Особенности используемого материала

Пластилин — мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную ему форму. Но при работе с ним может возникнуть ряд отрицательных моментов:

· долго лежавший пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;

· в состав пластилина входят жировые компоненты, поэтому на бумажной или другой основе со временем появляются жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим советам:

1. Твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).

2. При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, сплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности.

3. Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов.

4. На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполнения работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

 

Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем подтолкнут к самостоятельному творчеству, что будет способствовать развитию воображения и фантазии ваших воспитанников.

Буду очень рада, если представленный опыт пригодится вам в практике работы с детьми. Желаю творческих успехов!

 

В пособии использованы работы детей младшего и среднего возраста МДОУ ЦРР, детского сада № 1 «Елочка» города Реутова.

Давыдова Г.Н.

ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ

 

Цели занятия:

1. Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.

2. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями ладоней.

3. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

4. Развивать эстетическое и образное восприятие.

Материал для занятия:

v картон с нарисованными контурами разноцветных ниточек для шариков, размер 1/2 А4;

v пластилин красного, синего, зеленого цветов;

v воздушный шар красного цвета для организации игровой ситуации;

v салфетка для рук;

v доска для лепки.

Ход занятия

Организационная часть

Педагог показывает детям воздушный шарик.

Педагог. Ребята, у нас сегодня гость. Кто его узнал, как его зовут?

Дети. Воздушный шарик.

Педагог. Какого он цвета?

Дети. Красного.

Педагог. Какой формы шарик?

Дети. Он круглый.

Педагог. А как вы думаете, каким образом шарик к нам попал?

Дети. Прилетел.

Педагог. Верно, шарик прилетел к нам по воздуху, ведь он очень «легкий, воздушный, ветерку послушный». Знаете, дети, у него был друг, тоже воздушный шарик, но с ним случилась беда, он лопнул.

Послушайте, как это произошло.

Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки -

Весь перецарапали.

Лопнул шар, а две подружки

Посмотрели — нет игрушки.

Сели и заплакали.

А. Шибаев

Педагог. Как вы думаете, из-за чего поссорились подружки?

Дети. Из-за шарика.

Педагог. А почему?

Дети. Каждой девочке хотелось поиграть шариком.

Педагог. Почему они заплакали?

Дети. Шарик лопнул.

Педагог. Как нужно было играть?

Дети. Вместе или по очереди.

Педагог. Правильно, подружки не сумели договориться, а я вот знаю девочек, которые поступили иначе.

Подарили нашей Варе

Шарик с красным петушком,

Ой, какой красивый шарик!

Все мечтают о таком.

Но поднялся ветер вдруг,

Шарик выхватил из рук.

Улетает легкий шарик

Высоко под облака.

Чуть не плачет наша Варя:

Очень жаль ей петушка.

Ребятишки собрались,

Все кричат и смотрят ввысь.

Подошла к подружке Таня:

— Ну чего же мы стоим?

Шарик твой мы не достанем,

Так давай играть с моим.

Посмотри: цветок на нем,

Будем с ним играть вдвоем!

3. Александрова

Педагог. Что можно сказать про этих девочек, какие они?

Дети. Хорошие, дружные.

Педагог. Верно, нужно играть вместе, даже если игрушка одна. Наш гость с радостью поиграет с вами.

 

Дети встают в кружок около педагога, который предлагает сначала надуть шарик, который по дороге в детский сад немного сдулся.

Физкультминутка11

Воздух мягко набираем (вдох),

Шарик красный надуваем (выдох).

Пусть летит он к облакам (вдох),

Помогу ему я сам! (Выдох.)

Затем педагог по очереди бросает шарик детям,

Сегодня все ликуют.

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные шары,

Легкие, воздушные,

Ветерку послушные.

Желтый, красный, голубой,

Выбирай себе любой.

Я. Аким

Практическая часть

Педагог. Шарику очень понравилось с вами играть. Он мне шепнул, что вы очень хорошие ребята, но ему все же грустно оттого, что его верный друг лопнул в руках у девочек, и шарик теперь один на целом свете. Давайте, дети, поможем нашему гостю обрести друзей. Сегодня мы с вами изобразим разноцветные шарики с помощью пластилина.

 

Этапы выполнения работы

1. Определить возможные формы воздушных шаров: круглые, овальные.

2. Взять кусочек пластилина любого из предложенных цветов, положить на одну ладошку, а другой накрыть. Скатывать шарик круговыми движениями слева направо (справа налево), надавливая на него ладошкой.

3. Получившийся шарик положить около верхнего конца ниточки того же цвета и расплющить его, равномерно нажимая пальчиками от середины шарика к его краям.

4. Из пластилина другого цвета скатать шарик, прямыми движениями ладошек придать ему овальную форму. Положить его в конце ниточки нужного цвета, равномерно расплющить на поверхности основы.

