Воспитателя первой квалификационной категории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Воспитателя первой квалификационной категории

Ивановой Людмилы Герасимовны

Тема:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ

                    

                                    2012- 2015 учебный год

Пояснительная записка

 

В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отношение к природе и растениям: либо умение видеть прекрасное и личные усилия в преобразовании окружающего мира, либо потребительское отношение. Дети очень тонко замечают то, что для взрослых уже привычно, и радуются, увидев что-то новое, тем более, если результат достигнут их трудом. Вырастить рассаду цветов, высадить ее на клумбу, а осенью увидеть цветущие растения – такой результат научит ребенка уважать не только свой, но и чужой труд.

 

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

 

Цель:

      Формирование у детей начал экологической культуры – осознанно правильного отношения к объектам природы, в данном случае к комнатным растениям.

 

Задачи:

· передача детям знаний о представителях растительного мира, их строении, потребностях, разъяснение их отличительных признаков, значения в природе и жизни человека;

· совершенствовать умение наблюдать за растениями, замечать самое характерное в их внешнем виде;

· навыков правильного поведения на природе: эмоционально откликаться, сопереживать всему живому, переживать радость, удивление, восхищение от общения с растениями, не причинять им вред;

· развитие наблюдательности, устойчивого познавательного интереса к миру растений, его красоте и многообразию.

 

Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе.

 

Вторая младшая группа

Задачи воспитания и развития детей.

Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе. Обогащать представления детей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении: обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, что увидел, передавать особенности голосом, в движениях («кружатся листочки», «прыгают воробышки, цыплятки»), узнавать объекты и деления в природе, на картинках, различать их, называть.

Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой: доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.

Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность при изучении качеств, свойств объектов неживой природы.

Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы.

 

Средняя группа

Задачи воспитания и развития детей.

Постоянно поддерживать активный интерес детей 4—5 лет к окружающей природе, укреплять и стимулировать его, удовлетворять детскую любознательность.

Способствовать дальнейшему познанию ребенком мира природы, открывая для него новые растения, животных, людей, признаки живых организмов, объекты неживой природы, свойства природных материалов (воды, глины, почвы и других).

В процессе познавательно-исследовательской деятельности развивать интерес и активность дошкольников, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.

Поддерживать свободный разговор ребенка со взрослыми, сверстниками по поводу результатов собственных наблюдений, впечатлений, поощрять обращения с вопросами и предложениями по проверке суждений и предположений в ходе экспериментирования.

Способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями и животными, живущими рядом с ним.

Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлениями разного отношения людей к природе.

 

 Старшая группа

Задачи воспитания и развития детей

Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтений детей.

Обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных климатических условиях (жаркого климата юга и холодного севера). Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники и т. д., рыбы, птицы, звери и т.д.).

Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.

Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

 

 Подготовительная группа

Задачи воспитания и развития детей.

Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения. Поддерживать проявление избирательности детей в интересах и предпочтениях в выборе природных объектов (мне интересно, мне нравится).

Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес), о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоеме, городе), о взаимодействии человека и природы.

Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.

Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за животными и растениями участка детского сада и уголка природы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.

Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

 

 Условия реализации программы экологического воспитания предусматривают:

 

 1. Создание экологической среды в дошкольном учреждении или экологического ландшафта – пространства, необходимого для всестороннего комплексного развития ребенка:

 • Групповой уголок природы

• Зимний сад

• Комната природы

• Живой уголок

• Экологическая лаборатория

• Озелененное пространство территории участка дошкольного учреждения

2. Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей

3. Личностно ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка

4. Активное участие родителей в воспитательном процессе

 5. Установление педагогом связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.

Содержание уголка природы:

 - комнатные растения

- календарь погоды и природы

 - альбомы, гербарии

 - художественная литература о природе

- дидактические игры природоведческого содержания

 - различные природные материалы

- оборудование для организации опытнической деятельности

- модели, отражающие предметы и явления природы

 

Требования к уголку природы:

 - учитывать возрастные особенности и возможности детей

 - объекты, предметы, материалы эстетически привлекательны, вызывают положительный интерес

- все должно быть доступно детям

 - соблюдение санитарно-гигиеническим требованиям

 

Задачи уголка природы:

 Младшая группа – формировать интерес к растениям и животным, воспитывать бережное, заботливое отношение со стороны человека.

• 3-4 комнатных растения (стебель, лист, цветы) – потребность в воде, свете, тепле: аспидистра, бегония, колеус, фикус, бальзамин.

Средняя группа – сформировать первые представления о растении, как о живом организме; учить устанавливать несложные взаимосвязи и зависимости в мире природы; знакомить с видами растений.

• 5-6 комнатных растений (корено, стебли, листья большие и маленькие, цветы) – питается, дышит, размножается: + аспарагус, бегония вечноцветущая, герань обычная, фуксия.

Старшие группы – знакомить с растениями разных климатических зон, с разным уходом (разные стебли, без стебля) : + алоэ, амариллис, бегония (разновидности, зебрина, зигокактус, кливия, каланхоэ, комнатный виноград, сенполия, традесканция, хлорофиту. Можно использовать таблички с названием, знаки по уходу.

Зимний сад

Растения разных стран, место для проведения непосредственно образовательной деятельности, место для релаксации.

 Комната природы

 Иллюстрации, схемы, модели, игры, карты, выставки…

Живой уголок

Аквариум, террариум, птицы – занимается эколог.

Экологическая лаборатория

Экспериментальная деятельность.

