Призыв Всевышнего к «терпимости и прощению», выраженный в 199-ом айате суры «Преграды» «Прими же путь прощения…», являет собой один из основополагающих принципов Ислама.
Вся история Ислама являет собой пример претворения в социальную жизнь общества этого фундаментального принципа вероучения. В последующих главах мы будем вести речь о конкретных периодах и эпохах мировой истории, когда мусульмане приносили на новые земли, существовавшие в бесконечных межрелигиозных конфликтах и братоубийственных войнах, свободу, мир и веротерпимость. Ислам обеспечивал мирную и спокойную жизнь под одной крышей народам, принадлежавшим к различным культурам, языковым семьям и религиозным конфессиям. Османская империя на протяжении 700 лет сохраняла свою мощнейшую государственность на колоссальном географическом пространстве без единого межнационального конфликта, обеспечив великому множеству народов, входивших в ее состав, атмосферу веротерпимости и мира, свободы вероисповедания. Мусульмане известны своей терпимой и милосердием с самый первых лет ниспослания этого вероучения людям, они всегда были справедливыми правителями. Все этнические группы в составе многонациональных мусульманских государств всегда были свободны в вероисповедании, более того имели право строить жизнь общины согласно правовым и религиозным законам своей веры.
Истинная веротерпимость, присущая мусульманам, принесет всему человечеству мир и благополучие только в том случае, если она будет воплощаться в жизнь согласно подлинным повелениям Всевышнего. Эта истина раскрывается в Коране: Добро и зло не могут быть равны. Так отклони же [зло] добром, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет тебе горячим другом. (Сура «Разъяснены», 41:34)
Всевышний Аллах многократно сообщает верующим, что прощение и милосердие являются подлинными достоинствами и добродетелями человека и те, кто воспитал в себе эти нравственные черты, получат великую награду Всевышнего: «И воздаянием за зло – кара, равная ему. Но кто простит и успокоит, – награда того у Аллаха. Он ведь не любит несправедливых!» (Сура «Совет», 42:40). Аллах также сообщил в Коране, что прощение является добродетелью для верующего, даже если человек совершил явную несправедливость. Айат гласит:
…И ты увидишь с их стороны постоянные измены, лишь кроме немногих их них. Так прости же их и не замечай, – ведь Аллах любит добродеющих!» (Сура «Трапеза», 5:13)
Нравственные качества, которые Ислам повелевает верующим, являются великими добродетелями и несут человечеству мир, спокойствие и справедливость. Тогда как варварство, называемое ныне террором, – это деяние убийц, невежественных фанатиков, не имеющих никакого представления о морали Корана. Единственным цивилизованным методом борьбы против варварства террористов, пытающихся вершить свои кровавые зверства под маской борцов за чистоту веры, является просвещение и воспитание в людях подлинной морали и нравственных заповедей Корана. Иными словами, вероучение Ислама и мораль Корана – это ни коим образом не источник зарождения идеологии террора, но путь к искоренению терроризма как явления.
О ВОЙНЕ В КОРАНЕ
Согласно повелениям Корана, война представляет собой «нежелательную, вынужденную необходимость», к которой должно обращаться лишь в случае ее абсолютной неизбежности, при строжайшем соблюдении четко установленных моральных и гуманных законов и пределов.
В одном из айатов Корана Всевышний Аллах предупреждает верующих, что те, кто разжигают войны на земле – безбожники и Аллах не одобряет войн:
... И стоит им только зажечь огонь для войны, Аллах гасит его. Они усердствуют на земле, чтобы [творить] нечестие, но Аллах не любит нечестивцев! (Сура «Трапеза», 5:64)
В случае возникновения какого-либо конфликта мусульмане не могут начинать войну до тех пор, пока она станет не вынужденной необходимостью и вступать в войну только лишь при нападении с противостоящей стороны, при отсутствии альтернативы военному решению конфликта. Это положение поясняется в Коране так: «Если же они остановят [войну], то и вы [остановите] ... ведь Аллах – Прощающий, Милосердный!» (Сура «Корова», 2:192). Верующие обязаны искать мирного решения и соглашения с конфликтующей стороной, предпочесть мир войне и могут вступать в войну только лишь для обороны в случае агрессии с противоположной стороны.
Пророк Мухаммад (с.а.с) принимал решение о вступлении в войну только в вынужденной ситуации, когда не было иного метода защиты своей общины и лишь с целью ведения оборонительных действий.
Ниспослание Корана Пророку Мухаммаду (с.а.с) длилось ровно 23 года. Первые 13 лет из них мусульмане были меньшинством в среде многобожников Мекки и сталкивались с тяжелейшим давлением и притеснениями с их стороны. Многие первые мусульмане подверглись физическим истязаниям, были убиенны, их лишали домов и имущества, они сталкивались с постоянными оскорблениями и угрозами. Но, несмотря на подобное отношение, мусульмане не прибегали к силе и все время призывали мекканских язычников к миру и истинной вере.
