Дайте характеристику периода внутриутробного развития. Перечислите закономерности роста и развития человека во внутриутробном периоде. Назовите факторы, влияющие на эмбриональное развитие, здоровье плода.
Внутриутробный этап от момента зачатия до рождения продолжается в среднем 270 дней, но на практике расчет обычно ведут на 280 дней (10 лунных месяцев), начиная счет с первого дня последнего менструального цикла. Срочными родами считаются роды, происходящие на 37-40 неделе беременности, преждевременными - ранее 37 недели и запоздалыми – при сроке 42 недели и более.
Внутриутробное развитие делится на две основные фазы:
1. эмбрионльную
2. фетальную (плацентарную).
Эмбриональная фаза продолжается в течении первых 8 недель, когда оплодотворенная яйцеклетка постепенно превращается в организм с органами и системами. Ребенок в этой фазе называется эмбрионом. На 8-й неделе внутриутробной жизни эмбрион приобретает характерные признаки человека.
Плацентарная фаза продолжается от 9-й недели до рождения. Ребенок в эту фазу называется плодом. Все жизнеобеспечение плода (питание, дыхание и др.) осуществляется через специальный орган в полости матки — плаценту. Для этой фазы характерны быстрый рост плода и становление функций органов и систем. С 22-24 недели плод обычно становится жизнеспособным.
Физическое развитие во внутриутробном периоде происходит наиболее интенсивно. При этом каждому возрасту периода соответствуют определенные параметры массы, длины тела и окружности головы и груди. Максимальная скорость роста характерна для 3-6 месяцев внутриутробного развития. Наибольшее увеличение массы тела начинается обычно с 32 недели. За последние 8 недель беременности масса плода удваивается. Развитие нервной системы плода проходит несколько этапов: от нервной полоски до состоящих из нескольких отделов головного и спинного мозга, имеющих к концу периода незаконченное строение. С середины периода происходит активное формирование безусловного рефлексов (сосательного, хоботкового и др.) С 5-5,5 месяца внутриутробной жизни уже могут функционировать вкусовой, слуховой, вестибулрный, тактильный и другие анализаторы. Это позволяет начать дородовое воспитание ребенка.
Все воздействия, которые могут отрицательно сказаться на развитии ребенка, можно разделить на две группы: факторы окружающей среды; болезни и образ жизни мамы.
К первой группе факторов можно отнести следующие.
1. Радиоактивное излучение. Если такое воздействие произошло на первой стадии эмбрионального периода, когда еще не произошла имплантация, то чаще всего происходит самопроизвольный выкидыш.
2. Электромагнитное излучение. Возможно такое воздействие при нахождении вблизи работающих электроприборов.
3. Воздействие химических веществ, сюда можно отнести бензол, удобрения, красители, химиотерапию.
Будущая мама также может стать причиной нарушения эмбрионального развития, можно назвать следующие опасные факторы:
- хромосомные и генетические болезни;
- употребление наркотических средств, спиртных напитков, уязвимыми считаются любые этапы эмбрионального периода;
- инфекционные заболевания мамы во время беременности, например краснуха, сифилис, грипп, герпес;
- сердечная недостаточность, бронхиальная астма, ожирение - при этих заболеваниях возможно нарушение поступления кислорода к тканям зародыша; прием лекарственных средств; особенности эмбрионального периода таковы, что самыми опасными в этом отношении являются первые 12 недель развития; чрезмерное увлечение синтетическими витаминными препаратами.
Дайте характеристику периода новорожденности (неонатальный). Назовите его составные части. Перечислите внешние признаки доношенного новорождённого ребёнка. Охарактеризуйте анатомо-физиологические особенности доношенного новорождённого ребёнка. Назовите основные потребности и потенциальные проблемы ребёнка в данном периоде детства.
Новорожденный считается доношенным, если он родился по истечении нормального срока беременности(280 дней). Делится на ранний неонатальный период( длится 7 дней) и поздний неонатальный период (с 7 до 28 дней). Функционально зрелый и имеет массу тела более 2500 грамм и рост более 45 см. срок гестации составляет 38-42 недели. Состояние ребенка оценивается по шкале Апгар на 1 и на 5 минуте рождения. Максимальное количество баллов 10
От 8-10 баллов-здоровый ребенок
От 5 до 7 баллов-состояние средней тяжести
От 4 до 1- состояние тяжелое
Признаки доношенности:
1. голова занимает ¼ часть туловища
2. лицевая часть черепа мала по сравнению с мозговой частью
3. грудная клетка короткая и малоподвижная
4. длина рук и ног примерно одинаковая
5. ногти доходят до конца ногтевого ложе
6. пупочное кольцо занимает срединное положение
7. у мальчиков яички опущены в мошенку
8. у девочек клитор и малые половые губы прикрыты большими половыми губами
9. кожа розовая нежно-бархатистая
10. плечи и спина покрыты первородным пушком
11. голос громкий требовательный
12. хорошо выражены безусловные рефлексы
АФО
Кожа- роговой слой тонкий, эпидермис рыхлый, сочный, базальная мембрана недоразвита, а значит эпидермис может отходить от дермы, подкожножировой слой развит хорошо, на бедрах, голени, плечах и предплечьях, слабо развит на животе. Сальные железы хорошо развиты.
