Изъятие, хранение и транспортировка вещественных доказательств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Детали и узлы ТС

При исследовании технического состояния ТС на месте происшествия далеко не всегда удается обнаружить следы на ТС, необходимые для установления обстоятельств расследуемого происшествия, а также установить конкретную неисправность какой-либо из систем и деталей ТС, а тем более причину их возникновения. В связи с этим предполагается, что в дальнейшем ТС в целом либо отдельные его узлы могут быть подвергнуты экспертному исследованию. Данным обстоятельством продиктована необходимость обеспечения сохранности ТС в том виде и состоянии, которое оно имело на момент осмотра на месте происшествия.

Если в силу каких-либо причин демонтировать с ТС поврежденные колеса не представляется возможным, то транспортировать поврежденное ТС допускается только методом полной погрузки. Как показывает практика, буксировка ТС на поврежденных колесах, даже на незначительные расстояния, практически полностью уничтожает первоначальные следы и повреждения на коле­сах и делает их непригодными для исследования.

Изъятие с ТС поврежденных деталей и узлов рекомендуется проводить в присутствии эксперта, который будет производить дальнейшее исследование данных объектов. Это необходимо для того, чтобы эксперт мог оценить и обратить внимание на возможные особенности крепления, положение поврежденной детали на ТС, техническое состояние деталей и узлов, конструктивно связанных с исследуемой деталью, и другие моменты, имеющие существенное значение для дачи заключения.

Некоторые рекомендации по изъятию деталей и узлов ТС:

- при изъятии детали важно сохранить все имеющиеся повреждения, не внося новых повреждений;

- разрушенная деталь должна изыматься вместе со всеми ее составными частями;

- поверхности разрушения детали должны быть изолированы от механического воздействия (трения, удара) и влаги и т.п.;

- материал упаковки не должен повредить изъятые детали и узлы;

- при изъятии автомобильных электроламп (АЭЛ) внешних световых приборов необходимо принять все меры к обнаружению не только разбитых на мелкие части стеклянных колб ламп, но и по возможности - отсутствующих кусков спирали. Если по каким-либо причинам невозможно извлечь лампу из патрона, то она изымается вместе с осветительным прибором (фара, указатель поворота и др.). Поврежденную АЭЛ нельзя упаковывать в вату и другие волокнистые материалы, так как волокна очень трудно удалить с нити накаливания, не повредив ее;

- необходимо, чтобы колесо ТС изымалось в сборе, т.е. демонтаж колеса (снятие шины с обода) не допускается;

- при изъятии диаграммного диска тахографа следует предусмотреть меры, исключающие его деформацию и повреждения рабочей поверхности. В качестве упаковки можно использовать обычный почтовый конверт с твердой вставкой. На конверте следует указать состояние часов прибора на момент изъятия диска (работа или не работали), состояние пломб;

- в протоколе обязательно указывается место, время и способы изъятия вещественного доказательства;

- способ хранения вещественного доказательства должен обеспечивать сохранность и неизменность его основных свойств и признаков, а также невозможность его подмены.

Одежда и обувь пострадавших

При расследовании ДТП предметы одежды и обувь пострадавших часто выступают в качестве вещественных доказательств. Это обусловлено тем, что:

- одежда пострадавшего при контакте с ТС первой воспринимает удар. В связи с этим на ее поверхности возникают следы и отображаются некоторые свойства следообразуюших объектов, выявление которых в результате экспертного исследования позволяет установить форму, размеры, а в ряде случаев непосредственную часть, деталь транспортного средства, которой данные следы оставлены (идентифицировать ТС);

- по повреждениям на одежде и их характерным признакам можно установить некоторые обстоятельства, касающиеся механизма ДТП (направление первоначального удара, положение пострадавшего в момент нанесения ему удара ТС и др.);

- при своевременном изъятии следы на одежде и обуви сохраняются длительное время и поэтому всегда могут быть подвергнуты экспертному исследованию.

Важно не только своевременно изъять одежду и обувь пострадавших, но и обеспечить сохранность имеющихся на них следов.

Предметы одежды необходимо тщательно просушить при ком­натной температуре и упаковать по отдельности - аккуратно свернуть, чтобы участки со следами находились внутри свертка, и в та­ком виде положить в бумажный пакет или просто обернуть бумагой.

Перед упаковкой зоны следов на предмете-носителе целесо­образно локализовать, т.е. покрыть (в зависимости от характера следа) целлофановой, бумажной или тканевой аппликацией, закрепляемой липкой лентой либо другим способом.

