МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема № 5. Осмотр места ДТП.

 

Вопросы

1. Понятие, виды и задачи осмотра места ДТП.

2. Особенности осмотра места ДТП.

3. Этапы и основные тактические приемы проведения осмотра места ДТП.

4. Действия следователя или дознавателя на месте ДТП.

5. Обстоятельства, подлежащие установлению в процессе осмотра места ДТП.

6. Протокол осмотра места ДТП. Способы фиксации результатов осмотра. Вычерчивание план-схем места происшествия, составление других документов, в процессе осмотра места ДТП.

7 Роль специалиста в осмотре места ДТП.

 

ОСМОТР

МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Сложность механизма транспортных происшествий во многом обусловлена динамичностью этих событий.

Нередко простота обстановки транспортного происшествия лишь кажущаяся.

Первоначальное ознакомление с нею не всегда дает возможность четко представить то, что произошло. Поэтому только тщательное и детальное изучение всей системы следов и объектов, имеющихся на месте происшествия, позволяет следователю восстановить полную картину события и проследить динамику происшедшего события.

Успех в решении задачи всестороннего, полного, объективного и быстрого раскрытия дорожно-транспортного преступления во многом зависит от того, насколько правильно и своевременно проведен осмотр места происшествия.

Рассмотрим основные понятия  - осмотр места происшествия, место происшествия и место дорожно-транспортного преступления.

Осмотр места происшествия – это одно из первых процессуальных действий, проводимых по делам о ДТП. Во многих случаях при расследовании ДТП обстановка места происшествия, зафиксированная в протоколе осмотра, является единственным источником сведений, на которых до определенного момента основывается проведение других следственных действий.

Место дорожно-транспортного происшествия – это участок местности, в пределах которого обнаружены следы совершенного правонарушения.

Место дорожно-транспортного преступления – это участок дороги, в пределах которого в процессе движения транспортного средства и с его участием произошло событие, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть потерпевшего. Однако при этом следы преступления могут быть обнаружены и в ином месте или в нескольких местах.

В большинстве случаев место дорожно-транспортного происшествия и место дорожно-транспортного преступления совпадают, однако в ряде случаев могут и не совпадать.

Анализ уголовных дел по делам о дорожно-транспортных преступлениях показал, что осмотр места происшествия, как первоначальное следственное действие, проводится почти во всех случаях и именно с него начинается расследование по данной категории уголовных дел.

Нельзя не согласиться с утверждением В.И. Жулев и А.С. Степанищев, что «по делам о ДТП осмотр места происшествия является узловым процессуальным действием, от качества проведения, которого зависит ход всего расследования и правильность принимаемых решений, поскольку позволяет получить широкий круг доказательственной информации, определить путь поиска сведений из других источников, а также обеспечить проверку их объективности». [1]

ЗАДАЧИ ОСМОТРА

ПОДГОТОВКА К ОСМОТРУ МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Сотрудники полиции, первыми прибывшие на место происшествия, обязаны:

Ø оказать лично или принять меры к оказанию медицинской помощи пострадавшим;

Ø установить очевидцев происшествия, записать их адреса, предложить им остаться до прибытия следователя или сотрудника дознания;

Ø немедленно принять меры к сохранению следов и предметов, которые могут иметь существенное значение для восстановления обстоятельств происшествия;

Ø необходимо оградить специальными средствами (например, мигающими маячками, переносными стойками, дорожными аварийными знаками) либо подручными средствами участок дороги, на котором было ДТП;

Ø обнаруженные следы (особенно следы колес) необходимо предохранить от воздействия атмосферных осадков;

Ø не допустить перемещения различных объектов (транспортных средств, причастных к происшествию, упавшего груза и т.д.);

Ø в случае невозможности объезда места ДТП необходимо в кратчайшие сроки зафиксировать первоначальное расположение следов и предметов;

Ø в первоочередном порядке следует зафиксировать расположение передних и задних колес транспортных средств, контуры пятен крови, расположение тела потерпевшего, предметов его одежды, вещей, упавшего груза и иных следов, имеющих значение для дела.

Ø необходимо произвести тщательные замеры этих следов и зафиксировать расположение материальных объектов относительно окружающих предметов.

В целях принятия законного и обоснованного решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту ДТП и полного установления обстоятельств совершенного преступления в органах внутренних дел, как правило, создается следственно-оперативная группа (СОГ).

Четкое распределение обязанностей членов СОГ, закрепленное «Положением об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений»[2], - одно из условий полного и качественного осмотра места происшествия, в ходе которого следователь несет полную ответственность за формирование доказательственной базы. С этой целью следователь осуществляет руководство действиями СОГ, контролирует и координирует действия всех её членов, направленные на установление лиц, совершивших преступление.

В состав следственно-оперативной группы при выезде на место дорожно-транспортного преступления целесообразно включить, помимо следователя, сотрудников ГИБДД, участкового инспектора, на территории которого произошло ДТП, специалистов-дорожников, трасологов, криминалистов и автотехников, а также при необходимости оперуполномоченного уголовного розыска, кинолога и судебно-медицинского эксперта (если происшествие сопровождалось человеческими жертвами). В зависимости от характера ДТП состав следственно-оперативной группы может варьироваться.

Следует помнить для качественного осмотра ДТП следователь (дознаватель) должен иметь следственный чемодан (портфель), в комплекте которого должны быть представлены:

ü рулетка длиной не менее 10 м;

ü электронно-цифровой измеритель пути (ЭЦИП), который обязательно должен быть поверен органами госгортехнадзора;

ü планшет для ведения записей;

ü чертежные принадлежности: следственная линейка, цветные карандаши для составления схемы ДТП;

ü электрический фонарик, с помощью которого возможно обнаружения дополнительных невидимых или слабо видимых следов;

ü  мелок для нанесения отметок на проезжей части места ДТП, интересующих повреждений на транспорте, расположения трупа и т.д.;

ü стандартные бланки протокола осмотра;

ü миллиметровая бумага (листы) или бумага в клеточку -для составления масштабных планов;

Использование для схем чистого листа бумаги приводит к искажению действительности обстоятельств (расположение места столкновения транспортных средств и относительно проезжей части дороги) и создает неправильное восприятие и понимание обстановки происшедшего события. водителя (пешехода) в отраженной ситуации. Кроме этого, отсутствие масштабной схемы затрудняет воссоздание (воспроизводство) механизма ДТП при проведении следственного эксперимента с целью уточнения показаний участников предварительного расследования, а в конечном итоге создает трудности в расследовании.

ü мерное колесо для измерения кривых линий (курвиметр).

ФИКСАЦИЯ СЛЕДОВ И ОБЪЕКТОВ

Предварительно следует определить границы зоны осмотра, которые должны включать участок дороги со следами, образовавшимися при ДТП, а также объекты, которые могли оказать влияние на процесс развития ДТП:

- объекты, ограничивающие обзорность для участников ДТП (здания, дорожные сооружения, заборы, зеленые насаждения, стоящие ТС и т.п.);

- препятствия, которые могли вынуждать участников ДТП из­менить скорость и направление движения (ограждения, стоящий транспорт, дефекты дороги и т.п.);

- технические средства регулирования движения (разметка, светофоры, дорожные знаки). Следует указывать не только дорожные знаки, установленные в границах зоны осмотра, но и знаки, находящиеся за ее пределами, действие которых распространяется на участок дороги, где непосредственно произошло ДТП.