Когда угрозы многобожников стали представлять физическую опасность общине мусульман, последние покинули Мекку и переселились в Ясриб (позже названный Мединой), где стали создавать новую общину в более свободной и дружественной среде жителей города. Даже после создания политической структуры и обретения реальной силы мусульмане не прибегли к войне против агрессивных нападок мекканских язычников. Только после того, как Всевышний Аллах ниспослал Пророку Мухаммаду ( с.а.с) нижеприведенный айат, Пророк отдал приказ своим сподвижникам готовиться к войне:
Тем, которые подвергаются нападению, дозволено [сражаться], защищая себя от насилия. Воистину, во власти Аллаха помочь тем, которые беззаконно были изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: "Наш Господь - Аллах". (Сура «Хадж», 22: 39-40)
Аллах дозволил мусульманам начать войну только по причине жестоких нападок и насилия со стороны многобожников. Иными словами, дозволенной в Исламе является лишь оборонительная война. Коран предупреждает мусульман, что верующие обязаны всеми силами избегать ненужного применения силы и не поддаваться на провокации:
И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте [пределов], – поистине, Аллах не любит преступающих!» (Сура «Корова», 2:190)
После того, как Всевышний Аллах ниспослал верующим эти Откровения, произошел ряд сражений между мусульманами и арабскими племенами-язычниками. Но ни в одном из них мусульмане не были подстрекательствующей стороной. Более того, Пророк Мухаммад (с.а.с), подписав мирный договор с язычниками (известный как Худайбийское соглашение), принял многие условия идолопоклонников и обеспечил мирную, безопасную социальную систему, позволившую мусульманам и язычникам жить в мире. Через некоторое время язычники нарушили договор и в этой ситуации военные действия возобновились. Но стремительный рост числа мусульман сделал Исламскую армию неодолимой силой, арабы-язычники были бессильны и Пророк Мухаммад (с.а.с) во главе этого войска вошел в Мекку. Завоевание города произошло без единой капли крови, не пострадал ни один человек. При желании Пророк мог отомстить языческим вождям побежденного города, причинившим мусульманам столькие страдания. Но он не предпринял ни одного действия против них и, простив их, отпустил на свободу, сохранив за ними право следования их верованиям. Язычники, восхищенные этим высоким поступком Пророка, позднее добровольно приняли Ислам.
Во времена Пророка Мухаммада (с.а.с) не только при завоевании Мекки, но и всех иных городов строго защищались права мирных, ни в чем не повинных и беззащитных людей. Пророк многократно напоминал об этом верующим и был им примером. Так, перед одним из сражений, он обратился к верующим с повелением: «Выходите в поход ради истинной веры Посланника Аллаха. Но не трогайте стариков, женщин и детей. Будьте из улучшателей и добродеющих. Аллах любит благочестивых». В другом изречении Посланник Аллаха разъяснил мусульманам, каково должно быть их поведение в ходе открытых военных действий во время сражения:
Не убивайте детей. Остерегайтесь прикасаться к тем, кто посвятил себя поклонению в церквях! Не убивайте женщин и ветхих старцев. Не жгите и не срубайте деревья. Не разрушайте домов!
Миротворческая политика Пророка Мухаммада (с.а.с) проистекала из принципов вероучения Ислама, ниспосланных в Коране. В Своем Откровении Всевышний Господь повелевает верующим относиться с добром и к тем, кто не исповедует Ислам:
Не дает вам Аллах запрета быть справедливыми и благодетельствовать к тем, которые не сражались с вами из-за веры и не изгоняли вас из ваших жилищ,– ведь Аллах любит справедливых! Но Аллах запрещает вам брать в друзья тех, которые сражались с вами против вашей веры и изгнали вас из ваших жилищ и помогали вашему изгнанию...(Сура «Испытуемая», 60: 8-9)
Коран четко определяет отношение мусульманина к немусульманину: мусульманин должен относиться с благом ко всем людям и не брать себе друзьями только тех, кто проявляет враждебность к Исламу. Если люди, враждебные мусульманам, посягнут на их души и имущество и это станет причиной войны, то мусульмане обязаны вести эту войну справедливо, соблюдая все законы человечности. Мусульманам запрещены все виды насилия и несправедливого применения силы без вынужденной на то необходимости.
СМЫСЛ ПОНЯТИЯ «ДЖИХАД»
Другое важнейшее положение Ислама, требующее ясного понимания в контексте изучаемого вопроса, является понятие «джихада».
Прямым значением слова «джихад» является «усердие». Согласно вероучению Ислама, выражение «вести джихад» означает «усердствовать, прилагать старания». Пророк Мухаммад (с.а.с) разъяснил верующим, что «самый великий джихад – это джихад, который человек ведет с собственным естеством». Под словом «естество» здесь подразумеваются низменные, эгоистичные страсти, алчность человека.
Идейная борьба за установление справедливости, мира и равноправия, против тех, кто вершит несправедливость к людям, угнетает их, подвергает насилию и жестокости, нарушает законные права человека - также является джихадом. Таким же образом любого рода идейная борьба с антирелигиозными, атеистическими, богопротивными учениями есть джихад в полном смысле этого слова.
Наряду с идейными и духовными значениями этого положения, война, как способ физической борьбы, также считается джихадом. Но эта война, как мы и упоминали об этом ранее, согласно повелениям Корана, может быть только оборонительной и вестись при строгом соблюдении моральных принципов Ислама. Использование же понятия джихада применительно к любым формам насилия, направленным против ни в чем не повинных людей, то есть для описания террора, является величайшей несправедливостью и искажением истины.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 685.