Цель занятия: Студент должен знать механизм лечебного действия физических упражнений и массажа, профилактики и лечения аномалий зубочелюстной системы, методики лечебной гимнастики и массажа при медиальном и дистальном прикусах.
Мотивация темы занятия: Аномалии зубочелюстной системы в настоящее время являются наиболее частой патологией в стоматологии как детского, так и среднего и пожилого возраста. Своевременно начатое лечение и их профилактика помогут избежать развитие таких хронических заболеваний как пародонтит, пародонтоз, а также преждевременное стирание и полную потерю зубов, искажение формы лица, общие расстройства организма.
Контрольные вопросы по теме занятия :
1. Механизм лечебного действия физических упражнений при аномалиях развития зубочелюстной системы.
2. Средства и формы ЛФК, используемые в ортодонтии.
3. Особенности методики лечебной гимнастики в водном, основном и заключительном периодах реабилитации.
4. Показания и противопоказания для назначения средств ЛФК.
5. Лечебная гимнастика при медиальном прикусе.
6. Лечебная гимнастика при дистальном прикусе.
7. Механотерапия, используемая при аномалиях развития зубочелюстной системы.
8. Формы и методы контроля эффективности занятий лечебной гимнастики.
9. Механизм лечебного действия массажа, используемый при ортодонтических заболеваниях.
10. Методические особенности применения массажа при аномалиях развития челюстно-лицевой области.
11. Физиотерапевтические методы используемые при аномалиях развития ЧЛО.
12. Гидротерапия в ортодонтической практике.
Практические навыки
1. Составить программу реабилитацияпри медиальном прикусе.
2. Составить программу реабилитация при дистальном прикусе.
Литература (основная):
1.Епифанов В.А. Лечебная физическая культура.- М.: Геоатр-Медиа, 2006.
2. Медицинская реабилитация (руководство). Боголюбов В.М. – Москва, 2007.
3. Медицинская реабилитация: учебник / Г.Н. Пономаренко. – М. : ГЕОТАР-Медиа, 2014. – 360 с.
Литература (дополнительная):
4.Кунин А.А. Физиотерапия стоматологических заболеваний: учебн. пособие/ А.А. Кунин, Н. Панкова и др. – Воронеж,2005. – 237 с.
6. Ефанов О.И. Физические факторы, применяемые в стоматологии: учебн. псобие/ О.И. Ефаноф. – Москва., 2001. – 36 с.
7. Соколов А.А., Заусаев В.И. Применение лечебной физкультуры в челюстно-лицевой хирургии.- М.: М 1970.
8. Хорошилкина Ф.Я. Ортодонтия. – М.: ООО «Медицинкое информационное агентство», 2006. – 544 с.
С каждым годом частота патологии зубочелюстной системы постоянно возрастает. Это связано с характером пищи, потребляемой современным человеком. Из-за того, что пища недостаточно жесткая, жевательный аппарат не получает запланированной природой нагрузки, челюстные кости современного человека развиваются недостаточно. Существуют и врожденные причины нарушений: например, у человека вырастает меньше зубов, чем положено, они «разбегаются» по челюсти, и между ними образуются широкие некрасивые щели. К внешним причинам можно отнести воздействие неблагоприятных экологических факторов, искусственное вскармливание детей, искривление осанки и многое другие.
Кроме того, нарушения прикуса усугубляют течение заболеваний десен; провоцируют развитие кариеса из-за невозможности адекватной гигиены; приводят к быстрой стираемости зубов; затрудняют, а иногда делают невозможным протезирование. Но самое опасное — неправильный прикус может привести к развитию нарушений височно-нижнечелюстного сустава, которые очень плохо поддаются коррекции.
При неправильном смыкании зубов или отсутствии контакта между ними пища плохо пережевывается и не перерабатывается должным образом. Это приводит к различным заболеваниям внутренних органов. Неправильный прикус может не только стать причиной нарушения дикции, но и способствовать частым головным болям, заболеваниям ухо-горла-носа, болезням желудка и т.д.
Современные методы коррекции прикуса включают в себя механические и функциональные средства. Механические в свою очередь делятся на съемные (пластинки) и несъемные системы (брекеты) для исправления прикуса. Метод лечебной физкультуры и массажа при применении их в раннем возрасте до сих пор остается наиболее эффективныи видом лечения.
Массаж при нарушениях прикуса используется щироко и входит в комплексное лечение данной патологии. Используют пальцевой, вибрационный, гидромассаж. Массаж улучшает лимфо- и кровообращение, устраняет венозный застой, повышает функцию РЭС, благоприятно влияет на трофику десен и костной ткани.
Цель ЛФК и массажа: уменьшение или восстановление правильного прикуса.
Задачи:
Пальцевой массаж проводится по вестибулярной поверхности указательным пальцем, по оральной большим. Используют скользящие движения в вертикальном, круговом, горизонтальном направлениях вдоль альвеолярного отростка с акцентом на область переходной складки слизистой. Силу давления регулируют индивидуально, постепенно увеличивая. Продолжительность массажа 2-3 мин., частота 3-5 раз в сутки; днем и вечером.
Гидромассаж проводят в виде одно – или многоструйной ирригации, сфокусированной на область на область альвеолярного отростка. Гидромассаж применяют при тесном положении зубов, сужении зубных рядов. Рекомендуют полоскание крепким р-ром соли совместно с пальцевым массажем.
При задержке прорезывания зубов используют грязелечение низкомолекулярную сульфидную иловую грязь в виде ватного тампона на слизистую оболочку альвеолярного отростка по 5-7 мин. ежедневно в течении 2 недель.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 255.