 

Территория участка ДОУ

Наблюдения, труд, озеленение (газоны, клумбы, огород) .

• Требования к огороду: грядки – ширина – 60-70см.

длина - 2 – 3м

 междурядье – 50см.

 • Овощные культуры:

 Младшая гр. – лук, горох, бобы

 Средняя гр. - лук, редис, салат

Старшие гр - укроп, салат, лук, чеснок, капуста, баклажаны, огурцы, перец, кабачки, томаты, морковь, свекла, репа.

При работе детям использовать перчатки.

 • Хорошо иметь место для выращивания хлебных злаков

 • Рекомендованные цветы для клумб: пионы, флоксы, лилии, календула, незабудки, бархатцы, гвоздика, астра, редкие и лекарственные растения.

 

Экологическая тропа-

Маршрут вокруг сада с целью ознакомления с растениями (деревья, цветы, лекарственные растения, огород).

День Земли – 22 апреля

 

Работа по экологическому образованию дошкольника включает несколько методов:

 

Наглядные методы.

Наблюдение – основной метод ознакомления детей с природой. Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Наблюдения – цель: стимулировать наблюдения детей; знания уточняются, закрепляются, обобщаются. Виды: распознающие, длительные, воссоздающие.

Наглядно-иллюстративный материал: реалистичное изображение предмета, фотографии, иллюстрации, видеоматериалы.

Модели: предметы, макеты, графические изображения (календарь погоды)

 

 2. Практические методы.

• Игра: словесные, настольно-печатные, творческие игры, подвижные (экология, игры на релаксацию (снежинки,

 • Индивидуальные поручения

 • Коллективный труд (со средней группы)

 • Дежурство (2 половина средней группы)

 - труд – младшая группа – 5-7 мин.

 Средняя группа – 10-15 мин.

Старшие группы – 15-20 мин. С перерывом на отдых.

 • Опытная деятельность (со старшей группы): четкость целей и задач, самостоятельность, результаты осознаны каждым ребенком.

Включает 3 категории:

С неживой природой

С растениями (дышит, растет, питается)

С животными

3. Словесные методы: беседы, рассказ, художественная литература (Бианки, Чарушин, экскурсии (задания родителям, мониторинги (о живой природе, о неживой природе, о взаимосвязи человека с природой).

 

 

Список использованной литературы

 

1. Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003

2. Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002

3. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001

4. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство - Пресс 2009.

5. Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.

6. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.

7. Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009

8. Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.

9. Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002

10. Экологические занятия с детьми 3-4 г. Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.

11. Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.

 

Используемые Интернет-ресурсы:

http://www.dobrieskazki.ru

 

http://www.kalyakimalyaku.ru

 

                                          

                                      

                                     Конспект развлечения

«Вот веселый огород, что здесь только не растет»

Интеграция: социализация, познание, коммуникация, физическая культура, чтение художественной литературы, музыка

 

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы

 

Цель: показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека

 

Задачи:

Расширить знания детей об овощных культурах

Воспитывать бережное и любовное отношение к природе, уважение к труду людей, работающих на земле

Развивать любознательность и познавательный интерес у детей

Создать у детей и родителей радостное настроение, чувство коллективизма

 

Предварительная работа: беседы с детьми об огороде, о работе людей на огородах, рассматривание иллюстраций различных овощей, а также иллюстрации, изображающие труд людей по выращиванию овощей; рассматривание репродукций картин И. Михайлова «Овощи», А. Лентунова «Овощи»; составление рассказов из опыта детей «Что растёт у нас на огороде»; отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов об овощах; чтение художественной литературы по теме, заучивание пословиц и поговорок о труде; дидактические игры «Волшебный мешочек», «Угадай по вкусу», «Угадай на ощупь», «Угадай овощ по ответам и вопросам» и пр.; настольно- печатные игры «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде»; рисование натюрмортов с овощами, аппликация «Дары природы», лепка овощей из солёного теста; сюжетно- ролевый игры «Овощной магазин», «Летние заготовки»; экскурсии с родителями на овощные базары и ярмарки.

 

Материалы и оборудование: «Волшебный мешочек» с муляжами овощей; карточки с изображением овощей; 2 деревянные ложки, 2 ведра, 2 стойки, картошка по количеству игроков; маски Комара и овощей, для сказки «Репка» - костюмы и маски, костюм Чучела; блюдо с пирожками, полотенце, салфетки

 

Содержание:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.

И козла туда, друзья, нам никак пускать нельзя.

 

                                        (Огород)

У кого, ребята, есть огород? Что выращивает ваша семья на огородах? А хотели бы вы попасть в сказочную Огородную страну? Ну как же нам попасть туда?

(Слышится шум, звон железных банок. В зал входит Чучело.)

Чучело: Ох, устал я ждать! Хотелось, чтоб вы догадались, кто вас поведёт в мир приключений по Огородной стране. Узнали меня? Я - Чучело!

 

Воспитатель: Конечно, узнали. Ты – Чучело - Огородный стражник. Помогаешь нам спасать огороды от непрошеных гостей. Ты всё лето: в жаркую погоду, в дождливый вечер и в звёздную ночь стоишь на огороде, прислушиваешься к шуршанию листьев, ботвы, участвуешь в овощных беседах.

Чучело: Я постараюсь вам, ребята, помочь постичь многие тайны из жизни витаминов с грядки.

Чучело: А теперь глазки вы все закрывайте, в Огородную страну перемещайтесь!

