Различение звуков «Л-ЛЬ».
ЛО-ЛЁ ЛУ-ЛЮ ЛЭ-ЛЕ ЛЫ-ЛИ ЛЁ-ЛО ЛЮ-ЛУ ЛЕ-ЛЭ ЛИ-ЛЫ
лук - люк, галка – галька, юла – Юля, угол – уголь, ел – ель
В этом году тёплое лето.
Володя увидел салют.
В углу уголь.
Мила любит лепить из глины лошадей.
За селом поля и леса.
Лёня и Володя были на футболе.
Поля подметает полы.
Лене купили ленту и лото.
Юля купила юлу.
2. Звуки «Л-ЛЬ» в связных текстах.
ВАЛЕНКИ ДЛЯ ВАЛЕНЬКИ.
В магазине Валеньке покупают валенки.
Маленькие валенки до чего ж милы!
Но надела валенки маленькая Валенька-
Оказались валенки на неё малы.
КОЛОКОЛЬЧИК.
Колокольчик голубой поклонись нам с тобой.
Колокольчики – цветы очень вежливы. А ты?
(Е. Серова)
НИНА - МОЛОДЧИНА.
Няня на ночь Нину мыла.
Нина мыло не любила.
Но не ныла Нина,
Нина – молодчина!
(Е. Благинина)
СОСУЛЬКА.
Сосулька испугалась высоты,
Сосулька от испуга стала плакать;
И потому опять настала слякоть.
И потому опять в галошах ты.
(А. Кондратьев)
ОБМЕНЯЛА КУКЛУ.
Куклу Милу Лида мыла,
С куклы грязи не отмыла.
Но от мыла кукла Мила
Полиняла, как могла..
От обиды куклу Лида
Обменяла на осла.
(Н. Кончаловская)
3. Игра «Доскажи словечко»
На скамейке у ворот
Лена горько слёзы … (льёт).
Подготовлен самолёт,
Он отправился в … (полёт).
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую … (лису).
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из … (лейки).
КОМУ ПОЛ МЕСТИ.
Коля и Юля играли в молчанку. Кто до обеда скажет хоть слово или сойдёт с места, тому пол в кухне мести.
Вот сидят они в углу и молчат. Коля молчит и Юля молчит. Колю папа окликнул: «Николка, где ты? Иди на велосипеде покатаю». А мальчик не откликается. Сидит в углу и молчит. Тут мама Юлю позвала: «Юленька, возьми яблоко, сладкое, сладкое. Только сейчас купила». А Юля ни гу-гу. Сидит и молчит.
Молчат они молчат, пока Коле чихнуть не захотелось. Повёл он носом да как на всю комнату: «Апчи!» - «Ага, Колька, ты «апчи» сказал. Тебе пол мести». «Ну да, - ответил Коля, - «апчи» - это не слово. Это ты первая заговорила». Подумала Юля полминуты и взяла веник. «Ладно, - сказала он Коле. – Хоть «апчи» - это слово, но ведь мама устала. Надо ей помочь». И начала пол мести. А Коле стало стыдно, и он побежал за совком.
Вопросы по содержанию.
Почему молчали Коля и Юля? Зачем папа позвал Колю, а мама Юлю?
Почему не откликались Коля и Юля? Как спорили Юля и Коля после того, как Коля чихнул? Почему Юля решила мести пол?
Формирование правильного звукопроизношения:
звуки [р], [р,]
( речевой материал )
Приемы постановки [р].
1). Многократное чередующееся произношение - т- и - д : тд,тд; тдд, тдд в быстром темпе, ритмично; при широко раскрытом рте язык должен смыкаться с альвеолами. При многократном произнесении ребенка просят сильно подуть на кончик языка – слышится вибрация. Но при велярном или увулярном [р] может возникнуть двуфокусная вибрация: задняя и новая, передняя, что создаёт грубый шум.
2). Постановка [р] в два этапа:
а) ставится фрикативный [р] от [ж] при его протяжном произнесении без округления губ с перемещением переднего края вперед ( т.к. [ж] – передненебный). При этом звук произносится со значительным напором воздуха и минимальной щелью между передним краем языка и альвеолами.
б) выработка вибрации производится следующим образом: шариковый зонд вводят под язык, вызывая колебания движениями зонда вправо – влево или вверх – вниз. Прикасаться следует только к нижней поверхности передней части языка. Струя воздуха должна быть сильной. Вместо зонда может быть использован палец самого ребенка.
