Апрель 28 год по Р.Х.
Иерусалим
Ин. 5, 1-16: Исцеление расслабленного при купальне Вифезда[438].
Ин. 5, 17-47: Откровение Иисуса Христа о Своем Богосыновстве, всеобщем Воскресении и суде. Гонение Иисуса и желание убить Его.
Мф. 11, 27-30: Призыв труждающихся и обремененных.
Год по Р.Х.
Первая Суббота по втором дне Пасхи
Путь в Галилею[439]
Мф. 12, 1-8: Срывание[440] колосьев и спор о субботе.
Год по Р.Х.
Галилея
Капернаум
Лк. 6, 6-11: Исцеление сухорукого в субботу в синагоге.
Близ Капернаума, гора Блаженств [441]
Мф. 12, 15-21: Злоба фарисеев. Множество людей идут отовсюду за Христом.
Лк. 6, 12-16: Молитва[442] и избрание Двенадцати[443] Апостолов.[444]
Двенадцать апостолов (краткая историческая справка)
Господь избрал двенадцать апостолов. Их имена суть следующие: Симон, называемый Петром. Андрей, брат Петра. Иаков Заведеев. Иоанн Заведеев, брат Иакова. Филипп. Варфоломей, или Нафанаил. Фома, или Близнец, Фаддей. Матфей мытарь, иначе Левий. Иаков Алфеев. Иуда Иаковлев, брат Иакова Алфеева, иначе называемый Фаддеем. Симон Зилот, или Кананит, именно на его свадьбе, по преданию, Господь сотворил первое чудо в Кане. Иуда Искариотский, впоследствии сделавшийся предателем Господа. По Вознесении Господа, вместо Иуды предателя, жребием был избран и причтен к апостолам Матфей (Деян. 1, 15-26). Наставления Господа Иисуса Христа апостолам содержатся в 10 главе Евангелия от Матфея. |
Нагорная проповедь
Лк. 6, 17: Множество народа, пришедших на проповедь Спасителя.
Пророчество об обращении язычников:
Пс. 17, 50: За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками, и буду петь имени Твоему .
Пс. 18, 1-5: Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их .
Пс. 116, 1-2: Хвалите Господа, все народы, и прославляйте Его, все племена; ибо велика милость Его к нам, и истина Господня (пребывает) вовек. Аллилуйя .
Ис. 11, 10: И будет в тот день: к корню Иесееву[445], который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава .
Ис. 35, 5-6: Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзнутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки .
Ис. 49, 6: И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли .
Пророчество о благовестии:
Ис. 61, 1: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы .
Мф. 5, 1-12: Заповеди блаженства.
Мф. 5, 13-16: Вы соль земли и свет мира.
Мф. 5, 17-20: Взгляд на Закон.
Мф. 5, 21-26: Господь о шестой заповеди Синайского Законодательства.
Мф. 5, 27-30: Господь о седьмой заповеди Синайского Законодательства.
Мф. 5, 31-32: Господь о разводе.
Мф. 5, 33-37: Господь о клятве.
Мф. 5, 38-42: Отмена права мести.
Мф. 5, 43-48: Высший закон любви.
Мф. 6, 1-4: Правило о творении милостыни.
Мф. 6, 5-8: Правило о творении молитвы.
Мф. 6, 9-15: Научение молитве.
Мф. 6, 16-18: Правило о посте.
Мф. 6, 19-21: О сокровищах на небе.
Мф. 6, 22-23: О свете и тьме.
Мф. 6, 24: О Боге и маммоне[446].
Мф. 6, 25-34: Упование на Отца Небесного и о заботах человеческих.
Мф. 7, 1-5: О неосуждении ближнего.
Мф. 7, 6: Не давайте святыни псам.
Мф. 7, 7-11: Поощрение к молитве.
Мф. 7, 12: Золотое правило.
Мф. 7, 13-14: Тесные и широкие врата.
Мф. 7, 15-20: Предостережение от лжепророков.
Мф. 7, 21-23: Опасность лжеисповедания.
Мф. 7, 24-27: Благоразумие слушающего и исполняющего.
Мф. 7, 28-29: Народ дивиться, что Он говорит как власть имеющий.
