Ин. 18, 13: Иисуса отводят к Анне.
Первосвященник Анна (краткая историческая справка)
Анна (Анан) – первосвященник, сын Сифа. Был первосвященником во время переписи Сульпиция Квирина. Низложен прокуратором, Валерием Гратом (см.: Иосиф Флавий, Иудейские древности, XVIII, 2, 1-2). Однако, по традиции, за ним был пожизненно оставлен титул первосвященника. Являлся одним из духовных вождей иудеев. Анна занимал должность первосвященника прежде Каиафы, а у иудеев было в обыкновении оставлять наименование первосвященника тому, кто прежде занимал эту должность, и после того, как он прекратил свое служение. Это самое наименование первосвященника удержалось и за Анною. Он упоминается первым, так как был старше Каиафы по летам и пользовался большим авторитетом и влиянием. Иосиф Флавий рассказывает, что после Анны и до Каиафы сменилось четыре первосвященника. В той же книге «Древности» он пишет так: «Валерий Грат сместил Анана и объявил первосвященником Измаила, сына Фаби, но спустя короткое время убрал его и объявил первосвященником Елиазара, сына первосвщенника Анана. По прошествии года сместил и его и передал сан первосвященника Симону, сыну Камифа. И он удержал свое звание не больше года; преемником его стал Иосиф, прозванный Каиафой». Итак, время учительства Спасителя нашего продолжалось неполных четыре года, и в течение этих четырех лет четыре первосвященника – от Анны до Каиафы – несли свое служение. Анна доводился тестем первосвященнику Каиафе. Дом первосвященника Анны находился при входе на Сион, на суд которого первоначально из вертограда Гефсиманского приведен был верховный Судия мира; на сем месте ныне небольшой армянский женский монастырь в честь святых Ангелов. Сюда привели Господа в глухую полночь и, по преданию, привязали Его к маслине до того времени, как ввели к нечестивому Анне. Отрасль этой маслины видна против алтаря; она ограждена глухою решеткою. На допросе у Анны один из предстоявших архиерейских слуг возразил Господу: так ли отвечаешь архиерею? И дерзнул ударить Господа в пречистую Его ланиту. По свидетельству святителя Димитрия Ростовского, основанному на описании страстей Христовых древними святыми отцами, удар был нанесен железною рукою, то есть вооруженною, и столь жестокий, что все пальцы проклятой этой руки изобразились на пресвятом лице Господнем, а зубы подвинулись со своих мест; удар этот слышан был во всем архиерейском дворе, и Господь от ударения сего упал на землю, обливаясь кровию, истекавшей из пресвятых уст Его и ноздрей. Предание говорит, что ударивший Христа раб, по имени Малх, был тот самый, коему Господь исцелил отсеченное Петром ухо. Господь ответствовал ударившему: аще зле глаголах, свидетельствуй о зле; аще ли добре, что Мя биеши? (Ин. 18, 23). Святая Церковь, в песнопениях своих, упоминая о страстях Спасителя, взывает: «Одеяйся светом, яко ризою, наг на суде стояше, и в ланиту ударение прия от рук, их же созда». |
Ин. 18, 15-18: Петр и Иоанн во дворе первосвященника. Первое отречение Петра.
Ин. 18, 19-24: Иисус перед первосвященником Анной.
Пророчество о том, что Мессия будет избит и оплеван:
Ис. 50, 6: Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания .
Мф. 26, 59-68: Суд[531] синедриона над Иисусом Христом у Каиафы[532]. Насмешки и оскорбления.
Через час после первого отречения
Мф. 26, 69-75: Отречение[533] Петра и уход его (см. также Мк. 14, 66-72 и Ин. 18, 26-27).
Пятница рано утром 7 апреля
Помещение синедриона
Лк. 22, 66-71: Окончательный[534] приговор Иисусу синедрионом.