3). Проводится постановка [р] от [з] в том случае, если ребенок не произносит [ж], [ш]. Ребенка просят поднять кончик языка к альвеолам за верхними зубами, произнести протяжно [з] (получится звук подобный [ж]). Далее - см. указанный выше способ.
4). Присосать язык к небу до предела растянув «уздечку». Затем пальцами прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» остаются свободными. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса: тж. Упражнение повторять много раз, [тж] постепенно перейдёт в [тр].
В ряде случаев считается, что для постановки [р] необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это излишне. Причиной отсутствия звука [р] является слабость мышц языка и неразвитость «уздечки».
При постановке [р,] чаще используется имитативный способ ( по подражанию), при условии четкого произнесения [р].
Одновременно [р] и [р,] не ставятся, чаще сначала ведётся работа над [р].
-2-
Автоматизация [р].
Наиболее приемлемым на начальном этапе автоматизации сочетанием звуков считается: тр – др - , поскольку -т – д – являются опорой для удержания языка у неба. Автоматизацию следует начинать со слогов: тра – тро – тру – тры.
Варианты заданий:
1). Запомнить и повторить слоги с одинаковым гласным, соблюдая ударение:
тра – тра – тра
тра – тра – тра
тра – тра – тра
Цепочки слогов с другими гласными 1го ряда (о, у, ы, э) отрабатываются аналогично.
2). Отработать интонацию вопроса и утверждения:
тра – тра – тра? /голос повышается/
тра – тра – тра. /голос понижается/
3). Запомнить и повторить: тра – тро – тру.
4). Предложить додумать слог до слова, произнести слово.
тра (ва)
тро (пик)
тру (ба)
-3-
Автоматизация [р] в словах.
В книге А. И. Богомоловой «Нарушение произношения у детей» систематизирован материал на автоматизацию и дифференциацию звуков. Автор рекомендует начать отработку [р] в словах с ударением на слоге, включающем - тр - или - др - , например: травы, трап, трасса, матрос, метро, ватрушка и т.д.
Далее - в словах без ударения на слоге: трава, трамвай, утро, тропа, тростник и т.д.
В порядке усложнения следуют слова со стечениями: завтра, струна, пестрый, костры, страна; с обратными слогами: театр, педиатр, фетр, метр.
В той же последовательности, но со звукосочетанием - др - звук автоматизируется в словах.
Практика подсказывает, что можно применять различные приёмы для автоматизации звука:
а) «Запомни и повтори» (предлагается 3-4 слова)
б) «Отгадай загадку»
Логопед подбирает загадки в форме стихов и нерифмованные, например:
Поссорились два рака – в реке большая …(драка).
* * *
Самая крупная бегающая птица жарких стран (страус).
* * *
Упряжка из трех лошадей (тройка).
* * *
Палочка для опоры при ходьбе (трость).
в) С опорой на картинки ответить на вопросы:
Кого (что?) ты видишь? – матроса, дрозда, кедр и т.д.
Кому (чему?) ты радуешься? – другу, страусу, утру и т.д.
О ком (чем?) ты расскажешь дома?- о подростке, о завтраке, о тетради.
-4-
Автоматизация [р] в предложениях рассказах, стихах, диалогах.
После усвоения материала, включающего слова (с тр – др -) рекомендуется переходить к следующему этапу – закреплению [р] в предложениях в следующей последовательности:
1) со звукосочетаниями - тр – др :
Завтра мы идем в театр.
Трамвай везет нас по центру, и т.д.
в обратном слоге -ар (ор, ур, ир) при условии, что не слышится призвука т (д).
«Вначале заучиваются отдельные слова со звуком [р], затем самостоятельные фразы. После проговаривания и заучивания фраз ребёнок заучивает всё стихотворение и текст». /Из книги Богомоловой, стр. 8/.
Пример:
Федор метет двор. На стене карта.
* * *
- Егор, Егор, укажи свой двор! - А вон мой двор, голубой забор!
3) в прямом слоге закрепляется [р] при условии, что он произносится раскатисто и длительно, без выключения голоса.
А. И. Богомолова: «Если звук не получается раскатистым и длительным, необходимо дополнительно проработать упражнение на произнесение [р] в обратных слогах.»
• На занятиях сопряженно с автоматизацией звука и развитием фонематических процессов решаются следующие задачи: расширение и уточнение словаря, развитие грамматического строя речи, формирование слоговой структуры слов, просодической стороны речи, установление логических связей.
