СЛЕДЫ НА МЕСТЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одним из важнейших источников информации выступают следы, которые остаются на месте ДТП. Они несут в себе сведения о внешних признаках отображаемого объекта, его внутренних свойствах и структуре, механизме следообразования и других обстоятельствах произошедшего.

Следы могут быть оставлены на различных предметах обстановки места происшествия, на транспортном средстве, одежде и теле пострадавшего. Их принято делить на следы-отображения, следы-предметы и следы-вещества.

Следы-отображения – это следы, в которых отображаются внешние признаки оставившего их объекта и (или) механизм их образования.

Образуются при контакте двух объектов. Объект, на котором остался след, называют следовоспринимающим, а объект, который оставил след – следообразующим.

В зависимости от условий формирования следы могут быть объемные и поверхностные.

Следы-предметы – это отделившиеся части (фрагменты): транспортных средств и перевозимого им груза, объектов окружающей обстановки, одежды, обуви и вещей пешехода.

Следы вещества - это жидкие, пастообразные или сыпу­чие субстанции или их следы, образование которых находится в причинно-следственной связи с событием преступления, или содержащие информацию о его подготовке, совершении или сокрытии.

К ним относятся:

Ø следы крови, нефтепродуктов и горючесмазочных материалов, охлаждающих и тормозных жидкостей;

Ø частицы организма человека или животного;

Ø волокна животного и растительного происхождения;

Ø частицы лакокрасочных материалов и покрытий;

Ø частицы полимерных материалов, пластмассы, резины, стекол, почвы, растений.

Осуществляя поиск, фиксацию и изъятие следов на месте ДТП, следы целесообразно квалифицировать по месту их нахождения:

- следы на дороге;

- следы на одежде и обуви пострадавших;

- следа на объектах окружающей обстановки;

- следы на транспортных средствах;

- следы на теле пострадавшего.

ФИКСАЦИЯ СЛЕДОВ И ОБЪЕКТОВ

Предварительно следует определить границы зоны осмотра, которые должны включать участок дороги со следами, образовавшимися при ДТП, а также объекты, которые могли оказать влияние на процесс развития ДТП:

- объекты, ограничивающие обзорность для участников ДТП (здания, дорожные сооружения, заборы, зеленые насаждения, стоящие ТС и т.п.);

- препятствия, которые могли вынуждать участников ДТП из­менить скорость и направление движения (ограждения, стоящий транспорт, дефекты дороги и т.п.);

- технические средства регулирования движения (разметка, светофоры, дорожные знаки). Следует указывать не только дорожные знаки, установленные в границах зоны осмотра, но и знаки, находящиеся за ее пределами, действие которых распространяется на участок дороги, где непосредственно произошло ДТП.

Специфика дорожно-транспортного происшествия определяет тактику его проведения. В первую очередь следует зафиксировать следы и объекты, которые могут быть уничтожены либо видоизменены проезжающим транспортом, из-за атмосферных и метеорологических условий или по другим причинам. Затем фиксируются все остальные следы (повреждения на ТС и объектах окружающей обстановки; геометрические элементы дороги и их размеры; расположение дорожных знаков, разметки, ограждений и др.).

Применение в ходе осмотра фотосъемки позволяет значительно полнее и качественнее провести фиксирование следовой информации, содержащейся на месте происшествия, а также намного сократить время, необходимое для ознакомления с условиями места происшествия и их изучения лицами, непосредственно не принимавшими участие в осмотре.

Фиксация следов и объектов на месте ДТП с помощью фотосъемки проводится по правилам криминалистической судебной криминалистической масштабной фотосъемки.

Фиксация следов на дороге.

1. Использовать при съемке мерный объект или любой иной предмет с известным размером (фото 1-2).

               

Фото 1   Фото 2

2. Фиксировать параметры участка дороги, на котором произош­ло ДТП, а при наличии повреждений на проезжей части или предметов на ней проводить их отдельную фотосъемку относительно элементов дороги (фото 3-6).

