Упражнение для выработки правильного артикуляционного уклада
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам, передняя часть языка прижата к небу. Без включения голоса произносить звук , имитирующий звук [т].

Произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних зубов под напором сильной воздушной струи.

4. Упражнение в произнесении звуков [т] и [с].

Перед постановкой звука [ц] полезно проводить упражнения в поочередном произнесении звуков [т] и [с], что способствует быстрому переключению языка из одного положения в другое и необходимо для правильного произнесения звука [ц]. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется и звуки произносятся без перерыва:    

тс-тс-тс. При произнесении ощущается один удар воздушной струи ( контроль тыльной стороной ладони). Следить , чтобы дети не произносили тэс или тыс.

Постановка звука.(если не удалось вызвать по подражанию)

1. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Открыть рот. Кончиком языка напряженно упереться в нижние резцы. Спинка языка выгнута и касается верхних резцов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с небом, боковые края языка зажимаются между коренными зубами и остаются зажатыми в момент выдоха. Кончик языка остается свободным. Одновременно с коротким и сильным выдохом кончик языка отскакивает от нижних резцов. Слышится короткий звук [ц].

2. Повторить предыдущее упражнение без зажатия зубами боковых краев языка.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ц В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Упражнение 1. Произносить (читать) слоги.

Образец: а-ц, о-ц, у-ц, ы- ц, я- ц, ё - ц, и - ц, е - ц.

ац-оц-уц-ыц   ац-ёц-юц-ец    ыц -уц -оц -ац    

ец - иц - ёц - яц  ыц - иц - уц - ец  ец - уц - иц - ыц

   Упражнение 2. Произносить (читать) слова.

1. С ударением на слоге. Образец: мат-ра ц, бо-е ц

Ац, ёц, иц, яц

Паяц, матрац, клёцки, шприц.

ец

Боец, отец, жнец, борец, гонец, конец, жилец, певец, рубец, глупец, дворец, удалец, огурец, пловец, беглец, кузнец, образец, леденец, молодец, наконец, продавец.

2. Без ударения на слоге

Образец: коло-де ц.

Заяц, горец, палец, перец, танец, ранец, братец, беже­нец, колодец, мизинец.

 

Упражнение 3. Назвать предметы, изображённые на картинках.






 



Упражнение 4. Произносить (читать) предложения.

Образец: У Вовы ранец. Во дворе колоде —ц.

Ваня поит овец. У Маши леденец. В кустах заяц. Вова — хороший пловец. Колодец глубокий. Мой дядя — кузнец. Выбей матрац. Возьми огурец. Продавец подал перец. Мо­розец румянит людей. Я порезал мизинец. Теперь там ру­бец. Зиме конец, прилетел скворец. Маленький братец суёт в рот палец.

 

 

Упражнение 5. Дополнить предложения по картинкам.

Произносить (читать) предложения.


 

 


 


Под кустом сидит


ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Ц В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

Упражнение 6. Произносить (читать) слоги.

ца-цо-цы-це  це-цы-цо-ца цо-цы-це-ца

ца-це-цы-уо  цы-це-ца-цо цо-це-цы-ца

 

Упражнение 7. Произносить (читать) слова.












С ударением на слоге.

                                 ца, цо

Овца, цапля, пыльца, мерцать, лицо, яйцо, кольцо, крыльцо, ружьецо, цокать, деревцо, пунцовый.

Цы, ци

Цып-цып, цыган, отцы, бойцы, жильцы, концы, пловцы, певцы, борцы, огурцы, дворцы, гонцы, молодцы, кузнецы, продавцы, цирк, цифра, циркуль, цинковый.

Це

Цех, цель, цепь, центр, цепкий, целый, оценка, рецепт, офицер, зацепка.

2. Без ударения на слоге.                                                                ца:

Яйца, улица, мельница, водица, певица, теплица, граница, больница, пшеница, рукавица, колхозница, курица, кольца, кашица, кожица, горница, пятница, умница, конни­ца, кузница, луковица, пуговица, царапина.

                                                          Цы, ци:

Овцы, зайцы, улицы, больницы, пальцы, луковицы, пуго­вицы, мельницы, ножницы, рукавицы, колхозницы, цыган­ка, цыплёнок, цинга, цилиндр, акация, авиация, милиция, операция, лекция, порция.

Упражнение 8. Назвать предметы, изображённые на картинках.

 


 





 



Упражнение 9. Произносить (читать) предложения.

