Наиболее распространенными соединениями с зазором являются подшипники скольжения.
При вращении вала положение его оси определяется абсолютным эксцентриситетом е или относительным эксцентриситетом χ (χ = 0,5… 0,95)
,
где S – зазор соединения
Расчет и выбор посадки с зазором сводится к определению двух предельных функциональных зазоров Sminф. и Smaxф.по которым производится выбор стандартной посадки.
Минимальный функциональный зазор Smin ф . определяется из условия обеспечения жидкостного трения между валом и вкладышем.
Минимальный слой смазки, при котором обеспечивается жидкостное трение hmin = hж.т.:
hж.т. ≥ k (Rz1 + Rz2 + hg),
где Rz1, Rz2 – шероховатость контактирующих поверхностей;
hg – добавка, учитывающая отклонение нагрузки, температуры, скорости от расчетных, а также механические включения масла ( hg = 1…4 мкм);
k – коэффициент запаса надежности по толщине масляного слоя (k ≥ 2).
Минимальный функциональный зазор:
Максимальный функциональный зазор определяется из условия неразрывности масленого слоя и зависит от вязкости смазки, частоты вращения цапфы (вала), радиальной нагрузки на соединение, длины и диаметра соединения.
,
где – динамическая вязкость смазки;
n – частота вращения цапфы (вала);
l – длина соединения;
d – диаметр соединения;
R – радиальная нагрузка.
По полученным предельным функциональным зазорам Sminф., и Smax ф. подбирается стандартная посадка, при этом обеспечиваются условия выборапосадки:
1.S min таб. > S min ф.
2.S max таб. ≤ S max ф.
Разность между Smax ф., и Smax т. называется запасом на износ.
Полагая, что износ вала и втулки происходит с одинаковой интенсивностью, то для них запас на износ делится на 2.
Пример. Для номинального диаметра соединения 16 мм по рассчитанным предельным значениям функциональных зазоров Smin ф. = 10мкм, Smax ф. = 69 мкм подобрать стандартную посадку в системе отверстия и рассчитать запасы на износ для отверстия и вала. Построить схему полей допусков выбранной посадки.
Решение. Решение задачи начинаем с построения схемы полей допусков. По условию задана система отверстия, поэтому на нулевой линии строим поле допуска основного отверстия Н. Задаемся квалитетом точности 7 (посадку рекомендуется выбирать в 6…9 квалитетах точности), выписываем из стандарта предельные отклонения для Н7.
Для обеспечения зазора в соединении поле допуска вала должно располагаться ниже поля допуска отверстия, т. е. в данном случае ниже нулевой линии. Строим поле допуска вала (схематично, без обозначений).
Величина минимального табличного зазора будет определяться верхним предельным отклонением вала по ГОСТ 25347-82. Поэтому, в стандарте необходимо найти такое поле допуска вала, у которого верхнее отрицательное отклонение было бы больше (по модулю) или равно Smin ф =10 мкм (первое условие выбора). Подбор ведем начиная с 6-го квалитета точности. При выборе поля допуска вала первое условие может обеспечивать несколько полей. Рекомендутся выбирать предпочтительное поле (если такое имеется) и обеспечивающее наибольший запас на износ. Такому условию удовлетворяет вал с полем допуска и квалитетом точности f 7, которое является предпочтительным.
Smin ф ≤ Smin т; 10 < 13 мкм.
Зная предельные отклонения вала и отверстия рассчитаем максимальный табличный зазор и сравним его с максимальным функциональным:
Smax т < Smax ф, 43 < 69, т.е. выполняется второе условие. Следовательно выбранная посадка обеспечивает условия выбора.
Запишем выбранную посадку Ø16 , для
Рассчитываем запас на износ:
Sз.и. = (Smax ф - Smax т) / 2 = (69 - 43) / 2= 13 мкм.
Схема расположения полей допусков выбранной посадки с зазором приведена на рисунке.
5.2. Расчет и выбор посадок с гарантированным натягом
Посадки с натягом применяются для получения неподвижных соединений без дополнительных средств крепления (шпонок, штифтов и др.).
Условием годности посадки с натягом является обеспечение минимальным натягом передачи внешней нагрузки без разрушения соединения, а максимальный натяг должен обеспечивать прочность соединения при сборке (отсутствие разрушения соединения).
Разрушение – появление на поверхностях контакта сопрягаемых деталей пластических деформаций.
Способы соединения с натягом:
- механическая запрессовка;
- запрессовка с применением смазки;
- запрессовка с нагревом охватывающей детали (при несложной конструкции);
- с охлаждением охватываемой детали (сухой лёд).