Костная система- боковые и малый роднички закрыты. Большой родничок распологаются между лобным и теменными костями, имеет ромбовидную форму, размеры 2 на 2 см. Позвоночник прямой, не имеет физиологических изгибов, грудная клетка цилиндрической формы, ребра перпендикулярно позвоночнику.
Мышечная система- Мышцы разбиты слабо
Дыхательная система-дыхание носит поверхностный характер, частота от 40-60 в минуту. Может наблюдаться небольшая аритмия, дыхание слегка жестковатое(пуэрильное), тип-диафрагмальный, печень несколько больших размеров, поднимает диафрагму.
ССС- сердце велико и имеет поперечное положение, артерии несколько шире, чем вены и хорошо развита капилярная сеть, ЧСС 12-140 ударов в минуту, АД низкое, макс. 70-75, мин. ½-1/3 максимального.
Кровеностная система- количество эритроцитов от 4,5 до 7,5 на 10 в 12 литра, гемоглобин от 170 до 240 г/л, лейкоциты от 10 до 30 на 10 в 9 л, тромбоциты 250-300 на 10 в 9 л, СОЭ 2,3 мм в час.
Пищеварительная система- ротовая полость небольшая, жевательные мышцы хорошо развиты, язык короткий и широкий, слизистая оболочка нежная, сухая, но хорошо кровоснабжается. В стенке щёк распологаются комочки Биша. Пищевд имеет воронкообразную форму, но отсутствуют 2 сужения. При рождении имеются все отделы желудка, ёмкость 30-35 мл.Ферменты все есть, но их мало. Кишечник хорошо сформирован, слизистая хорошо развита с достаточным количеством узлов и ворсинок. Печень велика, богата кровеностными сосудами, но печеночные дольки развиты слабо, преобладает соединительная ткань.
Мочевыделительная система- почки велики. Почечные лоханки и мочеточники широкие стенки и гипотоничные. Ёмкость 50 мл, мочеиспускательный канал 5-6 см, а у девочек 0,5-1. Количество мочеиспусканий 20-25, плотность мочи 1008-1016.
Органы чувств-орган вкуса развит хорошо, сладкое он чувствует, горькое, кислое начинает беспокоить, обоняние развито слабо, чувство осязания развито хорошо, быстро реагирует на прикосновения, зрение развивается постепенно, слух развит хорошо, болевая чувствительность несколько снижена.
Нервная система- головной мозг к моменту рождения один из наиболее развитых органов, но он ещё не совершенен. Мозговая ткань богата лецитином, борозды и извилины развиты слабо. Серое вещество плохо дифференцирует от белого, но количество нервных клеток такое же как и у взрослого. Спинной мозг более совершенен, чем головной относительно длиннее, чем у взрослого.
Дайте характеристику периода грудного возраста. Перечислите закономерности и методы оценки физического развития грудного ребёнка. Назовите основные потребности и потенциальные проблемы ребёнка в данном периоде детства.
Грудной период длится с 1 месяца до года. Основной отличительной особенностью ребенка этого возраста является быстрый рост и развитие. Динамика массы тела: ежемесячные прибавки в течении года составляет за 1 месяц- 600, за 2-800,за 3-800, за 4-750, за 5-700, за 6-650, за 7-600, за 8-550, за 9-500, за 10-450, за 11-400, за 12-350. До 6 месяцев масса=масса при рождении+700xn, n- число месяцев жизни ребенка.Динамика роста: рост ребенка в норме от 48-52 см. За 1 квартал ребенок вырастает на 9-10 см, то есть за месяц на 3-3,5 см, за 2 квартал ребенок вырастает на 7,5 см, то есть за месяц на 2,5, за 3 квартал на 4,5 см, то есть за месяц на 1 см. Таким образом ребенок вырастает на 25 см, то есть рост в год 75 см. Динамика наростания окружности головы и груди:у новорожденного ребенка окружность головы 32-34 см, окружность груди на 3-4 см меньше окружности головы. В 2-3 месяца эти показатели уравниваются и составляют 39-41 см. К году окружность головы приблизительно равняется 46-47, окружность груди на 1-3 см больше чем окружность головы.
Дайте характеристику преддошкольного (раннего) периода. Назовите показатели физического и нервно-психического развития. Перечислите анатомо-физиологические особенности органов и систем органов ребёнка данной возрастной группы. Назовите основные потребности и потенциальные проблемы ребёнка в данном периоде детства.
