Двор первосвященника Каиафы
Мф. 26, 1-5: Заговор и решение Иудеев.
Пророчество о ложном обвинении Спасителя:
Пс. 40, 6-8: Враги мои говорят обо мне злое: «когда он умрет и погибнет имя его?» И если приходит кто видеть меня, говорит ложь: сердце его слагает в себе неправду, и он, выйдя вон, толкует. Все, ненавидящие меня, шепчут между собою против меня, замышляют на меня зло .
Среда 5 апреля
Вифания , дом[515] Симона прокаженного
Мк. 14, 3-9: Помазание Иисуса грешницей.
Иерусалим
Мф. 26, 14-16: Решение Иуды Искариотского о предательстве. Плата[516] за предательство.
Пророчество о предательстве от друга:
Пс. 54, 13-14: «Ибо не враг поносит меня, – это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, – от него я укрылся бы; но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой » .
Четверг 6 апреля
Вифания и Иерусалим
Лк. 22, 7-13: Приготовление Пасхи.
Последняя Пасха[517]
Четверг 6 апреля, вечер
Иерусалим
Сионская Горница
Гора Сион (краткая историческая справка)
Боговдохновенный царь-пророк Давид святую гору Сион ублажал многими похвалами. Он наименовал ее горою Божиею, домом Божиим, жилищем Бога: «Пойте Господеви, живущему в Сионе» (Пс. 9, 12); «Гора Сион сия, в нейже вселился еси» (73, 2); «Явится Бог богов в Сионе. Основания его на горах святых: любит Господь врата Сионя, паче всех селений Иаковлих. Преславная глаголашася о тебе, граде Божий» (86, 2-4); «Господь в Сионе велик и высок есть над всеми людьми» (98, 2); «Надеющиися на Господа, яко гора Сион» (124, 1); «Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе» (131, 13); «Благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю» (133, 3). Хотя Сион имел великое значение в Ветхом Завете, но слава его Новозаветная несравненно превосходнейшая. О славе этой Дух Святый прорек устами Исаии и Михея: «Будет в последняя дни гора Господня, и дом Божий на верхе гор, и возвысится превыше холмов; и приидут к ней все языци, и пойдут языцы мнози, и рекут: приидите и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь Свой, и пойдем по нему» (Ис. 2, 2. 3; Мих. 4, 1-3). По воскресении Своем Господь утешил учеников, явившись им в Сионской горнице, при заключенных дверях, и преподал им благодать Духа Святаго: «Сущу же позде, в день той во едину от суббот, и дверем затворенным, идеже бяху ученицы Его собрани, страха ради иудейска, прииде Иисус, и ста посреде, и глагола им: мир вам! И сие рек, показа им руце и нозе и ребра Своя. Возрадовавшася убо ученицы, видевше Господа. Рече же им Иисус паки: мир вам! Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну, и глаголя им: приимите Дух Свят; имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся» (Иоан, 20, 19-23). Здесь же вторично является Господь ученикам, дабы уверить Апостола Фому в Воскресении Своем (Ин. 2, 26-28). Святая Церковь изображает славу и великое значение Сиона в домостроительстве Божием о спасении нашем в сих песнопениях: «Радуйся Сионе святый, мати церквей, Божие жилище. Обыдите люди Сион и обымите его, и дадите славу в нем Воскресшему из мертвых. От Сиона бо изыде закон: языкоогнеобразная Духа благодать». И иными многими похвалами ублажает Церковь святую гору сию. Близ Сиона есть еще армянский мужской монастырь, имеющий до 700 келий. Соборный храм сего монастыря посвящен имени Апостола Иакова Алфеева; в левой стороне храма находится открытый престол, под коим указывают означенное мраморною плитою место мученической кончины святого Апостола. К стене, окружающей дом Каиафы, к западной его стороне прилегает кладбище христиан всех исповеданий; на греческом кладбище погребают и русских богомольцев, скончавшихся в Иерусалиме. Надо заметить, что туземные христиане, по восточному обычаю, хоронятся без гробов; одни только наши соотечественники не следуют сему обыкновению. В начале XX столетия к числу зданий Сионских прибавился дом англо-прусской миссии, с садом и протестантским кладбищем. |
Сионская Горница (краткая историческая справка)