5. Скатать и закрепить еще один шарик любой формы.

Во время работы рекомендуется провести дыхательную гимнастику и разминку для рук (сидя за столами).

Шарик красный11

Воздух мягко набираем,          Ладошки, сжатые в кулачки, прижаты

друг к другу. Вдох.

Шарик красный надуваем.       Расправить пальчики, соединить подушечки пальцев

правой и левой рук так, чтобы получился «шарик».

Выдох.

Шарик тужился, пыхтел,          Руки в положении надутого «шарика». Вдох.

Лопнул он и засвистел:           Руки сжаты в кулачок. Выдох со звуком: «Т-с-с-с-с!»

 

Заключительная часть

После выполнения работы педагог с шариком в руках обходит столы детей, каждого хвалит за выполненную работу от имени шарика.

В конце занятия провести подвижную игру «Пузырь».

Взявшись за руки, дети вместе с педагогом становятся в тесный круг и начинают «раздувать пузырь»: при каждой строчке текста игры все неторопливо шагают назад, получается большой растянутый круг, на последних словах дети бегут в центр круга, после этого игра начинается сначала.

Раздувайся пузырь,

Надувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

Пых-х-х!

А закончить игру можно так. Когда пузырь лопнет, педагог говорит: «Полетели маленькие пузырики, полетели, полетели, полетели...». Дети разбегаются в разные стороны.

 

 

 

СОЗРЕЛИ ЯБЛОЧКИ В САДУ

 

Целизанятия:

1. Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева.

2. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.

3. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева).

4. Развивать образное восприятие.

Материал для занятия:

v плотный картон с силуэтом дерева, размер 1/2 А4;

v пластилин красного или желтого цвета;

v яблоки для рассматривания и угощения детей;

v салфетка для рук.

 

Ход занятия

Организационная часть

 

Педагог. Вот и закончилось веселое жаркое лето. Наступила осень. Пожелтела на лугу трава; листья окрасились в яркие цвета: желтый, красный, оранжевый; покраснели ягоды на рябине; в лесу много грибов, орехов; на болоте созревают брусника и клюква; животные и птицы делают запасы на зиму; с полей и огородов собирают урожай овощей. А в садах на плодовых деревьях поспели фрукты. Попробуйте угадать название фрукта, про который я вам загадаю загадку:

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

Дети. Яблоко.

Педагог. Молодцы, угадали, это яблочко (показывает яблоко).

Росла, росла яблонька,

Подросла.

Цвела, цвела яблонька,

Отцвела.

Отряхнула яблонька

Свой наряд — 

И поспели яблочки для ребят.

Н. Забила

 

Педагог. Большой урожай на яблоньке, тяжело веточкам держать столько плодов. Мы сейчас все вместе отправимся в сад и поможем яблоньке освободиться от яблок.

Физкультминутка5

«Вот так яблоко»

 

Вот так яблоко, оно соку сладкого полно.  Ходьба на месте.

Руку протяните, яблоко сорвите.                 Поочередно поднимают левую (правую)

руку вверх.

Стал ветер веточку качать,                          Качание руками из стороны в сторону.

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну                             Прыжки на двух ногах, одновременно

И быстро яблоко сорву!                                          Поднимая то левую, то правую руку вверх.

 

Вот так яблоко, оно соку сладкого полно.

Я иду, и ты идешь – раз, два, три.                           Ходьба на месте.

Я пою, и ты поешь — раз, два, три.

Мы идем и поем— раз, два, три.

Очень дружно мы живем — раз, два, три.

 

Педагог. Ох, какой большой урожай мы с вами собрали, как же нам его сохранить? Вы знаете, что можно приготовить из яблок?

Дети. Сварить компот.

Педагог. Верно, а еще можно приготовить вкусное яблочное повидло и испечь пирог с яблоками.

Яблоки румяные, в них медовый сок!

Испечет нам мама яблочный пирог.

Вкусный и душистый выйдет пирожок,

С золотистой коркой – съешь его, дружок!

 

Педагог. Чтобы отблагодарить маму за вкусные пирожки, мы сделаем для нее открытку с изображением яблоньки. Деревце у нас с вами есть, не хватает лишь спелых яблок.

 

 

Практическая часть

 

Педагог вместе с детьми рассматривают яблоко, выясняют, какой формы, какого цвета бывают плоды (яблоки круглые, похожи на шарики, могут быть разного цвета: красного, желтого, зеленого, но на одном дереве плоды только одного цвета, но разного размера — большие и маленькие).

 

Этапы выполнения работы

1. Отщипнуть небольшой кусочек пластилина нужного цвета и скатать шарик. Маленькие шарики можно скатывать пальчиком прямо на дощечке круговым движением.

2. Шарик-яблочко положить на крону дерева в любое место и слегка прижать к основе — сплющить.

