В современной теории рассматривают три формата взаимодействия но современные реалии позволяют выделить и четвертый формат:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.Иерархия – при которой основной линией взаимоотношений субъектов является подчинение управляющему центру. Центральный орган управления берет на себя все функции и передает указания (распоряжения) всем подчиненным структурам, которые обязаны их исполнять. Иерархия – характерна для экономики доиндустриального, индустриального и частично для постиндустриального типа. Преимущества иерархического способа взаимодействия – простота, кажущаяся эффективность (для простых задач), быстрое прохождение установок сверху вниз.

Недостатки – слабая связь с исполнителями и замедленная реакция на внешние изменения, неразвитая инициатива средних и нижних звеньев управления, низкий потенциал для решения сложных, комплексных задач и в сложных условиях.

2.Рынок (квазирынок) – самостоятельные субъекты стремятся получить максимальную полезность. В экономической теории -рассматривается с позиций максимальной прибыльности для фирм (организаций) и максимальной полезности для потребителя.

Преимущества рынка (квазирынка) – высокая активность субъектов, поиск максимальной выгоды, ускоренное решение возникающих проблем.

Недостатки- стремление к мах выгоды делает взаимоотношения между субъектами неустойчивыми, краткосрочными, большие затраты на поиск и организацию новых отношений (трансакций).

3.Сети - (предпринимательские (кластеры), бизнес-сети, кооперативы и др.) – самостоятельные , независимые субъекты, согласующие свои действия для взаимной пользы.

Преимущества-  признавая общность целей и ценностей  (взаимной выгоды), предоставляя для взаимного использования часть своих ресурсов, получают в распоряжение значительно большие и разнообразные ресурсы; высоко активные и постоянно ищущие достижений в большей выгоде, все и особенно активные члены сети проявляют высокую инициативу и таким образом создают высокие уровни приспособления к изменяющимся условиям, уменьшается число начальников и растет число активных лидеров, формируют многоуровневые отношения, используемые разными членами сети, сохраняют длительные отношения и на этом снижают трансакционные издержки, получают доступ к новым технологиям управления, производства и новой корпоративной культуре.

Недостатки – возможен оппортунизм, когда получив в свое распоряжение указанные выгоды, сама фирма не вкладывает свой ресурс для общего пользования в сети, нужна постоянная работа по координации согласованных целей и поддержке общих целей и интересов.

Анализ современных взаимодействий позволяет выделить и четвертый формат взаимодействия - кооперационно-сетевые взаимодействия

4.Кооперационно-сетевые взаимодействия – это прежде всего взаимодействия бизнес-структур на основе признания общих целей и ценностей, кооперации своих ресурсов или их частей, при сохранении самостоятельности участников и их добровольного лидерства, при соблюдении добровольной связанности, при возможном взаимодействии с властными и общественными структурами, умело гармонизирующих взаимоотношения иерархических, рыночных (квазирыночных) и сетевых структур.

Для анализа кооперационно-сетевых взаимодействий используем комплексный подход на основе метода функционально-средового анализа и проектирования КСВ

Функционально-средовой метод анализа и проектирования кооперационно-сетевых взаимодействий (КСВ).

Деятельность всех бизнес-структур в современном рыночном пространстве осуществляется в сложном взаимозависимом факторном (функциональном и средовом) взаимодействии. Проанализируем условия деятельности конкретной организации  через функционально средовой подход (метод) (рис. 1.1). 

Любая деятельность конкретной организации (бизнес-единицы) осуществляется в тех условиях, которые в ней сформированы в результате взаимодействия сотрудников, выполняющих соответствующие функции, обеспечивающие действия организации и достижение поставленных перед организацией (учреждением) целей. Это будет внутренняя среда организации. Во внутренней среде организации каждая из функций осуществляется как нацеленные скоординированные действия различных подразделений и отдельных сотрудников для получения конечных результатов деятельности. Деятельность организации осуществляется во взаимодействии с внешней средой, средой взаимодействия и работает в конкурентной среде, выполняя в своей внутренней среде  воспроизводя- щийся динамичный цикл — постоянной адаптации к изменениям указанных выше окружающих сред. Исходя из  классического разделения управления на функции и их описания сделанные французским ученым и управленцем А. Файолем и ориентируясь на реалии сегодняшнего бизнеса, следует признать, что каким бы ни было предприятие: простым или сложным, небольшим или крупным, в том числе входящим в сеть предприятий эти группы операций, существенные функции присущи для него всегда. Рассмотрим это на основе функционально-средового подхода (рис 1.1). в основе которого лежит понимание, что предприятие реализует свою деятельность через осуществление соответствующих функций, в том числе в внутри предприятия, в конкурентной среде, в среде взаимодействия и во внешней среде исходя из конкретных условий.