Мф. 8, 1-4: Исцеление прокаженного[447].
Капернаум
Лк. 7, 1-10: Исцеление слуги капернаумского сотника.
(Мф. 8, 11-13: Господь о Царствии Небесном и о суде).
Пророчество о том, что Господь будет исцелять:
Ис. 53, 4: Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом .
Галилея
Мф. 11, 1: Путешествие по Галилее.
Наин
Лк. 7, 11-17: Воскрешение сына наинской[448] вдовы.
Галилея
Мф. 11, 2-19: Иоанн Креститель посылает учеников к Иисусу. Иисус свидетельствует об Иоанне перед его учениками.
Мф. 11, 20-30: Обличение нечестивых городов Хоразина[449] и Вифсаиды[450] и призыв к Себе труждающихся и обремененных.
Иерусалим
Лк. 7, 36-50: Кающаяся грешница[451] у ног Иисуса в доме Симона фарисея. Притча о двух должниках.
Лк. 8, 1-3: Новое путешествие по Галилее с учениками. Служение женщин Иисусу своим имением: Марии Магдалины, Иоанны[452], Сусанны[453].
Святая равноапостольная Мария Магдалина
(краткая историческая справка)
Святая равноапостольная Мария Магдалина происходила из Галилейского города Магдала или Мигдаль, что близ Капернаума. Теперь здесь стоит небольшая церковь от Горненского женского монастыря. Здесь теплый источник, +26°С круглый год. Теплый источник, впадая в озеро, делает акваторию близ монастырского берега самой благоприятной для обитания рыб. После того, как Господь изгнал из нее семь бесов (см. Лк. 8, 2), Мария стала его верной ученицей. Во время земной жизни Спасителя Мария Магдалина служила Ему вместе с некоторыми другими женами. При крестных страданиях Господа Мария Магдалина, вместе с другими лицами, стояла при кресте Его и присутствовала при Его погребении. На рассвете первого дня недели, после субботы вместе с другими женами она поспешила ко гробу, чтобы помазать принесенными ароматами тело Спасителя. Мария Магдалина была первою, которой явился воскресший Спаситель, и она же первая удостоилась услышать отрадное повеление Господа идти к ученикам и сказать им, что Он воскрес из мертвых. По преданию, она проповедовала Евангелие в Риме, принесла жалобу Римскому императору Тиверию на Пилата и принесла ему красное яйцо, как символ страданий и Воскресения Господа. Предание утверждает, что Тиверий был тронут проповедью св. Марии и предложил сенату включить Христа в сонм римских богов, но сенат отклонил это предложение. Затем святая Мария отправилась в Эфес, где помогала святому Иоанну Богослову в его проповеди. С ее слов была написана 20-я глава Евангелия от Иоанна. Скончалась и погребена она в Ефесе. Еще в середине VII века показывали гробницу Марии Магдалины в Ефесе, а при Льве Мудром в 886 году по Р.Х. мощи ее из Ефеса перенесены в Царьград. Полагают, что во время крестовых походов они были увезены в Рим и положены под алтарем Латернского собора. Часть мощей святой Марии Магдалины находятся во Франции, близ Марселя. Часть святых мощей хранятся в монастырях Афона и в Иерусалиме. Святая Церковь совершает память ее 22 июля/4 августа. |
Капернаум
Лк. 11, 14-26: Исцеление бесноватого и ответ фарисеям. О хуле на Духа Святаго.
Мф. 12, 33-37: Дерево узнается по плоду. О праздном слове.
Мф. 12, 38-45: О знамении Ионы[454] пророка.
Мф. 12, 46-50: Матерь и братья[455] Иисуса желают говорить с ним. Женщина[456] прославляет матерь Христову. Похвала исполняющего волю Отца Небесного.
Берег Галилейского озера
Притча о сеятеле (Мф. 13, 1-23):
Мф. 13, 1-9: Притча о сеятеле;
Мф. 13, 10-17: Для чего говорить притчами?
Мф. 13, 18-23: Объяснение притчи о сеятеле.
Мф. 13, 24-30, 36-43: Притча о пшенице и плевелах и объяснение ее.
Мк. 4, 21-25: Притча о свече и о мере.
