1.Изолированно в игровой форме отрабатывается поставленный звук. Желательно использовать зрительные опорные символы, мелкие игрушки и различные игровые приемы.
а) «Самолет летит»
«Пароход гудит»
На карте 2 парохода и самолета разного размера: Как гудит пароход, когда он близко от берега? Далеко от берега? (Аналогично – самолет.) Ребенок произносит звук л с различной силой голоса (громко, тихо).
б) На карте самолет и изображение дорожки самолета в воздухе. Ребенок ставит пальчик на начало маршрута. Длительно произнося звук л – провести по дорожке пальчиком.
в) Игра «Лесенка». Ребенок представляет, что пальчики – это ножки. Шагать, подниматься указательным и средним пальчиками по конструированной лесенке вверх- вниз, произнося длительно звук л.
г) «Змейка» Произносим звук и указательным пальцем проводим по спиралькам нарисованной улитки или пружинки.
2. Произнесение твердого звука л в прямых слогах: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу,
лы-лы-лы.
Игра «Балалаечка»: произносить слоги с имитацией игры на балалайке.
3. Вначале слова: В словах с ударением на первом слоге. ( Например: лак, лапа)
4. Произнесение звука л в словах, с ударением на слоге (пила, колодец, тулуп, малыш и т.д.)
5. Произнесение звука л в словах без ударения на слоге (лапша, читала, лукошко, пеналы и т.д.)
6. Произнесение звука л в словах со стечением согласных (глаза, пластинка, слон и т.д.)
7. Произнесение звука л в обратных слогах с ударением ан слоге (бал, палка, вокзал, стучал и т.д.)
8. Произнесение звука л в обратных слогах без ударения на слоге (балкон, халва и т.д.)
9. Произнесение звука л в прямых и обратных слогах (плыл, полол и т.д.)
В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка возможны некоторые изменения последовательности автоматизации звука л . На каждом занятии отрабатывается слоговая структура слова, определяется позиция звука в слове. В дальнейшем осуществляется дифференциация звуков (Л-ЛЬ; Р-Л) в речи по схеме:
- изолированно;
- в слогах;
- в словах;
- фразах;
- чистоговорках, стихах; текстах;
- детских играх.
Карточка № 1
Звук л- согласный, ротовой, сонорный, смычково-проходной, переднеязычный, твердый.
Артикуляция: кончик языка поднят и соприкасается с передней частью неба (альвеолами), с включением голоса остается неподвижным. По бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух. Губы открыты; зубы разомкнуты; воздух выдыхается умеренной струей; на ладони руки, поднесенной ко рту, ощущается теплый поток воздуха.
Ла-ла-ла
а) Лак – Что у мамы? Лапа – У кого лапа?
Лавка – На чем сидит Лана? Лампа – Что светит?
Ласточка – Кто в гнезде? Ландыш – Что (в вазе) у Ланы?
Ластик – Что купила Лана? Лайка – Кто лает?
Лама – Кто бежит? Лазать – Кто лазит на шкаф?
Лакомство – Мед для медведя – Это что? Лапти – Что на ногах у Вани?
б) Халат – Что у мамы? Салат – Что готовит Лада?
Калач – Что покупает Лада? Скала – Это высокая скала?
Водолаз – Кто на дне? Палатка – Что у папы?
Булавка – Что у лады? Кулак – Что у Вовы?
Пила – Что у папы? Мала – Мила мала?
Карточка № 2
(Аналогично карточке № 1 вводятся слова в предложения)
ЛО-ЛО-ЛО
а) Лоб, лов, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, ломик, локон, ловит, логово, ложь.
б)Болото, камыши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка, пилотка, пилот, село, половник, молоденький.
Карточка № 3
ЛУ-ЛУ-ЛУ
а) Лук, луч, лужа, Луша, лунка, лупа, луковица, лужица, лунный, лучше, лучик
б) Тулуп, шалун, пилу.
Карточка №4
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ
а) Лыжи, лыжник, лыко, лысый.
б) Столы, малыш, полынь, улыбка, булыжник.
Карточка №5
а) Лапша, лавина, ладонь, ладья, лакать, лакей.
б) Мила, жила, пела, пила, мыла. дула, бегала, видела, обидела, одела. школа, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.