Следы материалов и веществ

1. Частицы лакокрасочных материалов и покрытий (ЛКМ и ЛКП), отслоившиеся от ТС в результате наезда (столкновения), могут быть обнаружены на различных следовоспринимающих объектах (объектах-носителях, предметах-носителях) - одежде и обуви пострадавших, других ТС, дорожном покрытии, ограждениях и др.

Изъятие отслоившихся макро-частиц ЛКМ и ЛКП путем собирания проблемы не представляет. Что касается микрочастиц ЛКМ и ЛКП, то их не всегда возможно обнаружить средствами и методами, применяемыми при осмотре места ДТП. Нередко выявление микрочастиц ЛКМ и ЛКП требует проведения лабораторных исследований с применением специального научного оборудования. Поэтому, когда необходимо установить факт контактного взаимодействия объектов ДТП и имеются достаточные основания предполагать наличие на них ЛКМ и ЛКП, следует изъять возможный объект-носитель (целиком либо его часть) и назначить экспертизу для решения вопроса о том, имеются ли изданном объекте (например, одежде пострадавшего; бампере и других частях ТС) следы ЛКМ и ЛКП.

Вещественные доказательства направляются на экспертизу в таком виде, в каком они были обнаружены при осмотре с возможно имеющимися наслоениями микрочастиц, микроследов краски.

При изъятии на месте ДТП с поверхности объекта-носителя наслоений ЛКМ и ЛКП может быть нарушена целостность частиц и потерян ряд существенных признаков, свидетельствующих о механизме следообразования и индивидуализирующих особенностях ЛКМ и ЛКП. Поэтому для успешного решения вопроса о факте контактного взаимодействия объектов ДТП, микрочастицы ЛКМ и ЛКП, образующие наслоения, целесообразно изымать с поверхности объекта-носителя только в случае угрозы их утраты (легко осыпаются) или если объект-носитель - несъемная или нетранспортабельная крупногабаритная деталь (часть).

Если же определенные условия не позволяют изъять подлежащий исследованию объект в целом либо его часть, то с поверхности объекта-носителя изымаются отдельные наслоения ЛКМ и ЛКП. В этом случае, прежде чем изъять наслоения, следует тщательно их описать, указать размеры, внешний вид и обязательно локализацию.

При отборе сравнительных образцов лакокрасочного покрытия ТС, подозреваемого в совершении ДТП, следует руководствоваться результатами его осмотра. Если на его поверхности нет повреждений (вмятин, отслоения лакокрасочного покрытия, стертостей и др.), то необходимо отобрать несколько соскобов в местах наиболее вероятного контакта с другим объектом.

Отбор сравнительных образцов ЛКМ и ЛКП производят с соблюдением выработанных криминалистикой правил:

- образцы изымаются путем отслоения или вырезания кусочков лакокрасочного покрытия острым режущим инструментом на всю глубину покрытия до нижележащей подложки (металла) в местах, расположенных как можно ближе к предполагаемому месту их контактирования. Соскоб должен представлять собой не пылевидную массу, а кусочки размером 10-20 мм2 и более с таким расчетом, чтобы полностью сохранить систему

- лакокрасочного покрытия, т.е. последовательность расположения слоев (от верхнего до самого нижнего);

- изъятие отдельных кусочков лакокрасочного покрытия должно производиться с особой осторожностью, с тем, чтобы обеспечить сохранность имеющихся на них индивидуальных особенностей, следов и т.п. и гарантировать от образования особенностей, следов, которых не было в момент осмотра;

- инструмент, которым производится отделение лакокрасочного покрытия (скальпель, бритва, нож и т.д.), должен быть чистым, свободным от каких бы то ни было посторонних частиц. Необходимо тщательно протирать инструмент каждый раз, когда приходится производить отделение кусочков лакокрасочного покрытия.

Выполнение рекомендаций по обнаружению и изъятию вещественных доказательств со следами ЛКМ и ЛКП должно сочетаться с обеспечением сохранности объектов-носителей и доставкой в том виде, в каком они находились на месте происшествия во время осмотра.

Выработанные рекомендации по упаковке предметов со следами ЛКМ и ЛКП, имеющие цель предохранить вещественные доказательства во время транспортировки от изменения их первоначального состояния, могут быть сведены к нескольким несложным правилам.

