Термин «философия» происходит от двух греческих слов «филео» – любить и «софия» – мудрость. Таким образом, философия означает «любовь к мудрости», и в этом отражается высокий духовный уровень человеческих запросов и, одновременно, сознание ограниченности человеческих дерзаний. Так, греки полагали, что абсолютной мудростью, той, которая превышает любую житейскую мудрость, обладает только божество. Человек же, в силу своей просвещенности и разума, может и должен к этой высшей мудрости стремиться, любя ее и благоговея перед ней. Термин «философия», по одним источникам, впервые употребил древнегреческий математик Пифагор, по другим – Сократ.
Философия как особая форма осмысления мира – рационального, основанного на разуме – возникла в VII-VI вв. до н.э., т.е. более двух с половиной тысяч лет назад, в трех географических точках – центрах: в Древней Греции, в Древней Индии, в Древнем Китае. Именно там сложились предпосылки для появления философии и там появились первые направления и школы. Развитие философских идей от древности до современности изучает история философии. Под генезисом в данном случае понимают происхождение и становление философии.
Отечественный ученый А.Н. Чанышев считает, что в середине первого тысячелетия до н.э. произошел переход «от мифа к Логосу», т.е. от образно-художественного восприятия мира к его рациональному (разумному) осмыслению. Немецкий историк К. Ясперс назвал данный период «осевым временем». Чанышев вводит понятия «прафилософия» и «предфилософия» для обозначения совокупности всех форм человеческого знания, предшествовавших философии (начатки наук, мифологические и религиозные представления).
На смену мифологии и религии с их синкретическим (нерасчлененным) и антропоморфным (человекоподобным) взглядом на мир пришли философия и наука, стремящиеся к детальному и в то же время обобщающему мироосмыслению. Философия в древности включала всю сумму знаний человека об окружающем мире.
Принято выделять следующие предпосылки зарождения философии:
1) социально-экономические (возникновение государства, торговых отношений и денежного обращения; социальное неравенство, способствовавшее появлению особой группы людей, занимающихся умственным трудом);
2) духовные (кризис мифологии и религии, накопление духовного опыта и традиций);
3) культурные (развитие искусства, письменности, культурных взаимоотношений народов).
Предмет философии, т.е. то, на что она нацелена, направлена в своем познании и понимании, осмыслении, исторически менялся. Так, у представителей милетской школы в Древней Греции это было архэ, т.е. первоначало всех вещей, а у Сократа – человек, его доброе и злое, из чего складывается мораль и нравственность. Предмет философии абстрактен, поскольку включает природу, человека, общество; мир в целом. Философия стремится к постижению (познанию и пониманию) мира и его вещей; духа и его образований.
Великий немецкий ученый 2-й пол. XVIII в. И. Кант сформулировал четыре философских вопроса:
Что я могу знать? (На него отвечает наука)
Что я должен делать? (Это сфера морали)
На что я могу надеяться? (Дает ответ религия)
Что есть человек?
На последний вопрос как раз и пытается ответить философия.
Зачем же изучать человека, если множество частных научных дисциплин изучают его не одну тысячу лет? Дело в том, что ни одна из них не отвечает на вопрос: что такое человек вообще, в самом широком смысле, в чем смысл его жизни?
Философия – это особый тип знания как понимания, т.е. осмысленного знания, это постижение сути, сущности явлений и процессов. Философия, в отличие от других дисциплин, не удовлетворяется только знанием, поскольку она исследует природу и сущность и самого процесса познания и его результата – знания.
При этом философия пользуется различными методами. Метод – это способ, путь, «инструмент» постижения цели. Философия использует общие для всех наук методологию и методы (анализ, синтез, описание, сравнение, наблюдение, обобщение и т.д.) и особенные (рационалистический, критический, диалектический, метафизический).
Если сравнивать философию и науку, мы найдем много сходства и различий. Так, например, философию можно понимать как учение (науку) о бытии, мире и человеке. Тем не менее, такой предмет философии предельно широк, абстрактен, в отличие от конкретной области изучения отдельных наук (естественных, социально-гуманитарных). Поэтому философию трудно назвать наукой в классическом смысле этого слова. Скорее, это особый тип мировоззрения, особое искусство понимания окружающего мира. Хотя именно из философии выделились многие науки. Велика в этом заслуга греческого философа Аристотеля.
С наукой философию роднит, помимо предмета и методов, наличие своего языка. Главные черты его – категориальность и абстрактность. Категории отражают универсальные закономерности бытия – это предельно широкие понятия. Самой же широкой категорией является бытие. Понятия – это все слова, используемые в языке для обозначения вещей и процессов. И понятия, и категории – результат абстракции, т.е. отвлечения от каких-то несущественных признаков предмета и выделения главных.
Язык философии представляет собой особую форму общения, главную роль в нем играет логика вывода и доказательства, обоснования. Абстрактность позволяет оперировать мыслительными объектами огромного масштаба и глубочайшего смысла. Категории философии «вмещают» в себя не только все существующее, но и само существование (бытие) или несуществование (ничто, небытие).
Перечислим основные функции философии:
– мировоззренческая (состоит в формировании особого взгляда на мир и создании философской картины мира);
– познавательная (целью философии является знание об окружающем мире и человеке);
– методологическая (заключается в выработке общих и специфических способов познания);
– критическая (позволяет конструктивно анализировать предшествующие концепции);
– аксиологическая (ценностная);
– моральная (в структуре философии выделяется этика – практическая философия – наука о добре и зле);
– гуманистическая (философия укрепляет человечность в человеке);
– социальная (философия помогает социализации человека, т.е. приобретению определенных социальных качеств; также существовали философские направления, чутко реагировавшие на общественные события – экзистенциализм, например);
– прогностическая (философия способна делать гораздо более отдаленные прогнозы, чем наука, в отношении будущего человека и общества);
– общекультурная (философия – неотъемлемая часть культуры).
Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир. В его структуре выделяют такие элементы, как мироощущение, миропереживание, миропредставление и миропонимание. От мировоззрения нужно отличать картину мира – целостный образ мира (обыденная, научная, религиозная, философская). Картина мира более объективна, по сравнению с мировоззрением, в котором велика доля субъективного компонента. Как, например, наше высказывание, субъективное мнение, по поводу картины, любого произведения искусства, редко может изменить само произведение – оно остается тем, чем является само по себе.
Вопрос № 2
Дата: 2018-09-13, просмотров: 503.