О потере Синедрионом права суда (краткая историческая справка)
Уже за 23 года до казни Христа синедрион был лишен права выносить смертные приговоры. Произошло это после свержения Архелая, сына Ирода, в 11 году. Прокураторы, действовавшие от имени императора Августа, считали, что только они сами могут решать вопросы жизни и смерти. Право выносить смертные приговоры отбиралось у всех народов, попавших под владычество римлян. «Римляне оставляли право меча за собой», – комментирует историк Тацит. В самом Талмуде признается: «за сорок с небольшим лет до разрушения Храма, право выносить смертные приговоры было отобрано у евреев». Более чем вероятно при этом, что данное событие произошло еще раньше, во времена Копония (7 г. по Р. Х.), как писал раввин Рахмон, «когда члены синедриона потеряли право решать вопросы жизни и смерти, ими овладело общее уныние. Они посыпали себе головы пеплом, а тела укутали рогожей, крича: «Горе нам, ибо Иудея потеряла свой скипетр, а Мессия не пришел!». Иосиф Флавий, очевидец этого процесса распада, писал: «После смерти прокуратора Феста, когда Альбин готовился прийти к нему на смену, первосвященник Анна решил, что обстоятельства благоприятствуют созыву синедриона. На эту спешно созванную ассамблею он доставил Иакова, брата Иисуса, называвшего себя Христом, и некоторых других, и приговорил их всех к смерти через побитие камнями. Все мудрецы и законопослушники, бывшие в то время в Иерусалиме, осудили этот поступок... некоторые даже пошли к самому Альбину, который уехал в Александрию, чтобы привлечь его внимание к этому нарушению закона и сообщить ему, что Анна нелегально созвал синедрион без санкции римских властей». В Талмуде находим также следующую фразу: «Поскольку синедрион уже лишен права выносить смертные приговоры, в этом законе нет практической нужды, и появится она лишь в дни Мессии». |
Дворец римского правителя – Претория[535]
Лк. 23, 1-5 и Ин. 18, 28-32: Иисус перед Пилатом. Пилат пытается отпустить Иисуса.
Понтий Пилат (краткая историческая справка)
Пилат, или Понтий Пилат, был назначен Римским правителем Тиверием, прокуратором Иудеи в 29 году по Р.Х. Это было на двенадцатом году царствования Тиверия, наследовавшего власть после Августа. Пилат жил в Кесарии Палестинской, но являлся в назначенные времена в Иерусалиме для наблюдения за сбором податей Римскому правительству и в то же время производил здесь судебные разбирательства. Его правление было вообще крайне неприязненно для Иудеев, так как он ни сколько не колебался продавать за деньги правосудие и произносить какой бы то ни было приговор вопреки справедливости. Историки передают о его хищничестве, убийствах, мучениях, которым он подвергал невинных без судебного разбирательства, – он отличался крайне суровою жестокостью во все времена своего правления ( В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их - Лк. 13, 1). Так, например, Пилат «ночью ввез в Иерусалим завернутые в полотно изображения кесаря; их называют знаменами. Утром среди иудеев началось великое смятение; подойдя поближе, они ужаснулись от увиденного: попраны законы их, не позволявшие ставить в городе никаких изображений» (Иосиф Флавий, «Иудейская война»). Иосиф Флавий пишет: «После этого Пилат вызвал новое волнение, взяв священную казну (она именуется «корван») на устройство водопровода (вода находилась за 300 стадий – ок. 56 км.). Евреи были в негодовании и, когда Пилат прибыл в Иерусалим, обступили его с криками. Пилат предвидел это возмущение и поставил в толпе вооруженных воинов, переодетых в обычное платье; мечами пользоваться запретил и велел по знаку, который он подаст со своего седалища, бить кричавших палками. Многие избиваемые погибли от ударов, многих растоптали в бегстве свои же. Толпа, устрашенная судьбой погибших, замолчала». Тот же автор сообщает о многих волнениях и переворотах в самом Иерусалиме; по его утверждению, с этого времени и город, и вся Иудея не знали покоя: восстания, войны, злодеяния непрерывно следовали одно за другим, и, наконец, осада Веспасиана, погубившая город. Так поразил Иудею Божий суд за преступление против Христа. Пилат правил Иудеею с 26-го до 36-го года по Р. Х, почти до смерти Кесаря Тиверия. «Вызванный в Рим по делу об убийстве Галилеян, по его распоряжению, в самом храме, во время жертвоприношения, Пилат, по определению суда, был низложен и сослан в заточение в Вену в Галлию, где мучимый угрызениями совести лишил себя жизни» (Евсевий, «Церковная история»). |
Пятница 7 апреля
Иерусалим
Мф. 27, 3-10: Иуда возвращает плату. Его самоубийство.
Пророчество о 30 серебряниках Иуды:
Зах. 11, 12-13: И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника .
Дом[536] Ирода
Лк. 23, 6-12: Иисус перед Иродом Антипой.
Дворец римского правителя
Лк. 23, 13-25 и Ин. 18, 33-40: Пилат опять пытается отпустить Иисуса. Иудеи испрашивают Варавву[537].
Мф. 27, 19: Жена[538] Пилата отговаривает мужа от приговора.
Мф. 27, 24-30: Пилат умывает руки и предает Иисуса на смерть. Бичевание.[539] Терновый венец.
Страдания Господни (краткая историческая справка)
Шагах в 12-ти от дома Пилатова, на другой стороне улицы, то есть на правой, если идти от ворот Гефсиманских, находится место бичевания. Прежде здесь был дом, в котором помещались воины Пилатовы. Место это принадлежит ныне франкам. Они обновили построенную в древности на этом месте святой царицею Еленою церковь. С улицы, через небольшую дверь, входим на вымощенный небольшой двор. Внутри церковь – продолговатая и невысокая со сводами; под открытым алтарем на мраморном помосте видно место, отмеченное черным кругом: это место бичевания, обагренное Божественною кровию Искупителя мира. Само здание состоит из двух частей: над входом в одну часть, в длину всей стены, сделана крупными словами на латинском языке надпись из Евангелия: «Пилат взял Иисуса и бичевал». Над входом в другую часть церковного здания такая же надпись из Евангелия: «и сплетше возложиша на Него терновый венец». По мнению большинства толкователей, терновый венец был сделан из белого терновника, росшего в изобилии в окрестностях Иерусалима. Внутри этой части здания находится небольшая продолговатая комната, в которой Спаситель предан был поруганию воинов и черни. Место это принадлежит ныне так же фрацисканам. Пилат, думая удовлетворить лютости врагов Иисусовых, повелел подвергнуть Его жестокому наказанию – бичеванию. Бичи делались из веревок или ремней, с вплетенными в них по местам острыми костяными или металлическими палочками; наказание это было столь бесчеловечно, что нередко истязуемые умирали под ударами, число коих предоставлялось человеколюбию или бесчеловечию воинов. Бичевание составляло род увеселения для этих грубых людей и совершалось на дворе прокуратора, куда созвана была во время страданий Господних большая часть военной спиры, или когорты, заключавшей в себе от 400 до 610 человек. Страдания Господни были столь жестоки, что слух человеческий едва выносит описание их; сердце болезненно содрогается, при воспоминании об этих лютых мучениях. Господь, как упоминает святитель Дмитрий Ростовский, основываясь на писаниях древних святых отцов, во время бичевания Его обнажен был, и, самоохотно обняв столб, крепко привязан был к нему, и столь жестоко был биен, что пречистое тело Его, иссеченное до костей и почерневшее, отторгалось и висело, а кровь преизобильно истекала, орошая землю так, что когда Божественный Страдалец отвязан был от мучительного столба, то от крайнего истощения упал на землю, покрытый, вместо одежды, лишь язвами и облитый кровию Своею, и по таких лютейших мучениях от всех посмеваемый и поругаемый, одежды Свои, далеко от Него отброшенные, собирал, трясясь от лютых страданий и холода, ибо тогда была зима. Свирепые воины, не довольствуясь жестокими мучениями Спасителя при бичевании, подражая посмеянию Ирода, заставляли Божественного Страдальца представить лице ложного царя, и на Его пресвятое и изъязвленное тело набросили багряницу, или хламиду червленую, одежда таковая имела вид епанчи и употребляема была лишь военачальниками; а та, в которую облекли Господа, вероятно была старая, изношенная и покрывала только половину обнаженного Господня тела. Все это было сделано в поругание над Божественным Страстотерпцем, за мнимое ими домогательство Его быть царем. Не довольствуясь этим, жестокие воины сплели из колючего терна венок, возложили его на Божественную главу Жизнодавца и били по увенчанной главе палками. Венок несколько раз был снимаем и возлагаем, от чего колючие иглистые тернии, вонзались во главу, каждый раз делали новые язвы, источая кровавые истоки. Недоставало еще поруганному Божественному Страдальцу последнего знака царского достоинства – скипетра. Один из воинов, издевавшихся над долготерпеливым Господом, вложил в руку Его тростниковую палку. Потом бесчеловечные воины, продолжая насмехаться над Ним, преклоняли колена, как бы воздавая Ему царскую почесть, и говорили: «радуйся, царь иудейский!». Они плевали на Него, брали из руки Его трость и били по пресвятой главе Его, увенчанной тернием, и по пресвятому лицу Его, так что все пречистое Божественное тело его: уста, ланиты и пресвятое лицо Его и шея, были жестоко избиты железными орудиями (пястьми). Ноздри Его ощущали нестерпимый смрад, исходивший от мерзких и скверных плевотин, коими покрыто было все лице Его. Смертоносно ударяем был Он об каменный столб, за пресвятые власы торган и влачим, по ногам и коленам жестоко ударяем, даже до поткновения. Грудь, чрево и все Его пресвятое тело, даже до костей, иссечено было. По всем частям тела жестоко биен был, и поруганиями и лютыми мучениями, терзан и люто уязвлен, одним словом, от ног до головы не было ни одного целого места, все было покрыто сплошными язвами. Пресвятая кровь из всех составов преизобильно истекала. Поднявшись вверх из подземелья Обретения Честного Креста, приходим в греческий придел «поругания и тернового венца», где под престолом находится часть камня, принесенного из претории, на котором сидел Господь во время возложения на Него багряницы и тернового венца. В стене за решеткою находится венец, сделанный наподобие того, который возложен был на главу Спасителя. Две неугасимые лампады освещают сумрак этого священного места. |
Часов дня
Ин. 19, 4-16а: Пилат еще раз пытается отпустить Иисуса. Се человек.[540] Пилат на Лифостротоне[541] сообщает свой окончательный приговор.
Пророчество о том, что Спасителя будут ненавидеть без причины множество из людей:
Пс. 68, 5: Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей .
О преследовании евреев (краткая историческая справка)
Во втором веке после Рождества Христова произошли восстания евреев на Кипре, в Египте, в Вавилоне и Кирене. Они были жестоко подавлены. Под угрозой смерти евреи были высланы с Кипра, который перестал давать им приют даже в случае кораблекрушения. Вся история евреев состоит из преследований. С другой стороны, кара, которая обрушивалась на их головы, порою была следствием их собственной жестокости. В 7 веке они помогли персам захватить Иерусалим и истребили своих пленников-христиан, а также пленных, захваченных персами. Это дорого обошлось евреям. Вскоре начался Первый крестовый поход под руководством Петра Отшельника – не в Святой Земле, а в Германии, где во имя защиты «христианского отечества» были свирепо истреблены все евреи, попавшиеся на глаза христианам. Эта трагедия никого ничему не научила, потому что не прошло и 50 лет, как то же самое безумие охватило население долины Рейна. Евреи становились жертвой любого народного восстания в Германии. Как указывает Милман в своей «Истории евреев», эти вспышки безумия не нуждались в конкретных поводах. Они были лишь проявлением глубинной безграничной ненависти. Евреев обвиняли в эпидемиях чумы. Фанатическая секта флагеллантов, члены которой, выходя на процессии с распятием, подвергали себя пыткам за свои грехи, провозглашали, что во имя славы Господа и искупления грехов, евреев следует истребить. Немало евреев погибло от их руки во Франкфурте и других городах. Распространялись слухи о том, что евреи отравляли источники, распинали христианских младенцев, похищали церковную утварь. Законы не защищали евреев. Им приходилось рассеиваться и скитаться из одного места в другое, по Германии, Брауншвейну, Австрии, Франконии, долине Рейна, Силезии, Пруссии, Чехии, Литве и Польше. Исполненный греха мир ненавидел этих пришельцев. Даже прогрессивный тиран, вроде Фридриха Великого, подвергал евреев постыдному угнетению. Положение в Англии было немногим лучше. Простолюдины наравне с дворянами грабили и угнетали евреев. После одного бунта в Йорке их погибло по одним источникам – 500, а по другим 1500 человек. Все имущество евреев в конце 13 века было конфисковано, и их с неимоверной жестокостью изгнали из страны, куда они смогли вернуться лишь при Карле Втором. В течение определенного периода раем для евреев была Франция. Они находились на государственной службе, порою доходя до высоких постов, среди них на высокое положение лишь давало больше поводов для угнетения и ограбления. Наследники тех дворян, которым евреи служили советниками, стали преследовать и подавлять это племя. Ограбив евреев, Филипп Август выслал их из страны. За известную цену им позволили вернуться, но это было лишь ловушкой, о которой они догадались слишком поздно. Король Людовик VIII аннулировал все проценты на займы, выданные евреям, и осудил их на крепостное положение. Парижская чернь в 1239 году восстала против евреев и вела себя не лучше, чем немцы. Между 1400 и 1794 годом евреи по всей Франции находились вне закона. События в Испании были еще мрачнее. Хорошо известна ненависть к евреям и во многих других странах. |
Крестный путь
Лк. 23, 26-33а: Иисуса ведут[542] на распятие.
