ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ «Л-ЛЬ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Различение звуков «Л-ЛЬ».

 

ЛО-ЛЁ ЛУ-ЛЮ ЛЭ-ЛЕ ЛЫ-ЛИ ЛЁ-ЛО ЛЮ-ЛУ ЛЕ-ЛЭ ЛИ-ЛЫ

лук - люк, галка – галька, юла – Юля, угол – уголь, ел – ель

 

В этом году тёплое лето.

Володя увидел салют.

В углу уголь.

Мила любит лепить из глины лошадей.

За селом поля и леса.

Лёня и Володя были на футболе.

Поля подметает полы.

Лене купили ленту и лото.

Юля купила юлу.

 

2. Звуки «Л-ЛЬ» в связных текстах.

 

 

                ВАЛЕНКИ ДЛЯ ВАЛЕНЬКИ.

В магазине Валеньке покупают валенки.

Маленькие валенки до чего ж милы!

Но надела валенки маленькая Валенька-

Оказались валенки на неё малы.

 

              КОЛОКОЛЬЧИК.

Колокольчик голубой поклонись нам с тобой.

Колокольчики – цветы очень вежливы. А ты?

                                               (Е. Серова)

 

             НИНА - МОЛОДЧИНА.

Няня на ночь Нину мыла.

Нина мыло не любила.

Но не ныла Нина,

Нина – молодчина!

                                            (Е. Благинина)

              

        СОСУЛЬКА.

Сосулька испугалась высоты,

Сосулька от испуга стала плакать;

И потому опять настала слякоть.

И потому опять в галошах ты.

                                 (А. Кондратьев)  

 

       ОБМЕНЯЛА КУКЛУ.

Куклу Милу Лида мыла,

С куклы грязи не отмыла.

Но от мыла кукла Мила

Полиняла, как могла..

От обиды куклу Лида

Обменяла на осла.

                    (Н. Кончаловская)   

 

3. Игра «Доскажи словечко»

На скамейке у ворот

Лена горько слёзы … (льёт).

 

Подготовлен самолёт,

Он отправился в … (полёт).

 

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую … (лису).

 

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из … (лейки).

 

КОМУ ПОЛ МЕСТИ.

   Коля и Юля играли в молчанку. Кто до обеда скажет хоть слово или сойдёт с места, тому пол в кухне мести.

   Вот сидят они в углу и молчат. Коля молчит и Юля молчит. Колю папа окликнул: «Николка, где ты? Иди на велосипеде покатаю». А мальчик не откликается. Сидит в углу и молчит. Тут мама Юлю позвала: «Юленька, возьми яблоко, сладкое, сладкое. Только сейчас купила». А Юля ни гу-гу. Сидит и молчит.

 Молчат они молчат, пока Коле чихнуть не захотелось. Повёл он носом да как на всю комнату: «Апчи!» - «Ага, Колька, ты «апчи» сказал. Тебе пол мести». «Ну да, - ответил Коля, - «апчи» - это не слово. Это ты первая заговорила». Подумала Юля полминуты и взяла веник. «Ладно, - сказала он Коле. – Хоть «апчи» - это слово, но ведь мама устала. Надо ей помочь». И начала пол мести. А Коле стало стыдно, и он побежал за совком.

Вопросы по содержанию.

Почему молчали Коля и Юля? Зачем папа позвал Колю, а мама Юлю?

Почему не откликались Коля и Юля? Как спорили Юля и Коля после того, как Коля чихнул? Почему Юля решила мести пол? 

Формирование правильного звукопроизношения:

 звуки [р], [р,]

( речевой материал )

Приемы постановки [р].

1). Многократное чередующееся произношение - т- и - д : тд,тд; тдд, тдд в быстром темпе, ритмично; при широко раскрытом рте язык должен смыкаться с альвеолами. При многократном произнесении ребенка просят сильно подуть на кончик языка – слышится вибрация. Но при велярном или увулярном [р] может возникнуть двуфокусная вибрация: задняя и новая, передняя, что создаёт грубый шум.

2). Постановка [р] в два этапа:

а) ставится фрикативный [р] от [ж] при его протяжном произнесении без округления губ с перемещением переднего края вперед ( т.к. [ж] – передненебный). При этом звук произносится со значительным напором воздуха и минимальной щелью между передним краем языка и альвеолами.

