Расширение практики предоставления местным бюджетам из регионального бюджета стимулирующих межбюджетных трансфертов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется совершенствовать стимулирующие инструменты оказания финансовой помощи местным бюджетам с учетом показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

В качестве меры стимулирования органов местного самоуправления к  наращиванию экономического и налогового потенциалов  территорий предлагается расширить практику применения в субъектах Российской Федерации механизмов предоставления поощрительных (стимулирующих) межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований за достижения в развитии указанных потенциалов.

При этом основные методики распределения межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям не должны учитывать быстро возрастающую налоговую базу муниципальных образований, что не приведет к резкому сокращению в соответствующей динамике объема финансовой помощи из региональных бюджетов и повысит заинтересованность муниципальных образований в развитии собственной налоговой базы.

Для развития системы стимулирования органов местного самоуправления следует учитывать анализ влияния систем выплат на мотивацию местных властей к повышению доходов и сокращению расходов местных бюджетов.

Таким образом, с  целью повышения стимулирования органов местного самоуправления к увеличению налоговых и неналоговых поступлений, рекомендуется регионам ослабить зависимость «рост доходов от источников на своей территории – снижение дотаций».

В ряде регионов подобная практика частично реализована. Так, в Новосибирской области предусмотрено, что при расчете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, имеющих темп роста налоговых доходов выше средне-муниципального уровня, в расчет берется величина доходов не выше средне-муниципального уровня, что смягчает жесткую связь между ростом налоговых доходов и уменьшением размеров дотаций и повышает стимулы муниципалитетов к увеличению доходной базы.

В Кировской области законом установлена норма, позволяющая при расчете уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований в процессе прогнозирования доходов на очередной финансовый год не учитывать превышение прогнозируемого роста НДФЛ над средне-областным показателем. Такая норма позволяет муниципальным образованиям увеличивать налогооблагаемую базу по НДФЛ, не уменьшая объема выделяемой им дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).

В Волгоградской области законом «О межбюджетных отношениях в Волгоградской области» предусматривалось, что часть дотации для муниципальных образований определяется таким образом, чтобы размер расчетной дотации в очередном финансовом году был не ниже, чем размер расчетной дотации текущего финансового года, что позволяет муниципалитету сохранить в планируемом году имеющийся уровень финансовой поддержки в том случае, когда рост налогового потенциала района или городского округа увеличивается быстрее, чем в среднем по всем муниципальным районам и городским округам Волгоградской области.

Таким образом, в методиках расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований могут применяться показатели, характеризующие темпы роста поступлений от НДФЛ, налога на имущество организаций, местных налогов, не превышающие средние значения по субъекту Российской Федерации.

2.4.4. Разработка плана мероприятий («дорожной карты») по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования.

Помимо вышеуказанных мер органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется осуществлять следующие меры.

Необходимо на регулярной основе проводить мониторинг исполнения местных бюджетов, заключать с высокодотационными муниципальными образованиями соглашения об использовании бюджетных средств и увеличении поступлений налоговых и неналоговых доходов, особенно консолидированных бюджетов муниципальных районов, в которых одним из условий является утверждение и реализация плана мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального района и бюджетов поселений. Рекомендуется заключать соглашения об оздоровлении местных бюджетов, в которых должны быть установлены мероприятия по привлечению инвестиций и наращиванию налогового потенциала.

В качестве примера, на федеральном уровне Минфином России разработан типовой план мероприятий («дорожная карта») по консолидации бюджетных средств субъектов Российской Федерации в целях оздоровления государственных финансов регионов (далее – типовой план). В типовом плане предусмотрены мероприятия и меры по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, сокращению государственного и муниципального долга, оптимизации расходов, бюджетной сети и социальной поддержки, а также меры по совершенствованию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях и системы закупок для государственных и муниципальных нужд.

Такие типовые планы рекомендуется утвердить не только в субъектах Российской Федерации, имеющих высокую долговую нагрузку, но и в других субъектах Российской Федерации, в том числе дотационных.

Также рекомендуется, в случае необходимости, подписание трехсторонних соглашений о сотрудничестве между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, проведении систематического анализа эффективности их производственной деятельности, оценки финансового состояния и налоговой базы. В указанных соглашениях могут быть установлены целевые показатели по мобилизации доходов в региональные и местные бюджеты, основные мероприятия по организации такой работы.

В этой связи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации также рекомендуется осуществлять аналогичную работу на региональном уровне с муниципальными образованиями и принять соответствующие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, утверждающие аналогичные типовые планы.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 206.