Направление:44.03.04 – «Профессиональное обучение»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ВОЗРАСТОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Направление:44.03.04 – «Профессиональное обучение»

Уровень образования: бакалавриат

Профильная направленность:

Декоративно-прикладное искусство и дизайн,

Производство продовольственных продуктов,

Транспорт, Экономика и управление,

Информатика и вычислительная техника

 

 

Челябинск, 2017

 

 

 


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 4

2  СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

3  СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 5

4  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 5

5  ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 5

6  МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 7

7  ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 8

8  ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 8

9  ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 8

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 10

 


 

 





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Основы возрастной психология» (код 44.03.04) является дисциплиной базовой части учебного плана в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и изучается студентами на втором курсе в четвертом семестре по всем отраслевым направлениям подготовки бакалавров профессионального обучения. Рабочая программа дисциплины (далее РПД) содержит программу учебной дисциплины, полнотекстовый курс лекций и практических занятий, оценочные средства, методические рекомендации по выполнению всех видов самостоятельной работы студентов, критерии освоенности компетенций.

В соответствии с учебным планом очной формы обучения по всем направлениям:

· Декоративно-прикладное искусство и дизайн,

· Производство продовольственных продуктов,

· Транспорт, Экономика и управление,

· Информатика и вычислительная техника

· 108 часов Аудиторная работа –12 часов лекционных занятий, 12 часа практических занятий.

· Самостоятельная работа - 84 часа.

В соответствии с учебным планом заочной формы обучения  разница в часах представлена в

таблице:

Направление

Семестр

Количество часов

Всего Лекционные занятия Практические занятия Самостоятельная работа Итоговый контроль ЗЕТ
Декоративно-прикладное искусство и дизайн   Производство продовольственных продуктов   Транспорт   Правоведение и правоохранительная деятельность 4 108 4 4 96 Зачет 3
               

 

Научной основой для построения программы данной дисциплины является методология интегративного подхода к изучению человека как объекта научного познания. Курс изучается после дисциплины «Общая психология», что позволяет в процессе обучения ориентироваться на ранее сформированные компетенции.

Дисциплина «Основы возрастной психологии» является основой для последующего изучения других дисциплин психолого-педагогического блока: «Психология профессии», «Общая и профессиональная педагогика», «Педагогические технологии», «Психология управления» и т. п.

Выпускникам - педагогам профессионального обучения важно научиться понимать психологические особенности возрастного развития личности вообще и юношеского возраста в частности, используя их в процессе профессиональной педагогической деятельности. 

Целью настоящего курса является формирование представлений о теоретико-методологических основах возрастной психологии, современном состоянии развития возрастной научной психологии, ее основных категориях, принципах, необходимых для более глубокого понимания предмета возрастной психологии – особенностей психического развития детей при переходе из одного возраста в другой. 

Основные задачи курса:

· создать у студентов целостное представление об основных особенностях возрастного развития, как системы универсальных проявлений психической реальности, свойственные определенной возрастной группе детей, подростков и юношей;

· формировать систему компетенций, связанных с современным пониманием основ возрастной психологии;

· формировать общеучебные компетенции студента вуза: умение формулировать и анализировать основные теоретические понятия; конспектировать и реферировать информационные источники по обозначенным проблемам;

· организовать самостоятельную работу студентов по освоению общекультурных и общепрофессиональных компетенций;

· формировать профессионально-важные качества личности педагога профессионального обучения каксубъекта образования.

Дисциплина «Основы возрастной психологии» направлена на формирование у студентов необходимых представлений о психологических закономерностях в процессе возрастного развития человека. В результате изучения дисциплины у студентов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности особенностей психического развития детей при переходе из одного возраста в другой, ее закономерностях и специфических особенностях. Это позволит им понимать психологические возрастные особенности обучающихся в процессе профессионального образования и применять полученные знания в профессионально-педагогической деятельности.

Студенты знакомятся с понятиями «возрастная психология», «психология возрастного развития», «предмет возрастной психологии», «возрастные эволюционные изменения психики», «возрастные революционные изменения психики», «возрастные ситуационные изменения психики», «законы психического развития», «органическая обусловленность психического развития», «средовая обусловленность психического развития»,«проблема соотношения задатков и способностей в развитии», «проблема соотношения интеллекта и личности в развитии», «методы исследования в возрастной психологии» и т. п.

