Понятие, принципы и формы социального партнерства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПОНЯТИЕ

На наш взгляд, в настоящее время имеют место два основных кон-

цептуальных подхода к правовому опосредованию социального парт-

нерства. В соответствии с первым социальное партнерство рассматрива-

ется как новый институт общей части трудового права

2 , либо как новый

генеральный институт «социальное партнерство», имеющий сложную

структуру, включающий субинституты коллективного договора, кол-

лективных соглашений

3. Такая трактовка во многом основана на по-

зиции законодателя, обособившего в структуре ТК РФ специальный

раздел. В этой связи И.Я. Киселев отмечал, что «…наличие в Кодексе

специального раздела «Социальное партнерство в сфере труда» состав-

ляет уникальную черту нашего трудового законодательства»4. Обосно-

ванность такой «уникальности» вызывает сомнение у многих ученых-

трудовиков.

Второй подход к правовому опосредованию социального парт-

нерства основан на более широком определении социального парт-

нерства, и взгляды ученых – приверженцев этого направления в той

или иной степени варьируются. Социальное партнерство рассматри-

вается в качестве функции, цели трудового права. В ТК РФ в качест-

ве одной из основных задач трудового законодательства является соз-

дание необходимых правовых условий для достижения оптимально-

го согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов

государства (ст. 1). Так, И.Я. Киселев, как отмечалось ранее, писал о

социальном партнерстве как социологическом, этическом понятии,

а законодателю отводится роль «гаранта», устанавливающего право-

вые рамки диалога социальных партнеров. Более того, ученый особо

отмечал, что «в международно-правовой практике, в частности в ак-

тах и публикациях МОТ, применяется чаще всего термин «социаль-

ный диалог», а не «социальное партнерство», принятый нашим зако-

нодателем»5.

Ученые Санкт-Петербургской юридической школы определяют со-

циальное партнерство как способ регулирования социально-трудовых

отношений между работниками (их представителями) и работодателя-

ми (их представителями), основывающийся на взаимном учете инте-

ресов каждой из сторон, уважении этих интересов и отказе от силовых

способов взаимодействия2

Социальное партнерство рассматривается названными учеными-

трудовиками также в качестве принципа в области правового регули-

рования труда. Развитие принципа социального партнерства требует

совершенствования коллективно-договорного регулирования трудо-

вых отношений, создания и обеспечения систем участия персонала

в делах предприятия, а следовательно, и совершенствования коллек-

тивных средств правового регулирования труда4. В ТК РФ социальное

партнерство провозглашается в качестве одного из основных принци-

пов правового регулирования трудовых отношений и иных непосред-

ственно связанных с ними отношений (ст. 2).

По-нашему мнению, социальное партнерство следует рассматри-

вать как правовой механизм регулирования коллективных отношений,

который включает регулятивную и охранительную части1. Эта пози-

ция получила поддержку и развитие в трудах ряда ученых и практи-

ков2. На наш взгляд, коллективные (социально-партнерские) право-

отношения по своей природе являются производными от трудового

правоотношения. Их субъектами выступают коллективные субъекты

(профсоюзы, союзы работодателей, коллективы работников) в лице

своих представителей, а также иные участники (органы социального

партнерства, представители государства, органы по разрешению кол-

лективных трудовых споров). Эти коллективные (социально-партнер-

ские) отношения складываются по поводу проведения коллективных

переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений;

участия работников и их представителей в управлении организацией,

профсоюзного представительства и защите прав работников, прове-

дения взаимных консультаций, переговоров по вопросам регулирова-

ния трудовых отношений. Это охватывается регулятивной частью пра-

вового механизма социального партнерства. Коллективные трудовые

споры, нарушения коллективных трудовых прав являются основани-

ем возникновения коллективных (социально-партнерских) охрани-

тельных правоотношений по разрешению коллективного конфликта.

Это составляет охранительную часть правового механизма социально-

го партнерства, которая включает в себя примирительно-посредни-

ческие процедуры разрешения коллективных трудовых споров, в том

числе право на забастовку.

В ТК РФ также прослеживается, на наш взгляд, идея легализации

социального партнерства как правового механизма регулирования

коллективных отношений: дается определение социального партнер-

ства как многоуровневой системы взаимоотношений, основанных на

принципе трипартизма (ст. 23); названы принципы (ст. 24), стороны

и участники социального партнерства, уровни социального партнер-

ства (ст. 26), органы социального партнерства (ст. 35).

В ТК РФ к основным формам социального партнерства отнесены:

1) коллективные переговоры; 2) взаимные консультации; 3) участие

работников в управлении организацией; 4) участие представителей

работников и работодателей в разрешении трудовых споров (ст. 27).

По сути речь идет о правовом механизме реализации коллективных

трудовых прав и обязанностей работниками (их представителями) и ра-

ботодателями (их представителями), а равно защите этих прав в при-

мирительно-посредническом порядке.

В науке российского трудового права не сложилось единой кон-

цепции структуры социального партнерства. Одни ученые сводят со-

циальное партнерство к трехстороннему сотрудничеству между орга-

нами государственной власти и представителями сторон трудовых от-

ношений, осуществляемое с целью развития экономики, улучшения

условий труда и повышения жизненного уровня трудящихся, к спо-

собу решения социально-правовых проблем1. С.А. Иванов, наоборот,

разграничивает социальное партнерство и трехстороннее сотрудниче-

ство. Под социальным партнерством он понимает отношения, скла-

дывающиеся между социальными партнерами – предпринимателями

и профсоюзами на уровне государства либо отрасли народного хозяй-

ства, а также на уровне предприятия между его дирекцией и персона-

лом (бипартизм). Признаками социального партнерства являются диа-

лог, консультации и сотрудничество, причем представители предпри-

нимателей и профсоюзов остаются социальными партнерами и при

возникновении споров, связанных с заключением или осуществлени-

ем коллективных переговоров. Трехстороннее сотрудничество (трипартизм), по мнению С.А. Иванова, – иное явление, которое охваты-

вает отношения социальных партнеров с органами государственной

власти и управления1. Таким образом, сторонами социального парт-

нерства признаются только работники (их представители) и работо-

датели. Государственные органы имеют соответственно статус участ-

ников социального партнерства, а не стороны, имеющей свои собст-

венные интересы. Именно в таком ключе дано легальное определение

социального партнерства, в котором органы государственной власти

и местного самоуправления являются стороной социального партнер-

ства только в тех случаях, когда онивыступают в качестве работодате-

лей или их представителей (ст. 23).

Однако большинство ученых-трудовиков рассматривают соци-

альное партнерство как сотрудничество представителей работников,

работодателей и государства в социально-трудовой сфере, подчерки-

вают особую роль государства как социального партнера2. Так, в ТК

РФ речь идет об образовании трехсторонних комиссий по регулиро-

ванию социально-трудовых отношений (ст. 35), заключении трехсто-

ронних коллективных соглашений (ст. 45); соглашения, предусмат-

ривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех

уровней, заключаются при обязательном участии представителей со-

ответствующих органов исполнительной власти и органов местного

самоуправления, являющихся стороной соглашения.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Стороны социального партнерства (коллективные субъекты) со-

циально-партнерских отношений наделены коллективными права-

ми и обязанностями. Полагаем, что было бы упрощением выводить

их коллективный характер, отталкиваясь от понятия коллективного

субъекта, и считать, что эти права и обязанности признаются таковы-

ми, так как принадлежат коллективным субъектам. Между тем в ТК РФ

(ст. 21, 22) законодатель причисляет к индивидуальным правам и обя-

занностям работника и работодателя следующие:

– право на ведение коллективных переговоров и заключение кол-

лективного договора;

– право на объединение в союзы для защиты своих трудовых прав

и свобод, законных интересов;

– право на разрешение коллективных трудовых споров;

– право работников на участие в управлении организацией и обя-

занность работодателя создать условия, обеспечивающие это право;

– право на коллективную форму самозащиты работников (право

на забастовку).