В Иерусалиме строение, находящееся над местом погребения царя и пророка Давида, называемым Эль-Неби-Дауд, уже в IV столетии христиане считали местонахождением Сионской горницы, в которой Спаситель совершил Тайную вечерю со Своими учениками. Это место находится на южной стороне Сионской горы, на самом высоком месте, находится в настоящее время группа зданий, и между ними еврейская синагога – «Неби Дауд» (гроб Давида). В этих зданиях указывают место той Евангельской горницы, где Господь наш Иисус Христос праздновал в последний раз с учениками Своими обрядную иудейскую пасху, и, совершив Тайную Вечерю, установил на ней святейшее таинство евхаристии, умыв пред этим ноги Своим ученикам. Вечеря уготована была Апостолами, по указанию Самого Господа, в горнице одного из жителей Сионских. Некоторые предполагают, что это был Заведей, отец Апостолов Иоанна и Иакова, но, несомненно то, что это был один из любящих Господа, а потому и удостоенный столь высокой чести. Священное сие событие Святая Церковь изображает в сих трогательных песнопениях: «Учеником показует смирения образ Владыка, облаки облагаяй небо, препоясуется лентием и преклоняет колена рабом омыти ноги, глаголя: не приидох бо да послужат Ми, но послужити и положити душу Мою избавление за мир. Аще убо вы друзи Мои есте, Мне подражайте: хотяй первый быти, да будет последний, владыка – яко служитель. Пребудите во Мне да гроздь принесете: Аз бо есмь лоза животная». На Сионе в древности построена была небольшая церковь, на развалинах того дома, в котором совершена была Тайная Вечеря. Эта-то самая церковь, уцелевшая от разорения Иерусалима, наименована: «первою церковью и матерью всех церквей». Святая царица Елена возобновила и распространила ее. Храм делился, по свидетельству святого Кирилла Иерусалимского, на две части – верхнюю и нижнюю. Впоследствии храм этот был разрушен до основания, и на его развалинах сперва была воздвигнута одним из сицилийских королей латинская церковь. Потом на ее месте располагался монастырь францискан, до 1559 года обладавших Сионскою святынею. В 1559 году турки, по повелению султана, отняли у латинян святыню Сиона под тем предлогом, что там находятся гробы Давида и Соломона, царей Иудейских, почитаемых турками, и с тех пор до настоящего времени турки владеют этим священным местом. Не смотря на то, что храм Сионский был, в продолжение многих веков, неоднократно разрушаем и снова возобновляем, сохранилось и поныне разделение его на две части – верхнюю и нижнюю. Нижняя часть состоит из двух комнат: первую комнату называют местом умовения ног, а вторую местом явления Господа ученикам Своим. Небольшая лестница ведет из нижних покоев в верхние, где тоже две комнаты равной величины. В первой, именуемой местом Тайной Вечери, - две мраморные колонны, поддерживающие своды. В верхней части сводов находится изображение Агнца, вероятно, в воспоминание Божественного Агнца, преподанного Апостолам на Тайной Вечери. Другую комнату верхнего этажа называют местом сошествия Святого Духа на Апостолов. А. С. Норов, посетивший это место, говорит, что оно в большом уважении у турок: они читают на гробнице царя-пророка псалмы, переведенные на арабский язык. Гробница Давида, пишет он, находится в небольшой, грубо оштукатуренной комнате, к стенам которой приделаны каменные прилавки. У передней стены, в углублении, стоит довольно большой саркофаг, покрытый шелковой пеленою зеленого цвета, который называется гробом царя Давида. Но очень сомнительно, чтобы это был гроб святого царя-пророка, ибо устройство его несходно с обычаями иудеев. Впрочем, основываясь на свидетельстве Пророка Неемии, можем думать, что гроб Давидов находится в недрах Сиона. Ворота Источника чинил Шаллум, сын Колхозея, начальник округа Мицфы: он построил их, и покрыл их, и вставил двери их, замки их и засовы их, – он же чинил стену у водоема Селах против царского сада и до ступеней, спускающихся из города Давидова. За ним чинил Неемия, сын Азбука, начальник полуокруга Бефцурского, до гробниц Давидовых и до выкопанного пруда и до дома храбрых ( Неем. 3, 15-16). |
Ин. 13, 1-20: Умовение ног своим ученикам.
