Я назову часть слова, а ты добавь 1-й звук Ж»
Задание: произнести слово полностью, придумать с ним предложение.
-аба – жаба, - ук – жук, -ало – жало, -анна – Жанна,
- алко – жалко, -акет – жакет.
2. «Я назову I-ую часть слова, а ты назови II-ую часть –ЖИ»
Задание: произнести слово полностью, определить позицию звука Ж, придумать с этим словом предложение.
е – жи, лу – жи,
у – жи, ко – жи,
но – жи, вож – жи,
лы – жи, мор – жи.
3. «Я назову I- ый слог слова – действия, а ты II-ой слог – ЖУ»
Задание: произнести слово полностью, определить позицию звука Ж в слове, придумать с этим словом предложение.
Хо-жу, жуж-жу,
ле-жу, слу-жу,
во-жу, дро-жу,
бу-жу, кру-жу,
си-жу, дру-жу.
4. «Я назову I-ый слог, а ты добавь II-ой слог – ЖОК».
Задание: назови слово полностью, придумай с ним предложение.
Лу-жок, ро-жок,
сне-жок, кру-жок,
фла-жок, дру-жок.
5.«Назови имена людей на звук Ж»Женя, Жанна, Жора.
Назови животных, в названии которых есть звук Ж»
Задание: определи количество слогов в слове, позицию звука Ж; скажи, кто как передвигается.
Жаба, ужи, ёжик, жираф, моржи.
Жаба прыгает, ужи ползают, жираф бегает и т.д.
Назови детёнышей животных, в названии которых есть звук Ж»
У лошади – жеребёнок, у медведя – медвежонок, у ужа - ужонок, у ежа – ежонок, у моржа - моржонок.
Назвать птиц, в названии которых есть звук Ж»
Задание: определить количество слогов и позицию звука Ж в слове, (журавль, жаворонок, чижи, стрижи).
Назвать продукты питания, в названии которых есть звук Ж»
Задание: определить количество слогов, позицию звука Ж в слове и придумать с этим словом предложение, (жир, желе, пирожное, мороженое, пирожок, творожок и т.д.)
Назвать насекомых, в названии которых есть звук Ж»
Задание: придумать с этими словами предложения, (жук, жужелица, божья коровка).
Назвать ягоды, в названии которых есть звук Ж»
Задание: определить количество слогов и позицию звука Ж в слове (крыжовник, ежевика, жимолость)
Назови лишний предмет»
Задание: объяснить, почему этот предмет лишний, (ёжик, журавль, жираф; жук, журавль, жаворонок; жеребёнок, медвежонок, ежонок; жук, жаворонок, божья коровка и т.д.)
Назови цвета, в названии которых есть звук Ж»
Задание: подбери к цвету предмет, (жёлтый, бежевая, оранжевое; желе, жир, кожа; жёлтый жир, бежевая кожа, оранжевое желе).
14. «Назови слова, которые обозначают живые (неживые) предметы, действия, признаки предмета.»
Задание: 1) Назвать слово, поставить к нему вопрос: Кто? Что? Что делает? Какой?
Жаба, жираф, живет, жуёт, Жанна, живот, жирный, лужа, жёлтый, жалеет, оранжевый, живой, лыжи, Женя, жакет.
2) Придумать с этим словом предложение.
Сказать, какой бывает человек по характеру»
Задание: 1) Подобрать слова со звуком Ж, обозначающие признаки предмета (черты характера человека).
2) Объяснить, какой человек хороший, а какой плохой.
3) Каким бы ты хотел быть?
(Жадный, жалостливый, жестокий, мужественный, нежный, отважный, ужасный, вежливый, доброжелательный и т.д.)
Отгадай, какие слова – признаки относятся к девочке Жанне, а какие к мальчику Жене?
Кто мужественный? – Женя мужественный.
Кто жалостливая? – Жанна жалостливая.
Кто нежная, вежливая? – Жанна нежная, вежливая.
Кто отважный? – Женя отважный и т.д.
Потешки на звук Ж.
- В живом уголке жили ежи да ужи,
- А в летке сидели чижи, да стрижи.
* * *
У ежа – ежата, у ужа – ужата,
У чижа – чижата, у стрижа – стрижата.
