Внутренняя политика
12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР.
17 марта 1991 года проведён Всесоюзный референдум о сохранении Союза ССР, в котором приняло участие 80 % граждан из внесённых в списки голосования. Из них 76,4 % высказались за сохранение Союза.
Учреждён пост президента России. 12 июня состоялись выборы и первым президентом стал Б. Н. Ельцин, набравший 57 % голосов (вступил в должность 10 июля).
23 августа, после провала и самороспуска ГКЧП, Ельцин на заседании Верховного Совета России и в присутствии Горбачёва подписывает указ о приостановлении действия КП РСФСР на территории России.
25 декабря в 19 часов 38 минут над Кремлём произошла символическая смена флага СССР на российский триколор. В тот же день Верховный Совет РСФСР принял Закон об изменении наименования государства: РСФСР была переименована в Российскую Федерацию (Россию), что позднее получило конституционное закрепление.
Политическое строительство сопровождалось радикальными экономическими реформами. 1 января 1992 года было отменено государственное регулирование цен. Результатом этого стала ликвидация дефицита потребительских товаров, но вместе с тем — гиперинфляция и массовое обнищание населения.
Президент Борис Ельцин и и. о. председателя правительства Егор Гайдар начали проводить в стране радикальные либеральные реформы («шоковая терапия»), направленные на становление рыночной экономики. Государство фактически прекратило регулировать цены на товары. Одновременно с этим была провозглашена свобода торговли, которая нередко приобретала форму спекуляции. Прилавки магазинов стали заполняться товарами, предприятия и граждане получили свободу экономической деятельности.
Либерализация цен была осуществлена 2 января 1992 года. При этом предприятия и учреждения розничной торговли получали право самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, отменялись ограничения на импорт.
Расчёт Гайдара на наполнение магазинов товарами, решение проблемы дефицита, оправдался. В экономике начали действовать рыночные механизмы.
Согласно официальным данным Росстата в январе 1992 года, сразу после либерализации, цены выросли в 3,5 раза (на 345,3 %) за месяц. В феврале инфляция опустилась до 38 % за месяц, а в мае оказалась равной 11,9 %. Вследствие либерализации цен к середине 1992 года российские предприятия остались практически без оборотных средств. Обесценивание оборотных средств способствовало острейшему кризису взаимных неплатежей между предприятиями. Из-за неплатежей стали стремительно расти долги по зарплатам и возникла угроза остановки жизнеобеспечивающих производств: водоснабжения, электроэнергетики, транспорта и т. п.
В первой половине 1990-х большое количество предприятий было приватизировано: путём ваучерной приватизации, а также через залоговые аукционы. Тем не менее, этого не было достаточно, чтобы покрыть огромный государственный долг.
Многие цели и методы экономической политики властей, проводившейся в 1990-е годы, формировались исходя из указаний международных финансовых организаций, в первую очередь МВФ.
Радикальные реформы, в результате которых значительная часть страны обеднела, вызвали сопротивление Съезда народных депутатов и Верховного Совета России, В ответ Ельцин 21 сентября 1993 года принял указ о роспуске Съезда и парламента, который был признан антиконституционным и являлся основанием для отрешения Ельцина от должности президента. Обострился конституционный кризис, вылившийся в вооружённое восстание, 3-4 октября 1993 года в Москве произошёл противоречащий действовавшей в то время Конституции разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Этому событию предшествовало взаимное выражение недоверия между Президентом Российской Федерации Борисом Ельциным и Верховным Советом. 9 октября 1993 года Президент незаконно прекращает полномочия советов народных депутатов всех уровней, а в декабре вступает в действие новая Конституция, окончательно закрепляющая смену общественно-политического строя на территории России.
Ельцин инициировал референдум 12 декабря 1993 года, на котором была принята новая конституция России. Президент получил широкие полномочия, вместо Верховного Совета учреждался двухпалатный парламент, состоящий из Государственной Думы и Совета Федерации. Высший орган власти — съезд народных депутатов — упразднялся. Союзная республика РСФСР де-юре окончательно стала независимым государством Российская Федерация. События октября — декабря 1993 года окончательно завершили распад СССР и 76-летний советский период в истории России.
На фоне общественного противостояния разгорелись многочисленные постсоветские конфликты, одним из которых стала Первая чеченская война (1994—1996). Российская армия безуспешно пыталась справиться с отрядами сепаратистов, которые сначала вели партизанскую войну на своей территории, а потом перешли к масштабным террористическим рейдам вглубь России (рейд Басаева и Радуева). В итоге, понеся потери, российская армия была вынуждена оставить столицу Чечни и заключить Хасавюртовские соглашения. Северный Кавказ превратился в регион повышенной террористической угрозы.
Ценой привлечения агрессивных политтехнологий команде Ельцина удалось сохранить власть на президентских выборах 1996 года.
Особенности экономической политики 1995—1998 годов. В качестве основной антиинфляционной меры использовалось сокращение денежного предложения, в том числе за счёт массовых невыплат зарплат и пенсий, невыполнения обязательств по госзаказу и перед бюджетными организациями;
Применение завышенного курса рубля с целью сокращения инфляции;
Экономическая политика, проводившаяся в 1995—1998 годах, была в целом неудачной. Хотя темпы инфляции снизились, это не привело к росту инвестиций и запуску процесса модернизации экономики. Государство, применяя сомнительные методы противодействия инфляции и превратившись в крупнейшего нарушителя финансовых обязательств, внесло большой вклад в поддержку высокого уровня недоверия в экономике, что сильно препятствовало инвестиционной активности. Следствием применения завышенного курса рубля стало снижение конкурентоспособности отечественных производителей. Следствием чрезмерного снижения денежного предложения — бартеризация экономики, массовые неплатежи и т. п. явления. Следствием проводившейся в 1995—1998 годах макроэкономической политики стали, в частности, спад производства и значительный отток капитала из страны. 17 августа 1998 года Правительство России объявило об остановке платежей по ряду обязательств, в том числе ГКО и ОФЗ. В этот период положение населения ухудшилось, однако падение курса рубля повысило конкурентоспособность российских производителей. В 1999 году в России начался экономический рост, длившийся несколько лет.
В 1990-е годы уровень жизни большинства населения определялся величиной заработной платы и социальных выплат. За годы проведения рыночных реформ 1990-х годов реальные доходы населения России снизились более чем в два раза до показателей 60-70-х годов, при этом произошло ухудшение большинства показателей уровня и качества жизни.
К концу 1995 года средний уровень реальной заработной платы упал примерно до 34 % от уровня, существовавшего до начала реформ (январь 1992 г.) Среднемесячная заработная плата в сопоставимых ценах в 1991 году составляла 598 рублей в месяц, а в 1998 году — только 198 рублей, то есть произошло ее снижение в 3 раза.
Многократно усилилось имущественное расслоение на богатых и бедных, появился феномен «новых русских». Тёмной стороной либеральных реформ стала «криминальная революция», в результате которой российская мафия приобрела международную известность. Передел собственности был осуществлён под флагом приватизации госсобственности, когда богатые приобрели во владение полезные ископаемые (олигархи). Ухудшилась демографическая ситуация (смертность превысила рождаемость).
Внешняя политика
Становление государственности новой России после распада СССР определило основные направления внешней политики. Россия оказалась в новой геополитической ситуации. В начале 1990-х гг. окончательно прекратила существование биполярная мировая система. Россия по сравнению с Советским Союзом уже не являлась великой державой. Соответственно, и отношение к ней стало иное. Если раньше Запад считался с СССР, то новая Россия не представляла большой угрозы.
Территория страны значительно уменьшилась. В сложной геополитической обстановке, когда восточноевропейские страны перестали строить социализм, а союзные республики СССР выделились в независимые государства, Российской Федерации приходилось искать новых союзников, создавать международные организации на равноправной основе.