(Таинственная музыка)

1. Чучело: Вот мы и на месте. Смотрите, ребята, «Волшебный мешочек», что же в нём? Здесь много овощей. Но мешочек то волшебный, на ощупь овощи сможете узнать?

(Игра «Узнай на ощупь»)

Эх, молодцы! Весело поиграли!

Чучело: Ой, что это? Злая волшебница заколдовала все овощи. Как же быть? Догадался, ребята! Выручайте, загадки про овощи отгадайте.

(Как только дети отгадывают загадку, Чучело показывает картинку – отгадку)

Загадки:


Этот сочный корнеплод

В огороде он растёт.

Чаще красным он бывает.

К нам в салаты попадает.

На тарелку, в плошку,

В миску, это вкусная …

 

             (редиска)

Появляюсь я из грядки:

Вырастаю ловко.

Скушайте меня, ребятки, рыжую …

 

                   (морковку)

В огороде вырастала,

Под дождями мокла,

Созревала – созревала,

И созрела …

 

                  (свёкла)

Удивился в поле ёжик:

«Вот так овощ, сто одёжек!»

А зайчонок слопал с хрустом

Аппетитную …

                      (капусту)

Вот так овощ озорник,

 Спрятался от вас в парник,

Вырос длинным, молодец!

И зовётся …

 

              (огурец)

Он на солнце греет бок,

Дарит нам томатный сок.

Любят люди с давних пор

Красный, спелый …

 

                  (помидор)

Он красивый, золотой,

Но бывает очень злой:

Коль рубить его возьмешься,

Весь слезами ты зальёшься.

 

                 (Лук)

Этот овощ рос в земле,

Нынче горкой на столе.

Жарь иль в суп клади немножко –

Очень вкусная …

                        (картошка)


Чучело: Молодцы! Вот и все овощи расколдовали. Сейчас поскорее возьмите ложки, соберите всю картошку.

(Игра – аттракцион «Собери картошку»)

Чучело: Здорово! Ловкие вы!

 (По окончании игры из – за двери раздаются голоса: «Мы тоже хотим поиграть с ребятами! Можно к вам?»

Чучело: А кто вы такие?

Голос: Мы из знакомой сказки,

В ладу с детьми живём,

Вы угадайте, кто мы?

 Тогда мы к вам придём!

Чучело: Ну, ребята, называйте знакомые сказки!

(Дети называют сказки, если «Репка» не упоминается, то снова слышен голос»).

Голос: Нет, вы послушайте меня внимательно.

   Сам я репку посадил,

Сам я вкусную растил.

А вытаскивать пришлось –

Всё семейство собралось!

 Из какой мы сказки?

(Дети отвечают. Входят Дед и Бабка, кланяются. Все роли в сказке играют родители)

Дед и Бабка: Явились Бабка с Дедом,

                    И Внучка с Жучкой следом,

Чучело: И прибежала Кошка,

Чтоб им помочь немножко.

За кошкой мышка мчится

 И опоздать боится!

(Все персонажи сказки выстраиваются полукругом)

Чучело: А где же Репка?

Дед: Если вы нам споёте песню про Репку, то и Репка появиться!

(Песня Т. Попатенко «Репка»)

Чучело: Вот песенка пропета,

А Репки так и нету!

(Слышен плачь из – за занавеса)

Внучка: Ой, чей – то голос звонкий,

 И жалобный, и тонкий ...

Репка:


Ой, помогите Репке,

 Спасите от сурепки!

Она связала ноги,

И я в плену в итоге.

Я так отстала в росте,

И мне охота в гости.

Прошу вас, помогите!

От сорняков спасите!


Бабка: Подходи – ка, Дедка,

Да потащим Репку!

Засела наша Репка на грядке крепко!

Чучело: Ребята, гости дорогие, давайте все вместе подскажем нашим героям, как им Репку тянуть.

 

Все вместе:


Дедка за Репку

Бабка за Дедку,

Внучка за Бабку,

Жучка за Внучку,

Кошка за Жучку,

Мышка за Кошку.

Тянут, потянут,

Вытянули Репку!


Герои сказки: Мы непросто к вам пришли,

Мы подарки принесли.

(Угощают всех пирожками)

Чучело: Ах, как всё поспело у нас в огород!

Скажите «спасибо» нашей природе.

Труды не пропали, созрел урожай –

Есть песня об этом, а ну, запевай!

 (Песня – хоровод «Слава Урожаю»)

Тематический план на 2013- 2014 учг. (средняя группа)

 

 

