Подшипники качения служат опорами для валов. Основные элементы подшипника качения: наружное и внутреннее кольцо и тела качения (шарики либо ролики). Наружное кольцо подшипника устанавливается в корпус (стакан), внутреннее – на вал.
Стандартом установлено 5 классов точности подшипников качения:
0, 6, 5, 4, 2
→ точность возрастает
Подшипники 0 и 6 класса точности применяются в обычных машинах и узлах и наиболее распространены;
5 и 4 – в точных металлорежущих станках, в измерительных приборах;
2 – в особо точных приборах.
Класс точности подшипника зависит от
- точности посадочных поверхностей (вала и корпуса);
- точности тел вращения (шариков или роликов);
- точности дорожек качения;
- точности взаимного расположения посадочных поверхностей и дорожек качения.
Класс точности подшипников указывают на чертеже и в спецификации перед номером подшипника. Нулевой класс не указывается, например 6-205 (6- класс точности, 295-номер подшипника); 4-304; 301.
Виды нагружения колец подшипников
Посадка подшипника на вал и в корпус зависит от вида нагружения колец подшипника
3 вида нагружения: местное, циркуляционное, колебательное.
При местном (М) нагружении постоянная по направлению сила воспринимается ограниченным участком дорожки качения и передается ограниченному участку посадочной поверхности.
При циркуляционном (Ц) нагружении дорожка качения последовательно воспринимает действительную нагрузку по всей длине и последовательно передаёт её по всей посадочной поверхности.
При колебательном нагружении равнодействующая от 2-х сил (одной постоянной, 2-ой – вращающейся) воспринимается ограниченным участком дорожки качения.
Посадки подшипников качения
Подшипник является стандартным изделием, поэтому он изготавливается независимо от посадок, по которым будет устанавливаться на вал и в корпус. Это означает, что наружное кольцо подшипника выполняет роль основного вала. Отверстие внутреннего кольца выполняет роль основного отверстия. Но в подшипниках качения это поле допуска расположено не в «+», как у основного отверстия, а в «-». Это сделано для того, чтобы, используя переходные посадки валов k, m, n при установке подшипника на вал обеспечивали небольшие, но гарантированные натяги.
Поля допусков подшипников обозначаются:
- для наружных колец l0, l6, l5, l4, l2
- для внутренних колец L0, L6, L5, L4, L2
Для установки подшипников на вал и в корпус к посадочным поверхностям вала и корпуса предъявляются дополнительные требования, определяемые стандартом
ГОСТ 3325-85:
1) определяется шероховатость поверхности.
2) Допуски на погрешности формы.
3) Допуски на торцевое биение заплечиков вала и корпуса.
4) Точность размеров посадочных поверхностей
Класс точности подшипников | Квалитет точности отверстия | Квалитет точности вала |
0, 6 5, 4 2 | IT 7 IT 6 IT 5 | IT 6 IT 5 IT 4 |
Схема полей допусков подшипников качения 0 и 6 классов точности
Дата: 2018-12-21, просмотров: 535.