Вопрос № 29 Философия Древней Индии.
Значение индийской философии и культуры
для мировой цивилизации. 129
Вопрос № 30 Философия Древнего Китая.
Значение китайской философии и культуры
для мировой цивилизации. 139
Вопрос № 31 Общая характеристика античной философии. Античность – «колыбель европейской цивилизации». 146
Вопрос № 32 Досократические философские школы
в Древней Греции. Проблема первоначала. 150
Вопрос № 33 Сократ: жизнь, учение, метод. 156
Вопрос № 34 Объективный идеализм Платона.
Учение об идеях. 159
Вопрос № 35 Философское учение Аристотеля. Значение личности и учения Аристотеля для мировой культуры.. 163
Вопрос № 36 Эллинистическая философия.
Роль стоицизма и неоплатонизма
в истории мировой мысли. 170
Вопрос № 37 Характеристика и периодизация
средневековой философии.
Роль религии и церкви в Средние века. 179
Вопрос № 38 Религиозно-философское учение
Августина Аврелия и Фомы Аквинского. Доказательства бытия Бога. 185
Вопрос № 39 Особенности философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм и гуманизм.
Развитие естествознания и социально-политических учений в эпоху Возрождения. 189
Вопрос № 40 Основные проблемы философии Нового времени. Новое в соотношении философии и науки. 193
Вопрос № 41 Основные идеи философии Просвещения XVIII в. Значение идей Просвещения
в европейской истории. 199
Вопрос № 42 Критическая философия И. Канта. Категорический императив и его значение
в современной этике. 202
Вопрос № 43 Система абсолютного идеализма Г.В.Ф. Гегеля. Учение об обществе и государстве. 205
Вопрос № 44 Антропологический материализм Л. Фейербаха. Человек как вершина материального мира. 208
Вопрос № 45 Формирование и основные проблемы
философии марксизма.
Историческая роль марксизма. 210
Вопрос № 46 Общая характеристика и периодизация
русской философии,
отличие ее от западной философской мысли. 214
Вопрос № 47 Философия русского Просвещения.
Личность М.В. Ломоносова. 219
Вопрос № 48 Русская религиозная философия XIX в. Значение учения Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и Вл.С. Соловьева для мировой культуры.. 224
Вопрос № 49 Споры о судьбе России:
П.Я. Чаадаев, славянофилы и западники. 229
Вопрос № 50 Философия русского космизма.
Актуальность учения о ноосфере. 232
Вопрос № 51 Судьба русской философии в XX в.
Философские проблемы в современной России. 234
Вопрос № 52 Основные идеи неклассической философии XIX в. Понятие неклассической философии.
Судьба неклассической философии. 239
Вопрос № 53 Характеристика основных направлений современной западной философии.
Проблема бытия человека. 243
Вопрос № 54 Основные идеи экзистенциализма. Судьба человека перед лицом глобальных проблем.. 246
Вопрос № 55 Фрейдизм и неофрейдизм.
Современное значение учения З. Фрейда. 251
Вопрос № 56 Философия постмодернизма. Образы постмодернизма в современной культуре. 255
Терминологический словарь. 258
Литература…………………………………………………………………267
ВВЕДЕНИЕ
Философия является базовой дисциплиной. Она занимает одно из важных мест в подготовке бакалавра, поскольку помогает осмыслению связи его будущей профессиональной деятельности с глобальными и локальными социально-культурными процессами; она развивает сознание и самосознание индивида, личности, способствуя развитию и совершенствованию «человеческого в человеке». Усвоение категориального аппарата философии помогает развитию абстрактного мышления, способствует формированию творческого подхода к решению задач. При изучении философии студенты получают базовые сведения по всем основным гуманитарным дисциплинам.
Цель дисциплины – раскрыть философские основы современного мировоззрения (т.е. сформировать представление о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, ознакомить студента с историей идей, учений, основных направлений философской мысли).