Мк. 4, 26-29: Притча о невидимо растущем семени (о посевах и всходах).
Мф. 13, 31-32: Притча о зерне горчичном[457].
Мф. 13, 33: Притча о закваске.
Мф. 13, 34-35: О говорении притчами;
Мф. 13, 44: Притча о скрытом сокровище.
Мф. 13, 45-46: Притча о жемчуге.
Мф. 13, 47-52: Притча о неводе.
Мф. 8, 18-22 и Лк. 9, 61-62: О следовании за Христом.
Галилейское озеро
Мк. 4, 35-41: Усмирение бури.
Восточный берег Галилейского озера, Перея
Мк. 5, 1-20: Изгнание бесов из Гадаринского[458] бесноватого[459]. По описанию Евангелиста Матфея, бесноватых было двое, а само исцеление происходило в стране Гергесинской[460] (Мф. 8, 28-34). Бесы входят в стадо свиней.[461]
Капернаум
Мк. 5, 21-43:Просьба Иаира[462] о помощи. Исцеление кровоточивой[463] женщины.[464] Воскрешение дочери Иаира.
Мф. 9, 27-31: Исцеление двух слепых.
Пророчество об исцелении слепых:
Ис. 42, 7: « чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы » .
Мф. 9, 32-34: Исцеление немого бесноватого.
Назарет
Мк. 6, 1-6а: Проповедь в Назаретской синагоге. Второе отвержение Иисуса Христа в Назарете.
Апостол и Евангелист Марк (краткая историческая справка)
Святой апостол и евангелист Марк, называемый так же Иоанн-Марк (Деян. 12, 12), апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери, Марии, примыкал к Гефсиманскому саду. Еврейское имя его было Иоанн, а по-латински – Марк. Он происходил из колена Левиина, от племени священнического. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14, 51-52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12, 12). Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла, и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6-12). После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, оттуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь. Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе и в Вавилоне. Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей. Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62-63 гг.). Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учителя Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, свт. Григорий Чудотворец и другие. Ревнуя об устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для александрийских христиан. Затем Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе. Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собрались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина – пресвитерами. Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Язычники хотели сжечь тело святого апостола, но когда развели костер, все померкло, раздался гром, и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Память его Церковь празднует 25 апреля/8 мая. В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан, и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени. Недавно Папа Римский передал мощи святого апостола Марка в дар Коптской Церкви, где они и пребывают (Египет, Каир). В древней иконографической традиции, усвоившей святым евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4, 7), святой Марк изображается со львом – в озна-менование могущества и царственного достоинства Христа (Откр. 5, 5). Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (Мк. 16, 20) и Духа Святого (13, 11) ученики его идут и проповедуют Евангелие всей твари (13, 10; 16, 15). |
Галилея
Мф. 9, 35-38: Господь говорит о нужде в работниках для жатвы.
Мф. 10, 1-42: Наставление Двенадцати и отправление их на проповедь.
Или 29 год по Р.Х.