б) выработка вибрации производится следующим образом: шариковый зонд вводят под язык, вызывая колебания движениями зонда вправо – влево или вверх – вниз. Прикасаться следует только к нижней поверхности передней части языка. Струя воздуха должна быть сильной. Вместо зонда может быть использован палец самого ребенка.

3). Проводится постановка [р] от [з] в том случае, если ребенок не произносит [ж], [ш]. Ребенка просят поднять кончик языка к альвеолам за верхними зубами, произнести протяжно [з] (получится звук подобный [ж]). Далее - см. указанный выше способ.

4). Присосать язык к небу до предела растянув «уздечку». Затем пальцами прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» остаются свободными. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса: тж. Упражнение повторять много раз, [тж] постепенно перейдёт в [тр].

В ряде случаев считается, что для постановки [р] необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это излишне. Причиной отсутствия звука [р] является слабость мышц языка и неразвитость «уздечки».

При постановке [р,] чаще используется имитативный способ ( по подражанию), при условии четкого произнесения [р].

Одновременно [р] и [р,] не ставятся, чаще сначала ведётся работа над [р].

 

-2-

Автоматизация [р].

Наиболее приемлемым на начальном этапе автоматизации сочетанием звуков считается: тр – др - , поскольку -т – д – являются опорой для удержания языка у неба. Автоматизацию следует начинать со слогов: тра – тро – тру – тры.

Варианты заданий:

1). Запомнить и повторить слоги с одинаковым гласным, соблюдая ударение:

              тра – тра – тра

              тра – тра – тра

              тра – тра – тра

Цепочки слогов с другими гласными 1го ряда (о, у, ы, э) отрабатываются аналогично.

2). Отработать интонацию вопроса и утверждения:

              тра – тра – тра? /голос повышается/

              тра – тра – тра. /голос понижается/

3). Запомнить и повторить: тра – тро – тру.

4). Предложить додумать слог до слова, произнести слово.

              тра (ва)

              тро (пик)

              тру (ба)

 

 

-3-

Автоматизация [р] в словах.

В книге А. И. Богомоловой «Нарушение произношения у детей» систематизирован материал на автоматизацию и дифференциацию звуков. Автор рекомендует начать отработку [р] в словах с ударением на слоге, включающем - тр - или - др - , например: травы, трап, трасса, матрос, метро, ватрушка и т.д.

Далее - в словах без ударения на слоге: трава, трамвай, утро, тропа, тростник и т.д.

В порядке усложнения следуют слова со стечениями: завтра, струна, пестрый, костры, страна; с обратными слогами: театр, педиатр, фетр, метр.

В той же последовательности, но со звукосочетанием - др - звук автоматизируется в словах.

Практика подсказывает, что можно применять различные приёмы для автоматизации звука:

а) «Запомни и повтори» (предлагается 3-4 слова)

б) «Отгадай загадку»

Логопед подбирает загадки в форме стихов и нерифмованные, например:

Поссорились два рака – в реке большая …(драка).

                      * * *

Самая крупная бегающая птица жарких стран (страус).

                      * * *

Упряжка из трех лошадей (тройка).

                      * * *

Палочка для опоры при ходьбе (трость).

 

 

 в) С опорой на картинки ответить на вопросы:

      Кого (что?) ты видишь? – матроса, дрозда, кедр и т.д.

      Кому (чему?) ты радуешься? – другу, страусу, утру и т.д.

     О ком (чем?) ты расскажешь дома?- о подростке, о завтраке, о тетради.

 

-4-

Автоматизация [р] в предложениях рассказах, стихах, диалогах.

После усвоения материала, включающего слова (с тр – др -) рекомендуется переходить к следующему этапу – закреплению [р] в предложениях в следующей последовательности:

1) со звукосочетаниями - тр – др :

                                     Завтра мы идем в театр.

Трамвай везет нас по центру, и т.д.

в обратном слоге -ар (ор, ур, ир) при условии, что не слышится призвука т (д).

«Вначале заучиваются отдельные слова со звуком [р], затем самостоятельные фразы. После проговаривания и заучивания фраз ребёнок заучивает всё стихотворение и текст». /Из книги Богомоловой, стр. 8/.