Первым внешнеполитическим актом после прекращения существования Советского Союза стало создание Содружества Независимых Государств (СНГ) – региональной международной организации. СНГ было основано руководителями трех государств: РСФСР (Б. Ельцин), Белорусской ССР (С. Шушкевич), Украинской ССР (Л. Кравчук) в Беловежской пуще 8 декабря 1991 г. Советский Союз прекратил свое существование как субъект международного права. Соглашение ратифицировали Верховные Советы Украины, Белоруссии и РСФСР, хотя в РСФСР это должен был сделать Съезд народных депутатов РСФСР.
21 декабря 1991 г. в Алма-Ате 11 из 15 глав бывших союзных республик подписали совместную декларацию о вхождении в СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина). В 1993 г. к ним присоединилась Грузия.
22 января 1993 г. был принят Устав СНГ. Украина не ратифицировала Устав СНГ. Основными целями СНГ являлись: сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и иных областях; всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; обеспечение прав и свобод человека; сотрудничество в обеспечение международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; взаимная помощь; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами-участниками организации.
Как видно из данного перечня, большую часть целей составляли основные принципы международного права. Главное, для чего создавалась новая международная организация, – это объединить и интегрировать новые независимые государства на постсоветском пространстве, прежде всего, экономически, поскольку разрыв экономических связей из-за распада СССР негативно повлиял на развитие бывших республик Союза. Совместными усилиями было легче решать и международные проблемы,
Концепция внешней политики Российской Федерации (1993 г.) предполагала установление равноправного партнерства с соседними, ведущими демократическими и экономически развитыми странами на базе отстаивания собственных ценностей и интересов. Главными направлениями российской внешней политики провозглашалось развитие тесных связей с СНГ, а также отношений с США, государствами Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока.
Хотя в первой половине 1990-х гг. ядерное оружие в России сохранялось, но проходило сокращение обычных вооружений. Заключаемые с западными странами договоры чаще всего являлись неравными. Во время переговоров российские представители шли на уступки.
В 1992 г. руководство России заявило, что ядерные ракеты не будут направлены против США. В 1993 г. Российская Федерация и США подписали договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2). По нему США получили право складировать снятые с ракет атомные боеголовки, а свои боеголовки Россия должна была уничтожить. По договору к 2003 г. предусматривалось взаимное сокращение ядерного потенциала до трети от уровня, определенного предыдущим договором ОСНВ-1. Однако Госдума не ратифицировала этот договор.
Военная доктрина России 1993 г. предусматривала формирование армии, достаточной для обороноспособности. Основное внимание обращалось на силы ядерного сдерживания. Особенностью доктрины являлось то, что в ней не назывались вероятные противники Российской Федерации.
Во внешней политике не были определены российские национальные интересы, чаще всего руководство страны ориентировалось на прозападный курс. Это касалось позиции России в связи с санкциями по Ираку, Югославии, что подрывало престиж нашего государства.
В эти годы проходил вывод российских войск из Германии. Поспешность, с которой осуществлялось это мероприятие, не прибавила авторитета России. Напряженными оставались отношения Российской Федерации с Японией по поводу так называемых северных территорий – четырех островов Курильской гряды.
Восточноевропейские страны и Прибалтийские государства после выхода из социалистического лагеря стали ориентироваться на Запад, на вступление в НАТО, Европейский Союз (создан в 1992 г.) и другие международные организации.
Мировые финансовые институты не всегда оказывали действенную помощь России по выходу из трудного социально-экономического положения в связи с проведением либеральных реформ.
Угрозой национальным интересам России стало расширение НАТО на Восток. Чтобы сгладить напряженность, западными странами было предложено России в 1994 г. участвовать в программе военного сотрудничества «Партнерство во имя мира».
Во второй половине 1990-х гг. начал меняться подход России во внешнеполитических связях с другими странами. С приходом в правительство Е.М. Примакова метод взаимодействия с государствами на международной арене стал более взвешенным, разумным. С российской стороны получила распространение концепция многополярного мира и учета национальных интересов всех государств. В 1997 г. начался активный диалог Российской Федерации с НАТО: был подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности.
Об активизации во внешней политике России свидетельствовало выступление против санкций в отношении боснийских сербов, осуждение бомбардировок объектов на территории Ирака. Российская Федерация стала проявлять инициативу в сотрудничестве по урегулированию международных конфликтов, к примеру, Израиля и Палестины.
Признанием вклада России в международную безопасность и равноправное сотрудничество стало ее принятие в Совет Европы в 1996 г. Российская Федерация также ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней. По протоколу №6 в России был установлен мораторий на применение смертной казни. Российские граждане стали активнее обращаться в Европейский суд по правам человека.
Российская Федерация и ведущие страны мира подписали в 1996 г. Договор о запрещении ядерных испытаний во всех сферах.
Вступление бывших социалистических стран в НАТО вызвало необходимость для России гарантий своей безопасности. Ей удалось лишь в общих чертах обговорить с НАТО не распространять ядерное и обычное оружие в этих странах, не использовать инфраструктуру, оставшуюся после Варшавского договора.
Российская Федерация также активно противодействовала вторжению сил НАТО в Югославию в 1999 г.
Более действенно Россия стала сотрудничать и в рамках СНГ. Это сотрудничество стало приоритетным в ее внешней политике. Россия постоянно стремилась к сближению с Беларусью. В 1997 г. был заключен договор о Союзе Беларуси и России, в 1999 г. – Договор о создании Союзного государства. Другое дело, что практическая реализация договоренностей не всегда была успешной.
В 1995 г. Белоруссия, Казахстан и Россия подписали первый Договор о создании Таможенного Союза. В 1996 г. была организована так называемая «Шанхайская пятерка» (Казахстан, Китай, Кыргызстан, Таджикистан, Россия).
Во второй половине 1990-х гг. Россия поддерживала отношения со многими странами мира, активно участвовала в работе ООН, в других международных организациях. В 1998 г. ее приняли в международную организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Данная организация создавалась с целью улучшения региональной торговли, либерализации капиталовложений
В 1992 г. Россия вступила в организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая занимается проблемами предотвращения конфликтов в Европе, урегулированием кризисных ситуаций, ликвидацией последствий конфликтов.
Россия с 1996 г. также участвует в неофициальном международном клубе «Большая восьмёрка» (G8), в который входят лидеры Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии. Она создана для согласования общих подходов по важным международным вопросам.
Таким образом, внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг. носила противоречивый характер. Становление России в мире связано с преодолением препятствий в виде прошлых идеологических штампов об ее агрессивности, пресечении попыток разоружить и принизить ее статус. Однако при всех недочетах именно в эти годы стали проявляться контуры реальной независимости России и открыто провозглашаться приоритет национальных интересов.
Е гг.
Внутренняя политика
В марте 2000 года Владимир Путин выиграл выборы и стал вторым президентом России. В 2000-е годы был проведён ряд социально-экономических реформ: налоговая, земельная, пенсионная, банковская, монетизация льгот, реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта. В это время в экономике России отмечался стабильный профицит бюджета, рост ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения, а также снижение инфляции. Наблюдалось укрепление вертикали исполнительной власти в стране и формирование правящей партии, получившейся в результате слияния политических блоков в «Единую Россию», которая по итогам думских выборов 2003, 2007 и 2011 годов заняла большинство мест в Государственной Думе и поддерживала ключевые решения президента и правительства.
В мае 2008 года первый вице-премьер Д. А. Медведев был избран президентом России, а В. В. Путин, согласно предвыборной договорённости, занял пост председателя правительства. Со второй половины 2008 года в России наблюдался экономический кризис, активная фаза которого сошла на нет к концу 2009 года.
4 декабря 2011 года состоялись Выборы в Государственную думу VI созыва, по результатам которых правящая партия «Единая Россия» сохранила парламентское большинство, но потеряла конституционное. На выборах президента России 4 марта 2012 года Владимир Путин победил в первом туре .
