Задачи осмотра места ДТП в большинстве случаев не отличаются от задач осмотра мест других происшествий.
К ним относятся:
- обнаружение, фиксация и изъятие следов, а также других вещественных доказательств, их предварительное исследование, выяснение обстановки происшествия, выявление иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
Особенности:
- ДТП достаточно скоротечно, так как развивается и заканчивается в течение нескольких секунд.
- обстановка места ДТП не может сохраняться длительное время в связи с тем, что проезжая часть должна быть в кротчайшие сроки освобождена для движения, а, следовательно, и следы на месте происшествия достаточно быстро уничтожаются проходящим транспортом и в результате воздействия окружающей среды.
- при этом нельзя исключать возможность умышленного или случайного изменения дорожной обстановку со стороны лиц, находящихся на месте ДТП. (после кражи преступник старается быстро покинуть МП, при ДТП он остается на месте и может изменить его обстановку)
В связи с этим результаты и качество расследования во многом зависят от своевременного выезда на место происшествия, тщательного и квалифицированного его осмотра и от правильного закрепления результатов осмотра в соответствующих документах.
Целенаправленность осмотра места происшествия определяется видом ДТП, особенностями механизма происшествия, условиями, в которых проводится осмотр, и другими обстоятельствами.
Например, в случаях, когда ТС скрылось с места происшествия, одной из первоочередных задач осмотра является обнаружение, фиксация и изъятие следов, оставленных этим ТС на дороге и объектах окружающей обстановки (рисунок и размеры протектора, ширина колеи, следы шин; осколки стекол, обломки облицовки; осыпи лакокрасочного покрытия, грязевых наслоений; отделившиеся части кузова и детали, выпавший груз и др.), и их предварительное исследование для получения информации, имеющей розыскное значение (тип, марка, модель, цвет, вероятные повреждения разыскиваемого ТС).
ПОДГОТОВКА К ОСМОТРУ МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
Сотрудники полиции, первыми прибывшие на место происшествия, обязаны:
Ø оказать лично или принять меры к оказанию медицинской помощи пострадавшим;
Ø установить очевидцев происшествия, записать их адреса, предложить им остаться до прибытия следователя или сотрудника дознания;
Ø немедленно принять меры к сохранению следов и предметов, которые могут иметь существенное значение для восстановления обстоятельств происшествия;
Ø необходимо оградить специальными средствами (например, мигающими маячками, переносными стойками, дорожными аварийными знаками) либо подручными средствами участок дороги, на котором было ДТП;
Ø обнаруженные следы (особенно следы колес) необходимо предохранить от воздействия атмосферных осадков;
Ø не допустить перемещения различных объектов (транспортных средств, причастных к происшествию, упавшего груза и т.д.);
Ø в случае невозможности объезда места ДТП необходимо в кратчайшие сроки зафиксировать первоначальное расположение следов и предметов;
Ø в первоочередном порядке следует зафиксировать расположение передних и задних колес транспортных средств, контуры пятен крови, расположение тела потерпевшего, предметов его одежды, вещей, упавшего груза и иных следов, имеющих значение для дела.
Ø необходимо произвести тщательные замеры этих следов и зафиксировать расположение материальных объектов относительно окружающих предметов.
В целях принятия законного и обоснованного решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту ДТП и полного установления обстоятельств совершенного преступления в органах внутренних дел, как правило, создается следственно-оперативная группа (СОГ).
Четкое распределение обязанностей членов СОГ, закрепленное «Положением об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений»[2], - одно из условий полного и качественного осмотра места происшествия, в ходе которого следователь несет полную ответственность за формирование доказательственной базы. С этой целью следователь осуществляет руководство действиями СОГ, контролирует и координирует действия всех её членов, направленные на установление лиц, совершивших преступление.
В состав следственно-оперативной группы при выезде на место дорожно-транспортного преступления целесообразно включить, помимо следователя, сотрудников ГИБДД, участкового инспектора, на территории которого произошло ДТП, специалистов-дорожников, трасологов, криминалистов и автотехников, а также при необходимости оперуполномоченного уголовного розыска, кинолога и судебно-медицинского эксперта (если происшествие сопровождалось человеческими жертвами). В зависимости от характера ДТП состав следственно-оперативной группы может варьироваться.
Следует помнить для качественного осмотра ДТП следователь (дознаватель) должен иметь следственный чемодан (портфель), в комплекте которого должны быть представлены:
ü рулетка длиной не менее 10 м;
ü электронно-цифровой измеритель пути (ЭЦИП), который обязательно должен быть поверен органами госгортехнадзора;
ü планшет для ведения записей;
ü чертежные принадлежности: следственная линейка, цветные карандаши для составления схемы ДТП;
ü электрический фонарик, с помощью которого возможно обнаружения дополнительных невидимых или слабо видимых следов;
ü мелок для нанесения отметок на проезжей части места ДТП, интересующих повреждений на транспорте, расположения трупа и т.д.;
ü стандартные бланки протокола осмотра;
ü миллиметровая бумага (листы) или бумага в клеточку -для составления масштабных планов;
Использование для схем чистого листа бумаги приводит к искажению действительности обстоятельств (расположение места столкновения транспортных средств и относительно проезжей части дороги) и создает неправильное восприятие и понимание обстановки происшедшего события. водителя (пешехода) в отраженной ситуации. Кроме этого, отсутствие масштабной схемы затрудняет воссоздание (воспроизводство) механизма ДТП при проведении следственного эксперимента с целью уточнения показаний участников предварительного расследования, а в конечном итоге создает трудности в расследовании.
ü мерное колесо для измерения кривых линий (курвиметр).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 260.