Воскресенье 9 апреля, 30 год
Иерусалим и окрестности
Ночь
Воскресение[558] Господа нашего Иисуса Христа.
Стихира на хвалитех в неделю утра, 5 гл.:
« Господи, запечатану гробу от беззаконников, прошел еси из гроба, якоже родился еси от Богородицы: не уразумеша, како воплотился еси, безплотнии Твои ангели: не чувствоваша, когда воскрес еси, стрегущии Тя воини...».
Мф. 28, 2-4: Великое землятресение при схождении Ангела Господня с небес. Отваление камня от двери гроба. Трепет стерегущих воинов.
Ин. 20, 1: Мария Магдалина первая[559] приходит ко гробу, когда было еще темно и видит отваленный камень.
Ин. 20, 2: Мария Магдалина сообщает Петру и Иоанну, что во гробе нет тела Иисуса.
Раннее утро
Явление Господа Пресвятой Деве Марии.
Явление Воскресшего Спасителя Божией Матери
(краткая историческая справка)
Святое Евангелие, повествуя о явлении Спасителя женам-мироносицам, Апостолам, совершенно умалчивает о Матери Божией. Такое умолчание вызывает невольный вопрос: неужели Господь Иисус Христос, во время предсмертных мук на кресте поручивший Свою Матерь попечению своего возлюбленного ученика (Ин. 19, 26-27) и тем исполнивший долг сыновней любви и почтения к Ней, мог забыть о Ней в день Своей славы? Святая Церковь разрешает этот вопрос благочестивого недоумения, содержа в своем предании то верование, что Божией Матери прежде жен-мироносиц сообщено было ангелом о воскресении Господа и - что Ей, возстав от гроба, Христос явился прежде всех. Выражение этого верования Церкви находим в пасхальных богослужебных песнопениях. Всем известен припев на 9-ой песни пасхального канона: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево радуйся, и паки реку радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся». Еще яснее указанное верование Церкви выражается в пасхальном богородичном каноне: для примера приведем 2 ст. («И ныне») 1-ой песни: «воскресшего видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со апостолы, Благодатная Чистая, и еже радуйся первее яко всех радости вина восприяла Еси, Богомати Всенепорочная». В Храме Воскресения в Иерусалиме, недалеко от гроба Господня, указывают место явления Спасителя Своей Матери; в настоящее время здесь находится католический придел явления Христа Богоматери. Как же объяснить, что евангелисты ничего не говорят об ангельском благовестии Богородице, о воскресшем Господе, ни о явлении Ей Сына? Святой Иоанн Богослов, благовествуя о явлениях Господа по воскресении, вносит в свое повествование два замечания, которые показывают, что святые евангелисты из земной жизни Иисуса Христа, в виду невозможности передать всего (Ин. 21, 25), передали только, то, что наиболее служило к укреплению веры в Него, как Сына Божия (Ин. 20, 30-31). С другой стороны, в Евангелии, после описания обстоятельств, относящихся к Рождеству Христову, о Божией Матери вообще говорится очень редко и очень мало (Лк. 11, 43-51; Ин. 2, 2-5; Мф. 12, 47; Ин. 25-27). Конечно это не потому, что нечего было сообщать о Ней, а потому что проникнутая, в высшей степени, духом смирения (Лк. 1, 48), Она жила сосредоточенною, сокровенною от взоров людских жизнью (Лк. 2, 19), и Ей не могло быть приятным ее нарушение. Поэтому святые евангелисты, соблюдая желание Богоматери, и не говорили подробно о Ней, ибо Она более всего любила молчание. |
Лк. 24, 1-8: Жены-мироносицы[560] приходят ко гробу с приготовленными ароматами и видят его пустым. Явление им двух ангелов с радостным благовестием о Воскресении[561] Христа и повелением сообщить[562] об этом всем ученикам.