Специфика дорожно-транспортного происшествия определяет тактику его проведения. В первую очередь следует зафиксировать следы и объекты, которые могут быть уничтожены либо видоизменены проезжающим транспортом, из-за атмосферных и метеорологических условий или по другим причинам. Затем фиксируются все остальные следы (повреждения на ТС и объектах окружающей обстановки; геометрические элементы дороги и их размеры; расположение дорожных знаков, разметки, ограждений и др.).

Применение в ходе осмотра фотосъемки позволяет значительно полнее и качественнее провести фиксирование следовой информации, содержащейся на месте происшествия, а также намного сократить время, необходимое для ознакомления с условиями места происшествия и их изучения лицами, непосредственно не принимавшими участие в осмотре.

Фиксация следов и объектов на месте ДТП с помощью фотосъемки проводится по правилам криминалистической судебной криминалистической масштабной фотосъемки.

Фиксация следов на дороге.

1. Использовать при съемке мерный объект или любой иной предмет с известным размером (фото 1-2).

               

Фото 1   Фото 2

2. Фиксировать параметры участка дороги, на котором произош­ло ДТП, а при наличии повреждений на проезжей части или предметов на ней проводить их отдельную фотосъемку относительно элементов дороги (фото 3-6).

      

Фото 3   Фото 4

Фото 5   Фото 6

3. Делать фотографии мест расположений ТС, а также поверхностей под ними. Во многих случаях (даже когда идет снег или дождь) под автомобилями остаются участки следов их перемещений, по которым можно определить направление движения ТС на конечном этапе. Особо следует уделить внимание осмотру колес ТС и их повреждениям (фото 7-10).

                

Фото 7   Фото 8

                

Фото 9   Фото 10

4. Фиксировать начало и окончание следов колес или частей ТС, их конфигурацию, в том числе места изломов или сдвига (при их наличии) (фото 11-14).

                

Фото 11   Фото 12

                

Фото 13   Фото 14

Отсутствие на фотоизображениях мерного объекта усложняет привязку следов при составлении схемы места происшествия и требует проведения дополнительного исследования (фото 15-16).

      

Фото 15   Фото 16

5. Проводиться фотофиксация характера следа.

Следы качения образуются в результате качения колеса в свободном (ведомом) или тяговом (ведущем) режиме при отсутствии проскальзывания колеса относительно опорной поверхности в продольном и поперечном направлениях, когда рисунок протектора ши­ны отображается на следовоспринимающей поверхности без видимого искажения. На снегу и почве они представляют собой объемные отпечатки рисунка протектора шины (фото 17–18); на асфальтобетонном покрытии – поверхностные следы наслоения.

                

Фото 17   Фото 18

Следы торможения образуются в результате скольжения колеса в продольном направлении при торможении ТС. На асфальтированных покрытиях это смазанная в продольном направлении темная полоса, а на грунтовых - разрыхленная борозда. Они могут быть прямолинейными и несколько дугообразными. Элементы рисунка протектора противодействуют поступательному движению ТС, поэтому их отображения оказываются вытянутыми в направлении его движения. В данном следе можно различить продольные канавки рисунка протектора; структуру отображений поперечных элементов рисунка протектора различить нельзя (фото 19-20).

Следы бокового скольжения образуются при скольжении колес в боковом направлении и могут возникать при заносе ТС, движении в повороте, столкновении. Чаще всего эти следы располагаются дугообразно, причем расстояние между следами шин левых и правых колес изменяется; также может иметь место их взаимное пересечение (фото 21).

      

Фото 19   Фото 20

Фото 21

Следы перемещения на спущенном колесе располагаются прямо­линейно или дугообразно; при этом на поверхности проезжей части дороги образуется след с неровными краями и неравномерным наслоением резины (фото 22).

Фото 22

6. Фиксировать расположение осыпи(ей) грязи на проезжей части, которое необходимо для установления места столкновения автомобилей. При этом необходимо, используя осветительное оборудование, произвести осмотр и сфотографировать арки колес и элементы подвески, с которых могло произойти осыпание грунта (фото 23–24).

                

Фото 23   Фото 24

Достаточно часто осыпь может образовываться не c места наибольшей деформации кузова ТС, а там, где этот грунт находился (арки колес, элементы подвески, днище автомобиля и т.д.). Например, столкновение двух автомобилей произошло передними частями, а осыпь образовалась из задней арки ТС. Это обстоятельство существенно меняет информацию о реальном расположении места столкновения.

7. Фиксировать размеры осыпей осколков и фрагментов пластмассовых деталей так, чтобы можно было провести их соотнесение с шириной дороги или полосы движения (фото 25).

Фото 25

8. Отображать расположение отделившихся деталей ТС относительно элементов проезжей части (фото 26-27).

               

Фото 26   Фото 27

9. При наезде на пешехода обязательно фиксировать следы, которые могли быть им оставлены на проезжей части до места наезда (следы обуви, наслоения грязи и т.д.).

10. При наезде на пешехода обязательно фиксировать расположение тела пешехода относительно элементов проезжей части.

На время производства осмотра места происшествия из зоны ДТП необходимо убрать людей и ТС, не участвовавшие в нем. Движение по участку проезжей части на момент фотофиксации перекрывается.

В том случае, если осмотр производится в темное время суток, для подсветки может быть использовано освещение автомобиля выездной группы; при этом он должен располагаться так, чтобы не закрывать собой объекты вещной обстановки.

 

ИЗМЕРЕНИЯ НА МЕСТЕ ДТП

Из существующих способов измерений наиболее удобно использовать систему прямоугольных координат. В качестве одной из осей координат (X) могут быть использованы прямолинейный бордюр, прямолинейная кромка проезжей части, стена здания либо линия, являющаяся ее продолжением, и другие объекты, ограниченные прямыми линиями. Вторая ось координат (Y) должна проходить через выбранный ориентир (место установки дорожного знака, угол здания и т.д.) и быть перпендикулярной первой.

В случаях, когда на месте ДТП нет прямых линий, которые можно было бы использовать в качестве оси координат (криволинейный участок дороги, дорога без четких границ проезжей части - грунтовая, заснеженная и т.п.), необходимо на месте ДТП искусственно обозначить линию (ось координат), от которой будут производиться измерения (такая условная линия называется базовой).

Базовая линия проводится между двумя хорошо заметными объектами (ориентирами). Можно обозначить эту линию на местности, натянув между выбранными объектами полотно рулетки или шнур. Расположения базовых линий определяются на месте ДТП, исходя из конкретной обстановки и удобства измерений.

В случаях, когда ориентиры находятся на значительном расстоянии от места ДТП, базовую линию целесообразно расположить ближе к фиксируемым следам и объектам, указав расстояние от нее до ориентиров.

Положение следа или объекта фиксируется измерением расстояния от их характерных точек (начало, конец, изменение направления следа, положение колес ТС и др.) до базовой линии (поперечный размер), а также до линии, перпендикулярной к базовой и проходящей через один из ориентиров - вторая ось координат (продольный размер). Измерения проводятся перпендикулярно к осям координат.

Один из способов нанесения базовой линии:

В приведенном примере часть схемы имеет обозначения, характеризующие порядок построения базовой линии, что до некоторой степени загромождает ее. Поэтому в подобных случаях для нанесения объектов дорожной обстановки целесообразно вычертить вторую схему, на которой будут указаны характерные особенности дороги, расположение следов, ТС и других объектов.

Особенностями лесных и проселочных дорог является то, что они, как правило, не оборудованы техническими средствами организации дорожного движения (дорожные знаки, километровые столбы, указатели и т.п.). В связи с этим, в протоколе осмотра особое внимание должно быть уделено информации о расположении места ДТП. Для этого рулеткой или по счетчику спидометра должно быть промерено расстояние до места происшествия от изве­стных просек, опушек, деревень и т.п. В качестве ориентиров могут быть выбраны объекты окружающей обстановки, которые будут хо­рошо различимы и позволят без затруднений определить их на месте ДТП. На схеме эти ориентиры обозначаются цифрами, а в протоколе указываются их отличительные особенности.

