Деворра [481]
Мк. 9, 14-29: Исцеление бесноватого отрока. «Верую, Господи! Помоги моему неверию». «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».
Галилея
Мк. 9, 30-32: Третье предсказание о смерти и Воскресении.
Капернаум
Мф. 17, 24-27: Чудо со статиром[482] во рту рыбы.
Мф. 18, 1-6 и Мк. 9, 33-37: Ученики спорят о первенстве. Господь ставит дитя в пример ученикам. Будьте как дети – поучение о смирении.
Мк. 9, 38-41: Именем Христовым творились чудеса и теми, кто с Ним не ходил.
Мф. 18, 7-9: Горе от соблазнов.
Мф. 18, 10-14: Притча о заблудшей овце.
Мф. 18, 15-20: Церковная дисциплина. Установление таинства покаяния и Обетование о пребывании среди собравшихся во имя Божие.
Мф. 18, 21-35: Заповедь всепрощения. Притча о милосердном заимодавце.
Мк. 9, 49-50: Об имении в себе соли и мира.
На пути из Галилеи в Иудею
Ин. 7, 1-9: Христос отказывается идти на праздник Кущей в Иерусалим вместе с братьями.
Лк. 9, 51-56: Иисус окончательно покидает Галилею. С несколькими учениками Он следует в Иерусалим. Самария отвергает Его. Ревность Апостолов и поучение Господа о спасении души.
На пути [483] из Самарии в Галилею
Лк. 9, 57-62: Ответ Господа Иисуса Христа пожелавшим следовать за Ним.
Капернаум
Лк. 10, 1-16: Наставление и отправление на проповедь Семидесяти[484]; укор городам, не принявшим проповеди.
Последнее путешествие в Иерусалим
Октябрь 29 год по Р.Х.
Христос на празднике Кущей[485] (Ин. 7, 2-52):
Ин. 7, 10-13: Следование на праздник Кущей.
Иерусалим
Вероятно, 4 день праздника Кущей
Ин. 7, 14-36: Учение Иисуса Христа в храме.
П оследний день праздника Кущей
Ин. 7, 37-53: Желание убить Иисуса. Слова защиты от Никодима.
Елеонская гора
Ночь после окончания праздника Кущей
Ин. 8, 1: Господь молится на Елеонской горе.
Иерусалимский храм
Следующий день после окончания праздника Кущей
Ин. 8, 2-11: Прощение женщины, взятой в прелюбодеянии.
Иерусалим
Спор Спасителя с иудеями (Ин. 8, 12-59):
Ин. 8, 12-20: «Я свет миру».
Ин. 8, 21-30: Предостережение от неверия. Предсказание о распятии и Воскресении.
Ин. 8, 31-47: Сыны Авраамовы и сыны диавола.
Ин. 8, 48-59: Иисус Христос - предвечный Бог.
Иосафатова долина
Мост через Кедронский поток [486]
Исцеление слепорожденного (Ин. 9):
Ин. 9, 1-12: Исцеление слепорожденного. Иисус отправляет его на купальню Силоам.[487]
Ин. 9, 13-23: Допрос фарисеями исцеленного и его свидетельство.
Ин. 9, 24-34: Вторичный допрос и свидетельство исцеленного.
Ин. 9, 35-41: Духовное прозрение исцеленного и слепота фарисеев.
Пророчество о духовной слепоте фарисеев:
Ис. 6, 9-10: И сказал Он: пойди, и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их .
Ин. 10, 1-18: Иисус Христос – Пастырь добрый. Притча о дворе овчем.
Ин. 10, 19-21: Обвинения фарисеями Иисуса Христа. Распря между иудеями.
Лк. 10, 17-24: Возвращение Семидесяти. Иисус говорит о даровании власти над сатаной и упреждение от радости об этом.
