ФИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСМОТРА МЕСТА ДТП
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

О производстве осмотра составляется протокол с соблюдением требований статей 166, 167, 180 УПК Российской Федерации. Необходимо использовать формализованный бланк протокола осмотра места ДТП.

Протокол осмотра состоит из трех частей: вводной, описательной и заключительной. В описательной части протокола следует указать на отсутствие тех следов и вещественных доказательств, которые должны быть по характеру происшествия. Если на месте происшествия нет следов торможения, столкновения транспортных средств или следов крови при наезде на человека, а также вблизи места происшествия нет пешеходных переходов, дорожных знаков, остановок общественного транспорта, то это должно быть специально оговорено в протоколе. Отсутствие таких записей может вызвать сомнение: либо указанных следов, переходов, остановок и т.п. вблизи места происшествия не было, либо при осмотре на них не обратили внимания. В протоколе осмотра необходимо отразить все следы, характеризующие движение транспортного средства, действия водителя и пострадавших. В заключительной части протокола обязательно указывать: какие следы и другие вещественные доказательства изъяты; каким способом изымались следы и фиксировалась обстановка места происшествия; условия, порядок использования технических средств, объекты их применения и полученные результаты. В протоколе, кроме того, отмечается, что лица, участвующие в осмотре, перед применением технических средств об этом уведомлены.

Схема места происшествия

В ходе осмотра места ДТП составляется графическая масштабная схема, которая является приложением к протоколу осмотра и играет существенную роль при анализе обстановки дорожно-транспортного происшествия.

На схеме необходимо показать наиболее важные элементы обстановки ДТП, которые могут привести к объективным выводам о механизме ДТП, в частности:

1) места столкновения или наезда;

2) объекты - расположение ТС и пострадавших;

3) следы ТС (торможения, заноса, скольжения и т.д.);

4) отдельные следы, оставленные на дорожном покрытии (выбоины, царапины, маслянистые пятна и т.д.);

5) отдельные узлы и детали, отделившиеся от автомобиля при столкновении (наезде на пешехода), и т.д.

Схема служит для того, чтобы зафиксировать взаимное расположение наиболее важных объектов на месте ДТП относительно дороги и предполагаемого места столкновения, с указанием на ней требуемых измерений (размеров).

Следы и объекты после их осмотра и описания изымаются и упаковываются. При этом осколки стекла помещаются в один пакет, если они находились в одном месте. Следы сыпучих веществ также помещаются в отдельные пакеты. Недопустимо смешение этих веществ. Следы масел и других жидкостей изымаются (соскабливаются) вместе с поверхностным слоем асфальта, дерева, грунта. Кроме того, изымаются контрольные образцы поверхностного слоя грунта, асфальта, дерева и т.п. Значение следов жидкостей, сыпучих веществ и мелких объектов (краски, осколков стекла и т.д.) возрастает в случаях, когда предстоит розыск транспортных средств и доказывание их причастности к происшествию.

Все фотоизображения записываются на компакт-диск (CD, DVD) или иной электронный носитель информации, который вместе с изготовленной в соответствии с требованиями ст. 166 УПК Российской Федерации фототаблицей прилагается к протоколу следственных действий. Хранение носителей информации должно осуществляться в условиях, исключающих их хищение, утрату, порчу или видоизменение.

При изготовлении фототаблицы должны использоваться только изображения достаточного качества. При распечатке изображений не допускается использование неисправных печатающих устройств. Все изображения фототаблицы сопровождаются пояснительными надписями, отражающими необходимую для лучшего восприятия информацию. Для детализации и конкретизации информации об изображенных объектах и элементах обстановки на изображения могут наноситься ориентирующие указатели – стрелки или номера. Не допускается на изображениях обозначать указателями не просматриваемые детали вещной обстановки. Оттиски печатей и штампов не должны искажать изображение или затруднять его восприятие.

 

Вычерчивание схем и планов места происшествия

Значение схем и планов

Составление схем и планов места происшествия – один из способов его фиксации. (представляет собой вид сверху – позволяет полностью охватить место происшествия, представить его полную картину, увидеть взаиморасположение деталей места происшествия)

 Если они точно отражают обстановку происшествия, содержат необходимые размеры и пояснения, такие схемы и планы в совокупности в фотоматериалом дают наглядное представление о взаиморасположении предметов и следов преступления, позволяют понять изложенное в протоколе ос­мотра и изображенное на фотоснимках осмотра места происшествия, даже лицам которые не были на месте происшествия (другой следователь например).

