1. ШАГ, ШАГОМ – Как шагает Шура? – Шура шагает шагом.
2. ШАЛЬ – Что у мамы? –
3. ШАКАЛ – Кто в клетке? –
4. ШАРФ – Что у Кати? –
5. ШАЛУН – Кто Вова? –
6. ШАПКА – Что у Вани? –
7. ШАМПУНЬ – Что у мамы?
8. ШАЙБА – Что у Вовы? –
9. ШАХТА – Что в поле? –
10. КАША – Что кушает Катя? –
11. МЫШАТА – Кто в подвале? –
12. ЛОШАДКА – Кто на лугу? –
13. ШАХМАТЫ – Что у Димы? –
14. ЛАПША – Что у мамы? –
КАРТОЧКА №2
ШУ– ШУ – ШУ, Я ПИСЬМО ПИШУ.
· ШУМ, ШУМНО – Что в доме? – В доме шум.
– Как в доме? – В доме шумно.
· ШУБА – Что у Шуры? –
· ШУТ – Кто шутит? –
· ШУТИТ – Что делает шут? –
· ШУТНИК – Кто Шура? –
· ШУРУП – Что у Шуры? –
· ШУМОВКА – Что у мамы? –
· ДЫШУ, НОШУ, ПРОШУ – Что ты делаешь? –
– Что ты носишь? –
– Кого просишь? –
· МИШУТКА – Что у Шуры?
· ЧЕШУЯ – Что у рыбки?
· Шапка да шубка,
Вот и весь Мишутка.
КАРТОЧКА №3
ШО – ШО – ШО, Я РИСУЮ ХОРОШО.
· ШОВ – Что у шубы? – У шубы шов.
· ШЁЛК – Что у Кати? –
· ШЁЛ – Что делал Вова? –
· ШЁПОТ – Что ты слышишь? –
· ШОРОХ – Что в камышах? –
· МЕШОК – Куда насыпали песок? –
· ПУШОК – Что у киски? –
· ПЕТУШОК – Кто клюёт? –
· МЫШОНОК – Кто в норке? –
· РЕМЕШОК – Что у Шуры? –
· ГРЕБЕШОК – Что у петуха? –
· БОЛЬШОЙ – Какой Вова? –
· ХОРОШО – Как поёт Шура? –
· ГОРШОК – Что у мамы для цветка? –
КАРТОЧКА №4
ШИ – ШИ – ШИ, ЧТО-ТО ШЕПЧУТ КАМЫШИ.
· ШИНА – Что у машины? – У машины шина.
· ШИЛО – Что у Вовы? –
· ШИПЫ – Что у шиповника? –
· ШИТЬ – Что умеет мама? –
· ШИПОВНИК – Что растёт у дома? –
· ШИНЕЛЬ – Что у солдата? –
· ШИПЕТЬ – Что умеете гусь? –
· ШИПИТ – Что делает гусь? –
· ШИРОКИЙ – Какой ремешок у Шуры? –
· ШИТЬЁ – Что у мамы? –
· УШИ – Что у кота? –
· МАШИНА – Что купили Вове? –
· МЫШИ – Кто шуршит? –
· КУВШИН – Куда налили молоко? –
· КАЛОШИ – Что у Димы? –
· ЛАНДЫШИ – Что весной в лесу? –
· МЛАДШИЙ – Какой Вова в семье? –
· ТИШИНА – Что ночью в доме? –
· ГОРОШИНА – Что катится по полу? –
ШЕ – ШЕ – ШЕ – ЭТО УТКА В КАМЫШЕ.
I. ШЕЯ – Какая шея у гуся? – У гуся длинная шея.
II. ШЕСТ – Что в курятнике? –
III. ШЕСТЬ – Сколько котят лакают молоко? –
IV. ШЕРСТЬ – Что у собаки? –
V. ОШЕЙНИК – Что у Шавки? –
VI. МИШЕНЬ – Что в тире? –
КАРТОЧКА №5
· ШКА – ШКО – ШКУ
· ШКАФ – Что стоит в комнате? – В комнате стоит шкаф.