Собор семидесяти апостолов (краткая историческая справка)
В евангельском повествовании не открыты имена семидесяти апостолов, избранных Господом. Несомненно лишь, что первоначальный лик апостолов впоследствии изменил свой состав, так что в числе ныне чествуемых Церковью есть такие, которых Сам Христос непосредственно не посылал на проповедь, и нет некоторых из тех, которых избрал Господь. На основании Священного Писания, предания святых отцов, творений древних историков и достоверных церковных повествователей лик святых семидесяти апостолов представился в следующем виде: 1. Апостол Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалимский (Гал. 1, 18-19; память 23 октября). 2. Апостол Марк, евангелист, первый епископ Александрийский (1 Пет. 5, 13; память 25 апреля, в день его мученической кончины). 3. Апостол Лука, евангелист, автор Деяний Апостольских (память 18 октября, принял мученическую кончину в Фивах). 4. Апостол Клеопа, брат Иосифа Обручника (Лк. 24, 13-35; память 4 января, был умерщвлен иудеями). 5. Апостол Симеон, сын его, епископ Иерусалимский (память 27 апреля; распят в Иерусалиме). 6. Апостол Варнава, епископ Медиоланский (память 11 июня; побит камнями на Кипре). 7. Апостол Иосия, или Иосиф, называемый Варсавою или Иустом, сын Иосифа Обручника, епископ Елевферопольский (память 30 октября, в день мученической кончины). 8. Апостол Фаддей, первоначально ученик святого Иоанна Предтечи; крестил Едесского царя Авгаря (память 21 августа, умер в Бейруте). 9. Апостол Анания, епископ Дамасский, крестил святого апостола Павла (Деян. 9, 10-18; память 1 октября, побит камнями в Елевферополе). 10.Апостол Стефан, первомученик и архидиакон (Деян. 7, 55; память совершается трижды: 27 декабря, в день мученической кончины; 15 сентября, в день обретения мощей; 2 августа, в день перенесения мощей из Иерусалима в Константинополь). 11.Апостол Филипп из 7 диаконов, епископ Траллийский (в Лидии) (Деян. 8, 26-39; память 11 октября). 12.Апостол Прохор из 7 диаконов, епископ Никомидийский, сподвижник святого апостола Иоанна Богослова, записавший Апокалипсис на острове Патмос (память 28 июля и 25 сентября, принял мученическую кончину в Антиохии). 13.Апостол Никанор из 7 диаконов (Деян. 8, 1; память 28 июля и 28 декабря, побит камнями в Иерусалиме). 14.Апостол Тимон из 7 диаконов, епископ г. Бостры (Аравия) (память 28 июля и 30 декабря; распят на кресте). 15.Апостол Пармен из 7 диаконов, проповедовал в Македонии (память 28 июля). 16.Апостол Тимофей, епископ Ефесский, к нему написано послание святого апостола Павла (память 22 января, принял мученическую кончину в Ефесе). 17.Апостол Тит, епископ г. Гортины на острове Крит, к нему написано послание святого апостола Павла (память 25 августа). 18.Апостол Филимон, епископ г. Газа, к нему написано послание святого апостола Павла (память 19 февраля и 22 ноября, принял мученическую кончину в царствование Нерона). 19.Апостол Онисим, проповедовал в Малой Азии, Греции и Испании (память 15 февраля, побит камнями в Риме). 20.Апостол Епафрас, епископ Колоссянский и Иерапольский, сподвижник и соузник святого апостола Павла (Фил. 1, 23; Кол. 4, 12-13; память 4 января). 21.Апостол Архипп, преемник апостола Епафраса на епископской кафедре в г. Колоссах (Кол. 4, 17; память 19 февраля и 22 ноября; принял мученическую кончину в Колоссах). 22.Апостол Сила, епископ Коринфский; ученик, ближайший сподвижник и соузник святого апостола Павла, “начальствующий между братьями” в первоначальной Иерусалимской церкви (Деян. 15, 22, 40-41; 16, 13-24; память 30 июля). 23.Апостол Силуан, епископ Фессалоникийский (Македония), проповедовал вместе со святыми апостолами Петром и Павлом (1 Пет. 5, 12,; 2 Кор. 1, 19; память 30 июня). 24.Апостол Крискент, епископ в провинции Галатия (Малая Азия), проповедовал в Галлии (2 Тим. 4, 10; память 30 июля, принял мученическую кончину в Галатии, в царствование императора Траяна, 98-117 гг.). 