Во-первых, участки со следами ЛКМ и ЛКП, а также места, где предполагается наличие таких следов, должны быть особо предохранены от возможного воздействия каких-либо дополнитель­ных факторов, способных внести изменения в природу объекта. С этой целью надлежащий участок объекта (детали ТС) упаковывают материалами, не загрязняющими поверхность веществен­ных доказательств (чистая бумага, калька, полиэтиленовая пленка) с последующим заклеиванием липкой лентой, обвязыванием нитками и т.п. Ни в коем случае нельзя накладывать липкую ленту непосредственно на участок со следами, так как липкий слой ленты имеет сложный органический состав, который вступает во взаимодействие с лакокрасочными материалами, и это может помешать проведению необходимых исследований.

Во-вторых, необходимо проявить бережное отношение при упаковке кусочков краски, обнаруженных на месте происшествия. Важно представить их на исследование без нарушения границ раздела каждого отдельного кусочка. Это обеспечивает возможность применения трасологических методов исследования для установления принадлежности частей единому лакокрасочному покрытию предмета по линиям разделения.

В-третьих, каждый предмет со следами ЛКМ и ЛКП должен быть отдельно и плотно упакован, снабжен этикеткой (биркой) с соответствующими надписями и реквизитами (надписи, подписи, печати).

Для успешного проведения исследований необходимо, вместе с вещественными доказательствами и образцами, представить эксперту материалы дела, относящиеся к исследуемым объектам и характеризующие место обнаружения предметов с лакокрасочным покрытием, объемы материалов, проб (протоколы осмотра места происшествия, отдельных предметов и т.д.). А также данные о происхождении, природе и составе материалов конкретных объектов исследования, дате окраски предметов, например дате выпуска автомобиля заводом. Такие данные могут содержаться в сертификатах, торговых бумагах, паспортах ТС, протоколах допросов и других документах.

2. Следы НП и ГСМ - достаточно распространенный вид следов на месте ДТП, исследование которых позволяет получить информацию о конкретном ТС, совершившем ДТП, а также фактические данные о механизме рассматриваемого происшествия.

Необходимо отметить, что при осмотре места ДТП в основном уделяется внимание обнаружению следов ГСМ, которые, являясь вязкими образованиями (автомобильные масла, пластичные смазки), способны переходить с одного предмета-носителя на другой при их контакте. Однако следует учитывать, что на объектах ДТП могут остаться и другие следы НП и ГСМ: бензина, дизельного топлива, охлаждающих и тормозных жидкостей, асфальта и др., обнаружение и изъятие которых играет не менее важную роль в расследовании.

При наезде на пешехода наслоения (следы) НП и ГСМ в большинстве случаев находятся на предметах одежды пострадавшего (в основном - на верхней одежде). В результате столкновения ТС с каким-либо препятствием либо другим ТС смазочные материалы могут находиться на поверхности объекта, с которым столкнулось ТС, а также на дороге. При значительных повреждениях ТС наслоения асфальта могут находиться на деталях ТС.

В зависимости от обстоятельств дорожно-транспортного происшествия НП и ГСМ в качестве вещественных доказательств выступают в виде:

- наслоений (следов) на различных объектах-носителях, а также в смеси как с другими нефтепродуктами, так и с веществами иной природы (частицами почвы, стекла, растений, ЛКМ и ЛКП и др.);

- конкретных объемов, находящихся в определенных емкостях (например, сравнительных образцов, изъятых в гараже).

Основными объектами-носителями НП и ГСМ по делам о ДТП являются: одежда пострадавших, дорожное покрытие (асфальтобетонное, грунтовое и др.), а также различные совместные комбинации (например, наслоения промасленной почвы на одежде пострадавшего) и др.

Присутствие достаточного количества НП и ГСМ на объекте-носителе устанавливается при осмотре места ДТП. Выявление микроследов (например, на одежде) входит в сферу экспертного исследования. Таким образом, при изъятии вещественных доказательств с места ДТП особую важность приобретает соблюде­ние общих правил изъятия и упаковки объектов НП и ГСМ.

При обнаружении, изъятии и отправке вещественных доказательств в судебно-экспертное учреждение необходимо учитывать специфические особенности НП и ГСМ (в частности, их нестабильность). В первую очередь это относится к автомобильным топливам, которые, не имея устойчивой формы, при длительном хранении в негерметичной емкости либо на поверхности предмета-носителя видоизменяются, что делает их непригодными для решения экспертных задач (в особенности идентификационных). В связи с этим особое значение должно уделяться обеспечению сохранности первоначального состава объектов нефтехимической природы, начиная с момента их обнаружения и до момента исследования.