 

Рис. 1.1. Функционально-средовое взаимодействие в коммерческой (инновационной) деятельности  предприятия

Исходя из современных практик управления, мы придерживаемся следующей классификации функций предприятия, в том числе и при анализе его кооперационно-сетевых взаимодействий.

Нами выделены такие функции предприятий:

· адапционная -интеграционная (АИФ), которая в большей степени осуществляется руководством предприятия и его структур и включает следующую деятельность: адаптация к соблюдение законодательства, правил, требований и норм сообщества, поддержание престижа предприятия, проведение анализа и сравнения деятельности с другими успешными предприятиями, проектирование или предвидение необходимых изменений (реструктуризации) с дальнейшим планированием, организацией исполнения и осуществления контроля за реализацией целей развития для дальнейшей успешной работы, интеграция в изменяющуюся среду и кооперационно-сетевые взаимодействия для повышения устойчивости и конкурентоспособности на рынках;

· производственно-технологическая (ПТФ) — осуществляется специализированными подразделениями или специалистами, основными ее составляющими являются закупка товаров (сырья, полуфабрикатов) необходимого ассортимента, которые необходимы для производства продукции или продажи (ЗД), организация всего производственно-технологического процесса как приемка, сортировка, переработка, подготовка к реализации (ПД); организация сбытовой деятельности (реализации) товаров (СД);

· финансово-экономическая (ФЭФ) — осуществляется специалистами под непосредственным контролем руководства, в нее включается весь спектр деятельности, связанный с учетом наличия и правильного расходования всех ресурсов и средств, обеспечения их безопасности (страхования), ведение налоговых расчетов, работа с банками и кредитами, своевременное инвестирование в выгодные проекты или предоставление займов, обеспечение своевременных расчетов за закупленные товары, расходные материалы, обслуживание основных средств и оплаты за использованные ресурсы, в том числе оплата труда, поиск ресурсов, экономические расчеты и др.;

· материально-технического обеспечения (МТО) — обеспечивается как собственными специалистами, так по аутсорсингу, к ней относятся обслуживание и модернизация зданий, сооружений (собственных или арендованных), оборудования, обеспечение ресурсами (вода, тепло, энергия, интернет, связь, расходные материалы, и др.), транспортное обеспечение работы предприятия, закупка необходимых ресурсов и др.;

· информационно-маркетингового обеспечения (ИМО) — в основном обеспечивается руководством предприятия, но обязательно широкое участие руководителей и специалистов отдельных направлений деятельности, которые отслеживают и предлагают для адаптации в организации информацию об изменениях в своих областях знаний и происходящих изменениях в отношениях с партнерами, конкурентами, включает знание и применение в организации изменений законов и требований государства и надзорных органов, традиций местного сообщества, информации о рынках, товарах, условиях закупки, технологиях продаж, конкурентах, системах поддержки государством и др.; 

· работа с персоналом предприятия – развитие, мобилизация и полное использование человеческого потенциала (НОРМС) — подбор, наем, обучение, организация работы, мотивация, стимулирование, контроль за исполнением своей работы, развитие корпоративной культуры, лояльности, развитие систем участия в делах предприятия. Это работа на развитие важнейшего ресурса организации- человеческого потенциала, который в итоге и приводит в действие все раннее названные функции и обеспечивает (не обеспечивает) качественный результат.

Некоторые составляющие предлагаемых функций предприятий могут выполняться и выполняются сторонними организациями на основе аутсорсинга, кооперации или систем обслуживания, принятых например в банках, страховых компаниях, логистических центрах, у оптовых поставщиков, поставщиков ресурсов, в кадровых агентствах, учебных заведениях и др. Решение о применении аутсорсинга, кооперации или собственного персонала принимается в зависимости от конкретных условий.

    В современной экономике все большее влияние имеют кооперационно-сетевые структуры, которые в основном, взаимодействуя на долгосрочной основе для достижения высоких конечных результатов, достигают оптимального кооперирования своих ресурсов, что обеспечивает им повышенную устойчивость на рынке, снижение трансферных затрат, важно, что в кооперационно-сетевом бизнес-пространстве участники овладевают новой парадигмой взаимоотношений, полнее и быстрее осваивают новые технологии, приобщаются к современной корпоративной культуре, отношениям с властью и конкурентами и, в конечном результате позволяют получить более высокий конечный результат.  Но это не изменяет принципиально сущность  их функций. Они являются неотъемлемыми  составляющими деятельности предприятия, в том числе для обеспечения инновационной деятельности как качественных изменений, или адаптации к новым условиям осуществляется путем изменений отдельных или ряда его функций в разных средах. Функции предприятий сетевого бизнеса безусловно учитывают особенности сетевого взаимодействия, которые по Дж. Липнек и Дж. Стэмпс [Lipnack, Stamps, 1994, 1997] характеризуются следующими пятью ключевыми организационными принципами. [16]

1.Единая цель, общие взгляды, ценности и цели обеспечивают устойчивость сети. Разделяемая всеми участниками концентрация на желаемых результатах поддерживает синхронизацию операций и сетевую направленность (directionality).