В этот период начинают снижаться темпы физического развития. К концу 2 года завершается прорезывание молочных зубов, интенсивно растет лимфоидная ткань, стремительно расширяется двигательная активность ребенка, а контроль над ним несколько снижается, отсюда возникает опастность травматизма. В познании мира учавствуют все анализаторы, совершенствуется речь.Дети очень эмоционально выражают эмоции в виде истерических бурь. Физическое развитие: после года вес ребенка увеличивается медленно, за 2 года ребенок увеличивает массу на 2-3,5 кг. За 3 год на 1,5-2 кг, после года можно определить массу по формуле масса=10+2xn.Динамика роста: за 2 год на 11 см, за 3 год на 8 см. Динамика окружности головы и груди: до 7 лет окружность груди превышает окружность головы приблизительно на саолько см сколько лет ребенку. Окружность головы за 2 год жизни увеличивается на 2 см, за 3 год на 1 см. Окружность груди за 2 год увеличивается на 2,5-3 см, на 3 год на 1,5-2 см.
Нервнопсихическое развитие: на 2 году жизни ребенок начинает ощущать потребность в игре со своими сверстниками. Игрушки должны быть красочными, хорошо моющимися. Ко 2 году словарный запас у ребенка составялет 200 слов. Речь ребенка формируется в виде подражания взрослым. Хорошо развито понимание речи. В этот период ребенка можно обучать игре в кубики. В 3 года ребенок уже целенаправленно движется, совершенствуется ходьба, можно приучать одеваться, можно научить кататьсяна 3 колесном велосипеде. Своё восприятие ребенок ещё не умеет подчинять поставленной задаче. Словарный запас составляет к 3 годам 1000-1200 слов, а к 4 годам увеличивается до 2000-2400 слов.
АФО
Костная система-к 2 годам кости ребенка приближаются к костям взрослого человека, позвоночник к 3-4 годам приближается к позвоночнику взрослого человека. Шейный лордоз устанавливается только к 7 годам, грудная клетка к 2 годам удлиняется и появляется физическое упущение ребер, в трубчатых костях конечностей между диафизом и эпифизом остаётся хрящевая ткань за счёт чего рост костей происходит рост костей в длину.
Зубы-первые коренные зубы появляются в 12-15 месяцев, клыки в 17-20 месяцев. Вторые коренные зубы в 2 года, к концу второго началу 3 года жизни у ребенка заканчивается прорезывание всех молочных зубов. С 3 лет можно приучать чистить зубы.
Дыхательная система- смешанное дыхание до 4 лет. В 3-4 года грудное дыхание. ЧДД 28-35
ССС-ЧСС до 2 лет 100-120, до 3 лет 100-110.
Дайте характеристику периода дошкольного возраста. Назовите показатели физического и нервно-психического развития. Перечислите анатомо-физиологические особенности органов и систем органов ребёнка данной возрастной группы.
Колеблется от 3 до 7 лет. В это период у детей наблюдается физическое вытягивание, а нарастание массы тела несколько замедляется. С 6 лет происходит смена молочных зубов на постоянные, в этот период интенсивно растут внутренние органы. Иммунная защита достигает зрелости. В это период интенсивно развивается интелект детей, усложняется трудовая деятельность. К 5 годам дети уже свободно говорят на родном языке правильно употребляют слоги и спряжения, значительно улучшается память. Игры приобретают абстрактный характер, совершенствуются тонкие координирующие движения кистей рук, начинают проявляться различия в поведении мальчиков и девочек, формируются индивидуальные интересы. У девочек появляется забота, у мальчиков подвижность и сила. Появляются черты характера: самолюбие, они становятся более сдержанными, сложные отношения развиваются между детьми и взрослыми.
АФО
После 3 лет масса=10+2xn. Рост с 4-6 лет 5-7 см в год, в 6-7 лет рост увеличивается на 10-12 см в год(первое физиологическое вытягивание), рост=100-8(4-n), этой формулой пользуются до 4 лет, после 4 лет рост=100+6(n-4). Череп растет быстро до 4 лет, затем рост замедляется. Формируются все изгибы позвоночника, шейный лордоз к 7 годам, с 5-6 лет начинается замена молочных желез на постоянные, ЧДД 24-26, ЧСС в 4-5 лет 100-80, в 6-7 лет 80-70, с 4 лет крастный костный мозг в некоторых костях перерождается в желтый, эритроциты 4,5-5 на 10 в 12 л, гемоглобин 110-130 г/л, лейкоциты 6-9 на 10 в 9, СОЭ 4-10 мм в час. Старше 5 лет-небные миндалины, лимфотические образования носоглотки.
Грудной
И сердце принимает косое положение . артерии развиты лучше чем вены, хорошо развита капиллярная сеть. ЧСС 130-110 уд/мин
АД max 75мм.рт.ст. min30-35 мм.рт.ст.