В процессе изучения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать уметь владеть
 1 ОПК-8. Готов моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач   Знать методы, формы, техники, технологии организации коммуникативного взаимодействия.     Знать методы, формы, техники, технологии организации коммуникативного взаимодействия в процессе решения профессионально-педагогических задач.   Уметь  применять методы, формы, техники, технологии организации коммуникативного взаимодействия с учетом возрастных особенностей.   Уметь осуществлять конструктивное коммуникативное взаимодействие со студентами как субъектами профессионального образования юношеского возраста.   Владетьметодами управления коммуникативным  взаимодействием со студентами как субъектами профессионального образования юношеского возраста. Владеть методами управления коммуникативным взаимодействием с целью решенияпрофессионально-педагогических задач со всеми субъектами профессионального образования.  
2 ПК-8. Готов к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста) Знать закономерности формирования и развития личности рабочего на разных этапах возрастного развития. Знать основные закономерности развития личности старшего подросткового, юношеского и взрослого возраста.     Уметь выбирать адекватные методы диагностики личности рабочего и прогнозировать его профессиональное развитие. Уметь обоснованно выбирать методы диагностики личности рабочего и прогнозировать профессиональное развитие обучающихся системы начального и среднего профессионального образования. Владеть методами диагностики и прогнозирования личности рабочего.     Владеть методами диагностики прогнозирования личности обучающихся системы начального и среднего профессионального образования.    

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2(а)

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности для студентов очной формы обучения

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

 
Л СЗ / ПЗ СР

Всего

1 2 4 5 6

 

1 Основы возрастной психологии как научная дисциплина 2 2/0 28

 

2 Возрастные этапы и особенности психического развития 6 2/2 28

 

3 Психология юношеского возраста 4 2/4 28

 

ИТОГО

12 12 84

108

             

 

Таблица 2(б)

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности для студентов заочной формы обучения

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л СЗ / ПЗ СР Зачет Всего
1 2 4 5 6 - 8
1 Основы возрастной психологии как научная дисциплина 2 0 10 - 12
2 Возрастные этапы и особенности психического развития 0 2 20 - 22
3 Психология юношеского возраста 4 2 30 - 36

ИТОГО

4 4 96 4 108

 


 

Таблица 3

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

 Раздел 1. Основы возрастной психологии как научная дисциплина

ОПК-8. Готов моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач

ПК-8. Готов к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста)

Цель: синтезировать научную методологию возрастной психологии через интеграцию познания психического в процессе возрастного развития для оптимизации решения профессионально-педагогических задач.


Задачи:

· определить основные научные категории возрастной психологии: объект, предмет, методологическая база, теоретические аспекты;

· познакомить студентов с основными научными направлениями возрастной психологии;

· систематизировать методы возрастной психологии.

Содержание раздела

План лекций

План семинарских занятий

План практикумов

Лекция 1. Научная основа возрастной психологии (2 часа)

Цель: Раскрыть научные основы возрастной психологии. Показать значимость изучения дисциплины «Возрастная психология» для педагогов профессионального образования.

План:

1. Основные особенности психического развития человека на разных этапах онтогенеза как предмет возрастной психологии.

2. Проблемы возрастной психологии:

· Органическая и средовая обусловленность психического развития человека;

· Влияние стихийного и организованного обучения и воспитание на развитие детей и подростков;

· Соотношение задатков и способностей;

· Влияние эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике и поведении детей и подростков;

· Соотношение интеллектуальных, эмоциональных, волевых изменений в общем психологическом развитии.

3. Основные методы исследования в возрастной психологии:

· Наблюдение;

· Опрос;

· Эксперимент;

· Тестирование.

Литература: 1, 3.

Дополнительная литература: 11,

Информационное сопровождение: 13, 14.

Семинарское занятие 1.

Методы возрастной психологии (2 часа)

Цель: Обобщить и классифицировать методы возрастной психологии.

Дидактический материал:

· Видеопроектор, ноутбук, колонки.

Образовательные технологии:

· Практика публичного выступления;

· проектная деятельность.

ПЛАН

Организационный этап

Вступительное слово преподавателя.

Мотивация аудитории.

Задача этапа: актуализировать студентов в формат проблемы: «Для чего в контексте психологической компетентности нужны знания о методах возрастной психологии?».