25.Апостол Крисп, епископ на острове Эгине (Южная Греция), крещен святым апостолом Павлом (Деян. 18, 8; 1 Кор. 1, 19; память 4 января). 26.Апостол Епенет, епископ Карфагенский (Рим. 16, 5; память 30 июля). 27.Апостол Андроник, епископ в римской провинции Паннония (ныне в Венгрии), сродник и соузник святого апостола Павла (Рим. 16, 7; память 17 мая, 30 июля и 22 февраля). 28.Апостол Стахий, первый епископ Византийский, хиротонисан святым апостолом Андреем Первозванным (Рим. 16, 9; память 31 октября). 29.Апостол Амплий, епископ Диоспольский (Палестина) (Рим. 16, 8; память 31 октября; принял мученическую кончину в г. Одисса, ныне Варна, Болгария). 30.Апостол Урван, епископ в Македонии (Рим. 16, 9; память 31 октября; принял мученическую кончину). 31.Апостол Наркисс, епископ Афинский (Рим. 16, 11; память 31 октября). 32.Апостол Апеллий, епископ Смирнский (Рим. 16, 10; память 31 октября). 33.Апостол Аристовул, епископ Вританийский (Британия) (Рим. 16, 10; память 16 марта и 31 октября, преставился в Англии). 34.Апостол Иродион, или Родион, епископ г. Патры (Малая Азия) (сродник святого апостола Павла) (Рим. 16, 111; память 8 апреля и 10 ноября; обезглавлен в Риме). 35.Апостол Агав, имел дар пророчества, предсказал мученическую кончину апостола Павла (Деян. 21, 10-11; память 8 апреля). 36.Апостол Руф, епископ г. Фивы, сын евангельского Симона Киринейского (Средняя Греция) (Рим. 16, 13; память 8 апреля). 37.Апостол Асинкрит, епископ в Гиркании (область Малой Азии) (Рим. 16, 14; память 8 апреля). 38.Апостол Флегонт, епископ г. Марафон (Фракия) (Рим. 16, 14; память 8 апреля). 39.Апостол Ерм, епископ г. Филиппополь (Фракия) (Рим. 16, 14; память 8 марта и 5 ноября). 40.Апостол Патров, епископ Неаполитанский (Италия) (Рим. 16, 14; память 5 ноября). 41.Апостол Ермий, епископ в Далмации (Рим. 16, 14; память 8 апреля). 42.Апостол Лин, епископ Римский, преемник святого апостола Петра (2 Тим. 4, 21; память 5 ноября). 43.Апостол Гаий, епископ Ефесский, после апостола Тимофея (Рим. 16, 23; память 5 ноября). 44.Апостол Филолог, епископ Синопский (южный берег Черного моря), хиротонисан святым апостолом Андреем Первозванным (Рим. 16, 15; память 5 ноября). 45.Апостол Лукий, или Лука, епископ Лаодикии Сирийский (Малая Азия) (Рим. 16, 21; память 10 сентября). 46.Апостол Иассон, епископ г. Тарс (Киликия, Малая Азия) (Рим. 16, 21; память 28 апреля). 47.Апостол Сосипатр, епископ г. Икония (Ликаония, Малая Азия), проповедовал вместе с апостолом Иассоном на острове Керкиры в Ионическом море (Рим. 16, 21; память 28 апреля). 48.Апостол Олимпан, или Олимп, свидетель мученической кончины святого апостола Петра (Рим. 16, 15; память 10 октября, обезглавлен в Риме вместе с апостолом Иродионом). 49.Апостол Тертий, епископ г. Икония (после апостола Сосипатра), ученик святого апостола Павла, записавший его послание к Римлянам (Рим. 16, 22; память 30 октября и 10 ноября, принял мученическую кончину в Иконии). 50.Апостол Ераст, сначала диакон и казнохранитель Иерусалимской Церкви (Рим. 16, 23); затем епископ города Панеада (Палестина) (память 10 ноября). 51.Апостол Куарт, или Кварт, епископ г. Берит (Бейрут) (Рим. 16, 23; память 10 ноября). 52.Апостол Евод, епископ Антиохийский, после святого апостола Петра; автор нескольких сочинений, в одном из которых пишет о Пресвятой Деве Марии, что Она родила Спасителя в возрасте пятнадцати лет. Об апостоле Еводе упоминает его преемник священ-номученик Игнатий Богоносец в своем послании к Антиохийцам (память 7 сентября, принял мученическую кончину в 66 г.). 53.Апостол Онисифор, епископ г. Колофон (Лидия, Малая Азия) и г. Киринея (северная Африка), сподвижник святого апостола Павла (2 Тим. 1, 16-18; память 7 сентября и 8 декабря, по римскому мартирологу 16 сентября; принял мученическую кончину в г. Пария, недалеко от Ефеса). 