Для исследования наслоений НП и ГСМ, находящихся на объектах-носителях, нужно по возможности направлять на экспертизу сами объекты (например, одежду пострадавшего), обеспечивая сохранность наслоений НП и ГСМ и их локализацию. Зону следов и микрочастиц НП и ГСМ на объекте-носителе лучше всего локализовать, т.е. покрыть целлофановой аппликацией, закрепляемой липкой лентой. Предметы одежды необходимо тщательно просушить и упаковать по отдельности.

При изъятии наслоений НП и ГСМ с твердых поверхностей (например, с дорожного покрытия) используются ватные или марлевые тампоны, которые затем необходимо упаковывать в полиэтилен.

Свойства НП и ГСМ предъявляют определенные требования к упаковочному материалу. Жидкие и вязкие НП и ГСМ обладают способностью проникать в массу материала (бумаги, картона, текстильных материалов и т.д.) и распределяться в ней. Бензины могут экстрагировать многие органические вещества и растворять их (например, резину). По этой причине упаковочный материал из картона и древесины, бумажные пакеты, конверты, спичечные коробки, резиновые пробки нельзя использовать дня упаковки жидких и вязких образцов НП и ГСМ.

Во многих случаях для экспертного исследования НП и ГСМ необходимо направлять контрольные образцы, которые представляют собой вещества и материалы, не связанные с обстоятельствами расследуемого события. С помощью контрольных образцов эксперты определяют источники примесей, загрязнений и учитывают их в ходе сравнительных исследований. Так, при изъятии образцов на ватные или марлевые тампоны на экспертизу необходимо направлять также чистые образцы таких же тампонов. В качестве контрольных образцов на экспертизу направляют образцы с поверхности предмета-носителя вне зоны обнаруженных следов, части предметов-носителей и др.

Таким образом, основные требования, предъявляемые при упаковке объектов экспертизы НП и ГСМ, изымаемых на месте ДТП, - это, в первую очередь, использование подходящего упаковочного материала, наличие контрольных образцов вспомогательных материалов, а также обеспечение герметичности упаковки вещественных доказательств с целью сохранения их первоначальных свойств (особенно при изъятии топлив).

3. Волокнистые материалы, как объекты исследования при расследовании ДТП, фигурируют в основном в двух следственных ситуациях. Первые связаны с установлением ТС, совершившего на­езд на пешехода, вторые - с установлением лица, управлявшего ТС или находившегося в нем в момент совершения ДТП. В пер­вом случае отделение частей волокнистых материалов происходит в результате сильного трения между одеждой пострадавшего и ТС, во втором - при контакте одежды водителя (пассажира) с предметами и деталями салона.

Следы от одежды пострадавшего на ТС могут быть в виде разрозненных наслоений волокон или их совокупности - небольших пучков, комочков; фрагментов нитей, пряжи, ниток; кусочков ткани или трикотажа различной формы и величины; фрагментов материала одежды с фурнитурой - пуговицей, крючком. В зависимости от особенностей происшествия и условий контакта (поведения пешехода до столкновения, его действий, места наезда, траектории движения пешехода (его тела) после столкновения, силы удара и пр.) могут меняться объем следа и его локализация. Поэтому при осмотре ТС важно исследовать все те участки, где могут находиться волокна от предметов, принадлежавших пострадавшему.

Так, например, при переездах пешехода волокна следует искать на днище ТС, в углублениях колес (протекторах), при столкновении с пешеходом - на наружных поверхностях ТС. Поиск объектов волокнистой природы следует проводить в ходе осмотра предполагаемых мест контактирования, особенно областей повреждения ТС, используя соответствующую увеличительную и осветительную технику. Вместе с тем, следует иметь в виду, что волокна легко подвижны и могут изменить первоначальную локализацию, переместившись на другое место, в углубления, щели, зацепиться за выступающие части.

Подчас расследование наездов на пешехода осложняется тем обстоятельством, что водитель вместе с ТС скрывается с места происшествия, и осмотр проверяемых ТС осуществляется только через определенный промежуток времени, иногда довольно длительный. За это время часть наслоений волокнистых материалов может быть утрачена. Однако известны случаи, когда на ТС были обнаружены нити от одежды пострадавшего через месяц после происшествия.