      

Фото 3   Фото 4

Фото 5   Фото 6

3. Делать фотографии мест расположений ТС, а также поверхностей под ними. Во многих случаях (даже когда идет снег или дождь) под автомобилями остаются участки следов их перемещений, по которым можно определить направление движения ТС на конечном этапе. Особо следует уделить внимание осмотру колес ТС и их повреждениям (фото 7-10).

                

Фото 7   Фото 8

                

Фото 9   Фото 10

4. Фиксировать начало и окончание следов колес или частей ТС, их конфигурацию, в том числе места изломов или сдвига (при их наличии) (фото 11-14).

                

Фото 11   Фото 12

                

Фото 13   Фото 14

Отсутствие на фотоизображениях мерного объекта усложняет привязку следов при составлении схемы места происшествия и требует проведения дополнительного исследования (фото 15-16).

      

Фото 15   Фото 16

5. Проводиться фотофиксация характера следа.

Следы качения образуются в результате качения колеса в свободном (ведомом) или тяговом (ведущем) режиме при отсутствии проскальзывания колеса относительно опорной поверхности в продольном и поперечном направлениях, когда рисунок протектора ши­ны отображается на следовоспринимающей поверхности без видимого искажения. На снегу и почве они представляют собой объемные отпечатки рисунка протектора шины (фото 17–18); на асфальтобетонном покрытии – поверхностные следы наслоения.

                

Фото 17   Фото 18

Следы торможения образуются в результате скольжения колеса в продольном направлении при торможении ТС. На асфальтированных покрытиях это смазанная в продольном направлении темная полоса, а на грунтовых - разрыхленная борозда. Они могут быть прямолинейными и несколько дугообразными. Элементы рисунка протектора противодействуют поступательному движению ТС, поэтому их отображения оказываются вытянутыми в направлении его движения. В данном следе можно различить продольные канавки рисунка протектора; структуру отображений поперечных элементов рисунка протектора различить нельзя (фото 19-20).

Следы бокового скольжения образуются при скольжении колес в боковом направлении и могут возникать при заносе ТС, движении в повороте, столкновении. Чаще всего эти следы располагаются дугообразно, причем расстояние между следами шин левых и правых колес изменяется; также может иметь место их взаимное пересечение (фото 21).

      

Фото 19   Фото 20

Фото 21

Следы перемещения на спущенном колесе располагаются прямо­линейно или дугообразно; при этом на поверхности проезжей части дороги образуется след с неровными краями и неравномерным наслоением резины (фото 22).

Фото 22

6. Фиксировать расположение осыпи(ей) грязи на проезжей части, которое необходимо для установления места столкновения автомобилей. При этом необходимо, используя осветительное оборудование, произвести осмотр и сфотографировать арки колес и элементы подвески, с которых могло произойти осыпание грунта (фото 23–24).

                

Фото 23   Фото 24

Достаточно часто осыпь может образовываться не c места наибольшей деформации кузова ТС, а там, где этот грунт находился (арки колес, элементы подвески, днище автомобиля и т.д.). Например, столкновение двух автомобилей произошло передними частями, а осыпь образовалась из задней арки ТС. Это обстоятельство существенно меняет информацию о реальном расположении места столкновения.

7. Фиксировать размеры осыпей осколков и фрагментов пластмассовых деталей так, чтобы можно было провести их соотнесение с шириной дороги или полосы движения (фото 25).

Фото 25

8. Отображать расположение отделившихся деталей ТС относительно элементов проезжей части (фото 26-27).

               

Фото 26   Фото 27

9. При наезде на пешехода обязательно фиксировать следы, которые могли быть им оставлены на проезжей части до места наезда (следы обуви, наслоения грязи и т.д.).

10. При наезде на пешехода обязательно фиксировать расположение тела пешехода относительно элементов проезжей части.

На время производства осмотра места происшествия из зоны ДТП необходимо убрать людей и ТС, не участвовавшие в нем. Движение по участку проезжей части на момент фотофиксации перекрывается.