* * *
Подарил ежатам ёжик,
Восемь кожаных сапожек.
* * *
Ёжик. Ёжик.
Ходит ёжик без сапожек, Идёт ёжик,
Не бежит ни от кого. Спешит ёжик.
С головы до ножек - Ёжик, ёж,
Весь в иголках ёжик, Куда идёшь?
Как же взять его? - Где ты, ёжичек,
Живешь?
Рыжий кот. Отвечает детям ёж:
Лежебока рыжий кот - Меня под ёлочкой, Отлежал себе живот. найдешь.
Кушать хочется,
Да лень ворочаться.
Вот и ждёт рыжий кот:
- Может миска подползёт. На лыжах.
Вышла девочка на лыжах,
А за ней котёнок рыжий,
От неё не отстаёт,
Добежал до горки, ждёт.
- Прикати, Алёнка,
Рыжего котёнка!
Планы индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения: звук [ч]
(подробный)
1. Развитие фонематического восприятия, различие на слух звуков(ч-ц) в слогах, в конце слова, в игре «Покажи пальчиком (на картинку), кто поёт песенку синичка или поезд?»
(ч, ц, ач, оч, ац, оц, уц, ич, еч, боец, конец, мяч, печь, молодец, леденец, врач, меч, дочь, палец, танец, ночь, ключ, луч).
2. Отработка артикуляционных упражнений, подготавливающих к постановке звука Ч.
1. «Вкусное варенье» - рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта (4-5 раз).
2. «Качели» - рот открыт, попеременное поднимание и опускание кончика языка за верхние и нижние зубки (4-5 раз).
3. «Почистить зубки» - водить кончиком языка то за верхними, то за нижними зубами (4-5 раз).
4. «Фокус» - поднять широкий кончик языка к верхней губе (не прижимать) и дуть на кончик носа, где лежит ватка. Ватка должна подниматься вверх от дутья (4 раза).
5. «Грибок» - рот открыт, язык присосать к нёбу (5-6 раз).
III. Постановка звука Ч. Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по подражанию. Если звук по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению упражнений.
Звук Ч можно поставить от мягкого т', произносимого в прямом слоге (т'и) или обратном (а т'). Ребёнок произносит несколько раз какой-нибудь из этих слогов с некоторым усилением выдоха на согласном элементе. В момент произнесения логопед с помощью шпателя или зонда слегка отодвигает назад кончик языка. Тот же акустический эффект может быть получен при введении зонда под язык. В момент произнесения логопед слегка приподнимает язык и одновременно слегка отодвигает кончик языка назад. При этом логопед слегка нажимает пальцами на углы его рта, выдвигая губы вперёд.
Звук Ч легче вызывается в обратных слогах.
IV. Автоматизация поставленного звука Ч.
1. Изолированно в игре «Песенка поезда».
Спеть эту песенку: «Ч-ч-ч-ч» - несколько раз с показом картинки поезда.
2. В обратных слогах: ач-ач-ач, оч-оч-оч, уч-уч-уч, ич-ич-ич, еч-еч-еч, ыч-ыч-ыч.
3. В конце слова, фразах (в ответах на вопросы логопеда предложениями) по картинкам, карточкам; звук Ч в слогах и словах произносится утрированно.
Например:
1. Калач – Что жуёт Дима? – Дима жуёт калач.
2. Богач – Кто Вова? – Вова богач.
3. Мяч – Что купили Оле? – Оле купили мяч.
4. Дочь – Кто у мамы? – У мамы дочь.
5. Ночь – Что наступило? – Наступила ночь.
4. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ч в слове.
Например: ка-лач – 2 части (слога), звук Ч в конце слова; дочь – одна часть (слог), звук Ч в конце слова.
5. Автоматизация звука Ч на последующих занятиях в середине слова (в обратных слогах) в словах и фразах по картинкам и карточкам.
Например:
5. Качка – Что на море? – На море качка.
6. Бочка – Что стоит? – Стоит бочка.
7. Боч-ка – 2 части (слога). Звук Ч в середине слова.
И так делается разбор с каждым изучаемым словом.
6. Затем на последующих занятиях звук Ч отрабатывается в словах с прямым слогом в начале и середине слова.