54.Апостол Климент, епископ г. Сардика (древний Сардис, Малая Азия), впоследствии епископ Римский, сподвижник святого апостола Павла (Флп. 4, 3; память 10 сентября, 22 апреля, и 25 ноября). 55.Апостол Сосфен, епископ г. Колофон (Лидия, Малая Азия), был начальником синагоги в Коринфе, обращен в христианство святым апостолом Павлом (Деян. 18, 17; 1 Кор. 1, 1; память 30 марта и 8 декабря). 56.Апостол Аполлос, или Апеллий, епископ Кесарийский, сподвижник святого апостола Павла, из ученых книжников Александрии (Деян. 18, 24-28; 1 Кор. 3, 4-6; память 10 сентября и 8 декабря). 57.Апостол Тихик, епископ г. Колофон, после апостола Сосфена, сподвижник святого апостола Павла (Деян. 20, 4; Кол. 4, 7; Еф. 6, 21-22; 2 Тим. 4, 12; память 8 декабря). 58.Апостол Епафродит, епископ г. Адриака (или Адрия, во Фракии, на берегу Черного моря), сподвижник святого апостола Павла (Флп. 2, 25-30; память 30 марта и 8 декабря). 59.Апостол Карп, епископ в Берия (в Македонии, ныне г. Верия), ученик и спутник святого апостола Павла, им хиротонисанный (2 Тим. 4, 13); проповедовал на острове Крит, где его посетил святой Дионисий Ареопагит, рассказавший впоследствии о чудесном видении апостолу Карпу. Память 26 мая. 60.Апостол Кодрат, епископ Афинский и Магнезии, автор представленной им императору Адриану (117-138) апологии в защиту христиан (126 г.) (память 21 сентября, принял мученическую кончину). 61.Апостол Марк, он же Иоанн, епископ в г. Библос (Финикия, Малая Азия), сподвижник святых апостолов Павла и Варнавы, чудотворец, даже тень которого, по преданию, исцеляла больных. По другим источникам он был поставлен апостолами епископом Вавилона (1 Петр. 5, 13). (Деян. 12, 25; 15, 37-39; Флм. 1, 24; память 27 сентября). 62.Апостол Зина, епископ в г. Диосполь (Палестина), по прозванию Законник, был ученым мужем и ведал юридическими делами в церковных судах, ученик святого апостола Павла (Тит. 3, 13; память 27 сентября). 63.Апостол Аристарх, епископ в г. Апамея (Сирия), сподвижник святого апостола Павла (Деян. 19, 29; 20, 4; 27, 2; Кол. 4, 10; Флм. 1, 24; память 15 апреля и 27 сентября, обезглавлен в Риме). 64.Апостол Пуд, римский сенатор, дом которого был обращен в «Пастырскую церковь», где совершали богослужения святые апостолы Петр и Павел (2 Тим. 4, 21; память 15 апреля, обезглавлен в Риме). 65.Апостол Троим, сподвижник святого апостола Павла (Деян. 20, 4; 21, 29; 2 Тим. 4, 20; память 15 апреля; был обезглавлен в Риме, вместе с апостолами Аристархом и Пудом). 66.Апостол Марк, епископ в г. Аполлониада (в Вифинии, Малая Азия), племянник апостола Варнавы; в доме его матери Марии (память 29 июня) часто находили убежище гонимые апостолы после Вознесения Господня (Кол. 4, 10; память 30 октября). 67.Апостол Артема, епископ в г. Листры (в Ликаонии, Малая Азия) (Тит. 3, 12; память 30 октября). 68.Апостол Акила, епископ в Гераклее, крещен святым апостолом Павлом (вместе со своей женой Прискиллой), преданный и ревностный его ученик (Деян. 18, 1-3; Рим. 16, 3-4; память 14 июля, принял мученическую кончину вместе со святой Прискиллой). 69.Апостол Фортунат, сподвижник святого апостола Павла (1 Кор. 16, 17-18; память 4 января). 70.Апостол Ахаик, сподвижник святого апостола Павла (1 Кор. 16, 17-18; память 4 января). По некоторым свидетельствам, к лику 70 апостолов причисляются еще два: священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, и святой Симеон, называемый Нигер. Священномученик Дионисий Ареопагит был членом верховного суда (ареопага) в Афинах. Просвещенный святым апостолом Павлом, он стал его сподвижником и принял от него епископский сан. В 57 г. святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы. Ему принадлежат известные богословские труды: «О Небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Именах