Пример: 

                  Федор метет двор. На стене карта.

             * * *

                  - Егор, Егор, укажи свой двор! - А вон мой двор, голубой забор!

 

3) в прямом слоге закрепляется [р] при условии, что он произносится раскатисто и длительно, без выключения голоса.

А. И. Богомолова: «Если звук не получается раскатистым и длительным, необходимо дополнительно проработать упражнение на произнесение [р] в обратных слогах.»

• На занятиях сопряженно с автоматизацией звука и развитием фонематических процессов решаются следующие задачи: расширение и уточнение словаря, развитие грамматического строя речи, формирование слоговой структуры слов, просодической стороны речи, установление логических связей.

 

 

Варианты заданий на автоматизацию [р]

в предложениях и текстах.

 

Задание. Составить предложения из слов.

Куртка, Федор, надевать;

Пожар, ферма, на;

Идти, дежурство, Егор, на;

Паркет, Федор, натер.

Составить схему последнего предложения.

Задание. Заучить двустишие.

Петр Петрович Прыгунов

Прибыл из Перми в Ростов.

                                            /Т. Кириллова/

- Как зовут отца Петра Петровича? ( - Петр).

- Назови имя и фамилию Петра Петровича.

- Какие города мы назвали?

- Какое слово похоже по смыслу на слово «прибыл»? (приехал)

Задание. Составить слово из звуков: б, о, р.

После того, как слово названо, логопед уточняет значение «Бор – хвойный лес».

 

Выучить стихотворение /предлагается детям, у которых сформирован [л,].

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый мухомор. /Е. Алексеев/.

 Задание. Выучить стихотворение.

 За окошком забор,

 За забором старый бор.

 Я забор уберу,

 Чтобы дом стоял в бору!

                                                                /А. Клюшев/

                - Что за окошком?

                - Что за забором?

                - Что находится между окошком и бором?

 

 

Задание. Прослушать стихотворение, ответить на вопросы, назвать

              слова со звуком [р].

 

Егор и Трезор.

            Вышел бы Егор во двор, только трусит:

            У крыльца щенок Трезор, вдруг укусит?

           Хочет в дом войти Трезор, только видит:

            У окна сидит Егор – вдруг обидит!

 

          - Кто кого боится? Егор – Трезора, Трезор – Егора.

          - Куда хочет выйти Егор? - во двор

          - Куда хочет войти Трезор? - в дом

          - Если Егор подружится с Трезором, то Трезор кто будет Егору? - друг

          - А Егор Трезору? - друг.

 

Примечание. Стихотворение предлагается, если ребенок артикулирует [р,].

 

Задание. Выучить стихотворение.

                                              Маленького Юрочку

                                              Обижает курочка,

                                             Отняла пеструшечка

                                              Сладкую ватрушечку.

                                              Из-за этой курочки

                                              Без ватрушки Юрочка.

  - Кто обижает Юрочку? - курочка. - Как, ты думаешь, она выглядит - белая(черная или пестрая)? - Без чего остался Юрочка?

 

Примечание. Если ребенок не произносит [л], логопед может

                   заменить слово – сладкая – на - мягкая - .

                   Объясняется значение слов «ватрушка» – лепешка

                   с начинкой наверху, «пестрая» – покрытая

                   разноцветными перьями.

 

Задание. Выучить стихотворение /если ребенок владеет артикуляцией [л]/.

                                               На лугу под горкой

                                               Лежит сырок с красивой

                                               Красной коркой.

                                               Сорок сорок,

                                               В короткий срок

                                               Съели сырок.                 

 

         - Кто съел сырок? – сороки

         - Долго они ели или нет? - «короткий срок» -

                                  значит «небольшой по времени»

         - Что короче по времени - день или неделя?

                                                      (минутка или день?) 

 

        Игра «Назови ласково»:

                               Сырок – сырочек

                               Красная – красненькая

                               Корка – корочка

                               Короткий - коротенький

 

Задание. Ознакомить с текстом стихотворения.

Норка.

                                             Под кустом ореха норка.

                                             Проживает в норке норка.

 

              Логопед объясняет значение слов:

                                         Норка – жилище, вырытое под землей.

