Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Пациент при лечении голоданием потерял 10 кг веса. Активация, какого гормона привела к увеличению скорости катаболизма жиров при голодании?

      А. Инсулин

       В. Соматостатин

       С. Глюкогон

       D. Альдостерон

       Е. Окситоцин

 

2. У больной с тяжелым поражением печени нарушился менструальный цикл. Что послужило причиной сопутствующего осложнения?

       А. Первичная гипофукция половых желез

       В. Увеличение в крови циркуляции женских половых гормонов

       С. Нарушение секреции гонадотропинов гипофиза

       D. Повышение скорости инактивации эстрогенов

       Е. Аномалия цитозольных рецепторов

 

3. У пожилой женщины за короткое время случилось 4 перелома нижних и верхних конечностей в результате несильных ушибов. Содержание глюкозы, натрия, кальция в крови нормальное. Какая причина способствовала резкому снижению прочности кости?

      А. Гиперфункция глюкокортикоидов

       В. Гиперфункция паращитовидных желез

       С. Гипофункция кальцитонина

       D. Гипофункция половых желез

       Е. Гиперфункция соматотропина

 

4. У молодого человека после 3-х часовой работы на тренажере уровень глюкозы в крови остался в пределах нормы.. Какой гормон поддерживал постоянной гликемию?

       А. Инсулин

       В. Соматостатин

       С. Глюкагон

       D. Окситоцин

       Е. Прогестерон

 

Эталоны ответов: 1 - С, 2 – В,  3 – D , 4 - С.

Краткие методические рекомендации к проведению занятия

В начале занятия проводится контроль исходного уровня знаний в виде фронтального опроса и его коррекция. Затем студенты приступают к выполнению самостоятельной работы: решению целевых обучающих задач, использую наборы задач, и выполнению лабораторной работы, используя при этом инструкцию (Приложение).

       После выполнения лабораторной работы необходимо оформить протокол, сделать выводы к работе, которые проверяет и контролирует преподаватель. Совместно с преподавателем проводится анализ правильности решения целевых обучающих задач и коррекция. В конце занятия проходит тестовый контроль содержательного модуля и подводятся итоги занятия.



Приложение

Инструкция к практическому занятию

Работа №1 «Исследование состава сыворотки крови в разные сроки после приема пищи»

Принцип работы: в разные сроки после приема пищи значительно изменяется уровень гормонов и , как следствие, концентрация основних источников энергии в плазме крови.

 В плазме крови человека определите концентрации:

- глюкозы;

- общих липидов

- кетонових тел.

Используя приложение 1 проанализируйте полученные данные и определите фазу гомеостаза.

Материальное обеспечение:сыворотка крови, тест-полоски для определения глюкозы крови, раствор фосфованилиновой смеси, 10% раствор щелочи, раствор нитропруссида натрия, ледяная уксусная кислота, ФЭК.

Ход работы:

1. Определение содержания глюкозы в плазме крови по тест-полоске.Опускают тест-полоску в пробирку с анализируемой плазмой крови и по шкале определяют уровень глюкозы в плазме.

2. Определение содержания общих липидов плазмы. В пробирку наливают 1 мл сыворотки крови и прибавляют 1 мл фосфованилиновой смеси. Тщательно перемешивают и оставляют на 5 минут при комнатной температуре. Интенсивность окраски определяется на ФЭКе с зеленым светофильтром. По калибровочной прямой находят содержание общих липидов в пробе и затем рассчитывают их концентрацию в г/л. Нормальное содержание общих липидов в сыворотке крови 3,5-8 г/л.

3. Качественная реакция на ацетон (проба Легаля)

Принцип работы: Ацетон и ацетоуксусная кислота в щелочной среде образуют с нитропруссидом натрия оранжево-красное окрашивание.

Ход работы.  В пробирку наливают 5 капель мочи, 5 капель 10% раствора щелочи и 5 капель свежеприготовленного нитропруссида натрия. Появляется оранжево-красное окрашивание, которое после добавления 10 капель ледяной уксусной кислоты переходит в вишнево – красное окрашивание. Проба положительна при концентрации кетоновых тел в плазме более 1 ммоль/л

 

Результаты:

 

Глюкоза –

Общие липиды-

Кетоновые тела-                                      (< или > 1ммоль/л)

 

ВЫВОД: Фаза голодания

 

Подпиись преподавателя:

 



ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И САМОКОРРЕКЦИИ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ «МОЛЕКУЛЯРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДЕЙСТВИЯ ГОРМОНОВ НА КЛЕТКИ-МИШЕНИ И БИОХИМИЯ ГОРМОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ»

1. Гипофизэктомированным крысам внутривенно ввели меченые по азоту аминокислоты и гормон гипофиза. Через некоторое время было отмечено повышенное включение аминокислот в глюкозу.