Божиих», «О мистическом богословии». Святой Дионисий проповедовал впоследствии в Галлии (Франция), где был обезглавлен в 96 г. в Лютеции (древнее название Парижа) (память 3 октября). О его принадлежности к апостольскому лику свидетельствует выдающийся церковный историк древности епископ Кесарийский Евсевий. Перечисляя 70 апостолов, он пишет: «Прибавь к ним того Ареопагита, по имени Дионисий, о котором Лука в Деяниях Апостольских пишет, что он был обращен к вере проповедью Павла в Афинах» (см. Деян. 17, 34). Святой Симеон, по прозванию Нигер, упоминается в Деяниях апостолов (13, 1). О его принадлежности к лику апостолов пишет святитель Епифаний Кипрский († 403; память 12 мая), сообщая, что лик меньших апостолов состоит из семидесяти двух лиц. Об этом же свидетельствует преподобный Иоанн Дамаскин: «всехвальная десятица со двоицею показася совершенне, видяше единоревнительный собор, семидесяти и дву» (Октоих, пятый глас в среду за вечерней). В IX веке преподобный Иосиф Песнопевец написал канон на день Собора 70-ти апостолов Христовых. Служба Собору 70-ти апостолов была написана также епископом Димитрием Самбикиным (опубликована в 1899 г.). В данном издании эта службы объединена с минейной. |
Лк. 10, 25-37: Иисус поучает законника. Притча о милосердном самарянине.[488]
Вифания
Вифания (краткая историческая справка)
Вифания находится на юго-востоке горы Масличной, близ Иерусалима. Название Вифания означает «дом фиников» или «дом угнетения, бедствия». Во время иудеев все это место было роскошным садом, снабжавшим Иерусалим всякого рода плодами; тогда здесь росло много пальмовых деревьев (которых ныне вовсе не видно), – отсюда, думают, и происходит его название. Местоположение Вифании довольно красивое, воздух здоровый и земля очень плодоносна. Вифания, называемая теперь Эль-Азариех или Эль-Дазарие, представляет небольшое мусульманское селение. Господь наш Иисус Христос часто уходил из шумного Иерусалима для уединенной молитвы на гору Елеонскую, а местом Его отдохновения была Вифания; здесь жили друзья Его Лазарь и его сестры – Мария и Марфа, удостаивавшиеся Божественных Его бесед. Дорога из Иерусалима в Вифанию идет мимо Гефсиманского сада и, проходя у подножия Елеона, поднимается на гору Соблазна (здесь Соломон воздвиг идолов), следуя по покатостям гор до Вифании. Главную святыню Вифании составляет гроб праведного Лазаря, находящийся неподалеку от дома Симона прокаженного (события в Великую Среду, см. конспект, стр. 93.), на правой стороне Иерихонской дороги. Кроме воскресения Лазаря, Вифания памятна в Евангельской истории еще вечерею, устроенною для Господа пред Его страданиями. В Вифании находится греческий женский монастырь святых Марфы и Марии. В храме – чудотворный образ «Достойно есть», на котором почитателями повешены панагии, кресты и даже наш русский орден преподобного Сергия Радонежского. Монастырь стоит на месте встречи сестрами Господа. |
Лк. 10, 38-42: Иисус у Марфы[489] и Марии[490] в Вифании.
Иерусалим, гора Елеонская
Лк. 11, 1-13: Научение молитве «Отче наш»[491]. Обетование об исполнении прошения.
Иерусалим
Лк. 11, 33-36: Притча о зажженной свече.
Дом одного фарисея
Лк. 11, 37-54: Осуждение внешней праведности фарисеев и законников.
Иудея
Лк. 12, 1-12: Предостережение от закваски фарисейской (лицемерия).
Лк. 12, 13-21: Притча о безрассудном богаче (любостяжание).
Лк. 12, 22-34: Упование на Отца Небесного.
Лк. 12, 35-40: Увещание к бодрствованию.
Лк. 12, 41-48: О верном и неверном рабе. Пояснение притчи.
Лк. 12, 49-59: Огонь и разделение.
Лк. 13, 1-5: Слово об убитых Галилеянах. Призыв к покаянию.
Декабрь 29 год по Р.Х.
Праздник Обновления[492] Храма
Иерусалимский храм – притвор Соломонов[493]
Ин. 10, 22-39: Свидетельство Спасителя, что Он Единосущный Сын Божий. Желание фарисеев побить Спасителя камнями.
