Тема занятия: «Реабилитация при зубочелюстных аномалиях ЧЛО»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель занятия: Студент должен знать механизм лечебного действия физических упражнений и массажа,  профилактики и лечения аномалий зубочелюстной системы, методики лечебной гимнастики и массажа при медиальном и дистальном прикусах.

      Мотивация темы занятия: Аномалии зубочелюстной системы в настоящее время являются наиболее частой патологией в стоматологии как детского, так и среднего и пожилого возраста. Своевременно начатое лечение и их профилактика помогут избежать развитие таких хронических заболеваний как пародонтит, пародонтоз, а также преждевременное стирание и полную потерю зубов, искажение формы лица, общие расстройства организма.

Контрольные вопросы по теме занятия :

1. Механизм лечебного действия физических упражнений при аномалиях развития зубочелюстной системы.

2. Средства и формы ЛФК, используемые в ортодонтии.

3. Особенности методики лечебной гимнастики в водном, основном и заключительном периодах реабилитации.

4. Показания и противопоказания для назначения средств ЛФК.

5. Лечебная гимнастика при медиальном прикусе.

6. Лечебная гимнастика при дистальном прикусе.

7. Механотерапия, используемая при аномалиях развития зубочелюстной системы.

8. Формы и методы контроля эффективности занятий лечебной гимнастики.

9. Механизм лечебного действия массажа, используемый при ортодонтических заболеваниях.

10. Методические особенности применения массажа при аномалиях развития челюстно-лицевой области.

11. Физиотерапевтические методы используемые при аномалиях развития ЧЛО.

12. Гидротерапия в ортодонтической практике.

Практические навыки

1. Составить программу реабилитацияпри медиальном прикусе.

2. Составить программу реабилитация при дистальном прикусе.

Литература (основная):

1.Епифанов В.А. Лечебная физическая культура.- М.: Геоатр-Медиа, 2006.

2. Медицинская реабилитация (руководство). Боголюбов В.М. – Москва, 2007.

3. Медицинская реабилитация: учебник / Г.Н. Пономаренко. – М. : ГЕОТАР-Медиа, 2014. – 360 с.

Литература (дополнительная):

4.Кунин А.А. Физиотерапия стоматологических заболеваний: учебн. пособие/ А.А. Кунин, Н. Панкова и др. – Воронеж,2005. – 237 с.

6. Ефанов О.И. Физические факторы, применяемые в стоматологии: учебн. псобие/ О.И. Ефаноф. – Москва., 2001. – 36 с.

7. Соколов А.А., Заусаев В.И. Применение лечебной физкультуры в челюстно-лицевой хирургии.- М.: М 1970.

8. Хорошилкина Ф.Я. Ортодонтия. – М.: ООО «Медицинкое информационное агентство», 2006. – 544 с.

 

С каждым годом частота патологии  зубочелюстной системы постоянно возрастает. Это связано с характером пищи, потребляемой современным человеком. Из-за того, что пища недостаточно жесткая, жевательный аппарат не получает запланированной природой нагрузки, челюстные кости современного человека развиваются недостаточно. Существуют и врожденные причины нарушений: например, у человека вырастает меньше зубов, чем положено, они «разбегаются» по челюсти, и между ними образуются широкие некрасивые щели. К внешним причинам можно отнести воздействие неблагоприятных экологических факторов, искусственное вскармливание детей, искривление осанки и многое другие.

Кроме того, нарушения прикуса усугубляют течение заболеваний десен; провоцируют развитие кариеса из-за невозможности адекватной гигиены; приводят к быстрой стираемости зубов; затрудняют, а иногда делают невозможным протезирование. Но самое опасное — неправильный прикус может привести к развитию нарушений височно-нижнечелюстного сустава, которые очень плохо поддаются коррекции.

При неправильном смыкании зубов или отсутствии контакта между ними пища плохо пережевывается и не перерабатывается должным образом. Это приводит к различным заболеваниям внутренних органов. Неправильный прикус может не только стать причиной нарушения дикции, но и способствовать частым головным болям, заболеваниям ухо-горла-носа, болезням желудка и т.д.

Современные методы коррекции прикуса включают в себя механические и функциональные средства. Механические в свою очередь делятся на съемные (пластинки) и несъемные системы (брекеты) для исправления прикуса. Метод лечебной физкультуры и массажа при применении их в раннем возрасте до сих пор остается наиболее эффективныи видом лечения.

Массаж при нарушениях прикуса используется щироко и входит в комплексное лечение данной патологии. Используют пальцевой, вибра­ционный, гидромассаж. Массаж улучшает лимфо- и кровообращение, устраняет ве­нозный застой, повышает функцию РЭС, благоприятно влия­ет на трофику десен и костной ткани.

Цель ЛФК и массажа: уменьшение или восстановление правильного прикуса.

Задачи:

  • укрепления круговой мышцы рта, регулируюший правильный прикус;
  • восстановление жевательной и мимической мускулатуры;
  • стимуляция тонуса тканей и слизистой полости рта;
  • улучшение стимуляция крово- и лимфообращения, а также стимуляции общего и местного обмена веществ, необходимых для предупреждения развития пародонтита, пародонтоза.

Пальцевой массаж проводится по вестибулярной поверхности указательным пальцем, по оральной большим. Используют скользящие движения в вертикальном, круговом, горизонтальном направлениях вдоль альвеолярного отростка с акцентом на область переходной складки слизистой. Силу давления регулируют индивидуально, постепенно увеличивая. Продолжительность массажа 2-3 мин., частота 3-5 раз в сутки; днем и вечером.

Гидромассаж проводят в виде одно – или многоструйной ирригации, сфокусированной на область на область альвеолярного отростка. Гидромассаж применяют при тесном положении зубов, сужении зубных рядов. Рекомендуют полоскание крепким р-ром соли совместно с пальцевым массажем.

При задержке прорезывания зубов используют грязелечение низкомолекулярную сульфидную иловую грязь в виде ватного тампона на слизистую оболочку альвеолярного отростка по 5-7 мин. ежедневно в течении 2 недель.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 214.