Карточка №6
а) Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко.
б) Голубой, желудь, палуба, голубцы, получать.
Карточка №7
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ
Пилы, вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчелы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает, теплый.
Карточка №8
Повтори медленно,четко:
а) пла – пло глу – глы кла – кло клу – клы гла – гло
глу – глы бла – бло блу – блы фла – фло флу - флы
вла – вло влу – влы
б) БЛА-ГЛА-ЗЛА-КЛА
Благодарить, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, клавиши, кладовая, кланяться.
в) ПЛА-СЛА-ФЛА-ШЛА
Платье, пламя, плач, плащ, плавать, пластилин, пластинка, планета, пластмасса, заплатка, платок, платить, Слава, сладкий, сладкоежка, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла,
Карточка № 9
БЛО-ГЛО-КЛО-ПЛО-СЛО-ФЛО-ХЛО
Блок, глобус, клоун, плот, пломба, площадь, слон, весело, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок, хлопушка, стекло.
Карточка №10
а) БЛУ-ГЛУ-КЛУ-ПЛУ-СЛУ
Блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клубника, плуг, слух, слушать, случай, служить.
б) ГЛЫ-ЗЛЫ-КЛЫ-ПЛЫ-СЛЫ-ТЛЫ-ХЛЫ
Глыбы, злы, клыки, плыть, слышать, хлыст.
в) «Повтори слова по 3 раза» (шепотом, вполголоса, громко)
Платок, плот, плуг, плыть, клоун, клумба, гладкий, глобус, глубина, глыба, блузка, флаги.
Карточка №11
Работа с раздаточными предметными картинками (слова со звуком л)
Варианты:
а) – Назови этот предмет три раза;
- Назови этот же предмет, только представь, что он маленький;
- назови много таких предметов;
- Что у Лады, а что у Володи? (У Лады флажок, а у Володи лопата и пр.)
- Кого видела Клава, а кого Слава? (Клава видела слона, а Слава лося.)
- Назови все предметы, запомни, скажи, что я спрятала? (Чего нет)
- Игра «Раз, два, три – быстро назови» (Назвать только те предметы на которые указал логопед)
- Подели слова на части.
б) – Ряд картин: Логопед переворачивает картинки.
Задание: - Вспомни, что было, назови попорядку;
- В обратном порядке;
- Какая картина между…. и т.д.; слева, справа….
- Про какие предметы можно сказать МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ?
- Про какие предметы можно спросить: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
в)- Назови: слова-предметы (мыло, лук….)
слова-действия (читала, ходила….)
слова-признаки (сладкий, голубой, ласковый….)
г)- Посчитай: (1 стул, 2 стула, 3 стула и т.д.)
В зависимости от этапа автоматизации можно использовать различные виды работы по карточкам. Можно предложить ребенку перечислить все предметы, объекты, действия, признаки, в названиях которых содержится автоматизируемый звук. Можно использовать традиционный прием ; попросить ребенка повторять слова, предложения, текст за взрослым, опираясь на иллюстрации. Можно подготовить с ребенком пересказ текста. Ставя задачу не только автоматизировать и дифференцировать звуки, но и развивать творческие возможности ребенка, можно упражнять его в составлении предложений или рассказов по картинкам от лица любого персонажа и т.п. Приступая к работе по автоматизации и дифференциации звуков, необходимо учитывать характер нарушения произношения, уровень интеллектуального и общего развития ребенка.
Карточка №12
Произношение звука «Л» в предложениях с опорой на картинки и вопросы логопеда.
Предложения:
Луша взяла лопату. Ласточка свила гнездо.
Мама сделала молочную лапшу. Мила вымыла ладони.
Лада вымыла волосы. Около палаток лопухи и полынь.
Наступила холодная зима. У Володи новые лыжи и салазки.
Лада полола лак и свеклу. Мила видела слона.
В глубоком колодце холодная вода. Володя смелый пловец.
Плотва плавает глубоко. Клава надела на голову белый платок.
Слава копает клумбу лопатой. Володя и слава плывут на лодке.
Клава мыла ладони мылом. Слава несет весла к лодке.
У Милы теплое лохматое полотенце.
Карточка № 13
Автоматизация Л.
ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА ……………лама, лампа, лак, пила.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ………… лыжи, малыш, столы.