Год по Р.Х.
Заиорданье
Ин. 10, 40-42: Иисус уходит за Иордан, в Перею.
Лк. 13, 6-9: Притча о бесплодной смоковнице.
Лк. 13, 10-17: Исцеление согбенной женщины в субботу.
Путь к Иерусалиму
Лк. 13, 22-30: Поучение о тесных вратах, о муках ада, о первых и последних.
Пророчество о том, как многие первые станут последними:
Ис. 29, 13-14: «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет » .
Лк. 13, 31-35: Угрозы Ирода[494] и сетование Спасителя о Иерусалиме.
Иудея
Дом фарисея
И исус на обеде в доме фарисея (Лк. 14, 1-24):
Лк. 14, 1-6: Исцеление больного водянкой в субботу;
Лк. 14, 7-14: Притча о смирении;
Лк. 14, 15-24: Притча о званых на вечерю.
Наставления о самоотвержении (Лк. 14, 25-35):
Лк. 14, 25-30: Об оставлении отца и матери. Притча о строителе башни.
Лк. 14, 31-33: Притча о царе, идущем на войну.
Лк. 14, 34 - 35: Притча о соли, потерявшей силу[495].
Лк. 15, 1-2: Ропот фарисеев и книжников о принятии Спасителем мытарей и грешников.
Три притчи о благодати (Лк. 15):
Лк. 15, 3-7: Притча о заблудшей овце.
Лк. 15, 8-10: Притча о потерянной драхме[496].
Лк. 15, 11-32: Притча о блудном сыне.
Лк. 16, 1-13: Притча о неверном управителе.
Лк. 16, 14-17: Обличение фарисеев – закон и Царствие Божие.
Лк. 16, 19-31: Притча о богаче и Лазаре[497].
Лк. 17, 1-6: Слова Спасителя о соблазнах, о прощении кающегося брата и о силе веры.
Лк. 17, 7-10: Поучение о смирении – притча о рабе, возвращающемся с поля.
На пути в Иерусалим
Граница Самарии и Галилеи
Дженин или Дофаим, [498] или Дофан
Лк. 17, 11-19: Исцеление десяти прокаженных – о необходимости благодарения.
Заиорданье – Перея
Лк. 17, 20-21: Царство Божие внутри вас есть.
Лк. 17, 22-37: О внезапном пришествии Сына Человеческого.
Лк. 18, 1-8: Притча о судье неправедном.
Лк. 18, 9-14: Притча о мытаре и фарисее.
Мк. 10, 13-16: Христос благословляет младенцев.
Мф. 19, 16-30: Разговор с богатым юношей. Слово последовавшим за Христом.
Мф. 20, 1-16: Притча о работниках в винограднике – о призванных первыми и последними.
Мф. 20, 17-19: Иисус направляется в Иерусалим. Иисус еще раз предсказывает Свою смерть и Воскресение.
Мф. 20, 20-28: Просьба матери[499] и сыновей (по Евангелисту Марку) Заведеевых о первенстве.
Воскрешение Лазаря (Ин. 11, 1-44):
Ин. 11, 1-16: Сообщение о смерти Лазаря.