Этот перечень можно дополнить также коллективными правами

(ст. 27, 35.1 ТК РФ):

– право социальных партнеров на взаимные консультации (пере-

говоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, не-

посредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий

трудовых прав работников и совершенствования трудового законо-

дательства и иных нормативных, правовых актов, содержащих нор-

мы трудового права;

– право на участие работников и их представителей в управлении

организацией;

– право органов социального партнерства на участие в формирова-

нии и реализации государственной политики в сфере труда.

Модельный закон о социальном партнерстве СНГ (2006 г.) также

в перечне коллективных прав называет права социальных партнеров

в подготовке и проведении мероприятий по обеспечению охраны тру-

да и осуществлению контроля за соблюдением национального зако-

нодательства о труде; на участие представителей работодателей и ра-

ботников в управлении государственным социальным страхованием;

на участие в правотворчестве. Право на участие в правотворчестве

включает не только право на законодательную инициативу, но и пра-

во на проведение общественной экспертизы проектов законодатель-

ных и иных нормативно-правовых актов (ст. 28, 29).

Реализация коллективных трудовых прав может осуществляться, во-первых,

с помощью механизма непосредственной демократии (общее собрание,

конференция работников, профсоюзов), во-вторых, через представите-

лей работников и работодателей и, в-третьих, через органы социально-

го партнерства, создаваемые представителями социальных партнеров,

обычно на равноправной (паритетной) основе.

в ТК РФ также отсутствует определение пра-

ва на консультации социальных партнеров. Это право по ТК РФ име-

ет различные формы проявления. Например, это участие органов со-

циального партнерства в формировании и реализации государствен-

ной политики в сфере труда, а именно на каждом уровне социального

партнерства проекты законодательных и нормативных правовых ак-

тов о труде подлежат разработке и обсуждению с участием социаль-

ных партнеров (ст. 35.1). На локальном уровне предусматривается

право представительных органов работников на консультации с ра-

ботодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов,

обсуждений планов социально-экономического развития организа-

ции (ст. 53). Консультации между социальными партнерами могут

проводиться и в рамках деятельности трех- и двусторонних комиссий

по регулированию социально-трудовых отношений. Право на кол-

лективные переговоры (в узком смысле) наш законодатель связыва-

ет с разработкой и принятием коллективных договоров и коллектив-

ных соглашений (гл. 6).

В зарубежной практике консультации социальных партнеров так-

же могут проходить в форме переговоров и завершаться заключением

специальных соглашений.

Эффективная реализация права на коллективные переговоры, пра-

ва на консультации, на участие в управлении организацией зависит от

условий реализации социальными партнерами права на информацию.

Например, Европейская социальная хартия содержит развернутую

характеристику права на информацию и консультации (ст. 21). Тру-

дящиеся и их представители (профсоюзы, делегаты персонала и др.)

должны получать регулярно и в надлежащей форме информацию по

вопросам, относящимся к производственным условиям, за исключе-

нием тех случаев, когда ведение дел требует неразглашения опреде-

ленной конфиденциальной информации.

Согласно Закону о профсоюзах (ст. 12) эти организации вправе по-

лучать информацию о ликвидации организации, ее подразделений, из-

менении формы собственности или организационно-правовой формы

организации, полном или частичном приостановлении производства

(работы), влекущем за собой сокращение количества рабочих мест или

ухудшение условий труда. Перечисленные мероприятия могут осуще-

ствляться работодателем только после предварительного уведомления

(не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведе-

ния с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов проф-

союза. Закон об объединениях работодателей предусматривает право

этих объединений проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнитель-

ной власти, органами местного самоуправления по основным направ-

лениям социально-экономической политики (ст. 13).

Согласно ТК РФ формы социального партнерства представляют со-

бой не что иное, как способы реализации коллективных трудовых прав

в правовом механизме социального партнерства (ст. 27).

ПРОФСОЮЗЫ

Формирующиеся с 70-х годов XIX в. в России рабочие организации

были преимущественно народнического толка и действовали подполь-

но. Они ставили перед собой радикальные цели вплоть до свержения

самодержавия. Первыми полулегальными рабочими организациями

стали созданные в 1901–1903 гг. ≪Общество взаимного вспомощест-

вования рабочих в механическом производстве в Москве≫, ≪Собрание

русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга≫, ≪Независи-

мая Еврейская рабочая партия≫, которые через своих представителей

вели переговоры с работодателями. Их создание и деятельность были

связаны с идеей ≪полицейского социализма≫, у истоков которой сто-

ял С.В. Зубатов4

Временные правила от 4 марта 1906 г. ≪О про-

фессиональных обществах, учреждаемых для лиц, занятых в торговых

и промышленных предприятиях, или для владельцев этих предпри-

ятий≫ (далее – Временные правила о профессиональных обществах)

позволяли создавать рабочие организации путем уведомительной ре-

гистрации, но со значительными ограничениями политического харак-

тера. Временные правила состояли из двух частей: 1. Общие правила

об обществах и союзах (впоследствии ст. 44–67 Устава о промышлен-

ности фабрично-заводской и ремесленной. Изд. 1913 г.); 2. Прави-

ла о профессиональных обществах, учрежденных для лиц, занятых

в торговых и промышленных предприятиях, или для владельцев этих

предприятий.

Профессиональные общества выделены в рассматриваемом Зако-

не особо, причем к ним применимы общие положения о правах юри-

дических лиц, об условиях закрытия и ликвидации имущества. Их

цель обозначена как ≪выяснение и согласование экономических ин-

тересов, улучшение условий труда своих членов или поднятие произ-

водительности принадлежащих им предприятий≫. Профсоюзы мог-

ли ставить целью:

− изыскание способов к устранению посредством соглашения или

третейского разбора, недоразумений, возникающих на почве договор-

ных условий между нанимателями и нанимаемыми;

− выяснение размеров заработной платы и других условий труда

в различных отраслях промышленности и торговли;

− выдача пособий своим членам;

− устройство касс похоронных, приданых, взаимопомощи и иных;

− устройство библиотек, профессиональных школ, курсов и чтений;

− доставление своим членам возможности выгодного приобрете-

ния предметов первой необходимости;

− оказание содействия по приисканию работы или рабочих рук;

− оказание юридической помощи своим членам.

Профессиональные общества подлежали обязательной регистрации

по уставам. Заявление о регистрации подавалось старшему фабричному

инспектору или окружному горному инспектору, откуда оно поступало

в губернские или городские по делам об обществах присутствия2.

