Пятница 7 апреля, 3 часа дня
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мф. 27, 46-50: Смерть[550] Иисуса.

 

Пророчество о крике отчаяния от своего одиночества:

Пс. 21, 2: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?»

 

Иерусалим и окрестности

Мф. 27, 51-56: Завеса в храме разодралась[551] надвое. Землетрясение[552]. Воскресение многих усопших святых. Вера сотника[553]. Женщины у гроба[554].

Вблизи Иерусалима на Голгофе

Ин. 19, 31-37: Копье Лонгина[555] Сотника.

 

Пророчество о пронзенных ребрах Спасителя:

« ...и они воззрят на Него, Которого пронзили... » (Зах. 12, 10).

Вечер

Мк. 15, 42-47: Снятие со Креста. Погребение.

 

Погребение Спасителя (краткая историческая справка)

На пути от Яффы к священному городу Иерусалиму лежит Рамля – отечественный город благообразного Иосифа и Никодима, которые сподобились погрести Пречистое тело Господа Иисуса Христа. В Рамле есть греческая церковь во имя святого великомученика Георгия, и при ней греческий монастырь с удобным помещением для богомольцев; по преданию, тут был дом Иосифа Аримафейского. В церкви оной хранится обломок колонны – дар одной бедной вдовы, чудно перенесенный в сей храм при его построении, о чем упоминается в житии святого великомученика Георгия. Этот святой пострадал в Никомидии; а в отечественном его городе Лидде, отстоящем от Рамли к северу, есть небольшая церковь во имя его, где находится его гробница. Близ Голгофы находится лежащий на небольшом возвышении продолговатый, желто-розового цвета, камень миропомазания, длиною 11 четвертей, шириною около 60 сантиметров, обставленный огромной величины подсвечниками и теплящимися над ним матовыми светильниками. Это тот самый камень, на который пречистое тело Господне, было возложено, по снятии с креста, Иосифом и Никодимом, там же было помазано миром, обвито плащаницею и положено в гроб. Святая Церковь священное это событие изображает в сих умилительных песнопениях: «Тебе, одеющегося светом яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом, и видев мертва, нага, непогребенна, благосердый плач восприим, рыдая глаголюще: увы мне, сладчайший Иисусе! Егоже вмале солнце на кресте висима узревшее, мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса; но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию? коими ли рукама прикоснуся нетленному Твоему телу? или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре? величаю страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со воскресением, зовый: Господи, слава Тебе»! А в великую субботу, в надгробном пении над плащаницею, ублажая Иосифа, святая Церковь взывает: «Приидите ублажим Иосифа приснопамятного, в нощи к Пилату пришедшего и Живота всех испросившего: даждь ми Сего страннаго, Егоже ученик лукавый на смерть предаде; даждь ми Сего странного, Егоже Мати зрящи на кресте висяща, рыдающи вопияше и матерски восклицаше: увы Мне, Чадо Мое! увы Мне свете Мой и утроба Моя возлюбленная! Симеоном бо предреченное в церкви днесь сбыся: Твое сердце оружие пройдет; но в радости Воскресения Твоего плач преложи. Поклоняемся страстем Твоим, Христе, и святому воскресению». Гроб-пещера святых Иосифа Аримафейского и Никодима находится непосредственно рядом с Кувуклией Гроба Господня. Близ камня миропомазания, в левой стороне, изображен мраморный круг на полу, огражденный железным, решетчатым колпаком и освящаемый сверху лампадой. На этом месте стояла Пресвятая Дева Богоматерь, когда, по снятии со креста пречистого тела Сына Ее и Бога, помазывали оное миром и благовонными мастями и обвивали плащаницею. Благоговейно поклонимся месту, освященному стопами Приснодевы Богоматери, и с любовью облобызаем следы стоп Ее. Святая