В 2013 году принят и подписан закон № 65-ФЗ об ужесточении ответственности за правонарушения при массовых мероприятиях. В июле 2012 года подписаны закон № 121-ФЗ о некоммерческих организациях-«иностранных агентах», закон № 139-ФЗ о регулировании информации в Интернете. В декабре 2012 года принят закон «Об образовании в Российской Федерации». В мае 2013 года подписан закон о запрете на иностранные счета для министров, членов Совета Федерации и Госдумы, судей, военнослужащих и прокуроров[53]. В июле 2012 года Россия, совместно с КНР, заблокировала в Совете Безопасности ООН проект резолюции по Сирии, угрожавший санкциями[54]. В августе 2012 года завершился процесс вступления России в ВТО В декабре 2012 года, в ответ на американский «Закон Магнитского», был принят «Закон Димы Яковлева».
18 марта 2014 года произошло присоединение Крыма к Российской Федерации (признанное к середине 2016 года шестью странами мира. Этому событию предшествовал масштабный общественно-политический кризис, последовавший за произошедшей в феврале 2014 года сменой власти на Украине.
В результате объявленных против России санкций, замедления экономики, валютного кризиса и падения цен на нефть, в декабре 2014 года страну поразил социально-экономический кризис, который сопровождается значительным снижением курса рубля относительно иностранных валют, ростом инфляции, снижением потребительского спроса, экономическим спадом, ростом уровня бедности и снижением реальных доходов населения.
С 30 сентября 2015 года Россия проводит военную операцию в Сирии, ставшую первыми широкомасштабными боевыми действиями постсоветской России за пределами бывшего СССР
В 2000-е годы в России был проведён ряд социально-экономических реформ: налоговая, земельная, пенсионная, банковская, монетизация льгот, реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта. В сентябре 2005 года в России были запущены «Национальные проекты» для решения наиболее важных социальных задач: здравоохранение, образование, жилищная политика и сельское хозяйство. В 2000—2008 годах в России наблюдался рост российской экономики, инвестиций, доходов населения, чему способствовали проведённые реформы, политическая стабильность, а также повышение цен на товары российского экспорта (особенно минерально сырьевой базы).
С 2000 года в стране проводился политический курс укрепления центральной (федеральной) и ослаблению региональной властей (укрепление вертикали исполнительной власти), национализации некоторых предприятий, что способствовало укреплению политического влияния федеральных властей.
В феврале-марте 2014 года в Крыму и на Юго-Востоке Украины начались масштабные общественно-политические изменения, известные как Крымский кризис или Русская весна. Начало этим изменениям положили протесты местного (в основной своей массе русскоязычного) населения против действий бывшей оппозиции, пришедшей к власти на Украине в результате событий февраля 2014 года. На волне общественного подъёма была осуществлена смена исполнительных органов власти Севастополя и Автономной Республики Крым, а те, в свою очередь, не признали легитимность нового украинского правительства и обратились за содействием и помощью к руководству Российской Федерации
Местные органы власти, благодаря поддержке России и несмотря на попытки противодействия со стороны властей Украины и давление стран Запада, в сжатые сроки организовали и провели 16 марта 2014 года референдум о статусе Крыма о возможном его выходе из состава Украины и вхождении в состав Российской Федерации. В результате референдума 17 марта 2014 года на основании Декларации о независимости в одностороннем порядке была провозглашена суверенная Республика Крым, в состав которой вошёл Севастополь в качестве города с особым статусом. 18 марта был подписан международный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России, в соответствии с которым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. 21 марта завершилась процедура ратификации этого договора.
В.В. Путин говорил: «Нам многое нужно сделать. Создать новые технологии и конкурентную продукцию. Сформировать дополнительный запас прочности в промышленности, в финансовой системе, в подготовке современных кадров. Для этого у нас есть ёмкий внутренний рынок и природные ресурсы, капиталы и научные заделы. Есть талантливые, умные, трудолюбивые люди, способные быстро учиться новому.
Для развития бизнеса, для размещения новых производств нужны подготовленные площадки и транспортная инфраструктура. Субъекты Федерации должны вплотную заняться приведением в порядок региональных и местных дорог – для этого вводятся дополнительные источники для региональных дорожных фондов. А в целом по стране мы должны стремиться к удвоению объёмов дорожного строительства.
Качество, масштаб российской экономики должны соответствовать нашей геополитической и исторической роли. Надо вырваться из ловушки нулевых темпов роста, в течение трёх-четырёх лет выйти на темпы роста выше среднемировых. Только так можно увеличить долю России в глобальной экономике, а значит, укрепить наше влияние и хозяйственную независимость.
При этом эффективность национальной экономики также должна расти. Необходимо ориентироваться на ежегодный рост производительности труда не менее чем на пять процентов. Правительство должно изыскать для этого резервы, продумать, как реализовать их с максимальной для нас отдачей. Одновременно важно сохранить устойчивую макроэкономическую ситуацию, снизив в среднесрочной перспективе инфляцию до четырёх процентов, но, подчеркну, не за счёт подавления деловой активности. Надо наконец научиться гармонично совмещать две цели: сдерживание инфляции и стимулирование роста.
Сегодня мы столкнулись с сокращением валютных поступлений и, как следствие, с ослаблением курса национальной валюты – рубля. Вы знаете, что Банк России перешёл к «плавающему» курсу, но это не значит, что Банк России самоустранился от влияния на курс рубля, что курс рубля может безнаказанно становиться объектом финансовых спекуляций.
Вместе с тем ослабление национальной валюты, конечно, повышает и ценовую конъюнктуру, и конкурентоспособность наших компаний. Нужно использовать этот фактор для проведения политики импортозамещения (во всяком случае, там, где это целесообразно и необходимо), в том числе в течение трёх-пяти лет мы должны обеспечить людей качественными и доступными по цене лекарствами и продуктами питания, в значительной степени, конечно, собственного производства.
Текущий рост производства в целом по АПК – порядка шести процентов. У нас появились эффективные крупные аграрные предприятия, фермерские хозяйства, и мы будем их поддерживать. Мы также должны снять критическую зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции, в том числе имею в виду станко- и приборостроение, энергетическое машиностроение, оборудование для освоения месторождений и арктического шельфа. И здесь нашим промышленникам могут серьёзно помочь отечественные сырьевые и инфраструктурные компании. При реализации крупных нефтяных, энергетических, транспортных проектов они должны ориентироваться на отечественного производителя, формировать спрос на его продукцию.
Что касается импорта, то за рубежом должно приобретаться действительно уникальное оборудование и технологии. Добавлю, что на отечественных производителей следует ориентироваться и при обновлении жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта, сельского хозяйства, других отраслей.
Что касается бюджетных расходов, то ключевыми требованиями здесь должны стать бережливость и максимальная отдача, правильный выбор приоритетов, учёт текущей экономической ситуации. На ближайшие три года мы должны поставить задачу ежегодно снижать издержки и неэффективные траты бюджета не менее чем на пять процентов от общих расходов в реальном выражении.
По его словам, российская экономика потеряла от санкций несколько миллиардов долларов, европейская — 40 млрд долларов в нынешнем году и еще потеряет 50 млрд долларов в будущем.
2015
Основными политическими событиями уходящего года можно назвать разрешение на использование ВС РФ в Сирии и перенос выборов в Госдуму.
2015-й стал годом празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне. В торжествах в Москве приняли участие лидеры 26 стран
Строительство Керченского моста, который свяжет полуостров с материковой частью страны и окончательно интегрирует Крым в состав России, стартовало весной 2015 года.
Основными экономическими событиями уходящего года можно назвать то, что суверенный кредитный рейтинг РФ был отнесен к спекулятивному уровню, дефицит бюджета резко вырос, и "дыры" в нем пришлось заделывать с помощью заморозки пенсионных накоплений граждан и доходов от курсовой разницы.