Не исключено, что вблизи места ДТП не окажется двух объектов, между которыми можно было бы провести прямую линию, а лишь один (камень, одинокое дерево и т.п.). В этом случае базовую линию можно построить на заданном расстоянии от места расположения компаса, установленного у определенной части ориентира, проведя ее так, чтобы она пересекала линию, направленную от компаса на какую-либо сторону света

 

СЛЕДЫ НА ДОРОГЕ

Следы колес ТС. Следует зафиксировать длину, ширину и конфигурацию следа, а также его характер (качение, торможе­ние, боковое скольжение) и, по возможности, его принадлеж­ность конкретному ТС.

Если след прямолинейный, фиксируют его расположение по отношению к принятой базовой линии (к краю дороги, осевой линии дорожной разметки и др.) в начале и конце следа.

Если след криволинейный (сложной конфигурации), то при нанесении его на схему следует поступить следующим образом:

- базовая линия от начала (конца) следа разбивается на отрезки одинаковой длины, например, равные 1 м (при разбивке базовой линии на отрезки меньшей длины точность нанесения следа будет большей). Длина отрезков должна быть указана. При равной длине всех отрезков достаточно указать длину первого;

отрезки обозначают цифрами и измеряют расстояния от концов отрезков до следа.

Для фиксации дугообразного следа можно применять способ секущих хорд: дугообразный след последовательно делится на несколько сегментов с помощью хорды S; из середины каждой хорды к дуге восстанавливается перпендикуляр, линейные размеры S и h отмечаются на схеме.

Часто след, оставленный ТС, проходит по участкам дороги с различным покрытием (например, торможение начинается на проезжей части, затем ТС в заторможенном состоянии пересекает разделительный газон и останавливается на обочине). В таких случаях необходимо измерить длину следа в пределах каждого участка.

При фиксации следов шин ТС измеряются:

- расстояние между серединами следов шин, оставленных правыми и левыми колесами (при прямолинейном движении оно соответствует колее ТС). Если следы оставлены спаренными колесами, то измеряется расстояние между серединами следов внутренних колес, а также наружных колес;

- ширина следов шин - расстояние между боковыми границами следа, оставленного любым одиночным колесом;

- глубина следа шины - расстояние между дном объемного следа и плоскостью поверхности, на которой он оставлен;

- строение рисунка протектора, отобразившегося в следе - конфигурация и размеры составляющих его элементов (в том числе местные дефекты), их количество, положения на беговой дорожке и относительно друг друга.

Объемные следы колес ТС, обнаруженные на месте происшествия, фиксируются путем изготовления слепков.

Положение ТС на дороге. Достаточно зафиксировать расположение осей передних и задних колес ТС, расположенных с одной стороны (т.е. правых либо левых колес), и указать модель ТС (тягача, прицепа).

Базовая линия

Следы скольжения частей ТС и других объектов (отделившихся деталей и частей ТС, груза, тела пострадавшего и др.) фиксируются аналогично следам колес. В данных следах могут отобразиться наслоения различных материалов и веществ. Поэтому необходимо не только описать их форму, размеры и положение на дороге, но также сделать соскобы наслоений для дальнейшего их исследования.

Если эти следы оставлены грузом, то следует отразить в протоколе место, которое занимал груз на ТС, и способ его крепления.

Потеки жидкостей и осыпи различных материалов и веществ, которые образуются в результате ДТП, в совокупности с другими следами являются ценным источником информации, характеризующим процесс развития ДТП в определенной его стадии.

Перед нанесением границ расположения осыпей на схему, например, осыпей стекол, следует по возможности определить принадлежность осыпавшихся стекол конкретному ТС. Если окажется, что в общих границах осыпей располагаются осколки лобового стекла одного из ТС и стекла фар другого ТС, то границы их следует обозначить отдельно. Перед началом измерений следует обозначить границы осыпи и мест наибольшей концентрации (ядро осыпи).

Пример нанесения на схему границ осыпей осколков ветрового стекла и осколков фарных рассеивателей: 1-осыпь фарных стекол; 2-ядро осыпи фарных стекол; 3-осыпь лобового стекла; 4-ядро осыпи лобового стекла; 5-багажник с крыши автомобиля; 6-следы, оставленные стойками багажника.

Аналогично фиксируются осыпи почвенных наслоений и потеки жидкостей.

 

ПАРАМЕТРЫ ДОРОГИ

К параметрам дороги, которые должны быть зафиксированы при осмотре, относятся:

ü ширина проезжей части и обочин;

ü характеристика поверхности проезжей части;

ü дефекты дороги;

ü конфигурация перекрестков;

ü дорожная разметка;

ü дислокация дорожных знаков, светофорных объектов;

ü видимость и обзорность дороги;

ü величина подъемов (спусков), поперечного уклона,

ü глубина кювета;

ü радиусы закруглений;

ü дорожные сооружения;

ü придорожная полоса (кюветы, откосы и пр.).

Ширина проезжей части. Измерение ширины проезжей части в пределах, например, города или населенного пункта, в большинстве случаев не вызывает затруднений, поскольку она ограничена четкими линиями бордюров.

При отсутствии бордюров либо в зимних условиях, когда бордюры и прилегающая к ним проезжая часть находятся под снегом, за ширину проезжей части принимается ее часть, не покрытая снегом. Если снег по краям открытой проезжей части укатан ТС, то данные участки включаются в ее ширину.

а-проезжая часть, не покрытая снегом; б-полоса укатанного снега слева; в-полоса укатанного снега справа; г-ширина проезжей части

Если проезжая часть полностью покрыта снегом, то за ее ширину принимается та часть, где снег укатан колесами ТС.

При наличии колеи, образовавшейся в результате движения ТС, следует указать ее ширину и глубину, а также расположение по ширине дороги.

А,Б-обочины; ВГ-левая и правая полосы движения; Д-межполосное пространство; И,Л,М,Н-колея; Е,Ж-межколейное пространство; К-глубина колеи

Конфигурация перекрестков. Упрощения в отображении на схеме конфигурации перекрестков затрудняют, а порой и исключают возможность установления причин ДТП, а в отдельных случаях могут привести и к неправильным выводам о случившемся.

Примеры нанесения на схему конфигурации перекрестка.

ОСМОТР ТС

В большинстве случаев осмотр ТС проводится после осмотра места ДТП. Перед его проведением следует ознакомиться с первичной информацией, которая была установлена на месте происшествия (протокол и схема к протоколу осмотра места происшествия, фотографии с места происшествия, установленные направления движения автомобилей и их загрузка); это поможет в проведении осмотра.

При осмотре ТС все повреждения автомобиля необходимо разделить на зоны. Эти зоны могут быть выбраны исходя из места их расположения, характера повреждений, направления образования и т.д. Такое разделение позволит в дальнейшем установить порядок образования зон повреждений и затем соотнести их с этапами механизма ДТП. Тем более важно производить такое разделение, когда в ДТП участвовало несколько ТС.

Фотографии ТС делаются с использованием мерного объекта. При этом на обзорных фотографиях мерный объект должен быть полностью виден.

При осмотре ТС необходимо соблюдать следующие правила.

1. Фиксировать общий вид автомобиля (т.е. виды автомобиля со всех сторон); при этом фотографии должны быть сделаны так, чтобы было понятно расположение зон(ы) повреждений (фото 28-35).