На цепи собака. На опушке зайцы. В конце деревни кузница. У нашего дома акация. Мне нужна пуговица. Подай мне ножницы. Мы по улице бежим. Бойцы охраняют границы. У Вовы на пальце царапина. В колодце холодная водица. В мешке огурцы и луковицы. На улице мороз-бери рукавицы. Ходят по улице мокрые курицы. К колодцу пришли овцы. Зайцы обглодали деревцо. По улице едет конница. В цирке мы видели медведицу. Колхозница цедила молоко. У восьмёрки два кольца без начала и конца.

Упражнение 10.Загадки:

Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы)

Кто всех пугается, под кустом спасается, да на зуб волку попадается.(Заяц)

Два близнеца, два братца на нос верхом садятся.(Очки)

 

Упражнение 11. Дополнить предложения по картинкам. Произносить (чи­тать) предложения.




Я потерял


 


 


 


 


Продавец принёс

 

 


Упражнение 12. Чистоговорки и стихи.

Це-це-це, це-це-це,                  Цо-цо-цо, цо-цо-цо

Вот вам сказка о яйце,                 Сами мы съедим яйцо.

Цо-цо-цо,цо-цо-цо,                   Цу-цу-цу, цу-цу-цу,

Курица снесла яйцо.                 Не пускать её к яйцу!
цу-цу-цу, цу-цу-цу,                   Цы-цы-цы, цы-цы-цы,

Киска тянется к яйцу                Отогнали? Молодцы!

 

Посылали молодицу,           Цып-цып-цып, цыплятки,

На улицу по водицу,            Есть водица в кадке,

А водица далека,                  Кто меня боится,

А бадейка велика,                Тем не дам водицы,

Ты , девица, не ходи,           Вот бегут цыплятки,

Молодица, посиди.              Не боятся кадки,

                                                  Возле кадки блюдце,

                                               Все они напьются.

Упражнение 13. Произносить (читать) и пересказывать тексты.

I. У куста сидит заяц. Охотник целится в зайца. Бац! И заяц ускакал.

2.  Две цапли свили гнездо на болотце. Отложили яйца. Долго сидели цапли на яйцах. Наконец появились птенцы.

         3.                                                        Братец

У меня братец Ваня. Он маленький. Так и норовит палец в рот сунуть. Мама меня просит следить за Ваней. Во дворе колодец. Ваня может упасть в колодец. Может сунуть палец в рот собаке. Ваня любит сладкое. Дал ему продавец леденец. Ваня схватил леденец и сосал. Вырастет Ваня — будет молодец.


















На границе

Отец служил на границе. Вместе с другими бойцами он охранял границу. Им помогали собаки. Бойцы ценили собак. Собаки любили бойцов. У отца была собака Цибик. Цибик не раз помогал отцу. Один раз отец был ранен. Цибик спас его от смерти. Отец помнит Цибика.

Упражнение 14. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Цыплята

Вывела курица цыплят. Все они одинаковые, пушистые. Дала курица им имена. Цыплёнка, который родился первым, курица назвала Цып. Цыплёнка, который родился вторым, курица назвала Цып-Цып. Цыплёнка, который родился третьим, она назвала Цып-Цып-Цып.

Чем позже родился цыплёнок, тем длиннее у него было имя. Самое длинное имя было у десятого цыплёнка Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып-Цып. Когда цыплята получили имена, они стали ссориться.Цыплёнок, имя которого было длиннее, ссорился со всеми, у кого имена были короче. Цып-Цып не здоровался с Цыпом. Цып-Цып-Цып задирал нос перед Цыпом и Цып-Цыпом. Самым гордым был десятый цыплёнок. Он носил самое длинное имя.

(По М. Петрову.)

Планы индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения: звук [ш]

 (краткий)

III. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков     (с – ш) в слогах, начале слова в игре:

«Кто говорит Саня или Шура?»

 

IV. Отработка артикуляционных упражнений и выработка направленной воздушной струи для постановки звука Ш.

1. «Рупор» – 4-5 раз.

2. «Качели» – 4-5 раз.

3. «Почисти зубки» – 4-5 раз.

4. «Вкусное варенье» – 4-5 раз.

5. «Чашечка» – 4-5 раз.

6. «Фокус» – 4-5 раз.

 

V. Постановка звука Ш (по подражанию, основываясь на тактильных ощущениях).

 

VI. Автоматизация поставленного звука Ш изолированно, в слогах, начале слова (со слогом – ша, фразах (ответах на вопросы со словами: шаг, шар, шапка, шарф и т. д.).

 

 

VII.  Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ш в этих словах.

 

VIII.Дифференциация (ранее отработанных) звуков.

