Структура управления. Типы и виды структур управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структура управления – состав, соподчиненность и взаимосвязь звеньев, или отдельных работников, выполняющих различные функции управления производством.

Структуры управления в каждом предприятии наряду с иерархичностью управления делятся по принципу ступенчатости и соподчиненности. В сельскохозяйственном предприятии первой ступенью является управление производственной бригадой (фермой), выполняемое бригадиром, второй ступенью – персонал управления отделением или производственным участком, которым руководит управляющий (заведующий участком). Высшая ступень – общехозяйственный аппарат управления во главе с руководителем предприятия.

Структура управления копирует построение организационных структур по числу ступеней. С учетом числа ступеней выделяют 2х, 3х, 4х ступенчатые и смешанные.

    2х ступенчатая структура управления получила распространение в небольших сельхозпредприятиях. При 2х ступенчатой структуре управления взаимоотношения осуществляются по схеме: руководитель предприятия + руководитель внутрихозяйственного подразделения.

    В крупных сельхозпредприятиях выделяются промежуточные подразделения, через которые осуществляется руководство первичными производственными подразделениями. В этом случае возникает 3х ступенчатая структура управления. При 3х ступенчатой структуре управления взаимоотношения осуществляются по схеме: руководитель предприятия + руководитель цеха + руководитель внутрихозяйственного подразделения.

Четырехступенчатая структура встречается в крупных агропромышленных объединениях, где сельскохозяйственные предприятия объединены с предприятиями по переработке продукции.

    Взаимосвязи и отношения между звеньями и работниками при однотипной структуре управления могут строиться на линейной или функциональной основе, либо на их комбинации (линейно-функциональная).

При линейной структуре соподчиненности присущей небольшим предприятиям, вся административная деятельность сосредотачивается у руководителя и осуществляется непосредственно им (руководитель - подчиненные). В этой системе организации отношений каждый сотрудник по всем вопросам подчиняется только своему непосредственному начальнику, распоряжения которого обязательны к исполнению. При таком соподчинении обеспечивается принцип единоначалия. Преимущества линейной структуры управления заключаются в следующем:

- единство и четкость распорядительства исключают дублирование функций, противоречивость и несогласованность в управлении;

- оперативно принимаются решения;

- повышается ответственность руководителя за текущие и конечные результаты деятельности возглавляемого им подразделения.

Недостатки:

- требует разносторонних, высококвалифицированных руководителей, число которых ограниченно;

- перегрузка информацией, огромный поток бумаг, множественность контактов с подчиненными, смежными организациями

Функциональная система соподчинения. Ее сущность состоит в том, что функции управления выполняют несколько начальников, каждый из которых осуществляет руководство какой либо одной областью работы (по планированию, ветеринарному обслуживанию, транспортному обслуживанию и т.д.), а исполнитель по определенным вопросам имеет одновременно несколько функциональных руководителей. Указания последних обязательны для нижестоящих звеньев и работников.

Преимущества:

- высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций;

-  улучшается качество работы.

Недостатки:

- нарушаются взаимосвязи между различными функциональными службами;

- длительность процедуры принятия решения;

- отсутствие единства действий между работниками функциональных служб разной специализации;

- снижение ответственности исполнителей вследствие двоевластия;

- дублирование и несогласованность указаний и распоряжений;

- нарушение принципов единоначалия и единства распорядительства.

Линейно-функциональная (комбинированная) система соединяет преимущества линейного и функционального управления. Ее сущность состоит в том, что по административным вопросам, то есть по линии общего руководства, каждый работник подчиняется только одному руководителю (бригадир – управляющему, управляющий директору и т.д.). Функциональные звенья должны заниматься вопросами, отнесенными к их компетенции (техническими, технологическими и т.д.).

Преимущества: оперативность работы, качество.

Недостатки: количество видов соподчинения возрастает.

Общими недостатками перечисленных структур управления является слабая приспособляемость к рыночным отношениям, конкуренции. Эти проблемы устраняются с внедрением программно-целевых структур управления.

Программно-целевая структура управления характеризуется организацией временных творческих коллективов для выполнения определенных программ или решения конкретных проблем. Предприятия могут внедрять программно-целевые структуры, заключая хозяйственные договора с научными учреждениями или вступив в научно-производственные системы. Их целесообразно создавать в садоводческих, плодопитомниководческих и других подразделениях, где рынок наиболее нестабилен.

    Матричная структура управления. Это современный эффективный тип структуры управления основанный на совмещении линейной и программно-целевой структуре. При линейной структуре строится управление отдельными сферами деятельности организации (производством, сбытом, снабжением). В соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программами, проектами, темами.

При матричной структуре управления руководитель программы работает с не подчиненными ему непосредственно специалистами, которые подчинены линейным руководителям. Он в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу.

Т.О. в предприятии создается два блока органов управления. Блок, который наделяется финансовыми функциями и блок, формирующийся по принципу профессиональной подготовленности группы лиц с учетом специализации.

Преимущества:

- значительная активизация деятельности руководителей и работников аппарата управления;

- разделение функций управления между руководителями отвечающих за конечный результат и эффективное использование имеющихся ресурсов;

- вовлечение руководителей и специалистов в процесс технического совершенствования производства.

 



Дата: 2018-12-21, просмотров: 206.