Цели занятия:
1. Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев.
2. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук.
3. Закреплять умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.
4. Развивать сюжетно-игровой замысел.
Материал для занятия:
v плотный картон светлого тона, размер 1/2 А4;
v пластилин серого, желтого, белого цветов;
v 2 горошины черного перца;
v салфетка для рук;
v доска для лепки;
v стека;
v 2 веревочки (ленточки) для игры;
v шапочка кота.
Ход занятия
Организационная часть
Педагог. Где только не побывали наши любознательные пальчики, чего только не повидали. Многое узнали за это время и многому научились. Теперь все, что захотят, могут показать. Давайте вспомним знакомую всем нам сказку и попробуем ее показать с помощью маленьких артистов-пальчиков.
Курочка Ряба1
Жили-были дед Обвести двумя руками сверху вниз воображаемую бороду.
и баба. Изобразить, как завязывают под подбородком уголки платка.
И была у них Курочка Ряба. Постучать указательным пальчиком по столу.
Снесла курочка яичко, Округлить пальцы и соединить их кончики.
Да не простое, а золотое.
Дед бил, бил, не разбил. Постучать кулачком по другому кулачку.
Баба била, била, не разбила. Постучать кулачком по другому кулачку.
Мышка бежала, Пробежать всеми пальчиками правой руки по столу.
Хвостиком махнула, Помахать указательным пальцем.
Яичко упало и разбилось. Уронить расслабленные руки на колени.
Дед плачет, Закрыть лицо руками.
Баба плачет. Закрыть лицо руками.
А курочка кудахчет: «Не плачь, дед.
Не плачь, баба, я снесу вам яичко Округлить пальцы, соединить их кончики.
другое, не золотое, а простое.
Педагог. Дети, как вы думаете, мышка нарочно разбила яичко или это у нее получилось случайно?
Ответы детей (из опыта дети чаще оправдывают мышку, потому что как персонаж она не вызывает у них отрицательных эмоций).
Педагог. Наверное, мышка это сделала нечаянно, без злого умысла. Услышала она, что курочка снесла яичко, и решила на него посмотреть, забралась на стол, махнула хвостиком и задела яичко, которое скатилось со стола, потому что оно круглое, как шарик. Давайте не будем очень строги к маленькой мышке, тем более что Курочка Ряба уже снесла деду с бабой другое яичко. А как вы думаете, почему мышку называют иногда норушкой, где она живет?
Дети. В норке.
Педагог. Правильно, про это даже есть загадка:
В подполье, в каморке,
Живет она в норке,
Серая малышка,
Кто же это?
Дети. Мышка.
Педагог. Мышка не только живет в норке, но и прячется в ней от своих врагов. А кого боится мышка?
Дети. Кошку.
Педагог. Верно. Мышки – ужасные трусишки, они боятся любого шороха, поэтому заслышав любой пугающий их звук, убегают в свои норки.
Физкультурная пауза2
«Смелые мышки»
Группа делится на мышек и ловишек. Педагог с ловишками стоит за одной чертой, дети-мышки становятся за другой чертой (границы изобразить при помощи веревочек или ленточек).
Вышли мышки как-то раз Дети-мышки осторожно подкрадываются и останавливаются
Посмотреть, который час. примерно на середине между двумя чертами.
Раз-два-три-четыре — Дети делают движения руками, будто дергают за гири.
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный Мыши испуганно замирают, готовясь бежать.
Звон! Бом-бом-бом! Длительная пауза.
Убежали мышки вон. Мышки убегают за черту, а дети-ловишки догоняют их.
Игра проводится два раза, ловишки меняются местами с мышками.
Педагог. Вот они какие, мышки — маленькие трусишки. Мышка, которая разбила яичко у деда с бабой, от испуга спряталась в норке и носа не показывает. Нужно сделать для мышки друзей, чтобы она одна не скучала и не боялась.
Практическая часть
Этапы выполнения работы
1. Из куска пластилина серого цвета скатать шар круговыми движениями между ладошками, а затем прямыми движениями скатать с одной стороны так, чтобы получился объемный овал — туловище мышки.
2. С одной стороны туловища пальчиками вытянуть мордочку, заострить ее.
3. Положить туловище мышки на середину картонной основы и слегка прижать.
4. Из кусочка пластилина меньшего размера скатать тонкую колбаску-жгутик, заострить один кончик. Другой конец жгутика-хвостика закрепить на туловище мышки с противоположной стороны от носика. Произвольно расположить хвостик и слегка прижать его к картонной основе по всей длине.
5. Из кусочка пластилина белого цвета скатать короткий столбик, стекой разделить его на две части. Из каждой части пальчиком на доске скатать два маленьких шарика, положить их на голову мышки позади носика и сплющить, чтобы получились лепешечки. На каждую белую лепешечку-глаз положить черную горошину и слегка вдавить в пластилиновую основу.