· ШКАТУЛКА – Что у Маши? –
· ШКОЛА – Куда идёт Алёша? –
· ШКОЛЬНИК – Кто Миша? –
· ШКУРКА – Какая шкурка у кошки? –
· ШЛА – ШЛЕ – ШЛИ – ШЛЮ – ШЛЯ
· ШЛА – Что делала Даша? –
· ШЛАНГ – Что у Паши? –
· ШЛЕМ – Что у Миши? –
· ШЛИ – Что делали Паша и Миша? –
· ШЛЮПКА – Что у Миши? –
· ШЛЯПА – Что у Луши? –
· ШТА – ШТО – ШТУ – ШТЫ
· ШТАНЫ – Что надевает Алеша? –
· ШТОПАТЬ – Мишины штаны надо штопать.
· ШТОРА – Что висит? –
· ШТОПОР – Что у мамы? –
· ШТЫК – Что у солдата на винтовке? –
КАРТОЧКА №6
· ША – ША – ША – МАМА МОЕТ МАЛЫША.
ШУ – ШУ – ШУ – Помогите малышу.
ШИ – ШИ – ШИ – На поляне малыши.
ШО – ШО – ШО – Говорим мы хорошо.
· ШУ – ШУ – ШУ – Я флажком машу.
ША – ША – ША – Вот флажок для малыша.
ШИ – ШИ – ШИ – Ты флажком маши, маши.
ШО – ШО – ШО – Получилось хорошо.
· ШИ – ШИ – ШИ – ШИ – ШИ – ШИ –
Что-то шепчут камыши.
ШЕ – ШЕ – ШЕ – ШЕ – ШЕ – ШЕ –
Это утка в камыше.
ША – ША – ША – ША – ША– ША –
Выходи из камыша!
ШЕ – ШЕ – ШЕ – ШЕ – ШЕ – ШЕ –
Нет уж утки в камыше.
ШИ – ШИ – ШИ – ШИ – ШИ – ШИ –
Что же шепчут камыши?
· АШ – АШ – АШ – Дайте карандаш.
ОШ – ОШ – ОШ – У меня нож.
ИШ – ИШ – ИШ – У меня малыш.
УШ – УШ – УШ – Теплый душ.
· АШКА – АШКА – АШКА – Летит букашка.
· ОШКА – ОШКА – ОШКА – На окошке кошка.
· УШКА – УШКА – УШКА – Лягушка-квакушка.
· ИШКА – ИШКА – ИШКА – Маленькая мышка.
КАРТОЧКА №7
Ш
Потешки.
· Наша Маша маленька, на ней шубка аленька.
Опушка бобровая, Маша чернобровая.
· а) Шапка, да шубка, вот он, наш Мишутка!
б) Шайба, да клюшка, вот и весь Илюшка.
в) Чашка да ложка, вот и весь Антошка.
· а) Петушок, петушок! Выгляни в окошко, дам тебе горошка!
б) Петушок, петушок, отдай Маше гребешок!
· Мы кормили Машу. Маша, Маша, кушай кашу.
· Тише, мыши, тише, мыши! Кот пришёл на нашу крышу.
· Петушок, петушок! Золотой гребешок, маслена головушка,
Шёлкова бородушка! Что ты рано поёшь, детям спать не даёшь!
· Мышка полем шла, мышка грош нашла,
Мышка шило купила, мышка валенки подшила.
· Мышка сушек насушила, мышка в гости пригласила.
Мышки сушки кушать стали – зубки сразу же сломали.
· Богат наш Ермошка, у него есть кошка.
Вот как кошка на окошке шьёт рубашку для Ермошки.
КАРТОЧКА №8
Ш
Скороговорки
· Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
· Шапкой Мишка шишки сшиб.
· Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.
· Прошкина шавка укусила Пашку, бьет Пашка шапкой прошкину шавку.