Рубль в 2015 году не демонстрировал единой динамики. При этом доллар заканчивает год, повышаясь более чем на 25%, — в районе 71 рубля. Евро прибавляет по итогам года до 15%, торгуясь в районе 78 рублей. Столь разная динамика отражает укрепление американской валюты к европейской. Сложная ситуация в экономике вынудила власти РФ решиться на ряд неприятных шагов. Так, бюджет страны вновь стал однолетним из-за неопределенности с ценами на нефть, основного экспортного товара страны, на трехлетнюю перспективу.
Внешняя политика
C 2005 года резко обостряются отношения России с западными державами, новый виток противостояния начинается 1 января 2006 года с началом т. н. «газовой войны» России с «оранжевой» Украиной.
Соединённые Штаты и Российская Федерация занимают резко противоречащие друг другу позиции по ряду вопросов: Поддержка «цветных революций» на постсоветском пространстве; Поддержка непризнанных властей Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья; Вступление Украины и Грузии в НАТО; Строительство системы ПРО;
26 августа 2008 года Д. А. Медведев подписал указы «О признании Республики Абхазия» и «О признании Республики Южная Осетия», согласно которым Российская Федерация признала и ту и другую республику «в качестве суверенного и независимого государства», обязалась установить с каждой из них дипломатические отношения и заключить договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Признание Россией независимости регионов Грузии вызвало осуждение большинства стран Запада; не было поддержано ни одним другим государством СНГ.
28 ноября 2009 года Д. А. Медведев, президент Белоруссии А. Г. Лукашенко и президент Казахстана Н. А. Назарбаев в Минске подписали договор о создании на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. В июле 2010 года начал действовать Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России. 8 апреля 2010 года президент России Д. А. Медведев и президент США Барак Обама в Праге подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений сроком на 10 лет.
29 мая 2014 года Россия, Белоруссия и Казахстан подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — международного интеграционного экономического объединения (союза), созданного на базе Таможенного союза ЕврАзЭС. ЕАЭС должен начать функционировать с 1 января 2015 года.
2014
Россия осудила государственный переворот, силовой захват власти в Киеве в феврале 2014 года. Россия вносит, уже внесла свой огромный вклад в поддержку Украины. Наши банки проинвестировали в Украину около 25 миллиардов долларов. Минфин России выдал кредит в прошлом году – ещё три миллиарда. «Газпром» прокредитовал экономику Украины ещё на 5,5 – даже со скидкой, которую никто не обещал, на 4,5 миллиарда долларов. Это 32,5–33,5 миллиарда долларов только за последнее время.
О санкциях. Это не просто нервная реакция США или их союзников на нашу позицию в связи с событиями и госпереворотом на Украине и даже не в связи с так называемой «крымской весной». Если бы всего этого не было, то придумали бы какой-нибудь другой повод для того, чтобы сдержать растущие возможности России, повлиять на неё, а ещё лучше – использовать в своих интересах.
Политика сдерживания придумана не вчера. Она проводится в отношении нашей страны многие-многие годы – всегда, можно сказать, десятилетиями, если не столетиями. Словом, всякий раз, когда кто-то считает, что Россия стала слишком сильной, самостоятельной, эти инструменты включаются немедленно.
Однако разговаривать с Россией с позиции силы бессмысленно. Даже тогда, когда она сталкивается с внутренними трудностями, как это было в 1990-х и в начале 2000-х годов.
Продолжается настойчивая работа по созданию глобальной системы ПРО США, в том числе и в Европе. Это представляет собой не только угрозу безопасности России, но и для всего мира – как раз в силу возможного нарушения этого самого стратегического баланса
2015
Вечером 11 февраля лидеры и министры иностранных дел стран «нормандской четверки» - России, Франции, Германии и Украины собрались в Минске, чтобы во второй раз попытаться найти решение конфликта в Донбассе. После многочасового переговорного марафона, глубокой ночью было объявлено о достижении соглашения. Среди его пунктов - прекращение боевых действий, отвод тяжелых вооружений от линии соприкосновения и децентрализация власти на Украине через проведение конституционной реформы, положения которой должны согласовываться напрямую с представителями самопровозглашенных ЛНР и ДНР. Несмотря на признание Минска-2 основополагающим документом всеми сторонами конфликта, процесс урегулирования идет медленнее, чем рассчитывали в Луганске и Донецке. Киевские власти демонстрируют неготовность следовать пунктам соглашения, а ВСУ по-прежнему держат серьезные силы у линии соприкосновения, продолжая обстреливать позиции ополченцев
Ближневосточные кризисы и нестабильность на севере Африки обернулись для Старого света крупнейшим со времен Второй мировой войны миграционным кризисом. Около 1,2 миллиона мигрантов из Сирии и других стран Ближнего Востока прибыли в Евросоюз через южные врата Европы – Турцию и Грецию, множество мигрантов так и не смогли добраться до континента из-за многочисленных случаев крушений лодок, перевозивших беженцев.
В сентябре уходящего года Евросоюз продлил действие индивидуальных санкций в отношении граждан России и Украины до 15 марта 2016 года. Срок действия своих контрмер продлила и Россия – теперь до августа 2016 года поставщикам из США.
Борьба с международным терроризмом была в центре внимания и на открывшейся в конце сентября юбилейной 70-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Военная операция в Сирии, начатая 30 сентября 2015 года, стала первой широкомасштабной операцией постсоветской России за пределами территории бывшего СССР. После обращения о военной помощи со стороны сирийского президента Башара Асада, Россия развернула в Сирии смешанную авиагруппу Воздушно-космических сил РФ и начала наносить авиаудары по военным объектам боевиков самопровозглашенного "Исламского государства".
31 октября 2015 года произошла крупнейшая катастрофа в истории советской и российской авиации – лайнер Airbus A321 авиакомпании "Когалымавия", летевший из египетского Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург потерпел крушение на севере Синайского полуострова. В катастрофе погибли все 224 человека, находившиеся на борту, большинство из них – российские граждане.
В конце ноября ход российской операции в Сирии был омрачен инцидентом на сирийско-турецкой границе. Российский бомбардировщик Су-24 был сбит турецким истребителем F-16 над сирийской территорией.
2016 год знаменовал исчерпание 70-летнего периода международных отношений, который состоял из двух стадий – холодная война 1940-х – 1980-х гг. и переходное время после распада Советского Союза. Мир стоит на пороге новой парадигмы. Провозглашена она была на рубеже восьмидесятых и девяностых годов, но на деле так и не наступила. Минувшие четверть века – не созидание нового устройства, а попытка адаптировать институты, пережившие эпоху идеологической конфронтации (в основном те, что во время противостояния обслуживали западный мир), к совершенно другому международному контексту
Завершающийся этап состоял из двух фаз, каждая из которых по-своему уникальна. На стадии холодной войны – не имеющая аналогов прочная стратегическая стабильность, основанная на военно-политическом равновесии двух сверхдержав. Затем, на стадии выхода из противостояния – нетрадиционный порыв распространить идейно-ценностные принципы одной группы стран на весь мир в качестве универсальных. После холодной войны, по сути, была предпринята попытка сохранить ту же модель власти над миром, что практиковалась раньше. Но теперь с опорой не на две уравновешивающих друг друга сверхдержавы, а на одну «гипердержаву».
Мировое устройство, возникшее по итогам идеологического противостояния второй половины прошлого века, вступило в финальную фазу своего кризиса в 2014 году. Намерение Евросоюза/НАТО институционально привязать Украину к своей сфере и отказ обсуждать это с Россией спровоцировали крайне жесткую реакцию. Москва заявила о нежелании соблюдать правила, сложившиеся в период ее слабости и неспособности добиться приемлемых договоренностей. С точки зрения России, порядок, установившийся после 1991 г., не был естественным продолжением соглашений, которые обеспечивали мир и стабильность в Европе на последней стадии холодной войны.
Ситуация опасна тем, что Россия, вернув геополитическую дееспособность и действуя умело в тактическом плане, обижена, отчуждена и нервна, и понимает, что если она снова даст слабину, то ее «добьют».