Дискурс по проблеме «Зачем педагогу профессионального образования знать методы из области психологических знаний и психологической практики?»

Задача этапа: обобщить знания о методах возрастной психологии; учиться участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения.

1. Источники методов возрастной психологии:

· Методы, заимствованные из общей психологии.

· Методы, заимствованные из дифференциальной психологии.

· Методы, заимствованные из социальной психологии.

2. Содержательные аспекты методов возрастной психологии:

· Методы психологической диагностики;

· Методы психологической профилактики;

· Методы психологической коррекции.

Подготовка к семинарскому занятию 1

План подготовки:

1. Из курса «Общая психология» вспомните классификацию основных методов психологии. Подготовьте доклады по теме семинарского занятия.

2. Познакомьтесь с основными рекомендациями к практике публичного выступления.

3. Отработайте умения публичного выступления на основе материалов семинара. Для самоконтроля используйте аудио- и (или) видеозапись своего выступления. Можно также использовать метод «репетиции» с однокурсниками, используя предлагаемые параметры и критерии оценки публичного выступления.

Информационное сопровождение: 1.3, 14

Задания для самостоятельной работы:

Задание 1. На примере своей учебной группы, используя метод наблюдения (как организованного, целенаправленного, фиксируемого восприятия психических явлений с целью их изучения в определённых условиях), составьте описание поведения трех студентов на разных учебных занятиях по следующей схеме:

Параметры и критерии оценки поведения в процессе учебного занятия:

Параметр наблюдения

Лекция

Семинарское занятие

Практикум

Включенность в процесс (0%-100%) Активность  (0%-100%) Готовность к занятию (0%-100%) Результативность (0%-100%) Включенность в процесс (0%-100%) Активность  (0%-100%) Готовность к занятию (0%-100%) Результативность (0%-100%) Включенность в процесс (0%-100%) Активность  (0%-100%) Готовность к занятию (0%-100%) Результативность (0%-100%)
1.                        
2.                        
3.                        

Задание 2. На основе наблюдения за поведенческими проявлениями студентов в процессе учебного занятия оставьте описательную характеристику параметрам оценки:

Уровень Описательная характеристика
Низкий уровень (0%-40%) Студент не активен, его внимание направлено на другие объекты (телефонные СМС, переписывание конспектов…), основную часть учебного времени студент … и.т.д.
Уровень ниже среднего (41%-70%)
Средний уровень (71%-80%)
Уровень выше среднего (81%-90%)
Высокий уровень (91%-100%)

Задание 3. Составьте план-конспект к лекции 1.

Задание 4. Дайте определение понятиям:

Валидность

Возрастная психология

Задатки

Личности

Метод беседы

Метод наблюдения

Надёжность

Онтогенеза

Организованное обучение

Органическая обусловленность развития

Психологическое тестирование

Психология развития

Психолого-педагогический эксперимент

Сознание

Способности

Средовая обусловленность развития

Стандартность

Стихийное обучение

Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы:3, 14.

Тестовые задания (Приложение 1)  Выполнение тестовых заданий 1, 2, 3 уровней по 1 разделу дисциплины

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции 

наименование оценочного средства

ОПК-8: З.1, З.2, В.1

Подготовка и участие в семинарском занятии. Собеседование по тестовым заданиям.

Задание 3, 4

ОК-8:   З.2,У.2, В.2

Задание 1, 2

Раздел 2. Возрастные этапы и особенности психического развития

ОПК-8. Готов моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач

ПК-8. Готов к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста)

Цель:   определить основные особенности возрастного развития личности, выявить личностные новообразования и адекватно применять эти знания в профессиональной педагогической деятельности.  

        Задачи:

· определить периодизацию возрастного развития;

· проанализировать и обобщить основные законы возрастного развития;

· определить основные новообразования на разных этапах онтогенеза;

· установить взаимосвязь между адекватным возрастным личностным

развитием и психологическим здоровьем человека;

· раскрыть психологические особенности человека на основных этапах

онтогенеза.

Содержание раздела

План лекций

План семинарских занятий

План практикумов

Лекция 2. Периодизация психологического развития человека в онтогенезе (2 часа)

Цель: Обобщить основные классификации возрастной периодизации. Интегрировать значимость знаний о периодах психического развития в модель личностного развития.

