Охарактеризуйте анатомо-физиологические особенности нервной системы детей и основные показатели нервно-психического развития в разные периоды детства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Новорожденные дети: головной мозг к моменту рождения один из наиболее развитых, но он еще не совершенен. Мозговая ткань богата водой и лецитином, борозды и извилины развиты слабо. Серое вещество плохо дифференцированно от белого. Количество нервных клеток как у взрослого, спиной мозг более совершенен, относительно длиннее чем у взрослого. К моменту рождения имеется ряд врожденных безусловных рефлексов.

Хоботковый рефлекс. При ударе пальцем по губам ребенка происходит сокращение круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание губ хоботком.

Поисковый рефлекс. При поглаживании кожи в области угла рта (при этом не следует прикасаться к губам) происходит опускание нижней губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением.

Сосательный рефлекс. Если вложить в рот ребенку соску, то он начинает совершать активные сосательные движения.

Эти рефлексы исчезают к одному году

Хватательный рефлекс состоит в схватывании и прочном удерживании пальцев врача, вложенных в ладони ребенка. Иногда при этом удается приподнять ребенка над опорой (рефлекс Робинсона). Такой же рефлекс можно вызвать с нижних конечностей, если надавить на подошву у основания II—III пальцев, что приведет к подошвенному сгибанию пальцев.

Рефлекс Моро. Этот рефлекс вызывается различными приемами: ребенка, находящегося на руках у врача, резко опускают сантиметров на 20, а затем поднимают до исходного уровня; можно быстрым движением разогнуть нижние конечности или произвести удар по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15—20 см, по обеим сторонам от головы. В ответ на эти действия ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает руки в исходное положение. Движение рук носит характер схватывания.

Рефлекс Бабинского. Штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам вызывает тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных пальцев, которые иногда веерообразно расходятся.

Рефлекс Кернига. У лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в тазобедренном и коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в коленном суставе. При положительном рефлексе это сделать не удается.

Рефлекс опоры. Врач берет ребенка подмышки со стороны спины, поддерживая указательными пальцами головку. Приподнятый в таком положении ребенок сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. Опущенный на опору, он упирается на нее полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище.

Рефлекс автоматической походки. В положении рефлекса опоры ребенка слегка наклоняют вперед, при этом он совершает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движениями рук. Иногда при этом ноги перекрещиваются на уровне нижней трети голеней. Пропадают к 4 месяцам

Грудного возраста: нервно психическое развитие

Если появляются отрицательные эмоции служит сигнал, что у ребенка неблагополучие.

В 1,5 месяца ребенок начинает улыбаться

В 2 месяца ребенок начинает улыбаться при приближении матери

В 3 месяца ребенок начинает гулить

В 5 месяцев ребенок узнает мать среди других людей, подолгу гулит, различает тон, с которым к нему обращаются, тянется к игрушкам

В 6-7 месяцев у ребенка появляется познавательная деятельность, начинает формироваться сенсорная речь, то есть он понимает, что ему говорят и с какой интонацией, моторная речь, то есть он начинает повторять слоги, при виде подносимой пищи начинает открывать рот

В 8 месяцев начинает повторять слоги, делает ладушки, занимается игрушками

В 9 месяцев играет в прятки и выполняет просьбы

В 10 месяцев ребенок понимает названия некоторых предметов имена близких

В 11 месяцев выполняет не сложные поручения, произносит первые слова, играет в простые игры, хорошо держит ложку, пьет из чашки

К одному года знает 10-12 слов.

Раннего возраста: нервно психическое развитие

На 2 году жизни ребенок начинает ощущать потребность в игре со своими сверстниками. Игрушки должны быть красочными, хорошо моющимися. Ко 2 году словарный запас у ребенка составляет 200 слов. Речь ребенка формируется в виде подражания взрослым. Хорошо развито понимание речи. В этот период ребенка можно обучать игре в кубики. В 3 года ребенок уже целенаправленно движется, совершенствуется ходьба, можно приучать одеваться, можно научить кататься на 3 колесном велосипеде. Своё восприятие ребенок ещё не умеет подчинять поставленной задаче. Словарный запас составляет к 3 годам 1000-1200 слов, а к 4 годам увеличивается до 2000-2400 слов.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 689.