1.1. Какой тропный гормон был введен крысам? 

       А. СТГ

       В. ФСГ

       С. Лютеотропный гормон

       D. АКТГ

       Е. ТТГ

 

1.2.Синтез каких гормонов мог стимулировать введенный тропный гормон?

       А. Инсулина

       В. Кортизола

       С. Глюкокортикоидов

       D. Адреналина

       Е. Окситоцина

 

2. Инсулин был первым белком, для которого была установлена полная аминокислотная последовательность.

2.1. Какая аминокислота участвует в образовании дисульфидных связей в структуре этого гормона?

       А. Аланин

       В. Глутаминовая кислота

       С. Аспартат

       D. Цистеин

       Е. Метионин

 

2.2. Какая химическая реакция лежит в основе превращения неактивной формы этого гормона в активную?

       А. Окисление

       В. Частичный протеолиз

       С. Восстановление

       D. Гидролиз

       Е. Гидроксилирование

 

3. В питательную среду, в которой инкубировались хрящевые фрагменты, ввели гормон роста, но он не ускорил включение меченого сульфата в хрящи. Добавление сыворотки крови крыс в питательную среду ускорило захват сульфата хрящами. Какой компонент сыворотки повлиял на этот процесс?

       А. Соматомедин

       В. цАМФ

       С. цГМФ

       D. Ионы кальция

       Е. АТФ

 

4. Широкое распространение получил метод лечебного голодания.

4.1. Выберите гормоны, активирующие глюконеогенез у пациентов, использующих этот метод.

       А. Минералокортикоиды

       В. Глюкокортикоиды

       С. Тиреотропный гормон

       D. Вазопрессин

       Е. Окситоцин

 

4.2. Назовите гормон, стимулирующий мобилизацию липидов у пациентов, проходящих такой курс лечения.

       А. Инсулин

       В. Кортизол

       С. Тиреотропный гормон

       D. Адреналин

       Е. Окситоцин

 

5. Регуляция водно-солевого обмена обеспечивает постоянство концентраций минеральных веществ и воды в организме.

5.1. Какой гормон участвует в регуляции этого обмена?

       А. Инсулин

       В. Кортизол

       С. Альдостерон

       D. Адреналин

       Е. Окситоцин

 

5.2. Какой гормон способствует задержке воды в организме?

       А. Вазопрессин

       В. Кортизол

       С. Альдостерон

       D. Адреналин

       Е. Окситоцин

 

6. У пожилой женщины обнаружен остеопороз. Ей назначена диета с необходимым количеством кальция, а также гормональная терапия. Какой гормон, использумый в качестве рекальцификатора при заболеваниях костной системы, можно назначить в данном случае?

       А. Паратгормон

       В. Кортизол

       С. Альдостерон

       D. Адреналин

       Е. Кальцитонин

 

7. При кретинизме нарушается дифференцировка нервных клеток в эмбриональном периоде. Назовите гормон, концентрация которого снижена при данном заболевании.

       А. Тестостерон

       В. Кортизол

       С. Адреналин

       D. Тироксин

       Е. Кальцитонин

 

8. При уменьшении объема циркулирующей крови (например, при кровопотерях) активизируется ренин-ангиотензиновая система. Синтез какого гормона надпочечников регулируется этой системой?

       А. Тестостерона

       В. Кортизола

       С. Эстрадиола

       D. Альдостерона

       Е. Кортикостерона

 

9. Синтез липидов является важным звеном анаболизма, обеспечивающим организм человека запасом энергетического материала. Назовите гормон, стимулирующий этот процесс.

       А. Адреналин

       В. Кортизол

       С. Эстрадиол

       D. Инсулин

       Е. Глюкагон

 

10. Адреногенитальный синдром (врожденная дисфункция коры надпочечников) проявляется преждевременным половым созреванием мальчиков и развитием мужских вторичных половых признаков у девочек. При указанной наследственной патологии определяется дефект 21-гидроксилазы. В каком процессе участвует этот фермент?

       А. В синтезе гема

       В. В синтезе стероидных гормонов

       С. В синтезе АКТГ

       D. В синтезе холестерина

       Е. В синтезе простаноидов

 

Эталоны ответов: 1.1 – D, 2 – D; 2.1 – D, 2 – В; 3 – A; 4.1 – В, 2 – D; 5.1 – С, 2 – А; 6 – Е;

7 – D; 8 – D; 9 – D, 10 – B

 

 



Дата: 2018-12-21, просмотров: 300.