Завершающаяся эпоха (середина 1940-х – середина 2010-х) была, вероятно, исторической кульминацией непосредственной российской включенности в дела Европы. Во время холодной войны часть Европы просто контролировалась из Москвы, и судьба Старого Света в значительной степени зависела от решений, принимавшихся в Кремле. А после ее окончания Россия предприняла попытку стать частью новой Европы, полностью идентифицировать себя с ней. Но сейчас такая перспектива больше не стоит на повестке дня.
Значительная часть элит, и большинство населения перестали думать о будущем страны в западо-ориентированной перспективе. Дружественно настроенных к Западу людей больше почти не стало.
Для понимания природы и масштаба этих изменений важно увидеть их сквозь призму длительных исторических процессов. В течение более чем трех веков Россия выступала в европейском дискурсе в двух ролях. Первая – «варвар у ворот» – понятна и не нуждается в пояснении. Сегодня мы видим ее очередное издание. Вторая роль, предписанная России в европейских дискурсах идентичности, – «вечный подмастерье». В средневековой Европе ученик-подмастерье был в полной зависимости от мастера, у которого находился «в обучении».
После Первой мировой войны, в которой Россия отстаивала свою роль великой европейской державы, и революции, которая уничтожила империю и старое общество как таковое, Советская Россия смотрела на Европу как на арену продвижения мировой революции, а затем, в 1930-е гг., как на зреющую опасность. Европа перестала служить образцом для подражания и источником вдохновения. Точкой соотнесения стали Соединенные Штаты – и как основной союзник во Второй мировой войне, и как главный противник в войне холодной. СССР поделил Европу с США, и уже рассматривал континент как площадку соревнования двух сверхдержав.
Ренессанс и апогей русского европеизма пришлись на конец XX века, когда Михаил Горбачёв и поддержавшее его в этом общество отказались от холодной войны и вдохновлялись идеей не просто сближения с Европой, но создания общих структур, способных объединить континент «от Лиссабона до Владивостока» общими пространствами безопасности, гуманитарного и экономического сотрудничества. В понимании Горбачёва и его соратников «общеевропейский дом», как и вырастающий из него «новый мировой порядок» (этот термин в 1986 г. впервые ввел в оборот именно советский генсек), должен был стать совместным предприятием бывших соперников. СССР и Запад взаимодействовали бы «на паях», по сути руководствуясь идеей конвергенции социализма и капитализма. Иными словами, перестроечные власти позднего Советского Союза предполагали равноправное участие в созидании нового мира, а не подчинение какой-либо «правильной» системе. Крушение сверхдержавы перечеркнуло эту модель. После развала СССР ельцинское руководство все еще надеялось на объединение с Западом.
Готовность к роли ученика, продемонстрированная в начале 1990-х гг., сменилась в 2000-е гг. надеждой найти в Европе партнеров для ограничения американской гегемонии. В 2003 г., накануне вторжения США в Ирак, ненадолго показалось, что такое возможно. Но это была иллюзия. Расширение НАТО и Европейского союза в 2004 г. привело к серьезным последствиям в отношениях ЕС и России. Внутри Евросоюза сформировалась устойчивая антироссийская коалиция «новых» и части «старых» стран, имевшая, как показали последующие годы, поддержку влиятельных сил в европейском ядре и, естественно, в Соединенных Штатах.
Евросоюз полагал, что вправе диктовать нормативно-правовые рамки экономических связей с Россией, а политические отношения строить по принципу обусловленности – практически любой шаг со стороны Европейского союза Россия должна была «заслужить». Программа «Восточного партнерства» превратилась в инструмент геополитической борьбы между Западом и Россией. Конфронтация 2014 г. стала логическим завершением этих процессов.
Современный взгляд России на Европу выражается в публичном пространстве тремя формулами. «Западники», превратившиеся в маргинальную силу с точки зрения общественной поддержки, сохраняют влиятельные позиции в средствах массовой информации и в экономическом блоке правительства. Для них нынешнее состояние дел – срыв с верного «европейского» пути. Предполагается, что исчерпанность положительной повестки в отношениях с Западом будет как-то преодолена, и Россия вернется на траекторию интеграции во все еще западо-центричную глобальную экономику. Однако в большинстве случаев авторы даже не пытаются предположить, как и когда.
Другая формула, которую используют для описания отношений с Европой, предлагает считать Россию «иной Европой». Россия – неотъемлемая культурно-историческая и политическая часть Европы, хотя в рамках единой европейской цивилизации есть разные традиции и недопустима унификация. Настроения, которые можно выразить формулой «Россия – не Европа», возобладали, пожалуй, впервые в отечественной истории.
Европа всегда была для России источником заимствования технологий, ориентиром при построении системы науки и образования. Кризис коммунистического проекта сделал актуальным взгляд на Европу и как на социальный и политический образец, который справедливо признавался достойным подражания, а именно – верховенство права, модель представительной демократии и социального государства. К сегодняшнему дню в России утвердился взгляд, что Запад перестал быть единственно возможным источником заимствований.
Как выяснилось в 2014 г., убеждение, что Россия должна быть великой державой, объединило правящий слой и большинство населения.
Россия является великой державой «не потому, что способна контролировать других и навязывать им свои нормы, правила и решения, а благодаря высокому уровню самодостаточности и собственной устойчивости к внешнему воздействию, а также, что очень важно, благодаря принципиальной способности производить глобальные публичные блага, такие как обеспечение международной безопасности, международного правосудия и миротворческого посредничества».
Основные даты 1985-2014 гг.
1985, 11 марта – избрание М.С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС,
1985, апр. – провозглашение М.С. Горбачевым курса на перестройку.
1985, 17 мая – принятие Постановления ЦК КПСС о мерах по искоренению пьянства и алкоголизма.
1986, 25 февр.-6 марта – проведение ХХVII съезда КПСС. Время правления Л.И. Брежнева названо «эпохой застоя». М.С. Горбачев настаивал на проведении глубоких реформ в системе управления экономикой и на необходимости демократизации общества.
1986, 26 апр. – взрыв на Чернобыльской АЭС.
1986, 28 авг. – принятие Постановление СМ СССР о либерализации въезда и выезда из СССР.
1986, 19 нояб . – принятие Закона об индивидуальной трудовой деятельности. Ею разрешено заниматься в сфере кустарных промыслов, торговли и услуг.
1986 – ослабление цензуры. Публикация ранее запрещенных произведений.
1987, 13 янв. – принятие Постановления Правительства о принципах создания в СССР смешанных предприятий совместно с капиталистическими и развивающимися странами.
1987, 5 февр. – принятие Постановления о создании кооперативов в сфере производства товаров народного потребления, общественного питания и услуг.
1987, 9 февр. – заявление об освобождении из заключения около ста диссидентов.
1987, 25-26 июня – проведение Пленума ЦК партии, посвященного вопросам коренной перестройки экономики. В июле опубликовано 10 постановлений: о перераспределении полномочий по вертикали (центральные органы – министерства – предприятия) и по горизонтали (децентрализация по регионам); о смягчении системы обязательного планирования; о пересмотре цен и системы ценообразования; о постепенной замене системы централизованного снабжения оптовыми рынками средств производства; об оживлении банковской деятельности.
1987, 30 июня – принятие Закона о государственном предприятии. Предусмотрены: выборы директора предприятия, система хозрасчета и самофинансирования, возможность банкротства предприятия.
1987, 8 дек. – заключение договора между США и СССР о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД).
1988, 15 мая – начало вывода советских войск из Афганистана. Потери в войне составили: 14,6 тыс. убитых, 53,7 тыс. раненых.
1988, 26 мая – принятие Закона о кооперативах.
1988, 28 июня-1 июля – проведение ХIХ Всесоюзной партконференции в Москве. Принятие многочисленных резолюций о реформе государственной системы, о гласности, о борьбе с бюрократизмом, о перестройке, о реформе правовой системы.
