Несмотря на то, что штрафы не являются в отдельных регионах существенным источником доходов региональных бюджетов, меры, основанные на повышении выявления количества нарушений Правил дорожного движения, могут давать значительный экономический эффект и способствовать росту неналоговой доходной базы регионов.
К таким мерам следует отнести меры по развитию систем видео-фиксации нарушений Правил дорожного движения, в том числе установку камер не только на основных магистралях, но и на дорогах регионального и муниципального значения.
Также следует расширить практику использования мобильных камер видео-фиксации. При разработке планов по установке новых точек видео-фиксации следует внимательно относиться к выбору места их установки, проводить анализ эффективности их установки в данном месте. В подобного рода анализе главную роль должна играть основная цель развития системы – снижение уровня нарушений Правил дорожного движения, но оценку потенциальной собираемости штрафов также следует проводить.
2.2.5. Дальнейшее развитие системы платных услуг (сети платных парковок и платных автодорог).
Для регионов и муниципалитетов наиболее перспективным представляется развитие системы платных парковок и платных автодорог, поскольку эти системы уже введены в некоторых регионах и уже знакомы российским гражданам.
Социологические опросы населения в разных странах показывают, что введение любого пользовательского платежа – мера неоднозначная, вызывающая ожесточенные споры о целесообразности и о расценках среди различных групп населения. С целью способствовать снижению конфликтов в обществе и повышению эффективности предоставления отдельно оплачиваемых услуг следует четко определить государственный (муниципальный) орган, ответственный за определение тарифной сетки для предоставляемой услуги. Особое внимание должно быть уделено коммуникации органов власти с непосредственными потребителем услуги как при ее введении, так и при существенном изменении условий предоставления.
При этом следует определять полные издержки на предоставление той или иной услуги. Подобная практика должна соблюдаться как при намерении полностью покрывать издержки на предоставление услуги, так и при частичном покрытии издержек, что позволит более точно определить величину субсидии со стороны органов власти. Измерение должно касаться не только прямых, но и косвенных издержек, таких как амортизация или стоимость капитала. Кроме того, необходимо периодически переоценивать измеренные величины для более объективного отражения экономической ситуации.
Критическим компонентом системы пользовательских платежей является эффективный механизм сбора и распределения денежных средств. Осуществлять сбор можно как самостоятельно, так и с привлечением сторонних организаций, и основной упор должен быть сделан на минимизацию транзакционных издержек и повышение удобства платежей для населения.
Привлечение средств от населения должно сопровождаться повышением качества предоставления соответствующей услуги. Для этого следует заранее создать систему индикаторов, позволяющих определить качество предоставления услуги, а также, при необходимости, запланировать наем ключевого персонала с соответствующими управленческими навыками.
Должна быть создана продуманная и прозрачная система определения цены предоставляемых услуг. Где возможно, ценовая политика должна основываться на рыночной информации, а при отсутствии такой возможности – на основе понесенных прямых и косвенных издержек. Важно соблюдать принцип простоты тарифной системы, даже если это может привести к небольшим потерям при предоставлении услуги отдельным группам пользователей.
Необходимо оценивать последствия введения системы платежей для различных групп населения и, при необходимости, оказывать поддержку малоимущим слоям населения. При этом процесс внедрения и мониторинга предоставления поддержки должен быть прозрачен и понятен контролирующим органам.
Введение платежей за услуги должно нейтрально отражаться на конкурентоспособности рыночных агентов, предоставляющих такие же или похожие услуги. При разработке системы платежей важно корректно оценить издержки рыночных агентов и не допустить влияния преимуществ, присущих государственным поставщикам услуг (субсидирование за счет налогов, облегченный доступ к капиталу и пр.).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 258.