В том случае, если осмотр производится в темное время суток, для подсветки может быть использовано освещение автомобиля выездной группы; при этом он должен располагаться так, чтобы не закрывать собой объекты вещной обстановки.

 

ИЗМЕРЕНИЯ НА МЕСТЕ ДТП

Из существующих способов измерений наиболее удобно использовать систему прямоугольных координат. В качестве одной из осей координат (X) могут быть использованы прямолинейный бордюр, прямолинейная кромка проезжей части, стена здания либо линия, являющаяся ее продолжением, и другие объекты, ограниченные прямыми линиями. Вторая ось координат (Y) должна проходить через выбранный ориентир (место установки дорожного знака, угол здания и т.д.) и быть перпендикулярной первой.

В случаях, когда на месте ДТП нет прямых линий, которые можно было бы использовать в качестве оси координат (криволинейный участок дороги, дорога без четких границ проезжей части - грунтовая, заснеженная и т.п.), необходимо на месте ДТП искусственно обозначить линию (ось координат), от которой будут производиться измерения (такая условная линия называется базовой).

Базовая линия проводится между двумя хорошо заметными объектами (ориентирами). Можно обозначить эту линию на местности, натянув между выбранными объектами полотно рулетки или шнур. Расположения базовых линий определяются на месте ДТП, исходя из конкретной обстановки и удобства измерений.

В случаях, когда ориентиры находятся на значительном расстоянии от места ДТП, базовую линию целесообразно расположить ближе к фиксируемым следам и объектам, указав расстояние от нее до ориентиров.

Положение следа или объекта фиксируется измерением расстояния от их характерных точек (начало, конец, изменение направления следа, положение колес ТС и др.) до базовой линии (поперечный размер), а также до линии, перпендикулярной к базовой и проходящей через один из ориентиров - вторая ось координат (продольный размер). Измерения проводятся перпендикулярно к осям координат.

Один из способов нанесения базовой линии:

В приведенном примере часть схемы имеет обозначения, характеризующие порядок построения базовой линии, что до некоторой степени загромождает ее. Поэтому в подобных случаях для нанесения объектов дорожной обстановки целесообразно вычертить вторую схему, на которой будут указаны характерные особенности дороги, расположение следов, ТС и других объектов.

Особенностями лесных и проселочных дорог является то, что они, как правило, не оборудованы техническими средствами организации дорожного движения (дорожные знаки, километровые столбы, указатели и т.п.). В связи с этим, в протоколе осмотра особое внимание должно быть уделено информации о расположении места ДТП. Для этого рулеткой или по счетчику спидометра должно быть промерено расстояние до места происшествия от изве­стных просек, опушек, деревень и т.п. В качестве ориентиров могут быть выбраны объекты окружающей обстановки, которые будут хо­рошо различимы и позволят без затруднений определить их на месте ДТП. На схеме эти ориентиры обозначаются цифрами, а в протоколе указываются их отличительные особенности.

Не исключено, что вблизи места ДТП не окажется двух объектов, между которыми можно было бы провести прямую линию, а лишь один (камень, одинокое дерево и т.п.). В этом случае базовую линию можно построить на заданном расстоянии от места расположения компаса, установленного у определенной части ориентира, проведя ее так, чтобы она пересекала линию, направленную от компаса на какую-либо сторону света

 

СЛЕДЫ НА ДОРОГЕ

Следы колес ТС. Следует зафиксировать длину, ширину и конфигурацию следа, а также его характер (качение, торможе­ние, боковое скольжение) и, по возможности, его принадлеж­ность конкретному ТС.

Если след прямолинейный, фиксируют его расположение по отношению к принятой базовой линии (к краю дороги, осевой линии дорожной разметки и др.) в начале и конце следа.