· Шишки у мишки, у мишки шишки,
У плюшевого мишки сосновые шишки.
· Мишка под душем моет шею и уши.
· Кошка в окошке подушку шьет, мышка в сапожках избушку метет.
· Мышонку шепчет мышь: – Ты всё шумишь, шумишь!
Мышонок шепчет мыши: – Шуметь я буду тише!
· Слушали старушки, как куковала кукушка на опушке.
· В шалаше шесть шалунов.
· Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.
· Нашей Маше дали манную кашу. Маше каша надоела,
Маша кашу не доела, Маша, кашу доедай, маме не надоедай.
· Слышен шорох в камышах. От него шумит в ушах.
Сто бесстрашных лягушат цаплю шепотом страшат.
· Леша и Глаша едят пшенную кашу.
· Яшка в фуражке едет на черепашке.
· На окошке крошку мошку ловко ловит лапкой кошка.
КАРТОЧКА №9
Ш
Загадки
· Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)
· Чем больше из неё берешь, тем больше она становиться. (Яма)
· Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыши)
· В большой избе – избушка, а в избушке – щебетушка.
(Птица в клетке)
· Кто стоит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы, нет под шапкой головы! (Гриб)
· С неба падают ледышки, прямо падают в ладошки.
Есть ледышки меньше крошки. Есть ледышки больше шишки. (Град)
· Старушка ползет, избушку везет. (Улитка)
· Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (Матрешка)
· Угадайте, что за шапка - меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору. (Заяц)
· Идешь, идешь, конца не найдешь. (Дорога)
· Под крышей ножки, а на крыше суп да ложки. (Стол)
· Растет на суше, голова из плюша. (Камыш)
· Под полом скребусь, а кошки боюсь. (Мышь)
· Решила раз шалунья – кошка со мною поиграть немножко.
По комнате меня катала, на мне все нитки размотала. (Клубок)
КАРТОЧКА №10
Ш
Стихотворения
VIII. Кошкин вагон
Кошка, кот и шесть котят ехать в Кошкино хотят.
Сели кошки у окошек. Восемь окон – восемь кошек.
Просят у проводника восемь плошек молока …
Проводник Гав-гав смущен, вход собакам запрещен.
/А. Стойло/
IX. Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу, потому что он хороший.
/А. Барто/
X. Мишка милый, мишка славный, неуклюжий и забавный.
Весь из плюша мишка сшит, ватой пышною набит.
XI. Шишки у Мишки.
Бросил палку сверху Мишка.
– Падай в шапку с ёлки шишка!
Шишка – хлоп по голове.
Стало шишке сразу две.
/Е Петрищева/
XII. Черепаха.
Черепаха всех смешит, потому что не спешит.
Но куда спешить тому, кто всегда в своем дому?
/Б. Заходер/
XIII. Белка с ветки в свой домишко перетаскивала шишку.
Белка шишку уронила, прямо в Мишку угодила.
Застонал, заохал Мишка – на носу вскочила шишка.
XIV. Шила шубку – сшила юбку, шила шапку – сшила тапку!
Хороша швея Наташа!
/Е. Благинина/
КАРТОЧКА №11
Ш
Рассказы
Шалун Миша.
Миша – шалун. Шалил с котенком. Котенок мяукал. Бабушка отняла котенка. Ушел Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошел Миша домой.
На опушке.
Ходила Алёнушка в лес. Набрала лукошко ягод. Вышла она на опушку. На опушке ромашки. На ромашках букашки. Недалеко речушка. У речушки камыш. Где-то квакают лягушки. На дереве кукует кукушка. Села Алёнушка на бревнышко. Отдохнула и пошла дальше.
Катушка.
Кошка катала бабушкину катушку и закатила под шкаф. Бабушка долго искала катушку, но не нашла. Пришла Алёнушка из школы, заглянула под шкаф и нашла катушку. Бабушка погладила Алёнушку по головушке.
КАРТОЧКА №12
Ш
Рассказы
Машина.