ЛО-ЛО-ЛО, ЛО-ЛО-ЛО…………….лодка, локоть, ложка, лом.
ЛУ-ЛУ-ЛУ, ЛУ-ЛУ-ЛУ…………….лужа, лупа, луч, шалун.
ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА…………… Мила маме помогла.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ………….Мила вымыла полы.
ЛО-ЛО-ЛО, ЛО-ЛО-ЛО…………….Ловко вымыла стекло.
ЛУ-ЛУ-ЛУ, ЛУ-ЛУ-ЛУ…………….Милочка полола лук.
Карточка № 14
Повторить, подчеркивая голосом ударный слог:
ЛА - ЛА, ЛА - ЛА, ЛА – ЛА………………… Лапа, лама, лампа
ЛА – ЛА, ЛА – ЛА, ЛА – ЛА……………….. Смола, шкала, скала
ЛО-ЛО, ЛО-ЛО, ЛО-ЛО…………………….. Лодка, ложка, ловко
ЛО-ЛО, ЛО-ЛО, ЛО-ЛО…………………….. Стекло, седло, весло
ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА………..Ласточка, лапочка, лампочка
ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА………..Палатка, заплатка, булавка
ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА………………………Удила, пастила
ЛО-ЛО-ЛО, ЛО-ЛО-ЛО, ЛО-ЛО-ЛО……….. Колонка, солонка, соломка.
Карточка №15
Автоматизация Л
Рассказ.
Хотела галка пить. Увидела стоит кувшин с водой. А вода в нем была на самом дне. Галка скакала, скакала, все без толку. Никак не смогла галка достать воду. Стала галка кидать в кувшин камешки. Кидала, кидала и накидала столько, что вода поднялась и галка смогла напиться. Какая умная галка! (адаптирован по Л.Н.Толстому)
Образуй признаки по образцу:
Спеть – спелый (плод) голод – голодный (волк)
Уметь - ……….(человек) холод - ………….(молоко)
Устать - ………(бабушка) тепло - …………(одеяло)
Колоть - ……...(лед) весело - …………(котенок)
Молоть - ………(кофе) свет - …………..(стол)
Баловать - ……..(девочка) голос - ………….(петух)
Подбери предметы к признакам:
Белый… (снег) белая… (блуза) белое… (одеяло)
Голубой …….. голубая…….. голубое ……..
Толстый…….. толстая ……. толстое……….
Молодой……. молодая ……. молодое………
Алый………… алая ………… алое………….
Смелый……… смелая ……… смелое………..
Спелый……… спелая……….. спелое……….
Холодный…… холодная……. холодное……..
Веселый…. … веселая………. веселое……….
Карточка №16
Проговорить, четко произнося звук Л
Мила мала. Лада мала. Мила и Лада малы.
Луша мала. Луша устала. Луша уснула.
На воде лодка. В лодке весла. Мила сидит в лодке.
У Милы белые зубы. У пианино белые клавиши. У волка белые клыки.
Глаша купила ландыши. В небе светила луна. Мышка попала в мышеловку.
Клава выучила пословицу. У Славы белые голуби. По небу плыло белое облако.
Алла надела белую блузку.
Карточка №17
Проговаривать предложения, четко произнося звук Л:
Мила сидела на лавке. Лада купила ландыши. Лана пила молоко.
Володя нес холодную воду. Луша сажала луковицы в лунки.
У Славы новые лыжи. Лыжники идут по лыжне.
Мама готовила голубцы. Лошадь увязла в болоте.
У лужи сидела жаба. Клава ушибла локоть.
На халате вышиты ландыши. Ласточка носила мошек в гнездо.
Выучить потешки:
Без огня в пустой печи пекла Луша калачи.
Мила в лодке плыла молоко пила
Ландыши вышивала ЛА-ЛА-ЛА-ЛА – напевала.
Ходила молодица по холодную водицу.
Голубушка молодица, пей холодную водицу.
Яблоко! Оно соку спелого полно!
Карточка №18
Задание: Повтори медленно и четко:
ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА – Мила в лодочке плыла.
ЛО-ЛО-ЛО, ЛО-ЛО-ЛО – У нас в комнате тепло.