Задачи дисциплины:
1) освоение системы философских категорий;
2) знание основных этапов истории философской мысли;
3) представление об основных разделах современного философского знания;
4) знакомство с философскими проблемами и методами их исследования;
5) развитие способности самостоятельного анализа и осмысления фундаментальных вопросов бытия и человеческого существования;
6) введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности;
7) выработка толерантного отношения к культурным, социальным и конфессиональным различиям;
8) выработка навыков работы с текстами, имеющими философское содержание.
Итоговой формой контроля является экзамен. Он проводится в устной форме. Студент готовится к ответу на вопросы билета, как правило, письменно (рекомендуется составить план ответа, выделить основные термины, имена). Преподаватель может задать дополнительные вопросы, как по билету, так и по всей программе курса. К экзамену допускается студент, выполнивший все основные виды работ по дисциплине, отработавший пропуски (в том числе, и по уважительной причине). Студент, пропустивший более 50% занятий, к экзамену не допускается.
Для успешной сдачи экзамена необходима систематическая и ответственная работа в течение всего семестра. В экзаменационных вопросах учтены не только базовые темы, но и темы, вынесенные на самостоятельную подготовку. Непосредственно перед экзаменом необходимо проверить наличие всех конспектов лекций. Лучше использовать один-два источника, рекомендованных преподавателем, чтобы внимание не «рассыпалось» от избытка информации. К тому же, в разных учебниках, как правило, предлагается свое, авторское, видение проблемы.
При подготовке к экзамену следует четко представлять себе хронологию этапов развития философской мысли и последовательно изучить (повторить) основные эпохи (их характеристику, основные направления и представителей), т.е. средние века после античности и т.д. Теоретические темы (онтология, гносеология и т.д.) можно прорабатывать в произвольном порядке, опять же уделив основное внимание терминологии и классификациям.
При устном ответе на вопросы билета и при ответе на дополнительные вопросы преподавателя студент может получить следующие баллы на экзамене в зависимости от уровня освоения компетенций.
Отлично – если студент показывает высокий уровень компетентности, владеет знаниями предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, отвечает на все вопросы билета, а также на дополнительные вопросы преподавателя, ориентируется в основных философских направлениях и категориях, знает исторические типы философии, применяет полученные знания при решении мировоззренческих проблем; активно работал на протяжении всего семестра, демонстрируя способность и готовность к самостоятельной работе; демонстрирует способность логически мыслить и творчески решать проблемы, разбирается в современной философской проблематике; способен и готов к межконфессиональному диалогу и толерантному отношению к социальным и культурным различиям.
Хорошо – если обучающийся показывает достаточный уровень компетентности, владеет знаниями дисциплины почти в полном объеме программы (имеются пробелы знаний только в некоторых, особенно сложных разделах), самостоятельно и при наводящих вопросах дает ответы на вопросы билета, ориентируется в основных направлениях и категориях, знает исторические типы философии; выполнил необходимые задания в течение семестра, рационально организуя самостоятельную работу; способен к межконфессиональному диалогу и толерантному отношению к социальным и культурным различиям.
Удовлетворительно – если обучающийся владеет основным объемом знаний по дисциплине; проявляет затруднения в самостоятельных ответах, оперирует неточными формулировками, с разной степенью полноты отвечает на вопросы билета (т.е. пытается дать правильный ответ), знает основные философские термины, не проявлял особой активности в течение семестра; знает значение термина «толерантность».
Неудовлетворительно – студент не может ответить на вопросы билета, не знает основных терминов, не работал в течение семестра.
Данное пособие построено по принципу преемственности тем, поэтому желательно последовательное рассмотрение вопросов. При выборочном изучении могут возникать ситуации, когда студент встречает незнакомые термины, пояснение которым давалось ранее. В таком случае следует обратиться к терминологическому словарю в конце пособия и прочитать предшествующие разделы.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
БЛОК №1
Й вопрос билета
1. Философия, ее предмет, метод и функции. Понятие и структура мировоззрения.
2. Структура философского знания. Теоретическая и практическая философия.
3. Особенности философского мировоззрения. Материализм и идеализм.