2. Фиксировать расположение зон повреждений автомобиля относительно опорной поверхности (фото 36-37).

3. Сделать снимки повреждений в этих зонах и определить их характер и направление образования (фото 38-41). В некоторых случаях для установления направления образования повреждений следует производить макросъемку.

                

Фото 28   Фото 29

                

Фото 30   Фото 31

                

Фото 32   Фото 33

                

Фото 34  

Фото 35

   
Фото 36   Фото 37  

                 

Фото 38   Фото 39
     

              

Фото 40   Фото 41

 

При осмотре транспортных средств необходимо помнить, что в соответствии с Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств грузовые автомобили и автобусы, осуществляющие коммерческие перевозки грузов и пассажиров, должны быть оборудованы тахографами. Тахографами оборудуются также автомобили и автобусы, принадлежащие иностранным перевозчикам и осуществляющие международные перевозки пассажиров и грузов. Кроме того, ТС могут быть оборудованы и иными техническими средствами (Глонасс, видеорегистраторы), содержащими сведения, которые могут служить доказательствами по уголовному делу или делу об административном правонарушении.

Поэтому при осмотре транспортного средства в случае его оборудования указанными техническими средствами, необходимо данные средства с помощью специалистов (экспертов, сотрудников Ространснадзора или технического надзора ГИБДД) изымать, приобщать данные средства или их показания в качестве вещественных доказательств к протоколу осмотра места ДТП.

Детали и узлы ТС

При исследовании технического состояния ТС на месте происшествия далеко не всегда удается обнаружить следы на ТС, необходимые для установления обстоятельств расследуемого происшествия, а также установить конкретную неисправность какой-либо из систем и деталей ТС, а тем более причину их возникновения. В связи с этим предполагается, что в дальнейшем ТС в целом либо отдельные его узлы могут быть подвергнуты экспертному исследованию. Данным обстоятельством продиктована необходимость обеспечения сохранности ТС в том виде и состоянии, которое оно имело на момент осмотра на месте происшествия.

Если в силу каких-либо причин демонтировать с ТС поврежденные колеса не представляется возможным, то транспортировать поврежденное ТС допускается только методом полной погрузки. Как показывает практика, буксировка ТС на поврежденных колесах, даже на незначительные расстояния, практически полностью уничтожает первоначальные следы и повреждения на коле­сах и делает их непригодными для исследования.

Изъятие с ТС поврежденных деталей и узлов рекомендуется проводить в присутствии эксперта, который будет производить дальнейшее исследование данных объектов. Это необходимо для того, чтобы эксперт мог оценить и обратить внимание на возможные особенности крепления, положение поврежденной детали на ТС, техническое состояние деталей и узлов, конструктивно связанных с исследуемой деталью, и другие моменты, имеющие существенное значение для дачи заключения.

Некоторые рекомендации по изъятию деталей и узлов ТС:

- при изъятии детали важно сохранить все имеющиеся повреждения, не внося новых повреждений;

- разрушенная деталь должна изыматься вместе со всеми ее составными частями;

- поверхности разрушения детали должны быть изолированы от механического воздействия (трения, удара) и влаги и т.п.;

- материал упаковки не должен повредить изъятые детали и узлы;

- при изъятии автомобильных электроламп (АЭЛ) внешних световых приборов необходимо принять все меры к обнаружению не только разбитых на мелкие части стеклянных колб ламп, но и по возможности - отсутствующих кусков спирали. Если по каким-либо причинам невозможно извлечь лампу из патрона, то она изымается вместе с осветительным прибором (фара, указатель поворота и др.). Поврежденную АЭЛ нельзя упаковывать в вату и другие волокнистые материалы, так как волокна очень трудно удалить с нити накаливания, не повредив ее;

- необходимо, чтобы колесо ТС изымалось в сборе, т.е. демонтаж колеса (снятие шины с обода) не допускается;

- при изъятии диаграммного диска тахографа следует предусмотреть меры, исключающие его деформацию и повреждения рабочей поверхности. В качестве упаковки можно использовать обычный почтовый конверт с твердой вставкой. На конверте следует указать состояние часов прибора на момент изъятия диска (работа или не работали), состояние пломб;

- в протоколе обязательно указывается место, время и способы изъятия вещественного доказательства;

- способ хранения вещественного доказательства должен обеспечивать сохранность и неизменность его основных свойств и признаков, а также невозможность его подмены.

Одежда и обувь пострадавших

При расследовании ДТП предметы одежды и обувь пострадавших часто выступают в качестве вещественных доказательств. Это обусловлено тем, что:

- одежда пострадавшего при контакте с ТС первой воспринимает удар. В связи с этим на ее поверхности возникают следы и отображаются некоторые свойства следообразуюших объектов, выявление которых в результате экспертного исследования позволяет установить форму, размеры, а в ряде случаев непосредственную часть, деталь транспортного средства, которой данные следы оставлены (идентифицировать ТС);

- по повреждениям на одежде и их характерным признакам можно установить некоторые обстоятельства, касающиеся механизма ДТП (направление первоначального удара, положение пострадавшего в момент нанесения ему удара ТС и др.);

- при своевременном изъятии следы на одежде и обуви сохраняются длительное время и поэтому всегда могут быть подвергнуты экспертному исследованию.

Важно не только своевременно изъять одежду и обувь пострадавших, но и обеспечить сохранность имеющихся на них следов.

Предметы одежды необходимо тщательно просушить при ком­натной температуре и упаковать по отдельности - аккуратно свернуть, чтобы участки со следами находились внутри свертка, и в та­ком виде положить в бумажный пакет или просто обернуть бумагой.

Перед упаковкой зоны следов на предмете-носителе целесо­образно локализовать, т.е. покрыть (в зависимости от характера следа) целлофановой, бумажной или тканевой аппликацией, закрепляемой липкой лентой либо другим способом.

Следы материалов и веществ

1. Частицы лакокрасочных материалов и покрытий (ЛКМ и ЛКП), отслоившиеся от ТС в результате наезда (столкновения), могут быть обнаружены на различных следовоспринимающих объектах (объектах-носителях, предметах-носителях) - одежде и обуви пострадавших, других ТС, дорожном покрытии, ограждениях и др.

Изъятие отслоившихся макро-частиц ЛКМ и ЛКП путем собирания проблемы не представляет. Что касается микрочастиц ЛКМ и ЛКП, то их не всегда возможно обнаружить средствами и методами, применяемыми при осмотре места ДТП. Нередко выявление микрочастиц ЛКМ и ЛКП требует проведения лабораторных исследований с применением специального научного оборудования. Поэтому, когда необходимо установить факт контактного взаимодействия объектов ДТП и имеются достаточные основания предполагать наличие на них ЛКМ и ЛКП, следует изъять возможный объект-носитель (целиком либо его часть) и назначить экспертизу для решения вопроса о том, имеются ли изданном объекте (например, одежде пострадавшего; бампере и других частях ТС) следы ЛКМ и ЛКП.

Вещественные доказательства направляются на экспертизу в таком виде, в каком они были обнаружены при осмотре с возможно имеющимися наслоениями микрочастиц, микроследов краски.

При изъятии на месте ДТП с поверхности объекта-носителя наслоений ЛКМ и ЛКП может быть нарушена целостность частиц и потерян ряд существенных признаков, свидетельствующих о механизме следообразования и индивидуализирующих особенностях ЛКМ и ЛКП. Поэтому для успешного решения вопроса о факте контактного взаимодействия объектов ДТП, микрочастицы ЛКМ и ЛКП, образующие наслоения, целесообразно изымать с поверхности объекта-носителя только в случае угрозы их утраты (легко осыпаются) или если объект-носитель - несъемная или нетранспортабельная крупногабаритная деталь (часть).