Если след криволинейный (сложной конфигурации), то при нанесении его на схему следует поступить следующим образом:

- базовая линия от начала (конца) следа разбивается на отрезки одинаковой длины, например, равные 1 м (при разбивке базовой линии на отрезки меньшей длины точность нанесения следа будет большей). Длина отрезков должна быть указана. При равной длине всех отрезков достаточно указать длину первого;

отрезки обозначают цифрами и измеряют расстояния от концов отрезков до следа.

Для фиксации дугообразного следа можно применять способ секущих хорд: дугообразный след последовательно делится на несколько сегментов с помощью хорды S; из середины каждой хорды к дуге восстанавливается перпендикуляр, линейные размеры S и h отмечаются на схеме.

Часто след, оставленный ТС, проходит по участкам дороги с различным покрытием (например, торможение начинается на проезжей части, затем ТС в заторможенном состоянии пересекает разделительный газон и останавливается на обочине). В таких случаях необходимо измерить длину следа в пределах каждого участка.

При фиксации следов шин ТС измеряются:

- расстояние между серединами следов шин, оставленных правыми и левыми колесами (при прямолинейном движении оно соответствует колее ТС). Если следы оставлены спаренными колесами, то измеряется расстояние между серединами следов внутренних колес, а также наружных колес;

- ширина следов шин - расстояние между боковыми границами следа, оставленного любым одиночным колесом;

- глубина следа шины - расстояние между дном объемного следа и плоскостью поверхности, на которой он оставлен;

- строение рисунка протектора, отобразившегося в следе - конфигурация и размеры составляющих его элементов (в том числе местные дефекты), их количество, положения на беговой дорожке и относительно друг друга.

Объемные следы колес ТС, обнаруженные на месте происшествия, фиксируются путем изготовления слепков.

Положение ТС на дороге. Достаточно зафиксировать расположение осей передних и задних колес ТС, расположенных с одной стороны (т.е. правых либо левых колес), и указать модель ТС (тягача, прицепа).

Базовая линия

Следы скольжения частей ТС и других объектов (отделившихся деталей и частей ТС, груза, тела пострадавшего и др.) фиксируются аналогично следам колес. В данных следах могут отобразиться наслоения различных материалов и веществ. Поэтому необходимо не только описать их форму, размеры и положение на дороге, но также сделать соскобы наслоений для дальнейшего их исследования.

Если эти следы оставлены грузом, то следует отразить в протоколе место, которое занимал груз на ТС, и способ его крепления.

Потеки жидкостей и осыпи различных материалов и веществ, которые образуются в результате ДТП, в совокупности с другими следами являются ценным источником информации, характеризующим процесс развития ДТП в определенной его стадии.

Перед нанесением границ расположения осыпей на схему, например, осыпей стекол, следует по возможности определить принадлежность осыпавшихся стекол конкретному ТС. Если окажется, что в общих границах осыпей располагаются осколки лобового стекла одного из ТС и стекла фар другого ТС, то границы их следует обозначить отдельно. Перед началом измерений следует обозначить границы осыпи и мест наибольшей концентрации (ядро осыпи).

Пример нанесения на схему границ осыпей осколков ветрового стекла и осколков фарных рассеивателей: 1-осыпь фарных стекол; 2-ядро осыпи фарных стекол; 3-осыпь лобового стекла; 4-ядро осыпи лобового стекла; 5-багажник с крыши автомобиля; 6-следы, оставленные стойками багажника.

Аналогично фиксируются осыпи почвенных наслоений и потеки жидкостей.

 

ПАРАМЕТРЫ ДОРОГИ

К параметрам дороги, которые должны быть зафиксированы при осмотре, относятся:

ü ширина проезжей части и обочин;

ü характеристика поверхности проезжей части;

ü дефекты дороги;

ü конфигурация перекрестков;

ü дорожная разметка;

ü дислокация дорожных знаков, светофорных объектов;

ü видимость и обзорность дороги;

ü величина подъемов (спусков), поперечного уклона,

ü глубина кювета;

ü радиусы закруглений;

ü дорожные сооружения;

ü придорожная полоса (кюветы, откосы и пр.).

