Проективна я гипотез а и проективные методики, их виды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первое описание процесса проекции  в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит известному американскому психоло- гу Генри Мюррею (Murray, 1935). Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации.  По сути, это первое приложение понятия проекции к психологическому исследованию. При этом Г. Мюррей, хорошо знакомый с пси- хоаналитическими  работами, считал, что защитные механизмы в процессе проек- ции могут проявляться, а могут и не проявляться. До этого времени теоретическая концепция  проекции, в том виде, как она применима к исследованию личности, не формулировалась.

Для обозначения  определенного типа психологических методик понятие про- екции впервые используется Л. Франком  в 1939 г. (мы будем ссылаться на более

 

 

Это результат действия одного из защитных механизмов, который приводит к возникновению  спо- соба поведения, противоположного  вытесненному стремлению.  Например, преувеличенная забота о ребенке, которого мать ненавидела или ненавидит.


6.2. Проекция: от феномена к принципу исследования 291

 

 

полное  исследование  этого автора, опубликованное  в 1948 г. — Frank, 1948). Им выдвигаются  три основных  принципа, лежащих  в основе  проективного  исследо- вания личности.

1.  Направленность  на уникальное  в структуре  или  организации  личности.

В отличие от традиционных  психометрических  процедур, личность  рассмат- ривается  как система  взаимосвязанных  процессов, а не перечень  (набор) способностей, или черт.

2.  Личность  в проективном  подходе изучается  как относительно  устойчивая система динамических  процессов, организованных  на основе потребностей, эмоций  и индивидуального  опыта.

3.  Эта система  основных  динамических  процессов  постоянно, активно  дей- ствует на протяжении  жизни  индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя  и переиначивая  каждую  ситуацию  в систему  {configuration) внут- реннего  мира индивида».  Каждое  новое действие, каждое  эмоциональное проявление  индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигатель- ные акты несут на себе отпечаток  личности.  Это третье и основное  теорети- ческое  положение  обычно  называют  «проективной гипотезой».

Определяя  специфику  проективного  подхода, Л. Франк  пишет  о том, что это прием  исследования  личности, с помощью  которого  испытуемого  помещают  в ситуацию, реакцию  на которую  он осуществляет  в зависимости  от значения  для него этой ситуации, его мыслей  и чувств. Также подчеркивается  то, что стимулы в проективных  методиках  не бывают строго однозначными, а допускают  различ- ную интерпретацию.  Стимул  приобретает  смысл  не просто  в силу его объектив- ного содержания, а прежде всего в связи  с личностным значением, придаваемым ему испытуемым.

Л. Франк  не рассматривает  проективные методики  как замену уже известным психометрическим.  Назначение  этих методик  — исследование  «идиоматичной» внутренней  сферы, которая может быть рассмотрена  как способ организации  жиз- ненного  опыта. Проективные  методики  удачно дополняют  существующие, позво- ляя заглянуть  в то, что наиболее  глубоко скрыто, ускользает  при использовании традиционных  приемов  исследования.

Общими  для всех проективных  методик  являются  следующие  признаки:

1)  неопределенность, неоднозначность  используемых  стимулов;

2)  отсутствие  ограничений  в выборе  ответа;

3)  отсутствие  оценки  ответов испытуемых  как «правильных»  и «ошибочных».

Л. Франк  первым разработал  классификацию  проективных  методик.  Эта клас- сификация, несмотря  на обилие других, с предложенными  позднее  изменениями и дополнениями  сегодня  наиболее  полно  характеризует  проективную  технику. Познакомимся  с нею ближе.

 
 Конститутивные.  Испытуемому  предлагается какой-либо  аморфный

риал, которому  он должен придать  смысл.  Примером  может служить мето- дика Роршаха, состоящая  из 10 таблиц, на которых изображены  симметрич- ные одноцветные  и полихромные  изображения  — пятна, которые легко полу-


2 9 2                Глава 6. Проективная  техника

 

чить, нанеся  на лист бумаги немного  чернил  или краску, а затем перегнув этот лист пополам  (рис.  6.1).  Обследуемому  задается  только  один  вопрос:

«Что это может быть, на что это похоже?»  Полагается, что в процессе  ин- терпретации  изображений, придания  им смысла, испытуемый  проецирует свои внутренние  установки, стремления  и ожидания  на тестовый материал. Разработаны  детальные, порой занимающие  несколько  томов, схемы интер- претации  ответов  испытуемого1.

 

 

Рис . 6.1. Таблица-стимул  теста Роршаха (черно-белая)

 

2.  Конструктивные.  Предлагаются  оформленные  детали  (фигурки  людей  и животных, модели  их жилищ  и пр.), из которых  нужно  создать осмыслен- ное целое и объяснить  его.