Бабушка купила Мише новую машину. У машины шины. Миша катает в машине кошку. Кошка шипит на Мишу. Гараж для машины под шкафом.
Мишка.
У Даши был плюшевый мишка. Даша любила мишку. Она сшила ему штанишки в горошек. Алёша утащил мишку, оторвал ему ушко, бросил мишку под шкаф. Даша нашла мишку, пришила мишке ушко. Стал мишка еще краше. А Алёшу наказали. Не ломай игрушки, Алёша!
КАРТОЧКА №13
Ш
Игры
I. Я назову слово, а замените в нем первый звук на звук Ш и назовете новое слово.
ТАПКА – ШАПКА ЖАЛЬ – ШАЛЬ
ЧАШКА – ШАШКА ДАР – ШАР
МЫШКА – ШИШКА ГУБЫ – ШУБЫ
ГАРИК – ШАРИК МАГ – ШАГ
ТОПОТ – ШЕПОТ ТОЛК – ШЕЛК
II. Я прочитаю вам стихи, а если что-то перепутаю, вы меня исправьте!
а) С другом мы играли в … чашки,
Пили чай из белой … шашки!
б) Вылезла из норки … шишка,
На неё упала … мышка!
в) Петухи, затеяв … шпоры,
Грозно поднимают … споры!
г) Мы с сестрой посуду … шили
И наряды куклам … мыли!
д) Модница надула … шубы –
Не подходят ей все … губы!
е) Горько плачет бедный … шарик,
Улетел воздушный … Гарик!
ё) В воздухе летала … кошка,
Молоко лакала … мошка.
КАРТОЧКА №14
III. Игра «Договори последний звук в слоге ([Ш]): ду…, мы…, камы…, малы…, ланды…, каранда…
IV. Игра «Закончи слово слогом ША (ШИ)»
Какие слова получились?
Ка…, кры…, гру…, ча…, афи…, лап…, горбу…
V. Игра «Назови ласково»
МАША – Машенька ДЕД – КАМЕНЬ –
ДАША – ЗИМА – ХЛЕБ –
ПАША – ИЗБА – ШТАНЫ –
МИША – ХОЗЯЙКА – МЫШЬ –
VI. Игра «Добавь словечко»
Я иду и ты … (идешь).
Я пою и ты …(поешь).
Я беру и ты … (берешь).
Я несу и ты … (несешь).
Я веду, и ты …(ведешь).
Я плыву, и ты … (плывешь)
Я лечу, и ты … (летишь).
Я бегу, и ты … (бежишь).
VII. «Звук потерялся».
Какой звук потерялся в словах:
Мы__ка, ко__ка, лягу__ка, мо__ка?
Планы индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения: звук [ж]
Индивидуальный план работы
(краткий)
I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков
(ш – ж) в слогах, начале слова в игре: «Кто говорит Шура или Жанна?»
II. Отработка артикуляционных упражнений и выработка направленной воздушной струи для постановки звука Ж.
1. «Вкусное варенье» - 4-5 раз.
2. «Чашечка» -4-5 раз.
3. «Качели» - 4-5 раз.
4. «Почисти зубки» - 4-5 раз.
5. «Фокус» - 4-5 раз.
III. Постановка звука Ж (по подражанию, основываясь на тактильных ощущениях) от звука Ш.
IV. Автоматизация поставленного звука Ж изолированно, в слогах, начале слова (со слогом – жу), фразах (ответах на вопросы со словами: жук, жуки, жуёт, жутко, Жучка и т.д.).
V. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ж в этих словах.
VI. Дифференциация (ранее отработанных) звуков (л, - j) в словах и фразах, играх: «Что подарим Лёне, а что подарим Яне?», «Вставь нужное слово в предложение».
VII. Доработка материала, который ребёнок слабо усвоил на фронтальном занятии. Например: отработка предлога –В- в игре «Где находится предмет?»
(с игрушками и предметами) в подготовленной обстановке.