Реализуемые мероприятия Совместная работа воспитателя и детей Самостоятельная деятельность детей Совместная работа с родителями
СЕНТЯБРЬ А у нас на клумбе! Закреплять представления детей о садовых цветах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме. Рассказы детей о цветниках дома, как они с родителями заботятся о цветах. В каких случаях дома дарят цветы? -Дидактическая игра: "Собери букет" Раскрашивание раскрасок «Цветы». Рассматривание Красной книги, беседа. Экскурсия на клумбы, с фотоотчетом. Консультация на тему: «Ребенок на даче» Совместно создать картотеку познавательных сведений о цветах.
ОКТЯБРЬ Путешествие в царство комнатных растений Цель: закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Наблюдение за цветами в группе. Трудовая деятельность полив комнатных растений.  Чтение стихов 3.Е.Благинина «Бальзамин», «Комнатные цветы». Исследовательская деятельность «Нужна ли растениям влага» Рассматривание иллюстрации «Строение цветка» Рассматривание иллюстраций Настольные игры «Лото», «Собери цветок», «Собери букет» Прослушивание аудиозаписей: аудиозапись со звуками насекомых. Консультация на тему: «О чем говорят растения?» Оформление книжной выставки «Детям о цветах»
НОЯБРЬ Растительный мир Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства. -Опыт "Что любят растения", "Как развивается растение м/ф «Букет цветов» (студия «Лукоморье пикчерз» учебные мультфильмы), презентация «Как растет цветок». Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений Чтение рассказа "Зелёные страницы" -Беседа "Мой любимый цветок" -Дидактические игры: "Собери букет" "Узнай растение" -Рисование "Поляна цветов" Подборка открыток «Цветы». Создание фотоальбома для группы.
ДЕКАБРЬ «Комнатные растения уголка природы» (закрепить знание детей о комнатных растениях;продолжать учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках; закрепить знания об условиях роста комнатных растений; развивать желания ухаживать за растениями). Опыты и исследовательно-поисковая деятельность: если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает. где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или в дали от солнечных лучей); Просмотр презентации «Цветы нашей группы» Подвижные игры «Живая клумба», «Кто внимательный» Настольные игры «Лото - Что, где растет?», «Парочки» Рассматривание иллюстраций цветов. Рисование «Необычный цветок» Памятка «Пальчиковые игры по теме «Цветы» Организация мини-выставки «В цветочном мире» (искусственные цветы)
ЯНВАРЬ Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание) Подготовка почвы для посева семян, изготовление стаканчиков для рассады. Дидактическая игра «Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты). Консультация «Какие цветы нужны в детской комнате?»  
ФЕВРАЛЬ 1. Путешествие в царство комнатных растений Коллективная аппликация «Цветочная поляна» Подвижные игры «Любимый цветок», «Найди свое место»  Чтение пословиц и загадок о цветах. Посев семян (бархатцев, питуний, календулы).   Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок). Чтение стихотворений про садовые цветы.
МАРТ Наблюдения за пробуждением земли, появлением проталин, первых ростков, первоцветов. Стих-е С. Вангели "Подснежники" Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли"  -Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его" Полив по мере необходимости Рассматривание всходов. Досев семян. Продолжить работу по уходу за рассадой (полив, рыхление, опрыскивание) Открытое занятие «Весенние секреты» Исследовательская деятельность «Нужен ли растениям свет»  Разучивание песни «Волшебный цветок» сл. Пляцковский М., Муз. Чичков Ю. Составление описательных загадок или сказок о цветах.
АПРЕЛЬ Весенние первоцветы Цель: расширить представления и знания детей о лесных весенних первоцветах, об их значении в нашей жизни Настольная игра «Чудо - цветик» Рисование цветов в альбомах для раскрашивания. Прослушивание аудиозаписи «Вальс цветов» (Щелкунчик) Выкладывание из мозаики цветы. Наблюдение, как растет лук” (Зарисовать) “Проращивание семян, луковиц” Пикирование рассады. Ежедневный уход. Дизайнерский проект клумбы в рисунках детей. Рисование «Ваза с цветами» Наблюдение за цветами в группе и на прогулке. Чтение стихотворений «Я иду тропинкой узкой…» И.Белоусов, «Строение цветка» С.Васильева. Пальчиковая гимнастика «Цветы» Подвижные игры «Мы - цветы», «Найди свое место» Консультация на тему: «Как привить любовь к природе». Изготовление шапочек – цветов для игры «Ищи»
МАЙ «Садовые и полевые цветы» Цель: Учить распознавать садовые цветы от полевых; обогатить словарный запас. Развивать внимание, память, логическое мышление. Наблюдение за цветами на клумбе. Рассказывание по мнемотаблице «Сажаем цветы на клумбе»  Дидактические игры «Найди растение», «Украсим комнату», «Горячо - холодно». Просмотр презентации «Садовые и полевые цветы» Беседа «Цветы и насекомые» Исследовательская деятельность «Нужно ли растениям тепло» Трудовая деятельность Ежедневный уход за рассадой. Высадка рассады на клумбу. Рыхление почвы. Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме. Настольные игры «Найди пару», «Бабочка выбирает нужный цветок» Прослушивание аудиозаписи «Времена года «Подснежники» П.И. Чайковский Рисование «Одуванчик» Фотовыставка «Мы с мамой выращиваем цветы» Найти пословицы, загадки. Конкурс поделок «Цветы из бросового материала»  Акция «Красивый детский сад» - высадка рассады на участке детского сада

 

    







ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

ЦЕЛИ:

 Обобщить и систематизировать знания детей о растениях.

Закрепить знания детей о цветах, учить видеть их красоту, воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к ним.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

 Музыкальный репертуар;

Макет телевизора;

 Шапочки цветов;

Рисунки родителей;

Рисунки детей по ландшафтному дизайну;

Подборка загадок о цветах;

Легенды и мифы о цветах;

Плакат с ядовитыми растениями;

Стенгазета «Ландшафт в саду»;

Вырезки из журналов по оформлению клумб;

 Цветочная рассада;

Макет клумбы;

Фотографии детей в процессе работы

Плазменная панель.

 

ХОД ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ

 

Дети входят в музыкальный зал, рассаживаются на стулья. В «телевизоре»

появляется ведущий.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые телезрители. В нашу программу «Фазенда» пришло письмо от заведующей детским садом № 242 Наталья Ивановны, в котором она просит помочь оформить территорию детского сада «Садко» и создать красивую клумбу. Мы с удовольствием взялись за это дело и назвали наш проект «Цветущая клумба». Итак, за дело. Мы обратились к лучшим специалистам, которые готовы нам помочь. А вот и они: лучшие ученые­историки. Дети рассказывают о цветах, которые предлагают посадить на клумбе.