План:

1. Основные подходы к классификации возрастных периодов человека:

· Периодизация Жана Пиаже;

· Периодизация Дмитрия Борисовича Эльконина;

· Периодизация Эрика Эриксона.

2. Интеграция знаний о периодизации возрастного развития в континуум планирования личностного роста.

Литература: 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: 11.

Информационное сопровождение: 13, 14.

Лекция 3 . Феноменология детства (2 часа)

Цель: Определить детство как важную интегральную систему начального этапа развития человека.

План:

1. Психическое развитие в младенчестве: врожденные формы психики и поведения; двигательная активность ребенка; когнитивные процессы (восприятие, память, речь, мышление) у младенцев.

2. Психическое развитие ребенка в раннем детстве: от 1 года до 3 лет.

3. Психология дошкольника. Психологическая готовность к обучению в школе.

4. Психологические особенности начального этапа обучения. Трудовая и учебная деятельность младшего школьника.

5. Развитие личности в детском возрасте.

Литература: 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература:  11.

Информационное сопровождение: 13, 14.

Лекция 4 .  Отрочество (2 часа)

Цель: Раскрыть понятие «отрочество» совокупность основных периодов подросткового развития. Определить основные проблемы личностного развития и рассмотреть основы первичной психолого-педагогической профилактики аномалий в развитии личности в период отрочества.

План:

1. Отрочество как начальный период перехода к взрослости. Юность: профессиональное становление и личностное плато.

2. Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте.

3. Картография личностного развития в подростковом возрасте. Основные проблемы и противоречия личностного развития в подростковом возрасте.

4. Психолого-педагогическая профилактика аномалий в развитии личности подростка.

Литература: 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература:  11, 12.

Информационное сопровождение: 13, 14.

 

Семинарское занятие 2.

Интегративная психология как современная основа возрастной психологии (2 часа)

Цель: Смоделировать основные психические возрастные новообразования личности в континууме парадигмы интегративной психологии. 

Дидактический материал:

· Видеопроектор, ноутбук, колонки.

· Заготовленный макет таблицы «Картография психической реальности личностных новообразований».

Образовательные технологии:

· практикум публичной презентации итога групповой работы;

· технология организации группового взаимодействия в процессе моделирования возрастного личностного развития;

· проектная деятельность.

ПЛАН

Организационный этап.

Вступительное слово преподавателя.

Мотивация аудитории.

Задача этапа: актуализировать студентов в формат проблемы: «Для чего в контексте психологической компетентности нужны знания о личностных новообразованиях в процессе онтогенеза?».

Моделирование картографии психической реальности личностных новообразований.

Задача этапа: создать модель психической реальности личностных новообразований; развивать навыки совместной групповой работы.

1. Распределить студентов на микрогруппы по 5-7 человек.

2. Обобщить знания по вопросу: Развитие личности на разных этапах онтогенеза в континууме итегративной психологии:

· Развитие «Я-материального (персоны)»: младенчество, детство, отрочество, юность.

· Развитие «Я-социального (интерперсоны)»: младенчество, детство, отрочество, юность.

· Развитие «Я-духовного (трансперсоны)»: младенчество, детство, отрочество, юность.

3. Составьте картографию развития психической реальности на разных этапах онтогенеза, данные внесите в общую таблицу:

 

Картография психической реальности личностных новообразований

ОПК-8: З.1, З.2, В.1, В. 2.

Подготовка и участие в семинарском занятии. Участие в практическом занятии. Собеседование по тестовым заданиям. Задания 5, 6, 7.

ОК-8: З.1, З.2, У.2, В.1

Задания 8, 9, 10, 11.

Раздел 3. Психология юношеского возраста

ОПК-8. Готов моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач

ПК-8. Готов к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста)

Цель: определить основные закономерности психических новообразований в юношеском возрасте, сформировать картографию психических проявлений в юношеском возрасте, детерминирующих оптимизацию образовательного процесса.

Задачи:

· определить закономерности проявлений основных психических новообразований в юношеском возрасте: интеллектуальная зрелость, формирование мировоззренческих, морально-нравственных категорий, полоролевая идентификация, профессиональное самоопределение, определение системы социальных отношений;

· составить картографию психических проявлений в юношеском возрасте в контексте парадигмы интегративной психологии;

· оптимизировать образовательный процесс посредством активизации потребностей, свойственных юношескому возрасту.