Кувуклия (краткая историческая справка)
Среди обширного храма Воскресения, под высоким его куполом устроена часовня, или малая церковь, а по-гречески кувуклия, обложенная желтым мрамором, с разнообразными украшениями по стенам и куполом по середине. Образована она из природной скалы и заключает неоцененное сокровище христиан - живоносный гроб Христов. Кувуклия разделена на два отделения: первое именуется приделом Ангела, благовестника радостного Воскресения Христова; оное в длину и ширину около 5-ти аршин; на середине его стоит мраморная ваза, в которую сложена часть от того камня, который Ангел отвалил от дверей гроба. Во время служения патриарха на этот камень возлагается серебряная доска, служащая вместо престола. Низкий и узкий вход вышиною 7 четвертей, шириною 4 четверти, ведет в пещеру гроба Господня, которая тоже мала, длиною и шириною около 3-х аршин, так что три человека, не более могут стоять пред гробом. Три стороны его прислонены к скале, а четвертая открыта и обложена мрамором; верх покрывает тоже мраморная доска, как бы разделенная по средине. Над святым гробом поставлена икона, изображающая воскресшего Христа, Победителя смерти и ада. В придел Ангела и из оного в пещеру гроба Господня входят без обуви, по уважению к святому месту. С трепетным благоговением и неизреченною радостию молятся поклонники у гроба Спасителя, взывая со Святой Церковью: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый – радуйтеся, и Твоим Апостолам мир даруяй, падшим подаяй Воскресение». На гробе Господним ежедневно бывают одна за другою три литургии: первая в два часа по полуночи, греческая, по реченному в Святом Евангелии: «Зело заутра во едину от суббот приидоша на гроб» (Мк. 16, 2); за нею вторая – армянская и третья – латинская. Верхняя доска на гробе Господним служит во время литургии престолом и жертвенником, а при служении патриарха полагается на нее серебряная доска. Гроб Господень длины 11 четвертей, вышины 60 сантиметров; но это не вся вышина его, ибо он углублен. Он украшен множеством лампад, подсвечников, а также вазами с цветами. Сзади кувуклии находится небольшая коптская часовня, в коей совершается богослужение по воскресным дням. Веяние сугубой благодати Божией в пещере святого гроба приводит человека в особенное любвеобильное состояние: здесь он готов на всякое исполнение заповедей и повелений Господа своего, готов отказаться от всех земных пристрастий и любимых привычек, готов не обинуясь сказать: «Господи! Согрешил я много, прости меня, прошу Твоей благодатной помощи, дабы отселе начать жизнь новую, Тебе угодную». Но особенно сладостно предстоять при совершении Божественной литургии на гробе Господнем и молиться о себе и близких своих. Тайный голос говорит, что смиренно возносимая молитва при гробе Спасителя скоро бывает услышана Им. |
Ин. 20, 3-10: Иоанн и Петр[563] у гроба.
Ин. 20, 11-18: Мария Магдалина стоит у гроба. Явление[564] Воскресшего Христа.
Мк. 16, 8: Жены-мироносицы вначале находятся в ужасе и не говорят ничего ученикам.
Мф. 28, 9-10: Явление Воскресшего Спасителя женам-мироносицам на пути от гроба к Апостолам.
Лк. 24, 9-11: Жены-мироносицы сообщают Апостолам о Воскресшем Спасителе, но те не верят им.
Пророчества о Воскресении Господнем:
Пс. 15, 9-11: Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании; ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек .
Пс. 29, 4: Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу .
Ос. 6, 1-3: В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: “пойдем и возвратимся к Господу! Ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны. Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его. Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря – явление Его, и Он придет к нам как дождь, как поздний дождь оросит землю .
Мф. 28, 11-15: Донесение стражи. Подкуп[565] стражи фарисеями.
Римская стража (Краткая историческая справка)
Дисциплина в Римской армии была жесткой. В исторических трудах приводятся 18 видов проступков, за которые солдаты наказывались смертью. Они включали: переход разведчиков на сторону врага; дезертирство; потерю оружия; неповиновение в военное время; выход из лагеря за вал или стену; разжигание бунта; отказ защищать офицера или уход с поста; уклонение от призыва; убийство; побои, причиненные начальнику, или оскорбление генерала; бегство с поля боя, если это могло послужить примером для других; выдача врагу военных планов; ранение другого солдата мечом; нанесение себе увечий или попытка самоубийства без веского основания; уход с ночного поста; казни подлежал также сломавший жезл центуриона (сотника) или ударивший его во время наказания; бежавший из гарнизонной тюрьмы и нарушавший спокойствие. Профессор Карри приводит примеры римской военной дисциплины из анналов истории: «В 418 г. знаменосец, отставший от армии во время битвы, был убит собственной рукой генерала; в 390 году заснувший на посту был сброшен с Капитолийского холма; в 252 году виновный в халатности был подвергнут телесному наказанию и разжалован; в 195 году отставший от нападающей армии пронзен копьем... Вышеупомянутые наказания дают основания говорить о них как о «суровых». Теперь понятно, что «проспать» воины просто не могли. |
Лк. 24, 34 и 1 Кор. 15, 5: Явление Спасителя Симону Петру.
Путь в Эммаус[566]
Дата: 2018-12-21, просмотров: 251.