Ученый Илья: Бархатцы – называют мексиканским золотом наших садов. Существует поверье, что в Америке на местах дикорастущих бархатцев всегда находили золото. У нас бархатцы выращивают на клумбах, в садах. И даже в горшках на подоконнике.

 

Ученый Никита: Годеция в переводе с португальского означает «лучик солнца». Во Франции годецию считают растением богини плодородия. Есть народное поверье, если годеция цветет в полную силу, то год будет плодородным и урожайным.

 

Ученая Лиза: В разных странах наперстянку называют по­разному – ведьмины перчатки, колокольчик феи. Согласно легенде, злые отдали соцветие наперстянки лисе, чтобы она надела их на лапки и незаметно могла красться по лесу. А пятнышки внутри на лепестках цветка не что иное, как след от лисьей лапы. Очаровательные крапинки внутри цветков приписывают также работе эльфов, которые таким образом помечали

растения, скрывающие за своей красотой губительные, смертоносные соки.

 

Ведущий: Спасибо нашим ученым. А что же нам скажут доктора медицинских наук?

 

Доктор Ариша:

 Цветы не только радуют нас своей красотой, но и лечат людей от разных болезней.

 

Доктор Вика: Эхинацея – прекрасное средство от простуды. Лепестки роз от нервов. Лилию используют в косметике. Но есть и ядовитые растения. Будьте очень осторожны.

 

Доктор Ариша:

Посмотрите на плакат, где нарисованы эти ядовитые растения и запомните их.

 

Ведущий: Спасибо медицинским докторам. Но мне так и непонятно, какие же цветы выбрать. Предлагаю обратиться к журналистам. Пусть они проведут опрос у старшего поколения (пап и мам), таким образом, мы узнаем их любимые цветы и посадим их на клумбу.

 

Журналисты предлагают отгадать загадки о любимых цветах пап и мам и показывают «фото» ­ рисунки нарисованные родителями. Журналисты Сережа и Арина по очереди загадывают загадки:

 

1. Это любимый цветок бабушки Данилы.

Когда заколосится рожь,

Ты без труда меня найдешь.

Я скромный полевой цветок,

Мне дали имя …(василек)

Фотокорреспондент показывает рисунок «василек», нарисованный бабушкой.

2. Это любимый цветок Лениной мамы.

На поляне у реки

Гордо держат стебельки,

Как фарфоровые чашки,

Белоснежные …(ромашки)

 

Фотокорреспондент показывает рисунок «ромашки», нарисованный мамой Лены.

 

3. А это любимый цветок Ваниной мамы.

Он стоит на ножке длинной,

Будто в парке балерина.

Как букет – цветок один

Темно­красный….. (георгин)

 

Фотокорреспондент показывает рисунок «георгин», нарисованный мамой Вани.

 

4. Любимый цветок мамы Сережи.

На кустах в саду растет,

Запах сладкий, словно мед.

Но не редко льются слезы

Тот, кто рвет руками …(розы)

 

Фотокорреспондент показывает рисунок «розы», нарисованный мамой Сережи.

 

5. Любимый цветок мамы Ильи.

Цветет он майскою порой,

Его найдешь в тени лесной

На стебельке, как бусы в ряд

Цветы душистые висят (ландыш)

 

Фотокорреспондент показывает рисунок «ландыш», нарисованный мамой Ильи.

6. Цветок мамы Саша.

Он не зовет на перемену

И обратно на урок.

Потому что это летний,

Голубой, лесной цветок (колокольчик)

 

Фотокорреспондент показывает рисунок «колокольчик», нарисованный мамой Саши.

 

Ведущий: Спасибо журналистам. Вот теперь мне стало понятно, какие цветы нам

надо посадить. А посадили их для нас биологи. Как это они делала, мы у них сейчас и

спросим.

 

Биолог Настя:

Семена мы посадили,

Прозрачной плёночкой накрыли,

На окно поставили,

Прорастать оставили.

 

Биолог Дима:

Землю солнышко пригрело,

И росточки показались.

С каждым днем все выше­выше.

На них мы дружно любовались.

 

Биолог Ваня:

Поливали мы ростки и даже удобряли,

Чтоб цветы росли большими на радость

нам и маме.

 

Биолог Антон:

Пусть Земля , как сад весенний,

Расцветает с каждым днем!

Вырастим цветы мы сами,

В школу их с собой возьмем.

 

Ведущий: Спасибо нашим биологам за прекрасную рассаду. А как же нам её красиво

высадить на клумбу. Я думаю, нам в этом помогут ландшафтные дизайнеры.

 

Ландшафтные дизайнеры предлагают свои проекты по оформлению клумбы.

Дизайнер Ангелина: Я предлагаю в центре клумбы сделать арку, которую будут обвивать

плетистые розы, а вокруг нее высадить кустовые розы и наперстянку.

Дизайнер Маша: Я предлагаю дорожку до клумбы выложить плиткой. По краю посадить желтые розы, а в центре красные.

 

Ведущий: А кто же будет поливать нашу клумбу, полоть сорняки? Нам нужен садовник.

Садовник Иван:

Я ­ любитель­садовод,

Знаю много я цветов.

Какой выбрать лишь не знаю,

Лучше с ним я поиграю.

Полевые, луговые,

И садовые цветы,

Приглашаю, приходите,

не жалейте красоты!