Церковь от лица Божественной Страдалицы в сих трогательных песнопениях выражает безмерную скорбь Ее: «Глаголаше браконеискусная к благоразумному: потщися, Иосифе, к Пилату приступити, и испроси сняти со древа Учителя твоего». «Видев Пречистую горце слезящу, Иосиф смутися, и плачася приступи к Пилату: даждь ми, вопия с плачем, тело Бога моего». «Болезни и скорби и воздыхания обретоша Мя: увы Мне, Чистая горце рыдающи глаголаше, видя Тя Чадо Мое возлюбленное, нага и уединенна, и вонями помазана мертвеца». «Дивлюся зрящи Тя, преблагий Боже и прещедрый Господи, без славы, и без дыхания, и безобразна; и плачуся держащи Тя, яко не надеяхся, увы Мне, видети Тя, Сыне Мой и Боже». «Не изглаголеши ли рабе Твоей слова, Сыне Божий; не ущедриши ли, Владыко, Тебе рождшую, глаголаше Чистая, рыдающи и плачущи, облобызающи тело Господа Своего». «Где, Сыне Мой и Божие, благовещение древнее, еже Ми Гавриил глаголаше? Царя Тя, Сына и Бога Вышняго нарицаше; ныне же вижу Тя, Свете Мой сладкий, нага и уязвлена мертвеца». «Странную вижу и преславную тайну, Дева вопияше Сыну и Господу: како в худом гробе полагаешися, мертвыя повелением возставляяй в гробех». «Ни от гроба Твоего востану, Чадо Мое, ни слезы точащи престану раба Твоя, дондеже и Аз сниду во ад: не могу бо терпети разлучения Твое, Сыне Мой». «Радость Мне николиже отселе прикоснется, рыдающи глаголаше Непорочная: Свет Мой и радость Моя во гробу зайде; но не оставлю Его единого, зде же умру и согребуся Ему». «О како утаилася Тебе есть бездна щедрот, Матери втайне изрече Господь: тварь бо Мою хотя спасти, изволих умрети; но и воскресну, и Тебе возвеличу, яко Бог небеси и земли». Отсюда направим путь наш на западную часть храма Воскресения, в придел Сириан, где показывают гробы Иосифа и Никодима, приснопамятных учеников Господа Иисуса. Гробы их иссечены в природной скале; и, так как недалеко отстоят от гроба Господня, то, вероятно, заключались в одной цельной скале, разъединенной впоследствии при устроении храма. Святой Игнатий[556] (ок. 50-115 г.) писал о Христе: «Он был распят и умер при Понтии Пилате. Он был распят на самом деле, а не для виду, и умер на глазах тварей небесных, земных и подземных. Он также воскрес из мертвых на третий день... в день приготовления к празднику Пасхи, в третьем часу, Он получил Свой приговор от Пилата, ибо Отец Его позволил это; в шестом часу Он был распят, в девятом часу Он испустил дух, и еще до заката был погребен. Всю субботу Он пролежал в гробнице, куда положил Его Иосиф Аримафейский. Мать Его носила Его, как любого из нас, в утробе, сколько положено времени; Он был рожден, подобно нам; Его кормили обычным материнским молоком, и обычным мясом, и напитками, как любого из нас. И когда Он тридцать лет прожил среди людей, Иоанн Предтеча крестил Его по-настоящему, а не для виду; когда Он три года проповедовал Евангелие и совершал чудеса и знамения, Он, Который Сам был Судьей, был судим евреями, не достойными этого имени, и наместником Пилатом; Его били плетьми, хлестали по щекам, плевали на Него; на Него надели терновый венец и багряницу; Его приговорили к смерти и распяли - по-настоящему, не для виду, не обманно, не игрой воображения. Он истинно умер, был погребен и восстал из мертвых...» Погребение Спасителя было проведено в строгом соответствии с обычаями и законами Моисея: (Втор. 21, 23): «...то тело его не должно ночевать на древе, но погреби его в тот же день; ибо проклят пред Богом всякий, повешенный на древе, и не оскверняй земли твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел».

 

 

Суббота 8 апреля

Мф. 27, 62-66: Выспрашивание[557] первосвященников и фарисеев стражи у Пилата. Стража у запечатанного гроба.

