. 54 ТК РФ). Однако процедура ≪учета
мнения≫ устанавливается Кодексом только в отношении профсоюз-
ного органа (ст. 372, 373 ТК РФ). Это означает, что необходимо либо
прибегнуть к аналогии закона, либо процедура учета мнения предста-
вительного органа работников должна быть установлена в коллектив-
ном договоре, локальном нормативном акте.
Выделяют 3 модели учатия: 1. Профсоюзное представительство, 2. «Чистое» представительство, 3 Смешанное представительства.
При всем многообразии форм участия работников в управлении
трудом, форм представительства коллективных социально-трудовых
прав и интересов в целом страны с развитой рыночной экономикой
стремятся к унификации законодательства о социальном партнер-
стве. Так, в сентябре 1994 г. Совет министров социальных дел Ев-
ропейского союза принял Директиву 04/45/ЕС о создании европей-
ского производственного совета из представителей трудящихся или
организации соответствующих процедур информации и консульта-
ций с работниками по социально-трудовым вопросам. Эта Директива
явилась результатом реализации социальных программ, заложенных
в так называемой Зеленой книге – ≪Участие трудящихся в структу-
рах компаний ЕС≫ (1975 г.), а также ≪Хартии Сообщества о фунда-
ментальных социальных правах трудящихся≫ (1989 г.)2. Действие
рассматриваемой Директивы распространяется только на крупные
транснациональные корпорации (предприятия с числом работни-
ков 1000 и более или группы предприятий с указанным совокупным
числом работников, находящихся в пределах стран – участниц Ди-
рективы).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 225.