 

Колокольчик:

Приглашение услышал,

И лишь солнышко взошло,

зазвенел над нашей клумбой

мой веселый голосок.

Ромашка:

Я – ромашка полевая,

Про меня все дети знают.

 

Проводится игра «Ищи»

 

Ведущий: Благодаря совместной работе всех наших специалистов, проект «Цветущая клумба» подошел к удачному завершению. Мы приехали в детский сад «Журавушка» , чтобы вручить Татьяне Валерьевне макет клумбы.

 

Ведущий: Но и это еще не всё, сейчас стало модно заказывать цветы по почте.

Наша программа дарит всем воспитателям детского сада подарки от фирмы «Семена – почтой»

 

Ведущий: Цветы, которые мы вырастили из семян с такой любовью и заботой, будут расти на клумбе детского сада. Это будут самые настоящие городские цветы. Давайте споем песню о них.

 

Все участники проекта поют песню «Городские цветы»

 

Ведущий:

Цветы, как люди, на добро щедры.

И щедро людям нежность отдавая,

они цветут, сердца обогревая,

как маленькие теплые костры.

Нынче удались цветы повсюду.

Вволю им надо покрасоваться.

И я смотрю на Землю как на чудо,

И просто не могу налюбоваться!

 

С дошкольниками можно создавать и использовать различные модели. Важнейшими из них являются календари природы, календари наблюдений за ростом и развитием растения. Календарь интересно рассматривать детям, потому что они сами рисовали, сами трудились. Знакомя детей с природой, необходимо использование разнообразного иллюстративно-наглядного материала: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы.

Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. Этот материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях (например, рост и развитие растений). Большое значение имеет иллюстративно-наглядный материал в формировании эстетического восприятия природы, в обогащении эстетических впечатлений и чувств.

В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры. В практике дошкольного воспитания применяются две группы игр - игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры. Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о растениях. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков, обобщать и классифицировать.

 Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Творческие игры природоведческого содержания - это те, в которых дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Самостоятельный характер творческих игр не даёт возможности использовать их как метод обучения детей новым знаниям, навыкам и умениям, но они помогают выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний, отношений.

Для того чтобы знания детей о растениях были осознаны, используются несложные опыты. Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к растениям, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Также необходимо использование рассказов о природе. Основная цель этого метода - создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте. Рассказ должен привлекать внимание детей, давать пищу для размышления, будить их воображение, чувства.

Чтение художественного произведения для детей дошкольного возраста способствует обогащению их знаниями, учит их глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Чтение художественной литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное. После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы - помочь детям глубже узнать растения, обобщить и систематизировать знания о прочитанном. Беседа используется с разными дидактическими целями: для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией, просмотром презентации); для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о растениях.

В каждой беседе решается задача развития речи детей. В зависимости от дидактических целей беседы о природе принято делить на следующие виды: - установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полученными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т.д.;

- эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач;

 - итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о растениях. Итоговая беседа проводится по мере накопления детьми представлений о растениях и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми. В ходе такой беседы задаются различные вопросы: репродуктивные и поисковые. Используется сравнение по признакам различия и сходства. Можно опираться на опыт детей.

Необходимо использовать метод вопросов. Психологи считают, что побудительным стимулом мыслительной деятельности ребенка выступает познавательная задача, которая определяется как противоречие между знанием и незнанием и решается путем поиска ответа на возникающий вопрос. Воспитатель создает ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя имеющиеся знания и навыки. Каждое новое знание должно возбуждать интерес и вызывать новые вопросы. Воспитатель может использовать разные типы вопросов: вопросы-сравнения, вопросы-провокации, вопросы-предположения, вопросы этимологического характера, вопросы на классификацию; вопросы, побуждающие задавать вопросы самих детей. Детские вопросы к взрослому являются показателем познавательного интереса ребенка и его умственной активности. Например «Как растения добывают пищу, ведь у них нет ни рук, ни ног?»

Литература

 

Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и

2008.

М.: ГНОМиД, 2002.

СПб.: АКЦИДЕНТ

7. Н.А. Рыжова Экологическое образование в детском саду: лекции 1 – 8. – М.:

Педагогический университет «Первое сентября», 2006.

 

Самое главное в экологическом воспитании - личная убежденность педагога, его умение, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Наблюдения показывают, что дети пятого года жизни в достаточной мере имеют лишь знания о животных, тогда как знания о растениях поверхностны, недостаточно осознаны. Нами был проведен мониторинг для выявления знаний о растениях, в ходе которого выяснилось, что дети испытывают затруднения в узнавании растений по внешнему виду, не устанавливают связей между происхождением растений и биологическими потребностями, путают или не знают части растения, не уверенно отвечают на вопросы (Приложение №1, №2). Это происходит из-за фрагментарности, отсутствия системного подхода в формировании у детей знаний о растениях. Все дети дают потрясающие ответы на вопрос – что будет, если исчезнет вода, животные, растения? Все они знают, что растение, например, погибнет, если его не поливать, если за ним не ухаживать. Но вместе с тем, поливают его чаще всего именно тогда, когда об этом напомнит или попросит воспитатель.

В осеннее - зимний период дети имели возможность постоянно наблюдать за растениями в уголке природы. На протяжении года в природный уголок вносились привлекательные комнатные цветы, которые доступны и просты в уходе. В процессе наблюдений знакомили детей с их названиями (герань, фикус, хлорофитум, бегония и пр.), строением и другими характерными особенностями.