 

О камне, приваленном ко гробу (краткая историческая справка)

По всей видимости, вход в главное посещение гробницы был закрыт большим и тяжелым каменным диском, который скатывался по специальной колее. Евреи называли этот камень «голел». Поскольку камень перед гробницей Иисуса должен был предотвратить похищение Его тела, он был, вероятно, достаточно больших размеров. Говоря о размерах камня, приведем любопытную вставку в тексте Евангелия от Марка (16, 4), содержащуюся в так называемом «Кодексе Безы», евангельском списке IV века, хранящемся в Кембриджской библиотеке: «И когда Он был положен туда, Иосиф поместил у гробницы камень, который не могли откатить двадцать человек». И, когда они вышли, то, согласно обычаю, подкатили к гробнице огромный камень, чтобы закрыть вход в нее, а для поддержки, вероятно, по тому же обычаю, прислонили к выходу и камень поменьше, так называемый дофег. Именно в месте соприкосновения этих двух камней еврейские правители на следующий день, несмотря на субботу, поставили печать, чтобы был виден их малейший сдвиг с места». Похожую процедуру находим в книге Даниила (6, 17): «И принесен был камень и положен на отверстие рва, и царь запечатлел его перстнем своим и перстнем вельмож своих...»

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выписать в тетрадь и выучить наизусть:

 

Лк. 19, 36-38: Вход Господень в Иерусалим.

Мф. 25, 34-40: Слово о страшном суде.

Ин. 13, 12-15: Слово об умовении ног.

Мф. 26, 26-28: Установление Нового Завета.

Ин. 13, 34-35: Новая Заповедь Любви.

Ин. 14, 6-7: «Я есть путь и истина и жизнь».

Ин. 15, 12-13: О пребывании в любви.

Ин. 16, 33: Заключение прощальной беседы: Христос победитель

             мира.

Лк. 23, 16-23: Народ требует смертной казни Спасителя.

Ин. 19, 25-27: События у подножия Креста.

 

Повторить вопросы:

 

1. Мария возливает миро на Иисуса.

2. События Входа Господня в Иерусалим.

3. События Великого Понедельника Страстной недели.

4. События Великого Вторника Страстной недели.

5. Притча о двух сыновьях.

6. Притча о двух виноградарях. Краеугольный камень.

7. Притча о брачном пире.

8. Спор с Иудейскими вождями (о подати Кесарю, о воскресении мертвых, о наибольшей заповеди).

9. Иисус о лепте вдовы.

10.Слово Иисуса с предостережением от книжников и фарисеев.

11.Пророчество Спасителя о разрушении Иерусалимского храма. Признаки кончины мира и Второго пришествия Христова.

12.Притча о смоковнице.

13.Притча о верном и неверном рабе.

14.Притча о десяти девах.

15.Притча о талантах.

16.Слово о Страшном суде.

17.Заговор и окончательное решение Иудеев.

18.События Великой Среды Страстной недели.

19.События Великого Четверга Страстной недели.

20.Сионская горница. Тайная вечеря.

21.Прощальная беседа Спасителя с учениками.

22.Молитва в Гефсиманском саду.

23.Поцелуй Иуды и взятие Иисуса под стражу.

24.Иисус перед Анной и Каиафой. Суд синедриона.

25.Отречение Петра.

26.События Великой Пятницы Страстной недели.

27.Иисус перед Пилатом.

28.Иисус перед Иродом Антипой.

29.Предание Иисуса на смерть. Бичевание. Терновый венец.

30.Смерть Иуды.

31.Крестный путь Спасителя.

32.События на Голгофе.

33.События после смерти Спасителя.

34.Лонгин Сотник.

35.Погребение. Стража у гроба.

 

Контрольные вопросы по третьему периоду –

Великая Страстная седмица

1. Где происходит событие помазание Иисуса Христа миром?

2. Кто помазует Спасителя миром?

3. Что предлагает Иуда Искариотский, увидев помазания Спасителя миром?

4. Когда состоялось событие Входа Господня в Иерусалим?

5. Показать на карте Вифанию.

6. Наизусть: Лк. 19, 36-38: Вход Господень в Иерусалим.

7. Рассказать обстоятельства события Входа Господня в Иерусалим.

8. Что кричали люди въезжающему в Иерусалим Спасителю?

9. Перечислить кратко события Великого Понедельника.

10.Перечислить кратко события Великого Вторника.

11.Перечислить кратко события Великой Среды.

12.Перечислить кратко события Великого Четверга.

13.Перечислить кратко события Великой Пятницы.

14.Перечислить кратко события Великой Субботы.

15.Христос и дети в храме Иерусалимском.

16.Когда произошло событие проклятия смоковницы?