Содержание раздела

План лекций

План семинарских занятий

План практикумов

Лекция 5. Общая характеристика юношеского возраста (2 часа) Цель: Обобщить и классифицировать основные типичные новообразования и проблемы юношеского возраста. План: 1. Особенности психического развития в юношеском возрасте. 2. Основные задачи и проблемы личностного развития на этапах юношеского возраста. Временная перспектива и профессиональное самоопределение. Литература: 3, 4, 6,7. Дополнительная литература: 11, 12. Информационное сопровождение: 13, 14. Лекция 6. Семья как перспектива личностной гармонизации (2 часа) Цель: Определить потребностные ориентации в создании гармоничных семейных отношений в юношеском возрасте как перспективную основу личностного благополучия. Раскрыть основные аспекты счастливых семейных отношений. План: 1. Основные аспекты гармоничной счастливой семьи. 2. Партнерские отношения между супругами. Психологические ориентиры выбора будущего супруга как важная стратегия личностного развития в юношеском возрасте. 3. Гармонизация детско-родительских отношений как фактор семейного счастья. Литература: 3, 4, 6,7. Дополнительная литература: 11, 12. Информационное сопровождение: 13, 14.

Семинарское занятие 3.

Профессиональное самоопределение и становление как основной аспект развития личности в юношеском возрасте (2 часа)

Цель: Определить и обосновать важность профессионального определения и становления личности в жизни человека; учиться прогнозировать профессиональное личностное развитие с учетом выбранной профессиональной деятельности.

Дидактический материал:

· Видеопроектор, ноутбук, колонки.

· Тестовые задания и результаты.

· Протоколы психодиагностического исследования личности.

Образовательные технологии:

· технология организации группового взаимодействия в процессе моделирования педагогической ситуации;

· проектная деятельность.

План подготовки:

1. Подберите и апробируйте методы психологической диагностики в процессе профессионального определения.

2. Вспомните из дисциплины «Общая психология» содержание профессиограммы педагога профессионального образования и структуру индивидуальной программы личностного развития.

ПЛАН

Организационный этап

Вступительное слово преподавателя.

Мотивация аудитории.

Задача этапа: актуализировать студентов в формат проблемы: «Для чего в контексте психологической компетентности нужны знания о вопросах профессионального определения, становления и развития?».

Дидактический материал:

· изобразительные средства: журналы, красочные картинки, фотографии, фломастеры, гуашь, кисти, ножницы, клей и т.п.,

· фотоаппарат.

Образовательные технологии:

· творческая и научно-исследовательская деятельность;

· технология организации группового взаимодействия;

· проектная деятельность.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Организационный этап.

Вступительное слово преподавателя.

Мотивация аудитории.

Задача этапа: актуализировать студентов в формат проблемы: «Для чего в контексте психологической компетентности нужны знания об основных закономерностях счастливой семьи?».

Дидактический материал:

· Листы с подготовленными экспресс-вопросами,

· Фрагменты фильмов, видеороликов, слайды, сопровождающие доклад.

· Видеопроектор, ноутбук, колонки.

Образовательные технологии:

· творческая игровая деятельность;

· технология организации группового взаимодействия в процессе деловой игры;

· проектная деятельность.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Организационный этап

Вступительное слово преподавателя.

Мотивация аудитории.

Задача этапа: актуализировать студентов в формат проблемы: «Для чего в контексте психологической компетентности нужны знания об основных закономерностях развития личности в юношеском возрасте?».

ОПК-8: З.1, З.2, У.1, У.2.

Подготовка и участие в семинарском занятии. Подготовка и участие в практических заятиях.

Собеседование по тестовым заданиям.

Задания 12, 13.

ОК-8: З.1, З.2, У.2, В.1

Задания 14, 15, 16.

             

 

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

Основная учебная литература

1. elecat.cspu.ru

2. http://elib.cspu.ru/xmlui

3. http://iprbookshop.ru/

4. e.lanbook.com

5. http://www.consultant.ru/online/

6. http://www.cspu.ru/o_cspu/podrazdeleniya/nauchnaya-biblioteka/index.php


Информационное обеспечение

1. Персональный сайт Литке С.Г.: http://литке.рф

2. Литке, С. Г., ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Компьютерная

презентация лекций. – Челябинск, 2014.

