По сравнению с предыдущим десятилетием в международных отношениях наметились позитивные тенденции, хотя в ряде случаев возникали отголоски «холодной войны», дестабилизация, конфликтные ситуации. В 1970-е гг. получил развитие процесс так называемой разрядки международной напряженности. Лидеры ведущих европейских государств, учитывая угрозу международной безопасности в связи с бесконтрольной гонкой вооружений, возможности ядерной войны, в которой не будет победителей, стали искать мирные пути развития международного сообщества.
При всех противоречиях главы государств противоположных систем стремились к сближению, поиску путей мирного разрешения возникавших проблем. Впервые о разрядке стали говорить во второй половине 1960-х гг. после установления дружеских отношений между СССР и Францией. Оба государства сотрудничали и в 1970-е гг. Тогда же взаимоотношения между этими странами строились на основе Протокола о политических консультациях и Принципах сотрудничества. Подобные документы Советский Союз подписал с Великобританией, Италией и Данией.
С приходом к власти в Западной Германии социал-демократов коренным образом изменились отношения СССР с ФРГ. Реваншистские высказывания бывших руководителей Западной Германии были заменены на установление добрососедских отношений этой страны со своими соседями. ФРГ пошла на заключение договоров не только с СССР, но и с Польшей, ГДР, Чехословакией, Венгрией и Болгарией. Руководство ФРГ признало послевоенные границы с соседними государствами по линии Одер-Нейсе, хотя ратификация договоров в самой Западной Германии проходила не просто.
Особую значимость в 1970-е гг. приобрели «Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН» (1970 г.) и Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.).
1 августа 1975 г. был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами государств и правительств 33 европейских стран, а также США и Канады. В документе зафиксирован принцип неделимости европейской безопасности, т.е. право всех государств-участников СБСЕ на равную безопасность.
В Заключительном акте выделено десять основных принципов, являющихся в настоящее время основными принципами международного права: 1) неприменение силы или угрозы ее применения; 2) мирное урегулирование споров; 3) невмешательство во внутренние дела суверенных государств; 4) уважение прав человека и основных свобод; 5) нерушимость границ; 6) уважение территориальной целостности; 7) равноправие и право народов на самоопределение; 8) суверенное равенство государств; 9) сотрудничество государств; 10) добросовестное выполнение обязательств.
В мае 1972 г. руководители СССР и США подписали договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Договор по ПРО действовал до 2002 г., когда из него вышли США.
Обе стороны по этому договору обязывались не развертывать такие системы, которые бы обеспечивали защиту всей территории страны от ракетного нападения. Разрешалось прикрыть два района, позднее решили ограничиться противоракетной обороной одного района. Договор ОСВ-1 предусматривал отказ обеих сторон в течение пяти лет сооружать новые пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет, но без их сокращения.
К середине 1970-х гг. Советскому Союзу удалось договориться с США по ограничению гонки стратегических вооружений и взаимному запрету создания общенациональных систем противоракетной обороны. СССР приходилось тратить немало средств на поддержание паритета в вооружениях с США. По ряду позиций Соединенные Штаты опережали Советский Союз в системе вооружений. Это касалось высокоточных ракет с кассетными многозарядными боеголовками индивидуального наведения; крылатых ракет большой дальности; высокоэффективных противотанковых средств; лазерных прицелов для орудий и т. п.
Чтобы поддержать в боеготовности свои вооруженные силы, Советскому Союзу приходилось проводить модернизацию военной техники, совершенствовать средства доставки ядерного оружия, сохранять паритет с США. В отдельных видах вооружения СССР добился значительных достижений. Это касалось создания ядерных боеголовок с разделяющимися частями индивидуального наведения, мобильных твердотопливных ракет РСД-10 (SS 20) с боеголовками, оснащенными тремя разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Страны ОВД по численности вооруженных сил превосходили страны НАТО – 5 и 3 млн. человек соответственно.
США и другим странам Запада приходилось считаться с мощным военным потенциалом СССР. В этом отношении Советский Союз по-прежнему являлся великой державой. Однако равенство в вооружениях и опережение по ряду направлений военной техники давалось высокой ценой. Спад и застой в экономике ставил СССР в разряд далеко не передовых стран. Его внешнеэкономические связи, построенные на экспорте сырья, при снижении цен на мировых рынках отрицательно отражались на бюджете Советского Союза, жизненном уровне народа. Колоссальные расходы на оборону еще более усугубляли положение.
В сложной обстановке стагнации в экономике СССР вынужден был вкладывать немалые средства для того, чтобы заручиться политической поддержкой как социалистических, так и развивающихся стран. Но это не всегда удавалось.
В 1970-е гг. во внешней политике Советский Союз приоритет отдавал сотрудничеству, прежде всего, с социалистическими государствами, развивающимися странами и лишь затем с ведущими западными державами. Как и в предыдущие годы, внешнеполитические и внешнеэкономические контакты со странами социализма предусматривали со стороны Советского Союза поставки дешевых энергоресурсов, помощь в строительстве промышленных объектов, военное сотрудничество.
В отношениях со странами третьего мира акцент был сделан также на помощь в развитии различных отраслей экономики этих государств, военно-техническом сотрудничестве. Постепенно новые независимые, развивающиеся государства стали отходить от тесного взаимодействия с СССР. Они предпочитали более активно сотрудничать с западными странами, получая кредиты и другую помощь.
В 1970-е гг. США свои внешнеполитические действия стали увязывать с внутренними проблемами в СССР. Так, в 1974 г. режим наибольшего благоприятствования в торговле с СССР был поставлен в зависимость от свободного выезда евреев из Советского Союза – поправка Джексона-Вэника, принятая Конгрессом США. Договор ОСВ-2 в 1976 г. был увязан с соблюдением прав человека в СССР. Это свидетельствовало об ухудшении отношений между двумя великими державами.
Особое значение для Советского Союза имела позиция западных государств по отношению к войне в Афганистане. В 1973 г. в Афганистане была свергнута власть короля. Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА) стремилась объединить левые антиправительственные силы, а президент М. Дауд ориентировался на помощь западных стран. Весной 1978 г. был арестован Генеральный секретарь ЦК НДПА Н.М. Тараки. В апреле афганская армия свергла правительство Дауда. Революционный Совет провозгласил страну Демократической Республикой Афганистан (ДРА).
Руководители республики заявили о своей приверженности марксизму-ленинизму и предложили создать независимую экономику, провести аграрную реформу и т.д. Но предлагаемые реформы не получили поддержки широких слоев населения. СССР оказывал помощь новой власти. В руководстве Афганистана началась борьба за власть. В сентябре 1979 г. был убит Н.М. Тараки и к власти пришел Х. Амин.
27 декабря 1979 г. Политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе советского воинского контингента численностью 100 тыс. человек в Афганистан. Х. Амин был ликвидирован, а руководство страной перешло к Бабраку Кармалю. Это вторжение осудило большинство государств мира. Вопрос о положении в Афганистане в Совете Безопасности ООН был заблокирован СССР.
Итак, политика разрядки в 1970-е гг. была нестабильной. Отношения между государствами быстро менялись в зависимости от мудрости руководителей государств, их умения находить компромиссные решения.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 228.