Иудея
Гора Елеонская или Масличная, Вифания
Гора Елеонская или Масличная (краткая историческая справка)
Из всех гор, окружающих Иерусалим, гора Елеонская самая высокая, она находится на восток от святого града, против Соломонова храма: «Изыдет Господь, и станут нозе Его в день он на горе Елеонстей, яже есть прямо Иерусалима на восток» (Зах. 14, 3,4). Из Ветхого Завета эта гора нам известна тем, что на ней плакал Давид, когда бежал от своего сына из Иерусалима. (см. конспект на стр. Error ! Bookmark not defined .) Господь часто посещал эти места и любил там уединяться в ночное время для молитвы, о чем свидетельствует святой Евангелист Лука: «иде по обычаю в гору Елеонскую; по Нем же идоша ученицы Его» (Лк. 22, 39). Елеон имеет три вершины. Из них южная называется горою Соблазна, оттого что там, во времена заблуждений Соломона, совершались языческие жертвоприношения. Северная вершина Елеона носит название Малой Галилеи, оттого что во времена Спасителя на ней было подворье Галилеян, где они останавливались, приходя на праздники в Иерусалим. Третья – восточная и самая высочайшая вершина Елеона – это гора Вознесения. Историк Кварезмий свидетельствует, что в самых древних рукописях Деяний Апостольских гора Елеонская названа горою «трех светов», ибо освещалась она днем лучами восходящего и заходящего солнца, а ночью огнями Соломонова храма. На вершине ее праздновались новолуния при зажженных факелах из оливковых ветвей. При восходе на гору Елеонскую показывают беловатый камень, на котором, по преданию, отдыхала иногда Матерь Божия. Живя на Сионе, Она нередко посещала Елеон и любила эту гору, где все напоминало Ей о Божественном Ее Сыне. Отсюда же смотрела Она, как злобные иудеи побивали камнями святого первомученника Стефана, и Своею молитвою и присутствием воодушевляла его к терпению. Несколько выше есть другой камень, на котором, по преданию, стоял святой Апостол Фома, когда Богоматерь, явившись на воздухе, даровала ему святой Свой пояс, и он, упавши на камень, оставил на нем следы, кои видны и доселе. Следуя по тропинке далее на гору, встречаем остатки разоренной цистерны. Место это называется «Отче наш». Паломник XII века игумен Даниил свидетельствует, что тут во время посещения его была церковь, под алтарем которой находилась большая пещера, в которой Спаситель научал Апостолов молитве: «Отче наш». Продолжая подниматься выше, на половине горы, встречаем развалины мечети (на конец XIX века), осененные масличными деревьями. Место это тем замечательно, что Господь, в день торжественного въезда Своего в Иерусалим, сопровождаемый множеством народа, восклицавшего «Осанна Сыну Давидову», смотрел с этого места на город, и, в Своем Божественном всеведении прозревая его печальную будущность, плакал о нем. Поднявшись еще, к северу от вышеупомянутого места «Отче наш», можно увидеть развалины древней церкви, существовавшей на том месте, где Спаситель в беседе с учениками говорил им о разорении храма Иерусалимского, о лжепророках, которые многих прельстят, и о последующих бедствиях народных (Мр. 13, 37). На горе Елеонской Господь заповедал ученикам пасти стадо Свое, сказав им: «шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф, 28, 19-20) (смотри конспект, стр. 131). Писатель IV века, блаженный Иероним, упоминает, что в древние времена гора Елеонская была наполнена отшельниками, которые селились в ее пещерах и расселинах; теперь же на Елеоне совершенно безмолвно. На середине вершины Вознесения, на том самом месте, с которого вознесся Господь, в древности, был воздвигнут святой царицей Еленой великолепный и обширный храм, развалины которого видны еще и поныне. Судя по ним, можно заключить, что храм был круглый, имевший в диаметре около 50 шагов. Самый верх купола сведен не был, как о том писал блаженный Иероним и другие, ибо издревле утвердилось такое мнение, что никогда нельзя будет свести купола на том месте, где вознесся на небо Спаситель мира. Теперь на месте бывшего храма, на самом месте Вознесения, стоит турецкая молельня – восьмиугольное здание из белого мрамора. Среди этой молельни на полу лежит священный камень, с которого Господь вознесся пречистою Своею плотию на небо, оставив нам следы Божественных стоп Своих. К стенам, коими обнесено место Вознесения Господня, прислонено несколько открытых каменных престолов, на которых христиане разных исповеданий ежегодно, в день Вознесения и в Лазарево Воскресение, совершают Богослужение во временно устраиваемых церквах. И на самой вершине горы сооружен начальником русской миссии, Архимандритом Антонином (Капустиным), большой изящный русский храм Вознесения Господня, в строго-византийском стиле, с гигантской колокольней около 64 метров, с которой открывается бесконечный вид от Яффы и Средиземного моря до Мертвого и Иордана. Храм Вознесения освящен 7 июня 1886 года. Русский монастырь Вознесения Господня ныне - в руках Русской Зарубежной Церкви. При входе в церковь, справа, у западной стены, под стеклом находится камень, на котором стояла Божия Матерь при Вознесении Ее Божественного Сына. Здесь находится часовня, обозначающая место второго и третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи. В конце XIX столетия на западном склоне святой Елеонской горы воздвигнут великолепный русский храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, сооруженный в древнерусском стиле, на средства Его Величества Государя Императора и Их Высочеств Великих Князей Сергея и Павла Александровичей, в память о почившей Их Августейшей Матери, Императрице Марии Александровне. Храм торжественно освящен патриархом Никодимом 1 октября 1888 г., в присутствии Их Высочеств Великих Князей Сергея и Павла Александровичей и Великой Княгини Елизаветы Федоровны. |
Ин. 11, 17-27: Иисус и Марфа.