Если же определенные условия не позволяют изъять подлежащий исследованию объект в целом либо его часть, то с поверхности объекта-носителя изымаются отдельные наслоения ЛКМ и ЛКП. В этом случае, прежде чем изъять наслоения, следует тщательно их описать, указать размеры, внешний вид и обязательно локализацию.

При отборе сравнительных образцов лакокрасочного покрытия ТС, подозреваемого в совершении ДТП, следует руководствоваться результатами его осмотра. Если на его поверхности нет повреждений (вмятин, отслоения лакокрасочного покрытия, стертостей и др.), то необходимо отобрать несколько соскобов в местах наиболее вероятного контакта с другим объектом.

Отбор сравнительных образцов ЛКМ и ЛКП производят с соблюдением выработанных криминалистикой правил:

- образцы изымаются путем отслоения или вырезания кусочков лакокрасочного покрытия острым режущим инструментом на всю глубину покрытия до нижележащей подложки (металла) в местах, расположенных как можно ближе к предполагаемому месту их контактирования. Соскоб должен представлять собой не пылевидную массу, а кусочки размером 10-20 мм2 и более с таким расчетом, чтобы полностью сохранить систему

- лакокрасочного покрытия, т.е. последовательность расположения слоев (от верхнего до самого нижнего);

- изъятие отдельных кусочков лакокрасочного покрытия должно производиться с особой осторожностью, с тем, чтобы обеспечить сохранность имеющихся на них индивидуальных особенностей, следов и т.п. и гарантировать от образования особенностей, следов, которых не было в момент осмотра;

- инструмент, которым производится отделение лакокрасочного покрытия (скальпель, бритва, нож и т.д.), должен быть чистым, свободным от каких бы то ни было посторонних частиц. Необходимо тщательно протирать инструмент каждый раз, когда приходится производить отделение кусочков лакокрасочного покрытия.

Выполнение рекомендаций по обнаружению и изъятию вещественных доказательств со следами ЛКМ и ЛКП должно сочетаться с обеспечением сохранности объектов-носителей и доставкой в том виде, в каком они находились на месте происшествия во время осмотра.

Выработанные рекомендации по упаковке предметов со следами ЛКМ и ЛКП, имеющие цель предохранить вещественные доказательства во время транспортировки от изменения их первоначального состояния, могут быть сведены к нескольким несложным правилам.

Во-первых, участки со следами ЛКМ и ЛКП, а также места, где предполагается наличие таких следов, должны быть особо предохранены от возможного воздействия каких-либо дополнитель­ных факторов, способных внести изменения в природу объекта. С этой целью надлежащий участок объекта (детали ТС) упаковывают материалами, не загрязняющими поверхность веществен­ных доказательств (чистая бумага, калька, полиэтиленовая пленка) с последующим заклеиванием липкой лентой, обвязыванием нитками и т.п. Ни в коем случае нельзя накладывать липкую ленту непосредственно на участок со следами, так как липкий слой ленты имеет сложный органический состав, который вступает во взаимодействие с лакокрасочными материалами, и это может помешать проведению необходимых исследований.

Во-вторых, необходимо проявить бережное отношение при упаковке кусочков краски, обнаруженных на месте происшествия. Важно представить их на исследование без нарушения границ раздела каждого отдельного кусочка. Это обеспечивает возможность применения трасологических методов исследования для установления принадлежности частей единому лакокрасочному покрытию предмета по линиям разделения.

В-третьих, каждый предмет со следами ЛКМ и ЛКП должен быть отдельно и плотно упакован, снабжен этикеткой (биркой) с соответствующими надписями и реквизитами (надписи, подписи, печати).

Для успешного проведения исследований необходимо, вместе с вещественными доказательствами и образцами, представить эксперту материалы дела, относящиеся к исследуемым объектам и характеризующие место обнаружения предметов с лакокрасочным покрытием, объемы материалов, проб (протоколы осмотра места происшествия, отдельных предметов и т.д.). А также данные о происхождении, природе и составе материалов конкретных объектов исследования, дате окраски предметов, например дате выпуска автомобиля заводом. Такие данные могут содержаться в сертификатах, торговых бумагах, паспортах ТС, протоколах допросов и других документах.

2. Следы НП и ГСМ - достаточно распространенный вид следов на месте ДТП, исследование которых позволяет получить информацию о конкретном ТС, совершившем ДТП, а также фактические данные о механизме рассматриваемого происшествия.

Необходимо отметить, что при осмотре места ДТП в основном уделяется внимание обнаружению следов ГСМ, которые, являясь вязкими образованиями (автомобильные масла, пластичные смазки), способны переходить с одного предмета-носителя на другой при их контакте. Однако следует учитывать, что на объектах ДТП могут остаться и другие следы НП и ГСМ: бензина, дизельного топлива, охлаждающих и тормозных жидкостей, асфальта и др., обнаружение и изъятие которых играет не менее важную роль в расследовании.

При наезде на пешехода наслоения (следы) НП и ГСМ в большинстве случаев находятся на предметах одежды пострадавшего (в основном - на верхней одежде). В результате столкновения ТС с каким-либо препятствием либо другим ТС смазочные материалы могут находиться на поверхности объекта, с которым столкнулось ТС, а также на дороге. При значительных повреждениях ТС наслоения асфальта могут находиться на деталях ТС.

В зависимости от обстоятельств дорожно-транспортного происшествия НП и ГСМ в качестве вещественных доказательств выступают в виде:

- наслоений (следов) на различных объектах-носителях, а также в смеси как с другими нефтепродуктами, так и с веществами иной природы (частицами почвы, стекла, растений, ЛКМ и ЛКП и др.);

- конкретных объемов, находящихся в определенных емкостях (например, сравнительных образцов, изъятых в гараже).

Основными объектами-носителями НП и ГСМ по делам о ДТП являются: одежда пострадавших, дорожное покрытие (асфальтобетонное, грунтовое и др.), а также различные совместные комбинации (например, наслоения промасленной почвы на одежде пострадавшего) и др.

Присутствие достаточного количества НП и ГСМ на объекте-носителе устанавливается при осмотре места ДТП. Выявление микроследов (например, на одежде) входит в сферу экспертного исследования. Таким образом, при изъятии вещественных доказательств с места ДТП особую важность приобретает соблюде­ние общих правил изъятия и упаковки объектов НП и ГСМ.

При обнаружении, изъятии и отправке вещественных доказательств в судебно-экспертное учреждение необходимо учитывать специфические особенности НП и ГСМ (в частности, их нестабильность). В первую очередь это относится к автомобильным топливам, которые, не имея устойчивой формы, при длительном хранении в негерметичной емкости либо на поверхности предмета-носителя видоизменяются, что делает их непригодными для решения экспертных задач (в особенности идентификационных). В связи с этим особое значение должно уделяться обеспечению сохранности первоначального состава объектов нефтехимической природы, начиная с момента их обнаружения и до момента исследования.

Для исследования наслоений НП и ГСМ, находящихся на объектах-носителях, нужно по возможности направлять на экспертизу сами объекты (например, одежду пострадавшего), обеспечивая сохранность наслоений НП и ГСМ и их локализацию. Зону следов и микрочастиц НП и ГСМ на объекте-носителе лучше всего локализовать, т.е. покрыть целлофановой аппликацией, закрепляемой липкой лентой. Предметы одежды необходимо тщательно просушить и упаковать по отдельности.

