Проекци я как психологический феномен
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие  проекции (от лат. projectio — выбрасывание) как психологическое  поня- тие появляется  впервые  в психоанализе  и принадлежит  3. Фрейду  (Freud, 1894). Он полагал, что анксиозные  неврозы  возникают  в том случае, когда психика  не может овладеть эндогенно  развившимся  сексуальным  возбуждением  и в этом слу- чае происходит  проекция  этого возбуждения  во внешний  мир.

Интерпретация  этого понятия  в психоанализе  прочно  связала  его с защитны- ми механизмами  «Я». Проекция  (наряду  с вытеснением, рационализацией, суб- лимацией  и др.) рассматривалась  в качестве  одного  из защитных  механизмов. Процесс  конфликта, в соответствии  с 3. Фрейдом, изживается  благодаря  особо- му психическому  механизму  — проекции.  Основоположник  психоанализа  в сво- ей работе  «Тотем  и табу» пишет  о том, что «враждебность, о которой  ничего не знаешь и также впредь нехочешь знать (выделено  мной.  — Л. Б.), переносится из внутреннего  восприятия во внешний  мир и при этом отнимается  от самого себя и приписывается  другим».

Точности  ради отметим, что в работах 3. Фрейда  есть упоминание  и о том, что проекция  возникает  не только в случае конфликта  между «Я» и бессознательным, но также «принимает  самое большое  участие в образовании  внешнего  мира».  Од- нако это расширительное  толкование  проекции  не было воспринято  психоанали- зом. Понимание  проекции  в качестве  защитного  механизма  было названо  «клас- сической  проекцией».

Существование  проекции  в ее классическом  понимании  по день нынешний вызывает дискуссии  и не может считаться  окончательно  доказанным.  Посмотрим на одно из достаточно  типичных  исследований, посвященных  классической  про- екции.  В этой работе Дж. Халперн  (Halpern, 1977) оценивал  испытуемых  по спе- циально  созданной  шкале, определяющей  «защищенность»  от полового  возбуж-


28 8           Глава 6. Проективная техника

 

дения.  Затем  была предложена  серия  фотографий  лиц, из которых  нужно  было отобрать  «самое  неприятное».  На следующем  этапе  обследуемым  были  предло- жены откровенные  изображения  сексуальных  сцен.  После  этого все испытуемые описывали  себя и избранного  «неприятного  субъекта» по стандартному  перечню черт личности.  Результаты  показали, что обследуемые, которым  была присуща сильно  развитая  защищаемость  от полового  возбуждения, отрицали  его возник- новение  при просмотре  изображений  и проецировали  это возбуждение  на непри- ятного  им человека.  Эффект  значительно  усиливался, когда в качестве такого че- ловека выступал мужчина.  Казалось  бы, имеются  основания  говорить о защитной функции  проекции, но пока  воздержимся  от окончательного  вывода.  Мы  еще вернемся  к этому исследованию, рассматривая  проекцию  не только  в качестве защитного  механизма, а значительно  шире, понимая  ее как неотъемлемое  свойство психической  активности  человека.

«Проекция  не создана  для отражения  душевных  переживаний, она имеет ме- сто и там, где нет конфликтов», — пишет 3. Фрейд.  Проекция, не привязанная  на- мертво к сфере бессознательного, вечно конфликтующего  с сознанием, а понятая как человеческая  особенность, без которой  нет собственного видения  предметов  и явлений окружающей действительности, была  названа  «атрибутивной проекци- ей«. Прав  Т. Шибутани  (1969), писавший о том, что люди воспринимаются  как живые  лишь  тогда, когда  на них проецируются вполне  определенные, хорошо осознанные  переживания  и способности.

Классическую  и атрибутивную  проекцию, по мнению  разных авторов, можно различать  по «мишеням», избираемым  для проекции.  Предполагается, что клас- сическая  проекция  направлена  на отрицательно  оцениваемых  лиц, а когда инди- вид осознает  у себя негативные  черты, он наделяет  ими лиц, к которым  у него по- ложительное  отношение.

Такое понимание  проекции  — наделение  собственными  мотивами, потребно- стями, чувствами  других людей, а соответственно  и понимание  их поступков  — основывается  как на многовековых  донаучных наблюдениях, так и на эксперимен- тальных  исследованиях, а поэтому  неслучайно  некоторыми  психологами  полага- ются в качестве  единственно  обоснованного.

Л. Беллак, в ходе своих экспериментов  с ТАТ, также  приходит  к выводу, что проекция  вовсе не обязательно  является  защитным  механизмом, а идея Фрейда о том, что она не создана  исключительно  для защиты, не получила  сколь-нибудь значительного  развития.  Он считает, что главное предположение  Фрейда относи- тельно  такой проекции  состоит  в том, что воспоминания  о перцептах  влияют  на восприятие  актуальных  стимулов, на этом-то  и основано  толкование  картинок ТАТ. Беллак  (2000) пишет:  «Я полагаю, что восприятие  субъектом в прошлом  сво- его отца влияет  на его перцепцию  фигур отца в картинках  ТАТ и что оно состав- ляет валидный  и надежный  шаблон  его повседневных  восприятий  фигуры отца.... В таком  случае возникает  ощущение, что перцептивные  воспоминания  воздейст- вуют на восприятие  актуальных  стимулов, и не только ради узко обозначенных  це- лей защиты, как это утверждается в первоначальном  определении  проекции»  (с. 12).