Например:
1. Чай – Что пьёт Нина? – Нина пьёт чай.
2. Чайка – Кто летает над водой? – Над водой летает чайка.
3. Бычок – Кто бежит? – Бежит бычок.
4. Туча – Что плывёт по небу? – По небу плывёт туча.
7. Далее звук Ч автоматизируется в текстах чистоговорок, потешек, стихах, загадок, пересказе рассказов и т.д.
Ач-ач-ач – испеку калач
Оч-оч-оч – наступила ночь
Ча-ча-ча – у меня нет ключа
Наступила ночка,
Ты устала дочка.
Дочку ждёт кроватка,
Спи, дочурка, сладко.
8. Далее, на занятиях осуществляется дифференциация в речи звуков: (ч-с), (ч-с'), (ч-т), (ч-т'), (ч-щ) по той же схеме: изолированно, в слогах, словах, фразах, чистоговорках, дидактических играх.
Например: «Закончи предложение – мяч или мять».
1. Петя купил красивый… мяч.
2. Я буду картошку… мять.
Игра «Два щенка».
Картинки на звук Ч подарим Чимке, а картинки на звук Т ' подарим Тимке.
Чимке – чемодан, обруч, чайник, т.д.
Тимке – тёрка, ботинок, телефон, т.д.
V. Дифференциация звуков (с-ш) в речи.
1. В игре: «Замени звук С на звук Ш».
Сайка – шайка
Сутки – шутки
Сок – шок
Каска – кашка
Миска – мишка
Вас – ваш
Нас – наш
Мыс – мышь
Кусок – пушок
2. Игра «Вставь нужное слово в предложение»
Машка – маска
На лицо надета… маска.
Кличка нашей кошки… Машка.
Миска – мишка
Сладко спит в берлоге… мишка.
На столе стоит с салатом… миска.
Сок – шок
Маша пила… сок.
У Сони от боли был… шок.
Нос – нож
На столе… нож.
На лице… нос.
Пошла – пасла
Летом Луша козу… пасла.
А осенью Луша в школу… пошла.
Шалила – солила
Мама суп… солила.
А Соня на улице… шалила.
VI. Доработка материала, который ребёнок слабо усвоил на фронтальном занятии. Например, предлоги – В – ИЗ в играх «Где находится предмет?»,
«Откуда достали предмет?»
План индивидуального занятия (Ч)
(краткий)
I. Развитие фонематического восприятия, различие на слух звуков(ч-ц) в слогах, в конце слова, в игре «Покажи пальчиком (на картинку), кто поёт песенку синичка или поезд?»
II. Отработка артикуляционных упражнений и выработка направленной воздушной струи для постановки звука Ч.
1. «Вкусное варенье» - (4-5 раз).
2. «Качели» - (4-5 раз).
3. «Почистить зубки» - (4-5 раз).
4. «Фокус» - (4-5 раз).
5. «Грибок» - (5-6 раз).
III. Постановка звука Ч ( по подражанию или с механической помощью: зондом или шпателем).
IV. Автоматизация поставленного звука Ч изолированно, в слогах, в конце слова (с ударением на слоге), фразах (в ответах на вопросы со словами: калач, мяч, дочь, ночь и т.д.)
V. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ч в этих словах.
VI. Дифференциация, ранее отработанных звуков (с-ш) в словах и фразах, играх: «Замени звук С на звук Ш», «Вставь нужное слово в предложение».
VII. Доработка материала, который ребёнок слабо усвоил на фронтальном занятии. Например, предлоги – В – ИЗ в играх «Где находится предмет?»,
«Откуда достали предмет?»
Карточка №1
Звук Ч – характеристика: согласный, глухой, мягкий.
Артикуляция: кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам), боковые края языка прижаты к верхним коренным резцам, губы округлены и выдвинуты вперёд, зубы сближены либо сомкнуты, изо рта воздух выдыхается толчком и проходит посередине языка.
Ач-ач-ач – испеку калач
Оч-оч-оч – наступает ночь
Уч-уч-уч – ёжик наш колюч
Ич-ич-ич – испеку кулич
1. Богач – Кто Вова? – Вова богач.