При изъятии наслоений НП и ГСМ с твердых поверхностей (например, с дорожного покрытия) используются ватные или марлевые тампоны, которые затем необходимо упаковывать в полиэтилен.

Свойства НП и ГСМ предъявляют определенные требования к упаковочному материалу. Жидкие и вязкие НП и ГСМ обладают способностью проникать в массу материала (бумаги, картона, текстильных материалов и т.д.) и распределяться в ней. Бензины могут экстрагировать многие органические вещества и растворять их (например, резину). По этой причине упаковочный материал из картона и древесины, бумажные пакеты, конверты, спичечные коробки, резиновые пробки нельзя использовать дня упаковки жидких и вязких образцов НП и ГСМ.

Во многих случаях для экспертного исследования НП и ГСМ необходимо направлять контрольные образцы, которые представляют собой вещества и материалы, не связанные с обстоятельствами расследуемого события. С помощью контрольных образцов эксперты определяют источники примесей, загрязнений и учитывают их в ходе сравнительных исследований. Так, при изъятии образцов на ватные или марлевые тампоны на экспертизу необходимо направлять также чистые образцы таких же тампонов. В качестве контрольных образцов на экспертизу направляют образцы с поверхности предмета-носителя вне зоны обнаруженных следов, части предметов-носителей и др.

Таким образом, основные требования, предъявляемые при упаковке объектов экспертизы НП и ГСМ, изымаемых на месте ДТП, - это, в первую очередь, использование подходящего упаковочного материала, наличие контрольных образцов вспомогательных материалов, а также обеспечение герметичности упаковки вещественных доказательств с целью сохранения их первоначальных свойств (особенно при изъятии топлив).

3. Волокнистые материалы, как объекты исследования при расследовании ДТП, фигурируют в основном в двух следственных ситуациях. Первые связаны с установлением ТС, совершившего на­езд на пешехода, вторые - с установлением лица, управлявшего ТС или находившегося в нем в момент совершения ДТП. В пер­вом случае отделение частей волокнистых материалов происходит в результате сильного трения между одеждой пострадавшего и ТС, во втором - при контакте одежды водителя (пассажира) с предметами и деталями салона.

Следы от одежды пострадавшего на ТС могут быть в виде разрозненных наслоений волокон или их совокупности - небольших пучков, комочков; фрагментов нитей, пряжи, ниток; кусочков ткани или трикотажа различной формы и величины; фрагментов материала одежды с фурнитурой - пуговицей, крючком. В зависимости от особенностей происшествия и условий контакта (поведения пешехода до столкновения, его действий, места наезда, траектории движения пешехода (его тела) после столкновения, силы удара и пр.) могут меняться объем следа и его локализация. Поэтому при осмотре ТС важно исследовать все те участки, где могут находиться волокна от предметов, принадлежавших пострадавшему.

Так, например, при переездах пешехода волокна следует искать на днище ТС, в углублениях колес (протекторах), при столкновении с пешеходом - на наружных поверхностях ТС. Поиск объектов волокнистой природы следует проводить в ходе осмотра предполагаемых мест контактирования, особенно областей повреждения ТС, используя соответствующую увеличительную и осветительную технику. Вместе с тем, следует иметь в виду, что волокна легко подвижны и могут изменить первоначальную локализацию, переместившись на другое место, в углубления, щели, зацепиться за выступающие части.

Подчас расследование наездов на пешехода осложняется тем обстоятельством, что водитель вместе с ТС скрывается с места происшествия, и осмотр проверяемых ТС осуществляется только через определенный промежуток времени, иногда довольно длительный. За это время часть наслоений волокнистых материалов может быть утрачена. Однако известны случаи, когда на ТС были обнаружены нити от одежды пострадавшего через месяц после происшествия.

Также следует иметь в виду, что ТС подвергаются чистке, при которой обычно используются тряпки, ветошь и другие волокнистые материалы. Поэтому в каждом конкретном случае следует определять возможные места локализации волокон от одежды пострадавшего, исходя из характера повреждений на его теле и одежде, повреждений на ТС, с учетом обстановки в момент происшествия. Целесообразно также предоставлять экспертам-волокноведам копии заключений судебно-медицинских экспертов с указанием локализации повреждений на теле пострадавшего.

Задача установления лица, управлявшего ТС во время происшествия, может быть решена при исследовании объектов волокнистой природы, отделившихся в момент удара от одежды, исходя из их характерного расположения. На рулевом колесе и других механизмах управления могут остаться как волокна, так и более крупные части одежды лица, управлявшего ТС. Одновременно происходит отделение волокон и от одежды других лиц, находившихся в салоне ТС. В первую очередь, волокна от одежды водителя могут остаться на ремне безопасности, на обшивке и ручке дверцы водителя, на спинке, сиденье и подголовнике водительского кресла, т.е. в местах возможного контакта. В свою очередь, на одежде водителя (пассажира) также остаются волокна от обшивки сидений, дверцы, чехлов (накидок) и других волокнистых материалов салона ТС. Однако в зависимости от механизма ДТП, особенно если ТС переворачивается, первичная локализация волокон нарушается, и волокна от одежды пассажира могут оказаться на водительском сиденье и наоборот. Также по возможности следует установить, менялись ли местами лица, находившиеся в салоне во время движения (отдыха).

Обнаруженные на ТС волокна, нити, нитки следует изымать на липкие ленты (только не скотч), если таковых нет, то на дактопленки со светлым слоем, которые затем помещаются в почтовые конверты и снабжаются необходимыми реквизитами (указанием места обнаружения, марки и регистрационного номера ТС) и заверяются подписями следователя и понятых

Более крупные объекты - кусочки ткани, трикотажа, фрагменты материалов одежды - следует помещать в бумажные (почтовые) конверты с соблюдением тех же правил упаковки.

В салоне ТС липкими пленками следует обрабатывать сиденье водителя, рулевое управление, обшивку водительской двери, т.е. предполагаемые места контакта с одеждой лица, подозреваемого в совершении ДТП.

Если в салоне на сиденьях имеются чехлы (накидки, ковровые комплекты), желательно не обрабатывать их пленками, а отправлять на экспертное исследование. При этом каждый чехол следует упаковывать отдельно в плотную бумагу. Во избежание дополнительного контакта поверхностей, соответствующих спинке и сиденью, чехол помещается между двумя листами чистой бумаги и затем складывается либо сворачивается в сверток. Перед упаковкой чехлы или другие объекты волокнистой природы необходимо высушить.

Каждый предмет одежды подозреваемых лиц также упаковывают в отдельные свертки.

Все упакованные вещественные доказательства снабжаются пояснительными надписями, подписями соответствующих лиц и опечатываются.

4. При ДТП нередко имеет место повреждение остекленных частей ТС. При этом чаще всего разбиваются лобовое стекло, рассеиватели фар, наружные зеркала.

Для остекления салонов автотранспортных средств изготавливают два вида специального травмобезопасного стекла: сталинит и триплекс.

Сталинит изготавливается из плоского стекла путем специальной термической обработки - закалки. В результате закалки стекло приобретает повышенную механическую прочность и безопасные свойства - при разрушении распадается на множество мелких осколков в виде многогранников, не имеющих острых углов и режущих граней.

Триплекс - это трехслойное изделие, состоящее из двух листов тонкого (толщиной 2-3,5 мм) стекла, склеенных между собой органической пленкой. На автомобильном транспорте триплекс применяется, как правило, в качестве лобовых стекол. Обычно при ДТП изделия из триплекса не разлетаются на осколки, они удерживаются пленкой. Лишь мелкие осколки в виде игл мелкой крошки отслаиваются от участков, расположенных вблизи от места удара.