 

4. Фонд оценочных средств для проведения ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Таблица 6

 4.1. Оценочные средства контроля формируемых компетенций

Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции Оценочные средства контроля формирования компетенций

ОПК-8. Готов моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач

Знать: З.1. знатьметоды, формы, техники, технологии организации коммуникативного взаимодействия. З.2. знать методы, формы, техники, технологии организации коммуникативного взаимодействия в процессе решения профессионально-педагогических задач. Уметь: У.1.Уметь применять методы, формы, техники, технологии организации коммуникативного взаимодействия с учетом возрастных особенностей. У.2. Уметьосуществлять конструктивное коммуникативное взаимодействие со студентами как субъектами профессионального образования юношеского возраста. Владеть: В.1. Владеть методами управления коммуникативным взаимодействием со студентами как субъектами профессионального образования юношеского возраста. В.2.Владеть методами управления коммуникативным взаимодействием с целью решения профессионально-педагогических задач со всеми субъектами профессионального образования. Текущий контроль: Проверка выполнения самостоятельной работы, устный опрос, оценка участия в семинарских занятиях, оценка выполнения практических заданий в процессе практикумов,  индивидуальное собеседование Промежуточная аттестация: зачет

 

4.2. Контрольные задания и материалы для текущего контроля

Задания и методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы представлены в  учебном пособии 3.

36 : 28 : 36

Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации:

Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

       Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.

       Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.

4.5. Способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации и сформированности компетенции:

Определение коэффициента успешности (КУ1, КУ2, КУ3)выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа.

       Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что студент у которого коэффициент сформированности компетенций составляет 0,7-0,5 готов и способен осуществлять её в своей профессиональной деятельности в частности на педагогической практике.

Таблица 9

4.6. Уровень сформированности компетенции

 

Стеновый показатель К(ОП) Уровень компетентности К(ОП) Отметка
0,75-1,00 0,61-0,75 0,41-0,60 0,31-0,40 0,10-0,30 Высокий Выше среднего Допустимый Критический Недопустимый Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно Неудовлетворительно

 

 

Вопросы к зачету

Тестовые задания 2-го, 3-го уровней (Приложение 1).

 

Иные сведения

Таблица 12

Процент интерактивных занятий от объема аудиторных занятий: 100%

№ п/п Виды учебной работы Образовательные технологии
1 3 4
1. Лекции Проблемная, визуализация, использование раздаточного материала.
2. Семинарские занятия Формат публичного выступления (по выбору студента): доклад, выступление, мини-лекция, сообщение, беседа. Круглый стол.
3. Практическое занятие Методы психодиагностического исследования личности. Психокоррекционные технологии.


ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ

РПД ______________________________________________________________

утверждена «___»________20___г.

Внесены изменения:

Содержание изменения Дата и № протокола заседания кафедры
1    
2    
3    
4    
5    
6    
7    

 

Тестовые задания по вариативной части самостоятельной работы дисциплины

 «Основы возрастной психологиия»

Тестовые задания по 1 разделу дисциплины

Вариативная часть контроля

Раздел 1. Основы возрастной психологии как научная дисциплина

Ку ЗНАТЬ Ку УМЕТЬ Ку ВЛАДЕТЬ Тестовые задания (1 уровень) Тестовые задания (2,3 уровни) Задания 3, 4. Составить вопросы к лекциям, собеседование по материалам лекций. Тезаурус понятий. Ку=  подготовка и участие в семинаре 1.     Ку= Задания 1, 2. Ку= Кком1=    

Раздел 2. Возрастные этапы и особенности психического развития

Задания 8, 9, 10: Составить вопросы к лекциям, собеседование по материалам лекций. Тезаурус понятий. Ку= Подготовка и участие в семинаре 2. Подготовка и участие в практическом занятии 1. Задание 11.   Ку= Задания 5, 6, 7. Ку= Кком2=

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ВОЗРАСТОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Направление:44.03.04 – «Профессиональное обучение»

Уровень образования: бакалавриат

Профильная направленность:

Декоративно-прикладное искусство и дизайн,

Производство продовольственных продуктов,

Транспорт, Экономика и управление,

Информатика и вычислительная техника

 

 

Челябинск, 2017

 

 

 


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 4

2  СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

3  СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 5

4  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 5

5  ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 5

6  МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 7

7  ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 8

8  ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 8

9  ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 8

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 10

 


 

 





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Основы возрастной психология» (код 44.03.04) является дисциплиной базовой части учебного плана в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и изучается студентами на втором курсе в четвертом семестре по всем отраслевым направлениям подготовки бакалавров профессионального обучения. Рабочая программа дисциплины (далее РПД) содержит программу учебной дисциплины, полнотекстовый курс лекций и практических занятий, оценочные средства, методические рекомендации по выполнению всех видов самостоятельной работы студентов, критерии освоенности компетенций.