Кровь: количество
Er-снижается до 4*1012
Hb- снижается до130гр на литр
Le- снижается до10-11*109 на литр
Tr- снижается до200*109 на литр
СОЭ- повышается до 3-5 мм /ч
Дошкольный
ЧСС – в 4-5 лет 100-80 в мин
В 6-7 лет 80-70в мин
Кровь : с 4 лет красный костный мозг начинает перерождаться в желтый
Er- 4,5-5*1012 на литр
Hb- 110-130гр на литр
Le- 6-9*109 на литр
СОЭ- 10-4 мм /ч
Школьный
К 6 годам сердце схоже со взрослым. Развитие сосудов завершается к 12 годам . ЧСС с 8-12 лет – 85-75 в мин . АД по формуле Малчанова АД=100+n где n- число лет ребенка
АД= 80+2*n
12. Охарактеризуйте анатомо-физиологические особенности органов дыхания и мочеотделения детей в разные периоды детства
Новорожденный:
АФО:
Дыхательная: система: Дыхание носит поверхностный характер ЧДД – 40-60 в минут может наблюдаться небольшая аритмия. Дыхание слегка жесткое ( пуэрильное). Тип дыхание диафрагмальный.
Мочевыделительная : Почки относительно велики , почечные лоханки и мочеточники у детей раннего возраста относительно широки и стенки их гипотаничны. V- 50 мл. Мочеиспускательный канал- 5-6 см, у девочек 0,5-1 см. количество мочеиспусканий 20-25 раз в сутки плотностьмочи -1008-1016
Грудной :
АФО:
Дыхательная система – нос маленький короткий. Слизистая сухая, недостаточно развит под слизистый слой поэтому носовых кровотечений нет. Глотка узкая , евстахиева труба короткая и широкая, гортань узкая, хрящи нежные податливые, слизистая сухая хорошо кровоснабжена. Трахея -узкая хрящи мягкие податливые . бронхи узкие правый бронх является продолжением трахеи, а левый находится под углом.
Легкие – менее воздушны содержат много соединительной ткани, кровеносных сосудов. Эластичная ткань развита слабо. В связи с этими особенностями у детей грудного периода в легких легче развиваются застой, ателектазы, эмфизема и пневмония.
Частота остается высокой с 7 недель до 3 месяцев 40-45ударов в минуту ; с 3-6 месяцев 35-40 дыхательных движений в минуту ; с 7-12 месяцев 30-35 дых/ мин
Тип дыхания грудинно - брюшной с преобладанием диафрагмального.
Мочевыделительная система – функциональная деятельность почек протекает более интенсивно, чем у взрослых. Почки относительно велики , почечные лоханки и мочеточники у детей раннего возраста относительно широки, а мышечные и эластичные волокна развиты недостаточно, что предрасполагает к возможному застою мочи и развития воспаления.
Мочевой пузырь у детей 1 года расположен довольно высоко, при заполнении поднимается из малого таза в полость живота.V мочевого пузыря у ребенка к 3 месяцем утраивается, к году увеличивается до 200-300 мл.
В 1 год количество мочеиспусканий доходит до 10-15 раз
Пред дошкольный :
Дыхательная до 2 лет дыхание смешенное ( диафрагмально- грудное)
В 3-4 года грудной тип дыхания
Дошкольный период
Дыхательная система: развивается эластическая и мышечная ткань бронхов и плевры. Жизненная емкость легких возрасте 3-4 лет достигает 1100-1200 мл. ЧДД – 25 в мин
Мочевыделительная : к 5 годам масса почки достигает 55 г. К 7 годам почки занимают такое же положение как и у взрослых . Емкость мочевого пузыря равно 600- 800 мл. Относительная плотность мочи 1,010- 1,020 средняя частота мочеиспусканий -10 раз в сутки
Школьный возраст
Дыхательная система : увеличивается V грудной клетки, диафрагма опускается, ребра с позвоночником образуют все более острый угол, укрепляется дыхательная мускулатура. В период полового созревания у мальчиков брюшной тип дыхания у девочек грудной . ЧДД пос ле 6 лет постепенно приближается к чдд взрослого -16-18в мин.
Мочевыделительная система – Масса почки к 12-13голам достигает 100-120г. Емкость мочевого пузыря -400 мл. Суточный диурез – 1000-1400мл относительная плотность мочи- 1,012-1,025. Частота мочеиспусканий 5-6 раз в сутки.
13. Охарактеризуйте анатомо-физиологические особенности органов пищеварения детей грудного возраста.