Также следует иметь в виду, что ТС подвергаются чистке, при которой обычно используются тряпки, ветошь и другие волокнистые материалы. Поэтому в каждом конкретном случае следует определять возможные места локализации волокон от одежды пострадавшего, исходя из характера повреждений на его теле и одежде, повреждений на ТС, с учетом обстановки в момент происшествия. Целесообразно также предоставлять экспертам-волокноведам копии заключений судебно-медицинских экспертов с указанием локализации повреждений на теле пострадавшего.

Задача установления лица, управлявшего ТС во время происшествия, может быть решена при исследовании объектов волокнистой природы, отделившихся в момент удара от одежды, исходя из их характерного расположения. На рулевом колесе и других механизмах управления могут остаться как волокна, так и более крупные части одежды лица, управлявшего ТС. Одновременно происходит отделение волокон и от одежды других лиц, находившихся в салоне ТС. В первую очередь, волокна от одежды водителя могут остаться на ремне безопасности, на обшивке и ручке дверцы водителя, на спинке, сиденье и подголовнике водительского кресла, т.е. в местах возможного контакта. В свою очередь, на одежде водителя (пассажира) также остаются волокна от обшивки сидений, дверцы, чехлов (накидок) и других волокнистых материалов салона ТС. Однако в зависимости от механизма ДТП, особенно если ТС переворачивается, первичная локализация волокон нарушается, и волокна от одежды пассажира могут оказаться на водительском сиденье и наоборот. Также по возможности следует установить, менялись ли местами лица, находившиеся в салоне во время движения (отдыха).

Обнаруженные на ТС волокна, нити, нитки следует изымать на липкие ленты (только не скотч), если таковых нет, то на дактопленки со светлым слоем, которые затем помещаются в почтовые конверты и снабжаются необходимыми реквизитами (указанием места обнаружения, марки и регистрационного номера ТС) и заверяются подписями следователя и понятых

Более крупные объекты - кусочки ткани, трикотажа, фрагменты материалов одежды - следует помещать в бумажные (почтовые) конверты с соблюдением тех же правил упаковки.

В салоне ТС липкими пленками следует обрабатывать сиденье водителя, рулевое управление, обшивку водительской двери, т.е. предполагаемые места контакта с одеждой лица, подозреваемого в совершении ДТП.

Если в салоне на сиденьях имеются чехлы (накидки, ковровые комплекты), желательно не обрабатывать их пленками, а отправлять на экспертное исследование. При этом каждый чехол следует упаковывать отдельно в плотную бумагу. Во избежание дополнительного контакта поверхностей, соответствующих спинке и сиденью, чехол помещается между двумя листами чистой бумаги и затем складывается либо сворачивается в сверток. Перед упаковкой чехлы или другие объекты волокнистой природы необходимо высушить.

Каждый предмет одежды подозреваемых лиц также упаковывают в отдельные свертки.

Все упакованные вещественные доказательства снабжаются пояснительными надписями, подписями соответствующих лиц и опечатываются.

4. При ДТП нередко имеет место повреждение остекленных частей ТС. При этом чаще всего разбиваются лобовое стекло, рассеиватели фар, наружные зеркала.

Для остекления салонов автотранспортных средств изготавливают два вида специального травмобезопасного стекла: сталинит и триплекс.

Сталинит изготавливается из плоского стекла путем специальной термической обработки - закалки. В результате закалки стекло приобретает повышенную механическую прочность и безопасные свойства - при разрушении распадается на множество мелких осколков в виде многогранников, не имеющих острых углов и режущих граней.

Триплекс - это трехслойное изделие, состоящее из двух листов тонкого (толщиной 2-3,5 мм) стекла, склеенных между собой органической пленкой. На автомобильном транспорте триплекс применяется, как правило, в качестве лобовых стекол. Обычно при ДТП изделия из триплекса не разлетаются на осколки, они удерживаются пленкой. Лишь мелкие осколки в виде игл мелкой крошки отслаиваются от участков, расположенных вблизи от места удара.