2. Калач – Что купил Дима? –
3. Врач – Кто Нина? –
4. Грач – Кто у Димы? –
5. Мяч – Что покупает Вова? –
6. Кумач – Что у Оли? –
7. Луч – Что у солнца? –
8. Могуч – Каков дуб? –
9. Обруч – Что у Нины? –
10. Ключ – Что забыл Дима? –
11. Колюч – Каков ёж? –
12. Дочь – Кто Нина маме? –
13. Ночь – Что наступило? –
14. Дичь – Кто в лесу? –
15. Кирпич – Что взял Дима? –
16. Кулич – Что печёт мама? –
17. Москвич – Кто Коля? –
18. Меч – Что у Вовы? –
19. Печь – Что ты будешь делать? –
20. Лечь – Что тебе надо сделать? –
21. Беречь – Что ты будешь делать с игрушками? –
22. Речь – Что ты слышишь? –
Карточка №2
Ч Ачка-ачка-ачка – на море качка
Очка-очка-очка – я мамина (папина) дочка
Ичка-ичка-ичка – у меня водичка
1. Качка – Что на море? –
2. Прачка – Кто Ниночка? –
3. Задачка – Что у Вовочки? –
4. Бочка – Что стоит? –
5. Дочка – Кто идёт? –
6. Почка – Что на ветке? –
7. Прочный – Какой замок? –
8. Молочный – Какой кисель? –
9. Жучка – Кто лает? –
10. Внучка – Кто у бабушки? –
11. Ручка – Что у сумочки? –
12. Брючки – Что надел Дима? –
13. Колючки – Что у кактуса? –
14. Кличка – Что у животных? –
15. Водичка – Что в чашке? –
16. Яичко – Что снесла курочка? –
17. Печка – Что затопили? –
18. Овечка – Кто пасётся на лугу? –
19. Гречка – Что ест Оля? –
20. Речка – Что видел Вова? –
21. Колечко – Что надела Лена? –
22. Значки – Что покупает Вовочка? –
23. Башмачки – Что обувает Димочка? –
24. Девочка – Кто стоит? –
25. Бабочка – Кто летит? –
26. Очки – Что у дедушки? –
27. Жучки – Кто у Ниночки? –
28. Паучки – Кто на паутине? –
Карточка №3
Ч Чу-чу-чу –я стихи учу
Чу-чу-чу – нам купили по мячу
1. Чуб – Что у Вовочки? –
2. Чудо – Что увидел Димочка? –
3. Учу, молчу, хочу, кричу – Что ты делаешь? –
4. Кольчуга – Что висит? –
5. Дочурка – Кто Ниночка? –
6. Чудак – Кто Женечка? –
7. Чулан – Что в доме? –
8. Мальчуган – Кто Вовочка? –
Ча-ча-ча у меня нет ключа
9. Чайка – Кто летает над водой? –
10. Чай – Что пьёт девочка? –
11. Чайник – Что стоит на плите? –
12. Чашка – Что покупает Олечка? –
13. Кочан – Что несёт Женечка? –
14. Мочалка – Что у девочки? –
15. Алыча – Что ест Леночка? –
16. Туча – Что плывёт по небу? –
17. Дача – Что стоит в лесу? –
18. Добыча – Что у волка? –
19. Задача – Что решает Димочка? –
Че-че-че мы мечтаем о мяче
20. Чек – Что у девочки? –
21. Чепчик – Что у бабушки? –
22. Ручей – Что бежит? –
23. Качели – Что у Димочки? –
24. Печенье – Что купила Леночка? –
25. Вечер – Что наступил? –
Карточка №4
Ч Чо-чо-чо – у меня болит плечо
Чок-чок-чок – идёт бычок
Чок-чок-чок – бежит волчок
1. Чёлка – Что у девочки? –
2. Чёрный – Какой кот? –
3. Печёнка – Что ест Вовочка –
4. Пчёлка – Кто летает? –
5. Печёное – Какое яблоко? -
6. Бычок – Кто мычит? -
7. Значок – Что у Димочки? -
8. Кулачок – Что показала Леночка? -
9. Галчонок – Кто у галки? -
10. Зайчонок – Кто у зайца? -
11. Волчонок – Кто у волка? -
12. Кабачок – Что у Олечки? -
13. Плечо – Что болит у Женечки?