Понятие профсоюзного представительства в российской литерату-

ре рассматривал Л.С. Таль. Полемизируя с приверженцами теории ча-

стноправового (гражданско-правового) представительства, Л.С. Таль

охарактеризовал профсоюзное представительство как понятие пуб-

лично-правового характера. Он писал: ≪В публичном праве сложилось

особое понятие, носящее название представительства, но имеющее

с частноправовым представительством очень мало общего. Публич-

ное представительство состоит в том, что лицу или учреждению вве-

ряется известная власть… возлагается обязанность пользоваться (этой

властью) исключительно в интересах группы, круга, части или всего

населения… Профсоюзы в таком именно смысле действуют как пред-

ставители профессиональных интересов своих членов, а не в смысле

частноправового представительства≫1. Приблизительно аналогичную

позицию занимал И.А. Трахтенберг2.

Профсоюз обычно определялся как союз из лиц

одной и той же профессии или рабочих одной специальности, объеди-

нившихся для защиты своих интересов против капиталистов, а такжев целях взаимопомощи. Средствами его борьбы за права работников

являлись взаимопомощь, участие в разработке коллективного дого-

вора, организация стачек, организованное воздействие на законода-

теля1. Некоторым наиболее радикальным теоретикам профсоюзного

движения рабочий-профессионалист виделся как примиренец, меч-

тавший не о том, как разрушить капиталистический строй, а о том,

как бы приспособиться к рамкам этого строя. По мнению таких авто-

ров, даже улучшение положения рабочих посредством деятельности

профсоюзов представляло опасность для организации будущей ре-

волюции2.

Первый Всероссийский съезд профсоюзов в 1918 г. провозгласил пе-

ренос центра тяжести в их работе в организационно-хозяйственную

область. Функции профсоюзов переплетались с функциями Народ-

ного комиссариата труда (НКТ) и его органов на местах.

В разработке советского учения о профсоюзах активное участие

принял В.И. Ленин1. Его положения о партийном руководстве проф-

союзами, о профсоюзах как ≪школе коммунизма≫, о возрастании их

производственных и управленческих функций были положены в ос-

нову дальнейших исследований правового положения профсоюзов

советскими учеными-трудовиками. Изначально двуединая сущность

профсоюзов – как общественной организации и государственного ор-

гана – приводила зачастую к негативным последствиям.

КЗоТ 1918 г. оставил открытым вопрос о функциях профсоюзов,

а законодательное регулирование заменялось ≪живым творчеством≫

профсоюзных масс. КЗоТ 1918 г. признавал профсоюзы представите-

лями трудящихся. Так, профсоюзам были представлены полномочия

в сфере тарифного регулирования условий труда, в том числе тарифи-

кации работников и работ, расценочными комиссиями, образуемыми

при соответствующих профсоюзных организациях, в формировании

инспекции труда, которая состояла из выборных инспекторов от со-

ветов профсоюзов. Правила внутреннего трудового распорядка так-

же разрабатывались профессиональными союзами и утверждались

НКТ либо его местными отделами. Для проведения сверхурочных

работ требовалось согласие профсоюзов, время и очередность отпус-

ков устанавливались по соглашению с фабзавкомами. В Кодексе со-

держались нормы об участии профсоюзов в решении вопросов найма

и увольнения. Профсоюзы уполномочивались рассматривать жалобытрудящихся в связи с отказом администрации принять их на работу после предварительного испытания. Характеризуя правовое положение

профсоюзов в период военного коммунизма, И.С. Войтинский писал

о том, что профсоюзы осуществляли функцию регулирования труда

общеобязательными профсоюзными постановлениями. С принятием

КЗоТа 1922 г. изменилось распределение функций между профсоюза-

ми и государством.

КЗоТ 1922 г. включал специальную главу, посвященную проф-

союзам, где было сформулировано право работников на объединение

в профсоюзы. В соответствии с КЗоТом 1922 г. профсоюзы наделя-

лись довольно широкими полномочиями по представительству и за-

щите прав и интересов членов профсоюзов, наблюдением за исполне-

нием норм по охране труда, социальному страхованию и др. Особо следует выделить право профсоюзов замещать определенные

должности в органах, регулирующих труд. Сюда относится избрание

инспекторов труда советами профсоюзов с утверждением избранных

лиц Наркоматом труда (ст. 147 КЗоТа), выдвижение профсоюзами за-

ведующих профессиональными секциями бирж труда и посредниче-

скими бюро по найму, участие представителей профсоюзов в составе

трудовых сессий народного суда (ст. 169 КЗоТа).

Между тем по КЗоТу 1922 г. столь широкими правами наделялись

только ≪официальные профсоюзы≫, т.е. те профсоюзы, которые вхо-

дили в единую семью советских профсоюзов и были зарегистрированы

в объединяющих их межсоюзных организациях. Как писал И.С. Вой-

тинский, комментируя КЗоТ 1922 г., столь широкие профсоюзные

права не могут принадлежать ≪каким-либо отщепенским союзникам,

не стоящим последовательно на почве классовой борьбы и на плат-

форме советской власти≫2.

Первые научные работы о правовом регули-

ровании деятельности советских профсоюзов появились только к се-

редине 20-х годов Я.А. Канторович подготовил издание справочного

характера, рассмотрев различные стороны деятельности профсоюзов2.

А.М. Килинский подготовил первый комментарий советского законо-

дательства о профсоюзах3. Вопросы теории профсоюзного движения

затрагивал в своей работе В.Я. Яроцкий (Чекин)4. Но основная заслуга

в разработке советской теории профсоюзного движения принадлежит

В.М. Догадову. Он выделял следующие важнейшие правовые функ-

ции, выполняемые профсоюзами в тот период времени:

– представительство интересов трудящихся по найму;

– участие в организации и регулировании народного хозяйства;

– участие в административной деятельности нехозяйственных го-

сударственных органов.

При этом он отмечал, что профсоюз, выступая в роли представителя

трудящихся, действует не на основании доверенности, выданной ему

отдельными наемными работниками. Он не нуждается для выступле-

ния от имени трудящихся ни в каких особых полномочиях с их сторо-

ны. По действующему законодательству наши профсоюзы являются

представителями не только своих членов, но и всех лиц, занятых по

найму в данной отрасли. Отсюда известная двойственность в положе-

нии профсоюзных органов: с одной стороны, они представители всех

трудящихся по найму, с другой – профсоюзный орган обладает из-

вестными правами и несет известные обязанности в отношении чле-

нов союза, а также в отношении ниже- и вышестоящих профсоюзных

органов.

Впоследствии Н.Г. Александров в аспекте изучения правового по-

ложения профсоюзов в СССР разграничил внутрипрофсоюзные нор-

мы и отношения и правоотношения по представительству профсоюза-

ми интересов рабочих и служащих в области производства, труда, быта

и культуры. Первые – внутрипрофсоюзные – отношения, по его мне-

нию, не подлежат государственной правовой регламентации и регули-

руются всецело общественными нормами внутрипрофсоюзной жиз-

ни. Отношения, складывающиеся между профсоюзами и различными

государственными учреждениями (организациями, предприятиями),

государственными органами (преимущественно хозяйственными), ре-

гулируются юридическими нормами3.