В соответствии с учебным планом очной формы обучения по всем направлениям:

· Декоративно-прикладное искусство и дизайн,

· Производство продовольственных продуктов,

· Транспорт, Экономика и управление,

· Информатика и вычислительная техника

· 108 часов Аудиторная работа –12 часов лекционных занятий, 12 часа практических занятий.

· Самостоятельная работа - 84 часа.

В соответствии с учебным планом заочной формы обучения  разница в часах представлена в

таблице:

Направление

Семестр

Количество часов

Всего Лекционные занятия Практические занятия Самостоятельная работа Итоговый контроль ЗЕТ
Декоративно-прикладное искусство и дизайн   Производство продовольственных продуктов   Транспорт   Правоведение и правоохранительная деятельность 4 108 4 4 96 Зачет 3
               

 

Научной основой для построения программы данной дисциплины является методология интегративного подхода к изучению человека как объекта научного познания. Курс изучается после дисциплины «Общая психология», что позволяет в процессе обучения ориентироваться на ранее сформированные компетенции.

Дисциплина «Основы возрастной психологии» является основой для последующего изучения других дисциплин психолого-педагогического блока: «Психология профессии», «Общая и профессиональная педагогика», «Педагогические технологии», «Психология управления» и т. п.

Выпускникам - педагогам профессионального обучения важно научиться понимать психологические особенности возрастного развития личности вообще и юношеского возраста в частности, используя их в процессе профессиональной педагогической деятельности. 

Целью настоящего курса является формирование представлений о теоретико-методологических основах возрастной психологии, современном состоянии развития возрастной научной психологии, ее основных категориях, принципах, необходимых для более глубокого понимания предмета возрастной психологии – особенностей психического развития детей при переходе из одного возраста в другой. 

Основные задачи курса:

· создать у студентов целостное представление об основных особенностях возрастного развития, как системы универсальных проявлений психической реальности, свойственные определенной возрастной группе детей, подростков и юношей;

· формировать систему компетенций, связанных с современным пониманием основ возрастной психологии;

· формировать общеучебные компетенции студента вуза: умение формулировать и анализировать основные теоретические понятия; конспектировать и реферировать информационные источники по обозначенным проблемам;

· организовать самостоятельную работу студентов по освоению общекультурных и общепрофессиональных компетенций;

· формировать профессионально-важные качества личности педагога профессионального обучения каксубъекта образования.

Дисциплина «Основы возрастной психологии» направлена на формирование у студентов необходимых представлений о психологических закономерностях в процессе возрастного развития человека. В результате изучения дисциплины у студентов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности особенностей психического развития детей при переходе из одного возраста в другой, ее закономерностях и специфических особенностях. Это позволит им понимать психологические возрастные особенности обучающихся в процессе профессионального образования и применять полученные знания в профессионально-педагогической деятельности.

Студенты знакомятся с понятиями «возрастная психология», «психология возрастного развития», «предмет возрастной психологии», «возрастные эволюционные изменения психики», «возрастные революционные изменения психики», «возрастные ситуационные изменения психики», «законы психического развития», «органическая обусловленность психического развития», «средовая обусловленность психического развития»,«проблема соотношения задатков и способностей в развитии», «проблема соотношения интеллекта и личности в развитии», «методы исследования в возрастной психологии» и т. п.