Пищеварительная система – относительно небольшая полость рта. Хорошо развиты жевательные мышцы, язык большой. Есть приспособление для сосания . Слюнные железы функционируют плохо, с 4-6 месяцев у ребенка начинается обильное слюноотделение. Пищевод относительно длиннее, слизистая его нежная, богата сосудами, сухая. Положение желудка почти горизонтальное. Вместимость желудка увеличивается с 30 -35 мл до 100 мл к 3 месяцам и до 200-250 мл к году. Недоразвит сфинктер входа в желудок, что способствует срыгиванием. Активность ферментов снижена.
Кишечник – относительно длиннее. Легко нарушается его перистальтика. Отличительной и важной особенностью кишечника грудного ребенка является повышенная проницаемость стенки.
Печень у грудных детей более выпуклая, на 1-2 см выступает из подреберья, ее дезотаксикационная функция не совершенна. Характер стула зависит от вида вскармливания, частота 1-4 раза в сутки.
Перечислите основные позиции Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака являются:
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
2) предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака;
3) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
4) системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, непрерывность и последовательность их реализации;
5) приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций;
6) обеспечение международного сотрудничества Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
7) взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, не связанных с табачными организациями;
8) открытость и независимость оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;
9) информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;
10) возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, имуществу гражданина, в том числе имуществу индивидуального предпринимателя, или юридического лица вследствие нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Вторичная профилактика
Ее задача – это лечение зависимых от алкоголя людей. Выполняется общение с семьей больного, с теми, кто уже бросил пить, проводится психологическая помощь. Больной должен понять, что жизнь без алкоголя вполне возможна. Сделать это можно только с использованием систематического подхода. Психологическая поддержка состоит из демонстрации отрицательных сторон алкоголя и положительных моментов в жизни без спиртных напитков.
Общение с бывшими алкоголиками – это важный элемент вторичной профилактики. Порой даже общение с психологами не способно дать такого эффекта. Человек, который бросил пить, знает, как быть зависимым и быть трезвым. Он поймет алкоголика лучше любого врача. А человек, увидев взаимопонимание, будет верить его словам.
Третичная профилактика
Это постлечебная, оздоровительная профилактика, когда человек уже практически излечился от зависимости, но требуется усилить эффект, чтобы затем больной вновь не начал пить. На данной стадии продолжается общение с психологами. Нащупываются положительные моменты в преобразовании личности, и происходит концентрация на этих сторонах новой жизни. Также сюда относится посещение общества анонимных алкоголиков.
В пункте 1
В строке: «Я нижеподписавшаяся» Заполняется Фамилия Имя Отчество родителя или опекуна.
В пункте 2
Последнюю строку заполняет врач вносит в нее свои ФИО и подпись.
Дайте характеристику периода внутриутробного развития. Перечислите закономерности роста и развития человека во внутриутробном периоде. Назовите факторы, влияющие на эмбриональное развитие, здоровье плода.
Внутриутробный этап от момента зачатия до рождения продолжается в среднем 270 дней, но на практике расчет обычно ведут на 280 дней (10 лунных месяцев), начиная счет с первого дня последнего менструального цикла. Срочными родами считаются роды, происходящие на 37-40 неделе беременности, преждевременными - ранее 37 недели и запоздалыми – при сроке 42 недели и более.
Внутриутробное развитие делится на две основные фазы:
1. эмбрионльную
2. фетальную (плацентарную).
Эмбриональная фаза продолжается в течении первых 8 недель, когда оплодотворенная яйцеклетка постепенно превращается в организм с органами и системами. Ребенок в этой фазе называется эмбрионом. На 8-й неделе внутриутробной жизни эмбрион приобретает характерные признаки человека.
Плацентарная фаза продолжается от 9-й недели до рождения. Ребенок в эту фазу называется плодом. Все жизнеобеспечение плода (питание, дыхание и др.) осуществляется через специальный орган в полости матки — плаценту. Для этой фазы характерны быстрый рост плода и становление функций органов и систем. С 22-24 недели плод обычно становится жизнеспособным.
Физическое развитие во внутриутробном периоде происходит наиболее интенсивно. При этом каждому возрасту периода соответствуют определенные параметры массы, длины тела и окружности головы и груди. Максимальная скорость роста характерна для 3-6 месяцев внутриутробного развития. Наибольшее увеличение массы тела начинается обычно с 32 недели. За последние 8 недель беременности масса плода удваивается. Развитие нервной системы плода проходит несколько этапов: от нервной полоски до состоящих из нескольких отделов головного и спинного мозга, имеющих к концу периода незаконченное строение. С середины периода происходит активное формирование безусловного рефлексов (сосательного, хоботкового и др.) С 5-5,5 месяца внутриутробной жизни уже могут функционировать вкусовой, слуховой, вестибулрный, тактильный и другие анализаторы. Это позволяет начать дородовое воспитание ребенка.
Все воздействия, которые могут отрицательно сказаться на развитии ребенка, можно разделить на две группы: факторы окружающей среды; болезни и образ жизни мамы.
К первой группе факторов можно отнести следующие.