В 30–50-е годы проблемы профсоюзного движения находились на

периферии научного интереса советских ученых. Большинство публи-

каций приходилось на выступления профсоюзных, советских и пар-

тийных функционеров. При этом уже с конца 20-х годов многие иссле-

дователи предлагали приравнять статус профсоюзов к государствен-

ным органам5.

КЗоТ 1971 г. содержал специальную главу о профсоюзах (ст. 225–

235). В ст. 226 определялось, что профсоюзы представляют интересы

рабочих и служащих в области производства, труда, быта и культуры.

Права профкомов предприятий, определенные в ст. 230, были очень

широки: организация социалистического соревнования, содействие

изобретательству, участие в распределении жилплощади и др. Норма-

тивная база деятельности профсоюзов включала в себя, кроме того,

Устав профсоюзов СССР, Положение о правах профсоюзного коми-

тета предприятия, учреждения, организации, утвержденного Прези-

диумом Верховного Совета СССР от 27 сентября 1971 г., а также ряд

подзаконных актов.

КЗоТ 1971 г. констатировал завершение процесса ≪огосударствле-

ния≫ профсоюзов.

Профессиональные

союзы к этому времени были включены в государственный механизм

управления путем делегирования этой общественной организации

государственных функций, таких как: 1) руководство социальными

фондами (пенсионным и социального страхования), санаторно-ку-

рортными, спортивными и другими оздоровительными учреждения-

ми; 2) контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства

со стороны технических и правовых инспекций профсоюзов, которые

вправе налагать административные штрафы на нарушителей – долж-

ностных лиц; 3) юрисдикционные полномочия по рассмотрению тру-

довых споров. В 1990-е годы перечисленные функции постепенно бы-

ли изъяты из сферы действия профсоюзов.

Н.Г. Александров вы-

делял четыре основные группы прав профсоюзов, которыми они об-

ладают во взаимоотношениях с государственными (хозяйственны-

ми) органами:

– права совещательного характера, т.е. соответствующие решения

принимаются с учетом мнения профсоюзов;

– паритетные права, когда соответствующие государственные ор-

ганы обязаны решать вопросы труда, заработной платы или быта ра-

бочих и служащих либо по согласованию, либо совместно с соответ-

ствующим профсоюзом;

– делегированные (государственно-властные) полномочия;

– права профсоюзов, связанные с управлением переданными в их

непосредственное ведение некоторыми важными общественными

фондами материального обеспечения и лечебно-профилактическо-

го обслуживания2.

Действующее законодательство о профсоюзах – это прежде всего

Закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ ≪О профессиональных союзах, их

правах и гарантиях деятельности≫1 и ТК РФ. Закон о профсоюзах на-

деляет профсоюзы конкретным перечнем полномочий, с тем чтобы

профсоюзы имели возможность реализовать основную функцию пред-

ставительства и защиты социально-трудовых прав работников.

Названный Закон о профсоюзах как закрепил позитивное право

на объединение в профсоюзы, так и признал ≪негативное право≫ на

неучастие в профсоюзе. Каждый достигший возраста 14 лет и осуще-

ствляющий трудовую (профессиональную) деятельность имеет право

по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов,

вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить

из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предваритель-

ного разрешения (ст. 2 Закона). Закон также запрещает дискримина-

цию граждан по признаку принадлежности или непринадлежности

к профсоюзам, запрещает обусловливать прием на работу, продви-

жение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или не-

принадлежностью его к профсоюзу (ст. 9). В этой части особый инте-

рес представляет судебная практика по защите работников в случае их

дискриминации в связи с членством в профсоюзах.

В соответствии с действующим законодательством признается

профсоюзный плюрализм. Все профсоюзы пользуются равными пра-

вами и гарантиями. Закон называет виды профсоюзных организаций,

определяя критерии каждого: первичные профсоюзные организации,

общероссийские, межрегиональные, территориальные организации

профсоюзов и их объединения (ст. 3).

Согласно действующему законодательству профсоюзы могут соз-

даваться без специального на то разрешения государственного орга-

на. Профсоюзные организации вправе сделать выбор из двух вариан-

тов возможного учреждения: 1) уведомительная регистрация и при-

обретение прав юридического лица и 2) без таковой. Определенные

требования предъявляются только к структуре и содержанию устава

профсоюза. Закон не определяет минимального числа учредителей

профсоюза.

По российскому законодательству профсоюзы создаются с одной-

единственной целью – представительство и защита трудовых прав

и интересов работников. Процедура реализации профсоюзными органами полно-

мочий по представительству и защите интересов работника в рамках

названного Закона строится на следующих посылках. Этот Закон вво-

дит двойной стандарт представительства профсоюзами трудовых прав

и интересов работников в зависимости от вида их носителей (члены

профсоюза и работники, не являющиеся членами профсоюза). В об-

ласти коллективных трудовых прав и интересов профсоюзы представ-

ляют и защищают работников независимо от их членства в профсоюзах

в случае наделения их полномочиями на представительство в установ-

ленном порядке. В области индивидуальных трудовых прав и интере-

сов профсоюзы, как правило, представляют и защищают права толь-

ко своих членов (ст. 11). Из последнего правила сделано исключение,

когда профсоюз представляет и защищает права отдельного работни-

ка – не члена профсоюза в органах по рассмотрению трудовых споров

по просьбе работника или по собственной инициативе (ст. 23).

Представительство профсоюзами по защите прав и интересов чле-

нов профсоюза и иных работников, уполномочивших профсоюз пред-

ставлять их интересы, всегда является конкретным и не может распро-

страняться на неопределенный круг лиц. Тому подтверждение – су-

дебная практика.

С принятием ТК РФ Закон о профсоюзах сохранил свою силу в час-

ти, не противоречащей ТК РФ. Это касается и профсоюзного предста-

вительства индивидуальных и коллективных трудовых прав и интере-

сов работников в зависимости от уровня социального партнерства.

1. На локальном уровне социального партнерства первичные проф-

союзные организации и их органы представляют: 1) индивидуаль-

ные и коллективные интересы членов профсоюзов; 2) коллективные

интересы всех работников независимо от членства в профсоюзе при

проведении коллективных переговоров и заключении коллективных

договоров, при принятии локальных нормативных актов в случаях,

предусмотренных ТК РФ и коллективными договорами, а также при

рассмотрении и разрешении коллективных споров в случаях, установ-

ленных ТК РФ; 3) индивидуальные интересы работников, не являю-

щихся членами профсоюза, которые уполномочили орган первичной

профсоюзной организации представлять их интересы по вопросам

индивидуальных трудовых отношений на условиях, установленных

данной первичной профсоюзной организацией. Отметим, что ТК РФ

(ст. 30) отказался от принципа уполномоченного представительства

профсоюзом в коллективных трудовых отношениях всех работников,

заменив его принципом представительства работников независимо от

членства в профсоюзе в силу закона1.

2. На иных уровнях социального партнерства (федеральном, регио-

нальном, отраслевом и др.) профсоюзы признаются единственными

представителями работников.

В ТК РФ в качестве единственной функции проф-

союзов названы представительство и защита трудовых прав работни-

ков. О производственной (хозяйственной) функции профсоюзов от-

сутствует даже упоминание.

СОЮЗЫ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Союзы работодателей (предпринимателей) как социальные парт-

неры – довольно устоявшееся явление в зарубежной практике. Их воз-

никновение совпадает по времени с образованием профсоюзов, т.е.