                                         норка – зверек с блестящей красивой шерстью.

 

Предлагается ребенку поднять руку, если услышит название зверька (читается 2й раз).

 

         - Как называется жилище норки? – норка

         - У маленького животного норка, а животное побольше вырыло что?  

            – нору

        - Как называют мышку и мышкино жилище? – норушка.

 

               Затем ребенок выбирает из текста слова со звуком [р], заучивает

               стих.

 

Задание. Аналогично предыдущему проводится работа с текстом 

             «Барсучата» /при наличии артикуляции [р,]/.

                                        Под березой на пригорке

                                        Барсучата роют норки.

                                        Им показывает мать,

                                        Как они должны копать.

                                                                            /Е. Александрова/

              - Кто мама барсучат? – барсучиха

              - А папа?                - барсук

              - Как делают норки? – роют

 

Задание. Отгадать загадку:

                                              За пнем - бугорок,

                                             А в нем - городок. 

                                                                           /Муравейник/

              - Кто живет в муравейнике?

              - Как назвать ласково пень? – пенек

              - Что впереди нарисуем, если превратимся в художников – пенек 

                 или муравейник? /впереди - пенек, а за ним - муравейник/.

Задание. Игра «Назови одним словом»

                         Груши, виноград, персики – это что? – фрукты

                        Трамвай, пароход – это что? - транспорт

                        Рубанок, топор - это что? - инструменты

                        Тромбон, труба, гармонь, аккордеон - это что? -    

                         инструменты музыкальные.

                        Кто на них играет? - музыканты                                                                       

 

                 Вниманию детей предлагается стихотворение.

          Играет Рая на тромбоне, играет Рома на трубе,

          Макар играет на гармони, а Герман на аккордеоне.

          Квартет играет в парке под кедрами у арки.

 

             - Назовите музыкальные инструменты, о которых я прочитала в

               стихотворении?

            - Кто на чем играет? /Рая играет на тромбоне и т.д./

            - Как называется ансамбль из 4х музыкантов? – квартет

            - Где играет квартет? – в парке

            - Под какими хвойными деревьями – соснами или кедрами?

 

Задание. Разделить лист тетради на 2 части. Предложить прослушать стихотворение, ответить на вопросы.

                 Есть у Раи огород: там морковка и горох,

                 Справа огород Федоры. А растут там помидоры.

 

             - Справа чей огород? А слева?

             - Что растет у Раи, а что у Федоры?

             - Назови слова со звуком [р].

 

Логопед: Федора и Рая любят загадывать загадки. Угадай, кто из них

            сочинил загадку (об овоще, который выращивает).

                Как на нашей грядке выросли загадки –

                Сочные да крупные, вот такие круглые,

                Летом зеленеют, к осени краснеют.

                                                                    /Помидоры/.

Дети: Загадку придумала Федора /помидоры, сочные, крупные, круглые/.

 

Задание. Предложить ребенку произнести: «ох – ох – ох» с различной интонацией /радости, недовольства, грусти/.

Логопед:  Послушай стихотворение, скажи, кто охает и радуется, или жалуется.

                                       Ох, ох, ох, ох! – разворочался горох, -
                                       Очень трудно жить в стручке,

                                      Если дверка на крючке.

                                                                            /Л. Бранницкая/

После проговаривания слов со звуком [р], дети воспроизводят текст с нужной интонацией (недовольства).

 

Задание. Логопед предлагает сказать «с добрым утром» одному ребенку

                весело, а другому так, как будто у него плохое настроение.

      Дети приветливо здороваются. Логопед читает четверостишие:

           С добрым утром, детвора! Я встаю, и вам пора.

           Сколько разных дел вокруг для проворных наших рук.

Детям предлагается сказать, как здороваются днем (добрый день), вечером (добрый вечер).

Звук [р] утрируется при проговаривании. Прежде, чем назвать слова со стечениями, отрабатываются стечения.

                                      Кро – кро – крот

                                      Кру – кру – крупа

                                      Пру – пру – пружина

                                      Фро – фро – Фрося

                                       Бро – бро - брови

-11-

 


Задание. Проговаривать скороговорки сначала медленно, затем быстро.

                                          В нашей покупке –

                                          Крупы и крупки.