В дальнейшем схемы и планы помогают уточнить показания свидете­лей-очевидцев, подозреваемых, обвиняемых. В случае если при допро­сах этих лиц они сами вычерчивают схему места происшествия, кото­рая по основным параметрам совпадает со схемой, изготовленной при осмотре следователем, этот факт подтверждает, что допрашиваемый знает обстоятельства совершения преступления.

Виды схем и планов

Схемы и планы могут быть ориентирующими, обзорными, узловы­ми и детальными. На ориентирующих – место происшествия вычерчи­вается с окружающими его ориентирами; на обзорных – схематически представлена обстановка на месте происшествия; на узловых – наибо­лее важные узлы этой обстановки; на детальных – изображаются от­дельные следы и предметы.

Требования к схемам и планам

1) заголовок этих документов должен содержать указание:

а) о виде чертежа (схема, план);

б) о том, что изображено на чертеже;

в) о местонахождении объектов, изображенных на плане;

г) о том, что схема (план) является приложением к протоколу осмотра места происшест­вия;

д) о дате составления протокола и схемы;

2) чертеж места происшествия ориентируется по стрелке направле­ния «север – юг», которую обычно располагают по вертикальной рамке листа (в верхнем левом или правом углу);

3) при оформлении чертежа используют графическую символику (условные обозначения зданий, сооружений и иных объектов, разработанных в криминалистике на основе ГОСТов, применяемых в строительном и топографическом черчении, а также с учетом потребностей криминалистики (см. соответствующие разделы справочников для следователей по осмотру места происшествия);

4) на схеме (плане) знаком «X» отмечают места производства ори­ентирующих и обзорных фотосъемок;

5) если чертеж выполняется в масштабе, указывается масштаб;

6) наличие пояснительной надписи, располагаемой под чертежом, содержащей перечень предметов, следов и точек съемок, нанесенных на чертеже и описанных в протоколе;

7) схема (план) должна быть подписана следователем, а также лицом, ее выполнившим. Если схема (план) вычерчивается при осмот­ре, ее подписывают понятые,

8 соблюдение пропорций, особенно это необходимо при невозможности нанесения всех необходимых размерных параметров,

9 при составлении схемы рекомендуется использование вертикальной и горизонтальной опорных (базовых) осей, к которых привязываются объекты

Вертикальная – перпендикулярна продольной оси дороги (привязывается к одному из стационарных объектов – угол знания, опора электропередач)

Горизонтальная – параллельно продольной оси дороги (как правило граница проезжей части).

Измерения проводятся перпендикулярно к оси координат.

 

На схеме отображаются наиболее важные элементы обстановки ДТП:

- элементы дорожной инфраструктуры,

- объекты имеющие непосредственное отношение в событию (их расположение и относительное друг друга),

- место столкновения и наезда,

- следы колес (торможения, юза, заноса, пробуксовки, скольжения),

- следы на дорожном покрытии в результате ДТП (выбоены, царапины),

- границы осыпи грязи, стекла, ЛКВ,

- следы эксплуатационных жидкостей,

- отдельные узлы, детали и элементы груза, отделившиеся от автомобиля.

 

Не рекомендуется:

1) применять для изготовления схем и планов тонкую прозрачную бумагу;

2) использовать для вычерчивания легко смываемые красители (на­пример, тушь);

3) размещать изображение помещений, участков местности близко к левому краю листа бумаги, чтобы часть схемы или плана не оказалась подшитой и недоступной для ознакомления с нею участников про­цесса;

4) допускать размещение заголовка, масштаба, пояснительных над­писей в месте подшивки или у края листа бумаги, которые впоследст­вии могут оказаться поврежденными;

 

Литература

1. В.А. Илларионов Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. Транспорт. 1989.

2. Э. Домке. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий. Академия. 2009.

4. Ю. Комаров и др. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий в примерах и задачах. Телеком 2012.

5. С. Петров. Действия при дорожно-транспортных происшествиях. НЦ ЭНАС 2013.

6. А.П. Пехольский. Устройство автомобиля. Академия. 2013.

7. А.Н. Туренко и др. Автотехническая экспертиза. ХНАДУ 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] См.: Жулев В.И., Степанищев А.В. Расследование дорожно-транспортных преступлений: метод. рекомендации. – М., 2004. С.13.

[2] Приказ МВД России от 26 марта 2008 г. № 280 «Об утверждении положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений».

[3] См.: Иванов Л.А. Следственный осмотр при расследовании транспортных происшествий. - Саратов, 1993. С. 59

[4] См.: ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки.


Дата: 2018-12-21, просмотров: 278.