ИЩУ, ТАЩУ, УГОЩУ, ПИШУ, ТРЕЩУ,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЩУПАЮ – что ты делаешь?

 

ЩУКУ Я ТАЩУ, ТАЩУ,

ЩУКУЯ НЕ УПУЩУ.

КАРТОЧКА № 2.

 

Щ   - ЩА – ЩА – ЩА

ЩАВЕЛЬ – Что растёт в огороде?

ИЩА – Что необходимо человеку?

РОЩА – Что зеленеет весной?

ПЛОЩАДЬ – Куда пошли дети?

ОБЕЩАЕТ (не баловаться) - Что делает шалун?

ПИЩАТЬ – Что может делать маленький котёнок?

УГОЩАТЬ – Что будет делать мальчик в день своего рождения?

ТРЕЩАТЬ – Что умеет трещётка?

ПРОЩАТЬ – Что умеет мама?

 

КАРТОЧКА № 3.

 

 

Звук Щ - согласный, глухой, мягкий.

 

ЩЁ – ЩЁ – ЩЁ

ЩЁКИ – Что мёрзнет зимой?

ЩЁТКА – Чем чистят зубы?

ЗАЩЁЛКА – Что бывает на двери?

МОЩЁНЫЙ – Какой тротуар?

СГУЩЁНКА – Что Лена любит кушать?

ЩЁЛКАЕТ – Что делает птица клювом?

КАРТОЧКА № 4.

 

 

Звук Щ - согласный, глухой, мягкий.

 

ЩЕ – ЩЕ – ЩЕ

ЩЕЛЬ – Что бывает между досками? –

УЩЕЛЬЕ – Где ползает уж? –

ЩЕПКА – Дрова рубят топором. Что летит от дров? –

ИЩЕЙКА – Как называют собаку, которая ищет? –

УГОЩЕНИЕ – Что нужно для праздника? –

ПРОЩЕНИЕ – Что нужно наказанному ребёнку? –

ЩЕТИНА – Из чего делают щётку? –

ЩЕГОЛ – Кто сидит на ёлке? –

ЩЕНОК – Кто у собаки?-

 

КАРТОЧКА № 5.

 

Звук Щ - согласный, глухой, мягкий.

 

ЩИ – ЩИ – ЩИ

ЩИ – Что готовит мама на обед? –

ЩИТ – Что нужно войну? –

ЛЕЩИ – Кто плавает в реке? –

ПЛАЩИ – Что нужно, чтобы не промокнуть под дождём? –

ВЕЩИ – Что собирает мама в чемодан? –

ОВОЩИ – Что растёт на грядке? –

ЯЩИК – Куда складывают инструмент? –

КЛЕЩИ – Как называется инструмент для вытаскивания гвоздей? –

ЗАЩИТА – Что нужно малышу? –

ТРЕЩИНА – Что бывает в доске? –

ПИЩИТ – Что делает щенок? –

ТАЩИТ – Что делает носильщик с вещами? –

ЩИПЛЕТ – Что делает коза с травой? –

КАРТОЧКА № 6.

 

Звук Щ   в словах со стечением согласных:

 

МОЩНЫЙ – Какой поток воды? –

ИЗЯЩНЫЙ – Утончённый, красивый …-

ХИЩНЫЙ – Какой волк? Какой тигр? –

ПОМОЩНИК – Кто помогает? –

ОВОЩНОЙ – Суп из овощей? –

ТЩЕДУШНЫЙ – Тот, кто слабый, беспомощный? –

 

КАРТОЧКА № 7.

 

Щ

Загадки, потешки, чистоговорки, стихи.

Усищи, когтищи, а моется всех чище.      (Кошка.)

 

Рученька – ручища, что в земле ты ищешь?

-Ничего я не ищу, землю рою и тащу.       (Экскаватор.)

 

Длинный хвостище, рыжие волосища, сама хитрища.     (Лиса.)

 

Вроде ёжика на вид, но не просит пищи.

По одёжке пробежит – и одёжка станет чище.               (Щётка.)

 

Волки рыщут, пищу ищут.

 

Ты нас мама не ищи, щиплем щавель мы на щи.

 

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

 

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

 

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке

Да у щетки половой палка есть над головой.

