Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).
Налоговая база и налоговые ставки по республиканским налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь.
Налоговая база и налоговые ставки по местным налогам и сборам устанавливаются местными Советами.
Формой налогообложения является налоговая ставка - размер налога на единицу налогообложения. Существуют различные виды налоговых ставок. В зависимости от изменения налоговой ставки и налоговой базы налоги обычно делятся на:
§ прогрессивные;
§ пропорциональные;
§ регрессивные;
§ твердые.
Эти определения базируются на соотношении между ставкой налога и доходом (все налоги - независимо от того, взимаются ли они с дохода, или с продукции, или зданий, или участка земли, - в конечном счете, выплачиваются из чьего-либо дохода).
Прогрессивный налог - налог, по которому с низких доходов взимается больший процент, чем с высоких. Налог является прогрессивным, если его средняя ставка повышается по мере возрастания дохода. Такой налог предполагает не только большую абсолютную сумму, но также и более значительную долю взимаемого дохода по мере роста дохода. Прогрессивные ставки - это ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения облагаемого дохода по действующей шкале.
Прогрессия бывает двух видов - простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога растет и распространяется на всю сумму облагаемого налога; при сложной прогрессии объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, т. е. повышенные ставки применяются не по всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку обеспечивает ему более низкое обложение, чем при простой прогрессии, когда весь доход подлежит обложению высокой ставкой. Подоходный налог с физических лиц взимается по прогрессивным ставкам, колеблющимся от 9% до 30 % дохода плательщика.
Регрессивный налог - налог, согласно которому с низких доходов взимается больший налог, чем с высоких. Средняя ставка в этом случае понижается по мере роста дохода. Такие налоги требуют все меньшей и меньшей части дохода при его увеличении. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при повышении доходов (отчисления на социальное страхование в Российской Федерации ставка 35%, 29%).
Пропорциональный налог предполагает, что средняя налоговая ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода (основная масса налогов и сборов). Пропорциональные ставки устанавливаются в процентах к облагаемому доходу, обороту либо стоимости имущества (например, ставки по налогу на недвижимость, налогу на прибыль).
В практике налогообложения встречаются также твердые ставки, устанавливаемые на физическую единицу объекта (например, автомашину, ставка с 1 л.с. мощности двигателя), независимо от ее стоимости.
Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.
Налоговые льготы устанавливаются в виде:
1. освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);
2. дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);
3. пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;
3.1. возмещение суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);
4. в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.
Льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Президентом Республики Беларусь и Налоговым Кодексом.
Льготы по налогам, сборам (пошлинам) плательщикам индивидуально предоставляются в виде, порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь. Предоставление индивидуальных налоговых льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не допускается.
Организациям и индивидуальным предпринимателям может быть оказана государственная поддержка индивидуально в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, в виде:
§ изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней;
§ нормативного распределения выручки.
По решению Президента Республики Беларусь государственная поддержка может быть оказана плательщикам в иных видах.
Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты.
Областные и Минский городской Советы депутатов вправе предоставлять организациям и индивидуальным предпринимателям государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней, полностью уплачиваемых в местные бюджеты, по основаниям, определенным Президентом Республики Беларусь, и в порядке, установленном областными и Минским городским Советами депутатов.
Государственная поддержка в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов не оказывается налогоплательщикам в отношении налога на добавленную стоимость и акцизов, взимаемых при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации.
Плательщик вправе использовать налоговые льготы с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований.
Плательщик вправе не использовать налоговые льготы, отказаться от их использования либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов.
При использовании налоговых льгот плательщик должен представлять вместе с налоговой декларацией (расчетом) по соответствующему налогу, сбору (пошлине) сведения о сумме, на которую уменьшена сумма налога, сбора (пошлины) в результате использования таких льгот, а также документы, подтверждающие право на льготы.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 407.