Этот план пишется в индивидуальной тетради ребёнка на 1-5 дней. Когда звук поставлен и автоматизирован, то он записывается в этой тетради: указывается его артикуляция, слоги, слова, фразы, чистоговорки с этим звуком для дальнейшей автоматизации его воспитателями и родителями в выходные дома. Можно предложить раскрасить нарисованные логопедом предметы, например: жука, жабу, Жанну, дождик, лыжи; определить количество частей (слогов) в слове, позицию звука Ж в слове; придумать с этими словами предложения. Или самим родителям вместе с ребёнком нарисовать картинки к загадкам, потешкам, например:
- Жук упал и встать не может,
- Ждёт он, кто ему поможет?
Индивидуальный план работы
(подробный)
1. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков
(ш – ж) в слогах, начале слова, в игре «Покажи пальчиком (на картинку), кто говорит Шура или Жанна?»
(ш, ж, ж, ш; ша, жа, жо, шо, шу, жу, ши, жи, шар, жаба, жук, шуба, шея, жир, шина, Женя, шаль, жаль, жил, шил, шил, шутка, жутко, шар, жар).
II. Отработка артикуляционных упражнений, подготавливающих к постановке звука Ж.
1. «Вкусное варенье» - вести широким кончиком языка с верхней губки внутрь в рот, губы в улыбке, рот приоткрыт (4-5 раз).
2. «Чашечка» - поднять широкий кончик языка и принять положение чашечки (4-5 раз).
3. «Качели» - попеременное поднимание и опускание кончика языка за верхние и нижние зубки (4-5 раз).
4. «Почисти зубки» - водить кончиком языка то за нижними, то за верхними зубами (4-5 раз).
5. «Фокус» - поднять широкий кончик языка к верхней губе (не прижимать) и дуть на кончик носа, где лежит ватка. Ватка должна от дутья подниматься вверх (4 раза).
III. Постановка звука Ж от Ш, положа ладошку на горло или грудь: спой звук Ш так, чтобы в горлышке зазвенел голосок, получается Ж. Звук ставится по подражанию. Логопед подносит попеременно руку ребёнка то к своему горлу, то к горлышку ребёнка.
IV. Автоматизация поставленного звука Ж.
1. Изолированно в игре «Жук жужжит» - ж-ж-ж-ж-ж несколько раз (можно то громче, то тише: много жуков жужжит, один жук жужжит, с показом соответствующих картинок).
2. В слогах : жа-жа-жа, жу-жу-жу, жо-жо-жо, же-же-же, жи-жи-жи.
3. В начале слова, фразах (в ответах на вопросы логопеда предложениями) по картинкам, карточкам.
(в слогах и словах звук Ж произносится медленно и утрированно)
Например:
1. Жук – Кто летает? - Жук летает.
2. Жулик - Кто обманывает? – Жулик обманывает.
3. Жутко – Как одному ночью? – Ночью одному жутко.
4. Жуёт – Что делает овца? – Овца жуёт.
5. Жучка – Кто лает? (бегает) – Жучка лает (бегает) и т.д.
4. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ж в слове. Например: жу-лик – 2 части (слога), звук Ж в начале слова; жу-ёт – 2 части (слога), звук Ж в начале слова.
5. Автоматизация звука Ж на последующих занятиях в середине слова в словах и фразах по картинкам и карточкам.
Например:
1. Бежал – Что делал Женя? – Женя бежал.
2. Лежала – Что делала Жанна? – Жанна лежала.
3. Ле-жа-ла – 3 части (слога). Звук Ж в середине слова.
И так делается разбор с каждым изучаемым словом.
6. Затем на последующих занятиях звук Ж отрабатывается в слогах со стечением согласных и словах сначала в начале слова, а затем в середине слова.
Например: -жда-ждо-жду-жди.
1) Ждала – Что делала Жанна? – Жанна ждала.
2) Дожди – Что идёт осенью? – Осенью идут дожди и т.д.