Палка щёлк щенков с плеча! Два щенка ушли ворча.

 

 Этой щёткой чищу зубы. Этой щёткой башмаки.

Этой щёткой чищу брюки, все три щётки мне нужны.

 

 Щебетал щегол и щёлкал, раздувал, как шарик, щеки.

Из пруда глядела щука, удивлялась: что за штука.

 

 Щенок такой тщедушный был! Его я щами всё кормил,

От злющей стужи защищал, щенок от радости пищал.

Ещё бы! Он счастливым рос! Теперь мой щен не щен,

А пёс – Настоящий!                          (А. Барто.)

 

 «Чудовищная загадка».

 

Живёт в пещере чудовище. Хранит в лапищах сокровище.

У чудовища – длинный хвостище, крепки у него лапищи,

Кривы на лапищах ногтищи, остры у него зубищи,

Чёрны у него глазищи, блестящи усищи!

Да ты не бойся, малышка! Чудовище это – мышка!

Пещера – Мышкина норка, а сокровище – хлебная корка.

 

КАРТОЧКА № 8.

 

Щ

РАССКАЗЫ.

Роща.

    Это роща. Летом в роще поют щеглы. За рощей чистая речка. В ней водятся лещи и щуки. Леша с товарищами часто ходит за рощу на реку. Они ловят щук и лещей.

Щеглята.

    Прилетели в рощу краснощёкие щеглы. Свили гнездо, и у них появились щеглята. Полез Витя на дерево поглядеть на щеглят. Щеглов-родителей не было. Но щеглята не подпустили Витю. Еще летать не умели, по веткам удирали от Вити. Два щеглёнка упали. Одного Витя поймал. Пищит щеглёнок, щиплет Вите руку. Посадил Витя дрожащего щеглёнка на ветку. А щеглёнок замер, и не видать его. Не догадается хищник, что это щеглёнок. Так щеглята спасаются.

 

 

Под одним плащом.

    Ваня ждал, когда дождь перестанет. Но мелкий дождик не прекращался. У Вани не было плаща. К нему подошёл его товарищ Митя. У него плащ.

 - Давай накинем плащ и пойдем вместе,- сказал Митя. Товарищи вышли. Они быстро шли по дощатому тротуару. Ваня дошёл до своего дома, попрощался с Митей и поблагодарил за помощь.

 

План индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения: звук [л ]

 

 

Для произнесения звука «Л» необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка: кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и средняя части спинки языка опускаются, задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю.

Выработке необходимых движений языка способствуют следующие упражнения:

«Наказать непослушный язык»

(вырабатывать умение расслаблять мышцы языка)

«Вкусное варенье»

(вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх)

«Пароход идет»

(вырабатывать подъем спинки языка вверх)

«Индюк»

(вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части)

«Качели»

(выработать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а,ы,о,у)

«Лошадка»

(закреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх)

Постановка звука л

Вариант 1: Попросить ребенка поднять кончик языка к передней части неба (альвеолам). Включить голос. Произнести звук – ы (как гудит пароход?).

Язык должен быть неподвижен. Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Слышится длинный звук л. Воздух выдыхается умеренной струей; на ладони руки, поднесенной ко рту, ощущается теплый поток воздуха.

Примечание: Нужно избегать следующего – язык движется (а должен быть неподвижен), и поэтому звук получается прерывистым, неясно звучащим; струя воздуха проходит внос, и вместо звука л слышится звук н; это происходит потому что края языка, плотно прижимаясь к верхним коренным зубам, не дают воздуху свободного выдоха.

Вариант 2:Логопед предлагает ребенку положить распластанный язычок (как «блинчик») между зубами, слегка прикусить его кончик и длительно произнести звук ы – послышится твердый л; по мере закрепления звучания л при таком положении языка межзубная артикуляция этого звука постепенно переходит в зазубную.

В тех случаях, когда ребенок заменяет звук л губно-зубным в, следует пальцами раздвинуть верхнюю и нижнюю губу, прижимая их к обнаженным резцам, между которыми находится распластанный кончик языка. Это нужно проделывать до тех пор, пока ребенок не отвыкнет выдвигать губы вперед, произнося звук л в слоговых упражнениях и словах, содержащих звук л.

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 582.