относится к XIX в. Приоритет принадлежал Англии, где по мере раз-

вития рабочих организаций стали возникать и крупные организации

предпринимателей. И.С. Войтинский подчеркивал, что в уставах не-

которых из них задачи ассоциаций определялись следующим образом:

защита интересов ее членов против организаций рабочих, пытающих-

ся посредством забастовок или других коллективных действий нала-

гать ограничительные условия на ведение дел предприятий1.

Союзы работодателей

(предпринимателей) были легализованы в соответствии с Времен-

ными правилами о профессиональных обществах.

В годы пер-

вой русской революции (1905–1907 гг.) союзы предпринимателей ста-

ли базой для создания политических организаций.

В настоящее время идет сложный и противоречивый процесс воз-

рождения и становления организаций предпринимателей (работода-

телей). Прежние традиции утрачены, а новые еще не устоялись. Имен-

но ≪разобщенность и несамостоятельность российских работодателей

вынуждает власти централизованно, сверху проводить в жизнь меха-

низм социального партнерства с помощью законов и подзаконных

актов≫1. С целью оказания организационной помощи в деле создания

союзов предпринимателей в России по инициативе МОТ в сентябре

1994 г. был учрежден Координационный совет российских объедине-

ний работодателей, с 2000 г. – Союз российских объединений рабо-

тодателей.

В этой части полезно обратиться к зарубежному опыту. На первых

порах на Западе ассоциации предпринимателей по роду своей деятель-

ности делились на экономические и так называемые социальные сою-

зы (последние объединялись с целью противостояния объединенным

профсоюзам работников). Но затем в большинстве стран произошло

слияние этих функций в рамках одной организации предпринимате-

лей. И в отличие от профессиональных союзов работников, которые

осуществляют исключительно функцию защиты и представительства

интересов своих членов, союзы предпринимателей выполняют, как

правило, одновременно две функции. Во-первых, они обеспечива-

ют защиту корпоративных экономических интересов в отношениях

с государством по вопросам налоговой, инвестиционной, таможен-

ной и т.д. политики. Во-вторых, осуществляют представительство

своих интересов в отношениях с профсоюзами работников, а также

государством по вопросам социально-трудовой политики.

В России процесс становления такого социального партнера, как

союзы предпринимателей (работодателей), проходил в условиях слож-

ной структурной перестройки социально-экономических основ обще-

ства. То, что на Западе складывалось десятилетиями, у нас проводится

в ≪сжатые≫ сроки и направляется ≪сверху≫ государством. Первоначаль-

но такие ассоциации создавались в основном для защиты в законода-

тельных и исполнительных органах интересов нарождающихся форм

предпринимательства, связанных с формированием новых форм собст-

венности и хозяйствования. Это Ассоциация крестьянских (фермер-

ских) хозяйств и кооперативов, Ассоциация совместных предприятий

и международных объединений, Ассоциация частных и приватизиро-

ванных предприятий, Союз малых предприятий России, Федерация

фондовых бирж России и др. Большинство из них в то время не рас-

сматривали вопросы социально-трудовых отношений, тем более что

сектор малого и среднего бизнеса, который охватывали названные сою-

зы, не имел противовеса в виде организованных профессиональных

союзов работников. Процесс приватизации государственных и муни-

ципальных предприятий, уход государства из многих сфер экономики

поставил вопрос о создании объединений предпринимателей, которые

выполняли бы двуединую функцию. Параллельно шел процесс ста-

новления независимых профсоюзов и реорганизации бывших совет-

ских профсоюзов. В условиях нарастания социальной напряженности

в обществе они активизировали свою деятельность. В этой связи ус-

ложнили свои функции вышеупомянутые союзы предпринимателей,

укреплялись новые: Российский союз промышленников и предпри-

нимателей, Аграрный союз России, Конгресс российских деловых

кругов, Ассоциация российских банков, а также отраслевые союзы:

Российская угольная компания ≪Росуголь≫, Союз лесопромышлен-

ников России, Союз строителей России и др.

Учреждались они, как правило, либо как общественные

организации, либо как объединения юридических лиц на основании

Закона РФ ≪О предприятиях и предпринимательской деятельности≫

(1990 г.), который ныне отменен. С принятием ГК РФ и специальных

законов по отдельным видам юридических лиц (Закон от 19 мая 1995 г.

≪Об общественных объединениях≫1, Закон от 12 января 1996 г. ≪О не-

коммерческих организациях≫2) возможны были три варианта учреж-

дения ассоциаций работодателей: в качестве общественного объеди-

нения, либо некоммерческого партнерства, либо союза (ассоциации)

юридических лиц. В первом случае учредителями общественных объ-

единений являются физические лица, а среди юридических – только

те, которые имеют статус общественных организаций. Следователь-

но, такая форма, как общественное объединение, была малоприем-

лема для организаций работодателей, которые объединяют, как пра-

вило, юридических лиц, а не руководителей предприятий. В других

случаях учреждения союзов работодателей некоммерческие органи-

зации, союзы по закону в обязательном порядке должны иметь госу-

дарственную регистрацию. В этой связи обязательная государственная

регистрация союзов предпринимателей ставит их в неравное положе-

ние по отношению к другому социальному партнеру – профсоюзам,

которые могут создаваться свободно и по своему выбору решать во-

прос о регистрации в качестве юридического лица. Таким образом,

рассмотренные общие организационно-правовые формы, в которые

можно облечь организации работодателей, не учитывали специфики

этих организаций как социальных партнеров, поэтому был необхо-

дим специальный закон.

В законодательстве субъектов Федерации были предприняты по-

пытки восполнить этот правовой пробел. Например, были приняты

в Республике Коми Закон от 3 февраля 1999 г. ≪Об объединениях ра-

ботодателей≫, в Республике Алтай Закон от 3 ноября 1999 г. ≪Об объ-

единениях работодателей в Республике Алтай≫. В указанных зако-

нах объединения работодателей характеризовались как добровольные

некоммерческие организации юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей, зарегистрированные в установленном порядке

и объединяемые по территориальному и отраслевому принципу в це-

лях представительства и защиты прав и интересов своих членов в со-

циально-трудовой сфере.

ТК РФ ограничился лишь общим определением о том, что объеди-

нение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая

на добровольной основе работодателей для представительства интере-

сов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами,

органами государственной власти и органами местного самоуправле-

ния (ст. 33). Эти положения требовали конкретизации в специальном

федеральном законе о союзах предпринимателей (работодателей), ко-

торый и был принят.

Государственная регистрация объединений работодателей. Федераль-

ным законом от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ ≪Об объединениях рабо-

тодателей≫1 (далее – Закон об объединениях работодателей) преду-

сматривается, что правоспособность объединения работодателей как

формы некоммерческой организации в качестве юридического лица

возникает с момента его государственной регистрации в соответствии

с федеральным законом о государственной регистрации юридических

лиц. Между тем, на наш взгляд, задача создания такого закона должна

решаться на основе зарубежного опыта, Конвенций и Рекомендаций

МОТ, особенно Конвенции МОТ № 87 ≪О свободе ассоциации и за-

щите права на организацию≫, а также Конвенции № 98 ≪О праве на ор-

ганизацию и ведение коллективных переговоров≫. Эти конвенции, как

упоминалось выше, в равной мере распространяются как на союзы ра-

ботников, так и на союзы работодателей. По отношению к работодате-

лям принцип свободы создавать организации без какого-либо различия

означает, что законодательство и практика каждой страны, ратифици-

ровавшей Конвенцию, устанавливают равные для всех работодателей

условия и процедуру создания таких организаций, не делая исключе-

ний и не предусматривая привилегий. Иными словами, организации

работодателей, так же как и организации трудящихся, создаются без

предварительного разрешения со стороны органов государственной

власти. Соблюдение некоторых формальностей (например, регист-

рация) допустимо.