7. Далее звук Ж автоматизируется в текстах чистоговорок, потешек, стихах, загадок, пересказе рассказов и т.д.
жа-жа-жа – жаль ужа,
жи-жи-жи – лежат ужи,
жу-жу-жу – жуком жужжу и т.д.
Жук
-Жук жужжит:
-«Жу-жу-жу»
-Я живу, не тужу,
-Всё над ухом жужжу
-И детишек бужу.
8. Далее на занятиях осуществляется дифференциация в речи звуков:
(ж – з), (ж – ш) по той же схеме: изолированно, в слогах, начале и середине слова, фразах, чистоговорках и текстах, дидактических играх.
Например: «Закончи предложение »–(шар или жар).
1) Женя надула большой… шар.
2) Шура заболел, у него … жар и т.д.
V. Дифференциация звуков (j – л,) в речи.
1. В игре: «Что подарим Лёне, а что Яне?»
Л. – Надо отобрать картинки со звуком Л, - это будут подарки для Лёни, а картинки, где нет звука Л, - те подарим Яне. Например, Лене – лев, лимон, малина, телефон, тюль; а Яне – юбка, ёжик, йогурт, йод, ящерица, еда и т.д. Можно спросить в каких словах (по картинкам) есть звук Л, , где он слышится, сколько в слове частей.
2. Игра «Договори предложение» или «Вставь нужное слово».
1. лёд – йод
В аптеке продают …йод.
Зимой на реке ….лёд.
2. ямка – лямка
В земле маленькая…ямка.
У юбки оторвалась …лямка.
3. Любочка – юбочка
Девочку зовут …Любочка.
У неё новая …юбочка.
4. люк – юг
Там, где всегда тепло – это …юг.
В земле есть глубокий …люк.
5. моль – мой
Маленькая бабочка – это …моль.
Этот мячик …мой.
VI. Доработка того материала, который ребёнок не усвоил на занятии. Например, предлог В - в игре «Где находится предмет?»
Перспективный план
I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков:
(а-у-о-и-ы), (л, -j), (с-ш), и других проблемных звуков, которые дети смешивают (по результатам диагностики).
II. Развитие органов артикуляционного аппарата (укрепление кончика языка за нижними и верхними зубами – при межзубном сигматизме); выработка направленной воздушной струи посередине языка.
III. Коррекция звукопроизношения.
1. Постановка звуков: л,, с, с,, з, з,, ц, ш, ж, ч, щ, р,.
2. Автоматизация звуков: j, л, р в словах, фразах и самостоятельной речи.
3. Дифференциация звуков: (j- -л,), (с-ш), (л-р) и др. в самостоятельной речи.
IV. Отработка слоговой структуры и звуконаполняемости сложных слов.
V. Развитие понимания речи.
VI. Обогащение, уточнение и активизация словаря по лексическим темам.
VII. Формирование грамматического строя речи (словоизменение, словообразование, построение распространенного предложения с предлогами и т.д.).
VIII. Обучение связной речи (пересказу, составлению описательных рассказов с опорой на план-схему, рассказу по серии сюжетных картинок).
IX. Развитие навыка звукового анализа и синтеза.
X. Обучение грамоте (в подготовительной группе).
XI. Воспитание интереса к знаниям, желания заниматься; развитие внимания, памяти, логического мышления; мелкой моторики.
КАРТОЧКА № 1
Звук Ж – характеристика: согласный, звонкий, твердый.
Артикуляция: кончик языка поднят за верхние зубы, губы округлены и выдвинуты вперед, изо рта идет теплая струйка воздуха (в горлышке звенит голосок).
ЖУ – ЖУ –ЖУ – ЖУКОМ ЖУЖЖУ
1. ЖУК – Кто летит? – ЖУК ЛЕТИТ.