Варианты заданий на автоматизацию [р]
в предложениях и текстах.
Задание. Составить предложения из слов.
Куртка, Федор, надевать;
Пожар, ферма, на;
Идти, дежурство, Егор, на;
Паркет, Федор, натер.
Составить схему последнего предложения.
Задание. Заучить двустишие.
Петр Петрович Прыгунов
Прибыл из Перми в Ростов.
/Т. Кириллова/
- Как зовут отца Петра Петровича? ( - Петр).
- Назови имя и фамилию Петра Петровича.
- Какие города мы назвали?
- Какое слово похоже по смыслу на слово «прибыл»? (приехал)
Задание. Составить слово из звуков: б, о, р.
После того, как слово названо, логопед уточняет значение «Бор – хвойный лес».
Выучить стихотворение /предлагается детям, у которых сформирован [л,].
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый мухомор. /Е. Алексеев/.
Задание. Выучить стихотворение.
За окошком забор,
За забором старый бор.
Я забор уберу,
Чтобы дом стоял в бору!
/А. Клюшев/
- Что за окошком?
- Что за забором?
- Что находится между окошком и бором?
Задание. Прослушать стихотворение, ответить на вопросы, назвать
слова со звуком [р].
Егор и Трезор.
Вышел бы Егор во двор, только трусит:
У крыльца щенок Трезор, вдруг укусит?
Хочет в дом войти Трезор, только видит:
У окна сидит Егор – вдруг обидит!
- Кто кого боится? Егор – Трезора, Трезор – Егора.
- Куда хочет выйти Егор? - во двор
- Куда хочет войти Трезор? - в дом
- Если Егор подружится с Трезором, то Трезор кто будет Егору? - друг
- А Егор Трезору? - друг.
Примечание. Стихотворение предлагается, если ребенок артикулирует [р,].
Задание. Выучить стихотворение.
Маленького Юрочку
Обижает курочка,
Отняла пеструшечка
Сладкую ватрушечку.
Из-за этой курочки
Без ватрушки Юрочка.
- Кто обижает Юрочку? - курочка. - Как, ты думаешь, она выглядит - белая(черная или пестрая)? - Без чего остался Юрочка?
Примечание. Если ребенок не произносит [л], логопед может
заменить слово – сладкая – на - мягкая - .
Объясняется значение слов «ватрушка» – лепешка
с начинкой наверху, «пестрая» – покрытая
разноцветными перьями.
Задание. Выучить стихотворение /если ребенок владеет артикуляцией [л]/.
На лугу под горкой
Лежит сырок с красивой
Красной коркой.
Сорок сорок,
В короткий срок
Съели сырок.
- Кто съел сырок? – сороки
- Долго они ели или нет? - «короткий срок» -
значит «небольшой по времени»
- Что короче по времени - день или неделя?
(минутка или день?)
Игра «Назови ласково»:
Сырок – сырочек
Красная – красненькая
Корка – корочка
Короткий - коротенький
Задание. Ознакомить с текстом стихотворения.
Норка.
Под кустом ореха норка.
Проживает в норке норка.
Логопед объясняет значение слов:
Норка – жилище, вырытое под землей.
норка – зверек с блестящей красивой шерстью.
Предлагается ребенку поднять руку, если услышит название зверька (читается 2й раз).
- Как называется жилище норки? – норка
- У маленького животного норка, а животное побольше вырыло что?
– нору
- Как называют мышку и мышкино жилище? – норушка.
Затем ребенок выбирает из текста слова со звуком [р], заучивает
стих.
Задание. Аналогично предыдущему проводится работа с текстом
«Барсучата» /при наличии артикуляции [р,]/.
Под березой на пригорке
Барсучата роют норки.
Им показывает мать,
Как они должны копать.
/Е. Александрова/
- Кто мама барсучат? – барсучиха
- А папа? - барсук
- Как делают норки? – роют
Задание. Отгадать загадку:
За пнем - бугорок,
А в нем - городок.
/Муравейник/
- Кто живет в муравейнике?
- Как назвать ласково пень? – пенек
- Что впереди нарисуем, если превратимся в художников – пенек
или муравейник? /впереди - пенек, а за ним - муравейник/.
Задание. Игра «Назови одним словом»
Груши, виноград, персики – это что? – фрукты
Трамвай, пароход – это что? - транспорт
Рубанок, топор - это что? - инструменты
Тромбон, труба, гармонь, аккордеон - это что? -
инструменты музыкальные.