характерным признаком объединений работода-

телей служит их независимость. В соответствии со ст. 6 Закона об

объединениях работодателей они осуществляют свою деятельность

независимо от органов государственной власти, органов местного

самоуправления, профессиональных союзов и их объединений, по-

литических партий и движений, других общественных организаций

(объединений). Создание, реорганизация, ликвидация объединения

работодателей зависят исключительно от воли его учредителей (чле-

нов) и не требуют согласования ни с органами государственной власти, ни с представительными организациями работников. Это в пол-

ной мере согласуется с положениями международного трудового пра-

ва (Конвенция МОТ № 87).

Объединение работодателей является добровольным объединением,

основанным на членстве. Любой работодатель свободно решает вопрос

о своем вступлении в объединение работодателей или выходе из не-

го (ст. 5 Закона об объединениях работодателей). Ни профессиональ-

ные союзы, ни органы государственной власти не вправе принуждать

работодателей к объединению, каким бы целесообразным оно ни ка-

залось. Членство в объединении работодателей предполагает наличие

определенной организационной связи между работодателем и объеди-

нением работодателей. Это означает, что, вступая в объединение (вы-

ступая одним из его учредителей), работодатель приобретает особый

статус члена объединения. В этой связи он имеет право на получение

информации, консультации, участие в управлении объединением; не-

сет обязанности по соблюдению условий коллективного соглашения

и др. Более того, прекращение членства в объединении работодателей

не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключен-

ного в период его членства (ст. 48 ТК РФ).

Объединение работодателей как некоммерческая организация созда-

ется с определенной целью, наделяется специальной правосубъектностью.

Этой целью в соответствии со ст. 2 Закона об объединениях работо-

дателей и ст. 33 ТК РФ является представительство законных интере-

сов и защита прав своих членов в системе социального партнерства

(во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объеди-

нениями, органами государственной власти, органами местного са-

моуправления). Специальная правосубъектность объединений рабо-

тодателей обусловлена их представительской функцией.

Право выражать и отстаивать законные интересы работодателей реа-

лизуется во всех формах социального партнерства, включая проведение

коллективных переговоров, участие в создании и деятельности посто-

янно действующих трехсторонних комиссий, комитетов по занятости,

представительство в органах управления государственных внебюджет-

ных фондов, урегулирование коллективных трудовых споров.

Представительство и защита интересов работодателей. Эти объе-

динения признаются представителями работодателей, действуют от их

имени и в их интересах при проведении коллективных переговоров,

разрешении коллективных трудовых споров, формировании и осуще-

ствлении деятельности комиссий по регулированию социально-тру-

довых отношений.

Обязанности объединения работодателей перед своими членами. Пред-

ставительство интересов работодателей является правом объединения

и одновременно обязанностью перед своими членами, которые всту-

пают в объединение для того, чтобы их мнение учитывалось при при-

нятии решений в системе социального партнерства и на государст-

венном и муниципальном уровнях. В соответствии с Законом об объ-

единениях работодателей порядок наделения представителя и (или)

представителей объединения работодателей полномочиями на веде-

ние коллективных переговоров по подготовке, заключению или из-

менению соглашений, а также на участие в примирительных проце-

дурах при возникновении коллективных трудовых споров должен оп-

ределяться в Уставе объединения работодателей (ст. 11).

Виды объединений работодателей. В соответствии с действующим

законодательством объединения работодателей могут создаваться по

территориальному (региональному, межрегиональному), отраслево-

му, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам (Об-

щероссийское объединение работодателей, общероссийские отрас-

левые (межотраслевые) объединения, региональные, муниципальные

территориальные и отраслевые объединения и др.). Критерии созда-

ния объединений работодателей избраны с учетом построения систе-

мы профессиональных союзов – социального партнера работодателей

и уровней социального партнерства. Виды объединений работодате-

лей действуют каждый на своем определенном уровне социального

партнерства (за исключением локального уровня). Все объединения

работодателей наделены равным правовым статусом. Так, они вправе

выступить с инициативой заключения или изменения коллективного

соглашения, вести коллективные переговоры, участвовать в форми-

ровании и деятельности органов социального партнерства (комис-

сий по регулированию социально-трудовых отношений), имеют пра-

во на представительство в органах управления государственных вне-

бюджетных фондов.



Понятие, принципы и формы социального партнерства.

Теоретические основы социального партнерства были заложены в трудах отечественных исследователей. И.И. Янжул доказывал, что вмешательство государства в экономику означает осуществление государственного социализма. Он поддерживал свободу предпринимательских ассоциаций и настаивал на необходимости их взаимодействия с рабочими ассоциациями 1. В дальнейшем академик выступал за легализацию экономических забастовок. При этом забастовки он считал крайней формой экономической борьбы, имеющей слишком много издержек. Гораздо предпочтительней, на его взгляд, были примирительно-посреднические процедуры и трудовой арбитраж 2. Предложения И.И. Янжула были напрямую связаны с идеей социального мира в трудовых отношениях.

В.П. Литвинов-Фалинский писал о желаемом ≪союзе труда и ка-

питала≫, о необходимости государственного вмешательства в их от-

ношения. Он видел двуединую цель фабричного законодательства:

во-первых, облегчение положения рабочих и, во-вторых, постановка

сторон в правовые рамки.

Центральным тезисом работ В.П. Литвинова-Фалинского было ≪ра-

зумное сочетание интересов государства, работников и работодате-

лей≫. Он писал о взаимодействии в фабричном законодательстве двух

начал: прямого государственного регулирования труда и договорно-

го. Как мы сегодня говорим, о соотношении централизованного и ло-

кального правовых методов регулирования. которой рабочий на равных правах с капиталистом принимает участие

в управлении экономикой и по своему желанию, как и все остальные,

может создать по мере роста дохода собственное состояние. Сам тер-

мин ≪социальное партнерство≫ связан с именем председателя одного

из западногерманских промышленных профсоюзов Г. Лебера, пред-

ложившего свой профсоюзный план социального партнерства.

Эта идея классового сотрудничества получила широ-

кую поддержку, практическую реализацию в странах Западной Евро-

пы, конвенциях и рекомендациях МОТ.

В советской науке трудового права проблемы социального парт-

нерства стали активно исследоваться в 60-е годы ХХ в.Общим итогом проводимых исследований бы ло утверждение о том, что ≪…воплощая идею классового сотрудниче-

ства, теория социального партнерства охватывает целый конгломерат

различных по своему происхождению и содержанию буржуазных кон-

цепций, призванных создать извращенное представление о характере

капиталистических производственных отношений, замаскировать экс-

плуатацию, способствовать подавлению классовой борьбы пролетариа-

та≫3.

