Система социального партнерства – это иерархическая структу-
ра уровней социального партнерства, основанная на определенных
принципах социального партнерства. Согласно ТК РФ система со-
циального партнерства включает следующие уровни: федеральный,
межрегиональный, региональный, отраслевой, территориальный, ло-
кальный (ст. 26).
Соотношение, взаимозависимость уровней социального партнер-
ства и трудового законодательства определяются принципом запрета
ухудшения положения работника по сравнению с трудовым законо-
дательством (ст. 9 ТК РФ). Законодатель распространяет этот прин-
цип на соотношение уровней социального партнерства между собой,
а именно: в тех случаях, когда на работников в установленном поряд-
ке одновременно распространяется действие нескольких коллектив-
ных соглашений, действуют наиболее благоприятные для них условия
соглашения (ст. 48 ТК РФ).
Каждый уровень социального партнерства характеризуется, во-
первых, соответствующими уполномоченными представителями ра-
ботников, работодателей (общероссийские, региональные, отрасле-
вые объединения работодателей, профсоюзов и др.), государства и,
во-вторых, соответствующими уполномоченными органами соци-
ального партнерства.
Возвращаясь к вопросу об уровнях социального партнерства, отме-
тим, что в первоначальной редакции ТК РФ отсутствовал межрегио-
нальный уровень социального партнерства и ограничивался локаль-
ный уровень только уровнем организации. Системой социального
партнерства не охватывались работодатели – индивидуальные пред-
приниматели и работники, заключившие трудовой договор с данны-
ми работодателями. Вставал вопрос о наличии прав указанных работ-
ников на коллективные переговоры, заключение коллективного дого-
вора, участие в управлении трудом и др. Эта проблема была разрешена
путем внесения соответствующих изменений в ТК РФ (в ред. Феде-
рального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ). Между тем остался от-
крытым вопрос о коллективных трудовых правах, в том числе и пра-
ве на коллективные переговоры работников, заключивших трудовой
договор с работодателями – физическими лицами, не являющимися
индивидуальными предпринимателями.
Названные выше уровни социального партнерства, установленные
ТК РФ, следует дополнить международным уровнем: международные
коллективные договоры в транснациональных компаниях и междуна-
родные социально-партнерские акты МОТ и международных регио-
нальных организаций (ЕС, СНГ и др.)
По принципу формирования Российская трехсторонняя комис-
сия является органом социального партнерства, образуемым обще-
российскими объединениями профсоюзов, объединениями работо-
дателей и Правительством РФ, т.е., на наш взгляд, по своей природе
это – негосударственная корпоративная структура.
В ТК РФ 2001 г. законодатель устанавливает перечень принципов
социального партнерства (ст. 24). Многие из них (равноправие сто-
рон, добровольность принятия сторонами на себя обязательств, пол-
номочность представителей сторон, свобода выбора в обсуждении
вопросов, входящих в сферу труда, содействие государства в укреп-
лении и развитии социального партнерства на демократической осно-
ве, контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений)
в значительной степени перекликаются с международно-правовыми
принципами социального партнерства. Отметим, что Модельный за-
кон о социальном партнерстве СНГ содержит довольно полный пере-
чень принципов социального партнерства (ст. 3). В отличие от ТК РФ
в качестве принципов называются принципы доверия в отношениях
сторон и добросовестности в отношениях сторон социального парт-
нерства, предполагающей искренность и конструктивность, исклю-
чение всякого неоправданного промедления в решении назревших
вопросов, стремление прийти к согласию. Таким образом, принцип
запрета злоупотребления правами пронизывает как индивидуальные
трудовые отношения.
Международно-
правовые принципы социального партнерства.
Принцип свободы ассоциации и защиты прав профсоюзов и иных пред-
ставителей трудящихся. Он включает право трудящихся и их предпри-
нимателей создавать по своему выбору организации и вступать в них.
Условиями свободной реализации этого права являются: 1) свобод-
ное создание организации без предварительного разрешения, само-
стоятельное регулирование внутриорганизационной деятельности,
запрет вмешательства государственных органов и иных лиц во внут-
риорганизационную деятельность; 2) запрет дискриминации на ос-
новании членства или отказа от вступления в объединения, ассимет-
ричной (преимущественной) защиты прав профсоюзов и иных пред-
ставителей работников.
Принцип двустороннего и трехстороннего сотрудничества (≪бипар-
тизма и трипартизма≫), многоуровневого сотрудничества.
Принцип полномочности представителей сторон – социальных парт-
неров означает организационно-правовое оформление полномочий на
представительство интересов участников – сторон социального парт-
нерства.
Принцип добровольного и равноправного партнерства и обеспечения
права на коллективные переговоры .
Принцип обязательности и надлежащего исполнения коллективных
договоров (соглашений), заключенных в результате коллективных пере-
говоров. Он придает устойчивость правовому механизму социального
партнерства. При всей добровольности для сторон коллективных пе-
реговоров к их результату – коллективному договору применяется тре-
бование его обязательности для сторон.
Принцип примирительно-третейского и арбитражного разбиратель-
ства трудовых конфликтов и обеспечение права работников и работода-
телей на коллективные средства защиты. Он предполагает основные,
как правило, мирные методы разрешения трудовых конфликтов. К та-
ковым относятся как разрешение споров соглашением спорящих сто-
рон, так и с участием посреднических и арбитражных органов.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 242.