В процессе изучения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать уметь владеть
 1 ОПК-8. Готов моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач   Знать методы, формы, техники, технологии организации коммуникативного взаимодействия.     Знать методы, формы, техники, технологии организации коммуникативного взаимодействия в процессе решения профессионально-педагогических задач.   Уметь  применять методы, формы, техники, технологии организации коммуникативного взаимодействия с учетом возрастных особенностей.   Уметь осуществлять конструктивное коммуникативное взаимодействие со студентами как субъектами профессионального образования юношеского возраста.   Владетьметодами управления коммуникативным  взаимодействием со студентами как субъектами профессионального образования юношеского возраста. Владеть методами управления коммуникативным взаимодействием с целью решенияпрофессионально-педагогических задач со всеми субъектами профессионального образования.  
2 ПК-8. Готов к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста) Знать закономерности формирования и развития личности рабочего на разных этапах возрастного развития. Знать основные закономерности развития личности старшего подросткового, юношеского и взрослого возраста.     Уметь выбирать адекватные методы диагностики личности рабочего и прогнозировать его профессиональное развитие. Уметь обоснованно выбирать методы диагностики личности рабочего и прогнозировать профессиональное развитие обучающихся системы начального и среднего профессионального образования. Владеть методами диагностики и прогнозирования личности рабочего.     Владеть методами диагностики прогнозирования личности обучающихся системы начального и среднего профессионального образования.    

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2(а)

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности для студентов очной формы обучения

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

 
Л СЗ / ПЗ СР

Всего

1 2 4 5 6

 

1 Основы возрастной психологии как научная дисциплина 2 2/0 28

 

2 Возрастные этапы и особенности психического развития 6 2/2 28

 

3 Психология юношеского возраста 4 2/4 28

 

ИТОГО

12 12 84

108

             

 

Таблица 2(б)

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности для студентов заочной формы обучения

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л СЗ / ПЗ СР Зачет Всего
1 2 4 5 6 - 8
1 Основы возрастной психологии как научная дисциплина 2 0 10 - 12
2 Возрастные этапы и особенности психического развития 0 2 20 - 22
3 Психология юношеского возраста 4 2 30 - 36

ИТОГО

4 4 96 4 108

 


 

Таблица 3

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

 Раздел 1. Основы возрастной психологии как научная дисциплина

ОПК-8. Готов моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач

ПК-8. Готов к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста)

Цель: синтезировать научную методологию возрастной психологии через интеграцию познания психического в процессе возрастного развития для оптимизации решения профессионально-педагогических задач.


Задачи:

· определить основные научные категории возрастной психологии: объект, предмет, методологическая база, теоретические аспекты;

· познакомить студентов с основными научными направлениями возрастной психологии;

· систематизировать методы возрастной психологии.

Содержание раздела

План лекций

План семинарских занятий

План практикумов

Лекция 1. Научная основа возрастной психологии (2 часа)

Цель: Раскрыть научные основы возрастной психологии. Показать значимость изучения дисциплины «Возрастная психология» для педагогов профессионального образования.

План:

1. Основные особенности психического развития человека на разных этапах онтогенеза как предмет возрастной психологии.

2. Проблемы возрастной психологии:

· Органическая и средовая обусловленность психического развития человека;

· Влияние стихийного и организованного обучения и воспитание на развитие детей и подростков;

· Соотношение задатков и способностей;

· Влияние эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике и поведении детей и подростков;

· Соотношение интеллектуальных, эмоциональных, волевых изменений в общем психологическом развитии.

3. Основные методы исследования в возрастной психологии:

· Наблюдение;

· Опрос;

· Эксперимент;

· Тестирование.

Литература: 1, 3.

Дополнительная литература: 11,

Информационное сопровождение: 13, 14.

Семинарское занятие 1.

Методы возрастной психологии (2 часа)

Цель: Обобщить и классифицировать методы возрастной психологии.

Дидактический материал:

· Видеопроектор, ноутбук, колонки.

Образовательные технологии:

· Практика публичного выступления;

· проектная деятельность.

ПЛАН

Организационный этап

Вступительное слово преподавателя.

Мотивация аудитории.

Задача этапа: актуализировать студентов в формат проблемы: «Для чего в контексте психологической компетентности нужны знания о методах возрастной психологии?».

Дискурс по проблеме «Зачем педагогу профессионального образования знать методы из области психологических знаний и психологической практики?»

Задача этапа: обобщить знания о методах возрастной психологии; учиться участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения.

1. Источники методов возрастной психологии:

· Методы, заимствованные из общей психологии.

· Методы, заимствованные из дифференциальной психологии.

· Методы, заимствованные из социальной психологии.

2. Содержательные аспекты методов возрастной психологии:

· Методы психологической диагностики;

· Методы психологической профилактики;

· Методы психологической коррекции.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 253.