2. Независимые члены, каждый участник сети, будь то индивид, компания или страна, в состоянии продолжать независимое существование, получая при этом выгоду от своего положения в рамках сетевой структуры (т. е. выгоды от интеграции).

 Так, в значительном числе работ понимание сети совпадает с пониманием многостороннего альянса. Например, Тьемкес, Во и Бургере определяют многосторонний альянс как «коллективное добровольное организационное образование между более чем двумя сторонами, с общими целями, совместным принятием решений и разделением рисков. Эти стороны вовлечены в многостороннее интерактивное взаимодействие, такое как совместные исследования, разработка, получение ресурсов, производство, маркетинг и коммерциализация технологий, продуктов и (или) услуг» [16].

3. Добровольная связанность, отличительной чертой сетей являются существующие в них сязи, партнеры объединяют силы и ресурсы на добровольной основе;

4. Наличие нескольких лидеров («меньше начальников, больше лидеров»: каждый индивид или группа в сети обладают чем-то уникальным, внося свой вклад в определенной точке или части процесса. При наличии более одного лидера сеть как целое приобретает большую устойчивость и эласичность;

5. Интегрированные уровни: сети являются многоуровневыми. Кооперация осуществляется между индивидами, подразделениями организаций, организациями, которые могут в свою очередь иметь как плоскую, так и иерархическую структуру. Общее долгосрочное целеполагание, нацеленное на оптимальное использование ресурсов (не исключающее так же собственные цели партнеров) становится важным элементом межорганизационной (предпринимательской) сети. 

    Как отдельные предприятия так и структура кооперационно-сетевого взаимодействия (предпринимательская сеть, кластер, кооператив, холдинг и др.)  имеет внутреннюю среду, работает в конкурентной среде, в среде взаимодействия и во внешней среде.

Из рис. 1.1 видно, что деятельность любой организации происходит в сложном и взаимозависимом пространстве. Прежде всего, она работает в конкретной внешней среде, в среде партнерского взаимодействия и конкурентной среде за счет реакции и изменений, реализуемых  во внутренней среде предприятия (сети предприятий).  

При этом конкурентной средой следует считать все организации, занимающиеся аналогичным бизнесом.

Среда партнерского взаимодействия — все организации и учреждения, с которыми взаимодействует предприятие в повседневной или в специальной деятельности по достижению поставленных целей. Для каждой функции предприятия характерны свои связи в среде взаимодействия. Так для ФЭФ -это банки, страховые компании, фонды, бизнес-ангелы, гранты и исследовательские организации и др. Для МТО – поставщики энергии, тепла, воды, связи, транспорта , ремонтные организации, поставщики частей и т.д.

Внешняя среда — это законодательство страны, региона, решения муниципалитетов, международные конвенции, обычаи, предпринимательский климат и другие факторы, на которые предприятие при развитии инновационной деятельности практически не влияет.

Таким образом, деятельность предприятия как повседневная, так и стратегическая зависит от внешней среды и среды взаимодействия и осуществляется в конкурентной среде, выполняя воспроизводящийся динамичный цикл во внутренней среде для достижения поставленных целей.  

С учетом функционально-средового метода рассмотрим проявление этих функций во внешней и внутренней среде предприятия, с учетом что предприятия участники находятся в кооперационно-сетевом взаимодействии (КСВ). (табл. 1.2).

Для анализа этих процессов применим функционально средовое проектирование деятельности для реализации целей и ценностей кооперационно-сетевого взаимодействия. Для этого сформируем матрицу — проявление функций предприятия в различных средах при кооперационно-сетевом взаимодействии, т.е с кем и на какой основе во внутренней среде, среде партнерского взаимодействия, конкурентной и внешней средах происходит или может происходить такое взаимодействие. Для начала рассмотрим блок  состояние функции предприятия и их проявление в КСВ  во внешней и внутренней средах (см. табл. 1.2).

Таблица 1.2

Дата: 2018-12-21, просмотров: 263.