Крестный путь Спасителя (Краткая историческая справка)
Отойдя от арки, где, по преданию, был выведен Спаситель Пилатом со словами «се человек», более 100 шагов, при повороте улицы налево, видим мраморную колонну. Здесь было первое падение Господа, изнемогшего от истязаний и тяжести креста; в этом месте выходит из-за дома Пилата небольшой переулок. Предание повествует, что Богоматерь, видя неправедное осуждение Неповинного, хотела просить милости у Пилата, но бесчеловечные воины грубо оттолкнули Ее, и Она, желая еще увидеть сладчайшего Сына Своего, устремилась навстречу крестному Его шествию, пройдя этим переулком. Кто изобразит чувства Матери, при виде окровавленного и истерзанного Божественного Сына Ее? На этом месте существовала церковь, построенная святой царицею Еленою. В нескольких шагах от переулка, где произошла встреча Божией Матери со свои Божественным Сыном на пути его к Голгофе, улица поворачивает вправо и идет мимо расписанного узором дома евангельского богача. Близ этого места встречен был Симон Киринейский, удостоившийся понести крест Спасителя мира; место сие означено углубленным в стене камнем особого цвета. Следуя далее крестным путем, после места, где крест взял Симон[543] Киринейский,[544] указывают место дома блаженной Вероники, сподобившейся, как говорит предание, отереть полотенцем окровавленный лик Спасителя; далее указывают место второго падения Божественного Крестоносца, означенное лежащею колонною и огромным на ней камнем; наконец достигаем Судных ворот, от коих видны лишь остатки. Во время Спасителя город с западной стороны оканчивался этими воротам (а Голгофа была за стенами городскими), и тут читали приговоры осужденным на смерть. Так было учинено и со Спасителем мира; на память этого события у стены ближайшего дома (занимаемого ныне французским консульством) стоит колонна, к которой, как говорят, был прибит приговор. Пройдя несколько шагов от судных ворот, указывают вделанную в стену древнюю капитель, означающую то место, где Спаситель сказал, обратясь к следовавшим за Ним с плачем женам Иерусалимским, чтобы они не о Нем, а о себе плакали. Далее нельзя прямо идти страстным путем: он застроен домами, - надо обходить. Шагов 15 не доходя храма Воскресения Христова, находим колонну, означающую третье падение Христа Спасителя; тем и кончается страстной путь. |
Вблизи Иерусалима на Голгофе
Голгофа (краткая историческая справка)
Так называлась горная возвышенность на северо-запад от Иерусалима. Сейчас Голгофа находится в самом городе, близ западной его оконечности. Голгофа в переводе означает краниево или «лобное» место, а также переводится словом «череп». Так она называлась, по мнению одних, по сходству ее с головным черепом, по кругообразной форме своей; а, по мнению других, по множеству находившихся на ней черепов казненных преступников. По преданию же Церкви, здесь царем Мелхиседеком был погребен Адам. Голгофа была местом позорным, уделом злодеев, и на это-то место приведен был Единородный Сын Божий неистовыми распинателями Своими. Вступив во храм Воскресения Христова, вправо от святых врат и камня миропомазания, по мраморной лестнице 28-ю ступенями входим на святую гору Голгофу. В одном из утесов Голгофы было углубление в виде пещеры. Там стерегли преступников, приводимых на распятие, пока приготовляемо было все нужное для совершения над ними казни. В эту пещеру всажен был и Божественный Страдалец. Возле скалы Голгофской была лощина, куда повергали тела и кресты распинаемых. Туда был повергнут и крест Господень, и, дабы скрыть на веки это сокровище, враги креста засыпали его камнями и землею, и на месте этом построили храм языческой богине Венере; но, по благоволению Божию, по прошествии 300 лет после Р.