Дети постоянно имели возможность наблюдать, как мы ухаживаем за цветами. У ребят появлялось желание помогать. Такая целенаправленная работа, организованная взрослыми, развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты растений в различные периоды жизни.

Растениями. Так постепенно в процессе работы, я стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Многие дети, я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле не подобающе.

Наблюдения, прогулки, экскурсии дают обогащенную почву для размышлений, побуждают в детях пытливость и любознательность. У них возникли бесчисленные «Почему? » и «Зачем?». С этой целью мы разработали экологический проект: «Цветы на подоконнике и на клумбе», поскольку растения украшают детский сад  и в то же время очень удобны для осуществления образовательных и воспитательных задач. Растения, которые растут на участках детских садов, на подоконниках, в парках, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу — возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

Цель проекта: Изучение детьми комнатных, садовых, полевых и лесных цветов во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта: Дать представления о том, что растения — живые существа, причем очень хрупкие. Формировать у детей элементарные представления о видах цветов (комнатные, садовые, лесные, полевые), их строении, росте и развитии и взаимосвязи со средой обитания; развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки, наблюдательность, побуждать детей к совместной поисковой деятельности; воспитание бережного отношения к живому, к цветам, воспитывать желание ухаживать за цветами, любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

Для достижения цели были использованы следующие методы: наблюдения, наглядный, игровой, опыты, словесный (беседы, вопросы, чтение художественной литературы, рассказывание).

Учитывая то, что, познавая мир, исследуя его, ребенок делает множество открытий, мы старались побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию. С этой целью мы организовали кружок «Юный исследователь», ставя перед ними следующие задачи:

- Как доказать, что растениям нужен свет?

- Нужно ли растениям тепло?

- Предскажите, что получится, если растения оставить без воды? и т. д.

Решение задач осуществляли в двух вариантах:

а) дети проводили эксперимент, не зная его результата и, таким образом, приобретали новые знания;
б) дети вначале предсказывали результат, а затем проверяли, правильно ли они мыслили.

Таким образом, в заключение проведения опыта или эксперимента, мы стремились к тому, чтобы дети сами делали определенные выводы и подводили итог собственной деятельности.

Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. На базе детского сада создан консультативный пункт, где родители будущих воспитанников ДОУ могут получить ответы на интересующие вопросы по воспитанию детей. В феврале была проведена консультация на тему: «Экологическое воспитание дошкольников».


Приложение №2

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень Ребенок самостоятельно называет растения: комнатные, садовые, полевые, лесные. Без труда выделяет группы предлагаемых растений. Называет части растения. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними, объясняет роль и значение растений в жизни человека, животных, насекомых. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.

Средний уровень Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии растений: комнатных, садовых, полевых, лесных. В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор. Испытывает затруднения при назывании частей растения. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Испытывает затруднения при объяснении роли и значения растений в жизни человека, животных, насекомых. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к

растениям.

Уровень ниже среднего (низкий) Знания у детей нечеткие, неконкретные.

Ребенок имеет представления о растениях, но испытывает затруднения при их использовании, помощь педагога, вспомогательные вопросы не оказывают начимого влияния на ответы, ребенок не всегда справляется с заданиями, часто отмалчивается, отказывается выполнять задания или делает их с большими ошибками, соглашаясь с предложенным вариантом не вникая в суть задания.

Результаты констатирующего этапа диагностики показали, что знания детей о растениях нуждаются в углублении, уточнении и систематизации. Необходимо в дальнейшем на формирующем этапе расширить и уточнить знания детей о растениях (о частях растений и их названии, факторах, влияющих на рост и развитие растений и т.д.), дополнить имеющие знания, познакомить детей с естественной средой произрастания растений.

 

 

 

 

Результаты контрольного этапа

 

 

 

 

Анализ результатов показал, что произошло некоторое повышение уровней знаний о растениях у детей пятого года жизни. Это обусловлено правильно подобранными методиками исходя из индивидуального развития детей. Всех исследуемых детей можно разделить на три уровня, в соответствии с имеющимися у них знаниями о растениях:

I уровень (высокий) – 8 детей;

II уровень (средний) – 15 детей;

III уровень (низкий) – 6 детей.

Проектная деятельность доказывает свою эффективность для формирования знаний о растениях у детей пятого года жизни и целесообразность использования метода проектов в практике дошкольного учреждения, с целью повышения качества педагогического процесса в интеллектуальном развитии детей.

 

            Тематический план на 2014-2015 уч.г. (старшая группа)

«Мир лекарственных растений»

Цель: уточнение и расширение представлений детей о лекарственных растениях.

Задачи :

Знакомить детей с лекарственными растениями, правилами сбора, хранением и их применением в лечебных целях.

Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческого воображения.

Расширять словарный запас детей, формировать грамматический строй речи.

Воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям, умение беречь и правильно использовать, желание узнавать по внешнему виду, описанию и моделям.

Сентябрь - октябрь Введение   История использования лекарственных растений. Лекарственные растения опасные для здоровья Рассматривание словарей и справочников о лекарственных растениях, набора открыток «Опасные растения» Подготовка сообщений о растениях опасных для жизни. Воспитание усидчивости, аккуратности при работе со справочниками Быть внимательным в природе. Не брать руками незнакомые растения. Повторить правила поведения на экскурсии.

Ноябрь - декабрь

Дикорастущие лекарственные растения

Лекарственные растения, содержащие витамины.

Лекарственные растения различных экосистем.

Растения леса: береза, липа.