17.Где произошло событие проклятия смоковницы?

18.Событие проклятия смоковницы и объяснение Спасителя этого события.

19.Великий Понедельник - Спаситель в храме Иерусалимском.

20.Где проводил ночи Спаситель в Страстную неделю?

21.Когда и где была сказана притча о двух сыновьях?

22.Притча о двух сыновьях.

23.Притча о злых виноградарях.

24.Притча о брачном пире.

25.Ответ вождям Иудейским о подати кесарю.

26.Разговор с саддукеями о воскресении мертвых.

27.Лепта вдовы.

28.Встреча с эллинами и предсказание о смерти.

29.Где и когда Господь произнес предсказание о разрушении Иерусалимского храма и назвал признаки кончины мира и Второго пришествия Своего?

30.Признаки кончины мира и Второго пришествия Христова.

31.Притча о смоковнице.

32.Притча о верном и неверном рабе.

33.Притча о десяти девах.

34.Притча о талантах.

35.Наизусть: Мф. 25, 34-40: Слово о страшном суде - разделение одних от других.

36.Кто такой Каиафа?

37.Заговор и решение иудеев.

38.Каковы были условия предательства Иудой Спасителя?

39.Обстоятельства приготовления Пасхи.

40.Когда и где произошло событие Тайной Вечери?

41.Описать событие умовения Спасителем ног Своим ученикам.

42.Какой спор был между учениками во время братской трапезы?

43.Наизусть: Ин. 13, 12-15: Слово об умовении ног.

44.Как Спаситель изобличил Иуду Искариота?

45.Наизусть: Мф. 26, 26-28: Установление Нового Завета.

46.Наизусть: Ин. 13, 34-35: Новая Заповедь Любви.

47.Какое предсказание дает Спаситель на Тайной вечери Петру?

48.Пересказать прощальную беседу Спасителя со Своими учениками на Тайной вечери.

49.Наизусть: Ин. 14, 6-7: Я есть путь и истина и жизнь.

50.Наизусть: Ин. 15, 12-13: О пребывании в любви.

51.Какими словами заключается прощальная беседа Спасителя с учениками на Тайной вечери?

52.Наизусть: Ин. 16, 33: Заключение прощальной беседы: Христос - победитель мира.

53.Какого содержание молитвы Спасителя в конце Тайной вечери?

54.Какое предсказание дает Спаситель на пути из Сионской Горницы в Гефсиманию?

55.Кого из учеников взял Спаситель во время моления в Гефсиманском саду?

56.Рассказать о молитве Спасителя в Гефсиманском саду.

57.Как Иуда указывает воинам на Спасителя?

58.Рассказать о событиях взятия Иисуса под стражу.

59.Кто такой Анна первосвященник?

60.Рассказать события, которые произошли в доме первосвященника Анны.

61.Рассказать о первосвященнике Каиафе.

62.Суд синедриона над Иисусом Христом у Каиафы.

63.Событие отречение Петра.

64.Где и когда прозвучал окончательный приговор Иисусу синедрионом?

65.Рассказать о Понтийском Пилате.

66.Иисус перед Иродом Антипой.

67.Кого иудеи выспрашивают отпустить им вместо Иисуса?

68.Каким видимым знаком Пилат показывает свою непричастность в судебном приговоре?

69.В какой день и час и где прозвучал окончательный приговор Пилата.

70.Наизусть: Лк. 23, 16-23: Народ требует смертной казни Спасителя.

71.Кончина Иуды.

72.Крестный путь Спасителя.

73.Каково было начертание надписи на табличке, прибитой ко Кресту?

74.Кто бросает жребий об одежде?

75.О чем молится Спаситель в момент распятия?

76.Что Спаситель говорит Иоанну и Матери Своей?

77.Судьба двух разбойников, распятых со Спасителем.

78.Наизусть: Ин. 19, 25-27: События у подножия Креста.

79.В какой день и час умер Спаситель?

80.Описать грозные события, которыми сопровождались страшные муки Спасителя.

81.Рассказать о сотнике Лонгине.

82.Когда и кто снял Спасителя со Креста?

83.Событие погребения Спасителя.

84.Поставление стражи у гроба.



Лекция 4

 

ПЕРИОД ЧЕТВЕРТЫЙ

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 241.