Самария
Сихем
Сихем (краткая историческая справка)
Имя Сихем означает «плечо», или, лучше «верхняя часть спины», «между плечами». Это имя носил сын Эммора Евеянина. Сихем – известный Хананейский город в Самарии, один из самых древних городов земли Обетованной, современный Салиму – городу царя Мельхиседека. Название означенного города является так же в форме Сихарь (Ин. 4, 5). Мы встречаем его в книге Бытия еще во времена Авраама. Патриарх Авраам кочевал в окрестностях Сихема, проходя со стадами из Харрана в Хеврон. Здесь явился ему Господь и обещал потомству его дать землю сию; тут Авраам создал Богу жертвенник (Быт. 12, 6-7). Патриарх Иаков приходил сюда с шатрами и стадами, купил здесь поле у Эммора, Сихемова сына. После печальной истории мщения сыновей Иакова Сихемлянам за оскорбление сестры их Дины, Иаков удалился в Хеврон, и оттуда иногда посылал детей своих на Сихемское поле пасти стада. Здесь находится колодец патриарха Иакова. Иаков скрыл языческих богов и идольские украшения своих домочадцев под дубом близ Сихема. Здесь Иисус Навин собрал колена Израилевы перед своей смертью, и здесь погребены были кости Иосифа, привезенные из Египта. Ровоам был поставлен царем в Сихеме. Будучи после разрушения возобновлен Флавием Веспасианом, Сихем был назван Неаполисом, то есть новым городом; из Неаполиса в произношении арабов вышел Наблус. В новозаветное время здесь Господь беседовал с Самарянскою женщиною. По преданию, в Сихеме Ирод приговорил Иоанна Крестителя к усекновению главы. Римляне, возобновив город после войны, назвали его Неаполем, то есть новым городом. Сейчас это название несколько изменилось в названии Наблус. Итак, Сихем упоминается почти за 4000 лет до нашего времени, и потому он является одним из древнейших городов в мире. По свидетельству некоторых толкователей, один из епископов Сихемских, по имени Герман, присутствовал на I Никейском соборе в 325 году. При Римских Императорах в Сихеме чеканились монеты. Город лежит к северу от горы Гаризим. Колодезь Иакова имел над собою церковь, о которой упоминает Феодорит в 1172 году по Р.Х.; именно здесь концентрируется самарянская секта, совершающая свое богослужение по обрядам самарянского исповедания. |
Августа
Мк. 6, 14-29: Ирод расспрашивает о Христе. Смерть[465] Иоанна Крестителя от руки Ирода Антипы за его обличение в незаконной связи с Иродиадой.[466]
Соломия[467] просит в награду голову пророка.
Лк. 9, 7-9: Тревога Ирода.
Ирод Антипа (краткая историческая справка)
Ирод Антипа был сыном Ирода Великого, называемый иначе Сосипатр, управлявший Галилеею и Переею, четвертою частью Иудейского царства, и потому называвшийся четверовластником (Лк. 3, 1). Римский император Август отдал Самарию во владение Ироду Антипе, который украсил ее великолепно, и в честь Августа, носившего также имя Севаста, назвал Севастою. Именно он отдает приказ об усекновении главы Иоанна Предтечи за то, что пророк обличал его за незаконную связь с Иродиадою. Иосиф пишет о том, что Ирод женится на Иродиаде, жене своего брата, разведясь со своей первой женой (она была дочерью Ареты, царя Петреи). Ирод отобрал Иродиаду от живого мужа. Иродиада была виновата в смерти Иоанна и в войне с Аретой, считавшим, что дочь его оскорблена. На этой войне, в одном из сражений, говорят, погибло все войско Ирода; это было ему наказанием[468] за гибель Иоанна. Вероятно, для удовлетворения своему праздному любопытству, Ирод Младший желал видеть Господа Иисуса, слыша о делах Его (Мк. 9, 7-9). Желание Ирода исполнилось: во время суда над Господом Пилат послал его к Ироду, как жившего в его области; Ирод о многом его спрашивал, но Господь не отвечал ему. За свое домогательство царского достоинства, Ирод, вместе с беззаконною женою своею Иродиадою был сослан Римским императором Каллигулою в заточение в город Лион в Галлии или Лагдун. Теперь от древнего города остались лишь развалины, а там, где был дворец Ирода, видно несколько колонн. При подошве горы Семерон указывают остатки ворот древней Самарии. Еще уцелели (на конец прошлого века) значительные остатки христианского храма, современного святой Елене, которым теперь заведуют турецкие муллы, имеющие там свою мечеть; остатки храма этого свидетельствуют о бывшем великолепии и величине. При входе во внутренность здания на площадке стоит отдельно часовня с куполом, воздвигнутая на месте усекновения главы Предтечи Господня. Войдя в часовню, 20-ю тесными ступенями сходим вниз, в темницу, где совершилось ужасное злодеяние – отсечена глава проповедника покаяния, о коем засвидетельствовал Сам Господь, что «не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11). Темница Предтечи довольно тесна; в ней видны гробовые своды, заделанные снаружи, с оставленными небольшими отверстиями. Предание говорит, что тут погребены были пророки Авдий и Елисей. Рядом с гробницами находится площадка, на коей усечена была честная глава Предтечи Господня. |
Год по Р.Х.
Берег Галилейского моря
Мк. 6, 30: Возвращение Двенадцати с проповеди.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 305.