Кто на них играет? - музыканты
Вниманию детей предлагается стихотворение.
Играет Рая на тромбоне, играет Рома на трубе,
Макар играет на гармони, а Герман на аккордеоне.
Квартет играет в парке под кедрами у арки.
- Назовите музыкальные инструменты, о которых я прочитала в
стихотворении?
- Кто на чем играет? /Рая играет на тромбоне и т.д./
- Как называется ансамбль из 4х музыкантов? – квартет
- Где играет квартет? – в парке
- Под какими хвойными деревьями – соснами или кедрами?
Задание. Разделить лист тетради на 2 части. Предложить прослушать стихотворение, ответить на вопросы.
Есть у Раи огород: там морковка и горох,
Справа огород Федоры. А растут там помидоры.
- Справа чей огород? А слева?
- Что растет у Раи, а что у Федоры?
- Назови слова со звуком [р].
Логопед: Федора и Рая любят загадывать загадки. Угадай, кто из них
сочинил загадку (об овоще, который выращивает).
Как на нашей грядке выросли загадки –
Сочные да крупные, вот такие круглые,
Летом зеленеют, к осени краснеют.
/Помидоры/.
Дети: Загадку придумала Федора /помидоры, сочные, крупные, круглые/.
Задание. Предложить ребенку произнести: «ох – ох – ох» с различной интонацией /радости, недовольства, грусти/.
Логопед: Послушай стихотворение, скажи, кто охает и радуется, или жалуется.
Ох, ох, ох, ох! – разворочался горох, -
Очень трудно жить в стручке,
Если дверка на крючке.
/Л. Бранницкая/
После проговаривания слов со звуком [р], дети воспроизводят текст с нужной интонацией (недовольства).
Задание. Логопед предлагает сказать «с добрым утром» одному ребенку
весело, а другому так, как будто у него плохое настроение.
Дети приветливо здороваются. Логопед читает четверостишие:
С добрым утром, детвора! Я встаю, и вам пора.
Сколько разных дел вокруг для проворных наших рук.
Детям предлагается сказать, как здороваются днем (добрый день), вечером (добрый вечер).
Звук [р] утрируется при проговаривании. Прежде, чем назвать слова со стечениями, отрабатываются стечения.
Кро – кро – крот
Кру – кру – крупа
Пру – пру – пружина
Фро – фро – Фрося
Бро – бро - брови
-11-
Задание. Проговаривать скороговорки сначала медленно, затем быстро.
В нашей покупке –
Крупы и крупки.
Добры, добры
Идут в боры.
Вопросы: - Почему крупы назвали покупкой?
Покупка – это купленная вещь.
- Грузовик в магазин привез покупки?
Дети: Нет, их еще не купили.
Задание. Заучить скороговорку.
Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
Логопед: Что можно назвать крупными покупками и не очень крупными?
Задание. Пересказать (с опорой на вопросы) рассказ.
«Мечта таракана».
У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карманы едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает сухари, баранки, фрукты и крошки от торта. Сегодня таракан позовет в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи – мечта каждого таракана.
/Алифанова/
- Как назвать карман Ромы? – драный
Логопед: Драный – порванный, дырявый
.
- Мы скажем какое слово с [р] твердым? – драный
- Как скажем про платье? – драное
- Как скажем про шапку? – драная
- Как скажем про шорты? – драные
- Что нужно сделать с дыркой? – зашить
Дифференциация твердого и мягкого звуков [р] - [р,].
Дифференциацию можно представить «такими видами речевой деятельности в их переходе от более простых к более сложным: произнесение (чтение) слов, называние картинок, произнесение предложений, текстов загадок, шуток, потешек, дополнение предложений по картинкам, составление ответов по картинкам, заучивание стихов, пересказ текстов, составление рассказа по картинкам» / «Нарушение произношения у детей», стр. 7, А. И. Богомолова/.
Приведем примеры заданий на дифференциацию [р] - [р,].
1). Произнесение слогов.
Ра-ря ру –рю
Ро- ре ры – ри и т.д.
2). Произнесение слов.
Рад – ряд круг – крюк
Роза – береза коровка – Буренка
Руки – брюки парад – наряд и т.д.
3). Дополнение предложений по картинкам.
Логопед показывает две картинки - ряд – парад (ребенок их называет),
затем просит ребёнка дополнить предложения по картинкам.