14. Чи-чи-чи – нам нужны мячи
15. Чижик – Кто летает? -
16. Грачи – Кто на дереве? –
17. Калачи – Что купил дедушка? –
18. Мячи – Что у девочки? –
19. Учил – Что делал Вова? –
20. Зайчик – Кто сидит? –
21. Мальчик – Кто идёт? –
22. Лётчик – Кто в самолёте? –
23. Пончик – Что ест мальчик? –
24. Волчий – Чей хвост? –
25. Заячий – Чей хвост? –
26. Могучий – Какой дуб? –
27. Колючий – Какой ёж?
Карточка №5
Ч Игры
1.Игра «Договори слово». Помоги мне договорить слово, произнеси
Последний звук Ч, вспомни слова, которые у нас получились.
Мя… (ч) Но…(чь) Кули…(ч)
Кала…(ч) До…(чь) Ди…(чь)
Пуга…(ч) Ре…(чь) Кли…(ч)
Сила…(ч) Пе…(чь) Клю…(ч)
2.Игра «Измени слово». Я назову слово, а ты замени в нём последний
звук, на звук Ч. Какое новое слово получится?
План – плач Усат – усач
Ткань – ткач Мел – меч
Враг – врач Бить – бич
Кулик – кулич Мять – мяч
Сыт – сыч Клюв – ключ
3.Игра «Измени слово». Я назову слово, а ты замени в нём первый
звук на звук Ч и назови новое слово.
Гайка – чайка Кашка – чашка
Шары – чары Тёлка – чёлка
Басы – часы Худо – чудо
Тайник – чайник.
4.Игра «Назови ласково».
Внук – внучок;
Бык – бычок;
дочь – дочка, доченька, дочурка;
сын – сыночек;
волк – волчок;
Бак – бачок.
Карточка №6
Ч
Потешки.
***
Бубенчики, бубенчики, летали голубенчики.
***
Лели – Лели – Лели, У нас в саду качели.
***
Водичка, водичка! Умой моё личико.
***
В бочке – водичка, на бочке – синичка.
Пьёт синичка из бочки водичку.
***
Кузнечик скачет и зайчик скачет.
Кузнечик не плачет и зайчик не плачет.
Все скачут и скачут, и оба – не плачут.
***
У чудесной ёлочки частые иголочки,
Частые иголочки у чудесной ёлочки.
***
Чики – чики – чикалочки! Едет гусь на палочке.
Уточка на дудочке. Курочка на чурочке.
Зайчик на тачке, а мальчик на собачке.
Карточка №7
Ч
Стихи и загадки.
Что это у Галочки? Ниточка на палочке,
Палочка в руке, ниточка в реке. (удочка)
Чёрный, проворный, кричит: «крак!»
Червякам враг. (грач)
Про бычка.
Увидел ёжика бычок и лизнул его в бочок.
И, лизнув его, бычок уколол свой язычок.
А колючий ёж смеётся: - В рот не суй, что попадётся!
Бычок.
На лугу стоит бычок и жуёт свой язычок.
Плачет бедный: Му – му – му!
Надо сена дать ему. А не то свой язычок
Глупый скушает бычок.
Грачи.
Во дворе журчит ручей, на берёзе сто грачей.
Строят гнёзда и кричат, скоро выведут грачат.
Карточка №8
Ч
Ниночка.
Нина нянчит маленькую Олечку. Она покачивает Олечкину коляску, чтобы девочка не плакала.
«Молодчина, Ниночка, - сказал папа. – Маме помочь – почётное дело.»
В деревне.
Олечка поехала в деревню к бабушке. У бабушки жили овечка Ночка, бычок – белый бочок, собачка Жучка, кошечка Манечка. Внучка помогала бабушке. Она пасла овечку Ночку и бычка – белого бочка. Наливала водичку Жучке и Манечке.
Внук и дед.
Сидел дед, пил чай. Подошёл внук; сказал: - И мне дай чаю!
Дед дал чаю и сказал:
- Чай пей, на землю не лей!
Чайник.
Ниночке купили синий чайник. На синем чайнике были белые горошины. Ниночка позвала девочек пить чай из новых чашек. Девочки наливали чай в новые чашки.
Разбитая чашка.