Какими свойствами обладают ягоды: черника, брусника, клюква:

Лекарства от простуды: зверобой, шалфей, чабрец, душица.

Развивать умение видеть растения богатые витаминами.

Использование лекарственных растений в кулинарии.
Подготовка презентаций о ягодах.
Работа со словарем. Рассматривание открыток лекарственных растений.

Январь – февраль

Сбор и хранение лекарственных растений

Сроки и правила сбора лекарственных растений-

календула, полынь, тысячелистник, ромашка. Чистотел.

Загадки о растениях

Как сушить лекарственные растения. Упаковка лекарственных растений на хранение.

Развивать усидчивость и взаимовыручку.

Время сбора лекарственных растений. Рисуем упаковку для лекарственных трав.
Рисуем лекарственные растения.
Март - апрель Использование лекарственных растений Как используется лекарственное растение в пище. Использование трав при изготовлении мыла, шампуней.  

 

Как используется лекарственные растения в медицине и косметологии

Оформление коробки для крема, зубной пасты.

Воспитание трудолюбия, аккуратности.

Использование трав для защиты зубов.
Посадка Алоэ.
Май Итог. Выставка Подготовка материалов по итогам работы по сборам и изучению лекарственных растений. Презентация  результатов работы.  

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста

Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.

Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам.

Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления оцикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

 

Ромашка аптечная.

Ромашка аптечная давно зарекомендовала себя как лечебное средство. Цветки ромашки давно используют в медицине. Но у неё есть её одно ценное свойство. Оказывается, ромашку терпеть не могут мыши. Посыпьте пол и полки кладовой, сарая сухими соцветиями ромашки. И визиты мышей прекратятся. Ромашка аптечная – однолетнее растение высотой 10-15см, с сильным ароматом. Цветёт с мая до осени. У нас произрастают несколько видов ромашки.

Найти её можно у дорог, на сорных местах, на полях, среди посевов. Так как спрос на ромашку дикорастущую велик, поэтому её выращивают на полях. Собирают с конца весны до середины лета. Особенно хорошее сырьё получают при ручном сборе. Собранные соцветия сушат в тени под навесами на ветерке, чердаках. Держат в корзине не более 2-3 часов.

Зверобой.

Народная мудрость гласит: как нельзя без муки испечь хлеб, так и без зверобоя нельзя лечить болезни, и называют его травой от 99 болезней. С ним связано много таинственного. Это растение считали магическим, предохраняющим от приведений. Бытовало поверье, будто черти, колдуны не страшны человеку, который носит с собой зверобой. В те далёкие времена верили, что наибольшей силой обладает зверобой, собранный в ночь на Ивана Купалу. Поэтому называли его травой Святого Иоанна.

Растёт зверобой на вырубках, вдоль дорог, на полянах. Собирать его нужно в сухую погоду. Верхушки (15-20см) срезают ножницами или секатором.

Чистотел.

Название «чистотел» происходит от латинского слова «ласточка». Есть древнее поверье, что соком чистотела ласточки лечат своих слепорождённых птенцов. Потому-то и говорят, что зацветает он с прилётом ласточек. 

С помощью корня чистотела алхимики пытались получить золото из неблагородных металлов. Как лекарственное растение чистотел использовали ещё в Древнем Риме. Но кроме целебных свойств это растение имеет ещё одно – оно ядовито. Поэтому применяют его с большой осторожностью.

Траву чистотела применяют и в ветеринарии для лечения ран и других болезней животных. Интересно, что домашние животные на пастбищах его не трогают.

Растёт чистотел на тенистых местах в рощах, в борах, около жилья – на огородах, в садах. Собирают траву во время цветения – до самого сентября.

Полынь.

Это растение за горечь зовут вдовьей травой. И действительно, горечь её велика: если коровы на пастбище наедятся полыни, их молоко приобретает горький вкус и специфический запах.

Своё название растение получило от старославянского слова «поль» – открытый, свободный. Целебные свойства полыни были известны ещё древним грекам. Победитель соревнований конных упряжек на римских торжествах имел право отпить глоток полынной настойки: считалось, здоровье – лучшая награда.

При сборе травы соблюдают определённые правила, иначе пропадут целебные свойства растения. Листья берут без черешка – до цветения растения, траву – в начале цветения, срезая верхушку цветущей полыни. Сушат пучками, развесив на верёвке. Хранят в закрытой стеклянной банке.

Календула.

Название растения происходит от уменьшительной формы латинского слова «календа» – так римляне называли первый день каждого месяца. Эти цветы действительно возвещают о начале дня: раскрываются с восходом солнца, закрываются на ночь.

Цветки календулы обладают противомикробным, противовоспалительным действием. Из сушеных цветов приготовляют настои, отвары, настойки. За лето календулу можно собрать 15-20 раз, срывая цветочную корзину у самого цветоноса. Сушат в тени.

А если посеять календулу между рядами капусты, лука, чеснока, это поможет уберечь овощные культуры от многих болезней.

Тысячелистник.

Древнее лекарственное растение. Распространено повсеместно. Листья заготавливают в мае – июне, соцветия и верхушки в течение всего лета. Настои, отвары, настойки применяют как кровоостанавливающее средство, при заболеваниях желудка, нервных расстройствах.

А в кулинарии молодые побеги используют в качестве ароматной приправы к мясным и рыбным блюдам, салатам, винегретам.

Тысячелистник – ценное кормовое растение для скота. Настой губит тлю, паутинного клеща.

Воспитателя первой квалификационной категории

Дата: 2018-09-13, просмотров: 649.