ЛУ-ЛУ-ЛУ, ЛУ-ЛУ-ЛУ – сидит кукла на полу.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – чисто вымыты полы.
Все бело, бело, бело много снегу намело.
Вот веселые деньки! Все на лыжи и коньки!
Мама купала в лохани малышку,
Мылом, мочалкой мыли голышку.
(ответы на вопросы логопеда к каждому слову со звуком
Л после произнесения стихотворения)
Куклу Милу Лада мыла,
А потом ее сушила.
Задание: Повтори только слова со звуком Л:
Узкий кончик языка вверх в зубы упирается
По бокам от языка воздух пробирается.
Л – получится певучий, плавный, ласковый и звучный:
Ласка, лама, ландыш, лапа, лук, луна, лужайка, лампа.
Карточка №19
Рассказы.
1)Задание: «Подбери к рассказу картинки, повтори рассказ по картинкам»
Лола.
Вот Лола. Лола надела белое платье. На голове у Лолы платок. Около дома клумба. Это Лола посадила голубые фиалки и белые гладиолусы. А весной у Лолы на клумбе были белые ландыши.
(Картинки: Лола, платье, платок, дом, клумба, фиалки, гладиолусы, ландыши)
2)Задание: «Перескажите рассказ с опорой на картинки.
Плот.
Вот плот. Плот плывет по волнам. На плоту Володя и Мила. Володя умеет плавать. Он ловкий и смелый. А Мила мала. Мила плавает плохо.
(Картинки: плот, волны, Володя, Мила, мальчик плывет, маленькая девочка)
Кукла Мила.
Купила мама Луше куклу. У куклы голубые глаза, светлые волосы, белое платье, белые башмачки. Луша назвала куклу Милой. Очень кукла мила. Целые дни Луша была с Милой. Одевала ее, обувала. Мыла ей ладони мылом, чесала волосы. Укладывала куклу спать и баюкала. Пела славную песенку: «Баю – баюшки – баю – малышку милую мою.»
(Ответы на вопросы логопеда по тексту, пересказ)
Яблоко.
Мила достала спелые сладкие яблоки и положила на стол. Одно яблоко скатилось со стола и упало на пол. Кошка стала катать яблоко. Мила подняла яблоко, а кошке дала клубок.
(Ответы на вопросы логопеда по тексту, пересказ.)
Карточка № 20
Произнесение Л в обратных слогах с ударением на слоге.
АЛ
а) Бал, вал, дал, жал, зал, мал
б) Галка, палка, скалка, фиалка, спал, упал, устал, бокал, канал, пенал, писал, копал, вокзал, стучал, галстук, металл.
Карточка №21
ОЛ
а) Вол, гол, кол, пол, стол, укол, щегол, чехол, футбол
б) Волк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень.
Карточка №22
УЛ
а) Гул, дул, стул, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул
б) Булка, гулко, обулся, качнулся.
Карточка № 23
ЫЛ
а) Ныл, был, выл, мыл, забыл, завыл
б) Бутылка
Карточка №24
ЯЛ
а) Мял, сиял, взял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, поднял, боялся, смеялся.
Карточка №25
ЕЛ
а) Вел, шел, осел, козел, котел, новосел
б) Пчелка, елка, челка, щелкать, метелка
Карточка № 25
ЕЛ
а) Ел, мел, пел, сел, умел, одел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел
б) Белка, мелко
Карточка №26
ИЛ
а) Бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил
б) Вилка, жилка, поилка, пилка, косилка, носилки
Карточка №27
АЛ
а) Алмаз, алфавит, халва, шалфей, балкон
б) Выдал, выпал, капал, падал, сыпал, топал, щупал, выгнал
Карточка №28
УЛ
а) Вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул
б) Чулки, вулкан
Карточка № 29
ЯЛ, ЕЛ, ИЛ
Веял, сеял, таял
Узел, видел, вывел, вышел, обидел, Павел, дятел, пепел
Веялка, сеялка
Выучил, выбил, выпил, высадил, вытащил, выпустил, выскочил
Карточка № 30
У дома лужа. Малыш упал в лужу. Малыш пускал лодочку.
Алла спала. Вова будил Аллу. Алла встала.
Суп остыл. Чай остыл. Папа был занят. Папа точил пилу.
Щегол звонко пел. Соловей пел на ветке. Мила слушала соловья.