1. Радиоактивное излучение. Если такое воздействие произошло на первой стадии эмбрионального периода, когда еще не произошла имплантация, то чаще всего происходит самопроизвольный выкидыш.
2. Электромагнитное излучение. Возможно такое воздействие при нахождении вблизи работающих электроприборов.
3. Воздействие химических веществ, сюда можно отнести бензол, удобрения, красители, химиотерапию.
Будущая мама также может стать причиной нарушения эмбрионального развития, можно назвать следующие опасные факторы:
- хромосомные и генетические болезни;
- употребление наркотических средств, спиртных напитков, уязвимыми считаются любые этапы эмбрионального периода;
- инфекционные заболевания мамы во время беременности, например краснуха, сифилис, грипп, герпес;
- сердечная недостаточность, бронхиальная астма, ожирение - при этих заболеваниях возможно нарушение поступления кислорода к тканям зародыша; прием лекарственных средств; особенности эмбрионального периода таковы, что самыми опасными в этом отношении являются первые 12 недель развития; чрезмерное увлечение синтетическими витаминными препаратами.
Дайте характеристику периода новорожденности (неонатальный). Назовите его составные части. Перечислите внешние признаки доношенного новорождённого ребёнка. Охарактеризуйте анатомо-физиологические особенности доношенного новорождённого ребёнка. Назовите основные потребности и потенциальные проблемы ребёнка в данном периоде детства.
Новорожденный считается доношенным, если он родился по истечении нормального срока беременности(280 дней). Делится на ранний неонатальный период( длится 7 дней) и поздний неонатальный период (с 7 до 28 дней). Функционально зрелый и имеет массу тела более 2500 грамм и рост более 45 см. срок гестации составляет 38-42 недели. Состояние ребенка оценивается по шкале Апгар на 1 и на 5 минуте рождения. Максимальное количество баллов 10
От 8-10 баллов-здоровый ребенок
От 5 до 7 баллов-состояние средней тяжести
От 4 до 1- состояние тяжелое
Признаки доношенности:
1. голова занимает ¼ часть туловища
2. лицевая часть черепа мала по сравнению с мозговой частью
3. грудная клетка короткая и малоподвижная
4. длина рук и ног примерно одинаковая
5. ногти доходят до конца ногтевого ложе
6. пупочное кольцо занимает срединное положение
7. у мальчиков яички опущены в мошенку
8. у девочек клитор и малые половые губы прикрыты большими половыми губами
9. кожа розовая нежно-бархатистая
10. плечи и спина покрыты первородным пушком
11. голос громкий требовательный
12. хорошо выражены безусловные рефлексы
АФО
Кожа- роговой слой тонкий, эпидермис рыхлый, сочный, базальная мембрана недоразвита, а значит эпидермис может отходить от дермы, подкожножировой слой развит хорошо, на бедрах, голени, плечах и предплечьях, слабо развит на животе. Сальные железы хорошо развиты.
Костная система- боковые и малый роднички закрыты. Большой родничок распологаются между лобным и теменными костями, имеет ромбовидную форму, размеры 2 на 2 см. Позвоночник прямой, не имеет физиологических изгибов, грудная клетка цилиндрической формы, ребра перпендикулярно позвоночнику.
Мышечная система- Мышцы разбиты слабо
Дыхательная система-дыхание носит поверхностный характер, частота от 40-60 в минуту. Может наблюдаться небольшая аритмия, дыхание слегка жестковатое(пуэрильное), тип-диафрагмальный, печень несколько больших размеров, поднимает диафрагму.
ССС- сердце велико и имеет поперечное положение, артерии несколько шире, чем вены и хорошо развита капилярная сеть, ЧСС 12-140 ударов в минуту, АД низкое, макс. 70-75, мин. ½-1/3 максимального.
Кровеностная система- количество эритроцитов от 4,5 до 7,5 на 10 в 12 литра, гемоглобин от 170 до 240 г/л, лейкоциты от 10 до 30 на 10 в 9 л, тромбоциты 250-300 на 10 в 9 л, СОЭ 2,3 мм в час.
Пищеварительная система- ротовая полость небольшая, жевательные мышцы хорошо развиты, язык короткий и широкий, слизистая оболочка нежная, сухая, но хорошо кровоснабжается. В стенке щёк распологаются комочки Биша. Пищевд имеет воронкообразную форму, но отсутствуют 2 сужения. При рождении имеются все отделы желудка, ёмкость 30-35 мл.Ферменты все есть, но их мало. Кишечник хорошо сформирован, слизистая хорошо развита с достаточным количеством узлов и ворсинок. Печень велика, богата кровеностными сосудами, но печеночные дольки развиты слабо, преобладает соединительная ткань.
Мочевыделительная система- почки велики. Почечные лоханки и мочеточники широкие стенки и гипотоничные. Ёмкость 50 мл, мочеиспускательный канал 5-6 см, а у девочек 0,5-1. Количество мочеиспусканий 20-25, плотность мочи 1008-1016.