Рассеиватель (фарный) - круглое или прямоугольное, выпуклое стекло, закрывающее световое отверстие отражателя. Выработка стеклоизделий такого типа производится на пресс-автоматах методом прессования. Наружная выпуклая поверхность рассеивателя всегда гладкая. На внутренней поверхности рассеивателя имеются рифления - выпуклый рисунок в виде линз, остроугольных призм, насечек, грануляций и т. д., который прессуется пуансоном. По виду рифлений можно определить тип и наименование рассеивателя. В зависимости от конфигурации формируемого фарой светового потока различают симметричные и асимметричные рассеиватели. Наличие на внутренней стороне осколков набора остроугольных призм является признаком асимметричного рассеивателя, наличие линз и зонального строения - признак симметричных рассеивателей. Помимо различия в характере оптических элементов, рассеиватели различаются формой, размерами, посадочным диаметром, по которым также можно определить тип транспортных средств, на которых они устанавливаются. На внутренней поверхности рассеивателя имеется также маркировка, которая прессуется вместе с рассеивателем. По маркировочным обозначениям можно установить тип и марку рассеивателя, когда и каким заводом он выпущен, номер пресс-формы, в которой было изготовлено изделие, и др.

В результате ДТП большая часть разбитых стекол осыпается на поверхность дороги либо вблизи места наезда ТС на неподвижное препятствие (столб, дерево и т.п.). При наезде на пешехода некоторая часть стекол может попасть на одежду пострадавших, а при столкновении ТС - с одного на другое.

Качество экспертизы, полнота решения вопросов, поставленных перед экспертом, во многом зависят от того, насколько правильно изъяты и представлены осколки стекла на исследование. Как правило, изъятие осколков стекла, обнаруженных на месте происшествия, не вызывает каких-либо трудностей. Их просто собирают и помещают в пластиковые или бумажные пакеты, картонные коробки. Между тем, для правильного изъятия и сохранения осколков стекла необходимо соблюдать ряд требований:

- изымать и представлять на экспертизу необходимо все осколки стекла, обнаруженные на месте происшествия. При несоблюдении данного требования могут быть утрачены объекты (например, фрагменты фарного рассеивателя), необходимые для установления вида и назначения изделия из стекла (родовой, групповой принадлежности) и факта принадлежности двух или нескольких частей одной конкретной детали ТС (идентификации целого по частям).

- направлять на экспертизу осколки стекла в том виде, в ка­ком они были обнаружены. На поверхности осколков стекла могут быть различные наслоения, загрязнения, которые могут явиться дополнительными признаками при сравнительном исследовании.

- необходимо использовать для упаковки осколков стекла та -ру, обеспечивающую их сохранность, исключающую разрушение осколков стекла при транспортировке. Ни в коем случае нельзя использовать для упаковки стеклянную тару (пробирки, банки), фиксировать микрочастицы стекла на предметных стеклах.

Предоставлять на исследование предметы-носители, на которых предполагается наличие микрочастиц стекла, поскольку обнаружение и изъятие последних имеет свою специфику. При этом каждый предмет-носитель должен быть тщательно упакован в чистую бумагу или не использованный ранее бумажный (пластиковый) пакет, которые позволят предохранить микрочастицы от утери и от перехода их с одного предмета-носителя на другой.

Если же предоставить предмет-носитель невозможно, то для изъятия с его поверхности микроосколков стекла и их сохранения можно использовать липкие ленты.

5. На месте ДТП нередко обнаруживаются изделия из пластмасс, частицы от них и следы, которые в дальнейшем становятся вещественным доказательством. К данным изделиям в первую очередь следует отнести:

- рассеиватели указателей поворотов, задних фонарей и фонаря освещения номерного знака; пластмассовые части бампера;

- элементы фурнитуры предметов одежды (пуговицы, пряжки, застежки и т.п.).

Рекомендации по изъятию данных вещественных доказательств и вышеуказанных осколков стекол практически одни и те же. Обнаруженные на месте происшествия объекты, изготовленные из пластмасс, подлежат немедленной упаковке с целью сохранения находящихся на них микрочастиц иной природы (например, ниток в «ушках» пуговиц, которыми они были пришиты, или микрочастиц ткани предмета одежды, от которого они предположительно были отделены).

6. На месте ДТП часто остаются следы почвенного происхождения. Они могут быть оставлены ТС или участниками движения (пешеходом, водителем и др.).

В процессе эксплуатации ТС, при движении по разным дорогам и территориям на ТС формируются почвенные наслоения, которые при столкновении, наезде, резком торможении могут осыпаться с ТС на поверхность дороги, наслоиться на объект, с которым контактирует ТС (другое ТС, предметы одежды пострадавшего, придорожные сооружения и т.д.).

Дата: 2018-12-21, просмотров: 298.