Идут полки за рядом … (ряд) – на Красной площади … (парад).
Аналогично:
березы – морозы Осторожные … (березы) прячут листья от … (морозов).
Рита – корыто Рита наливает воду в … (корыто).
руки – брюки У тебя такие (руки), что сбежали даже (брюки).
4). Дифференциация [р] - [р,] в стихотворных и прозаических текстах, загадках.
Задание. Выбрать из текста, произнести слова со звуками [р], [р,]; выучить
стихотворение.
Береза. /И. Токмакова/
Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.
Задание. Отгадать загадки, выучить тексты.
Без рук, без топоренка
Построена избенка.
/Гнездо/.
Рано утром в октябре
Дворник ходит во дворе.
Подобрал он все иголки,
Что упали возле елки.
/Ёж/.
Задание. Прослушать стихотворение Н. Сидельникова.
Прозрачный красный шарик
На нитке я держу.
Через прозрачный шарик
На все вокруг гляжу.
Я вижу речку красную
И красный солнца шар,
И много, много красного,
Как будто всё – пожар.
Логопед предлагает игру: он называет предмет, а ребенок, как бы глядя через красный шар, говорит, какой предмет.
Пример: ведро – ведро красное
дорога – дорога красная
рябина - рябина красная
а ромашка - ? (ромашка красная)
брюки – брюки красные
Задание. Проговаривать текст стихотворения:
Спускался я с пригорка и ведра нёс в руках –
Бренчали два ведерка о всяких пустяках.
Когда же шел я бодро от речки до ворот –
Помалкивали ведра, воды набравши в рот.
/А. Шлыгин/.
- Какие ведра бренчат? – пустые.
Логопед просит ребенка показать, как носят ведра и сказать о себе.
Я несу два ведра с водой. /или пустые ведра/.
Задание. Учить детей использовать в речи отрицательную частицу -не.
Вся деревня, весь народ
Мчится к Тане в огород,
Бежит через дорожку
Смотреть не на картошку,
Не на брюкву крепкую,
Не на свеклу с репкою,
А на маковы цветы
Небывалой красоты!
На цветы прекрасные!
Алые да красные!
/П. Позднеева/.
- Как назвать маковы цветы одним словом? – маки
- Какие вы услышали названия овощей со звуком [р], [р,]?
Логопед предлагает поиграть в игру «Приусадебный участок» («Азбуковедение», стр. 225).
У хозяйки есть огород, на котором она выращивает овощи. Какие овощи имеют в названии [р], [р,]? /горох, морковь, петрушка, помидоры, картофель, редис, репа, редька, сельдерей/.
Какие растения имеют [р] в названии? /береза, рябина, крыжовник, смородина/.
Какие грибы имеют [р] в названии? /боровики, грузди, рыжики, сыроежки, чернушки, подберезовики/.
Задание. Пересказать рассказ «На огороде».
Мама работала на огороде. Прибежали ребята. Ребята помогали маме. Вера поливала морковь. Боря полол репу. Кира сажала помидоры. Хорошо помогали дети.
-Где работала мама?
- Кто помогал маме?
- У кого из помощников в имени [р], у кого - [р,]?
Задание. Пересказать рассказ «Хвастливый медвежонок».
Жил в лесу медвежонок. Он очень любил хвастаться. Увидел у бельчонка орех и говорит ему: «У тебя один орех, а у меня много…» Чего? «орехов» - говорит бельчонок. Встретил он зайчика, который нес морковку зайчатам. Он ему и говорит: «У тебя одна морковка, а у меня много…» Чего?
Логопед предлагает пофантазировать, кого и с чем встретил медвежонок.
Например: Встретил ежика, который нес гриб.
Что сказал медвежонок?
Дифференциация [р] - [л].
а) в слогах:
ра - ла ря – ля ял – яр
ро – ло ро – лё ёл – ёр
ру – лу рю – лю юл – юр и т.д.
б) в словах:
рак – лак рос – колос
рама – лама роза – лоза
игра – игла крот – плот
рис – лис Марина – малина
горит – болит серенький – беленький
Литр, люстра, тарелка, прялка, маляр, столяр, горло, леопард, Лариса, вертолёт, глухарь, словарь, журнал и т.д.
б) в предложениях:
Брат надел халат. Мыло серо, да моет бело. Прилетели голуби, сели возле проруби.
У Веры ручка лучше, чем у меня.
Варианты заданий на дифференциацию [р] - [л].