В.И. Усенин обоснованно утверждал, что в боль-шинстве капиталистических стран положения коллективных договоров

об условиях труда работников являются нормами объективного пра-

ва. В этом вопросе он дискутировал с В.М. Догадовым и рядом других

советских авторов, ссылавшихся на то, что при капитализме рабочие

организации не могут выполнять законодательных функций, а право

не может выполнять ≪общую волю≫ антагонистических классов. От-

сюда, казалось бы, следовал вывод о том, что на Западе коллективный

договор как раз и является результатом компромисса, согласовывает

интересы капиталистов и трудящихся. Но В.И. Усенин, опираясь на

авторитет Н.Г. Александрова, утверждал следующее: ≪Компромисс по

конкретным условиям труда нельзя считать подтверждением принци-

пиальной приемлемости эксплуататорской системы для рабочего клас-

са≫1. Аналогичную позицию занимал и Б.Н. Жарков, отмечавший по-

 

А.А. Микулин наметил целую программу гармонизации трудовых

отношений, которая отличалась взвешенностью и реалистичностью.

Эта программа включала: 1) распространение охраны труда не толькона фабрично-заводских рабочих, но и на труд любых наемных рабочих

вообще; 2) создание центрального учреждения на паритетных нача-

лах из представителей промышленников, рабочих и при участии госу-

дарства, которое бы ведало охраной труда всех видов и согласовывало

все возникающие между сторонами разногласия; 3) создание условий,

благоприятных для самостоятельности рабочих, в том числе свободы

объединения в профсоюзы; 4) формирование третейских и подобных

им судов, построенных на равном представительстве сторон и решения

которых имели бы для сторон обязательную силу.Собственно учение о социальном партнерстве сформировалосьв Германии уже после Второй мировой войны.Одним из ее основ-ных положений выступало создание экономической демократии, при

вышение роли коллективных договоров в системе капиталистического

правового регулирования труда, но называвший их средством антимо-

нополистической борьбы при условии классового подхода.

И.Я. Киселев отмечает, что социаль-

ное партнерство рассматривается на Западе как социологическое

и этическое понятие и организационный принцип, включающий

сотрудничество социальных партнеров – сторон коллективных тру-

довых отношений.

В современной российской науке трудового права проблемы со-

циального партнерства в трудовых отношениях рассматриваются

в ключе новой кодификации российского трудового законодательст-

ва. А.С. Пашков писал, что идея социального партнерства стала обще-

признанной, поэтому ≪вопрос ставится не в том, имеется ли альтерна-

тива этой идее, а в том, в каких формах она должна воплощаться с учетом исторических, экономических, социальных и иных особенностей

того или иного общества на данном этапе развития≫1.

ПОНЯТИЕ

На наш взгляд, в настоящее время имеют место два основных кон-

цептуальных подхода к правовому опосредованию социального парт-

нерства. В соответствии с первым социальное партнерство рассматрива-

ется как новый институт общей части трудового права

2 , либо как новый

генеральный институт «социальное партнерство», имеющий сложную

структуру, включающий субинституты коллективного договора, кол-

лективных соглашений

3. Такая трактовка во многом основана на по-

зиции законодателя, обособившего в структуре ТК РФ специальный

раздел. В этой связи И.Я. Киселев отмечал, что «…наличие в Кодексе

специального раздела «Социальное партнерство в сфере труда» состав-

ляет уникальную черту нашего трудового законодательства»4. Обосно-

ванность такой «уникальности» вызывает сомнение у многих ученых-

трудовиков.

Второй подход к правовому опосредованию социального парт-

нерства основан на более широком определении социального парт-

нерства, и взгляды ученых – приверженцев этого направления в той

или иной степени варьируются. Социальное партнерство рассматри-

вается в качестве функции, цели трудового права. В ТК РФ в качест-

ве одной из основных задач трудового законодательства является соз-

дание необходимых правовых условий для достижения оптимально-

го согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов

государства (ст. 1). Так, И.Я. Киселев, как отмечалось ранее, писал о

социальном партнерстве как социологическом, этическом понятии,

а законодателю отводится роль «гаранта», устанавливающего право-

вые рамки диалога социальных партнеров. Более того, ученый особо

отмечал, что «в международно-правовой практике, в частности в ак-

тах и публикациях МОТ, применяется чаще всего термин «социаль-

ный диалог», а не «социальное партнерство», принятый нашим зако-

нодателем»5.

Ученые Санкт-Петербургской юридической школы определяют со-

циальное партнерство как способ регулирования социально-трудовых

отношений между работниками (их представителями) и работодателя-

ми (их представителями), основывающийся на взаимном учете инте-

ресов каждой из сторон, уважении этих интересов и отказе от силовых

способов взаимодействия2

Социальное партнерство рассматривается названными учеными-

трудовиками также в качестве принципа в области правового регули-

рования труда. Развитие принципа социального партнерства требует

совершенствования коллективно-договорного регулирования трудо-

вых отношений, создания и обеспечения систем участия персонала

в делах предприятия, а следовательно, и совершенствования коллек-

тивных средств правового регулирования труда4. В ТК РФ социальное

партнерство провозглашается в качестве одного из основных принци-

пов правового регулирования трудовых отношений и иных непосред-

ственно связанных с ними отношений (ст. 2).

По-нашему мнению, социальное партнерство следует рассматри-

вать как правовой механизм регулирования коллективных отношений,

который включает регулятивную и охранительную части1. Эта пози-

ция получила поддержку и развитие в трудах ряда ученых и практи-

ков2. На наш взгляд, коллективные (социально-партнерские) право-

отношения по своей природе являются производными от трудового

правоотношения. Их субъектами выступают коллективные субъекты

(профсоюзы, союзы работодателей, коллективы работников) в лице

своих представителей, а также иные участники (органы социального

партнерства, представители государства, органы по разрешению кол-

лективных трудовых споров). Эти коллективные (социально-партнер-

ские) отношения складываются по поводу проведения коллективных

переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений;

участия работников и их представителей в управлении организацией,

профсоюзного представительства и защите прав работников, прове-

дения взаимных консультаций, переговоров по вопросам регулирова-

ния трудовых отношений. Это охватывается регулятивной частью пра-

вового механизма социального партнерства. Коллективные трудовые

споры, нарушения коллективных трудовых прав являются основани-

ем возникновения коллективных (социально-партнерских) охрани-

тельных правоотношений по разрешению коллективного конфликта.

Это составляет охранительную часть правового механизма социально-

го партнерства, которая включает в себя примирительно-посредни-

ческие процедуры разрешения коллективных трудовых споров, в том

числе право на забастовку.

В ТК РФ также прослеживается, на наш взгляд, идея легализации

социального партнерства как правового механизма регулирования

коллективных отношений: дается определение социального партнер-

ства как многоуровневой системы взаимоотношений, основанных на

принципе трипартизма (ст. 23); названы принципы (ст. 24), стороны

и участники социального партнерства, уровни социального партнер-

ства (ст. 26), органы социального партнерства (ст. 35).

В ТК РФ к основным формам социального партнерства отнесены:

1) коллективные переговоры; 2) взаимные консультации; 3) участие

работников в управлении организацией; 4) участие представителей

работников и работодателей в разрешении трудовых споров (ст. 27).