Ширина проезжей части. Измерение ширины проезжей части в пределах, например, города или населенного пункта, в большинстве случаев не вызывает затруднений, поскольку она ограничена четкими линиями бордюров.

При отсутствии бордюров либо в зимних условиях, когда бордюры и прилегающая к ним проезжая часть находятся под снегом, за ширину проезжей части принимается ее часть, не покрытая снегом. Если снег по краям открытой проезжей части укатан ТС, то данные участки включаются в ее ширину.

а-проезжая часть, не покрытая снегом; б-полоса укатанного снега слева; в-полоса укатанного снега справа; г-ширина проезжей части

Если проезжая часть полностью покрыта снегом, то за ее ширину принимается та часть, где снег укатан колесами ТС.

При наличии колеи, образовавшейся в результате движения ТС, следует указать ее ширину и глубину, а также расположение по ширине дороги.

А,Б-обочины; ВГ-левая и правая полосы движения; Д-межполосное пространство; И,Л,М,Н-колея; Е,Ж-межколейное пространство; К-глубина колеи

Конфигурация перекрестков. Упрощения в отображении на схеме конфигурации перекрестков затрудняют, а порой и исключают возможность установления причин ДТП, а в отдельных случаях могут привести и к неправильным выводам о случившемся.

Примеры нанесения на схему конфигурации перекрестка.

ОСМОТР ТС

В большинстве случаев осмотр ТС проводится после осмотра места ДТП. Перед его проведением следует ознакомиться с первичной информацией, которая была установлена на месте происшествия (протокол и схема к протоколу осмотра места происшествия, фотографии с места происшествия, установленные направления движения автомобилей и их загрузка); это поможет в проведении осмотра.

При осмотре ТС все повреждения автомобиля необходимо разделить на зоны. Эти зоны могут быть выбраны исходя из места их расположения, характера повреждений, направления образования и т.д. Такое разделение позволит в дальнейшем установить порядок образования зон повреждений и затем соотнести их с этапами механизма ДТП. Тем более важно производить такое разделение, когда в ДТП участвовало несколько ТС.

Фотографии ТС делаются с использованием мерного объекта. При этом на обзорных фотографиях мерный объект должен быть полностью виден.

При осмотре ТС необходимо соблюдать следующие правила.

1. Фиксировать общий вид автомобиля (т.е. виды автомобиля со всех сторон); при этом фотографии должны быть сделаны так, чтобы было понятно расположение зон(ы) повреждений (фото 28-35).

2. Фиксировать расположение зон повреждений автомобиля относительно опорной поверхности (фото 36-37).

3. Сделать снимки повреждений в этих зонах и определить их характер и направление образования (фото 38-41). В некоторых случаях для установления направления образования повреждений следует производить макросъемку.

                

Фото 28   Фото 29

                

Фото 30   Фото 31

                

Фото 32   Фото 33

                

Фото 34  

Фото 35

   
Фото 36   Фото 37  

                 

Фото 38   Фото 39
     

              

Фото 40   Фото 41

 

При осмотре транспортных средств необходимо помнить, что в соответствии с Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств грузовые автомобили и автобусы, осуществляющие коммерческие перевозки грузов и пассажиров, должны быть оборудованы тахографами. Тахографами оборудуются также автомобили и автобусы, принадлежащие иностранным перевозчикам и осуществляющие международные перевозки пассажиров и грузов. Кроме того, ТС могут быть оборудованы и иными техническими средствами (Глонасс, видеорегистраторы), содержащими сведения, которые могут служить доказательствами по уголовному делу или делу об административном правонарушении.

Поэтому при осмотре транспортного средства в случае его оборудования указанными техническими средствами, необходимо данные средства с помощью специалистов (экспертов, сотрудников Ространснадзора или технического надзора ГИБДД) изымать, приобщать данные средства или их показания в качестве вещественных доказательств к протоколу осмотра места ДТП.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 629.