Лк. 22, 14-18; 24-27: Братская трапеза.
Мф. 26, 20-25: Изобличение Иуды Искариота.
Мф. 26, 26-29: Установление Нового Завета.
Ин. 13, 21-30: Указание на предательство в момент установления Нового Завета. Уход Иуды[518].
Лк. 22, 24-27: Спор о том, кто есть больший.
Пророчество об избиении любящими:
Зах. 13, 6: Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: оттого, что меня били в доме любящих меня .
Лк. 22, 28-30: Завещание о совершении Евхаристии[519].
Ин. 13, 31-33: Час прославления близок.
Ин. 13, 34-35: Новая Заповедь Любви.
Ин. 13, 36-38: Предсказание об отречении Петра.
Прощальная беседа с учениками (Ин. 14-16):
Ин. 14, 1-11: «Я есть путь и истина и жизнь».
Ин. 14, 12-14: Молитва во имя Господне.
Ин. 14, 15-24: Обетование Духа Святого.
Ин. 14, 25-31: Обетование мира.
Мк. 14, 26: Заключительная песнь[520] и выход из Сионской горницы.
Путь в Гефсиманию
Долина Иосафатова или Царская (краткая историческая справка)
Иосафат – слово еврейское, значит «суд Божий». Долина, нарицаемая от имени Иосафата – Иосафатовой, по мнению некоторых, признается местом чудес Божиих. Есть также мнение, что в день страшного суда Божиего по долине Иосафатовой потечет огненная река; основанием сему служит пророчество Даниила: Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги (Дан. 7, 9-10). Долина Царская, именуемая также юдолью плачевною, постоянно следуя течению Кедрона, проходит мимо обители святого Саввы Освященного до Мертвого моря. При самом входе в долину Царскую, при русле потока Кедронского, видно запустевшее здание: это – колодезь, в котором был скрыт Неемиею священный огонь. Близ гроба святого пророка Исаии: в долине Иосафатовой, где по преданию произойдет Страшный Суд Божий, ибо, по пророчеству, здесь: «Да востанут и взыдут вси языци на юдоль Иосафатову, яко тамо сяду разсудити вся языки яже окрест» (Иоиль 3, 12), находится колодезь Иоавов, а в смежности с ним – село Скудельничье, а по-еврейски Акель-Дама, или село крови, купленное на те 30 сребреников, за которые продан был сребролюбивым Иудою Спаситель мира; в нем погребали странников. Неподалеку от села Скудельничьего есть греческий монастырь с небольшой церковью во имя святого Онуфрия Великого; в ней, изредка, греческое духовенство совершает Богослужение об упокоении усопших. Долина эта печальным видом своим располагает к грусти. В ней всюду видна безжизненность. Поток Кедрский, протекавший по ней, иссох. Горы, окружающие ее, обнажены и покрыты развалинами. Скалы составляющие бока ее, изрыты и обожжены. Надгробные памятники, которыми она усеяна, многие сокрушены. Несколько деревьев, растущих на ней, опалены солнечным зноем, все мертво, печально. Долина эта называется также юдолью смерти, или долиною мертвых: от древнейших времен она была кладбищем; на ней видны тысячи надгробных памятников еврейских; множество поколений легло тут. Между памятниками встречается, так называемый, гроб Иосафата, и возле него - памятник Авессалома, преступного сына Давидова. Авессалом поставил его для прославления своего имени еще при жизни своей: «рече бо, яко несть ми сына, на память имени моего: и нарече столп именем своим, и нарече его, рука Авессаломля» (2 Цар. 18, 18). Евреи и многие из проходящих мимо сего памятника бросали в пустую его средину камни, говоря: «будь побит камнями, сын непокорный»! Близ памятника Авессалома находится памятник святого Пророка Захарии, отца святого Иоанна Предтечи. Еще указывают грот, высеченный в скале: в нем, по преданию, укрылись Апостолы, по взятии Учителя их в саду Гефсиманском, и тут же погребен был святой Иаков, брат Божий по плоти, сверженный Иудеями с крова церковного. Отсюда чрез поток Кедрский перекинут мост, по которому, как утверждает предание, въезжал торжественно чрез златые врата в Иерусалим Господь наш Иисус Христос на жребяти осли, при восторженных кликах детей и народа: Осанна сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! |
Ин. 15, 1-8: Иисус Христос – истинная виноградная лоза[521].