3. Выполнить подобную операцию несколько раз (на яблоньке созрело очень много яблок). Заполнить яблоками все пространство кроны, положить несколько под яблонькой — плоды упали.

Заключительная часть

По окончании работы педагог выставляет работы, чтобы их было видно всем детям.

Педагог. Ах, как много красивых яблочек созрело у вас на деревьях! Получился большой плодовый сад, давайте выйдем в сад погулять.

Физкультурная разминка

 

Яблони в печали ветками качали.                Качать руками влево-вправо над головой.

«Наши яблочки, как мед,

А никто их не берет».

Тут одно висеть устало,

На зеленый луг упало.                                 Присесть на корточки.

Покатилось по дорожке                               Вращательные движения руками перед грудью.

Прямо Машеньке под ножки.

Маша яблочко нашла,                                  Встать прямо, соединить подушечки пальцев

                                                            правой и левой рук так, чтобы получился

Маша красное взяла.                                   «шарик».

Покрутила, повертела                                  Качание «шарика-яблочка»

И… съела!                                                   вперед-назад перед собой.

 

(Стихи В. Бояринова, разработка движений физкультминутки автора книги.)

 

 

Педагог показывает яблоки, которые «прикатились» к детям, и предлагает их тоже съесть, но прежде рекомендует вымыть руки с мылом.

 

 

ЗВЕЗДНОЕ НЕБО

 

Целизанятия:

1. Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии.

2. Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание комочка прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета.

3. Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев.

4. Развивать композиционное и пространственное восприятие.

Материал для занятия:

плотный картон черного (темно-синего или фиолетового) цвета, размер ½ А4;

пластилин желтого, белого цветов;

стека;

салфетка для рук;

доска для лепки.

Ход занятия

Организационная часть

Педагог предлагает послушать русскую народную колыбельную песенку.

 

Темнота пришла, сон в дом привела.

Задремал петушок, запел сверчок.

Вышла маменька, закрыла ставеньку.

Вот и люди спят, вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам...

Спят, поспят,

Всему миру спать велят.

 

Педагог. В этой песенке говорится о том, что спят дети, птицы, и зверушки тоже спят. Когда это бывает?

Дети. Ночью.

Педагог. Как мы узнаем, что наступила ночь и пора ложиться спать?

Дети. Становится очень темно, нет солнышка, мама говорит: «Пора спать».

Педагог. Как вы думаете, все ли ночью спят?

Дети. Да.

Педагог. А вот, оказывается, есть одна семья, которая ночью гуляет, только не по земле, а по небу.

Ясными ночами

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

— Спать ложитесь, поздно!

Потому что мать - луна,

А дочки... Кто они?

Дети. Звезды.

Педагог. Правильно. А иногда вместо мамы-луны с Дочками по ночному небу гуляет папа, который называется месяц.

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя.

А. Пушкин

Педагог. Обычно в ночное время вы сладко спите в своих кроватках, а сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по звездному небу.

 

Физкультминутка13

Раз, два, три, четыре —                   Ходьба на месте.

И на месте походили.

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.                           Руки вверх, ладони соединить — «купол ракеты».

На носочки поднялись,                     Встать на носочки.

Быстро, быстро руки вниз                Правую руку, левую руку вниз

Раз, два, три, четыре —                   Потянуть голову вверх, плечи вниз

Вот летит ракета ввысь,

От земли оторвались

И полетели...                                    Бег друг за другом по кругу

Мы летим под облаками,

А земля плывет под нами,

А над нами небеса,

Звезды, месяц и луна.

Утомил всех долгий путь,

Надо сесть и отдохнуть.                         Сесть на свои места.

Практическая часть

 

Педагог. Вот как мы с вами славно попутешествовали, увидели красивое звездное небо, месяц. Жаль, что ваши родители не смогли полететь с нами на ракете. А давайте мы им подарим картинку с изображением звездного неба, которую сделаем сами.

 

Этапы выполнения работы

 

В начале работы педагог объясняет детям, что звезды находятся от нас очень далеко, поэтому кажутся такими маленькими, похожими на горошины, а месяц напоминает изогнутую половинку круга — рожок.

 

1. Взять кусочек желтого пластилина, скатать колбаску между ладошками, поочередно пальчиками сплющить оба конца, заострить.

2. Взять готовую колбаску за края и согнуть ее в дугу, не соединяя концы.

3. Расположить дугу-месяц в любом месте картинки таким образом, чтобы один конец колбаски был направлен вверх, другой вниз, согнутая в дугу спинка месяца — направо или налево; пальчиками слегка надавить по всей длине для закрепления месяца на основе.

4. Скатать длинную тонкую колбаску из пластилина белого цвета, стекой разделить на мелкие части, из каждого кусочка скатать маленький шарик пальчиком на дощечке.

5. Разложить горошины-звездочки по всему небу и закрепить их, слегка расплющивая каждую на основе.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 66.