2. ЖУЁТ – Что делает Женя? –
3. ЖУТКО – Как Жене одному? –
4. ЖУЛИК – Кто обманывает? –
5. ЖУЧКА – Кто лает? –
6. ХОЖУ, ВОЖУ, БУЖУ – Что ты делаешь? -
1. Где ты ходишь? -
2. Кого водишь? -
3. Кого будишь? -
7. ЖУЖЖИТ – Что делает жук? -
8. ЖУРНАЛ – Что купил Женя? –
9. ЖУРАВЛЬ – Кого видит Женя? –
10. ТУЖУРКА – Что надел Жора?
11. КОЖУРА – Какая у лимона кожура?
12. ЖУК
Жук жужжит: ЖУ – ЖУ – ЖУ
Я живу – не тужу.
А (все) над ухом жужжу
И детишек бужу!
КАРТОЧКА № 2
Ж ЖОК – ЖОК – ЖОК – У Жени ожог (флажок)
1. ЖЁЛУДИ – Что на дубе? -
2. ЖЕЛТОК – Что в яйце? Что не любит Женя? -
3. ЖЁЛТЫЙ – Какой желток? -
4. ЖОРА – Кто надел тужурку? -
5. ОЖОГ – Что у Жоры на ноге? (у Жени) -
6. УТЮЖОК – Что купили Жене? -
7. НОЖОВКА – Чем пилит Жора? (Женя) -
8. ФЛАЖОК – Какой у Жени флажок? (желтый) -
9. РОЖОК - На чем играет Жора? Во что дует Жора? -
10. МЕДВЕЖОНОК – Кто у медведя? -
11. ЕЖОНОК – Кто у ежа? -
12. УЖОНОК – Кто у ужа? -
13. КРУЖОК – На что похож шар у Жени? -
14. ДРУЖОК – Кто Жора Жене? -
15. ПИРОЖОК – Что жарит (ел) Жора? -
16.ПРЫЖОК – Куда делает Жора прыжок? (в воду) -
17. КРЫЖОВНИК – Что рвет Жора?
18. ПИРОЖЕНОЕ – Что любит Женя?
19. МОРОЖЕНОЕ – Что любит в жару Женя?
КАРТОЧКА № 3
Звук Ж – согласный, звонкий, твердый.
1. ЖА – ЖА – ЖА – ЖАЛЬ УЖА
2. ЖАННА – Как зовут девочку? -
3. ЖАБА – Кто любит жуков и мошек? -
4. ЖАКЕТ – Что надевает Женя? -
5. ЖАТВА –Как называется пора, когда жнут хлеба?(убирают рожь) -
6. ЖАСМИН – Что нюхает Женя? -
7. ЖАДНЫЙ – Таня никому не дает утюжок, какая Таня? -
8. ЖАЛКО – Женя обжег ногу. Кого тебе жалко? -
9. ЖАРКО – Мама жарит. Как ей у плиты? -
10. ЖАВОРОНОК – Кто поет в поле? –
11. ЖАЛИТ – Что делает пчела жалом? –
12. ЖАЛЕЕТ – Женя упал. Кого жалеет мама?
13. КОЖА – Какая у Жени кожа? (гладкая) –
14. ЛУЖА – Куда упал Женя? –
15. ПОЖАР – Кто тушит пожар? -
ПОЖАРНЫЙ
16. ПОЖАЛУЙСТА – Как надо просить? (дайте, пожалуйста) –
КАРТОЧКА № 4
Ж
1. ЖИ – ЖИ – ЖИ – ЛЕЖАТ УЖИ (у Жени ежи).