Вовочка дома кидал мяч в стенку и ловил его. Мяч отскочил от стенки и попал в чашку. Папа сказал: «Что случилось?»
«Я случайно попал по чашке мячом,» - отвечал Вовочка. «Почему ты кидал мяч дома? Ты меня очень удивил и не получишь ничего к чаю,» - заключил папа.
Планы индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения: звук [щ]
I. Развитие фонематического восприятия, различие на слух звуков (а-у-о-и-ы), (с-ш), (з-ж), (р-л) и других проблемных звуков, которые дети смешивают (по результатам диагностики).
II. Развитие органов артикуляционного аппарата (укрепление мышц языка, развитие силы и точности движения языка, увеличение объема движений языка); выработка направленной воздушной струи посередине языка.
III. Коррекция звукопроизношения.
Постановка звуков: ш, ж, ч, щ, л, л,, р, р,.
Автоматизация поставленных звуков в словах, фразах и самостоятельной речи.
Дифференциация звуков: (с-ш), (ш-ж), (з-ж), (л-р), (щ-с,),
(щ-ч) и других в самостоятельной речи.
IV. Обработка слоговой структуры и звуконаполняемости сложных слов.
V. Обогащение, уточнение и активизация словаря в самостоятельной речи по лексическим темам.
VI. Развитие понимания речи.
VII. Формирование грамматического строя речи (словоизменение, словообразование, построение распространенного предложения с предлогами и т.д.)
Обучение связной речи (пересказу, составлению описательных рассказов с опорой на план-схему, рассказу по серии сюжетных картинок).
Развитие навыка звукового анализа и синтеза.
Обучение грамоте (в подготовительной группе).
Воспитание интереса к знаниям, желания заниматься, развитие внимания, памяти, логического мышления.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
План
Индивидуального занятия
(краткий)
I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков
(ч-щ) в слогах, словах.
II. Обработка артикуляционных упражнений для формирования произношения звука [щ].
«Приклей конфетку»- 4-5 раз.
«Рупор» - 4-5 раз.
«Киска слизывает сметану» - 4-5 раз.
«Чашечка» - 4-5 раз.
«Фокус» - 4-5 раз.
«Маляр» - 4-5 раз.
«Грибок» - 4-5 раз.
«Гармошка» - 4-5 раз.
III. Постановка звука щ (по подражанию, основываясь на тактильных ощущениях), от звука ш.
IV. Автоматизация поставленного звука щ изолированно, в слогах, в начале слова (со слогами ща, щу, ще, щё, щи), фразах (ответах на вопросы со словами: щавель, щи, щука, щёки, щупальца, щётка, щенок, угощу, щепка и т.д.)
V. Обработка слоговой структуры слова и определение позиции звука щ в этих словах.
VI. Дифференциация (ранее отобранных) звуков (с-ш) в словах, фразах, играх; «Кто быстрее соберет вещи? », «Что подарим Маше, а что подарим Сане? », «Дополни предложения».
VII. Доработка материала, который ребенок слабо усвоил на фронтальном занятии. Например: отработка предлога на в игре «Где находится предмет?» (с игрушками и предметами).
Этот план пишется в индивидуальной тетради ребенка на 1-5 дней. Когда звук поставлен и автоматизируется, в тетради записываются слоги, слова, фразы, чистоговорки с этим звуком для дальнейшей автоматизации его воспитателями и родителями в выходные дни дома. Можно предложить родителям нарисовать картинки к записанным логопедом словам, загадкам, чистоговоркам. Например:
-Щеткой чищу я щенка,
_Щекочу ему бока.
Индивидуальный план работы
(подробный)
Развитие фонематическрго восприятия:
различение на слух звуков (ч-щ) в слогах, словах.
Задание 1: хлопни в ладоши если услышишь звук щ (ч, щ, щ, ч, ча, ща, чу, щу, че, ще, ащ, ач, ущ, ещ, еч и т.д.)
Задание 2: разложить картинки в две стопки (на «бочку» - картинки со звуком ч, в «ящик» - картинки со звуком щ).
Обработка артикуляционных упражнений, подготавливающих к постановке звука щ.
«Приклей конфетку» - положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами. (4-5 раз).