Органы чувств-орган вкуса развит хорошо, сладкое он чувствует, горькое, кислое начинает беспокоить, обоняние развито слабо, чувство осязания развито хорошо, быстро реагирует на прикосновения, зрение развивается постепенно, слух развит хорошо, болевая чувствительность несколько снижена.
Нервная система- головной мозг к моменту рождения один из наиболее развитых органов, но он ещё не совершенен. Мозговая ткань богата лецитином, борозды и извилины развиты слабо. Серое вещество плохо дифференцирует от белого, но количество нервных клеток такое же как и у взрослого. Спинной мозг более совершенен, чем головной относительно длиннее, чем у взрослого.
Дайте характеристику периода грудного возраста. Перечислите закономерности и методы оценки физического развития грудного ребёнка. Назовите основные потребности и потенциальные проблемы ребёнка в данном периоде детства.
Грудной период длится с 1 месяца до года. Основной отличительной особенностью ребенка этого возраста является быстрый рост и развитие. Динамика массы тела: ежемесячные прибавки в течении года составляет за 1 месяц- 600, за 2-800,за 3-800, за 4-750, за 5-700, за 6-650, за 7-600, за 8-550, за 9-500, за 10-450, за 11-400, за 12-350. До 6 месяцев масса=масса при рождении+700xn, n- число месяцев жизни ребенка.Динамика роста: рост ребенка в норме от 48-52 см. За 1 квартал ребенок вырастает на 9-10 см, то есть за месяц на 3-3,5 см, за 2 квартал ребенок вырастает на 7,5 см, то есть за месяц на 2,5, за 3 квартал на 4,5 см, то есть за месяц на 1 см. Таким образом ребенок вырастает на 25 см, то есть рост в год 75 см. Динамика наростания окружности головы и груди:у новорожденного ребенка окружность головы 32-34 см, окружность груди на 3-4 см меньше окружности головы. В 2-3 месяца эти показатели уравниваются и составляют 39-41 см. К году окружность головы приблизительно равняется 46-47, окружность груди на 1-3 см больше чем окружность головы.
Дайте характеристику преддошкольного (раннего) периода. Назовите показатели физического и нервно-психического развития. Перечислите анатомо-физиологические особенности органов и систем органов ребёнка данной возрастной группы. Назовите основные потребности и потенциальные проблемы ребёнка в данном периоде детства.
В этот период начинают снижаться темпы физического развития. К концу 2 года завершается прорезывание молочных зубов, интенсивно растет лимфоидная ткань, стремительно расширяется двигательная активность ребенка, а контроль над ним несколько снижается, отсюда возникает опастность травматизма. В познании мира учавствуют все анализаторы, совершенствуется речь.Дети очень эмоционально выражают эмоции в виде истерических бурь. Физическое развитие: после года вес ребенка увеличивается медленно, за 2 года ребенок увеличивает массу на 2-3,5 кг. За 3 год на 1,5-2 кг, после года можно определить массу по формуле масса=10+2xn.Динамика роста: за 2 год на 11 см, за 3 год на 8 см. Динамика окружности головы и груди: до 7 лет окружность груди превышает окружность головы приблизительно на саолько см сколько лет ребенку. Окружность головы за 2 год жизни увеличивается на 2 см, за 3 год на 1 см. Окружность груди за 2 год увеличивается на 2,5-3 см, на 3 год на 1,5-2 см.
Нервнопсихическое развитие: на 2 году жизни ребенок начинает ощущать потребность в игре со своими сверстниками. Игрушки должны быть красочными, хорошо моющимися. Ко 2 году словарный запас у ребенка составялет 200 слов. Речь ребенка формируется в виде подражания взрослым. Хорошо развито понимание речи. В этот период ребенка можно обучать игре в кубики. В 3 года ребенок уже целенаправленно движется, совершенствуется ходьба, можно приучать одеваться, можно научить кататьсяна 3 колесном велосипеде. Своё восприятие ребенок ещё не умеет подчинять поставленной задаче. Словарный запас составляет к 3 годам 1000-1200 слов, а к 4 годам увеличивается до 2000-2400 слов.
АФО
Костная система-к 2 годам кости ребенка приближаются к костям взрослого человека, позвоночник к 3-4 годам приближается к позвоночнику взрослого человека. Шейный лордоз устанавливается только к 7 годам, грудная клетка к 2 годам удлиняется и появляется физическое упущение ребер, в трубчатых костях конечностей между диафизом и эпифизом остаётся хрящевая ткань за счёт чего рост костей происходит рост костей в длину.
Зубы-первые коренные зубы появляются в 12-15 месяцев, клыки в 17-20 месяцев. Вторые коренные зубы в 2 года, к концу второго началу 3 года жизни у ребенка заканчивается прорезывание всех молочных зубов. С 3 лет можно приучать чистить зубы.