Х., Крест Христов обретен был благочестивою царицею Еленою. Алтарь и престол Голгофские открыты, как бы в знамение призвания всего мира в Церковь Христову. На возвышенном мраморном помосте стоит величественное во весь рост распятие Христово; животворящая кровь Господня как бы струится из пресвятых Его язв на Голгофу; кресту предстоят пораженные глубокой скорбью пречистая Его Матерь и возлюбленный ученик Иоанн. Открытый престол Голгофский осеняет то самое место, где находится небольшое круглое отверстие, в которое водружен был животворящий крест Господень. Отверстие обложено серебряным окладом с чеканным на нем изображением страстей Христовых; к этому месту припадая благоговейно, со страхом и любовью прикладываются поклонники. Позади Распятия и престола сделан иконостас с изображением страстей Христовых. Иконы украшены сребропозлащенными ризами, стены и своды расписаны, несколько богатых лампад, неугасимо горящих, довершают украшение святилища Голгофского. В правой стороне оного находится отделенная аркой латинская церковь, на том месте, где, по преданию, пригвождали Господа ко кресту. Патриархи и архиереи служат на Голгофе без митр, в воспоминание уничижения Христова, бывшего на сем месте. Кресты разбойников, стоявшие несколько позади креста Христа Спасителя, обозначены черными кругами на мраморном помосте Голгофы. Сойдя с Голгофы, входим в придел, устроенный под Голгофской Церковью во имя святого Иоанна Крестителя Господня. За престолом, сквозь железную решетку, при свете неугасимо теплящейся лампады, видно продолжение Голгофской трещины; здесь, по общему на востоке преданию, погребена глава праотца нашего Адама. Где было начало смерти, там последовало начало жизни. «Якоже бо о Адаме все умирают, такожде и о Христе все оживут.» (1 Кор. 15, 22). Посему и место сие называется краниево, или лобное. В обычай вошло с древних времен, в воспоминание сего предания, изображать под крестом череп головы Адамовой. В притворе сего придела со входа, по преданию, погребен священник Бога Вышнего Мельхиседек, царь Салимский. Против Голгофы, в 60 шагах от нее, находится за решеткою камень, именуемый «узы Спасителя», с иссеченными в нем двумя отверстиями, в которые были заключены пресвятые ноги Спасителя во время мучений Его в претории, откуда перенесен этот камень. От сего места, в 10 шагах, в углублении находится придел, посвященный Божией Матери. В бывшей тут пещере Божественного Страдальца стерегли воины во время приготовления на Голгофе орудий для Его казни; а, когда повели Его на вольное распятие, то тут оставались пренепорочная многоскорбная Его матерь со святыми женами и взирали с сего места, как неистовые изверги-мучители, возложив преступные богоубийственные руки свои на неповинного Агнца, сладчайшего Ее Сына и Господа, немилосердно пригвождали Его к кресту. |
Ин. 19, 18-24: Истязание. Распятие. Надпись на табличке. Жребий[545] об одежде.
Распятие и Крест Господень (краткая историческая справка)
О мучении на Голгофе и распятии Христовом святитель Димитрий Ростовский, основываясь на описаниях древних святых отцов, повествует, что когда привели Господа на Голгофу для распятия и стали снимать с Него одежды, прилипшие к иссеченному телу Его, то язвы Его терзались и раздирались, и лютейшая болезнь обновлялась, что пред распятием Господь обесчещен был мерзким плюновением, что Сам Долготерпеливый восхотел Он возлечь на крест, но зверообразные мучители Его, яростно устремившись, повергли Его на крест, и с таким неистовством растянули пресвятое тело Его, что все составы расступились и подвинулись со своих мест; и столь немилостиво пригвоздили руки и ноги Его к кресту, что все жилы и составы Его терзались. Тогда сбылось пророческое слово: «ископаша руце Мои и нозе Мои; исчетоша все кости Мои» (Пс. 21, 16-18). Распятие от древних времен служило самою жестокою и позорною смертною казнью и доселе (на конец XIX века) еще существует между индусами и китайцами. Римляне считали распятие самою позорною смертью, на которую осуждались только одни изменники и великие злодеи. Известный Римский оратор Цицерон считал даже самое упоминание о крестной казни недостойным Римского гражданина и свободного человека. Осужденный на распятие был обнажаем с оставлением только узкого препоясания вокруг чресл, привязываем до груди к крестному древу и затем его мучительно били прутьями, или бичами, сделанными из кожаных полос, что уже одно причиняло смерть. После бичевания преступника заставляли нести весь крест, или часть его, к месту казни. Местом казни обычно служило какое-либо