«Рупор» - зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед (4-5раз).
«Киска слизывает сметану» - рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. (4-5 раз).
«Чашечка» - рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подтянуты, но не касаются зубов. (4-5 раз).
«Фокус» - поднять широкий кончик языка к верхней губе (не поджимать) и дуть на кончик носа, где лежит ватка. Ватка должна от дутья подниматься вверх. (4-5 раз).
«Маляр» - рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, погладить небо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). (4-5 раз).
«Грибок» - рот открыт, губы в улыбке, прижеть широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
«Гармошка» - язык присосать к нёбу, не отпуская язык, раскрывать и закрывать рот.
Постановка звука щ от ш: боковые края языка прижаты к внутренней стороне верхних коренных зубов. Выдыхаемый воздух с силой выходит посередине языка в образующуюся узкую щель. На ладони, поднесенной ко рту, ощущается теплая струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением.
Автоматизация поставленного звука щ.
Изолированно: щ-щ-щ.
В слогах: ща-ща-ща, щу-щу-щу, що-що-що, ще-ще-ще, щи-щи-щи.
Вначале слова, фразах: щавель, щука, щупальца, щи, щит, щипцы, щётка, щёки, щегол, щепка, щетина.
Закончить предложения по картинкам:
Алёша поймал (щегла).
Папа вытащил на берег большую (щуку).
Мама варит (щи) из (щавеля).
Паше купили (щенка).
У мальчика (щётка).
У кальмара (щупальца).
Обработка слоговой структуры слова и определение позиции звука щ в слове.
Например: щи – 1 часть (слог), звук щ в начале слова, щука – 2 части (слога), звук щ в начале слова.
Автоматизация звука щ на последующих занятиях в середине и конце слова в словах и фразах по картинкам и карточкам.
Например:
Ящик, вещи – Где лежат вещи? – Вещи лежат в ящике.
Плащ – Что висит на вешалке? – На вешалке висит плащ.
Лещ – Что поймал Лёша? – Лёша поймал леща.
Ве-щи – 2 части (слога). Звука щ в середине слова.
И так делается разбор с каждым изучаемым словом.
Затем на последующих занятиях звук щ обрабатывается в словах со стечением согласных. Например:
Тщедушный – Какой был щенок? – Щенок был тщедушный.
Обувщик – Кто делает обувь? – Обувь делает обувщик.
Хищный – Кто хищный? – Волк хищный.
Далее звук щ автоматизируется в текстах чистоговорок, потешек, стихах, загадках, пересказе рассказов.
Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.
Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку и уголке.
Усищи когтищи, а моется всех чище.
(Кашка).
Далее на занятиях осуществляется дифференциация в речи звуков (ч-щ), (с,-щ),(ш-щ) по той же схеме: изолированно, в словах, начале и середине слова, фразах, чистоговорках и текстах, дидактических играх.
Дифференциация звуков (с-ш) в речи.
В игре « Кто быстрее соберет вещи?» Нужно разложить вещи (предметные картинки) по двум чемоданам: один чемодан со звуком [ш], другой чемодан со звуком [c].
Набор картинок для игры: шапка, сумка, шлёпанцы, рубашка, шорты, сандалии, сарафан.
Игра «Что подарим Маше, а что подарим Сане?»
Надо отобрать картинки, например:
Сане подарим санки,
Маше подарим шубу и т.д.
Игра «Договорим предложения».
У Миши на голове … шапка.
У мамы в сумке … сайка.
В лесу живет бурый … мишка.
На столе стоит железная … миска.
У солдата на голове … каска.
На завтрак вкусная … кашка.
Доработка материала, который ребенок не усвоил на занятии.
Например: предлог на в игре «Где находится предмет?»
КАРТОЧКА № 1.
Звук Щ – характеристика: согласный, глухой, мягкий.
Артикуляция: губы слегка вытянуты вперёд и округлены, зубы сближены. Широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель. Боковые края языка прижаты к внутренней стороне верхних коренных зубов. Выдыхаемый воздух выходит посередине языка в образующуюся узкую щель. На ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением.
ЩУ - ЩУ – ЩУ
ЩУКА – Кого поймали? – ПОЙМАЛИ ЩУКУ.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 764.