Исходя  из сказанного, Беллак  полагает, что использование  термина  «проек- ция» для процессов, наблюдаемых, в частности, при работе с ТАТ, неуместно.  Он


6.2. Проекция: от феномена к принципу исследования 28 9

 

 

предлагает  в качестве  основного  употреблять  термин  «апперцепция».  Апперцеп- ция — это значимая  интерпретация  организмом  воспринятого.  При этом пред- полагается  возможное  существование  процесса  неинтерпретированного  воспри- ятия, а каждая  субъективная  интерпретация  составляет  динамически  значимое

«апперцептивно е искажение». Таким  образом, при работе  с ТАТ мы имеем  дело.с апперцептивными  искажениями  разной степени.  Термин  проекция  сохраняется, однако  он обозначает  лишь одну из форм  апперцептивного  искажения, причем искажения  в наибольшей  степени.  Понимание  Беллаком  проекции  фактически  не отличается  от ее классического  истолкования.  «...В случае истинной  проекции  мы имеем дело с приписыванием  чувств и отношений, не только остающихся  бессо- знательными  в целях защиты, но и являющихся  неприемлемыми  для Эго, а пото- му приписываемых  объектам  внешнего  мира...  они не могут стать сознательными, кроме  как с помощью  особых, длительных  терапевтических  процедур».  Помимо проекции  выделяются  другие формы  апперцептивного  искажения, отличающие- ся от проекции.  Отличие  это в возможности  осознания допускаемого  искажения (так называемая  простая проекция, сенсибилизация, экстернализация, аутическое восприятие).

Помимо  двух важнейших  видов проекции, рассмотренных  выше, в ряде работ выделяются и другие.  «Аутической проекцией» было  названо  явление, в основе которого  лежит детерминированность  восприятия  актуальными  потребностями человека.  Этот феномен  был обнаружен  в ходе демонстрации  обследуемым  на экране  расфокусированных  изображений  разных объектов.  Оказалось, что изоб- ражения  пищи ранее распознаются  голодными, чем сытыми, это и было названо

«аутизмом». Дальнейшие  исследования  позволили  установить, что происходит  не только снижение  порога узнавания, но и проецирование  потребностей.

Если в случае классической  проекции  речь идет о приписывании  неосознавае- мых черт и особенностей, тех, которые  вытеснены, то в близкой  ей рационализи- рованной проекции субъект осведомлен относительно  нежелательных  (неодобря- емых)  собственных  черт личности  или поведения, но всегда находит  им оправ- дание.  Подтверждением  существования  рационализированной  проекции  может быть исследование, в котором  студенты описывали  присущие  им черты личности. Эти же черты личности  студентов  были оценены  экспертами.  Обнаружилась  до- статочно  тесная связь (r= 0,62) между самоописанием  и объективной  оценкой  не- которых отрицательных  черт, например  недисциплинированности.  Студенты, от- давая себе отчет в собственном  поведении, прибегали  к рационализации, полагая, что «все так делают».

Д. Холмс  (Holmes, 1968),  подводя  итоги  многочисленным  исследованиям, предлагает  выделить  два «измерения»  проекции.  Первое  — что проецируется (наличие—отсутствие  проецируемой  черты), второе  — осознание проецируемо- го. Комбинируя  эти измерения, можно классифицировать  известные  виды проек- ции (табл. 6.1).

Симилятивна я проекция, в соответствии с психоаналитической концепцией, выполняет  защитную  функцию, но, по Д. Холмсу, строгого  экспериментального подтверждения  не получила  (действительно, очень трудно доказать, что обследу- емый не имеет представления  об определенных, ему присущих  чертах личности).


29 0                Глава 6. Проективная  техника

 




Таблица6.1

Видыпроекциииихклассификацияподвумизмерениям                  

 

Осознани е  субъектом Наличи е у субъекта Отсутстви е  у субъекта
проецируемо й  черты проецируемо й черты проецируемо й черты
Субъект  не осознает Симилятивная проекция Проекция Панглосса и Кассандры
собственную  черту    
Субъект  осознает Атрибутивная проекция Комплементарная проекция
собственную  черту    

 

Проекци ю Панглосса и Кассандры можно  рассматривать  как вариант  защитно-

го механизма «реактивное образование»1.

Комплементарна я проекци я предполагает  проекцию  черт, дополнительных к тем, которыми субъект обладает в действительности.  Например, порой, испы- тывая страх, мы склонны  едва ли не каждого человека воспринимать  как нам угрожающего. В этом случае приписываемая  другим черта, скажем агрессивность, позволяет объяснить собственное состояние.  Еще раз подчеркнем, что экспери- ментальное подтверждение находит прежде всего атрибутивная проекция  — при- писывание  имеющейся у субъекта и осознаваемой им черты.

Как видно, теория проекции как теория психологическая имеет собственный путь развития, независимый от тех психодиагностических методик, которые были названы проективными. Но, вполне естественно, обозначение определенных мето- дик (уже существующих) как проективных заставляет исследователей примерять к ним имеющиеся концепции проекции, выяснить их объяснительный потенциал применительно  к задачам диагностики личности. Анализу этих исследований бу- дут посвящены отдельные разделы этой главы, а пока назрела необходимость по- знакомиться  с тем, как вошел в жизнь термин «проективная техника» и что же представляют собой наиболее типичные проективные методики.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 300.