Разработка и внедрение единой методики оценки налоговых льгот
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Данные рекомендации должны найти в регионах широкое применение и создать стимулы для всех видов муниципальных образований -  точки экономического роста. В целом, на региональном и местном уровнях органам власти необходимо принять меры по оптимизации установленных налоговых льгот по региональным и местным налогам, не связанных с ростом инвестиций на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования, проведя оценку их эффективности и включив в оценку качества управления региональными и муниципальными финансами.

В налоговой сфере в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации по ряду налогов право установления налогоплательщикам пониженных ставок предоставлено субъектам Российской Федерации, на федеральном уровне установлены лишь предельные налоговые ставки. Субъекты Российской Федерации предоставляют налоговые преференции исходя из особенностей экономического развития в каждом конкретном регионе.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают законодательные и нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, в том числе в отношении применения специальных режимов налогообложения.

При установлении региональных и местных налогов соответственно законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не были установлены, особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В мировой практике оценка эффективности предоставления льгот производится на основании измерения величины выпадающих доходов бюджетов. Для предотвращения роста выпадающих доходов льготы следует подвергать регулярной оценке эффективности со стороны органов власти на основе единой системы принципов.

Периодическая оценка бюджетной, социальной и экономической эффективности налоговых льгот – важный компонент системы мер по совершенствованию бюджетного и налогового процесса. Кроме того, важен общественный надзор за процессом оценки эффективности льгот.

В настоящее время органы власти ряда субъектов Российской Федерации приняли собственные методики, определяющие порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот. Подобный подход позволяет добиться последовательного применения процесса оценки с заранее определенными методами на территории одного региона.  К сожалению, в качестве основных критериев оценки эффективности выступают показатели бюджетной и социальной эффективности, в то время как показатели экономической эффективности не получают должного внимания. Во многих случаях оценка эффективности отдельных категорий льгот бывает затруднена в связи с недостатком необходимых статистических данных.

Регионам и муниципалитетам рекомендуется разработать оценку экономических эффектов налоговых льгот с соответствующими требованиями к исходным данным. Разрабатываемая методика оценки эффективности региональных и муниципальных налоговых льгот должна основываться на методологии оценки затрат и выгод, позволяющей в полной мере учитывать бюджетную, социальную и экономическую эффективность льгот.

Публикации отчетов по налоговым расходам на региональном уровне будет  способствовать большей прозрачности бюджетной политики регионов. Оценка, проводимая независимыми экспертными организациями, может способствовать прозрачности и объективности оценки. Единая методология проведения оценки позволит сравнивать между собой муниципалитеты.

Следует отметить и риски эффективного функционирования  института регулярных оценок: формальный подход к оценке может существенно нивелировать преимущества. Расходы на внедрение системы оценок могут быть существенными, поскольку будет необходимо обеспечить значительный уровень качества исходных данных и анализа.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 226.