2. ЖИВОТ – Что болит у Жени? –
3. ЖИВОТНЫЕ – Кто ежик и жаба? –
4. ЖИВЕТ – Где живет ежик? (в лесу) –
5. ЖИВОЙ – Какой лежит уж? –
6. ЖИДКИЙ – Какой желток? –
7. ЖИТЕЛЬ – Женя – житель Липецка, а ты? –
8. ЖИР – Что не любит Жора? –
9. ЖИРАФ – Кто живет там, где жарко? (в Африке) –
10. УЖИ – Кто лежит у воды? –
11. ЕЖИ – Кто бежит по лужайке? –
12. ЭТАЖИ – Что в доме? На каком этаже ты живешь? –
13. ЛЫЖИ – На чем бежит Женя? –
14. УЖИН – Что готовит мама Жене? –
15. ЖЕ – ЖЕ – ЖЕ – ужин уже
16. Женя, ЖЕЛАНИЕ – Что загадал Женя? -
17. ЕЖЕВИКА – Что жует медвежонок? –
18. ЖЕЛЕ – Что любит Женя? –
19. ЭТАЖЕРКА – Где лежат книжки? –
20. ЖЕНА, ЖЕНИХ, ЖЕНЩИНА
КАРТОЧКА № 5
Ж
1. ЖДА – ЖДО – ЖДУ - ЖДИ
2. ЖДАТЬ – Что делает Женя, когда мамы нет? Кого ждет? –
3. ОДЕЖДА – Что нужно Жене? Что намокло от дождя? –
4. НАДЕЖДА – Кто ждет Женю? –
5. ЖАЖДА – Что у Жени в жару? –
6. НЕВЕЖДА – Кто ничего не знает, тот …
7. ОДНАЖДЫ – Когда Женя убежал от жабы? –
8. ДОЖДИ – Чего ждут люди? –
9. ПОДОЖДИ – О чем просит Женя Жору? –
10. ЖМУРКИ – Во что играет Женя и Жора? –
11. МЕЖДУ – Кто стоит между Жанной и Женей? –
12. МОРЖИ – Кто лежит на льдине? У кого много жира? –
13. ЖНА – ЖНО – ЖНУ – ЖНИ – ЖНЕ
14. ЖМА - ЖМО - ЖМУ - ЖМИ
15. ВАЖНО, НУЖНО – Что важно (нужно делать),
чтобы не было ожога в жару? –
16. МОЖНО – Что можно делать с животными, а что нельзя?
(бить, дразнить) –
17. ХУДОЖНИК – Кто пишет картину? Кем будет Женя? –
18. ДРУЖНО – Как надо жить детям? –
19. КАЖДЫЙ – Кто должен ухаживать, помогать пожилым?
КАРТОЧКА № 6
Ж
Потешки
1. Жук жужжит,
еж бежит,
жаба в луже лежит.
2. Жук
Жук жужжит: ЖУ – ЖУ – ЖУ
Я живу – не тужу.
А (все) над ухом жужжу
И детишек бужу!
3. Они похожи
Ель на ежика похожа
Еж в иголках, елка – тоже.
4. Жук упал
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет!
5. Загадка:
Иголки лежали, лежали,
И под ель убежали.
КАРТОЧКА № 7
Ж
Рассказы
ЖУК и ЖАБА
Жук летел и жужжал. А тут жаба. Жаба ам – и нет жука.
УЖИ
У ужа нет жала. Ужи не ядовиты. У них около ушей желтые пятна. Живут ужи в камнях (и норках).
ЖЕНЯ и ЖИВОТНЫЕ
У Жени были животные: ежик и жаба. Ежик жил под книжным шкафом, а жаба жила в большой банке. Ежик ловил мышей, а жаба ловила жуков и мошек.
ИГРА
Женя и Миша бежали. Женя - конь, Миша погонял Женю: «Но, но, Женя! Живо! Живо!».
ЖУК
Женя поймал жука. Жук жужжал. Женя испугался и упал в лужу. А жук: «Ж – Ж – Ж –и на липу».
КАРТОЧКА № 8
Ж
1.ЖАБА
- Вот жаба, жаба! Давай убежим, Женя! – зовет Наташа Женю. А жаба ей в ответ: «Вам жабу надо уважать, от жаб не нужно вам бежать. От жабы детям нет беды, букашек ест она и мошек».
2. ЖЕНЯ БОЛЕН
Женя болен. У него болит живот. Он лежит и ждет маму. Мама готовит Жене ужин. Жене можно кушать жидкий суп и желе. Мама жалеет Женю.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 1292.