Задание. Выучить стихотворение.
Маляры пришли втроем,
Обновили старый дом:
Был облезлый, скучный, голый,
Стал нарядный и веселый!
Все ребята со двора
Малярам кричат: «Ура!»
Словарная работа.
Логопед: - Кто красит дома? – маляры.
- Сколько их пришло? – трое.
- Кто строит деревянные дома? – плотник.
- Кто делает деревянные стулья, столы и другие изделия? – столяр.
Запомни и повтори: столяр – маляр – плотник.
В каком слове нет [р]? В каких словах есть [л], [л,]?
Задание. Выучить считалку.
Считалка о рыбалке.
Повезло опять Егорке! У реки сидит не зря:
Пять карасиков в ведерке и четыре пескаря.
Но смотрите – у ведерка появился хитрый кот.
Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесёт?
Логопед: А сколько бы принес Егорка рыбок, если бы не появился кот?
Задание. Прослушать стихотворение, выделить слова со звуками [р], [р,], [л], [л,].
Как на горке, на горе
Стоит домик во дворе.
В этом домике живет
Очень странный рыжий кот.
В рот мясного не берет,
А разводит огород.
В огороде у кота –
Гляньте, что за красота!
Свёкла, брюква, сельдерей,
Просто лук и лук – порей…
Он не скуп – наоборот:
Если в гости кто придет,
Овощами с огорода
Угощает рыжий кот.
Всех за стол садиться просит
И с достоинством приносит
Свёклу, брюкву, сельдерей,
Просто лук и лук – порей…
/В. Лифишц/
Логопед предлагает договорить слова – действия.
Кот в домике … /живет/.
В рот мясного не …./берет/
Овощами с огорода … /угощает/.
Всех за стол … /садиться просит/
С достоинством … /приносит/.
Задание. Выучить стихотворение «Репей».
- Как назвать того, кто путешествует? – путешественник.
- Кого из этого стихотворения можно назвать путешественником? /Или кто хочет стать путешественником?/
Репей.
Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей;
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в чьи-то штаны,
В волчий хвост или в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
/В. Берестов/
Логопед: Можно ли назвать слова «путь» и «путешественник» словами – родственниками? – да.
Задание. Отгадать загадку.
Лег в карман и караулю
Реву, плаксу и грязнулю.
Быстро вытру реки слёз,
Не забуду и про нос.
/Платочек/.
- Что караулит рёву в кармане? – носовой платок.
- Что он сделает с грязнулей? – вытрет лицо, нос, руки.
- Почему платок назвали носовым?
- Как назвать платок, которым покрывают голову? – головной.
Задание. Пересказать текст «Ворона».
Летом Боря пошел с сестрой в лес за грибами. Собирая грибы, он вдруг услышал, как кто-то громко закричал: «Карр-карр!» Он поднял голову и увидел на дереве большую ворону. Она сидела на самой верхушке и громко кричала: «Карр – карр - карр!»
- Как она кричала?
Задание. Проговаривать текст стихотворения.
По лесной тропинке
Шла домой Аринка
И несла в корзинке
Пирожок с начинкой.
С яблоком, с орехом
Да с веселым смехом.
Угощались пирожком
Три буренки с пастушком.
Рассмеялся пастушок,
Уронил в траву рожок,
Разбежались все буренки,
Только хохот слышен звонкий.
/Е. Лось/
Задание. Выучить скороговорку.
Собирала Маргарита
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита
Маргаритки на траве.
/Н. Кончаловская/
- Кто собирал маргаритки?
- Что собирала Маргарита?
Задание. Проговаривать, воспроизвести интонацию восклицания.
Трещал морозец.
Трещал морозец во дворе,
Замерз Трезорка в конуре.
Побрел Трезорка в коридор,
А дверь закрыта на запор.
Трезорка робко тронул дверь:
- Откройся дверь! Я добрый зверь!
Я не пантера и не рысь,
Пришел погреться, распахнись!
- Поторопись. А то прижму!
Задание. Произносить текст стихотворения.
Куда в машинах снег везут?
Ирина Токмакова
Куда в машинах снег везут?
Наверно, в странах жарких
Его ребятам раздают
На Новый год в подарках.
Получат полные кульки –
И все бегом играть в снежки!
Снежки не долетают,
На жарком солнце тают,
И только лужи там и тут…
Зачем в машинах снег везут?
Список источников и литературы:
Дата: 2018-12-21, просмотров: 704.