Ин. 15, 9-17: О пребывании в любви.
Ин. 15, 18 - 16, 4: Ненависть мира к свидетелям Христа.
Ин. 16, 5-11: Пришествие Духа Святого.
Ин. 16, 12-15: Просвещающая сила Духа Святого:
Ин. 16, 16-24: Предсказание о смерти и пришествии Спасителя.
Ин. 16, 25-33: Заключение прощальной беседы: Христос – победитель мира.
Ин. 17: Первосвященническая молитва[522]
Ин. 17, 1-5: Молитва о прославлении.
Ин. 17, 6-19: Молитва об одиннадцати.
Ин. 17, 20-26: Молитва о Церкви.
Мф. 26, 30-35: Новое предсказание об отречении Петра и о рассеянии учеников.
Елеонская гора, Гефсиманский сад
Гефсиманский сад (краткая историческая справка)
Название Гефсимания означает «масличное точило» или, по мнению других, «масличный сад». Гефсиманский сад лежит при подошве горы Елеонской, за потоком Кедронским, протекающим между горою и городом. На месте моления Божественного Искупителя в древности была церковь, а ныне оно ограждено лишь каменною стеною, имеющей вид буквы «П». В основании поперечной стены этой постройки лежит большой самородный камень, с жилками красноватого или кровяного цвета, как бы в память совершенного тут подвига, во время коего капли пота Спасителя были как капли крови. Близ этого места сохранились 8 древних маслин – остаток вертограда, современного страданиям Спасителя. Небольшой этот вертоград также обнесен каменною стеною, близ которой указывают тот нагорный выступ, на коем спали отягченные сном святые Апостолы Петр, Иаков и Иоанн во время предсмертного молитвенного подвига Спасителя мира. А далее, где оставались прочие Апостолы, находится пещера, принадлежащая латинянам. Францисканские монахи, владеющие означенным священным местом, из косточек растущих здесь в изобилии плодов маслины делают четки. Сейчас паломникам показывают в Гефсимании то место, где молился Господь перед Своими страданиями, а также в 60 шагах от него – высокую скалу, где спали апостолы во время предсмертной духовной борьбы Господа. В этом же саду находится также погребальный вертеп Пресвятой Девы Марии Богородицы, в котором и доныне сохраняется гроб ее. |
Мк. 14, 32-42: Молитва[523] в Гефсиманском саду.
В ночь четверга 6-7 апреля
Лк. 22, 47-53: Поцелуй[524] Иуды.
Петр ударяет мечом раба[525] первосвященника. Взятие Иисуса под стражу.
Пророчество о предательстве Иуды:
Пс. 40, 10: Даже человек мирный со мною[526], на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту .
Путь[527] в город
Мф. 26, 56: Рассеяние учеников[528].
Мк. 14, 51-52: Бегство от стражи юноши[529].
Мф. 26, 57: Иисуса ведут на синедрион во главе с Каиафой.
Мф. 26, 58: Петр[530] следует за Спасителем.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 277.