Рассеиватель (фарный) - круглое или прямоугольное, выпуклое стекло, закрывающее световое отверстие отражателя. Выработка стеклоизделий такого типа производится на пресс-автоматах методом прессования. Наружная выпуклая поверхность рассеивателя всегда гладкая. На внутренней поверхности рассеивателя имеются рифления - выпуклый рисунок в виде линз, остроугольных призм, насечек, грануляций и т. д., который прессуется пуансоном. По виду рифлений можно определить тип и наименование рассеивателя. В зависимости от конфигурации формируемого фарой светового потока различают симметричные и асимметричные рассеиватели. Наличие на внутренней стороне осколков набора остроугольных призм является признаком асимметричного рассеивателя, наличие линз и зонального строения - признак симметричных рассеивателей. Помимо различия в характере оптических элементов, рассеиватели различаются формой, размерами, посадочным диаметром, по которым также можно определить тип транспортных средств, на которых они устанавливаются. На внутренней поверхности рассеивателя имеется также маркировка, которая прессуется вместе с рассеивателем. По маркировочным обозначениям можно установить тип и марку рассеивателя, когда и каким заводом он выпущен, номер пресс-формы, в которой было изготовлено изделие, и др.

В результате ДТП большая часть разбитых стекол осыпается на поверхность дороги либо вблизи места наезда ТС на неподвижное препятствие (столб, дерево и т.п.). При наезде на пешехода некоторая часть стекол может попасть на одежду пострадавших, а при столкновении ТС - с одного на другое.

Качество экспертизы, полнота решения вопросов, поставленных перед экспертом, во многом зависят от того, насколько правильно изъяты и представлены осколки стекла на исследование. Как правило, изъятие осколков стекла, обнаруженных на месте происшествия, не вызывает каких-либо трудностей. Их просто собирают и помещают в пластиковые или бумажные пакеты, картонные коробки. Между тем, для правильного изъятия и сохранения осколков стекла необходимо соблюдать ряд требований:

- изымать и представлять на экспертизу необходимо все осколки стекла, обнаруженные на месте происшествия. При несоблюдении данного требования могут быть утрачены объекты (например, фрагменты фарного рассеивателя), необходимые для установления вида и назначения изделия из стекла (родовой, групповой принадлежности) и факта принадлежности двух или нескольких частей одной конкретной детали ТС (идентификации целого по частям).

- направлять на экспертизу осколки стекла в том виде, в ка­ком они были обнаружены. На поверхности осколков стекла могут быть различные наслоения, загрязнения, которые могут явиться дополнительными признаками при сравнительном исследовании.

- необходимо использовать для упаковки осколков стекла та -ру, обеспечивающую их сохранность, исключающую разрушение осколков стекла при транспортировке. Ни в коем случае нельзя использовать для упаковки стеклянную тару (пробирки, банки), фиксировать микрочастицы стекла на предметных стеклах.

Предоставлять на исследование предметы-носители, на которых предполагается наличие микрочастиц стекла, поскольку обнаружение и изъятие последних имеет свою специфику. При этом каждый предмет-носитель должен быть тщательно упакован в чистую бумагу или не использованный ранее бумажный (пластиковый) пакет, которые позволят предохранить микрочастицы от утери и от перехода их с одного предмета-носителя на другой.

Если же предоставить предмет-носитель невозможно, то для изъятия с его поверхности микроосколков стекла и их сохранения можно использовать липкие ленты.

5. На месте ДТП нередко обнаруживаются изделия из пластмасс, частицы от них и следы, которые в дальнейшем становятся вещественным доказательством. К данным изделиям в первую очередь следует отнести:

- рассеиватели указателей поворотов, задних фонарей и фонаря освещения номерного знака; пластмассовые части бампера;

- элементы фурнитуры предметов одежды (пуговицы, пряжки, застежки и т.п.).

Рекомендации по изъятию данных вещественных доказательств и вышеуказанных осколков стекол практически одни и те же. Обнаруженные на месте происшествия объекты, изготовленные из пластмасс, подлежат немедленной упаковке с целью сохранения находящихся на них микрочастиц иной природы (например, ниток в «ушках» пуговиц, которыми они были пришиты, или микрочастиц ткани предмета одежды, от которого они предположительно были отделены).

6. На месте ДТП часто остаются следы почвенного происхождения. Они могут быть оставлены ТС или участниками движения (пешеходом, водителем и др.).

В процессе эксплуатации ТС, при движении по разным дорогам и территориям на ТС формируются почвенные наслоения, которые при столкновении, наезде, резком торможении могут осыпаться с ТС на поверхность дороги, наслоиться на объект, с которым контактирует ТС (другое ТС, предметы одежды пострадавшего, придорожные сооружения и т.д.).

Схема места происшествия

В ходе осмотра места ДТП составляется графическая масштабная схема, которая является приложением к протоколу осмотра и играет существенную роль при анализе обстановки дорожно-транспортного происшествия.

На схеме необходимо показать наиболее важные элементы обстановки ДТП, которые могут привести к объективным выводам о механизме ДТП, в частности:

1) места столкновения или наезда;

2) объекты - расположение ТС и пострадавших;

3) следы ТС (торможения, заноса, скольжения и т.д.);

4) отдельные следы, оставленные на дорожном покрытии (выбоины, царапины, маслянистые пятна и т.д.);

5) отдельные узлы и детали, отделившиеся от автомобиля при столкновении (наезде на пешехода), и т.д.

Схема служит для того, чтобы зафиксировать взаимное расположение наиболее важных объектов на месте ДТП относительно дороги и предполагаемого места столкновения, с указанием на ней требуемых измерений (размеров).

Следы и объекты после их осмотра и описания изымаются и упаковываются. При этом осколки стекла помещаются в один пакет, если они находились в одном месте. Следы сыпучих веществ также помещаются в отдельные пакеты. Недопустимо смешение этих веществ. Следы масел и других жидкостей изымаются (соскабливаются) вместе с поверхностным слоем асфальта, дерева, грунта. Кроме того, изымаются контрольные образцы поверхностного слоя грунта, асфальта, дерева и т.п. Значение следов жидкостей, сыпучих веществ и мелких объектов (краски, осколков стекла и т.д.) возрастает в случаях, когда предстоит розыск транспортных средств и доказывание их причастности к происшествию.

Все фотоизображения записываются на компакт-диск (CD, DVD) или иной электронный носитель информации, который вместе с изготовленной в соответствии с требованиями ст. 166 УПК Российской Федерации фототаблицей прилагается к протоколу следственных действий. Хранение носителей информации должно осуществляться в условиях, исключающих их хищение, утрату, порчу или видоизменение.

При изготовлении фототаблицы должны использоваться только изображения достаточного качества. При распечатке изображений не допускается использование неисправных печатающих устройств. Все изображения фототаблицы сопровождаются пояснительными надписями, отражающими необходимую для лучшего восприятия информацию. Для детализации и конкретизации информации об изображенных объектах и элементах обстановки на изображения могут наноситься ориентирующие указатели – стрелки или номера. Не допускается на изображениях обозначать указателями не просматриваемые детали вещной обстановки. Оттиски печатей и штампов не должны искажать изображение или затруднять его восприятие.

 

Вычерчивание схем и планов места происшествия

Значение схем и планов

Составление схем и планов места происшествия – один из способов его фиксации. (представляет собой вид сверху – позволяет полностью охватить место происшествия, представить его полную картину, увидеть взаиморасположение деталей места происшествия)

 Если они точно отражают обстановку происшествия, содержат необходимые размеры и пояснения, такие схемы и планы в совокупности в фотоматериалом дают наглядное представление о взаиморасположении предметов и следов преступления, позволяют понять изложенное в протоколе ос­мотра и изображенное на фотоснимках осмотра места происшествия, даже лицам которые не были на месте происшествия (другой следователь например).