Ин. 11, 28-37: Иисус и Мария[500].
Ин. 11, 38-44: Воскрешение Лазаря из мертвых.
Лазарь (краткая историческая справка)
Лазарь был братом Марфы и Марии. Гроб праведного Лазаря находится неподалеку от дома Симона прокаженного, на правой стороне Иерихонской дороги. По обычаю иудеев, гробы иссекали в скалах; а так как Лазарь был человеком с достатком, то для него иссечена была особая пещера. Гроб Лазаря, по своему устройству, походит вообще на древние Иудейские гробницы. Вход в гробницу – около 1 метра в высоту и около 60 см в ширину. С зажженными свечами по 25-ти ступеням спускаются в подземелье или грот, в углу которого сложен из камней престол, на коем франки два раза в год служат литургию. Внутри пещеры некогда была церковь, от которой доныне сохранился один только престол, сделанный из камня, которым, как полагают, был прежде завален вход в пещеру. Из этого подземелья чрез низкое и узкое отверстие сходят по 5 ступеням в небольшую пещеру. Там, на левой стороне, видим в скале гроб, в коем погребен был святой Лазарь. На этом месте благочестивые поклонники читают Евангелие, повествующее о сем событии, и заключают свои молитвы пением тропаря вербной недели. Предание говорит, что Лазарь, по воскресении своем, оставался в живых еще 30 лет и был епископом на острове Кипре (Средиземное море), где и скончался. В городе Ларнаке, служащем пристанью для пароходов и кораблей, над могилою святого Лазаря устроена во имя его греческая церковь, и там, в склепе, под алтарем, поставлен каменный его гроб. Мощи же его перенесены из Кипра в Царьград в IX веке при Льве Мудром. Из описания святой Афонской горы мы знаем, что праведный Лазарь сподобился посещения Богоматери. Память Лазаря совершается Церковью 17/30 октября. |
Ин. 11, 45-46: Решение первосвященников и фарисеев убить Иисуса.
Пророчество о злых замыслах против Спасителя:
Пс. 20, 12: «Ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли (выполнить их) » .
Иерусалим
Ин. 11, 47-54: Совет Каиафы. Иисус удаляется в Ефраим[501].
Первосвященник Каиафа (краткая историческая справка)
Имя Каиафа, вероятно, в переводе с арамейского языка означает «смирение», но в других переводах – «исследователь». Каиафа был Иудейским первосвященником во времена общественного служения Спасителя, а также во времена Его страданий и смерти. Иосиф Флавий называет его полное имя - Иосиф Каиафа. Каиафа – зять Анны, стал первосвященником после двух преемников Анны: Фаббы, сына Измаила и Елеазара, сына Анны. Каиафа находился под влиянием Анны. Анна, или Анан (Ин. 18, 13) был тестем Каиафы. Во времена после Анны были нарушены постановления закона, касавшиеся служения Богу, которое было пожизненным и переходило преемственно от отца к сыну. Римские власти ставили первосвященниками то одного, то другого, и никто в этой должности больше года не оставался. Вскоре после того, как Понтий Пилат был лишен правительства над Иудеею, Каиафа (около 36 год по Р.Х.) также был лишен звания первосвященника и замещен Ионафаном. На совете первосвященников и фарисеев Каиафа, подобно языческому пророку Валааму, не имея личного намерения и мало разумея свои собственные слова, по действию Святого Духа произносит невольное пророчество об истинных, бесценных для человеческого рода, плодах смерти Богочеловека (Ин. 11, 50). |
Ефраим
Мф. 19, 3-12: Христос о нерасторжимости брака и о безбрачии.
Иерихон
Лк. 19, 1-10: Обращение мытаря Закхея[502].
Дом Закхея
Лк. 19, 11-27: Притча о десяти минах[503].
Мк. 10, 46-52: Исцеление слепца Иерихонского Вартимея[504] (по Мф. 20, 29-34: исцеление двух слепцов).
Гора Елеонская, Вифания
Дней до Пасхи Иудейской
Дата: 2018-12-21, просмотров: 266.