возвышенное место вне города и близ большой дороги. И вот, предварительно сняв с распинаемого одежды, его сначала привязывали к крестному древу, и затем пригвождали к кресту его руки и ноги острыми железными гвоздями. Чтобы несколько облегчить страдания преступника, было в обычае давать ему вино, смешанное со смирною. Уксус также служил освежительным питьем для римских воинов. Господь не принял вино со смирною и вкусил несколько уксус. Преступников обыкновенно пригвождали к кресту четыре Римских солдата, назначенные для этой цели, которым обыкновенно отдавалась по жребию одежда распинаемого. По Римскому обычаю, преступление распятого писалось кратко на дощечке, которая сверху прикреплялась к кресту. Она называлась у Римлян titulus, или, в русской Библии, надпись. Растяжение членов после только что перенесенного мучительного бичевания, невозможность сделать малейшее движение без страшной боли, прободение рук и ног острыми гвоздями, и притом в частях тела самых восприимчивых к мучительной боли, долговременное висение на кресте под лучами палящего солнца, потеря крови, – все это усиливало до самой высшей степени крестные страдания. Это нередко продолжалось до трех дней и более. Вот почему Пилат удивился, узнавши, что Господь Иисус Христос предал дух Свой раньше означенного времени (Мк. 15, 44). У Римлян осужденный на крестную смерть нередко оставался на кресте дотоле, пока тело его не падало на землю от собственной тяжести; но в провинции Иудейской иудеям было позволено, в силу предписаний закона Моисеева: «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел» ( Втор. 21, 22-23), - оканчивать страдания осужденных на крестную казнь и прежде солнечного заката. Это производилось различными способами: иногда подкладывали огонь к подножию креста, а иногда перебивали члены их молотом, или прободали бок копьем. Кресты были различной формы: трехчастный, вроде греческой буквы «тау» – T, четырехчастный – квадратный – +, или продолговатый – † и косвенный, в роде греческого C. Неопровержимые основания имеют для себя четырехконечная форма креста Христова, – только этот крест удовлетворяет показаниям всех евангелистов. Что касается до древа, из какого был сделан крест, то наиболее распространенное мнение, что он был сделан из трех дерев: из кипариса, певга (один из видов сосны, или, по мнению других, это особый род кедра или особый род кипариса) и кедра. Об этом повторяется и в песнях церковных и в молитвах («Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» – Ис. 60, 13). Крест врывали в землю, а в высоту иногда он простирался, как говорят, от 3 до 4,5 метров, так что ноги страдальца обыкновенно отстояли от земли на 1,2 метра. Поперечная перекладина обыкновенно бывала от 2 до 2,5 метров в длину. Толщина же Креста была около 22 см. При такой величине и толщине он был очень тяжел. Эта перекладина находилась в середине или близ средины верхней части креста, на которую преступника поднимали веревками. На месте бывшего вертограда Иосифова находится католический храм, в коем хранится за решеткой, открываемой только в великую среду, часть каменного столба, к которому Иисус Христос был привязан в темнице во время мучений Его, и здесь же будто бы, узнан был из трех обретенных царицею Еленою крестов – Крест Христов. От сего места сход по 28 ступеням в подземную армянскую церковь, из коей еще 12 ступеней ведут в подземелье, где святой Еленою обретен был Животворящий Крест Господень в 326 г. По Р.Х. На месте обретения его, в самом углублении пещеры устроен греческий престол. В этом подземелье видны огромные камни природной скалы, в том виде, в каком они остались после землетрясения, бывшего во время страстей Христовых. Здесь же устроен католический престол и вверху видно окно в скале, из которого, по преданию, святая Царица Елена смотрела на работавших при откапывании креста Господня, который врагами Его глубоко был засыпан. Тут же указывают каменное ложе, наподобие кресел, на котором сидела святая царица. Подземелье это находится на месте бывшей лощины, именуемой «юдолию мертвых, куда повергали тела распятых с крестами их; туда же низринут был и крест