ОТСТАВКА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ПОРЯДОК ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА ОТ ДОЛЖНОСТИ

Согласно статье 87 Конституции Президент Республики Беларусь может в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается Палатой представителей. Кроме того, Президент может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности. Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством не менее 2/3 голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее 2/3 голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии.

Президент Республики Беларусь может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее 1/3 ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики.

В силу статьи 88 Конституции Республики Беларусь (часть вторая) Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее 2/3 от полного состава Совета Республики, а также не менее 2/3 от полного состава Палаты представителей.

Предложение о смещении Президента Республики Беларусь с должности не может инициироваться в период рассмотрения в соответствии с Конституцией вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента.

В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь.

Тема № 15

«ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ»

 

Структура, порядок формирования и принципы деятельности Парламента-Национального собрания Республики Беларусь.

Срок полномочий и компетенция Парламента - Национального собрания Республики Беларусь.

Делегирование Национальным собранием Республики Беларусь законодательных полномочий Президенту Республики Беларусь.

Основные организационно-правовые формы работы Парламента-Национального собрания Республики Беларусь и его палат.

Постоянные и временные комиссии палат Парламента - Национального собрания Республики Беларусь, их состав и компетенция.

Досрочное прекращение полномочий Парламента - Национального собрания Республики Беларусь.

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 1. – 1/0; 2004. – № 188.– 1/6032.

2. Закон Республики Беларусь от 21 февраля   1995 г. «О Президенте Республики Беларусь» (в ред. Закона от 7 июля 1997 г. с изм. и доп.) // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. – 1997. – № 24. – Ст. 463; Нац. реестр правовых актов  Респ. Беларусь. – 2000. – № 100. – 2/203; 2006. – № 166. – 2/1263.

3. Закон Республики Беларусь от 4 ноября 1998 г. «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» (с изм. и доп.)// Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. – 1998. – № 35. – Ст. 516; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 11.01.2015. – 2/2230.

4. Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. «О Национальном собрании Республики Беларусь» (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 172. – 2/1467; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 27.11.2013. – 2/2070.

5. Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. «О Совете Министров Республики Беларусь» (с изм. и доп.)  // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 184. – 2/1521; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 16.01.2014. – 2/2122.

6. Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (с изм. и доп.)  // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2010. – № 17. – 2/1660; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 23.01.2014. – 2/2128.

7. Директива Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 41. – 1/5393.

8. Директива Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2  «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.– 2007. – № 2. – 1/8173.

9. Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства»// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 146. – 1/8668.

10. Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» //Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 3. – 1/12259.

11. Решение Совета Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 21 апреля 1997 г. «О перечне основных вопросов, относящихся к компетенции постоянных комиссий Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь» // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. – 1997. – № 19. – Ст. 344.

12. Постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. «О Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 248. – 4/5670.

13. Постановление Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г. «О Регламенте Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов  Респ. Беларусь. – 2009. – № 15. – 4/5869; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 24.10.2013. – 2/7624.

14. Постановление Палаты представителей Национального собрания Республики  Беларусь от 18 октября 2012 г. «Об образовании постоянных комиссий Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь» // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 23.10.2012. – 4/9310.

15. Постановление Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 19 октября 2012 г. «Об образовании постоянных комиссий Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» //Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 25.10.2012. – 4/7317.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Учебник / Г.А. Василевич.– Минск: Книжный Дом, 2010. – 768 с.

2. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Академия управления при Президенте Респ. Беларусь, 2003. – 379 с.

3. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Выш. школа, 2004. – 351 с.

4. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебник / Д.М. Демичев. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. – 416 с.

Дополнительная

1. Баглай, М.В Конституционное право Российской Федерации. −  М., 1997.

2. Василевич, Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь. – Минск, 1998.

3. Василевич, Г.А. Парламент Республики Беларусь. − Минск, 1995.

4. Демичев, Д.М. Законодательные органы в механизме реализации функции преодоления последствий чернобыльской катастрофы // Чернобыльская катастрофа: государственно-правовые проблемы преодоления последствий. − Минск: Экоинформ, 1997.  − С. 90 − 134.

5. Демичев, Д.М. Ветви одного дерева // Беларусская думка.  − 2003.  − № 12. − С. 100 – 104.

6. Демичев, Д.М. На том стоим и стоять будем // Беларуская думка.  − 2006. − № 11.  − С. 134 – 138.

7. Демичев, Д.М. Конституция Республики Беларусь и принцип разделения властей // Проблемы реализации норм права в условиях формирования рыночных отношений: Материалы респ. науч.-практ. конф. (Минск, 24 нояб. 2006 г.). – Минск: БГЭУ, 2006.  − С. 35 – 41.

8. Демичев, Д.М. Конституционные основы классификации системы государственных органов в Республике Беларусь // Специфика государственного строительства на принципах устойчивого развития общества. Монография.  − Минск: Право и экономика, 2007. −  С. 147 – 149.

9. Демичев, Д.М. Законодательные органы в системе разделения властей // Специфика государственного строительства на принципах устойчивого развития общества. Монография.  − Минск: Право и экономика, 2007. − С. 166 –191.

10. Демичев, Д.М. Государственное строительство как сфера деятельности органов государственной власти Республики Беларусь //Специфика государственного строительства на принципах устойчивого развития общества. Монография. − Минск: Право и экономика, 2007. − С. 132–230.

11. Депутат парламента в зарубежных государствах. − М., 1995.

12. Конституционный строй России. Выпуск второй. Вопросы парламентского права. Сборник статей.  − М., 1995.

13. Лукашенко, А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент. Доклад Президента Республики Беларусь на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы 27 марта 2003 г. // Рэспублiка. − 2003.  − 29 марта.  − С. 1 − 7.

14. Лукашенко, А.Г. Сильная экономика и честная власть – фундамент независимости страны и процветания нации. Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию // Советская Белоруссия. – 2014. – 23 апреля. – С. 1 – 8.

15. Окуньков, М.А Президент Российской Федерации. − М., 1996.

16. Очерки парламентского права. Сборник статей.  − М., 1993.

17. Парламенты мира. − М., 1991.

18. Роберт, Г.М. Азы парламентской культуры. − Нью-Йорк, 1992.

19. Сахаров, Н.А. Институт президентства в современном мире. − М., 1994.

20. Соколов, К.Н. Парламентаризм: опыт правовой теории парламентского строя.  − СПб., 1912.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 67.