1988, 1 дек. – принятие Верховным Советом СССР поправок к Конституции и нового Закона о выборах народных депутатов СССР. Учреждение съезда народных депутатов в составе 2250 человек и разрешение выдвижения нескольких кандидатов на выборах всех уровней.
1989, 15-16 марта – проведение Пленума ЦК КПСС по вопросам сельского хозяйства. По настоянию М.С. Горбачева принята программа реформ, идущих в направлении частичной «деколлективизации».
1989, март – проведение выборов депутатов съезда народных депутатов СССР.
1989, 25 мая-9 июня – проведение I съезда народных депутатов СССР. Основные решения: об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР; избрание Верховного Совета СССР; избрание М.С. Горбачева Председателем Верховного Совета СССР.
1989, май – провозглашение Литвой и Арменией суверенитета.
1989, нояб. – заявление СССР о своем нежелании вмешиваться во внутренние дела «братских стран»: начало разрушения Берлинской стены (9 нояб.); свержение Т. Живкова в Болгарии (10 нояб.); уход в отставку в полном составе Политбюро компартии Чехословакии (24 нояб.); победа оппозиции на выборах в парламент в Венгрии (26 нояб.).
1990, янв. – начало военных действий в Нагорном Карабахе. Ввод советских войск в Баку.
1990, янв.-апр. – разработка проектов рыночных реформ правительственной группой Л.И. Абалкина и альтернативной группой Г.А. Явлинского.
1990, 28 февр. – принятие Закона о частных крестьянских хозяйствах.
1990, 4, 18 марта – проведение выборов народных депутатов РСФСР, автономных республик и местных Советов.
1990, 6 марта – принятие Закона о различных формах собственности в СССР.
1990, 12-15 марта – проведение внеочередного III съезда народных депутатов СССР. На нем утверждены поправки к Конституции о введении многопартийной системы (при отмене ст. 6 Конституции СССР о руководящей роли коммунистической партии) и об учреждении поста президента. 14 марта М.С. Горбачева избрали президентом СССР на 5 лет.
1990, 23 марта – введение в Вильнюс советских войск.
1990, 3 апр. – принятие Закона о выходе республик из состава СССР. Сформулированные в нем условия затрудняли самоотделение республик.
1990, 16 мая-12 июня – проведение I съезда народных депутатов РСФСР.
1990, 14 мая – издание президентского Указа, объявившего недействительными декларации о независимости Литвы и Эстонии.
1990, 24 мая – предложение Председателем Правительства Н.И. Рыжковым Верховному Совету СССР плана экономических реформ, предусматривавшего поэтапный переход к регулируемой рыночной экономике.
1990, 29 мая – избрание лидера сторонников радикальных реформ Б.Н. Ельцина Председателем Верховного Совета РСФСР.
1990, 12 июня – Декларация о государственном суверенитете РСФСР.
1990, 12 июня – принятие Закона о печати и средствах массовой информации, которым запрещалась цензура.
1990, 16 июля – провозглашение украинским парламентом суверенитета Украины.
1990, 27 июля – принятие Декларации о суверенитете Белоруссии.
1990, 13 авг. – принятие Указа Президента СССР о реабилитации жертв политических репрессий 1920-начала 1950-х.
1990, 15 авг. – принятие Указа о возвращении советского гражданства всем, кто был его лишен с 1966 по 1988.
1990, авг. – принятие Декларации о суверенитете Туркмении, Армении (23 авг.) и Таджикистана (24 авг.).
1990, 30 авг. – проведение дискуссии по вопросам экономической реформы и «перехода к рынку». По окончании заседания Президентского совета и Совета Федерации М.С. Горбачев отдал предпочтение более радикальному проекту, который поддерживал также и Б.Н. Ельцин (программа С.С.Шаталина и Г.А. Явлинского «500 дней»). Тем не менее, он поручил академику А.Г. Аганбегяну «согласовать» этот проект с консервативным планом главы правительства Н.И. Рыжкова.
1990, авг.-нояб. – провозглашение Татарстаном, Карелией, Якутией, Коми, Удмуртией, Башкирией и другими бывшими автономиями государственного суверенитета.
1990, 12 сент. – заключение договора о восстановлении полного суверенитета единой Германии.
1990, 24 сент. – предоставление М.С. Горбачеву чрезвычайных полномочий для обеспечения перехода к рыночной экономике (право издавать Указы в течение 18 месяцев).
1990, 1 окт. – принятие Закона о свободе вероисповедания и свободе совести.
1990, 15 окт. – присуждение М.С. Горбачеву Нобелевской премии мира.
1990, 19 окт. – принятие советским парламентом программы экономических реформ, предложенную М.С. Горбачевым. Этот проект, представлявший собой шаг назад по сравнению с программой С.С. Шаталина, вызвал разочарование у сторонников реформ и был отвергнут Б.Н. Ельциным.
1990, 24 окт. – принятие Закона, установившего верховенство союзного законодательства над республиканским, до вступления в силу нового Союзного договора.
1990, 26 окт. – принятие Декларации о суверенитете Республики Казахстан.
1990, окт. – принятие Закона об общественных объединениях.
1990, 17 нояб. – проведение по настоянию М.С. Горбачева Верховным Советом СССР мер по реорганизации центральной власти: исполнительные органы подчинялись президенту, рядом с которым действовал Совет Федерации – консультативный орган, состоявший из президентов 15 республик.
1990, 24 дек. – принятие Закона РСФСР о собственности. Признание частной собственности.
1991, 13 янв. – захват в Литве советскими воинскими частями здания Вильнюсского радио и телевидения.
1991, 17 марта – проведение референдума «о сохранении обновленного Союза», который бойкотировался 6 республиками из 15 (Арменией, Эстонией, Грузией, Литвой, Латвией и Молдавией). При высокой активности избирателей (80%) 76% голосовали за сохранение Союза – это были главным образом жители сельских районов и республик Средней Азии. В России проводился свой референдум, и 70% его участников голосовали за всеобщие выборы президента.
1991, апр.-авг. – «Новоогаревский процесс». 23 апр. – в Ново-Огареве, под Москвой, М.С. Горбачев заключил соглашение с представителями 9 республик, готовых идти на компромисс с центральной властью («соглашение 9+1»).
1991, 26 апр. – принятие Закона о реабилитации репрессированных народов.
1991, апр. – вывод советских войск из Венгрии и Чехословакии.
1991, 12 июня – проведение выборов президента РСФСР всеобщим голосованием. При участии в целом 75% избирателей Б.Н. Ельцин избран в первом же туре, получив 57,3% голосов.
1991, 17 июня – последняя встреча по формуле «9+1» в Ново-Огареве. Достигнуто соглашение по проекту Союзного договора, которое должны были утвердить парламенты всех 9 республик.
1991, 27 июня – опубликование проекта договора о Союзе Суверенных Государств.
1991, 28 июня – официальный роспуск СЭВ.
1991, 1 июля – прекращение деятельности Организации Варшавского Договора (ОВД).
1991, 29 июля – подписание договора между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1).
1991, 19-21 авг. – создание Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), введение чрезвычайного положения в стране. Попытка государственного переворота. М.С. Горбачев изолирован. Президент РСФСР Б.Н. Ельцин призвал к гражданскому сопротивлению. Провал путча и возвращение к власти М.С. Горбачева (22 авг.).
1991, 21 авг.-1 сен. – провозглашение независимости Эстонией, Латвией, Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Узбекистаном, Киргизией.
1991, 22 авг. – утверждение Верховным Советом РСФСР государственного флага России. Предоставление президенту РСФСР Б.Н. Ельцину чрезвычайных полномочий.
1991, 23 авг. – принятие Указа Президента РСФСР о приостановлении деятельности КПСС на территории России.
1991, 24 авг. – отставка М.С. Горбачева с поста Генерального секретаря ЦК КПСС.
1991, 30 авг. – отставка Правительства СССР. Роспуск КГБ.
1991, 2 сент. – заявление М.С. Горбачева и руководителей 9 республик о подготовке нового варианта договора.