Ваня мал. Ваня упал. Ваня заплакал.
Клава мыла пол. Мила помогала Клаве. Мила носила воду.
Клубок упал на пол. Кот катал клубок. Клава отняла клубок.
Стул у стола. Мила села за стол. Мила пила молоко.
У Аллы клумба. На клумбе флоксы. На клумбе фиалки и гладиолусы.
Алла сложила лото. Слава сложил кубики. Володя сложил книги.
Карточка № 31
Задание: « Договори начатое логопедом предложение» (по картинкам)
а) У Славы пенал. Володя мыл пол. Михаил коня напоил.
Павел поймал галку. Володя поехал на футбол. Папа купил елку.
Стул упал на пол. Дятел искал жуков. Михаил повязал галстук.
На елке Павел увидел белку. Павел поехал на вокзал.
Володя поставил бутылку с молоком на полку. Павел сел на стул.
б) Волк увидел белку. Михаил вымыл бокал. Павел починил стул.
На балконе – фиалки. У Аллы скакалка. Слава подмел пол метелкой.
Павел положил халву на стол.
в) Иголка, иголка ты тонка и колка.
Петя был мал. Он мяту мял.
Карточка № 32
Лада спешила в школу. Лада позвала лайку.
Мила испугалась собаки. Володя забил гвоздь молотком.
Лола сидит на соломе. Сегодня Николай не унылый, а веселый.
Веселый малыш улыбается маме. Павлуша вышел на лужайку.
Павлуша в лупу увидел жука. У Аллы новые скакалки.
Малыш спал, потому что устал. Володя забивает гол.
Идет волк, зубами щелк. У ежа и елки иголки колки.
Зайчишка сладко зевнул. Колобок остыл на окошке.
Платон плачет. Алла надела белое платье.
У Белоснежки спелое яблоко. У Николая голубые глаза.
Платон плыл на плоту.
Карточка № 33
В лодке – Володька. В палатке – лопатка.
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.
Клала Клава лук на полку и звала к себе Николку.
Наш Полкан попал в капкан.
Съел Слава сало, да сала Славе мало.
Какова Маланья, таковы у ней и оладьи.
Мила ела халву под одеялом. У Аллы алый халат.
У Полкана под лапкой палка.
У Глаши кислое молоко.
Полоскала дочка Власа полосатые паласы
Полоскала, полоскала сама полосатой стала.
У пчелы, у пчелки почему нет челки?
Отвечают почему: - Челка пчелке ни к чему.
Карточка № 34
Автоматизация звука Л во фразах и словосочетаниях.
Ложка из олова – оловянная.
Шалаш из соломы – соломенный.
Платье из шелка – шелковое.
Салфетка из полотна – полотняная.
Зал с колоннами – колонный.
Цветы на лугу – луговые.
Иголки у елки – еловые.
Ломом – что делают? – ломают. Молотилкой (молотят).
На холоде (охлаждают)
От лампы светло, а от печки тепло.
Метла в углу, а половик на полу.
Отгадай загадки:
Ползун ползет, иголки везет. ( Еж)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный? ( Волк)
В воде купался, а сух остался. ( Гусь)
Как взялась кума за дело, завизжала и запела,
Ела, ела, дуб, дуб; поломала зуб, зуб. ( Пила)
Карточка № 35
Вася пил компот, мечтал, под столом ногой качал,
Так качнул, так качнул, что под ним сломался стул!
Стул остался на полу, Вася хныкает в углу!
Папа вынес молоток: - Ну–ка, сделай сам, сынок!
Голышку – малышку сшила понемножку
Малышку – голышку новую одежку.
Метлу взяла и всюду подмела
Нос метла везде совала, но и я не отставала.
Я копала, я копала – ничуть не устала.
А кто мной копал, тот и устал. ( Лопата)
Искала белка дуб с дуплом. Дупло у белки – это дом.
В небе полная луна. За волной бежит волна.
В догонялках при луне не догнать волну волне.
Клоун Милу удивил: он за хвост слона водил.
Карточка № 36
Рыболов.
Захотел Володя половить плотву. Он знал места, где ловится плотва. Володя взял лодку с веслами и поплыл. Было солнечно и тепло. Плыл Володя недолго. Остановился. Достал удочку и стал ловить. Наловил Володя много плотвы, смотал удочку. Толкнул лодку3 и поплыл домой. Славная была уха.