                                                                     Добры, добры

                                                                     Идут в боры.

Вопросы: - Почему крупы назвали покупкой?

                       Покупка – это купленная вещь.

                   - Грузовик в магазин привез покупки?

                       Дети: Нет, их еще не купили.

 

Задание. Заучить скороговорку.

                                      Расскажите про покупки.

                                      Про какие про покупки?

                                      Про покупки, про покупки,

                                      Про покупочки мои.

Логопед: Что можно назвать крупными покупками и не очень крупными?

 

Задание. Пересказать (с опорой на вопросы) рассказ.

 

«Мечта таракана».

У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карманы едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает сухари, баранки, фрукты и крошки от торта. Сегодня таракан позовет в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи – мечта каждого таракана.

                                                                   /Алифанова/

              - Как назвать карман Ромы? – драный

 

Логопед: Драный – порванный, дырявый

.

              - Мы скажем какое слово с [р] твердым? – драный

              - Как скажем про платье? – драное

              - Как скажем про шапку? – драная

              - Как скажем про шорты? – драные

              - Что нужно сделать с дыркой? – зашить

 

Дифференциация твердого и мягкого звуков [р] - [р,].

Дифференциацию можно представить «такими видами речевой деятельности в их переходе от более простых к более сложным: произнесение (чтение) слов, называние картинок, произнесение предложений, текстов загадок, шуток, потешек, дополнение предложений по картинкам, составление ответов по картинкам, заучивание стихов, пересказ текстов, составление рассказа по картинкам» / «Нарушение произношения у детей», стр. 7, А. И. Богомолова/.

Приведем примеры заданий на дифференциацию [р] - [р,].

1). Произнесение слогов.

     Ра-ря               ру –рю

     Ро- ре              ры – ри                   и т.д.

2). Произнесение слов.

     Рад – ряд                   круг – крюк

     Роза – береза            коровка – Буренка

     Руки – брюки           парад – наряд                  и т.д.     

3). Дополнение предложений по картинкам.

Логопед показывает две картинки - ряд – парад (ребенок их называет),    

затем просит ребёнка дополнить предложения по картинкам.

      Идут полки за рядом … (ряд) – на Красной площади … (парад).

Аналогично: 

березы – морозы   Осторожные … (березы) прячут листья от … (морозов).

Рита – корыто        Рита наливает воду в … (корыто).  

руки – брюки         У тебя такие (руки), что сбежали даже (брюки).

4). Дифференциация [р] - [р,] в стихотворных и прозаических текстах, загадках.

 

Задание. Выбрать из текста, произнести слова со звуками [р], [р,]; выучить

               стихотворение.

                                                       Береза.      /И. Токмакова/                                                     

                                        Если б дали березе расческу,

                                        Изменила б береза прическу:

                                        В речку, как в зеркало, глядя,

                                        Расчесала бы кудрявые пряди,

                                        И вошло б у нее в привычку

                                        По утрам заплетать косичку.

Задание. Отгадать загадки, выучить тексты.

                                      Без рук, без топоренка

                                      Построена избенка.

                                                                     /Гнездо/.

                                      Рано утром в октябре

                                     Дворник ходит во дворе.

                                     Подобрал он все иголки,

                                     Что упали возле елки.

                                                                       /Ёж/.

Задание. Прослушать стихотворение Н. Сидельникова.

                            Прозрачный красный шарик

                            На нитке я держу.

                            Через прозрачный шарик

                            На все вокруг гляжу.

                                                Я вижу речку красную

                                                И красный солнца шар,

                                                И много, много красного,

                                                Как будто всё – пожар.

Логопед предлагает игру: он называет предмет, а ребенок, как бы глядя через красный шар, говорит, какой предмет.

Пример: ведро – ведро красное

          дорога – дорога красная

          рябина - рябина красная

          а ромашка - ? (ромашка красная)

          брюки – брюки красные

 

Задание. Проговаривать текст стихотворения:

 

 Спускался я с пригорка и ведра нёс в руках –

 Бренчали два ведерка о всяких пустяках.

 Когда же шел я бодро от речки до ворот –

 Помалкивали ведра, воды набравши в рот.

                                                                               /А. Шлыгин/.

                  

 - Какие ведра бренчат? – пустые.

