В ходе работы по экологизации дошкольников нами ставятся задачи:
• Развивать познавательный интерес к миру природы
• Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы, умение видеть его красоту и неповторимость
• Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Эти задачи успешно выполняются.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Мониторинг выявления знаний о растениях у детей пятого года жизни. Мониторинг проводился с группой, которую посещают 29 ребенка. Выбирая условия проведения – учитывалось сложность заданий, индивидуальные особенности детей, количество участников и использование материала мониторинга.
Проведение мониторинга использованием игровых заданий и упражнений для отбора необходимого материала и иллюстраций, осуществлялось за столами.
Эта работа проводилась в три взаимосвязанных этапа:
1. Констатирующий.
Цель – выявить уровень знаний детей среднего дошкольного возраста о растениях.
Задачи констатирующего эксперимента:
1. Подобрать диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень сформированности знаний о растениях у детей среднего дошкольного возраста.
2. Организовать обследование детей по уровням сформированности знаний о растениях у детей среднего дошкольного возраста.
3. Проанализировать полученные результаты обследования и сделать выводы.
2. Формирующий;
Цель – расширение знаний детей о растениях в процессе ухода и наблюдения за ними.
Задачи формирующего эксперимента:
1. Организация проектной деятельности.
2. Сделать выводы по результатам проведенной работы.
3. Контрольный.
Цель - выявить сформированность знаний о растениях.
Задачи контрольного эксперимента:
1. Сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов диагностики.
2. Провести анализ результатов работы.
Диагностический инструментарий.
1. Вопросы:
- Что это?
- Назови это растение?
- Где растет это растение?
- Что нужно делать, чтобы растение хорошо росло?
- Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного комнатного
растения)
- Покажи где у растения стебель?
- Покажи где у растения листья?
- Покажи где у растения цветы?
- Покажи корень?
- Нужен ли растениям свет? Вода? Тепло? Почва?
- Для чего нужны людям растения?
- Нравятся ли тебе цветы и почему?
2. Дидактическая игра «Собери растение, называя его части».
Цель: выявить умение устанавливать связь между происхождением растений и биологическими потребностями (в свете, тепле и влаге); выявить знания об особенностях внешнего строения растений.
3. Дидактическая игра «Помоги цветочку найти дом»
Цель: уточнить знания детей о внешнем виде растений, их названии и месте произрастания. 4. Дидактическая игра «А что потом?»
Цель: уточнить знания детей о приемах ухода за растениями и их последовательностью.
5. Дидактическая игра «Подбери картинку»
Цель: уточнение знаний детей о необходимости для роста и развития растений света, влаги, тепла, почвы.
Приложение №2
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень Ребенок самостоятельно называет растения: комнатные, садовые, полевые, лесные. Без труда выделяет группы предлагаемых растений. Называет части растения. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними, объясняет роль и значение растений в жизни человека, животных, насекомых. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.
Средний уровень Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии растений: комнатных, садовых, полевых, лесных. В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор. Испытывает затруднения при назывании частей растения. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Испытывает затруднения при объяснении роли и значения растений в жизни человека, животных, насекомых. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к
растениям.
Уровень ниже среднего (низкий) Знания у детей нечеткие, неконкретные.
Ребенок имеет представления о растениях, но испытывает затруднения при их использовании, помощь педагога, вспомогательные вопросы не оказывают начимого влияния на ответы, ребенок не всегда справляется с заданиями, часто отмалчивается, отказывается выполнять задания или делает их с большими ошибками, соглашаясь с предложенным вариантом не вникая в суть задания.
Результаты констатирующего этапа диагностики показали, что знания детей о растениях нуждаются в углублении, уточнении и систематизации. Необходимо в дальнейшем на формирующем этапе расширить и уточнить знания детей о растениях (о частях растений и их названии, факторах, влияющих на рост и развитие растений и т.д.), дополнить имеющие знания, познакомить детей с естественной средой произрастания растений.
Результаты контрольного этапа
Анализ результатов показал, что произошло некоторое повышение уровней знаний о растениях у детей пятого года жизни. Это обусловлено правильно подобранными методиками исходя из индивидуального развития детей. Всех исследуемых детей можно разделить на три уровня, в соответствии с имеющимися у них знаниями о растениях:
I уровень (высокий) – 8 детей;
II уровень (средний) – 15 детей;
III уровень (низкий) – 6 детей.
Проектная деятельность доказывает свою эффективность для формирования знаний о растениях у детей пятого года жизни и целесообразность использования метода проектов в практике дошкольного учреждения, с целью повышения качества педагогического процесса в интеллектуальном развитии детей.
Тематический план на 2014-2015 уч.г. (старшая группа)
«Мир лекарственных растений»
Цель: уточнение и расширение представлений детей о лекарственных растениях.
Задачи :
Знакомить детей с лекарственными растениями, правилами сбора, хранением и их применением в лечебных целях.
Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческого воображения.
Расширять словарный запас детей, формировать грамматический строй речи.
Воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям, умение беречь и правильно использовать, желание узнавать по внешнему виду, описанию и моделям.
Сентябрь - октябрь Введение | История использования лекарственных растений. Лекарственные растения опасные для здоровья | Рассматривание словарей и справочников о лекарственных растениях, набора открыток «Опасные растения» Подготовка сообщений о растениях опасных для жизни. | Воспитание усидчивости, аккуратности при работе со справочниками Быть внимательным в природе. Не брать руками незнакомые растения. Повторить правила поведения на экскурсии. |
Ноябрь - декабрь Дикорастущие лекарственные растения | Лекарственные растения, содержащие витамины. Лекарственные растения различных экосистем. Растения леса: береза, липа. Какими свойствами обладают ягоды: черника, брусника, клюква: | Лекарства от простуды: зверобой, шалфей, чабрец, душица. | Развивать умение видеть растения богатые витаминами. |
Использование лекарственных растений в кулинарии. | |||
Подготовка презентаций о ягодах. | |||
Работа со словарем. Рассматривание открыток лекарственных растений. | |||
Январь – февраль Сбор и хранение лекарственных растений | Сроки и правила сбора лекарственных растений- календула, полынь, тысячелистник, ромашка. Чистотел. Загадки о растениях | Как сушить лекарственные растения. Упаковка лекарственных растений на хранение. | Развивать усидчивость и взаимовыручку. |
Время сбора лекарственных растений. Рисуем упаковку для лекарственных трав. | |||
Рисуем лекарственные растения. | |||
Март - апрель Использование лекарственных растений | Как используется лекарственное растение в пище. | Использование трав при изготовлении мыла, шампуней. | |
| Как используется лекарственные растения в медицине и косметологии | Оформление коробки для крема, зубной пасты. | Воспитание трудолюбия, аккуратности. |
Использование трав для защиты зубов. | |||
Посадка Алоэ. | |||
Май Итог. Выставка | Подготовка материалов по итогам работы по сборам и изучению лекарственных растений. | Презентация результатов работы. |
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста
Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.
Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам.
Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления оцикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 662.