Кот.
Кот вошел в комнату и пошел под лавку. Положил лапу на голову и уснул. Поспал всласть. Встал кот, зевнул и потянулся. Потом – умылся, мяукнул и пошел к плошке. Попил молока из плошки.
За ягодами.
Михаил взял лукошко и пошел за ягодами. Долго Михаил ходил, устал. Лукошко полное, тяжелое. Сел Михаил под елку. Услышал, как дятел долбил дуб, искал жуков. Потом Михаил увидел зайца. Заяц испугался и убежал. Отдохнул Михаил и пошел домой.
Мила.
Вот Мила. У Милы собака Полкан и кот Малыш. Мила готовила салат. Мила взяла лук, колбасу, яйца и сметану. Мила дала Полкану кусок колбасы, а Малышу – сладкую сметану. Малыш лакает сметану из плошки.
Карточка № 37
Закрепление произнесения звука Л в прямых и обратных слогах.
Лаял, плыл, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, положил, лопнул, слушал, слышал, получил, улыбался.
Карточка № 38
Предложения:
1. Около дома лаял пес. По воде плыл плот.
Котенок лакал молоко. Павел мыл волосы.
Нил выгладил полотенце и платки.
Петя сломал, а потом наладил велосипед.
Кот ловил мышку, но не поймал – мышка убежала.
Вот веселый колобок покатился, как клубок.
Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела, белой даже не была.
Заяц белый, заяц белый, ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал: - Я не бегал, я скакал.
Маланья болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.
У Клавы лук, свекла, баклажаны.
Карточка № 39
Перескажи:
Рассказ «Булочки»
Мама испекла к полднику булочки с повидлом и ушла за молоком. Володя был голодный. Он подвинул стул к столу. На булочках было белое полотенце. Володя взял одну булочку и съел ее. Булочка была вкусная, сладкая. Володя взял еще одну булочку, потом еще. Когда мама вернулась под полотенцем осталась одна булочка. «Ну ты у меня и молодец!» - сказала мама.
Рассказ «Белка и волк»
Белка лазила с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил, схватил ее и хотел съесть. Белка сказала ему: «Отпусти меня, волк». Волк ответил: «Я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, всегда так веселы, а мне всегда скучно». Когда белка оказалась на ветке, она сказала волку: « Тебе оттого скучно, что ты злой. А мы, белки, веселы, потому что никому зла не делаем».
Рассказ «Зима»
Встал Слава, подошел к окошку – все бело. Наступила зима. Снег падал белыми хлопьями и ложился на землю. Славе стало весело, он захлопал в ладоши. «Пойду кататься на лыжах», - сказал Слава и пошел в кладовую искать лыжи и лыжные палки. Саша встал на лыжи и побежал по лыжне.
Рассказ «Весна»
Наступила весна. Стало тепло. Светило солнце. Потекла вода. У малышей из белой бумаги лодочка. Лодочка плыла. Детям было весело.
Рассказ «Медведица»
Долго тянулась зима. Наконец наступила весна. В воздухе повеяло теплом. Медведица вышла на свежий воздух. Она была очень голодна. Всю зиму она спала. Медведица походила по талому снегу и пошла искать добычу. Поела она молодых почек и пошла назад к своим медвежатам.
Карточка № 40
Рассказ «Щенок
Ушел щенок из дома, да заблудился. Долго он бегал, искал дом и очень устал. Подошел щенок к болоту, хотел напиться, да упал в воду. Шел мимо Слава. Увидел Слава, что щенок тонет, подбежал к болоту и вытащил беднягу. Взял Слава щенка домой. Слава ухаживал за щенком, давал ему молока. Слава назвал его Полканом. Однажды Слава пошел за ландышами и взял с собой Полкана. Слава нашел много ландышей и пошел домой. Откуда ни возьмись выскочил волк. Слава испугался, а Полкан кинулся на волка. Волк убежал. Слава спас Полкана, а Полкан Славу.
Приложение № 1
Задания:
Назови продукты, в названии которых есть звук Л:
(молоко, масло, булка, халва, салат, лапша, колбаса, шоколад и др.)