 

Логопед просит ребенка показать, как носят ведра и сказать о себе.

     Я несу два ведра с водой. /или пустые ведра/.

 

Задание. Учить детей использовать в речи отрицательную частицу -не.

                                    Вся деревня, весь народ

                                   Мчится к Тане в огород,

                                   Бежит через дорожку

                                   Смотреть не на картошку,

                                   Не на брюкву крепкую,

                                   Не на свеклу с репкою,

                                                                 А на маковы цветы

                                                                 Небывалой красоты!

                                                                 На цветы прекрасные!

                                                                 Алые да красные!

                                                                                             /П. Позднеева/.

 - Как назвать маковы цветы одним словом? – маки

 - Какие вы услышали названия овощей со звуком [р], [р,]?

 

       Логопед предлагает поиграть в игру «Приусадебный участок» («Азбуковедение», стр. 225).

У хозяйки есть огород, на котором она выращивает овощи. Какие овощи имеют в названии [р], [р,]? /горох, морковь, петрушка, помидоры, картофель, редис, репа, редька, сельдерей/.

Какие растения имеют [р] в названии? /береза, рябина, крыжовник, смородина/.

Какие грибы имеют [р] в названии? /боровики, грузди, рыжики, сыроежки, чернушки, подберезовики/.

 

Задание. Пересказать рассказ «На огороде».

Мама работала на огороде. Прибежали ребята. Ребята помогали маме. Вера поливала морковь. Боря полол репу. Кира сажала помидоры. Хорошо помогали дети.

-Где работала мама?

- Кто помогал маме?

- У кого из помощников в имени [р], у кого - [р,]?

 

Задание. Пересказать рассказ «Хвастливый медвежонок».

 

Жил в лесу медвежонок. Он очень любил хвастаться. Увидел у бельчонка орех и говорит ему: «У тебя один орех, а у меня много…» Чего? «орехов» - говорит бельчонок. Встретил он зайчика, который нес морковку зайчатам. Он ему и говорит: «У тебя одна морковка, а у меня много…» Чего?

Логопед предлагает пофантазировать, кого и с чем встретил медвежонок.

Например: Встретил ежика, который нес гриб.

Что сказал медвежонок?

Дифференциация [р] - [л].

а) в слогах:

ра - ла                  ря – ля                ял – яр

ро – ло                 ро – лё                ёл – ёр

              ру – лу                 рю – лю              юл – юр   и т.д.

б) в словах:

                           рак – лак                 рос – колос

                          рама – лама            роза – лоза

                           игра – игла             крот – плот                      

                         рис – лис                Марина – малина

                         горит – болит         серенький – беленький

 

Литр, люстра, тарелка, прялка, маляр, столяр, горло, леопард, Лариса, вертолёт, глухарь, словарь, журнал и т.д.

 

б) в предложениях:

Брат надел халат. Мыло серо, да моет бело. Прилетели голуби, сели возле проруби.

У Веры ручка лучше, чем у меня.

 

Варианты заданий на дифференциацию [р] - [л].

 

Задание. Выучить стихотворение.

                             Маляры пришли втроем,

                             Обновили старый дом:

                             Был облезлый, скучный, голый,

                               Стал нарядный и веселый!

                             Все ребята со двора

                          Малярам кричат: «Ура!»

 

Словарная работа.

Логопед: - Кто красит дома? – маляры.

              - Сколько их пришло? – трое.

 - Кто строит деревянные дома? – плотник.

 - Кто делает деревянные стулья, столы и другие изделия? – столяр.

Запомни и повтори: столяр – маляр – плотник.

В каком слове нет [р]? В каких словах есть [л], [л,]?

 

Задание. Выучить считалку.

                                 Считалка о рыбалке.

                  Повезло опять Егорке! У реки сидит не зря:

                  Пять карасиков в ведерке и четыре пескаря.

                  Но смотрите – у ведерка появился хитрый кот.

                  Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесёт?

 

Логопед: А сколько бы принес Егорка рыбок, если бы не появился кот?

 

Задание. Прослушать стихотворение, выделить слова со звуками [р], [р,], [л], ,].

                              Как на горке, на горе

                              Стоит домик во дворе.

                              В этом домике живет

                              Очень странный рыжий кот.