4. Роль философии в формировании мировоззренческой позиции.
5. Основные философские категории.
6. Роль метода в философии
7. Метафизика и диалектика.
8. Понятие «картины мира». Религиозная, философская и научная картины мира.
9. Бытие как философская категория. Бытие материальное и идеальное.
10. Учение о материи. Проблема происхождения жизни.
11. Понятие сознания. Сознание и бессознательное.
12. Познание и его формы. Роль чувственного и рационального познания.
13. Учение об истине. Истина абсолютная и относительная.
14. Характеристика социальной философии. Роль социальной философии в формировании толерантного отношения к социальным, культурным и конфессиональным различиям.
15. Понятие общества. Многополярность современного мира.
16. Философское учение о человеке. Проблемы толерантности и равенства.
17. Социальные институты. Государство. Россия на мировой арене.
18. Понятие индивида, индивидуальности, личности. Роль самоорганизации и самообразования.
19. Природа и общество. Экологические проблемы современности.
20. Этика как «практическая философия». «Золотое правило» нравственности.
21. Философия религии. Необходимость веротерпимости. Религия в современном мире.
22. Философия культуры. Толерантное отношение к культурным различиям.
23. Философия науки. Роль науки в решении глобальных проблем.
24. Философия техники. Техника и культура. Роль техники и информации в современном мире.
25. Современные философские дискуссии по проблемам общественного развития.
26. Понятие культуры мышления.
27. Роль философии в оценивании различных социальных явлений и фактов (примеры).
28. Современная цивилизация: необходимость межкультурного и межконфессионального диалога.
БЛОК № 2
Й вопрос билета
29. Философия Древней Индии. Значение индийской философии и культуры для мировой цивилизации.
30. Философия Древнего Китая. Значение китайской философии и культуры для мировой цивилизации.
31. Общая характеристика античной философии. Античность – «колыбель европейской цивилизации».
32. Досократические философские школы в Древней Греции. Проблема первоначала.
33. Сократ: жизнь, учение, метод.
34. Объективный идеализм Платона. Учение об идеях.
35. Философское учение Аристотеля. Значение личности и учения Аристотеля для мировой культуры.
36. Эллинистическая философия. Роль стоицизма и неоплатонизма в истории мировой мысли.
37. Характеристика и периодизация средневековой философии. Роль религии и церкви в Средние века.
38. Религиозно-философское учение Августина Аврелия и Фомы Аквинского. Доказательства бытия Бога.
39. Особенности философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм и гуманизм. Развитие естествознания и социально-политических учений в эпоху Возрождения.
40. Основные проблемы философии Нового времени. Новое в соотношении философии и науки.
41. Основные идеи философии Просвещения XVIII в. Значение идей Просвещения в европейской истории.
42. Критическая философия И. Канта. Категорический императив и его значение в современной этике.
43. Система абсолютного идеализма Г.В.Ф. Гегеля. Учение об обществе и государстве.
44. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Человек как вершина материального мира.
45. Формирование и основные проблемы философии марксизма. Историческая роль марксизма.
46. Общая характеристика и периодизация русской философии, отличие ее от западной философской мысли.
47. Философия русского Просвещения. Личность М.В. Ломоносова.
48. Русская религиозная философия XIX в. Значение учения Л.Н. Толстого, Вл.С. Соловьева для мировой культуры.
49. Споры о судьбе России: П.Я. Чаадаев, славянофилы и западники
50. Философия русского космизма. Актуальность учения о ноосфере.
51. Судьба русской философии в XX в. Философские проблемы в современной России.
52. Основные идеи неклассической философии XIX в. Понятие неклассической философии. Судьба неклассической философии.
53. Характеристика основных направлений современной западной философии. Проблема бытия человека.
54. Основные идеи экзистенциализма. Судьба человека перед лицом глобальных проблем.
55. Фрейдизм и неофрейдизм. Современное значение учения З. Фрейда.
56. Философия постмодернизма. Образы постмодернизма в современной культуре.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 416.