Христов, а впоследствии засыпан землею, камнями и всяким сором. В Палестине находится монастырь, именуемый Крестным потому, что он построен на том месте, где по преданию, произрастало древо, употребленное впоследствии на крест, на коем распят был Господь наш Иисус Христос. Под престолом соборной церкви в полу сделано обложенное серебром отверстие, к которому паломники прикладываются. Это, по преданию, то самое место, где произросло честное древо, срубленное на крест Господень; с зажженными свечами паломники спускаются в самую пещеру, находящуюся под алтарем. Священная история изобилует прообразами Честного и Животворящего Креста: Начертал некогда Моисей знамение Креста на водах Чермного моря, и оно расступилось: люди Божии прошли по дну его, как по суше. Нестерпимая была горечь источников в пустыне, но как только боговдохновенный вождь Израильский вложил древо в воды, они сделались сладкими, чем преобразовалось древо Креста Господня, источившее сладость всему миру. Ударил Моисей жезлом краесекомый камень, и потекли из него благодатные струи, утоляющие духовную жажду верующими. Пророк Елисей погрузил древо в Иордан и оно извлекло сокрытую в глубине вод секиру, в знамение того, что древом крестным из чрева адова изведены грешники. Распростер Иисус Навин крестообразно руки свои, и ста солнце посреди небеси (Нав. 10, 12). И во многих знамениях ветхозаветных предизображался Крест Христов, - спасительное оружие мира, непобедимая победа. Блаженны уста наши, лобызающие сие драгоценнейшее древо! Блаженны чело и перси, и рамена наши, осеняемые победоносным этим знамением! Крестом святые Апостолы, как неким чудным ралом, возорали всю вселенную и посеяли на ней слово Божие, как пшеницу. Из них святой Апостол Андрей, веденный мучителями к Кресту на распятие, увидев издали крестное знамение, с восторгом взывал: «радуйся, Кресте, плотию Христа освященный, и членами Его, как маргаритами украшенный! Прежде, нежели возшел на тебя Господь мой, ты страшен был для земных; но теперь, когда ты вместил в себя любовь небесную, то быть распростертым на тебе есть дар. Знают верные, сколько сокрыто в тебе щедрот, сколько уготовано наград. Безбоязненно и весело я иду к тебе; но и ты с веселием и радостью прими меня, ученика Распявшегося на тебе. Я всегда любил тебя и горел желанием обнять тебя. О, блаженный кресте, приявший великолепие и красоту от членов Господа, многократно желанный и неусыпно искомый! Возьми меня от Среды человеков, и вручи Учителю моему. Пусть от тебя получит меня Тот, Кто чрез тебя искупил меня» (Послание пресвитеров и диаконов Ахаия, учеников святого Апостола Андрея и очевидцев его мученичества). Святая Церковь поет: «Иже Крестом ограждаеми, врагу противляемся, не боящеся того коварства, ни ловительства: яко бо гордый упразднися и попран быть на древе, силою распятого Христа» (стихиры честному Кресту, глас 6). |
Лк. 23, 34а: Молитва о прощении распинающих.
Пророчество о молитве за врагов:
Пс. 108, 4: За любовь мою они враждуют на меня; а я молюсь .
Мф. 27, 39-44: Люди насмехаются над распятым Спасителем.
Ин. 19, 25-29: Иоанн Богослов и Богоматерь[546] у подножия Креста.
Плач[547] Пресвятой Богородицы.
Пророчество о друзьях, стоящих в отдалении:
Пс. 37, 12: Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали .
Лк. 23, 39-43: Обращение благоразумного разбойника.[548]
Покланяясь страстям Христовым, возопиим со Святой Церковью: днесь Владыка твари и Господь славы на кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, сладость церковная; венцем от терния облагается, покрываяй небо облаки, одеждою облачится поругания, и заушается бранною рукою, рукою Создавый человека; по плещма биен бывает, одеваяй небо облаки, заплевание и раны приемлет, поношения и заушения; и вся терпит мене ради осужденного, Избавитель мой и Бог, да спасет мир от прелести, яко благоутробен .
Пророчество о распятии Спасителя:
Втор. 28, 66: И будет живот твой висящ пред очима твоима .
Мф. 27, 45: Сопровождение страшных событий затмением[549].
Пророчество о затмении:
Ам. 8, 9: И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня .
Дата: 2018-12-21, просмотров: 294.