                                                                 В рот мясного не берет,

                                                                 А разводит огород.

                                                                 В огороде у кота –

                                                                 Гляньте, что за красота!

                                                                 Свёкла, брюква, сельдерей,

                                                                 Просто лук и лук – порей…

                          

                              Он не скуп – наоборот:

                              Если в гости кто придет,

                               Овощами с огорода

                               Угощает рыжий кот.

                                                                 Всех за стол садиться просит

                                                                 И с достоинством приносит

                                                                 Свёклу, брюкву, сельдерей,

                                                                    Просто лук и лук – порей…

                                                                                                 /В. Лифишц/

 

Логопед предлагает договорить слова – действия.

                                Кот в домике … /живет/.

                                В рот мясного не …./берет/

                                Овощами с огорода … /угощает/.

                                Всех за стол … /садиться просит/

                                С достоинством … /приносит/.

 

Задание. Выучить стихотворение «Репей».

 - Как назвать того, кто путешествует? – путешественник.

 - Кого из этого стихотворения можно назвать путешественником? /Или кто хочет стать путешественником?/

 

                                                      Репей.

                                      Под забором у края степей

                                      Сладко спал одинокий репей;

                                      Спал и видел прекрасные сны,

                                      Как он вцепится в чьи-то штаны,

                                      В волчий хвост или в заячью грудь

                                      И в далёкий отправится путь.

                                                                                 /В. Берестов/

Логопед: Можно ли назвать слова «путь» и «путешественник» словами – родственниками? – да.

 

Задание. Отгадать загадку.

                                         Лег в карман и караулю

                                         Реву, плаксу и грязнулю.

                                         Быстро вытру реки слёз,

                                         Не забуду и про нос.

                                                                         /Платочек/.

 - Что караулит рёву в кармане? – носовой платок.

 - Что он сделает с грязнулей? – вытрет лицо, нос, руки.

 - Почему платок назвали носовым?

 - Как назвать платок, которым покрывают голову? – головной.

 

 Задание. Пересказать текст «Ворона».

     Летом Боря пошел с сестрой в лес за грибами. Собирая грибы, он вдруг услышал, как кто-то громко закричал: «Карр-карр!» Он поднял голову и увидел на дереве большую ворону. Она сидела на самой верхушке и громко кричала: «Карр – карр - карр!»

 

 - Как она кричала?

 

Задание. Проговаривать текст стихотворения.

                             По лесной тропинке

                             Шла домой Аринка

                             И несла в корзинке

                             Пирожок с начинкой.

                             С яблоком, с орехом

                             Да с веселым смехом.

                                                        Угощались пирожком

                                                        Три буренки с пастушком.

                                                        Рассмеялся пастушок,

                                                        Уронил в траву рожок,

                                                        Разбежались все буренки,

                                                        Только хохот слышен звонкий.

                                                                                      /Е. Лось/

Задание. Выучить скороговорку.

                                          Собирала Маргарита

                                         Маргаритки на горе.

                                         Растеряла Маргарита

                                         Маргаритки на траве.

                                                                         /Н. Кончаловская/

 - Кто собирал маргаритки?

 - Что собирала Маргарита?

Задание. Проговаривать, воспроизвести интонацию восклицания.

 

Трещал морозец.

                                   Трещал морозец во дворе,

                                   Замерз Трезорка в конуре.

                                   Побрел Трезорка в коридор,

                                   А дверь закрыта на запор.

                                                        Трезорка робко тронул дверь:

                                                        - Откройся дверь! Я добрый зверь!

                                                        Я не пантера и не рысь,

                                                        Пришел погреться, распахнись!

                                                       - Поторопись. А то прижму!

 

Задание. Произносить текст стихотворения.

           

                         Куда в машинах снег везут?

                                                                                  Ирина Токмакова

 

Куда в машинах снег везут?

Наверно, в странах жарких

Его ребятам раздают

На Новый год в подарках.

Получат полные кульки –

                                      И все бегом играть в снежки!

                                      Снежки не долетают,

                                      На жарком солнце тают,

                                      И только лужи там и тут…

                                      Зачем в машинах снег везут?

 

Список источников и литературы:

Дата: 2018-12-21, просмотров: 704.