1991, 28 окт.-2 нояб. – проведение V съезда народных депутатов РСФСР. Основные решения: о проекте Конституции РСФСР и дальнейшей работе Конституционной Комиссии. Принятие программы радикальных экономических реформ; предоставление Президенту чрезвычайных полномочий на период проведения реформ. Избрание Р.И. Хасбулатова Председателем ВС РСФСР.
1991, 6 нояб. – издание Указа Президента РСФСР о запрете КПСС и КП РСФСР.
1991, 15 нояб. – утверждение Президентом РСФСР Б.Н. Ельциным постановлений о переходе к рыночной экономике.
1991, 22 нояб. – принятие Декларации прав и свобод гражданина России.
1991, 8 дек. – заявление президента РСФСР Б.Н. Ельцина, президента Украины Л.М. Кравчука и председателя ВС Белоруссии С.С. Шушкевича о прекращении существования СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ) – «Беловежское соглашение».
1991, 12 дек. – денонсация РСФСР союзного договора 1922.
1991, 21 дек. – принятие декларации об окончательном прекращении существования СССР на Алма-Атинской встрече глав девяти государств.
1991, 25 дек. – заявление М.С. Горбачева о прекращении деятельности на посту Президента СССР.
1991, 25 дек. – переименование РСФСР в Российскую Федерацию (Россию).
1991, 26 дек. – самороспуск Верховного Совета СССР.
1992, 2 янв. – начало экономической реформы: проведение либерализации цен.
1992, 29 янв. – издание Указа Президента РФ о свободе торговли.
1992, 1 февр. – принятие Декларации России и США о прекращении «холодной войны».
1992, 31 марта – подписание субъектами РФ Федеративного договора о разграничении полномочий между федеральными органами и органами власти республик (подписан всеми республиками, кроме Татарстана и Чечни).
1992, 11 июня – принятие ВС РФ программы приватизации государственных и муниципальных предприятий.
1992, 19 авг. – введение в действие системы приватизационных чеков (ваучеров).
1993, 3 янв. – подписание договора между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2).
1993, янв. – начало приватизации государственных предприятий.
1993, янв. – начало конституционного кризиса, вызванного противостоянием законодательной и исполнительной власти.
1993, 25 апр. – проведение Всероссийского референдума о доверии Президенту России; об одобрении его социально-экономической политики; о проведении досрочных выборов Президента РФ и народных депутатов РФ.
1993, 5 июня – начало работы Конституционного совещания.
1993, 21 сент. – принятие Указа Президента РФ №1400 «О поэтапной конституционной реформе». Роспуск Верховного Совета РФ.
1993, 3 окт. – захват сторонниками ВС РФ здания мэрии и штурм телецентра в Останкино. Введение чрезвычайного положения в Москве. Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина об отставке А.В. Руцкого с поста вице-президента. Ввод в Москву войск, верных президенту.
1993, 4 окт. – штурм здания ВС РФ. Обращение Б.Н. Ельцина к гражданам России с оценкой событий в Москве как «заранее спланированного фашистско-коммунистического мятежа». Арест А.В. Руцкого, Р.И. Хасбулатова и др.
1993, 11 окт. – назначение выборов в Федеральное собрание.
1993, 26 окт. – принятие Указа о реформе местного самоуправления, о прекращении деятельности советов всех уровней.
1993, 27 окт. – принятие Указа Президента РФ о разрешении частной собственности на землю и признании многообразных форм хозяйствования на земле.
1993, 10 нояб. – публикация проекта Конституции РФ в газетах.
1993, 12 дек. – проведение выборов в Совет Федерации и Государственную Думу первого созыва. По результатам выборов в Государственную Думу политические партии по федеральным спискам набрали голосов избирателей: ЛДПР (22,9%), «Выбор России» (15,5%), КПРФ (11,4%), «Яблоко» (7,8%).
Всего избрано 444 депутата из 450 по федеральным спискам и одномандатным округам, из них 29,3% составили депутаты, выдвинутые группами избирателей и самостоятельно. Всего за политические партии проголосовало: ЛДПР (14,4%), «Выбор России» (14,4%), КПРФ (9,5%).
На референдуме по Конституции РФ за принятие Конституции высказались 58,4% голосовавших.
1994, 23 февр. – принятие Постановления Государственной Думы о политической амнистии участников событий в авг. 1991 и окт. 1993.
1994, 28 апр. – подписание Договора об общественном согласии.
1994, 22 июня – подписание Россией программы НАТО «Партнерство во имя мира».
1994, 1 июля – окончание ваучерного и начало «денежного» этапа приватизации.
1994, 24 июня – принятие Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом.
1994, июнь – присоединение России к программе «Партнерство во имя мира», предложенной НАТО.
1994, авг. – завершение вывода российских войск из Германии и Прибалтики.
1994, 30 нояб. – введение в действие первой части Гражданского кодекса РФ.
1994, 11 дек. – принятие Указа Президента РФ «О мерах по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской республики». Ввод войск в Чечню.
1995, июнь – террористическая акция чеченских боевиков в Буденновске.
1995, 17 дек. – проведение выборов в Государственную Думу РФ второго созыва. По результатам выборов в Государственную Думу политические партии набрали голосов избирателей: КПРФ (22,3%), ЛДПР (11,2%), НДР (10,1%), «Яблоко» (6,9%). Всего избрано 443 депутата из 450 по федеральным спискам и одномандатным округам, из них КПРФ (31,4%), НДР («Наш дом – Россия)(14,7%), ЛДПР (11,1%), «Яблоко» (10,2%).
1996, 28 февр. – принятие России в члены Совета Европы.
1996, 3 апр. – соглашение о создании Сообщества России и Белоруссии.
1996, 24-26 апр. – создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
1996, 16 июня, 3 июля – проведение выборов Президента России. В первом туре Б.Н. Ельцин набрал 35,3% голосов избирателей, а Г.А. Зюганов – 32%. Во втором туре 53,8% и 40,3% голосов соответственно. Избрание президентом РФ Б.Н. Ельцина.
1996, 31 авг. – мирное соглашение с Чечней.
1997, 23 мая – подписание Устава Союза Белоруссии и России.
1997, 27 мая – подписание Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО.
1998, 23 марта – отставка Председателя Правительства РФ В.С. Черномырдина.
1998, 24 апр. – назначение С.В. Кириенко Председателем Правительства РФ.
1998, 17 авг. – дефолт: отказ государства платить по своим обязательствам.
1998, 23 авг. – отставка Председателя Правительства РФ С.В. Кириенко.
1998, 11 сент. – назначение Е.М. Примакова Председателем Правительства РФ.
1999, 12 мая – отставка Председателя Правительства РФ Е.М. Примакова.
1999, 15 мая – голосование в Госдуме по импичменту Президенту РФ Б.Н. Ельцину.
1999, 18 мая – назначение С.В. Степашина Председателем Правительства РФ.
1999, 9 авг. – отставка Председателя Правительства РФ С.В. Степашина.
1999, 16 авг. – назначение В.В. Путина Председателем Правительства РФ.
1999, авг. – начало антитеррористической операции в Чечне.
1999, 8 дек. – подписание Союзного договора между Россией и Белоруссией.
1999, 19 дек. – проведение выборов в Государственную Думу третьего созыва. По результатам выборов в Государственную Думу политические партии набрали голосов избирателей: КПРФ (24,3%), Единство (23,3%), ОВР (13,3%), СПС (8,5%), ЛДПР (6%), «Яблоко» (5,9%). Из 441 избранного депутата 25,1% составили депутаты от КПРФ, 16,2% – от «Единство», 14,7% – от «Отечество – Вся Россия», 6,4% – от «Союз правых сил», 4,4% от «Яблоко», 3,8% – от ЛДПР.
1999, 31 дек. – заявление Б.Н. Ельцина о досрочной отставке с поста Президента РФ.
1999, 31 дек. – назначение В.В. Путина и.о. Президента РФ.