 

 

План

Индивидуального занятия

(подробный)

1. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков        (с – ш) в слогах, начале слова в игре «Кто говорит Саня или Шура?»

Покажи пальчиком (на картинку), кто говорит Саня или Шура? (с, ш, ш, с; са, ша, су, шу, со, шо, сы, ши, сэ, ше; сад, шар, санки, шапка, сук, шут, сын, шина, сок, шок, сутки, шутки, сумка, суп, шуба).

2. Отработка артикуляционных упражнений, подготавливающих к постановке звука Ш.

1. «Рупор» - губы округлены и чуть вытянуты вперед, зубы сомкнуты (4-5 раз).

2. «Качели» - попеременно поднимание и опускание кончика языка за верхние и нижние зубки (4-5 раз).

3. «Почисти зубки» – водить кончиком языка то за нижними, то за верхними зубами (4-5 раз).

4. «Вкусное варенье» - вести широким кончиком языка с верхней губки внутрь в рот, губы в улыбке, рот приоткрыт (4-5 раз).

5. «Чашечка» - рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов (4-5 раз).

6. «Фокус» - поднять широкий кончик языка к верхней губе (не прижимать) и дуть на кончик носа, где лежит ватка. Ватка должна от дутья подниматься вверх (4-5 раз).

1. Постановка звука Ш.

Сначала пробую поставить звук Ш по подражанию, основываясь на тактильные ощущения. Если у ребенка не получается, то ставлю звук с помощью следующего приема.

Ребенок несколько раз произносит слог СА и во время его произнесения постепенно (плавно) поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. По мере подъема языка меняется характер шума согласного звука. В момент появления шипящего шума, соответствующего акустическому эффекту нормированного Ш, логопед фиксирует внимание ребенка с помощью зеркала на этой позе. Затем просит сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выходу звук а (в результате слышится слог Ша).

Ребенок произносит слог СА при верхнем положении языка и внимательно прислушивается к тому, какой звук при этом получается. 

2. Автоматизация поставленного звука Ш.

1. Изолированно в игре «Змея шипит» - ш-ш-ш-ш несколько раз (можно то громче, то тише).

2. В слогах: ша-ша-ша, шу-шу-шу, шо-шо-шо, ши-ши-ши, ше-ше-ше (медленно и утрированно).

3. В начале слова, фразах (в ответах на вопросы логопеда предложениями) по картинкам, карточкам.

Например:

1. Шаль – Что у мамы? – У мамы шаль.

2. Шакал – Кто в клетке? – В клетке шакал.

3. Шалун – Кто Вова? – Вова шалун.

4. Шапка – Что у Димы? – У Димы шапка и т. д.

4. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука Ш в слове. Например: шу-ба – 2 части (слога), звук Ш в начале слова.

5. Автоматизация звука Ш на последующих занятиях в середине слова в словах и фразах по картинкам и карточкам.

Например:

1. Лошадка – Что у Шуры? – У Шуры лошадка.

2. Кушал – Что делал Дима? – Дима кушал.

3. Каша – Что кушал Дима? – Дима кушал кашу.

6. Зачем на последующих занятиях звук Ш отрабатывается в слогах со стечением согласных и в словах в начале слова.

Например: шка-шко-шку

1. Шкаф – Что купили? – Купили шкаф.

2. Школа – Куда идет Шура? – Шура идет в школу.

7. Далее звук Ш автоматизируется в закрытых слогах.

Например: аш-ош-уш-ыш-иш

1. Кошка – Кто ловит мышку? – Кошка ловит мышку.

2. Ушки – Что у кошки? – У кошки ушки.

8. Далее звук Ш автоматизируется в чистоговорках, потешках, стихах, загадках, пересказе рассказов и т. д.

1. Шапка да шубка.

Вот и весь Мишутка.

2. Шайба да клюшка,

Вот и весь Илюшка.

3. Чашка да ложка

Вот и весь Антошка.

9. Далее на занятиях осуществляется дифференциация в речи звуков: (ш-с) по той же схеме: изолированно, в слогах, в начале и середине слова, в закрытых слогах, фразах, чистоговорках и текстах, дидактических играх.

Например: игра «Вставь нужное слово»

1. сок – шок

Маша пила …(сок).

У Сани от боли был … (шок).

2. шутки - сутки

    Папа приехал на следующие … (сутки).

    Он сразу начал говорить … (шутки).

 

КАРТОЧКА №1

Звук Ш – характеристика: согласный, глухой, твердый.

 

Артикуляция: кончик языка поднят за верхние зубы, губы округлены и выдвинуты вперед, изо рта идет теплая струйка воздуха.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 681.