Целью расчета посадки с натягом является определение минимального и максимального функциональных натягов Nmin ф., Nmax ф.
Исходные данные для расчета:
- номинальный диаметр соединения
- передаваемые соединением крутящий момент и осевая сила.
Минимальный функциональный натяг рассчитывается из условия обеспечения относительной неподвижности сопрягаемых деталей.
Минимальный расчетный натяг
где P – сдвигающая сила;
Мкр – крутящий момент, воспринимаемый соединением;
d – номинальный диаметр соединения;
С1, С2 – коэффициенты пропорциональности между величиной нормальных окружных напряжений на поверхностях соприкосновения и давлением соответственно для вала и втулки;
, – коэффициенты Пуассона;
E1, Е2 – модули упругости материалов.
Максимальный функциональный натяг рассчитывается из условия обеспечения прочности сопрягаемых деталей.
Для расчета максимального натяга необходимо знать допустимое контактное давление, при котором отсутствуют пластические деформации
где – предел текучести материала;
d – номинальный диаметр соединения;
d1 –диаметр отверстия полого вала (d1 = 0 для сплошного вала);
d2 – наружный диаметр втулки (для зубчатого колеса d2 = (z – 2,4) m );
Расчетный максимальный натяг
соответствует минимальному значению из полученных (для более слабой детали).
Поправка, учитывающая смятие неровностей контактных поверхностей
,
где К1 , К2 – коэффициенты, учитывающие высоту снятия неровностей на поверхности вала и отверстия втулки соответственно;
RZ 1 , RZ 2 – высота неровностей поверхностей вала и отверстия.
Поправка компенсации температурных деформаций
где α1 и а2 – температурные коэффициенты линейного расширения материала вала и втулки;
и – отклонение рабочей температуры деталей от температуры сборки.
Максимальный функциональный натяг
где – поправка, учитывающая неравномерность контактного давления по длине сопрягаемой поверхности охватывающей детали.
Минимальный функциональный натяг
.
По полученным значениям выбираем стандартную посадку исходя из условия:
Условия выбора посадки с натягом:
1. Nmax т. < Nmax ф.
2. Nmin т. > Nmin ф.
Выполнение условий выбора посадки обеспечивает запас на сборку (задается по максимальному натягу для исключения разрушения деталей при сборке) и запас на эксплуатацию (задается по минимальному натягу для исключения проворачивания деталей в процессе эксплуатации).
Запас на сборку
Nз.с. = Nmax ф. - Nmax т.
Запас на эксплуатацию
Nз.э. = Nmin т. - Nmin ф.
Пример. Для номинального диаметра соединения 60 мм по рассчитанным предельным значениям функциональных натягов Nminф.= 20 мкм; Nmaxф.= 240 мкм подобрать стандартную посадку в системе отверстия и рассчитать запас на эксплуатацию и запас на сборку.
Решение. Решение задачи начинаем с построения схемы полей допусков. По условию задана система отверстия, поэтому на нулевой линии строим поле допуска основного отверстия Н. Задаемся квалитетом точности 7 (посадку рекомендуется выбирать в 6…9 квалитетах точности), выписываем из стандарта предельные отклонения для Н7.
Для обеспечения натяга в соединении поле допуска вала должно располагаться выше поля допуска отверстия. Строим поле допуска вала (схематично, без обозначений).
Величина максимального табличного натяга будет определяться верхним предельным отклонением вала по ГОСТ 25347-82. Поэтому, в стандарте необходимо найти такое поле допуска вала, у которого верхнее положительное отклонение было бы меньше (близкое) Nmax ф. =101 мкм (первое условие выбора). Подбор ведем начиная с 6-го квалитета точности. При выборе поля допуска вала первое условие может обеспечивать несколько полей. Рекомендутся выбирать предпочтительное поле (если такое имеется) и обеспечивающее наибольший запас на эксплуатацию. Такому условию удовлетворяет вал с полем допуска и квалитетом точности s 6 .
Nmax т. < Nmax ф.; 39 < 101 мкм.
Зная предельные отклонения вала и отверстия рассчитаем минимальный табличный натяг и сравним его с минимальным функциональным:
Nmin т. > Nmin ф, 43 < 69, т.е. выполняется второе условие. Следовательно выбранная посадка обеспечивает условия выбора.
Запишем выбранную посадку Ø16 , для которой
Рассчитываем запас на сборку
Nз.с. = Nmax ф. - Nmax т.; N з.с. = 240 – 133 = 107 мкм.
Запас на эксплуатацию
Nз.с. = Nmin т. - Nmin ф.; N з.э. = 41 – 20 = 21 мкм.
Схема расположения полей допусков выбранной посадки с зазором приведена на рисунке.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 843.