В дальнейшем схемы и планы помогают уточнить показания свидете­лей-очевидцев, подозреваемых, обвиняемых. В случае если при допро­сах этих лиц они сами вычерчивают схему места происшествия, кото­рая по основным параметрам совпадает со схемой, изготовленной при осмотре следователем, этот факт подтверждает, что допрашиваемый знает обстоятельства совершения преступления.

Виды схем и планов

Схемы и планы могут быть ориентирующими, обзорными, узловы­ми и детальными. На ориентирующих – место происшествия вычерчи­вается с окружающими его ориентирами; на обзорных – схематически представлена обстановка на месте происшествия; на узловых – наибо­лее важные узлы этой обстановки; на детальных – изображаются от­дельные следы и предметы.

Требования к схемам и планам

1) заголовок этих документов должен содержать указание:

а) о виде чертежа (схема, план);

б) о том, что изображено на чертеже;

в) о местонахождении объектов, изображенных на плане;

г) о том, что схема (план) является приложением к протоколу осмотра места происшест­вия;

д) о дате составления протокола и схемы;

2) чертеж места происшествия ориентируется по стрелке направле­ния «север – юг», которую обычно располагают по вертикальной рамке листа (в верхнем левом или правом углу);

3) при оформлении чертежа используют графическую символику (условные обозначения зданий, сооружений и иных объектов, разработанных в криминалистике на основе ГОСТов, применяемых в строительном и топографическом черчении, а также с учетом потребностей криминалистики (см. соответствующие разделы справочников для следователей по осмотру места происшествия);

4) на схеме (плане) знаком «X» отмечают места производства ори­ентирующих и обзорных фотосъемок;

5) если чертеж выполняется в масштабе, указывается масштаб;

6) наличие пояснительной надписи, располагаемой под чертежом, содержащей перечень предметов, следов и точек съемок, нанесенных на чертеже и описанных в протоколе;

7) схема (план) должна быть подписана следователем, а также лицом, ее выполнившим. Если схема (план) вычерчивается при осмот­ре, ее подписывают понятые,

8 соблюдение пропорций, особенно это необходимо при невозможности нанесения всех необходимых размерных параметров,

9 при составлении схемы рекомендуется использование вертикальной и горизонтальной опорных (базовых) осей, к которых привязываются объекты

Вертикальная – перпендикулярна продольной оси дороги (привязывается к одному из стационарных объектов – угол знания, опора электропередач)

Горизонтальная – параллельно продольной оси дороги (как правило граница проезжей части).

Измерения проводятся перпендикулярно к оси координат.

 

На схеме отображаются наиболее важные элементы обстановки ДТП:

- элементы дорожной инфраструктуры,

- объекты имеющие непосредственное отношение в событию (их расположение и относительное друг друга),

- место столкновения и наезда,

- следы колес (торможения, юза, заноса, пробуксовки, скольжения),

- следы на дорожном покрытии в результате ДТП (выбоены, царапины),

- границы осыпи грязи, стекла, ЛКВ,

- следы эксплуатационных жидкостей,

- отдельные узлы, детали и элементы груза, отделившиеся от автомобиля.

 

Не рекомендуется:

1) применять для изготовления схем и планов тонкую прозрачную бумагу;

2) использовать для вычерчивания легко смываемые красители (на­пример, тушь);

3) размещать изображение помещений, участков местности близко к левому краю листа бумаги, чтобы часть схемы или плана не оказалась подшитой и недоступной для ознакомления с нею участников про­цесса;

4) допускать размещение заголовка, масштаба, пояснительных над­писей в месте подшивки или у края листа бумаги, которые впоследст­вии могут оказаться поврежденными;

 

Литература

1. В.А. Илларионов Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. Транспорт. 1989.

2. Э. Домке. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий. Академия. 2009.

4. Ю. Комаров и др. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий в примерах и задачах. Телеком 2012.

5. С. Петров. Действия при дорожно-транспортных происшествиях. НЦ ЭНАС 2013.

6. А.П. Пехольский. Устройство автомобиля. Академия. 2013.

7. А.Н. Туренко и др. Автотехническая экспертиза. ХНАДУ 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] См.: Жулев В.И., Степанищев А.В. Расследование дорожно-транспортных преступлений: метод. рекомендации. – М., 2004. С.13.

[2] Приказ МВД России от 26 марта 2008 г. № 280 «Об утверждении положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений».

[3] См.: Иванов Л.А. Следственный осмотр при расследовании транспортных происшествий. - Саратов, 1993. С. 59

[4] См.: ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки.


Тема № 5. Осмотр места ДТП.

 

Вопросы

1. Понятие, виды и задачи осмотра места ДТП.

2. Особенности осмотра места ДТП.

3. Этапы и основные тактические приемы проведения осмотра места ДТП.

4. Действия следователя или дознавателя на месте ДТП.

5. Обстоятельства, подлежащие установлению в процессе осмотра места ДТП.

6. Протокол осмотра места ДТП. Способы фиксации результатов осмотра. Вычерчивание план-схем места происшествия, составление других документов, в процессе осмотра места ДТП.

7 Роль специалиста в осмотре места ДТП.

 

ОСМОТР

МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Сложность механизма транспортных происшествий во многом обусловлена динамичностью этих событий.

Нередко простота обстановки транспортного происшествия лишь кажущаяся.

Первоначальное ознакомление с нею не всегда дает возможность четко представить то, что произошло. Поэтому только тщательное и детальное изучение всей системы следов и объектов, имеющихся на месте происшествия, позволяет следователю восстановить полную картину события и проследить динамику происшедшего события.

Успех в решении задачи всестороннего, полного, объективного и быстрого раскрытия дорожно-транспортного преступления во многом зависит от того, насколько правильно и своевременно проведен осмотр места происшествия.

Рассмотрим основные понятия  - осмотр места происшествия, место происшествия и место дорожно-транспортного преступления.

Осмотр места происшествия – это одно из первых процессуальных действий, проводимых по делам о ДТП. Во многих случаях при расследовании ДТП обстановка места происшествия, зафиксированная в протоколе осмотра, является единственным источником сведений, на которых до определенного момента основывается проведение других следственных действий.

Место дорожно-транспортного происшествия – это участок местности, в пределах которого обнаружены следы совершенного правонарушения.

Место дорожно-транспортного преступления – это участок дороги, в пределах которого в процессе движения транспортного средства и с его участием произошло событие, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть потерпевшего. Однако при этом следы преступления могут быть обнаружены и в ином месте или в нескольких местах.

В большинстве случаев место дорожно-транспортного происшествия и место дорожно-транспортного преступления совпадают, однако в ряде случаев могут и не совпадать.

Анализ уголовных дел по делам о дорожно-транспортных преступлениях показал, что осмотр места происшествия, как первоначальное следственное действие, проводится почти во всех случаях и именно с него начинается расследование по данной категории уголовных дел.

Нельзя не согласиться с утверждением В.И. Жулев и А.С. Степанищев, что «по делам о ДТП осмотр места происшествия является узловым процессуальным действием, от качества проведения, которого зависит ход всего расследования и правильность принимаемых решений, поскольку позволяет получить широкий круг доказательственной информации, определить путь поиска сведений из других источников, а также обеспечить проверку их объективности». [1]

ЗАДАЧИ ОСМОТРА

Дата: 2018-12-21, просмотров: 814.