Дыхательная система- смешанное дыхание до 4 лет. В 3-4 года грудное дыхание. ЧДД 28-35
ССС-ЧСС до 2 лет 100-120, до 3 лет 100-110.
Дайте характеристику периода дошкольного возраста. Назовите показатели физического и нервно-психического развития. Перечислите анатомо-физиологические особенности органов и систем органов ребёнка данной возрастной группы.
Колеблется от 3 до 7 лет. В это период у детей наблюдается физическое вытягивание, а нарастание массы тела несколько замедляется. С 6 лет происходит смена молочных зубов на постоянные, в этот период интенсивно растут внутренние органы. Иммунная защита достигает зрелости. В это период интенсивно развивается интелект детей, усложняется трудовая деятельность. К 5 годам дети уже свободно говорят на родном языке правильно употребляют слоги и спряжения, значительно улучшается память. Игры приобретают абстрактный характер, совершенствуются тонкие координирующие движения кистей рук, начинают проявляться различия в поведении мальчиков и девочек, формируются индивидуальные интересы. У девочек появляется забота, у мальчиков подвижность и сила. Появляются черты характера: самолюбие, они становятся более сдержанными, сложные отношения развиваются между детьми и взрослыми.
АФО
После 3 лет масса=10+2xn. Рост с 4-6 лет 5-7 см в год, в 6-7 лет рост увеличивается на 10-12 см в год(первое физиологическое вытягивание), рост=100-8(4-n), этой формулой пользуются до 4 лет, после 4 лет рост=100+6(n-4). Череп растет быстро до 4 лет, затем рост замедляется. Формируются все изгибы позвоночника, шейный лордоз к 7 годам, с 5-6 лет начинается замена молочных желез на постоянные, ЧДД 24-26, ЧСС в 4-5 лет 100-80, в 6-7 лет 80-70, с 4 лет крастный костный мозг в некоторых костях перерождается в желтый, эритроциты 4,5-5 на 10 в 12 л, гемоглобин 110-130 г/л, лейкоциты 6-9 на 10 в 9, СОЭ 4-10 мм в час. Старше 5 лет-небные миндалины, лимфотические образования носоглотки.
Дайте характеристику периода младшего школьного возраста. Назовите показатели физического и нервно-психического развитие детей младшего школьного возраста.
Школьный возраст подразделяется на младший школьный возраст(6-7 лет у девочек и 6-12лет у мальчиков) и старший школьный возраст (с 12-18).
В младшем школьном возрасте совершенствуются все системы организма. Появляются отличия в ткмпах роста и созревания мальчиков и девочек. Ведущая деятельность- обучение в школе. Развиваются самостоятельность и коллективизм.
Основные проблемы, связанные с нарушением здоровья: -нарушение осанки
- плоскостопие
-нарушение зрения
- кариес зубов
- заболевания носоглотки
- инфекционные и аллергические болезни
- болезни сердца и ЖКТ
Сохраняется высокий уровень травматизма, основной причины в структуре детской смертности в этом возрасте
Физическое развитие
К 8,5 года у девочек и 9,5 года у мальчиков отмечается снижение скорости роста. После этого с 9-10 лет у девочек и с 11-12 лет у мальчиков начинается ускорение роста. Максимальное ускорение роста отмечается у девочек в возрасте 10-11.5 года, у мальчиков от 13.,5-15,5 года (по 8-10 см в год). В возрасте 8-10 лет у детей наступает период второй полноты (приемущественно рост в ширину). В связи с гиподинамией, нерациональным питанием, наследственной предрасположенностью у некоторых детей может быть ожирение. У других напротив может отмечаться дефицит массы тела. До 11 лет окружность грудной клетки у мальчиков и девочек равны. К 10-13 годам завершается окостенение костей запястья и фаланг пальцев рук. В 7 лет хорошо развиваются мышцы мышцы спины, туловища, конечностей. С 7-11 лет совершенствуются мышцы кистей рук.
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
К 10-12 годам заканчивается развитие клеточных структур больших полушарий головного мозга. К 7 годам возрастает подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения, при этом процессы возбуждения преобладают. Поэтому младшим школьникам свойственны непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимость и т.д.
Закрепляются и развиваются все познавательные процессы: восприятие, внимание, память, воображение, речь и мышление. Улучшается зрительное восприятие. Память хорошая, преимущественно за счет образной памяти. Продолжается развитие речи как средства мышления. Приобретается умение устно и письменно излагать свои мысли.
В 7 лет дети начинают считаться с чувствами других людей, остро ощущают не справедливость по отношению к ним. Возраст 10 лет считается возрастом эмоционального равновесия: дети обычно эмоционально устойчивы,веселы, довольны своим положением, оптимистичны.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 854.