По сути речь идет о правовом механизме реализации коллективных

трудовых прав и обязанностей работниками (их представителями) и ра-

ботодателями (их представителями), а равно защите этих прав в при-

мирительно-посредническом порядке.

В науке российского трудового права не сложилось единой кон-

цепции структуры социального партнерства. Одни ученые сводят со-

циальное партнерство к трехстороннему сотрудничеству между орга-

нами государственной власти и представителями сторон трудовых от-

ношений, осуществляемое с целью развития экономики, улучшения

условий труда и повышения жизненного уровня трудящихся, к спо-

собу решения социально-правовых проблем1. С.А. Иванов, наоборот,

разграничивает социальное партнерство и трехстороннее сотрудниче-

ство. Под социальным партнерством он понимает отношения, скла-

дывающиеся между социальными партнерами – предпринимателями

и профсоюзами на уровне государства либо отрасли народного хозяй-

ства, а также на уровне предприятия между его дирекцией и персона-

лом (бипартизм). Признаками социального партнерства являются диа-

лог, консультации и сотрудничество, причем представители предпри-

нимателей и профсоюзов остаются социальными партнерами и при

возникновении споров, связанных с заключением или осуществлени-

ем коллективных переговоров. Трехстороннее сотрудничество (трипартизм), по мнению С.А. Иванова, – иное явление, которое охваты-

вает отношения социальных партнеров с органами государственной

власти и управления1. Таким образом, сторонами социального парт-

нерства признаются только работники (их представители) и работо-

датели. Государственные органы имеют соответственно статус участ-

ников социального партнерства, а не стороны, имеющей свои собст-

венные интересы. Именно в таком ключе дано легальное определение

социального партнерства, в котором органы государственной власти

и местного самоуправления являются стороной социального партнер-

ства только в тех случаях, когда онивыступают в качестве работодате-

лей или их представителей (ст. 23).

Однако большинство ученых-трудовиков рассматривают соци-

альное партнерство как сотрудничество представителей работников,

работодателей и государства в социально-трудовой сфере, подчерки-

вают особую роль государства как социального партнера2. Так, в ТК

РФ речь идет об образовании трехсторонних комиссий по регулиро-

ванию социально-трудовых отношений (ст. 35), заключении трехсто-

ронних коллективных соглашений (ст. 45); соглашения, предусмат-

ривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех

уровней, заключаются при обязательном участии представителей со-

ответствующих органов исполнительной власти и органов местного

самоуправления, являющихся стороной соглашения.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Стороны социального партнерства (коллективные субъекты) со-

циально-партнерских отношений наделены коллективными права-

ми и обязанностями. Полагаем, что было бы упрощением выводить

их коллективный характер, отталкиваясь от понятия коллективного

субъекта, и считать, что эти права и обязанности признаются таковы-

ми, так как принадлежат коллективным субъектам. Между тем в ТК РФ

(ст. 21, 22) законодатель причисляет к индивидуальным правам и обя-

занностям работника и работодателя следующие:

– право на ведение коллективных переговоров и заключение кол-

лективного договора;

– право на объединение в союзы для защиты своих трудовых прав

и свобод, законных интересов;

– право на разрешение коллективных трудовых споров;

– право работников на участие в управлении организацией и обя-

занность работодателя создать условия, обеспечивающие это право;

– право на коллективную форму самозащиты работников (право

на забастовку).

Этот перечень можно дополнить также коллективными правами

(ст. 27, 35.1 ТК РФ):

– право социальных партнеров на взаимные консультации (пере-

говоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, не-

посредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий

трудовых прав работников и совершенствования трудового законо-

дательства и иных нормативных, правовых актов, содержащих нор-

мы трудового права;

– право на участие работников и их представителей в управлении

организацией;

– право органов социального партнерства на участие в формирова-

нии и реализации государственной политики в сфере труда.

Модельный закон о социальном партнерстве СНГ (2006 г.) также

в перечне коллективных прав называет права социальных партнеров

в подготовке и проведении мероприятий по обеспечению охраны тру-

да и осуществлению контроля за соблюдением национального зако-

нодательства о труде; на участие представителей работодателей и ра-

ботников в управлении государственным социальным страхованием;

на участие в правотворчестве. Право на участие в правотворчестве

включает не только право на законодательную инициативу, но и пра-

во на проведение общественной экспертизы проектов законодатель-

ных и иных нормативно-правовых актов (ст. 28, 29).

Реализация коллективных трудовых прав может осуществляться, во-первых,

с помощью механизма непосредственной демократии (общее собрание,

конференция работников, профсоюзов), во-вторых, через представите-

лей работников и работодателей и, в-третьих, через органы социально-

го партнерства, создаваемые представителями социальных партнеров,

обычно на равноправной (паритетной) основе.

в ТК РФ также отсутствует определение пра-

ва на консультации социальных партнеров. Это право по ТК РФ име-

ет различные формы проявления. Например, это участие органов со-

циального партнерства в формировании и реализации государствен-

ной политики в сфере труда, а именно на каждом уровне социального

партнерства проекты законодательных и нормативных правовых ак-

тов о труде подлежат разработке и обсуждению с участием социаль-

ных партнеров (ст. 35.1). На локальном уровне предусматривается

право представительных органов работников на консультации с ра-

ботодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов,

обсуждений планов социально-экономического развития организа-

ции (ст. 53). Консультации между социальными партнерами могут

проводиться и в рамках деятельности трех- и двусторонних комиссий

по регулированию социально-трудовых отношений. Право на кол-

лективные переговоры (в узком смысле) наш законодатель связыва-

ет с разработкой и принятием коллективных договоров и коллектив-

ных соглашений (гл. 6).

В зарубежной практике консультации социальных партнеров так-

же могут проходить в форме переговоров и завершаться заключением

специальных соглашений.

Эффективная реализация права на коллективные переговоры, пра-

ва на консультации, на участие в управлении организацией зависит от

условий реализации социальными партнерами права на информацию.

Например, Европейская социальная хартия содержит развернутую

характеристику права на информацию и консультации (ст. 21). Тру-

дящиеся и их представители (профсоюзы, делегаты персонала и др.)

должны получать регулярно и в надлежащей форме информацию по

вопросам, относящимся к производственным условиям, за исключе-

нием тех случаев, когда ведение дел требует неразглашения опреде-

ленной конфиденциальной информации.

Согласно Закону о профсоюзах (ст. 12) эти организации вправе по-

лучать информацию о ликвидации организации, ее подразделений, из-

менении формы собственности или организационно-правовой формы

организации, полном или частичном приостановлении производства

(работы), влекущем за собой сокращение количества рабочих мест или

ухудшение условий труда. Перечисленные мероприятия могут осуще-

ствляться работодателем только после предварительного уведомления

(не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведе-

ния с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов проф-

союза. Закон об объединениях работодателей предусматривает право

этих объединений проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнитель-

ной власти, органами местного самоуправления по основным направ-

лениям социально-экономической политики (ст. 13).

Согласно ТК РФ формы социального партнерства представляют со-

бой не что иное, как способы реализации коллективных трудовых прав

в правовом механизме социального партнерства (ст. 27).

Дата: 2018-12-21, просмотров: 208.