Задача этапа: сделать вывод о важности психологической компетентности в вопросах теоретического освоения и практического применения методов возрастной психологии.
Литература: 3, 4.
Дополнительная литература: 11.
Информационное сопровождение: 13, 14.
Самостоятельная работа
Инвариантная часть
Подготовка к семинарскому занятию 1
План подготовки:
1. Из курса «Общая психология» вспомните классификацию основных методов психологии. Подготовьте доклады по теме семинарского занятия.
2. Познакомьтесь с основными рекомендациями к практике публичного выступления.
3. Отработайте умения публичного выступления на основе материалов семинара. Для самоконтроля используйте аудио- и (или) видеозапись своего выступления. Можно также использовать метод «репетиции» с однокурсниками, используя предлагаемые параметры и критерии оценки публичного выступления.
Информационное сопровождение: 1.3, 14
Задания для самостоятельной работы:
Задание 1. На примере своей учебной группы, используя метод наблюдения (как организованного, целенаправленного, фиксируемого восприятия психических явлений с целью их изучения в определённых условиях), составьте описание поведения трех студентов на разных учебных занятиях по следующей схеме:
Параметры и критерии оценки поведения в процессе учебного занятия:
Параметр наблюдения
Критерии оценки поведенческих проявлений
Дата наблюдения:_______ Время наблюдения: _________ Группа:________
Имя студента (закодировать) |
Лекция |
Семинарское занятие |
Практикум | |||||||||
Включенность в процесс (0%-100%) | Активность (0%-100%) | Готовность к занятию (0%-100%) | Результативность (0%-100%) | Включенность в процесс (0%-100%) | Активность (0%-100%) | Готовность к занятию (0%-100%) | Результативность (0%-100%) | Включенность в процесс (0%-100%) | Активность (0%-100%) | Готовность к занятию (0%-100%) | Результативность (0%-100%) | |
1. | ||||||||||||
2. | ||||||||||||
3. |
Задание 2. На основе наблюдения за поведенческими проявлениями студентов в процессе учебного занятия оставьте описательную характеристику параметрам оценки:
Уровень | Описательная характеристика |
Низкий уровень (0%-40%) | Студент не активен, его внимание направлено на другие объекты (телефонные СМС, переписывание конспектов…), основную часть учебного времени студент … и.т.д. |
Уровень ниже среднего (41%-70%) | … |
Средний уровень (71%-80%) | … |
Уровень выше среднего (81%-90%) | … |
Высокий уровень (91%-100%) | … |
Задание 3. Составьте план-конспект к лекции 1.
Задание 4. Дайте определение понятиям:
Валидность
Возрастная психология
Задатки
Личности
Метод беседы
Метод наблюдения
Надёжность
Онтогенеза
Организованное обучение
Органическая обусловленность развития
Психологическое тестирование
Психология развития
Психолого-педагогический эксперимент
Сознание
Способности
Средовая обусловленность развития
Стандартность
Стихийное обучение
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы:3, 14.
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции
наименование оценочного средства
ОПК-8: З.1, З.2, В.1
Подготовка и участие в семинарском занятии. Собеседование по тестовым заданиям.
Задание 3, 4
ОК-8: З.2,У.2, В.2
Задание 1, 2
Раздел 2. Возрастные этапы и особенности психического развития
ОПК-8. Готов моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач
ПК-8. Готов к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста)
Цель: определить основные особенности возрастного развития личности, выявить личностные новообразования и адекватно применять эти знания в профессиональной педагогической деятельности.
Задачи:
· определить периодизацию возрастного развития;
· проанализировать и обобщить основные законы возрастного развития;
· определить основные новообразования на разных этапах онтогенеза;
· установить взаимосвязь между адекватным возрастным личностным
развитием и психологическим здоровьем человека;
· раскрыть психологические особенности человека на основных этапах
онтогенеза.
Содержание раздела
План лекций
План семинарских занятий
Лекция 2. Периодизация психологического развития человека в онтогенезе (2 часа)
Цель: Обобщить основные классификации возрастной периодизации. Интегрировать значимость знаний о периодах психического развития в модель личностного развития.
План:
1. Основные подходы к классификации возрастных периодов человека:
· Периодизация Жана Пиаже;
· Периодизация Дмитрия Борисовича Эльконина;
· Периодизация Эрика Эриксона.
2. Интеграция знаний о периодизации возрастного развития в континуум планирования личностного роста.
Литература: 1, 2, 3, 4.
Дополнительная литература: 11.
Информационное сопровождение: 13, 14.
Лекция 3 . Феноменология детства (2 часа)
Цель: Определить детство как важную интегральную систему начального этапа развития человека.
План:
1. Психическое развитие в младенчестве: врожденные формы психики и поведения; двигательная активность ребенка; когнитивные процессы (восприятие, память, речь, мышление) у младенцев.
2. Психическое развитие ребенка в раннем детстве: от 1 года до 3 лет.
3. Психология дошкольника. Психологическая готовность к обучению в школе.
4. Психологические особенности начального этапа обучения. Трудовая и учебная деятельность младшего школьника.
5. Развитие личности в детском возрасте.
Литература: 1, 2, 3, 4.
Дополнительная литература: 11.
Информационное сопровождение: 13, 14.
Лекция 4 . Отрочество (2 часа)
Цель: Раскрыть понятие «отрочество» совокупность основных периодов подросткового развития. Определить основные проблемы личностного развития и рассмотреть основы первичной психолого-педагогической профилактики аномалий в развитии личности в период отрочества.
План:
1. Отрочество как начальный период перехода к взрослости. Юность: профессиональное становление и личностное плато.
2. Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте.
3. Картография личностного развития в подростковом возрасте. Основные проблемы и противоречия личностного развития в подростковом возрасте.
4. Психолого-педагогическая профилактика аномалий в развитии личности подростка.
Литература: 1, 2, 3, 4.
Дополнительная литература: 11, 12.
Информационное сопровождение: 13, 14.
Семинарское занятие 2.
Интегративная психология как современная основа возрастной психологии (2 часа)
Цель: Смоделировать основные психические возрастные новообразования личности в континууме парадигмы интегративной психологии.
Дидактический материал:
· Видеопроектор, ноутбук, колонки.
· Заготовленный макет таблицы «Картография психической реальности личностных новообразований».
Образовательные технологии:
· практикум публичной презентации итога групповой работы;
· технология организации группового взаимодействия в процессе моделирования возрастного личностного развития;
· проектная деятельность.
ПЛАН
Организационный этап.
Вступительное слово преподавателя.
Мотивация аудитории.
Задача этапа: актуализировать студентов в формат проблемы: «Для чего в контексте психологической компетентности нужны знания о личностных новообразованиях в процессе онтогенеза?».
Моделирование картографии психической реальности личностных новообразований.
Задача этапа: создать модель психической реальности личностных новообразований; развивать навыки совместной групповой работы.
1. Распределить студентов на микрогруппы по 5-7 человек.
2. Обобщить знания по вопросу: Развитие личности на разных этапах онтогенеза в континууме итегративной психологии:
· Развитие «Я-материального (персоны)»: младенчество, детство, отрочество, юность.
· Развитие «Я-социального (интерперсоны)»: младенчество, детство, отрочество, юность.
· Развитие «Я-духовного (трансперсоны)»: младенчество, детство, отрочество, юность.
3. Составьте картографию развития психической реальности на разных этапах онтогенеза, данные внесите в общую таблицу:
Картография психической реальности личностных новообразований
Дата: 2018-12-21, просмотров: 322.