Определи место звука Л в словах.
Назови одежду. (платье, халат, плащ, блузка)
Определи место звука Л в словах.
Что в природе белого цвета?
(снег, облака, лепесток, ромашки, ландыш, бумага, вата, бинт, мел, платье, молоко, клавиши и т.д.)
Произнеси: белый снег - белые облака
( аналогично: голубой цвет - … ; желтый цвет - …)
Подбери к данным словам как можно больше слов, отвечающих на вопрос «кто?» «что?»
гладкий (шар, пол….)
смелый (человек, поступок…)
спелый (арбуз, виноград…)
ласковый (человек, взгляд…)
кислый (лимон, огурец…)
холодный (ветер, снег…)
Измени предложения по образцу:
а) Мила сажает лук. – Мила посадила лук.
Лола пьет молоко.
Володя копает яму.
Слава пишет слово.
Слон ест яблоко.
Клава надевает платье.
Ласточка вьет гнездо.
б) Алла села в лодку. А Володя?
Володя сел в лодку.
Алла каталась на велосипеде. А Володя?
Алла скакала на лошади. А Володя?
Игра «Помоги 3 клоунам сыграть в лото» (распределить картинки – карточки между клоунами: слова из одного, двух, трех слогов)
Стул, стол, козел, дятел, колокол, пол, пенал, факел, вокзал, гол, футбол, мотоцикл, мел, бокал, узел, ствол, осел, котелок, самосвал
Игра «Золушка». Помоги Золушке навести порядок в кладовой.
(разложи предметы по полкам с учетом места звука Л: на нижнюю, среднюю и верхнюю полку.)
Ласты, лыжи, лупа, лодка, ласточка, лук, ложка, лампа, клубок, слон, игла, белка, мыло, велосипед, масло, булка, весло, молоко, пенал, котел, бокал, мел, пила, шило, молоток, юла.
«Что из чего?» - скажи, что сделано из металла, а что из стекла?
Вилка из металла
вилы… булавка… лопата… ложка..
игла…
Салатница из стекла
солонка… лампочка…. флакон….
«Что у кого?»
У белки – дупло. У малыша – бутылка с молоком.
У лыжника – лыжи и палки. У пловца – ласты.
У Золушки – метла. У плотника – пила, молоток.
У лодки – весло. У малыша – стул.
У голубя – голубятня. У лампы – лампочка.
«Четвертый лишний»
лось – слон – лошадь – белка
слон – белка – осел – волк
«Щенята» - назови правильно:
у щенка белый лоб – он какой? – белолобый
белый нос….. белая лапа…..
белый бок….. белый хвост…
«Скажи кого и что ласкает солнышко?» - картинки.
Солнышко ласкает……..
(облака, яблоню, пчелу, ландыши, подсолнух, белку, ласточку, елку….)
«Про какие фрукты и ягоды можно сказать – кислый, сладкий?»
Приложение № 2
Автоматизация Л
Мила маме, как могла, хоть мала, а помогла.
Долго дела не искала: полотенце полоскала,
Вилки вымыла и ложку, молоком поила кошку,
Пол метелкой подмела от угла и до угла….
Отдохнуть она хотела – не могла сидеть без дела:
Лоскуты нашла на полке, и булавки и иголки,
И для куклы Мила стала платье шить и одеяло.
Хлопотунью эту Милу мама еле уложила.
Мила с куклой спать легла. Все успела, все смогла!
(И.Лопухина,«Логопедия – 550»)
Приложение № 3
Дифференциация звуков Л – Л’
Над лугом летели белые лебеди. У теплой плиты Толя плетет лапти.
Поля пила лимонад, и капли лимонада падали на пол.
Для маленькой Аленки Галя гладила пеленки.
Толя под тополем пил топленое молоко. Олени и лани гуляют на поляне.
У девочки Лены заболело колено. Летят самолеты, сидят в них пилоты.
В лампе солнышко живет, лампа свет чудесный льет.
Мила искала булавку. Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть Миле лень – искала булавку весь день.
Дали Лене пластилин. Лена лепит апельсин.
Апельсин слепила – кукол угостила.