6. Из оставшегося пластилина серого цвета скатать короткую колбаску, разделить ее на две части, пальчиком скатать шарики, поочередно их сплющить на доске, сделать две лепешки, у каждой защипнуть складочку и прилепить готовые ушки на голове мышки складочками по направлению к глазам.
7. Из маленького кусочка пластилина черного цвета пальчиком скатать горошину и прилепить ее на нос.
8. Из пластилина желтого цвета скатать шарик, слегка вытянуть его с двух сторон, получится золотое яичко — подарок мышке.
Разминка для пальчиков во время работы1
«Мышка»
Дети пили молоко,
Ели с медом пышку
И не знали, что под стол
Забралась к ним мышка.
Нет в стакане молока,
На тарелке — пышки,
Ну а крошки на столе
Доедает мышка.
Согнуть руку в локте, поставить на стол. Пальцы сжать щепоткой. Ритмично наклонять кисть руки вниз, имитировать сбор крошек с поверхности стола.
Заключительная часть
Педагог хвалит детей за выполнение работы и приглашает поиграть в игру «Кот и мыши». Дети, взявшись за руки, образуют круг. Выбранный ребенок в шапочке кота сидит на стульчике в середине круга, делая вид, что он спит.
Мыши водят хоровод,
У печурки дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.
Вот проснулся Васька-кот —
Разбежался хоровод.
(Русская народная потешка)
«Кот» просыпается, дети разбегаются в разные стороны, кот их ловит, продолжительность игры контролирует педагог.
УТОЧКА С УТЯТАМИ
Цели занятия:
1. Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.
2. Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную.
3. Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму (хвост утенка).
4. Развивать чувство формы и композиции.
Материал для занятия:
v плотный картон синего (голубого) цвета с силуэтом плавающей утки, размер 1/2 А4;
v пластилин желтого и красного цветов;
v 2 горошины черного перца;
v салфетка для рук;
v доска для лепки;
v стека;
v утенок-игрушка.
Ход занятия
Организационная часть
Педагог показывает детям игрушку-утенка.
Педагог. — Здравствуй, утенок!
Чей ты ребенок?
Кого зовешь ты?
К кому плывешь ты?
Утенок. — Здравствуйте, дети,
Кати и Пети!
Знаете сами,
Плыву я к маме!
(Венгерская народная песенка)
Педагог. А кто твоя мама?
Утенок. А вы угадайте:
Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Говорит: «Кря!»,
Ловит червя.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочкой.
Дети. Это утка.
Педагог. Молодцы, ребята, правильно угадали. Утка – заботливая мать, чтобы дети-утята не боялись воды, она сразу после рождения учит их плавать.
Ути-ути.
Рано, рано утречком
Вышла мама-уточка
Поучить утят.
Уж она их учит, учит!
Вы плывите, ути-ути,
Плавно в ряд.
Хоть сыночек не велик,
Не велик,
Мама трусить не велит,
Не велит.
Плыви, плыви, утеныш,
Не бойся, не утонешь.
А. Барто
Физкультминутка3
«Уточка»
Педагог. Давайте теперь поиграем. Уткой будет Лена, а вы — ее детки-утята.
Дети становятся друг за другом в колонну и, обращаясь к уточке, произносят текст (вместе с педагогом):
Уточка луговая, серая, полевая
Где ты ночевала?
Ребенок-утка (вместе с педагогом):
Под кустиком, под березкой.
Сама утя хожу,
Детей своих вожу,
Сама утя поплыву,
Детей своих поведу.
Утка вместе с педагогом становятся впереди колонны. Дети то идут за ними по комнате, переваливаясь с ноги на ногу, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью.
Педагог. Однажды мама-утка повела своих деток к пруду, спустилась на воду и зовет своих крошек поплавать, а утята не хотят идти в воду.
У пруда утенок-крошка
В страхе кличет утку-мать:
«Ой, боюсь! Укусит мошка,
Помоги мне убежать».
Ф. Бобылев
Педагог. Придется нам выручать утку-мать и помочь ее утятам спуститься в воду.
Практическая часть
Этапы выполнения работы
1. Рассмотреть игрушку-утенка, определить части, форму частей, цвет.
2. Разделить кусок пластилина желтого цвета на две неравные части по намеченной линии.
3. Скатать шарик из большей части круговыми движениями между ладошками, а затем прямыми движениями раскатать с одной стороны так, чтобы получилась толстая короткая колбаска.
4. Согнуть колбаску в дугу, с одного конца оттянуть и сделать хвостик. Положить туловище на основу, расплющить.
5. Слепить шарик-голову из кусочка меньшего размера, приложить его к шее и расплющить на плоскости.
6. Взять кусочек пластилина красного цвета и скатать короткую колбаску, согнуть ее уголком и приложить сбоку к передней части головы, сплющить на основе.
7. Для глаз использовать черную горошину, положить ее на середину головы утенка и слегка вдавить в пластилин.
8. Таким же образом сделать еще одного утенка.
Объяснить детям, что лапок у утят не видно, потому что они находятся в воде, поэтому делать их не нужно.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 905.