Сценотест  (рис. 6.2), например, состоит из миниатюрных  человеческих  фи- гур, фигурок  животных, деревьев и предметов  повседневной  жизни.  Испы-

 

 

 

Рис . 6.2. Сценотест

 

Подробнее  см.: Бурлачук Л. Ф. Исследование  личности в клинической  психологии.  — Киев: Вища школа, 1979.


6.2. Проекция: от феномена к принципу исследования     29 3

 

 

туемые, обычно  дети и подростки, создают  разные  сцены  из своей жизни (или заданные  им экспериментатором), а по определенным  особенностям этих сцен и рассказа  о них делаются  выводы  как о личности  их создателя, так и о специфике  социального  окружения.

3. Интерпретативные. Необходимо  истолковать, интерпретировать  какое-ли- бо событие, ситуацию.  Тест тематической  апперцепции  — хорошая  иллю- страция  этого вида методик.  Испытуемому  предлагаются  таблицы-картины, на которых  изображены  относительно  неопределенные  ситуации, допуска- ющие неоднозначную  интерпретацию  (рис. 6.3). В ходе обследования  испы- туемым составляется  небольшой  рассказ, в котором  необходимо  указать, что привело к изображенной  ситуации, что происходит  в настоящее  время, о чем думают,  что чувствуют действующие  лица, чем эта ситуация  завершится. Предполагается, что испытуемый  идентифицирует  себя с «героем» расска- за, что дает возможность  раскрытия  внутреннего  мира  обследуемого, его чувств, интересов  и побуждений.

 

 

Рис / 6.3. Рисунок 4 из теста тематической перцепции

 

4.  Катартические.  Предлагается  осуществление  игровой  деятельности  в осо- бо организованных  условиях.  Например, психодрама  в виде импровизиро- ванного  театрального  представления  позволяет  субъекту не только аффек- тивно  отреагировать  (игровой  катарсис)  — а тем самым добиться  терапев- тического  эффекта, — но и дает исследователю  возможность  обнаружить выносимые  вовне конфликты, проблемы, другую личностно  насыщенную продукцию.

5.  Рефрактивные.  Личностные  особенности, скрытые  мотивы  исследователь стремится  диагностировать  по тем непроизвольным  изменениям, которые вносятся  в общепринятые  средства коммуникации, например  речь, почерк.


2 9 4              Глава 6. Проективная  техника

 

6 . Экспрессивные 1.  Осуществление  испытуемым  изобразительной  деятельно- сти, рисунок  на свободную  или заданную  тему, например  методика  «Дом- дерево—человек»  (рис.  6.4). Предлагается  нарисовать  дом, дерево  и чело- века. По рисунку  делают выводы об аффективной  сфере личности, уровне психосексуального  развития  и других особенностях.

 

Рис . 6.4. Рисунок дома, дерева и человека, выполненный ребенком

 

7.  Импрессивные 2 .  Эти  методики  основываются  на  изучении  результатов выбора  стимулов  из ряда предложенных.  Испытуемый  выбирает  наиболее желательные, предпочитаемые  им стимулы.  Например, тест Люшера, состо- ящий  из 8 цветных квадратов  (неполный  набор).  Предъявляются  все квад- раты с просьбой  выбрать наиболее  приятный.  Процедура  повторяется  с ос- тавшимися  квадратами  до тех пор, пока в итоге образуется  ряд, в котором цвета располагаются  по их привлекательности.  Психологическая  интерпре- тация исходит из символического  значения  цвета. В качестве стимулов мо- гут выступать  фактически любые объекты  живой  и неживой  природы.

8.  Аддитивные 3 . В этих  методиках  от обследуемого  требуется завершение имеющего  начало  предложения, рассказа  или истории.  Например, предла- гается серия  незаконченных  предложений  типа:  «Будущее кажется  мне...»,

«Думаю, что настоящий  друг...» и т. п.  Эти методики  предназначены  для диагностики  разнообразных  личностных  переменных, от мотивов  тех или иных поступков  до отношения  к половому  воспитанию  молодежи.

Завершая  этот раздел, нужно сказать и о том, что использование  понятия  про- екции  для обозначения  обсуждаемых  методик  у некоторых известных  психоло- гов вызывает  возражения.  Например, Р. Кеттелл  предпочитает  называть  их «тес- тами ошибочного  восприятия»  (misperceptive tests), Л. Беллак  пишет  о тестах «ап- перцептивного  искажения».  Однако  попытки  заменить  название  этой  группы методик  не увенчались  успехом, и большинство  исследователей  принимают  их ис- торически  сложившееся  обозначение  как проективных.

 

 

 
Отмечены те, которые введены нами и отсутствуют в оригинальной  классификации  Л. Франка.

Эта классификация  сегодня принята в отечественной  психодиагностике  и входит в учебные посо- бия и практикумы  (см., напр.: Носc И. Н. Психодиагностика.  — М.: Изд-во «КСП+», 1999).


6.2. Проекция: от феномена к принципу исследования 29 5

 






Дата: 2018-12-21, просмотров: 344.