2000, 26 марта – проведение выборов Президента РФ, завершившихся избранием В.В. Путина, набравшего 52,9% голосов избирателей.
2000, 14 апр. – ратификация Государственной Думой договора с США СНВ-2.
2000, 13 мая – создание семи федеральных округов в России.
2000, 17 мая – назначение М.М. Касьянова Председателем Правительства РФ.
2000, 1 сент. – создание Государственного Совета Российской Федерации.
2000, 10 окт. – учреждение Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
2000, дек. – подписание Президентом РФ В.В. Путиным законов о гимне, гербе и флаге Российской Федерации
2001, 9 окт. – принятие Земельного кодекса.
2001, 31 дек. – принятие Трудового кодекса.
2003, 7 дек. – проведение выборов в Государственную Думу четвертого созыва. По результатам выборов в Государственную Думу политические партии набрали голосов избирателей: «Единая Россия» (37,6%), КПРФ (12,6%), ЛДПР (11,5%), блок «Родина» (9%).
Из 445 избранных депутатов фракция «Единая Россия» имела 67,6%, КПРФ – 10,4%, фракция «Справедливая Россия — „Родина“ (народно-патриотический союз)» – 7,3%, фракция ЛДПР – 6,7%.
2004, 24 февр. – отставка Председателя Правительства РФ М.М. Касьянова.
2004, 5 марта – назначение М.Е. Фрадкова Председателем Правительства РФ.
2004, 14 марта – выборы Президента РФ, завершившихся избранием В.В. Путина на второй срок, набравшего 71,3% голосов избирателей.
2004, 19 нояб. – вывод войск из Чечни.
2005, 5 сент. – принятие приоритетных национальных проектов «Здравоохранение», «Образование», «Жилье», «Развитие АПК».
2007, 12 сент. – отставка Председателя Правительства РФ М.Е. Фрадкова.
2007, 14 сент. – назначение В.А. Зубкова Председателем Правительства РФ.
2007, 2 дек. – проведение выборов в Государственную Думу пятого созыва. По результатам выборов в Государственную Думу политические партии набрали голосов избирателей: «Единая Россия» (64,3%), КПРФ (11,6%), ЛДПР (8,1%), «Справедливая Россия» (7,7%). Среди 450 депутатов между фракциями численность депутатов распределилась следующим образом: «Единая Россия» (70%), КПРФ (12,7%), ЛДПР (8,9%), «Справедливая Россия» (8,4%).
2008, 2 марта – проведение выборов Президента РФ, завершившихся избранием Д.А. Медведева, набравшего 70,3% голосов избирателей.
2008, 8 мая – назначение В.В. Путина Председателем Правительства РФ.
2008, 8-12 авг. – российско-грузинский вооруженный конфликт в связи с событиями в Южной Осетии и Абхазии.
2010, 19 янв. – создание Северо-Кавказского федерального округа – восьмого федерального округа России.
2011, 4 дек. – проведение выборов в Государственную Думу шестого созыва. По результатам выборов в Государственную Думу политические партии набрали голосов избирателей: «Единая Россия» (49,3%), КПРФ (19,2%), «Справедливая Россия»(13,2%), ЛДПР (11,7%), «Яблоко» (3,4%). Из 450 избранных депутатов фракция «Единая Россия» получила 52,9%, фракция КПРФ – 20,4%, фракция «Справедливая Россия» – 14,2%, фракция ЛДПР – 12,4%.
2012, 4 марта – на выборах президента России В.В. Путин победил в первом туре, по официальным данным набрав 63,6 % избирателей.
2014, февр. – Олимпийские игры в Сочи.
2014, 17 марта – указ президента РФ о признании Республики Крым в качестве независимого и суверенного государства и признании Севастополя городом с особым статусом в составе Крыма
2014, 21 марта – принятие Крыма и Севастополя в состав России.
2014, 29 мая – Россия, Белоруссия и Казахстан подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — международного интеграционного экономического объединения (союза), созданного на базе Таможенного союза ЕврАзЭС.
2004, 4 янв. – победа М. Саакашвили на президентских выборах в Грузии.
2004, 1 мая – вхождение Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии, Эстонии в состав Европейского союза.
2004, 7 нояб. – победа Джорджа Буша-младшего на президентских выборах в США.
2004, 10 нояб. – победа В. Ющенко на президентских выборах в Украине. Начало «оранжевой революции».
2005, 10 февр. – заявление КНДР об обладании ядерным оружием.
2005, 16 февр. – вступление в силу Киотского протокола по сокращению или стабилизации выбросов парниковых газов.
2005, март – государственный переворот в Кыргызстане («тюльпановая революция»).
2005, 2 апр. – кончина папы римского Иоанна Павла II.
2006, 3 июня – распад Югославии. Провозглашение независимости Черногории от Государственного Союза Сербии и Черногории.
2006, 30 дек. – казнь экс-президента Ирака Саддама Хусейна.
2007, 1 янв. – вступление Болгарии и Румынии в Европейский союз.
2007, 1 янв. – избрание Пан Ги Муна Генеральным секретарем ООН.
2007, 10 февр. – «Мюнхенская речь» В.В. Путина.
2007, 6 окт. – формирование Таможенного союза (Беларусь, Казахстан, Россия).
2008, 17 февр. – провозглашение независимости Косово.
2008, 8-12 авг. – российско-грузинский вооруженный конфликт в связи с событиями в Южной Осетии и Абхазии. 26 авг. – признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии.
2008, 4 нояб. – победа Барака Обамы на президентских выборах в США.
2010, 25 февр. – инаугурация четвертого президента Украины В. Януковича.
2010, 8 апр. – подписание договора СНВ-3 между Россией и США. Вступил в силу 2011, 5 февр.
2010, июль – вступление в Таможенный союз Евразийского экономического союза Казахстана, России, Беларуси. В 2014 вступила Армения и в 2015 – Кыргыстан.
2010, 31 авг. – завершение военной операции в Ираке.
2011, 19 марта-31 окт. – интервенция западных держав в Ливии.
2011, 1 дек. – вступление в должность президента Кыргызстана А. Атамбаева.
2011, 29 дек. – объявление Ким Чен Ына верховным вождем КНДР, главой партии и главнокомандующим.
2012, 1 янв. – создание на территории России, Беларуси и Казахстана единого экономического пространства.
2012, авг. – вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО).
2012, 6 нояб. – избрание Б. Обамы президентом США на второй срок.
2013, 13 марта – избрание папой римским Франциска.
2013, 21 нояб. – массовые акции протеста в Украине в связи с приостановлением процесса подготовки к подписанию соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом.
2014, 22 февр. – принятие постановления Верховной Радой о самоустранении президента В. Януковича от исполнения конституционных обязанностей и назначение досрочных выборов президента.
2014, 11 марта – принятие парламентом Крыма декларации о независимости от Украины.
2014, 17 марта– признание Россией независимости Крыма.
2014, 18 марта – подписание договора о присоединении Крыма к России.
2014, 21 марта – образование новых субъектов РФ – Крыма и Севастополя.
2014, 7 апр. – провозглашение Донецкой Народной Республики.
2014, 27 апр. – провозглашение Луганской Народной Республики.
2014, 24 мая – объявление Донецкой и Луганской Народных Республик Союзом народных республик – Новороссией.
2014, 25 мая – избрание президентом Украины П. Порошенко.
2014, 29 мая – подписание договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
2014, 26 окт. – завершение вывода войск США и Великобритании из Афганистана.
2015, 30 сент. – нанесение Россией первого авиаудара по позициям ИГИЛ в Сирии.
2016, 23 июня – проведение референдума о членстве Великобритании в Европейском союзе.
2017, 1 янв. – вступление в должность Генерального секретаря ООН Антонио Гутерреша.
2017, 1 янв. – вступление в должность президента США Дональда Трампа.
2017, 1 окт. – проведение референдума о независимости Каталонии.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 222.