Вот иголки и булавки выползают из-под лавки
На меня они глядят, молока они хотят. (ежик)
Павел ел ни много, ни мало: клубнику и хлеб, молока полбокала,
Булку и лук, лимон и малину, похлебку, бульон, и блина половину.
В магазине Валеньке покупают валенки. Маленькие валенки до чего милы!
Но надела валенки маленькая Валенька – оказались валенки на нее малы.
Павка на лавке плетет лапти Клавке не годятся лапти Клавке на ножки,
А годятся лапти на лапки кошке.
(И.Кончаловская)
Приложение № 4
Дифференциация Л-Л’, Р-Р’
Трудно плавать по волне только на одном бревне,
Чтобы легче было плыть надо плот соорудить.
Солнце озарило бледный небосвод,
Лебедь белокрылый медленно плывет.
Высоко в голубой дали над землей летят журавли.
Летят они, курлычут, нас за собою кличут.
Был белый дом, чудесный дом и что-то застучало в нем.
И он разбился. И оттуда живое выбежало чудо. (яйцо, цыпленок)
На клумбе выросли цветы небывалой красоты !
Луковица золотая круглая, литая.
Блины белка напекла и бельчатам подала.
Удались блины у белки, опустели все тарелки.
Лиса по лесу ходила, лиса голосом вопила,
Лиса лычки драла, лиса лапти плела.
Желтый, круглый, кислый он, называется… (лимон)
Половник маме помогает: он суп в тарелки разливает.
Железная птица в небе кружится, по сигналу пилота на землю садится. (самолёт)
В море он такой один - умный, ласковый дельфин.
Очень любит наша Галка собирать в лесу фиалки.
Приложение № 5
(дифференциация звуков Л-Л’, Р-Р’)
Мила и Вася играют: кукол в колясках катают.
С Милой мы альбом купили и Алине подарили.
Укатилось с крылечка золотое колечко.
Наступает ночка, ты устала дочка. Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора, ждет тебя кроватка. Спи, дочурка, сладко!
В огороде Фёкла ахала и охала: - Уродилась свекла не на грядке. Около.
- Жалко Фёкле свеклу, жалко свекле Фёклу,
Жаловалась Фёкла: - Заблудилась свекла.
Убежало молоко, побежало далеко, по полям, по лугам, по лесам и городам.
Дама ехала на бал, кавалер ее встречал.
Дама с кавалером в зале польку с вальсом танцевали.
Бродит козочка по лугу. Рядом с ней - козленок белый,
Хоть и маленький, но смелый, непослушный, озорной,
Щиплет травку под лозой.
Задумала галка иголку купить, чтоб голым галчатам штанишек пошить.
Иголку и лучшего шелку купила, и тут же уселась на елку,
Очки нацепила, иголку схватила, И шила, и шила…
Летела сорока и вниз поглядела: - Эй, галка! Ты нитку в иголку не вдела!
(по А.Костецкому)
Приложение № 6
Дифференциация: Л-Р-Л’-Р’
Платье новое у Майи, на нем брошка золотая.
Порвала вдруг платье Майа. Я ей платье залатаю.
Белая коровка молоко давала; черная ж, плутовка, - кофе и какао.
Ну, а черно-белой в случае таком приходилось делать кофе с молоком.
Тают рыхлые снега весело и смело….
Даже Бабушка Яга вдруг по-мо-ло-де-ла. (Когда это бывает?)
Разобиделась Метла: - Я лентяйкой не была, не шалила, не врала,
Только чисто двор мела. Так за что к исходу дня в угол ставите меня?
Залетела к нам пчела, у оконного стекла кружится, старается
Улететь пытается, улететь пытается , да не получается!
Я дружить хочу с пчелою, я ей форточку открою:
Улетай-ка на свободу, принеси на лапках меду!
Дали Глаше простокваши, а у Глаши каша.
Голубь
Голубь белый, голубь смелый. Сделал он большое дело.
По полям, лесам летал и поклон от нас всем детям:
Белым, желтым – всем на свете белый голубь передал.
Скакалочка
Очень любит Галочка быструю скакалочку. Скок да скок, скок да скок.
Галочке на жалко ног. А бывает жалко быструю скакалку.
- Отдохни, скакалочка, - еле шепчет Галочка. (И.Демьянов)
Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
(К.Чуковский)
Дата: 2018-12-21, просмотров: 779.